Что такое фотография как искусство. Является ли фотография искусством? «Фотография как искусство»

Сегодня фотография как искусство находится на пике популярности. С развитием технологий, доступностью информации съемка людей и предметов на фотокамеру наполняется совершенно новым смыслом. Еще 2-3 десятка лет назад к услугам фотографа прибегали лишь в самых торжественных случаях, и такой вид фотографии, как был востребован максимально. И если в те времена позволить себе настоящий зеркальный фотоаппарат могли лишь избранные, то сегодня возможность самореализоваться с помощью фотоискусства есть у большинства желающих. Набирает популярности и жанровая съемка, когда фотохудожник ставит перед собой задачу не только запечатлеть происходящие события, но и сделать каждый снимок художественно наполненным. Ведь жизнь сама подбрасывает сюжеты, которые хочется воспеть в монохроме или цвете: трогательная хрупкость невесты, незащищенность новорожденного, красота родной земли, мудрость, отражающаяся в окруженных морщинками глазах, игра солнечных лучей на дощатом полу...

Наверное, невозможно точно сказать, сколько существует видов и Примеры работ лучших фотохудожников нередко объединяют несколько направлений, сочетая в себе приемы, присущие совершенно разным видам съемки. И, тем не менее, среди всего многообразия стилей можно выделить несколько наиболее популярных.

Репортаж

С появлением новых течений в искусстве фотографирования не теряет актуальности и классика. Такой вид фотографии, как репортаж, наверное, будет актуален всегда. Фотокорреспонденты всегда были и будут там, где происходят самые судьбоносные события, чтобы вся планета могла своевременно узнать о них. Репортажную фотографию, как и журналистику в целом, тоже можно подразделить на подвиды, в зависимости от объекта съемки.

Тут наиболее распространенный вид фотографии - новостной, отражающий актуальные события в мире. Среди тех, кто освещает новости, немного особняком держатся военкоры, ведь их работа полна опасностей и рисков, а в объектив их камеры нередко попадает то, с чем может справиться далеко не каждый.

Объединяет все подвиды одно - беспристрастность, атмосферность, необходимость сохранять максимальную объективность.

Свадьба

Когда-то к репортажной съемке вполне можно было отнести и свадебную фотосессию. Сегодня же этот вид фотографии совершенно модернизировался. Современные молодожены уделяют особое внимание первой - свадебному фотоальбому. Нередко над ним трудится целая команда профессионалов. Задача свадебного фотографа - подметить и отразить всю глубину чувств, которая таится в двух сердцах. Поэтому в кадр его нередко попадают такие мелочи, как сжатые пальцы, трепещущие ресницы, взволнованные взгляды... А как красноречивы мурашки на коже!

Настоящий профессионал обязательно подметит всё важное, при этом не забывая и о главном. Ведь ему ни в коем случае нельзя упустить неповторимые моменты росписи в книге регистрации, надевания колец, первого супружеского поцелуя.

Детки в кадре

Точно неизвестно, сколько существует видов и жанров фотографии, но детские фотосеты можно смело назвать одним из самых популярных. Казалось бы, что может быть проще? Ярко наряженные модели с забавными кудряшками не нуждаются в услугах гримеров, костюмеров и декораторов. Очарование детства так и просится в кадр! А тому разнообразию эмоций, на которое способны только малыши, могут позавидовать даже профессиональные модели. Однако этот вид съемки требует от фотографа умения намного большего, чем любые другие виды и жанры фотографии. С наглядными примерами дерзкого детского позёрства или же, наоборот, упорного нежелания позировать, знаком, наверное, каждый, кто пытался хоть раз запечатлеть собственное чадо на камеру. Поэтому профессионалы нередко используют различные средства для нахождения общего языка с маленькими моделями: включают подходящую музыку, позволяют поиграть с реквизитом, угощают сладостями, украшают объектив и камеру забавными рожицами и зверушками. Да что там говорить, если даже всем известная якобы вылетающая птичка и была придумана много лет назад для того, чтобы привлечь детское внимание к линзе!

Но те, кому удалось достичь взаимопонимания с малышами, прекрасно понимают, насколько благодарной бывает эта публика. Дети прекрасны в своей непосредственности, интересны сами по себе, поэтому фотографии их - перепачканных, заигравшихся, растрепанных, плачущих и хохочущих - нередко выглядят как иллюстрации к старым добрым сказкам.

Love Story

Набирают популярности и новые виды фотографий. Пример тому - Love Story, запечатленные на пленку истории любви. В качестве реквизита нередко используются милые безделушки, имеющие значение для двух влюбленных: записки, плюшевые игрушки, подобранные на пляже ракушки, диски с особенными песнями...

Подчеркнуть настроение помогают предметы, ставшие общими для двоих, например, парные украшения или две трубочки, воткнутые в один стакан.

Пейзажная съемка

Такие виды фотографий, как пейзаж, не потеряют своей актуальности никогда... Сюжет подает сама природа, и источником вдохновения может стать и горизонт тропического острова, и привычный вид с балкона. Здесь, пожалуй, как ни в одном другом жанре, важна работа со светом - чтобы небо не потеряло глубину, чтобы яркие солнечные лучи не дали слишком резких теней, чтобы ни одна подробность не ускользнула...

Подвидом пейзажной съемки можно назвать кадры из путешествий, которые впоследствии займут свое место в дорожном альбоме, помогая сохранить воспоминания о неприступных горах, ласковом море, дальних берегах.

Натюрморт

Когда-то этот вид фотографии можно было назвать едва ли не учебным. К нему прибегали в основном для оттачивания мастерства составления композиции и работы с тенями.

Сегодня этот вид необычайно популярен не только среди фотохудожников, но и среди тех, кто создает рукотворные шедевры. Мастера стремятся презентовать свой товар наилучшим образом, прибегая к помощи профессионалов.

Животный мир в объективе фотографа

Дружба человека и животного привлекает зоркий глаз фотографа давным-давно. Животные нередко с удовольствием позируют.

Кроме того, нередко милые пушистые мордашки проникают и в другие виды и жанры современной фотографии, например в портретную съемку. И если еще несколько лет назад 99 % популярности принадлежало котикам, сегодня на работах мастеров нередко можно увидеть и такую экзотику, как змеи, игуаны, скорпионы, совы.

Привлекают фотографов и собаки. К примеру, северные красавцы хаски, самоеды и маламуты, обладающие совершенно невероятной мимикой.

Тематические сеты

Еще один новый вид фотографии - тематическая съемка. Здесь уж фотограф может проявить свой талант со всех сторон. Ему никак не обойтись без декораций и реквизита. Идея заключается в создании серии снимков, объединенных общим сюжетом. Нередко в основе лежит знаменитая сказка, кинофильм, история. Модели могут примерить на себя совершенно невероятные роли: Сумасшедшего Шляпника и Алисы, Вакулы и Оксаны, Белоснежки и гномов…

Приемы тематической съемки нередко проникают и в другие виды фотографий: в детскую, свадебную, портретную. Показателем особого мастерства тут является собственное видение, необычная интерпретация, а не простое иллюстрирование сюжета.

Сюрреализм

Не так давно виды и жанры современной фотографии пополнились совершенно необыкновенным направлением. Речь идет о сюрреализме. Многие поклонники этого искусства называют его не просто фотографированием, а созданием новых миров. Из мастеров, работающих сегодня в России, особое место занимает Олег Оприско. Ему удалось создать собственные виды фотографий. Примеры работ Олега позволяют увидеть привычные вещи в невероятном, волшебном ракурсе.

Не менее известна фотограф Катя Плотникова, тоже работающая в этом жанре. С ее работ на нас глядят невероятные феи и диковинные звери.

Высокий и низкий ключ

Эти виды съемок (фотографий) представлены в основном в портретном и предметном жанрах. Скорее высокий и низкий ключ можно назвать приемами фотографирования, а не видами съемки, однако большинство специалистов считают их особым направлением в фотоискусстве. При работе в этом жанре мастер уделяет основное внимание работе со светом и тенью. Съемка в низком и высоком ключе производится в специальной студии, оборудованной не только осветительными приборами, но и особенными светоотражающими экранами.

Высокий ключ подразумевает особое цветовое решение снимка. Основной тон его - белый, а темные участки, говоря языком профессионалов, находятся в пределах второй ступени светло-серого цвета семиступенчатой плотностной шкалы.

Низкий ключ, наоборот, воспевает глубокий черный. Высветленной до светло-серого остается лишь та часть снимка, которая несет основную смысловую нагрузку.

Макро-мир

Такие жанры фотографии (с примерами фото), как макросъемка, могут ввести обывателя в заблуждение своей необычностью. Иногда сложно понять, что же изображено на снимке: дельта огромной реки или кровеносная система новорожденного, лоскуты дозревающих полей с высоты птичьего полета или узор на крылышке мотылька?

Для макросъемки используются специальные объективы с увеличивающими линзами. Мастерство фотографа, сумевшего разглядеть самое малое, позволяет простому обывателю узреть то, что зачастую скрыто от его взора.

Астрофотография

Во все времена манило людей звездное небо! Неудивительно, что оно нередко попадает и в объективы фотокамер. А необычные небесные явления, такие как затмения, прилеты комет и астероидов, особенная окраска луны и невероятная яркость Млечного Пути, уж точно не оставляют равнодушными любителей астрофотографии.

Ню

Некоторые виды современной фотографии берут истоки в глубокой древности. Говоря о съемке в стиле «Ню», нельзя не вспомнить о великих художниках прошлых веков, воспевавших естественную красоту человеческого тела. В широком смысле основным объектом съемки в этом жанре является обнаженное тело. Однако многие мастера нередко прикрывают наготу моделей с помощью драпировок и полупрозрачных вуалей, штор, ширм, таким образом оставляя в снимке какую-то недосказанность и интригу.

Жанр этот особенный. В нем, как ни в одном другом, необходимо чувствовать грань между искусством и пошлостью.

Уличное фото

Говоря о том, какие существуют виды фотографии, стоит упомянуть еще об одном необычном жанре. Речь об уличном фото. Появилось это направление довольно давно, более века назад. Идеологи уличной съемки называют этот жанр самым искренним и достоверным, а работа фотографа тут требует особого мастерства. Ведь он призван всего лишь следить за жизнью города, подмечать наиболее интересные и яркие моменты, обнаруживать необычные образы.

Уличная фотография рассказывает нам не только о персонажах, но и об их жизни в среде. Тут важно всё - здания и деревья, птицы и мусорные урны, зонтики над столиками кафе, спешащие такси, уличные торговцы…

Фотоискусство и его перспективы

Современное искусство живет особенной жизнью, впитывая и отражая все аспекты окружающей жизни. Виды и жанры фотографии с каждым днем пополняются новыми направлениями и течениями, дополняя друг друга. Развитие технологий позволяет не только знакомиться с творчеством лучших мастеров мира, но и использовать достижения науки для собственных творческих нужд. Развивается производство фототехники, оптики, осветительных приборов. В арсенале современного фотографа имеется множество программ для обработки и редактирования снимков. Все это значительно расширяет человеческие возможности и позволяет каждому любителю фотосъемки найти собственную стезю в искусстве.

Художественная фотография, что же это такое? Фотолюбители часто задают мне этот вопрос. Обычно прежде, чем ответить на него я делал глубокий вдох и выжидал небольшую паузу, чтобы собраться с мыслями. А затем начинал объяснять всё максимально подробно. Но со временем я пришёл к выводу, что лучший ответ – самый простой и короткий. И многим достаточно просто объяснить очевидные особенности художественной фотографии, чтобы дать представление об этой области искусства.

Главной отличительным признаком художественной фотографии от других областей фотоискусства заключается в том, что художественная фотография – это не просто фиксирование объекта и сцены на фотоплёнку или цифровой носитель. Использование фотокамеры для фиксации тех или иных объектов в тот или иной момент времени – это скорее фотожурналистика, а не художественная фотосъёмка.

Художественная фотография, прежде всего, это выражение того, как фотохудожник видит окружающий мир. В художественной фотографии важно не то что видит и фиксирует фотокамера, а то, что видит и хочет показать фотохудожник. Для фотографа, занимающегося художественной фотографией, камера – это инструмент для создания произведения искусства. В этом случае фотоаппарат выступает средством раскрытия художественного замысла фотографа, а не инструментом документирования того, что попало в прицел объектива

К примеру, известные пустынные пейзажи на полотнах Джорджии О’Киф – ничто иное, как выражение её видения окрестностей Нью-Мексико. То есть если мы разместим с десяток фотографов с камерами рядом с мольбертом О’Киф, получим ли мы одиннадцать художественных пейзажей одной и той же местности? Вряд ли. Скорее всего, в результате мы будем иметь одно художественное полотно и десяток фотоснимков, которые бы, несомненно, запечатлели снимаемую сцену, но не передавали бы художественный замысел их творца.

Восход солнца зимой в Сьерра-Неваде или Вид на Сьерра-Неваду из Лон-Пайна. Калифорния, Ансель Адамс,1944

Другими словами, художественная фотография должна содержать элементы управления вниманием зрителя, акценты, которые художники вкладывают в свои произведения для того, чтобы раскрыть замысел, который они хотели бы передать своим произведением.

Пожалуй, никто лучше Анселя Адамса не выразил эту мысль:

«Искусство подразумевает контроль над реальностью, ибо сама реальность не обладает чувством эстетики. Фотография становится искусством, когда в ней применяются определенные элементы контроля».

Таким образом, художественная фотография должна выходить за рамки буквального представления снимаемой сцены или предмета. Она должна выражать чувства и восприятие фотографа так чётко, чтобы с первого взгляда было видно, что этот снимок был создан художником, а не просто фотокамерой. Каждый элемент в кадре, каждый приём при обработке фотографии и даже способ и формат печати – всё должно выражать индивидуальность мировосприятия фотохудожника.

Ансель Адамс. Парк Гранд-Титон и Снейк-Ривер (1942). Парк Гранд-Титон национальный парк, штат Вайоминг.

А что вы думаете о художественной фотографии? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Фотография - настощее искусство. Тонкостей в нем не меньше, чем в живописи или музыке. Подготавливая к публикации ряд статей, посвященных фотографии, я не мог не сказать о композиции.

    Фотография - настощее искусство. Тонкостей в нем не меньше, чем в живописи или музыке. Подготавливая к публикации ряд статей, посвященных фотографии, я не мог не сказать о композиции. Чувство композиции сродни музыкальному слуху - он либо есть, либо его придется развивать, компенсируя недостаток трудолюбием и опытом. Одни фотографы утверждают, что научиться "эстетическому восприятию" невозможно, другие апеллируют к теории построения композиции. Но, как говорится, на "профи" надейся, а сам не плошай. Прежде всего, вам придется много думать и критически относиться к себе. Только так вы сможете добиться хорошего результата. В отличие от живописи, где для создания картины нужен талант, в нынешней фотографии каждый может почувствовать себя творцом, нажимая на единственную кнопку. Профессиональный фотограф отличается от новичка не только качеством камеры. Творить чудеса можно и с "мыльницей", и, если вы прислушаетесь к моим словам, возможно, вы сделаете небольшой шажок к профессионализму.

    Название первой части статьи говорит о многом. Правил построения композиции не существует, их в принципе не может быть. В противном случае искусства бы не существовало. Отношение зрителя к фотографии всегда субъективно. Автор должен ориентироваться исключительно на свое собственное восприятие. Настоящее творчество подразумевает отсутствие границ, но на первых порах попробуйте довольствоваться нижеприведенными рекомендациями.

    Выбор сюжета

    Интересным и необычным сюжетом автор вправе гордиться. Охота за такими сюжетами занимает много времени и порой превращается в манию. Если вы один из тех, кто всегда держит камеру под рукой, беспокоиться не о чем. Главное - всегда смотреть по сторонам и видеть красоту в самых обыденных сценах.

    Фото 1. Необычный сюжет позволяет пренебречь композицией. Во-первых, по-другому запечатлеть подобную сцену невозможно. Во-вторых, зритель заинтересован сюжетом, который сам по себе привлекает внимание.

    Небывалый простор в выборе сюжета открывает макросъемка. Капля воды, насекомое или цветок восхищает зрителя, не привыкшего детально рассматривать мелкие предметы.

    Статические сюжеты дают фотографу массу времени, чтобы оценить обстановку, подготовить камеру и выбрать подходящую точку съемки. Для изучения композиции стоит потренироваться именно на неподвижных объектах.

    Динамические сюжеты вызывают куда больший интерес фотографов. Решающее значение при съемке играет выдержка. Длинные выдержки дают размытые снимки, подчеркивая скорость. Короткие выдержки позволяют получить четкие фотографии, выражающие силу, ловкость и грацию движущейся модели. При съемке динамических сюжетов необходимо быстро соображать - прекрасная сцена может больше никогда не повториться. Если полагаете, что подобная съемка производится навскидку, то вы сильно заблуждаетесь. Процесс выбора точки съемки еще более трудоемкий, нежели в случае со статическим сюжетом.

    Выбор точки съемки

    Выбрав сюжет, не поленитесь прикинуть, откуда выгоднее его снимать. Обойдите модель вокруг, отмечая особенности фона. Так вы избавитесь от "плохих" предметов, которые по-другому скрыть невозможно. Яркий пример - невзрачные фонарные столбы и линии электропередач, испортившие за историю фотографии не один кадр.

    В большинстве случаев, съемка с близкого расстояния позволяет ярче передать основной объект, подчеркнуть его детали. Такая съемка дает эффект присутствия. Если приблизиться к модели невозможно, выручит оптический зум, но при больших увеличениях автоматика не всегда удачно фокусирует камеру на объекте. К тому же при использовании зума усиливается дрожание изображения. Штатив избавит вас от подобных проблем, благо стоит он гораздо меньше самого фотоаппарата. А вот цифровой зум, коим оснащено большинство камер, следует воспринимать исключительно как рекламный ход производителей фототехники. У него, конечно, есть свои достоинства, но - из-за реализации - чисто теоретические. Оптическое увеличение на недорогих объективах заметно усиливает аберрации. Цифровое увеличение, основанное на интерполяции, могло бы приблизить объект съемки без оптических искажений, если бы не одно "но". Цифровой зум всегда включается на максимальном значении оптического, и какие аберрации дало телеположение объектива, такие они и будут. Если бы камера имела не 10х оптических, а 40х, эти аберрации были бы на 40х просто ужасными, гораздо хуже, чем 10х оптики и 4х "цифры". Но выбора-то у фотографа нет. Потому на практике цифровой зум практически бесполезен.

    Фото 2. Съемка с близкого расстояния позволила передать выразительность кошачьих глаз. Ненужные детали отброшены - взгляд зрителя не находит ничего, что было бы важнее глаз.

    Съемка с далекого расстояния подчеркивает глубину пространства. Но следует помнить, что в кадр попадают второстепенные объекты, которые отвлекают внимание и перегружают композицию. В основном такой тип подходит для съемки пейзажей, в том числе урбанистических. Панорамная съемка, сделанная с большого расстояния, выглядит естественно, да и "склеивать" снимки становится гораздо легче.

    Большая часть фотографий делается на уровне глаз. Именно с такой высоты мы смотрим на мир, следовательно, снимки будут выглядеть привычнее для зрителя. Высокая точка съемки дает возможность охватить большее пространство, передавая простор. Низкая точка, напротив, позволяет подчеркнуть динамичность и глубину сюжета. При низкой съемке нужно быть особенно осторожным - многие формы при таком ракурсе искажаются. Лицо и фигура человека может сильно измениться, причем далеко не в лучшую сторону.

    Особенности зрительного восприятия

    Человеческий глаз - точный и сложный инструмент. Чтобы сделать красивый, естественный снимок, необходимо иметь представление, как именно глаз зрителя будет впоследствии его анализировать. Несмотря на достаточно большой угол зрения, рассматривая окружающий мир, мы скользим по нему взглядом, постепенно изучая детали. В первую очередь глаз анализирует линии контура, а затем более подробно изучает наиболее изогнутые их части. С этим эффектом связано понятие фотогеничности человека. Люди с резкими чертами лица выглядят на снимках особенно эффектно, так как взгляд цепляется за каждый изгиб контура. Мягкие черты лица заставляют взгляд соскальзывать с линий, отчего интерес к модели сразу пропадает.

    Размеры фотографии гораздо меньше оригинала, поэтому стандартные сцены на них непривычны для восприятия. Взгляд зрителя, направленный в одну точку, в состоянии охватить фотографию целиком - и это неестественно. Чтобы придать композиции масштабность, нужно управлять взглядом зрителя.

    Мы привыкли читать слева направо и сверху вниз, а гравитация подчеркивает, что движение вниз - естественно. Это сильно отражается на восприятии. Если на снимке присутствуют одинаковые или похожие предметы, то доминировать будет тот, который расположен слева. Предмет, расположенный в верхней части снимка, кажется тяжелее того, что находится ниже. Вертикальная линия кажется длиннее, чем точно такая же горизонтальная.

    Психология линий

    "Фотография" по-гречески означает "светопись". Это отражает технические особенности процесса. С точки зрения композиции основа фотографии - линии. Они, вместе с тональностью, передают эмоциональность и динамику сюжета, заставляют зрителя думать и чувствовать.

    Линии силы - это контуры объектов, расположенных на снимке. На черно-белых снимках они выражены сильнее, так как наш взгляд не отвлекается на большое количество цветов. Такой эффект часто используется в художественной фотографии. Неспроста профессионалы любят делать именно черно-белые снимки.

    С помощью линий опытный фотограф способен управлять взглядом зрителя, направляя его на важные детали снимка.

    Фото 3. Композиция этого снимка очень необычна. На нем присутствуют четыре ярко выраженные области: пляж, вода, небо и часть города. Пляж отделен от воды резкой линией берега. Вода от неба - мягкой линией горизонта. Эти стихии существуют на снимке независимо. Постройки и деревья объединяют их, становясь основой композиции.

    Каждый тип линий вносит свою эмоциональную окраску. Чаще всего это проявляется на подсознательном уровне, но вы убедитесь, что влияние линий достаточно велико. Прямая линия выражает активность и быстроту, но если она расположена горизонтально, то создает впечатление покоя и умиротворенности. Очевидным примером является линия горизонта - трудно придумать что-то более статичное. Слегка изогнутые линии передают вялость, расслабленность. Так выглядят берега большинства водоемов. Сильно изогнутая линия заставляет взгляд остановиться и придает композиции эффект замедления. Спираль выражает напряженность и жизненную силу. "Скрученное" тело модели выглядит гораздо эффектнее как раз за счет спиралеобразных линий. Волнистые линии задают ритм снимка. Если они параллельны, эффект усиливается, добавляя композиции неустойчивость и текучесть. Попробуйте проанализировать свои снимки, чтобы убедиться в справедливости моих слов.

    Фото 4. Линии силы позволяют управлять взглядом зрителя. Продуманное их использование помогает передать объем на плоской фотографии. Параллельные линии, сходящиеся вдали, прекрасно подчеркивают перспективу. Дорога на снимке уводит зрителя в глубину кадра, придавая композиции ощущение бесконечности.

    Фото 5. При неумелом использовании линии могут оказать медвежью услугу, отвлекая зрителя от объекта съемки. Главной целью фотографа являлся Московский Кремль, но линии берегов настойчиво уводят взгляд вправо.

    Фото 6. В жизни чаще всего встречаются горизонтальные линии, о чем фотографу забывать не следует. Линия берега делит снимок на две схожие по размеру части. Каждая из них воспринимается независимо - композиция разрушена.

    Использование диагоналей позволяет сделать снимок необычным и привлекательным. У фотографии, как и у любого прямоугольника, их две: восходящая и нисходящая.

    Восходящая диагональ (ее также называют мажорной) идет от левого нижнего угла к правому верхнему. Основанная на ней композиция вызывает положительные эмоции. Движение вверх по восходящей диагонали получается очень легким и быстрым.

    В случае с нисходящей (или минорной) диагональю все наоборот. Движение вверх по ней выражает напряженность, а движение вниз - легкость.

    Фото 7. В композиции доминирует минорная диагональ. Сам сюжет довольно невзрачен, но вызывает у зрителя устойчивые ассоциации. Во мне этот снимок будит чувство одиночества, ощущение утраты.

    Создается впечатление, что близкий человек ушел навсегда, по дорожке, уводящей за границу кадра.

    Равновесие в композиции

    Фотография - как весы. Если объект съемки расположен по центру снимка, композиция будет уравновешенной, но это слишком стандартный подход. Мы пойдем другим путем. Уравновесить композицию можно несколькими способами.

    Если вы фотографируете динамичную сцену, используйте прием развивающегося движения. Для этого необходимо оставить свободное пространство перед движущимся объектом. Чем больше скорость, тем большее пространство требуется.

    Фото 8. Снимок получился недостаточно динамичным, поэтому перед машиной оставлено не очень большое пространство. Разделительные полосы на дороге прямые, параллельные и уходят за пределы кадра. Воображение достраивает их, помогая уравновесить композицию.

    В портретной съемке для достижения равновесия часто используют направление взгляда модели. Спокойный, равнодушный взгляд требует мало места, экспрессивный - значительно больше.

    Фото 9. Тело модели расположено в левой части снимка, но ее взгляд делает композицию уравновешенной.

    Отдельный разговор - постановочная фотография. Здесь есть время поэкспериментировать, добавляя в кадр различные предметы. В фотографии вес заменяется объемом или ассоциациями, которые вызывают некоторые визуальные формы. Велосипед или мяч, находящийся в кадре, заставляют зрителя вспомнить о детстве, с теплотой воспринимать композицию снимка. Подобных ассоциаций может быть бесконечно много. Продумайте, какие предметы напомнят зрителю о родителях, первой любви, радостных и счастливых моментах жизни. С их помощью вы сможете не только уравновесить композицию, но и передать различные эмоции.

    "Золотое сечение" (правило третей)

    Математики всегда утверждают, что их предмет - основа мироздания. Большинство скептически относится к подобным утверждениям, но, как ни странно, математики во многом правы. Издавна художники и фотографы пользуются правилом третей, порой даже неосознанно. Если провести на фотографии горизонтально и вертикально по две линии, каждая из которых отделяет треть снимка, получатся четыре линии "золотого сечения" и четыре точки их пересечения. Зона, расположенная между этими линиями, воспринимается как самая спокойная, а взгляд в первую очередь фиксирует предметы, расположенные на самих линиях и на точках пересечения.

    Еще в древней Греции ученые заметили, что взгляд человека, рассматривающего изображение, описывает траекторию, похожую на латинскую букву "Z". Взгляд, анализирующий фотографию, как раз проходит через точки пересечения. Метод "золотого сечения" полезен, но это не единственный способ расположения предметов в композиции.

    Геометрическое позиционирование

    Как и "золотое сечение", это правило имеет исключительно рекомендательный характер. Давно замечено, что треугольник, присутствующий в композиции, усиливает впечатление, производимое фотографией. Поставив его на одну из вершин, можно придать композиции неустойчивость. Напротив, треугольник, стоящий на основании, создает ощущение незыблемости.

    Фото 10. Тело модели образует треугольник, опирающийся основанием на поверхность стола. Необычный ракурс и экспрессивное выражение лица подчеркивает непоколебимость, как физическую, так и психологическую.

    Круг или овал добавляют композиции динамичности. Прямоугольник или квадрат, наоборот, делают ее абсолютно статичной. Поэкспериментируйте с геометрическими формами, результат может быть довольно интересным.

    Отсекаем лишнее

    Выбрав объект съемки, не забывайте, что нас окружает масса предметов, часть которых неизбежно попадет в кадр. Передний план чаще всего отсутствует на снимках начинающих фотографов. Они фиксируют свое внимание непосредственно на модели. Тем не менее незначительные элементы переднего плана помогают передать глубину пространства.

    Фото 11. Перила моста, попавшие в кадр, оказались совсем не лишними. Они подчеркивают глубину пространства. К тому же перила, выходящие за границы кадра, уравновешивают композицию.

    Снимок получается достаточно интересным, если объект съемки заключен в некую рамку, образуемую передним планом. Подобными рамками могут служить окна, арки, деревья.

    Фото 12. В приведенном примере рамкой являются качели, подчеркивающие "трехмерность" сцены. Прямые цепи качелей, стремящиеся сойтись в перспективе, направляют взгляд к девочке.

    Порой неудачные снимки получаются из-за того, что у нас два глаза, а у фотоаппарата - один. Наше "трехмерное" зрение легко отделяет модель от фона, тогда как на плоской фотографии они сливаются. Самый распространенный пример - это предметы, "растущие из головы модели". Скульпторы говорят, что их задача - взять камень и отсечь все лишнее. А чем фотографы хуже? На снимке тоже не должно быть посторонних предметов. Съемка крупным планом поможет избавиться от них. Если подобный метод недопустим, попытайтесь спрятать лишнее за объектом съемки или, используя мягкий фокус, размойте мешающие предметы, акцентируя внимание на нужных деталях снимка. В этом случае приоритет имеет диафрагма. На камерах без ручных режимов есть некое подобие - режим "портрет", тот же самый приоритет диафрагмы при единственном максимально открытом ее значении. К сожалению, у незеркалок увидеть этот эффект во время съемки практически невозможно - из-за малого количества пикселов на дисплее или у EVF (есть камеры, которые умеют делать "цифровой зум видоискателя", обычно в режиме ручной наводки резкости, - чуть-чуть помогает), а также из-за того, что на дисплее не всегда показывается картинка, снимаемая с реальными значениями выдержки/диафрагмы. При съемке со вспышкой на незеркалках вы практически всегда видите на дисплее или в видоискателе не то, что получится в результате, поскольку, чтобы обеспечить видимость при недостатке освещенности, камера открывает диафрагму полностью, а при съемке закрывает до нужного значения.

    По возможности обойдите модель вокруг и постарайтесь выбрать более удачный фон. Если вы снимаете на открытом воздухе, то можете воспользоваться самым красивым и доступным фоном - небом, которое добавит снимку колорит. Камеру следует расположить низко и внимательно следить, чтобы такой ракурс не искажал фигуру модели.

    Фото 13. Яркий фон, заполняющий большую часть снимка, отвлекает внимание от главного объекта. Гораздо разумнее было бы воспользоваться макросъемкой, установив камеру ближе к земле.

    Фото 14. В качестве фона выступает "безголовый" человек и непонятные металлические конструкции. Композиция перегружена формами, не несущими никакого смысла.

    Фото 15. На снимке та же птичка, но автор воспользовался оптическим увеличением и мягким фокусом, тем самым избавившись от лишних деталей. Правая часть фона размыта, а в левой человек уже практически не угадывается. Теперь, когда наше внимание приковано к птице, мы легко различаем все детали фотографии. Здесь, в отличие от предыдущего снимка, отчетливо видно, что птица окольцована.

    И напоследок я скажу…

    Советов по выбору композиции можно давать бесконечно много. Я ограничился малым, так сказать, основами. При подготовке материала я сделал небольшой эксперимент. Около пяти гигабайт фотографий, сделанных еще во времена бесшабашной молодости, подверглись моей жесткой критике и "условному удалению". В результате осталось 386 мегабайт снимков, имеющих хоть какую-то художественную ценность. Итак, мой фотографический КПД составил около 8%. Именно по этой причине все снимки, приведенные в качестве примеров, сделаны непрофессионалами. Вы узнали основы построения композиции. Попробуйте теперь посмотреть на свои старые фотографии по-другому и вычислить свой КПД.

    Я планирую продолжить подготовку статей, посвященных искусству фотографии. Ваши пожелания и критику можете прислать на [email protected].

    Министерство науки и образования

    Пензенский Государственный Университет

    Реферат по эстетике на тему:

    «Фотография как искусство»

    Выполнила:

    Студентка гр. 07вэ2

    Алексеева Ольга

    Александровна

    Пенза 2007 г.


    Как начиналась фотография. 3

    Фотография – это искусство?. 6

    Заключение. 17

    Загадочный мир фотографии…

    Как начиналась фотография.

    Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники.

    Фотография – это искусство?

    В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художеств, сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.

    Заключение.

    В заключении хотелось бы отметить, что на вопрос о том является ли фотография искусством или нет, пожалуй, столь же сложно найти ответ, как и на вопрос о смысле нашего существования. Некоторые считают, что если фотография нравится, и вам жаль, что её сделали не вы, то это искусство. Но, на мой взгляд, не всё то, что нравится – искусство, и напротив не всегда искусство должно нравится. Ведь красота и уродство, добро и зло - эти вещи неразрывны, поэтому они одинаково должны наполнять искусство. Если будем видеть только красоту, мы не будем её воспринимать. Зло и уродство также необходимы, как и кислород нашим легким. Люди мечтающие об абсолютном счастье скорее неправы, они не понимают что если бы не было войны, не было бы и мира, что они не знали бы о счастье не грамма, если бы не испытали горя. Сама жизнь была бы скучна, теряла бы всякий смысл. Гораздо интересней жить в мире, наполненном противоположностями, которые делают жизнь человека наиболее насыщенной и разнообразной.

    02.11.2016

    Фотоискусство — первый вид искусства, который появился в результате технического прогресса и успехов в области физики, химии и оптики.

    Фотография, как и другие «технические искусства» использовала для своего развития приемы традиционных видов искусства и в то же время осваивала новые методы, появлявшиеся вместе с развитием технологий.

    Жак Дагерр - человек, который изобрел фотографию, был художником, он выделил главные направления фотоискусства: пейзаж, натюрморт и портрет, так же как и в живописи. Первые фотографии создавались строго в рамках перечисленных направлений.

    Становление художественной фотографии

    В наши дни фотоискусство невозможно представить без художественной фотографии. Она дает фотографу возможность почувствовать себя не просто специалистом, способным с помощью современного оборудования отобразить реальность, а творцом, художником, который может создать настоящее произведение искусства. Однако, так было не всегда.

    В самом начале своего становления фотография воспринималась как хобби отдельных заинтересованных лиц. Существенное влияние на ее формирование оказало развитие журналистики, необходимость информировать общество о социально значимых событиях.

    Снимки в тот период не несли в себе художественного начала, они лишь отражали события, происходящие вокруг.

    Но постепенно фотография стала входить в повседневную жизнь и художественные снимки стали играть существенную роль в других видах искусств - живописи, театра, кино.

    Холщовый натюрморт. Фотограф: Любовь Пименова

    Особенности фотоискусства

    Фотохудожник отражает свой взгляд на мир с помощью разных инструментов - света ракурса, умения правильно выбрать момент съемки, хотя в некоторых случаях заснятая композиция может быть случайной, что тоже имеет свою прелесть.

    В процессе знакомства художественного снимка со зрителем, его концепция может меняться в зависимости от личностного восприятия, вызывая разные эмоции и ассоциации. То же самое относится и к другим видам искусства.

    Отдельные грани фотоискусства проявляются в выборе конкретной художественной манеры, жанра, расцветки, способов обработки отснятых материалов, личностного отношения фотохудожника к своему произведению и т. д.

    Со временем фотографы, представляя широкой публике свои произведения, перестали вступать в полемику друг с другом, и позволили зрителям самостоятельно оценивать их творения.

    В наши дни почти каждый осознает, что фотография может дать человечеству настоящие шедевры, имеющие культурное значение не меньшее, чем общепризнанные произведения искусства.

    Художественная фотография - это специфическое восприятие художником окружающей действительности и способность запечатлеть ее при помощи фотографических методов. Образный мир художественных фотоснимков, созданный благодаря вдохновению автора, отличается уникальностью, индивидуальностью.

    Художественная фотография. Фотограф: Маргарита Карева

    В процессе создания снимков фотохудожник вкладывает в них часть самого себя, отражая в них свое душевное и эмоциональное состояние.

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что фотоискусство - это разновидность искусства, произведения которого выполняются при помощи технических и изобразительных инструментов фотографии.

    Интересные публикации на сайте