У ребенка свое особое умение видеть эссе. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

Жан Жак Руссо

Бернард Шоу

диалогического сообщества

Описание проекта:

Цель проекта

Задачи:

Целевая аудитория:

Представители организаций:

Сроки реализации проекта:

Новые виды энергии.

БИОЭНЕРГИЯ.

Энергия Растений + + (50%)

Энергия Животных + + + (75%)

Как очистить Северную Двину?

Сети (50%)

Магнит (50%)

Водолазы (50%)

Живая планета.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Экология

Энергетика

Строительство

Инфраструктура

Нравственность

____________________

____________________

Презентация проектов

Ожидаемые результаты:

Расписание по месяцам

сент. окт. ноябрь дек. янв. февр. март. апр. май
+
+ +
Сбор и обработка вопросов + +
2 октября общий сбор «Четыре моря» + * + + +
Он-лайн «мозговой штурм» +
Создание моделей + +
+
+

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Жан Жак Руссо

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.

Бернард Шоу

Рябиновая гроздь – символ единства. Ягоды растут на одной ветке, где нет главной или второстепенной ягоды.

Все ягодки питаются из одной ножки грозди и получают равное количество питательных веществ.

Созревая, ягода падает на землю, дает начало новому дереву, которое снова создает множество таких же гроздьев.

Этот символ мы положили в основу названия и объяснения сути нашего проекта.

У детей еще не сложились жесткие стереотипы отношения к окружающему миру, их сознание открыто для инноваций и генерации идей, объясняющих те явления, которые происходят вокруг них. Они готовы впитывать новое и отдавать свое творчество, не задумываясь о том, что расточают его для других. Сознание ребенка не отягчено житейскими условностями, поэтому он может позволить себе сказать правду там, где взрослый промолчит или солжет. «Устами младенца глаголет истина», – эта библейская мудрость тысячелетиями характеризовала безграничные возможности ребенка. Именно плод творения и создается в символе нашего проекта при создании особых условий в работе с детьми.

В ребячью группу (рябиновая ветвь) вбрасывается некая проблема, которая является вызовом для современного общества, с просьбой предложить ее решение. Нет никаких ограничений на ее разрешение. Сам заказ и процесс его выполнения питает каждого участника проекта, заставляя его развиваться… Поговорим, поспорим, поразмышляем, пофантазируем… предложим целый каскад идей, а может быть и целый механизм решения проблемы. Нарисуем, напишем, оформим в проект и отправим дальше на дозревание следующей грозди: студентам, профильным специалистам, ученым…

Таким образом, развитие идеи происходит с использованием коллективного творения через создание в детской группе отношений диалогического сообщества , которое позволило бы большинству детей сделать качественный скачок в социальном созревании. Отношения диалогического сообщества это отношения доверия, уважения мнения другого, заботы и сотрудничества. Качественный скачок в социальном созревании выражается, прежде всего, в том, что ребенок раскрывает в себе способности, о которых он раньше не знал, и видеть в ткани человеческих отношений те механизмы, которых он раньше не видел.

Описание проекта: в основу данного проекта положен комплексный подход, сочетающий технологии коллективно-творческого воспитания, исторически апробированные на протяжении 50 лет во Всероссийском детском центре «Орленок», и современные технологии групповой модерации. «От предложения каждого к общему делу», «Каждая выдвинутая идея является ценностью сама по себе, а ее автор бесценен для группы». Подобный подход позволяет решать задачи образования и воспитания ребят, их социального созревания, учит работать в группе, вычленять лучшее, закладывать навыки для творческой коммуникации и взаимодействия.

В современном обществе множество проблем, которые необходимо решать миром. От этого зависит развитие общества и каждого человека в нем. Это проблемы экологии культуры, сознания, природы, производства, национальной терпимости, социального неблагополучия и т.п. Проект позволит участникам стать сопричастными к решению этих проблем, а, следовательно, повысит уровень ответственности ребенка в их разрешении. Границ у проекта нет. В нем могут принять участие дети и молодежь всех регионов страны, главное, чтобы рядом с ними был умный и авторитетный педагог, который поможет вычленить проблему и поддержать ребенка во время ее осмысления и выдвижения идей. Только в этом случае, проблема может быть решена на уровне идей в детской группе. Любая фальшь и заигрывание чутко воспринимаются детьми.

Коллективно - творческое воспитание становится одним из условий воспитания у подростков норм коллективного взаимодействия и творческой самореализации в совместной деятельности, направленной на развитие лидерского потенциала, социального опыта, условием социально-педагогической поддержки развития лидерских и гуманитарных возможностей ребят и удовлетворяет целому комплексу потребностей современного подростка в саморазвитии:

Þ когнитивной (познавательная);

Þ креативной (творческая, освоение способов творчества);

Þ коммуникативной (общение со сверстниками и взрослыми, способы совместной деятельности);

Þ гностической (жизненное целеполагание в саморазвитии);

Þ в ценнностно-ориетированном самоопределении;

Þ в объективной самооценке в атмосфере заботы, защищенности и свободы выбора видов деятельности и общения в детском объединении.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему ребят – из «контролирующего органа» педагог превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с детьми. Растет доверие к взрослому наставнику, растет его авторитет и уважение. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такой встречи с детьми в рамках Рябинового проекта, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников.

Цели применения модерации – эффективное управление детской группой в процессе обсуждения проблемы, максимально полное вовлечение всех участников в этот процесс, поддержание высокой творческой активности детей на протяжении всей встречи. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени, а также энергии и потенциала всех участников творческого процесса (педагога и детей).

Модерация имеет следующие характеристики:

Сосредоточена на конкретной проблеме;

Ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;

Исключает формальный контроль и оценку;

Содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;

Создает психологически комфортные условия для участников встречи.

Творческий продукт группы по обозначенной проблеме оформляется в своеобразный проект, оригинальные действенные модели решения проблем своих регионов в самых разнообразных сферах, которые передаются тем, кто готов его подхватить для дальнейшей детальной разработки: в профильные студенческие группы, группы специалистов, в органы государственной власти, научно-исследовательские институты, на предприятия …

Одной из идей данного проекта является объединение усилий детей и молодежи 4 морей, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, как продолжателей традиций великого исследователя с пытливым умом.

Цель проекта – вовлечение детей и молодежи в процессы социального развития общества, направленные на поиск возникающих проблем через творческую разработку проектов и моделей их разрешения

Задачи:

1) Развитие навыков работы в группе;

2) Развитие отношений между регионами;

3) Взаимодействие с предприятиями и организациями;

4) Вовлечение молодежи, не имеющей возможности в повседневной жизни реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;

5) Дать людям, с ограниченными возможностями, реализовать себя;

Целевая аудитория:

Дети и молодежь 13-16 лет, чувствующие острую потребность в реализации собственного творческого потенциала, готовые взять ответственность за разрешение существующих проблем общества, дети и молодежь с ограниченными возможностями, которые хотят доказать, прежде всего себе то, что они могут быть полезными.

Представители организаций:

АГШШ, МСА, интеллектуальная молодежь (клуб «Что? Где? Когда?), КВНщики, флеш-моберы, воспитанники секций авиа- и судомоделирования.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2011 года – май 2012 года

На сегодняшний день в проекте приняли участие:

Ученики 33 школы г.Архангельска, ученики ГНОУ АО «Университетская Ломоносовская Гимназия» г.Архангельска, участники 52 Сбора Старшеклассников, участники Учебы Актива, ДЛО «Бригантина» г. Санкт-Петербург, ученики Детской Христианской школы из США.

Первые итоги «Рябинового проекта»:

Новые виды энергии.

Замечена тенденция ответов, связанных со всем живым (Овощная и фруктовая энергия, деревянная энергия, мозговая энергия, бактоэнергия, энергия человека, энергия разума, Энергия голоса, дыхания, движения, энергия травы, энергия животных, энергия цветов) некоторые идеи повторяются и ни по разу, скорее всего энергия будущего это и естьБИОЭНЕРГИЯ.

Самые популярные предложения:

Энергия человека (энергия разума) + + + + (100%)

Энергия Растений + + (50%)

Энергия Животных + + + (75%)

Как очистить Северную Двину?

Прикрепить ковш к подводной лодке (75%)

Сети (50%)

Магнит (50%)

Водолазы (50%)

Что можно сделать в Арктике из железного мусора?

Загоны разводить животных (50%)

Какую работу я хочу делать в будущем?

Хочется отметить, что большое количество идей было связанно с человеком (Дарить людям счастье, Открывать людей, Лечить людей, Выслушивать людей, Помогать друг другу, Писать сказки…)

Правила общения разумных существ в будущем.

Хочется отметить, что большое количество идей было связанно с человеком и природой, (Уважение, бережливое отношение к природе и к людям, возможность самовыражения, мир без границ..)

Живая планета.

Хочется отметить, что большое количество идей было связанно с человеком и природой (Самореализация, Экофабрики, Жизнь ради жизни, Уничтожение границ, бережное отношение ко всему живому)

Общий итог: Рассмотрев идеи и предложения перед проблемами, можно сказать, что, по предварительным данным, от будущего ждут: энергии от всего живого, хорошего отношения ко всему живому и рационального использования всего живого на планете Земля.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

2.1. Интернет опрос в виде конкурса на лучшее описание проблемы регионов:

Экология

Энергетика

Строительство

Инфраструктура

Нравственность

____________________

____________________

2.2.Отбор и переформулировка лучших вопросов.

3.1. Прием заявок на участие в рабочих группах проекта

3.2.Создание рабочих групп в каждом из регионов, которые отвечают на лучшие вопросы.

Каждая из групп оформляет лучшие идеи. Создает модели, макеты, рисует схемы.

4. Проведение «мозгового штурма» он-лайн.

Презентация проектов

Выявление лучших проектов и моделей

5. Презентация моделей для организаций и предприятий, заинтересованных в развитии исследуемой отрасли с дальнейшей перспективой внедрения данных моделей в производство.

Ожидаемые результаты:

1. Создание инициативных групп в регионах с перспективой дальнейшего сотрудничества;

2. Повышение статуса молодежи и людей с ограниченными возможностями в обществе;

3. Внедрение нестандартных идей в основные отрасли жизни и производства в регионах.

Расписание по месяцам

сент. окт. ноябрь дек. янв. февр. март. апр. май
Сбор организаторов Рябинового проекта +
Размещение рекламы на различных информационных площадках + +
Сбор и обработка вопросов + +
Формирование рабочих групп; 2 октября общий сбор «Четыре моря» + * + + +
Он-лайн «мозговой штурм» +
Создание моделей + +
Презентация для предприятий и организаций +
Подведение итогов Рябинового проекта он-лайн +

Предложенный вам вариант Рябинового проекта не окончательный, он живой, он все время изменяется, как меняется все и всегда во Вселенной. Каждая сессия Рябинового проекта (работа с детьми) начинается с того, что мы определяем наш космический адрес, а в бесконечной Вселенной есть одна единственная константа – это постоянные изменения.

Если вас заинтересовал наш проект, если Вы хотите, как дети свободно и радостно творить (фантазировать, придумывать, генерировать и решать даже самые сложные задачи) мы будем всегда рады помощникам и друзьям.

Интересные и познавательные цитаты о семье и детях.

Умные мысли о воспитании детей

Дети – это самое дорогое из развлечений.
Михаэла Йософ

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим.
Жан Жак Руссо

Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

На ошибках учатся. Мужчина никогда не станет будить своего второго ребенка, просто чтобы посмотреть, как он ему улыбнется.
Джен Дженсен

Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.
Андре Моруа

Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы.

Жизнь – это борьба, и готовиться к ней нужно с детства. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа «О воспитании детей»

Рано или поздно мы все начинаем цитировать наших матерей.
Берн Уильямс

Портит детей не то, что мы им уступаем, а то, что мы уступаем им, только бы избежать конфликта.
Джон Грей «Дети дарованы свыше»

Друг – это тот, кто все о тебе знает и при этом тебя любит.
Генри Брун

Я родился и вырос среди крокодилов, с ними у меня не было никаких проблем. А вот дети… такие непредсказуемые.
Стив Ирвин, охотник на крокодилов

Интересные высказывания о семье

Никто не может превзойти в умении попасть по движущейся мишени мать, кормящую с ложки малыша.
Лоррейн Пример

Как-то раз дедушка спросил своего внука, о чем он так сильно задумался. Внук ответил: «Деда, в моем сердце дерутся два волка. Один – злой и страшный, второй – милый и добрый». «Какой же из них победит?» – спросил дедушка. «Тот, которому я позволю это сделать» – ответил внук.
Блекхок

Не имеет значение, насколько мало Ваше достижение – оно ВАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ – и это здорово!
Грег Куинн

Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.
Маргарет Тэтчер

Успех – это путь, а не место назначения.
Бен Свитленд

Чтобы изменить мир мы должны сначала изменить себя.
Сократ

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.
Оноре де Бальзак

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа

Плохо иметь отцом блудного сына.
Веслав Брудзинський

Что может быть утешительнее, чем обнаружить у своего отпрыска свои же дурные черты? Это почти отпущение твоих грехов.
Ван Вик Брукс

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
Альбер Камю

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Антон Павлович Чехов

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Антон Семенович Макаренко

Человек не создается обстоятельствами, обстоятельства создаются человеком.
Бенджамин Дизраэли

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.
Джон ЛОКК

Родители достаются нам, когда они уже слишком стары, чтобы исправить их дурные привычки.
Александр Иванович Герцен

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
Виктор Гюго

Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами.
Бенджамин Франклин

Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя.
Мухаммед Газали

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.
Антон Семенович Макаренко

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Анатолий Васильевич Луначарский

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Антон Семенович Макаренко

Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Антон Семенович Макаренко

Наши дети - это наша старость.
Антон Семенович Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
Антон Семенович Макаренко

Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.
Августин

Взрослые всегда должны помнить о том, чтобы не показать детям дурного примера.
Децим Юний Ювенал

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.
Эстер Селсдон

(Visited 26 965 time, 9 visit today)

Пользовательского поиска

Умные мысли о воспитании детей

Дети – это самое дорогое из развлечений.

Михаэла Йософ

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим.

Жан Жак Руссо

Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Жан Жак Руссо

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

На ошибках учатся. Мужчина никогда не станет будить своего второго ребенка, просто чтобы посмотреть, как он ему улыбнется.

Джен Дженсен

Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.

Андре Моруа

Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы.

Жизнь – это борьба, и готовиться к ней нужно с детства. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.

Андре Моруа "О воспитании детей"

Рано или поздно мы все начинаем цитировать наших матерей.

Берн Уильямс

Портит детей не то, что мы им уступаем, а то, что мы уступаем им, только бы избежать конфликта.

Джон Грей «Дети дарованы свыше»

Друг – это тот, кто все о тебе знает и при этом тебя любит.

Генри Брун

Я родился и вырос среди крокодилов, с ними у меня не было никаких проблем. А вот дети… такие непредсказуемые.

Стив Ирвин, охотник на крокодилов

Никто не может превзойти в умении попасть по движущейся мишени мать, кормящую с ложки малыша.

Лоррейн Пример

Как-то раз дедушка спросил своего внука, о чем он так сильно задумался. Внук ответил: «Деда, в моем сердце дерутся два волка. Один – злой и страшный, второй – милый и добрый». «Какой же из них победит?» – спросил дедушка. «Тот, которому я позволю это сделать» – ответил внук.

Не имеет значение, насколько мало Ваше достижение – оно ВАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ – и это здорово!

Грег Куинн

Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Успех – это путь, а не место назначения.

Бен Свитленд

Чтобы изменить мир мы должны сначала изменить себя.

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.

Оноре де БАЛЬЗАК

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.

Андре МОРУА

Плохо иметь отцом блудного сына.

Веслав БРУДЗИНЬСКИЙ

Что может быть утешительнее, чем обнаружить у своего отпрыска свои же дурные черты? Это почти отпущение твоих грехов.

Ван Вик БРУКС

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Альбер КАМЮ

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Антон Павлович ЧЕХОВ

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Антон Семенович МАКАРЕНКО

Человек не создается обстоятельствами, обстоятельства создаются человеком.

Бенджамин ДИЗРАЭЛИ

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Джон ЛОКК

Родители достаются нам, когда они уже слишком стары, чтобы исправить их дурные привычки.

Александр Иванович ГЕРЦЕН

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.

Виктор ГЮГО

Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами.

Бенджамин ФРАНКЛИН

Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя.

Мухаммед ГАЗАЛИ

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

Антон Семенович МАКАРЕНКО

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

Анатолий Васильевич ЛУНАЧАРСКИЙ

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Антон Семенович МАКАРЕНКО

Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Антон Семенович МАКАРЕНКО

Наши дети - это наша старость.

Антон Семенович МАКАРЕНКО

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

Антон Семенович МАКАРЕНКО

Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.

АВГУСТИН

Взрослые всегда должны помнить о том, чтобы не показать детям дурного примера.

Децим Юний ЮВЕНАЛ

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Жан-Жак Руссо

Дайте детству созреть в детях. Жан-Жак Руссо

Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Василий Сухомлинский

Это завтрашние судьи наши. Максим Горький

Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. Василий Ключевский

Один значит больше, чем сто учителей. Дэвид Герберт

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость. Моруа Андре

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд

Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают. Оскар Уайльд

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. Людвиг ван Бетховен

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, — это научить их любить себя. Луиза Хей

Цель воспитания — это научить наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве

Первая проблема родителей — научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая — найти это приличное общество. Роберт Орбен

Все дети мира плачут на одном языке. Леонид Леонов

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа. Жан-Жака Руссо

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки. Виктор Гюго

Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет - не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим - бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется - пустотою же; выгоните одну, явится другая. Виссарион Белинский

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Антон Макаренко

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. Роберт Шуман

Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Эрма Бомбек

Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. Пьер Буаст

Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора. Томас Фуллер

Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. Надин де Ротшильд

Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними. Элеонора Рузвельт

Спросили одного живописца, почему, в то время, как он делает такие прекрасные фигуры, являющиеся предметами мертвыми, — по какой причине сделал он детей своих столь безобразными. На что живописец ответствовал, что картины он делает днем, тогда как детей ночью. Леонардо да Винчи

Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении. Иоганн Вольфранг

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Антон Макаренко

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста, — это не делать никому зла. Жан-Жак Руссо

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас,взрослых, они умеют пользоваться настоящим. Жан де Лабрюйер

Будущее нации - в руках матерей. Оноре де Бальзак

Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение. Антон Макаренко

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. Лев Толстой

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. Константин Ушинский

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость. Жан-Жак Руссо

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Ян Коменский

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. Фридрих Шиллер

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой. Пифагор

Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами. Шарль Сент-Бев

Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Жозеф Жубер

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. Антуан де Сент-Экзюпери

Недавно я перечитывал «Исповедь» Руссо и, закрыв книгу, задумался: можно ли назвать «учителем жизни» того, кто так плохо справлялся с обустройством своей собственной жизни? Этот уроженец Женевы оставил карьеру ремесленника, которая могла бы принести ему благоденствие, и посвятил себя сочинительству, которое так и не сделало его счастливым. Он бросил своих пятерых детей. Был робким, обидчивым, часто стыдился самого себя, постоянно боялся кому-то не понравиться и совершенно не умел, как мы бы сейчас выразились, «себя поставить». Его эмоциональная зрелость так и осталась под большим вопросом: жену он называл «тетушкой», а любовницу – «мамочкой». Не паханое поле для психоаналитика! В довершение всего в 45 лет его подозрительность и уязвимость обернулись манией преследования. На протяжении двадцати лет он считал себя жертвой заговора собственных друзей.

Учиться жизни у Руссо? Может, лучше пожалеть его? И все же… Его слабости и ошибки были обратной стороной чувствительности – черты характера, которая в нем была развита до предела. Чувствительные люди в наше время могут казаться нелепыми, манерными, наивными и даже глуповатыми, а между тем, настоящая чувствительность – редкое и драгоценное качество. Она – необходимое условие совестливости и восприимчивости, непосредственности и умения сопереживать. Согласимся, этому стоит поучиться.

Его даты

  • 28 июня 1712: родился в Женеве. Мать умерла через 10 дней. Его воспитывали отец и тетушка, потом дядя.
  • 1724-1725: в обучении у нотариуса, затем у гравера.
  • 1728: первая встреча с госпожой де Варанс; работает ее секретарем. Она становится для него матерью, другом и любовницей.
  • 1742: учит музыке и копирует ноты; знакомится с Дидро и энциклопедистами.
  • 1745: сходится с неграмотной белошвейкой Терезой Левассер; она родила ему пятерых детей. Всех их поместили в приют.
  • 1750: пишет «Рассуждение о науках и искусствах», которое выиграло конкурс эссе, объявленный Дижонской академией наук.
  • 1756: начинает работать над «Новой Элоизой».
  • 1757: начало размолвки с Дидро и его друзьями.
  • 1762: напечатаны «Общественный договор» и «Эмиль».
  • 1766: начинает писать «Исповедь».
  • 2 июля 1778: умирает в Эрменонвилле.
  • 1794: останки Руссо перенесены в парижский Пантеон.

Ключи к пониманию

Быть – значит чувствовать

Именно чувства позволяют испытывать настоящую радость от собственного существования. Родившийся в век рационализма, Жан-Жак был счастлив только тогда, когда что-то заставляло его волноваться, содрогаться от ужаса или восторга, воспламеняться или приходить в ярость. Сильные чувства давали ему ощущение резонанса с самим собой, и он неоднократно признавался, что «упивается» ими. За этими переживаниями стоит не только культ своего «Я»; это еще и определенный способ бытия в мире, делающий человека доступным для иного.

Слияние сердец

Для Руссо с его романтическим переживанием мира «жить – значит любить». Другие люди часто вызывают у него умиление, он ищет близости с ними. «Любовь и дружба – вот два кумира моего сердца». Отсюда и его неприязнь к конфликтам и спорам: «Я не могу ненавидеть».

Естественное воспитание

«НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖИЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НАСЧИТАТЬ БОЛЬШЕ ЛЕТ, А ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЧУВСТВОВАЛ ЖИЗНЬ».

Врожденная, природная доброта наиболее отчетливо присутствует у ребенка, и уже поэтому ребенок ближе всего к идеалу Руссо. Кроме того, «у ребенка свое, особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Задача воспитателя – оградить детей от влияния неверно устроенного общества и вырастить в уединении гармоничную личность, а для этого сначала воспитывать чувства, а уж потом разум.

Потребность верить

Протестант, затем католик, затем снова протестант-кальвинист, Руссо отличался известной антиклерикальностью и уж никак не был любителем теологических споров, но чувствовал глубокую потребность верить. «Внутреннее чувство» убеждает нас в существовании Бога, и для «сердечной веры» в него не требуется ничего, кроме искренности и умения молиться, не повторяя готовые формулы, а созерцая природу, непосредственно говорящую нам о Создателе. Личная, теплая, толерантная религия, в основе которой – восхищение миром.

Вкус к простым вещам

Руссо сторонится пышности, суеты, салонов и светских бесед, а к деньгам относится свысока: «Ни одна из моих главных склонностей не имеет отношения к вещам, которые можно купить». Что же он любит? Спокойную скромную жизнь, деревню, простую пищу, музыку, пение, чтение книг, прогулки, одиночество. Предпочтения, манящие многих из нас в XXI веке с его суетой и скоростями, манией эффективности и сверхпотреблением, оторванностью от природы…

Об этом

Книги Жан-Жака Руссо

  • «Юлия, или Новая Элоиза», Художественная литература, 1968.
  • «Педагогические сочинения», Педагогика, 1981.
  • «Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве», АСТ, 2004.