Вопросы для рубрики горячий стул. Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива «Класс глазами каждого

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Как распределяются роли в семье?

Человек живёт в самых разных системах (к примеру, в социальной, политической, философской системе и пр.), зависит от них, прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его так называемая

Семья — это система взаимоотношений

В семье важны не только её члены сами по себе, но также отношения и связи между ними. Другими словами, для семьи имеет значение не только её структура, но и организация , которая зависит от способов взаимодействия её членов. Мало того, ни одно явление семейной жизни невозможно изучать и трактовать как отдельный элемент, но всегда только по отношению ко всей системе конкретной семьи.

Члены семьи обычно взаимосвязаны друг с другом очень крепкими узами . Эти связи гораздо более прочные, чем может на первый взгляд показаться. Влияние семьи происходит даже после удаления из неё: человек может покинуть семью, но это отдаление будет только «физическим», телесным. В психологическом и духовном плане он никогда не покинет ту семью, из которой ведётся его происхождение. С психосоциальной точки зрения человек всю свою жизнь составляет часть семьи, из которой вышел, а также той семьи, которую сам создал. Эта преемственность поколений называется родом .

Одной из отличительных черт, присущих семье как системе является тот факт, что брак и семейная жизнь, разумеется, ставят определённые ограничения на свободу каждого из членов семьи, но при этом и семья, в свою очередь, является ответственной перед каждым своим членом. Быть абсолютно «автономным» в семье невозможно, поскольку её члены находятся в постоянном физическом, социальном и психологическом взаимодействии, они зависят друг от друга, нуждаются друг в друге. В то же время, семья должна предоставить своим членам, во-первых, личное пространство , в котором им было бы уютно и комфортно, где они чувствовали бы себя свободными и могли отдохнуть и расслабиться, а во-вторых, уверенность в получении эмоционального тепла, защиты и поддержки , без которых человеку трудно созреть и проявить себя как личности.

Второе важнейшее качество семьи как системы — это её динамичность и изменчивость . Семья по природе своей не статична. Любое изменение, которое происходит с одним из членов семьи, напрямую влияет на всех остальных. Точно так же и перемена, произошедшая со всей семьёй в целом, влияет на каждого члена семьи по отдельности. Одним из видов таких изменений является изменение ролей членов семьи.

Семейные роли

Согласно социологическому определению, социальная роль — это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. Каждый человек играет множество ролей, в зависимости от того социального окружения, в котором он живёт. С точки зрения социологии, роли делятся:

  • на относящиеся к «естественному статусу» (пол, возраст и, в целом, всё то, что относится к биологической сущности человека) и
  • те, которые относятся к его «приобретённому статусу» (например, профессия, членство в каком-либо клубе и пр.).

Вступая в брак, каждый человек получает новую роль, которая становится главенствующей по отношению к тем, что у него были до сих пор. Роли сына или дочери, тесно связанные с родительским домом, ослабляются, потому что дети выросли и теперь сами стали супругами . С рождением детей особенно важной становится родительская роль обоих супругов, которая имеет большое значение для нормальной семейной жизни.

Семья — это система, которая может правильно функционировать лишь в том случае, если каждый член семьи хорошо знает свою роль или же учится исполнять те роли, которые от него ждут другие люди. В «расширенной», традиционной семье младшие её члены узнают не только свою роль, но и роли многих других членов семьи.

Каждый человек в семье получает свою идентичность . Он осознаёт, кто он, что от него ждут другие люди, понимает, что бы он сам хотел получить от окружающих, как ему добиться признания сначала в рамках своей семьи, а потом и в обществе. Семья должна брать на себя основную задачу воспитания и социализации ребёнка . В то же время, в современных условиях, другие социальные институты — средства массовой информации, детский сад, школа и пр., — дают свои образцы поведения. С малых лет на детей может повлиять чуждый конкретной семье менталитет и представления о жизни. И, тем не менее, как бы ни влияло общество на представления человека о своей идентичности, именно в семье мальчик готовится стать мужчиной и отцом, а девочка — женщиной и матерью. Пример старших членов семьи помогает младшим получить идентичность своего пола и научиться играть соответствующие социальные роли.

В семье, как и в других социальных группах, имеет место взаимозависимость ролей , например отец-сын, мать-дочь, дедушка-внук. Без внуков не может быть дедушки, а без сына или дочери человек не может играть роль отца или матери.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой. Все роли каждого члена семьи соединяются со всеми ролями, которые играют другие члены. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для недоумений или попыток неправильно истолковать поведение человека в семье.

Отрицание или смешение ролей зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют — или не хотят — распределять семейные роли и хорошо исполнять их.

С течением времени происходит изменение представлений общества о той или иной семейной роли , также человек в течение своей жизни физически, психически и социально развивается, благодаря чему его социальные семейные роли меняются . Это ожидаемый и естественный процесс, который, впрочем, связан с рядом проблем и не всегда является положительным.

Немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер писал: «Идеальная современная мать планирует воспитание своего ребёнка почти по-научному, начиная со строго сбалансированного питания и заканчивая столь же строго определённым и рассчитанным количеством похвалы и наказания, что советуют все популярные книги по психологии. Поведение матери по отношению к ребёнку становится всё более рационалистическим, женщины воспринимают свою материнскую роль как профессию . Даже любовь становится средством педагогики. Спонтанность, естественная безграничная забота и материнское тепло по отношению к детям исчезают».

Современная «нуклеарная» семья возлагает на женщину — супругу и мать — ряд сложных и тяжёлых ролей, с которыми ей бывает не под силу справиться в одиночку. Мужчина — супруг и отец — начинает участвовать в различных работах по дому. В результате границы между ролями мужчины и женщины в ведении домашнего хозяйства всё менее заметны, хотя эта роль по-прежнему традиционно считается женской. Именно поэтому в семье при обсуждении проблем, связанных с обязанностями по дому, должны превалировать чувство ответственности и любовь мужчины.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль отца в современной семье. Многие мужчины исполняют эту роль весьма «фрагментарно». Почему это происходит? Мужчина может слишком посвящать себя работе, в результате чего «теряется» семья. Или его не привлекает семейный досуг, отдых со всей семьёй. Возможно, он «убегает» из семьи из-за поведения супруги, каких-то семейных проблем, которые он не в состоянии или не хочет решать и пр. Иногда мужчина является инфантильным, он всё ещё считает себя частью родительской семьи, зависит от неё и не обладает личной «автономией». Плохие бытовые условия тоже могут стать причиной или поводом к стремлению мужчины находиться вне дома бо льшую часть своего времени, а значит, к неисполнению им своих обязанностей по отношению к семье.

В некоторых случаях члены семьи играют не те роли, которые, теоретически, должны были бы , но те, которые их вынуждают играть обстоятельства (например, работа маленьких детей, родительская роль дедушек и бабушек и т. п.). Когда на одного из детей в семье перекладывается часть родительской роли, то это может оказаться одновременно и необходимой помощью семье в определённых обстоятельствах, и началом больших психологических проблем между этим ребёнком и его братьями и сёстрами. Ребёнку, «исполняющему обязанности» матери или отца, придётся преодолевать зависть, нежелание слушаться, а иногда и ненависть других детей…

Ещё одной проблемой, связанной с переменой или смешением ролей, является общение с пожилыми людьми в семье . Общение внуков с дедушками и бабушками — необходимый и радостный аспект семейных взаимоотношений. В то же время, общение старших членов семьи с молодой супружеской парой обычно наполнено трениями и конфликтами.

Бабушки и дедушки, как самые старшие члены семьи, занимают сегодня почётное, хотя и не главное, место в семейной иерархии. И всё же зачастую их поведение трактуется членами семьи как не вполне адекватное и вызывает у их собственных детей чувство недоумения или раздражения. Чаще всего за такими действиями и подобной реакцией стои т опять же неумение каждого члена семьи грамотно распределить семейные роли или вовремя осознать и приспособиться к перемене своих ролей.

Одной из проблем изменения ролей в семье является так называемый «разрыв поколений» . В самом широком и древнем смысле олицетворяет собой извечную борьбу старого и нового. Естественно ожидать, что у детей будут собственные представления о мире и своём месте в обществе, которые отличаются от мнения старших. Пожалуй, этот конфликт можно назвать не «столкновением ролей», а «столкновением точек зрения» , имеющихся у каждого поколения. Родители и дети, похоже, смотрят на мир «с разных колоколен»:

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

1. Более консервативны. 1. Открыты всему новому.
2. Хранят традиции. 2. Изначально настроены против традиций.
3. Волнуются о будущем своих детей. 3. Их интересует настоящее.
4. Защитники традиционной нравственности. 4. Считают для себя возможной любую нравственность.
5. Более недоверчивы. 5. Доверчивые.
6. Им необходима, прежде всего, безопасность. 6. Их привлекают приключения и риск.
7. Стремятся к спокойствию и тишине. 7. Им нравится шум.
8. Научены опытом своей жизни. 8. Готовы на любой новый опыт.
9. Заботятся о порядке и пр. 9. Отличаются беззаботностью и безалаберностью.
10. Ограничивают себя религиозными ценностями. 10. Для них характерны вольность и распущенность.
11. Беспокоятся о том, «что скажет общество». 11. Им безразличен контроль со стороны общества.
12. Первоочередная задача — «семейная выгода», даже когда она достигается не вполне честным путём. 12. Не принимают бесчестных и неблагородных поступков.

Одна из миссий каждой семьи — помочь детям поставить свои цели в жизни и научить их быть настойчивыми в их достижении. Родители, которые не дают своим детям ничего, кроме денег и удовольствий, создают в них большую психологическую пустоту , особенно опасную в подростковом и постподростковом возрасте.


Семейные отношения, семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно- экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи».


Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения - это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме.


Результаты подробного рассмотрения состояния современной семьи не сводятся лишь к констатации того, что семья на рубеже XX-XXI столетий обладает иным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам:


История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума;


Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации;


Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.


Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей.


Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность - это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, происхождение которых обусловлено состоянием института семьи, и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь с созданием полноценного института семьи. Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного и философского исследования семьи, включая и ее современную эволюцию, а следовательно, и актуальность избранной темы.

Основы семейных отношений

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.


Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация - жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.


Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений - статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.


Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).


Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно - 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система - прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Виды и формы семейных отношений

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений. Американский психолог Мюриэл Джеймс, выделяет следующие виды семейных союзов: брак по расчету, духовный союз, романтический брак, брак-товарищество, брак, основанный на любви.

Брак по расчету

Люди, которые вступают в брак из соображений выгоды, чаще всего рассматривают этот союз как практическое решение какой-то особой проблемы. Исторически сложилось так, что самой старой основой брака являлась выгода. В разные времена женитьба решала самые различные проблемы: политические, династические, экономические, психологические, сексуальные и т.д. Психологическую выгоду брака некоторые люди видят в том, что избавляют себя от одиночества. Они стараются вступить в брак из-за боязни или беспокойства за свое одинокое будущее. Обычно если мы стремимся вступить в брак ради своего спокойствия и психологического комфорта, то пытаемся создать семью для удовлетворения своей потребности в заботе о ком-либо или же для того, чтобы почувствовать заботу о себе. Одной из главных причин брака по расчету, объединяющей мужчину и женщину для совместной жизни, можно считать стремление к созданию семьи. Ожидаемая выгода может заключаться в помощи по воспитанию детей либо в финансовой поддержке. Довольно часто созданию семьи способствует необходимость в выполнении будущим партнером обременительных хозяйственных функций - стирки, приготовления пищи, ремонта домашних вещей и т.п. Еще чаще в основе брака лежат экономические соображения. Еще одним видом брака по расчету являются так называемые династические браки. Сюда же можно отнести браки по политическим соображениям.


Браки ради удобства, заключаемые по сугубо рациональным соображениям, часто обеспечивают практическое решение самых разных проблем. Они могут сохранять свою прочность и стабильность в течение долгого времени, до тех пор, пока взаимоотношения супругов будут оставаться выгодными обоим партнерам. Иногда удобство, обретенное в браке, становится все более стабильным, а сами браки постепенно начинают включать элементы романтизма. В результате отношения партнеров перерастают в настоящую любовь. Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от психологических причин. Одна экономическая и хозяйственная взаимозависимость недостаточна для сплочения семьи, в отличие от прошлого. Ведущую роль здесь играют семейные связи, основанные на любви, стремлении супругов к гармоничным отношениям, на единстве взглядов на главные вопросы жизни всех членов семьи, на взаимопонимании, уважении, взаимной ответственности и предупредительности, на единстве требований, предъявляемых всеми взрослыми членами семьи к детям и друг к другу. Между многими супругами устанавливается бессловесная взаимосвязь - партнеры чувствуют друг друга, как бы настроены на одну волну, ощущая полное родство душ.

Романтический брак

Мюриэл Джеймс рассматривает романтическую любовь как любовь в какой-то степени идеализированную, близкую состоянию острой влюбленности, страсти, подогреваемой сильными, волнующими эротическими чувствами. Иногда страсть перерастает в настоящую любовь на всю жизнь, но может так и остаться просто страстью. Нередко супружеские пары, вступившие в брак с такими чувствами, жалуются впоследствии на то, что "у них совсем не осталось романтики", что "исчез жар страсти". Окончание медового месяца у таких супругов означает как бы завершение периода романтической страсти и угасание "лихорадки", вызывавшей ранее смесь страдания и восторга, когда препятствия казались такими сложными, а мучения - такими сильными. Романтика любви включает признание и отношение к любимому как к особому и прекрасному, но не как к обожаемому или идеализированному человеку. Романтика необходима для реальной повседневной жизни супругов, но она должна быть и в интимных направлениях супружеского союза.

Брак-товарищество

Если романтические браки, чаще всего создаются на почве отвлеченных мечтаний и трагических мук, то браки-товарищества гораздо ближе к реальной жизни. Брак-товарищество нередко встречается между супругами, для которых романтические отношения сами по себе не приносят радости и удовольствия, а сексуальные желания угасли в результате болезни или каких-либо иных причин. Это связано с тем, что люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Эксперименты подтверждают этот феномен "ровни". Для пожилых людей это особенно существенно, когда рядом есть человек, с которым можно делить все радости и горести жизни, о котором можно заботиться, благодаря которому человек лишен одиночества. Следовательно, брак, основанный на товарищеских отношениях, создается при общности интересов обоих партнеров.

Открытый брак

За "открытым браком" стоит особое мировоззрение, исключающее такие понятия, как физическая измена, вина, возникающая вследствие ее; свобода внебрачных сексуальных контактов каждого из партнеров не трактуется другим как предательство. Такой брак построен на добровольном принятии парой устраивающих обоих партнеров принципов и желаний. "Участники" такого брака перестают исповедовать сексуальную моногамность, приверженность одному партнеру, являющемуся супругом, и начинают с ведома и одобрения друг друга разнообразить свои сексуальные контакты, оставаясь при этом верной и главное любящей парой. Их сторонники резко и четко разделяют физическую привязанность, периодически испытываемую к различным партнерам, и то истинное чувство, которое они питают друг к другу.

Брак по любви

Слово "любовь" употребляется в самых различных значениях. Определяя свои отношения, мужчины и женщины говорят, что они влюбились или разлюбили, потеряли любовь. Любовью называют так чувство, которое испытывают люди к своей семье, к друзьям и близким. Все эти проявления чувства любви очень важны для людей. Чувства, возникающие между мужчиной и женщиной, которые проявляют друг к другу интерес, могут порождать настоящую взаимную любовь даже тогда, когда интерес принимает замаскированную форму какой-либо выгода. Заинтересованные друг в друге люди потенциально способны создать свой брак и ради любви. В браке обычно любовь проявляется более полно и сильно. Она концентрируется на определенном человеке, связывая воедино внутреннюю суть двух людей. Брак, включающий элементы взаимности, состоит их переживаний необыкновенной глубины и романтических всплесков восхитительной страсти, сплава общих интересов и проявлений большой и надежной дружбы. Все эти моменты цементируют брак, создают единство, не исключая возможности уединения. В браке, основанном на чувстве любви, могут успешно соседствовать и то и другое.

Проблемы и кризисы семейных отношений

Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов, каждая семья проходит несколько этапов развития, и переход с одного на другой, как правило, сопровождается кризисом. Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни прежде всего приводят бытовые трудности. Но, кроме быта, существует масса причин, способных спровоцировать кризис в семье, на любом этапе ее существования. Во-первых, проблемы в семейной жизни могут начаться тогда, когда один из супругов переживает свой собственный психологический кризис, например, кризис среднего возраста. Пересматривая свою жизнь, чувствуя неудовлетворенность собой, человек решает все изменить, в том числе и свою семейную жизнь. Во-вторых, любое из перечисленных далее событий влечет изменения в семейном укладе. Например, рождение ребенка, а также такие жизненные вехи, как поступление ребенка в школу, переходный возраст чада, уход из родительской семьи.


Кроме того, причиной кризиса для супругов становятся сложности на работе, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, изменение материального положения (как в сторону его ухудшения, так и в сторону улучшения), переезд семьи в другой город или страну. И, конечно, более серьезные стресс-факторы - тяжелые болезни, смерти, войны, потеря работы, рождение неполноценных детей.


Психологи условно выделяют несколько наиболее взрывоопасных возрастов семьи. По статистике, около половины всех заключенных браков распадается после первого года совместной жизни. Новоиспеченные супруги не выдерживают испытания «бытом». Разногласия могут касаться распределения обязанностей, нежелания партнеров изменять свои привычки.


Следующий критический возраст для семьи - первые 3-5 лет брака. Именно в это время чаще всего в семье появляются дети, а супруги озабочены обустройством отдельного жилья и своими профессиональными проблемами, карьерным ростом. Физическое и нервное напряжение вызывают отчуждение и непонимание между мужем и женой. В этот период романтическая влюбленность перерождается в супружескую дружбу - супруги теперь соратники, а не пылкие влюбленные.


Через 7-9 лет совместной жизни может наступить очередной кризис, связанный с таким явлением, как привыкание. Жизнь более-менее стабилизировалась, дети подросли. Нередко супруги испытывают разочарование, сравнивая реальность с тем, какой она представлялась несколько лет назад в мечтах. Супругам начинает казаться, что теперь всю жизнь будет одно и то же, хочется чего-то нового, необычного, свежих ощущений.


Проходит время, и, если муж и жена все еще вместе, через 16-20 лет брака возможен еще один житейский риф. Он усугубляется кризисом среднего возраста одного из супругов. Появляется пугающее ощущение, что все уже достигнуто, все свершилось, и в личностной, и в профессиональной сфере.


Зарубежные социологи в этот период называют еще один кризисный период в жизни семьи: когда ее покидают взрослые дети. Супруги лишаются своей главной «ведущей» деятельности - воспитания детей. Они должны вновь научиться жить вдвоем. А женщины, занимавшиеся исключительно детьми и домом, нуждаются в обретении новых жизненных задач. Для нашей культуры эта сторона кризиса менее актуальна: нередко взрослые дети остаются жить с родителями. Кроме того, в большинстве случаев родители принимают активное участие в семейной жизни своих детей, занимаясь воспитанием внуков.


Важно не только научиться просить прощения, но и принимать извинения. Опасно «дуться» на партнера по нескольку дней, заставляя его чувствовать себя виноватым - в конце концов это надоест. Если вы не готовы к перемирию, скажите об этом прямо: «Ты знаешь, мне надо время, чтобы остыть, успокоиться». Семейный кризис - это прежде всего кризис общения. Более 80% семейных пар, обращающихся за психологической помощью, жалуются на сложности в общении между собой. Тогда как проблемы с детьми и их воспитанием, сексуальные или финансовые сложности являются причиной семейного кризиса только в 40% случаев.

Семейные отношения

"...Семейные отношения - создание и поддержание семейных и родственных отношений, например с ближайшим и расширенным семейным окружением, с воспитывающей и приемной семьей, а также другого более отдаленного уровня родственных отношений, например с троюродными братьями и сестрами, опекунами. Включено: отношения родители - дети, дети - родители, детей в семье, с дальними родственниками..."

Источник:

"ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ"

(утв. Минздравом РФ 02.10.2003 N 11-8/13-09)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Семейные отношения" в других словарях:

    ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ В СЕМЬЕ - отношения между членами семьи, к рые определяются характером и содержанием семейных ролей или типом взаимодействия членов семьи при исполнении ими семейных ролей. Семейная роль один из видов соц. ролей человека в об ве. Семейные роли определяются … Российская социологическая энциклопедия

    СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ - Термин, предложенный Феррейрой (Ferreira A. J., 1966), означает определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Синонимами С. м. являются понятия «верования», «убеждения»,… … Психотерапевтическая энциклопедия

    ОТНОШЕНИЯ - (relations) взаимные связи людей, организаций, социальных институтов, социальных групп, государств, т.е. именно те многогранные типы, виды, формы связей, которые и образуют человеческое общество и порождают самое потребность в политике и власти.… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Межличностные отношения близкие - Межличностные отношения можно определить как взаимную готовность партнеров к опр. типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения, к рая осуществляется в повседневном взаимодействии этих людей. Принято различать отношения знакомства, приятельства,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Системно-семейные расстановки - Системные (семейные) расстановки метод помогающей практики, введенный в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером (р. 1925). Метод был открыт (введен в обращение) примерно в начале 80… … Википедия

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Новейший философский словарь

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные… … Социология: Энциклопедия

    РАЗДЕЛЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (segregated conjugal role relations) разделение труда внутри семьи, предполагающее отдельные задачи для каждого партнера. Термин впервые использован Элизабет Ботт (1957). По ее мнению, такие отношения наиболее часто встречались в сообществах с… …

    ОБЪЕДИНЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (joint conjugal role relationship) разделение труда внутри семьи, подразумевающее распределение домашних обязанностей между партнерами. Термин впервые использовала Элизабет Ботт (1957), показав, что такие связи наиболее часто встречаются в… … Большой толковый социологический словарь

    Семья - I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Батоев Дашидондок. Книга написана на собственном материале - автор работал врачом акушером-гинекологом более 44-х лет в Республике Бурятия… Купить за 259 руб
  • Семейные отношения мужчин и женщин , Батоев Дашидондок Бальжитович. ;Книга написана на собственном материале - автор работал врачом акушером-гинекологом более 44-х лет в Республике Бурятия. Действия происходит в советский период нашей России. Но любовные…