В маркетинге сторителлинг. Сторителлинг — что это такое и зачем он бизнесу

Недавно я проходил очередное обучение по маркетингу. И за эти два дня был получен целый кладезь информации, который может утроить обороты любой компании.

И так как я не первый раз “женат”, знаю, что нужно всё записывать. Но к моему большому удивлению из данного тренинга я сделал меньше всего записей, и не потому что там было мало полезного контента.

А потому что на каждый пример приводилась история, которая оседала в памяти. И такой вид донесения информации называется сторителлинг.

Полученная информация забывается в течение 72 часов, кроме той, что является для вас критически важной и той, что доносится через истории.

Именно поэтому в наше время так сильно начало развиваться направление сторителлинга. Вне зависимости от того онлайн вебинар это, ваш сайт или реклама на телевидении.

Сторителлинг это донесение информации через истории, рассказы, басни, притчи, анекдоты. В дословном переводе на русский - рассказывание историй.

Можно назвать это направление частью копирайтинга. В нём также используются хитрые уловки, только они направлены на создание определённого рассказа, с интригой и захватывающим финалом. То, чего так не хватает многим текстам.

Основная задача данного подхода - сделать так, чтобы собеседник с первых секунд начал участвовать/сопереживать в ситуации главного героя, которая финально подводит к необходимой цели. И в рамках маркетинга есть две глобальных цели:

  1. Обучить
  2. Продать (идею/выгоды/продукт)

Когда история про то как один сотрудник сделал перевыполнение личного плана в 2 раза, уже будет являться отличной подводкой к тому, что нужно стремиться работать лучше.

Используем везде или виды сторителлинга

Использование данного инструмента настолько широкое, поэтому у меня повернётся язык сказать, что использовать его можно везде.

Сейчас рассмотрим несколько примеров использования сторителлинга в маркетинге. И сразу скажу, это далеко не весь список.

Виды сторителлинга можно перечислять и придумывать очень долго, остановимся на самых популярных:

1. Сайт

Можно разными способами изощриться и преподнести интересную историю на сайте. Можно сделать интерактивного человека, который расскажет историю о компании.

Можно сделать весь сайт в виде истории, где каждый экран рассказывает определенный отрывок.

А можно сделать сайт, где на буквально двух экранах преподносится вся история. Вот несколько вариантов хорошего сторителлинга:

  1. tesla.aziznatour.com (нажмите на голову)

2. Чат-бот

Донесение своей истории в digital бизнесе, посредством общения с чат-ботом. Такую схему мы сделали у одного нашего клиента.

Где человек на той стороне, через вайбер и телеграмм общается с нашим ботом с помощью выбора варианта ответа. Помимо интересного рассказа идёт ещё постоянное вовлечение с вопросами.

Схема чат-бота

3. Емейл-рассылка

Или просто электронное письмо, где вы через рассказ доносите идею или даже продаёте. Кстати в Америке пользуется популярностью создание целых серий писем, историй в которых есть взаимосвязь по типу сериала.

И по законам жанра, каждое письмо обрывается на самом интересном моменте.


Емейл-Рассылка

4. Выступление (онлайн и оффлайн)

Наверное родоначальник всего движения сторителлинга в бизнесе это выступления.

Именно истории помогают качественно и глубоко донести нужную информацию до слушателя, и самое главное они провоцируют человека на действие.

Поэтому многие вебинары сейчас состоят из притч, анекдотов и рассказов на 60-80%. Так как они звучат без прямого призыва купить, но при этом говорят об этом.

5. /телереклама

Сложно это реализовать в силу того, что ролики обычно имеют очень короткую длительность.

Но если изощриться, то можно создать лаконичную и эффективную историю. Например, производитель молока может снять историю как создаётся на свет их продукт.

https://youtu.be/GFNWnp1Lq6w

6.

Очень популярная реализация в интернете и в социальных сетях. С помощью видео доносят разные смыслы.

Часто можем замечать такую реализацию в онлайн сервисах, где они показывают что жил-был Мартин, который ежедневно терял клиентов.


Видео на основе сторителлинга

7. Билборд

Я уверен, вы хоть раз видели подобные примеры сторителлинга - два баннера вдоль дороги, первый из них задаёт вопрос, а второй отвечает на него.

Это тоже своего рода история, только очень-очень-очень короткая. Но принцип тот же самый.

8. Маркетинг-кит

Был у нас опыт для франшизы, где на всех страницах специальный отрисованный персонаж рассказывал почему наша франшиза самая лучшая и какие выгоды клиент может получить выбрав нас.

9 секретов эффективного сторителлинга

Как писать, как научиться или правила и основы сторителлинга. Поговорим об этом. Не зацикливаясь на конкретном формате реализации, о нём поговорим чуть позже. Ниже вы увидите основные приемы и техники сторителлинга:

1. Open loop .

На языке нашей галактике - открытая петля. С этого начинает выстраиваться структура сторителлинга - в самом начале нужно всегда делать интригу. Сказать А и не говорить Б.

Нужно сделать так, чтобы собеседник захотел услышать окончание истории. Поэтому всегда в начале небольшое начало для затравки. Пример из семейной жизни: “Дорогой, нам нужно серьёзно поговорить”.

2. Подстройка .

Есть такое понятие как раппорт, это когда между двумя людьми возникает некая синхронизация в действиях, в словах, в жестах.

Особенно это заметно в хороших друзьях. Ваш герой, ваша ситуация должны создать этот раппорт между вашей историей и вашим читателем. Нельзя захватить внимание всех и сразу.

3. Факты и эмоции.

На одних фактах или на одних эмоциях далеко не уедешь. Поэтому нужно использовать всё 50 на 50.

Чтобы каждое ваше красноречивое высказывание подтверждалось аргументом, а каждый сказанный аргумент приобретал краски благодаря ярким эмоциям.

4. Птичий язык .

Мне эти слова как родные. А вот некоторым они кажутся матерными.

Поэтому очень важно говорить словами тех людей, которые вас слушают. Если они любят говорить носочЕК, крышеЧКА, стульЧИК, тогда говорите также. Это усилит общую связь.

5. Лаконичность.

В данном случае я не призываю делать рассказы из серии “Заяц - выстрел - лопата - яма - траур”, я лишь говорю о том, что необходимо максимально лаконично доносить свои мысли без потери яркости и красок.

6. Раскачивайте.

Из стороны в сторону, из негатива в позитив. Чем более сильные будут эмоциональные “качели”, тем больше вы вызовите расположение человека на другом конце провода. Тем больше он будет готов к совершению действия.

7. Случай из прошлого .

Очевидный пункт, но всё же. Любая ваша поэма должна звучать так, будто она уже случилась. Вы должны рассказывать ссылаясь на прошлое, а не на будущее со словами “Представьте себе...”.

8. Детали.

Чем больше деталей, тем лучше (но не перегибайте). Не просто перчатки, а красные бархатные перчатки по локоть.

Не просто я шёл, а я шёл сквозь плотный поток людей, периодически поправляя сумку на плече. Они необходимы, чтобы человек смоделировал всю ситуацию досконально и окунулся в нее максимально глубоко.

Пример истории

Какая статья без примера. И я вам расскажу историю, которую обычно я повествую своим менеджерам когда они расстраиваются из-за большого количества отказов. Звучит она так.

“У меня есть друг - Алексей. Который кардинально перевернул мой взгляд на отказы клиентов, вплоть до того, что я стал любить их.

Всё началось с его рассказа о том, как его с руководящей должности отправили в Москву на позицию менеджера по продажам.

Всё верно! Вам не показалось. Его временно понизили, чтобы он набрался опыта в Москве и затем вернулся на новую, более высокую должность.

Поэтому для него, как для управленца, стресс был непередаваемым. Помимо нового города ещё и новая должность на передовой.

Как вы понимаете, он не стал лучшим продавцом в отделе, так как на 100 звонков он слышал 99 нет. Но из-за этого он и не стал худшим.

К удивлению он выполнил свой личный , чем доказал свою проф пригодность. И всё благодаря одной мысли. Он посчитал, что каждый сотый говорит ему ДА.

А значит, чтобы получить заветный положительный ответ, он должен получить 99 отказов. И никак иначе.

И весь сок не только в этом. Он посчитал, что каждая сделка ему приносит в карман 20 000 рублей. Получается, если поделить эти деньги на 100 звонков, то каждый, даже не успешный, приносит ему в карман 200 рублей.

Теперь, когда я слышу отказ. Я также как и он считаю, что заработал 200 рублей. Что вызывает у меня улыбку и радость на лице.”

Коротко о главном

То есть у него складывается ощущение, что это ему не навязали, а он сам до этого дошел. Разница, между тем что тебе внушили, и что ты сам осознал внутри себя, очень большая.

Поэтому всё чаще и чаще данная технология используется в компаниях, где клиент быстро принимает отрицательное решение о работе.

И чтобы подключить в свою работу диджитал сторителлинг, вы можете воспользоваться зарубежным сервисом storybird.com , который помогает создавать целые книги из изображений и карикатур.

С давних времен истории служили одним из лучших способов передачи информации между людьми. Рассказчики, философы, поэты и писатели уже в древности понимали, что недостаточно просто рассказать или написать что-то. Чтобы история возымела эффект и была по-настоящему интересной, нужно следовать определенным правилам.

Что такое сторителлинг

Слово «сторителлинг» происходит от английского «storytelling», что можно перевести как «сказительство» или, в более современной интерпретации, «рассказывание историй». Сторителлинг является эффективнейшим методом донесения информации до аудитории, в котором используются поучительные, трогательные, смешные и другие истории с выдуманными или реальными действующими лицами.

Конечно, рассказывание историй нельзя назвать каким-то новым способом, однако широкой публике в качестве специального метода сторителлинг был представлен лишь в 1992 году руководителем американской компании «Armstrong International» Дэвидом Армстронгом в книге «MBSA: Как управлять, собирая истории по округе». Сторителлинг он рассматривал в качестве инструмента обучения новичков и улучшения показателей работы компаний.

Изначально Армстронг просто применял истории в своей деятельности, но результаты так его впечатлили, что он решил рассказать о них и своем опыте людям, что и сделал, написав вышеназванную книгу. В дальнейшем сторителлинг превратился чуть ли не в целую науку со своими психологическими и управленческими аспектами. Кстати, сегодня большой популярностью пользуется и книга Аннет Симмонс «Как использовать силу историй», и ее мы тоже советуем вам почитать.

Истории вовсе не должны быть длинными. Это могут быть небольшие жизненные рассказы, метафоры, сказки, анекдоты и даже просто фразы, содержащие информацию и мотивирующие людей к совершению конкретных поступков и действий, достижению конкретных результатов и целей. Из этого можно извлечь огромную пользу для бизнеса, маркетинга, публичных выступлений, менеджмента и т.д.

Используя психологический фактор, можно придумывать красочные, выразительные, интересные и увлекательные истории, ассоциирующиеся у людей с личным примером. Информация проникает в подсознание человека, наводит на определенные мысли, помогает находить ответы на какие-то вопросы. Именно поэтому сторителлинг отлично показывает себя на практике для неформального обучения людей.

Применение сторителлинга

Сториттеллинг – искусство создания историй, традиционно использующееся писателями. Но художественной литературой область его применения далеко не исчерпывается. На сегодняшний день навык привлечения и увлечения публики историями может быть полезен педагогам, предпринимателям, журналистам, психотерапевтам, маркетологам, пиарщикам.

Интересные истории позволят убеждать людей намного сильнее, нежели самые обоснованные аргументы и мотивационные речи, перечисления возможностей и преимуществ. Поэтому сторителлинг применяется и в сфере управления персоналом, торговле, публичных выступлениях, политике. Учитывая то, что люди обожают слушать интересные истории, с их помощью достаточно просто можно подогреть интерес к рассказу.

Искусство рассказчика полезно и для формирования лояльности работников в организациях. Например, на собрании руководитель может рассказать замечательную историю о том, какой путь он прошел, каких успехов достиг, как осознал ценность миссии своей компании, а не читать сотрудникам занудную лекцию о корпоративных целях и ценностях.

Ко всему прочему истории служат прекрасной мотивацией к обучению, что еще раз свидетельствует в пользу того, что сторителлинг может стать действенным инструментом в руках воспитателей, педагогов, бизнес-тренеров и, конечно же, родителей. Подумайте сами: ведь намного интереснее, к примеру, вместе с героем какой-то истории решать какую-то задачу, чем записывать правила и пытаться их понять.

А что касается бизнес-среды и корпоративной культуры, то истории нередко служат здесь своеобразным фольклором – они существуют в полуформальной среде и помогают людям понимать, как нужно и не нужно работать, кто есть кто в команде и т.д. Не нужно забывать и о маркетинге, ведь и в нем истории играют значительную роль – позволяют людям понимать, какие проблемы решают товары и какими преимущества обладают.

А в обычном повседневном общении сторителлинг и вовсе существует столько же, сколько и человек. Тот, кто умеет классно рассказывать истории, всегда сумеет разбавить атмосферу, поднять настроение, донести свою мысль в интересной и необычной форме, произвести впечатление.

Очевидно, что область применения сторителлинга очень широка:

  • культура;
  • производство;
  • бизнес;
  • образование;
  • психотерапия;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • политика;
  • шоу-бизнес;
  • воспитание детей;
  • повседневное общение и другие сферы.

Востребованность специалистов по сторителлингу (профессиональных рассказчиков) настолько велика, что сейчас повсеместно проводятся специализированные тренинги, семинары и курсы. А в США сторителлинг вообще стал профессией, и есть даже ассоциация специалистов данного профиля.

Есть курс по сторителлингу и на 4brain. Если вы хотите глубже разобраться в этой теме, получить не только теоретические знания, но и сразу отработать их на практике – записывайтесь!

Популярность и востребованность навыка обусловлена тем, что сторителлинг позволяет достигать множества целей, очень важных для бизнеса, в продажах, выступлениях, писательстве и остальных областях. Перечислим лишь несколько результатов, которых можно добиться, рассказывая истории:

  • воздействие на подсознание и мышление слушателя, зрителя или читателя;
  • максимально точное донесение информации и мыслей;
  • обучение детей, подростков, студентов и взрослых;
  • профессиональная подготовка и переподготовка;
  • минимизация конфликтных ситуаций в коллективах и других группах людей;
  • упрощение взаимоотношений между людьми;
  • стимулирование к достижению новых целей, совершению определенных действий;
  • укрепление авторитета;
  • повышение продаж.

И это далеко не все. В уже упомянутых США, например, психотерапевты применяют приемы сторителлинга в работе с тяжелобольными пациентами, успешно пробуждая в них желание продолжать жить и бороться со своими недугами. Получается, что с помощью историй можно не только зарабатывать деньги, но и улучшать жизнь общества и даже спасать человеческие жизни.

Но это становится возможным лишь в том случае, если истории рассказываются правильно. Дальше мы вкратце посвятим вас в секреты этого искусства, но, кроме этого, рекомендуем обратиться к тематической литературе (Дэвид Армстронг, Аннет Симмонс и другие авторы).

Как создать увлекательную историю

Главный принцип сторителлинга заключается в том, чтобы история была понятна человеку и выстраивалась по конкретному сценарию, который поможет решить стоящую перед рассказчиком задачу.

Чтобы рассказ был эффектным и привел к нужному результату, он должен включать в себя несколько составляющих:

  • реальный или вымышленный персонаж (это может быть человек, животное, фантастическое существо, организация или целое государство);
  • события и перемены, жизненно важные для персонажа (в противном случае история бессмысленна);
  • эмоциональная насыщенность (чтобы слушатель ассоциировал себя с персонажем и сопереживал ему; чтобы слушатель сам захотел рассказать эту историю кому-то);
  • реалистичность описываемых событий (события должны быть ограничены конкретным временем и местом);
  • конкретика (история должна быть понятной, содержать живые примеры, четко доносить мысль).

Чтобы найти примеры грамотных историй, не нужно далеко ходить. Просто вспомните, как родители, бабушки и дедушки рассказывают истории своим детям и внукам; как авторы басен и притч доносят до слушателей и читателей их суть.

Но, как вы поняли, сторителлинг – это не только устное мастерство, а еще и письменное. Истории очень эффективно работают, даже если люди читают их в книгах, журналах, газетах или на сайтах и форумах в Интернете. И в случае с визуальным сторителлингом тоже нужно придерживаться ряда правил:

  • Предлагаемая читателю информация должна быть для него новой и полезной. Поэтому перед тем как писать свою историю, автору следует продумать детали. Даже если сюжет уже готов, необходимо подумать, чем он может быть дополнен, как можно еще лучше раскрыть тему и донести мысль.
  • Рассказывая историю, важно разбираться в предмете. Для этого автор обязан прорабатывать тему, изучать ее на глубинном уровне, дабы не создать дилетантский и низкокачественный «шедевр». Не менее важно обладать навыком быстрого погружения в материал.
  • Визуальная история должна сопровождаться картинками или фотографиями. Это позволяет погрузить читателя в атмосферу истории и лучше преподнести материал. Медиаконтент также может включать в себя аудио- и видеоматериалы. С ними история выглядит намного богаче и живее.
  • Уже с первых секунд привлечь внимание и заинтересовать читателя помогают яркие, броские и нешаблонные заголовки. Вспомните примеры заголовков, после прочтения которых вам хотелось прочитать и статью. Умение делать такие заголовки можно назвать настоящим искусством.
  • Не менее важны и подзаголовки. Сегодня многие люди используют кросс-чтение, когда читаются только заголовки/подзаголовки и врезы в текст. Если взгляд цепляется за что-нибудь интересное, человек начинает изучать материал более детально. Заголовки и врезы тоже желательно как-то визуально выделять.
  • Любая история должна преподноситься живым, интересным и разнообразным языком. В ней нет места монотонности, повторению одних и тех же мыслей и идей. Желательно не использовать часто одни и те же слова – стоит заменять их синонимами или иначе выражать мысли.
  • При оформлении визуальной истории нужно придерживаться принципов единства и контраста. Материал должен быть выдержан в одном стиле, а между блоками текста следует делать отступы. Чтобы создать контраст, достаточно использовать всего два разных шрифта.

Соблюдая перечисленные правила, можно создать интересную историю, привлекающую внимание, вызывающую желание узнать ее полностью. Но все же этого еще мало, чтобы получить действительно достойный результат. История будет впечатляющей только тогда, когда автор будет соблюдать основные принципы сторителлинга.

Главные принципы сторителлинга

Не станем спорить, что историю, которая повлияет не слушателя или читателя, прекрасно расскажет профессиональный рассказчик или писатель. Если невнятно бубнить что-то себе под нос, можно загубить самый крутой рассказ, а если безграмотно и бездарно писать, никто просто не захочет читать текст.

Но все же практически любой человек при должном желании и усердии может научиться искусно рассказывать истории, следуя определенным принципам:

  • История не должна быть слишком длинной. При ее создании нужно учитывать, что человек может быть максимально внимательным примерно 20 минут, после чего концентрация снижается.
  • В истории должен присутствовать такой герой, который на сто процентов будет интересен аудитории. Он должен быть похож на «ваших» людей, чтобы они сроднились с ним, примерили на себя его мысли, поступки и решения. При этом помните о том, что одной историей нельзя зацепить абсолютно всех –подстраивать истории нужно под конкретную аудиторию.
  • В истории не должно быть открытого конца. Это значит, что аудитория не должна домысливать ее итог или мораль. Люди должны получать ответы на конкретные вопросы.
  • История не должна быть скучной. Текст (особенно его начало) должен вызывать интерес и желание узнать, что будет происходить дальше. Рассказчик должен пробуждать своим рассказом эмоции: радость, смех, злость, страх, негодование, но никогда не оставлять людей равнодушными.
  • История не должна навязывать людям мнение автора. К конкретным выводам люди должны приходить сами. В частности это касается продаж: нельзя говорить людям, что они что-то должны или им что-то нужно. Нужно, чтобы в них возникло желание иметь что-то.
  • В сторителлинге необходимо использовать метафоры, гиперболы и прочие фигуры речи. Но делать это нужно умело, чтобы среди всех этих «красок» не потерялась основная мысль.
  • В истории должны присутствовать моменты, дающие воображению и мышлению людей новый толчок. Отлично, когда события принимают неожиданный оборот, давая сюжету новые пути развития.
  • При создании историй важно тщательно продумывать детали, такие как обстановка, персонажи, их мнения, характеры и диалоги. Благодаря этому создается интрига, а она служит одной из основ успеха.
  • В истории должны быть неожиданные и даже шокирующие элементы. Именно они заставляют людей запоминать истории, т.к. захватывающие и эмоциональные моменты стимулируют память.
  • При рассказе истории необходимо обращаться к воображению людей, чтобы активизировались их органы чувств. Они должны чувствовать запахи и вкус, слышать звуки, представлять происходящее.

При планировании своего выступления или же просто собираясь рассказать историю в кругу друзей или коллег, рассказчик не должен забывать о том, что в истории всегда должны быть завязка, конфликт (основная часть, кульминация) и развязка. Вся история должна вертеться вокруг проблемы и ее решения.

При этом нельзя злоупотреблять описаниями, чтобы история оставалась емкой и ясной. В ней должно присутствовать только то, что нужно и важно, и никакие лишние подробности не нужны. Помимо прочего следует понимать, что история не должна быть идеальной, т.е. не стоит рассказывать лишь истории успеха и побед. Рассказы о неудачах и поражениях нередко оказывают гораздо более мощный эффект.

И еще одно важное замечание: сторителлинг – это не только правила и принципы, которым нужно следовать. Успех в этом деле во многом зависит от уверенности в себе и своих силах, энтузиазма, увлеченности процессом рассказа и умения импровизировать. Эти качества и навыки необходимо развивать. Тогда сторителлинг превратится в мощный инструмент влияния на людей.

Как научиться сторителлингу

Все люди разные. Одни любят быть душой компании, рассказывать истории и видеть, как окружающие их с упоением слушают. Другие рассказывают что-то сухо, безэмоционально, просто перечисляя факты. Третьи говорят лишь иногда, больше предпочитая слушать. Но в любом случае люди желают быть услышанными и понятыми.

Поэтому сторителлинг – это, во-первых, навык, который нужно, важно и полезно развивать, а во-вторых, навык для каждого. Придумывать истории (или рассказывать реальные) может научиться любой человек. Для этого в первую очередь нужно знать, что «работающая» и увлекательная история состоит из нескольких компонентов: сюжета, смысла, эмоций и сопереживания. Это база.

Сторителлинг способен поднять вашу коммуникацию на качественно новую ступень и сделать ваше общение с людьми более эффективным. Но и применять этот навык нужно грамотно и с умом, а это значит, что нельзя просто один раз его освоить и рассчитывать, что дальше все пойдет по накатанной. Это умение нужно постоянно развивать и оттачивать.

Начать учиться искусству рассказчика можно с просмотра и анализа удачных и неудачных выступлений разных людей, а также своих собственных (даже рассказ истории в кругу друзей вечером у походного костра можно называть выступлением). А материал для своих историй можно брать где угодно: наблюдать за людьми, слушать рассказы окружающих, читать книги, расширять кругозор, проявлять любознательность по отношению к миру и жизни.

Истинный рассказчик черпает вдохновение во всем: в собственной жизни и жизни своих родных и друзей, в рабочей среде и жизни своих коллег, в книгах и фильмах, в проявлениях природы и жизни животных и даже насекомых. Стать источником материала для историй могут и «опыты» с собственным сознанием и жизнью, например, отказ от вредных привычек или освоение нового маршрута по пути на работу.

Развивать фантазию можно множеством способов и упражнений. Одно из таких упражнений называется «Кто этот человек?». Суть очень проста: вы идете по улице или сидите на скамейке, рассматриваете проходящих мимо людей и пытаетесь определить, чем они занимаются, кем работают, как начался их день, что их тревожит, какие мысли роятся в их голове.

Другое не менее эффективное упражнение – это ведение дневника. Наверняка вы время от времени попадаете в какие-то необычные ситуации, слышите интересные рассказы от людей, с которыми общаетесь, знакомитесь с полезными идеями и мыслями. Чтобы все это не затерялось в памяти, ведите записи – вносите в дневник все, что кажется интересным, что можно в перспективе использовать в своих рассказах.

Но все это лирика, и для овладения мастерством сторителлинга мы все-таки рекомендуем учиться ему у профессионалов. Как мы и говорили, сегодня проводятся разные тренинги и мастер-классы. Но если в вашем городе таких нет, у вас есть прекрасная возможность перенять ценный опыт из книг:

  • Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй»;
  • Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй»;
  • Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»;
  • Роберт Макки «История на миллион долларов»;
  • Дэвид Хатченс «9 техник сторителлинга» и другие.

И, конечно же, от 4brain может стать отличным подспорьем при развитии навыка.

Полученную информацию можно будет использовать в продажах, для бизнеса и выступлений, в маркетинге и обычной повседневной жизни. Так что не теряйте драгоценного времени и начинайте учиться любым удобным для вас способом.

Сторителлинг в психотерапии

Понятие сторителлинга «прилипло» к маркетингу совсем недавно, а до этого так по большей части говорили в психотерапии.

Сторителлинг - это способ передачи информации и нахождения смыслов через рассказывание историй. Он используется в психотерапии и носит название «нарративной психотерапии».

Цель нарративной терапии заключается в создании вокруг клиента пространства для развития альтернативных, предпочитаемых историй, которые дадут ему возможность почувствовать себя способным повлиять на ход течения собственной жизни, стать непосредственно автором своей истории и воплотить её, привлекая «своих» людей для повышения чувства заботы и поддержки.

Нарратив используется в психологии по отработанным методикам - потому что ошибка может нанести вред пациенту. Нельзя просто сесть в кресло, включить бурную фантазию и оставить пациента один на один с демонами в его голове.

К счастью, скучные статьи не сводят с ума, в худшем случае - раздражают. Всегда есть выбор: делать сторителлинг осмысленно или продолжать делать «пальцем» наугад. Все чаще маркетологи называют тексты сторителлингом, используя модный тренд вслепую.

Вот это не сторителлинг

  • Статья о барах, где посмотреть футбол.
  • Инструкция по Гугл Аналитике.
  • Размышления о смысле бытия.
  • Эта статья.

По секрету: даже инструкции могут строиться по правилам сторителлинга, если вы заложите в основу нарратив «герой преодолевает препятствия» и выстроите сюжет повествования – не просто будете перечислять пункты меню, а расскажете, как герою научиться решать определенные задачи.

Нарратив: инструкция к пониманию события

Нарратив как понятие философии постмодернизма слишком сложен для небольшой статьи. Поэтому мы возьмем более-менее популярное толкование.

Д. Шифрин определяет нарратив как «форму дискурса, через которую мы реконструируем и репрезентируем прошлый опыт для себя и для других» .

«Нарративы играют роль линз, сквозь которые независимые элементы существования рассматриваются как связанные части целого. Они задают параметры повседневного и определяют правила и способы идентификации объектов, которые подлежат включению в дискурсивное пространство» (Розенфельд 2006).

«В качестве основополагающей идеи нарративизма берётся идея субъективной привнесённости смысла через задание финала» (Википедия).

Психологи Й. Брокмейер и Р. Харре в своем исследовании нарративов говорят , что нарратив не является описанием некой реальности, он является инструкцией к пониманию реальности.

Сложно? Да, есть немного. Теперь давайте «на пальцах».

Нарратив - субъективное повествование, которое подсказывает, как осмыслить произошедшее. По сути, рассказ о событиях замещает само событие. Например, одна и та же война, описанная победителями и побежденными, выглядит по-разному. В основе каждого описания лежит свой нарратив - рассказчик создает некую модель мира, в котором происходит событие. Таким образом рассказчик по сути подсказывает слушателям, что думать об этом событии.

Изложение фактов превращается в историю, когда известен финал. Этим рассказчик (нарратор) отличается от героя и слушателя. Если герой действует, не зная, чем всё закончится - и в этом сила истории, то рассказчик заранее знает финал и выстраивает путь своего героя к нему. Радость слушателя - увидеть, как в финале развяжутся все сюжетные узелки.

Финал задается тем или иным нарративом.

  • Мы долго тренировались, наработали отличное взаимодействие в команде, и четвертое место в чемпионате - успех для команды. Теперь мы можем пробиваться выше.
  • Команда молодая, тренер неопытный, потратили все время на базовые тренировки, неудивительно, что добрались только до четвертого места из 5 команд. Тренера надо менять.

Это две истории об одной и той же команде в одном и том же чемпионате. Как видите, финал меняет саму историю.

Нарратив создается прежде всего

Неуклюжий герой добивается внимания «принцессы», в то время как она привержена герою без изъянов. Волшебный эликсир наделяет неловкого героя привлекательностью.

При этом сюжет строится на обаянии «лица» марки - Джорджа Клуни и приключениях героя истории - не менее обаятельного Джека Блэка. Нарратив в сущности «склеивает» обаяние Клуни и представление о волшебном качестве напитка.

Если вы посмотрите другие ролики в этой серии (например, ролик с Денни Де Вито), то увидите, что основа рекламной кампании - нарратив, который используется при сочинении сюжета - позволяет строить неизменно вдохновляющие истории с участием разных героев.

Сюжет спасает лонгрид

Даже если убрать визуальные эффекты и оставить только текст, мы увидим классический сторителлинг с увлекательным сюжетом и драмой. Оформление важно, но оно не спасет статью со скучным наполнением. Здесь сильная история и цепляющая интерактивная обвязка.

Именно сюжет истории ведет читателя от одного блока к другому, без внутренней связи лонгрид просто рассыпается.

И если под сюжетом вы подразумеваете что-то вроде плана «завязка/середина/развязка», то вы сильно ошибаетесь. Сюжет строится по жесткому плану. Завязка погружает в контекст истории, далее происходит некое событие-катализатор, которое толкает героя в путь, по ходу дела сюжет несколько раз полностью разворачивается - и именно это держит читателя в напряжении, потом случается кульминация, а к финалу читатель должен сопереживать герою настолько, чтобы сердце билось сильнее при чтении последних строк.

Статья Snow Fall соединила в себе крепкую историю с насыщенной визуальной обвязкой - это то, что позволило зацепить внимание читателя в условиях информационной перенасыщенности.

Особенность медиапотребления такова, что всегда существуют отвлекающие факторы. Автор мультимедийной истории должен понимать, что пользователь редко бывает полностью погружен в историю, и поэтому правильно расставлять акценты, подбирать адекватные мультимедийные форматы и находить баланс между историей и читателем. Это выдвигает повышенные требования к структуре материала, он должен удерживать внимание читателя. Увлечение историей есть произведение ее частей, поделённое на количество историй в фокусе внимания пользователя.

Если у пользователя в активной зоне внимания десять историй, по которым скачет его взгляд, то погруженность в конкретный рассказ будет минимальной. Эта формула также объясняет и требование к наполненности смыслом каждого элемента мультимедийного материала. Если какой-то из них несет нулевой смысл, то все произведение в числителе обнулится. Оставляйте в истории только те элементы, которые работают на достижение цели.

Автор может только предлагать гипотезы и продумывать сценарии, по которым он будет вести пользователя. Этот путь должен быть чистый, свободный и ясный. Не стоит увлекаться деталями, заполнять пространство истории информационными модулями и элементами только потому, что «мы умеем делать инфографику».

Уделяйте больше внимания герою, структуре рассказа, сюжету, тому, что у вас будет происходить на переднем и заднем плане истории. Следите за логикой повествования и эмоциональной составляющей больше, чем за тем, насколько полно вы использовали все доступные вам мультимедийные форматы.

Snowfall также показывает, как история масштабируются - растягивается на серию публикаций. Это один из нюансов работы журналиста. Если вы причастны к медиа, например, занимаетесь контент-маркетингом, - будет полезно знать.

Редактор и телеведущий Тимур Олевский рассказал студентам школы УКУ, что западные журналисты ищут историю, которую смогут рассказывать на протяжении карьеры. И такая история может сделать журналисту имя. История, которая развивается в реальном времени и остается интересной до конца.

При этом, какой бы «скучной» история ни была в реальности, ее нужно рассказывать увлекательно. И это может стать социальной миссией журналиста, - интересная история привлечет больше внимания к проблемам, например, беженцев.

А самая интересная история - наша жизнь.

Как человек пишет личную историю

Мы пробежались по верхам сторителлинга, теперь разберемся в природе нарративов и поймем, почему мы не можем жить без историй.

С детства мы формируем картину мира через описание предметов и событий - нарративов. Если бы мы так не умели - мир бы был для нас сплошной галлюцинацией, и мы остались бы во младенчестве.

Откуда мы это знаем? Ученые смоделировали младенческое поведение.

Рассинхронизация работы нейронов DMN коррелировала с субъективными оценками подопытных, сообщавших о «растворении личности», «потере „я“» (Self Dissolution).

Усложнение нейронных сетей головного мозга, усиление специализации его областей и укрепление связей между ними происходят по мере взросления и созревания. Поэтому активность мозга человека под ЛСД авторы сравнивают с работой мозга младенца.

«Потеря „я“» это состояние человека до того, как он начинает описывать окружающие его объекты и явления, то есть младенчество. Со временем ребенок начинает описывать для себя окружающий мир через взаимодействие с ним: толкнет вазу, схватит руку матери, крикнет на собаку. С этого момента зарождается самосознание, и мозг запоминает происходящее.

Мы построили свой мир через описания - нарративы, поэтому самый удобный для нас способ воспринимать новую информацию - с их помощью.

Например, советский фольклорист Владимир Пропп попытался сформулировать базовую структуру сказочного нарратива. Он предложил разделить нарратив на более мелкие единицы - нарратемы: характеры, функции персонажей, волшебные орудия или определенные ситуации. Например, нарратему «герой встречает волшебного помощника» мы встречаем и в русской народной сказке про Ивана-Царевича и Серого волка, и в «Хоббите», где на помощь Бильбо и его друзьям приходит загадочный оборотень Беорн.

Сказочные нарративы, другие истории, которые рассказывают малышам, понемногу строят картину мира, в котором им предстоит жить. И учат жить правильно (с точки зрения общества, в которое предстоит вступить).

Мы можем переосмыслить, изменить или создать новую систему нарративов в любом возрасте. Так, рождение ребенка заставляет родителей переосмыслить и создать новые нарративные связи.

Ученые провели (Adult Attachment Interview) для оценки «связности» нарратива родителей. Так нейробиологи выяснили, что после того как родители осмысливают, как их прошлое влияет на настоящее, они получают возможность установить с детьми и другими людьми устойчивые, надежные и безопасные отношения.

Наша картина мира - система нарративов

«Каждый из нас живет в нарративе, и этот нарратив - мы и есть», - говорил известный врач-невролог Оливер Сакс. Человек воспринимает свою жизнь как сюжет, а память человека корректирует этот сюжет.

Близкие люди формируют схожие нарративы, а если незнакомые ранее люди обнаруживают, что их взгляды на жизнь совпадают - они сближаются. Отсюда и стереотипы, и восприятие народами своего места в истории человечества, и близость приверженцев того или иного бренда.

Нарратив - инструмент влияния

Группы людей носят общие взгляды и суждения. Так, народ объединяет людей не только по национальному или географическому признаку, но и по взглядам на происходящие события и историю государства.

Каждый народ существует в рамках своей системы нарративов, которая формирует стереотипы и ощущение своего места в истории человечества.

Для примера выдумаем простейшую систему из двух нарративов: «Православные = русские» и «Русский не критикует советскую армию». В рамках такой парадигмы протестант, гей, историк с альтернативным взглядом на события Второй мировой - не русские. Я взял понятные нам православие, русских и советскую армию, чтобы максимально упростить логическую цепочку и продемонстрировать силу влияния нарративов.

Для системы не имеет значения, соответствуют ли нарративы истине - потому что они формируют оценку (способ восприятия) действительности через интерпретацию событий и явлений. В истории не существует объективной реальности. Любое событие интерпретируется человеком, поэтому вся история - система нарративов, приемлемых для группы людей в данный момент. Нарратив может превратить правду в ложь, а ложь в правду. Если изменить ключевой нарратив или ряд нарративов в рамках системы - группа людей изменит взгляды на события и свое место в истории. Так происходит, когда переписываются учебники истории или снимаются фильмы с альтернативным взглядом на события прошлого.

Сравним государства и народы с брендами и потребителями. Бренды пишут свою историю и прививают потребителям систему ценностей, отличную от ближайших конкурентов. Когда потребитель принимает систему нарративов бренда, он становится лояльным. Компании не будут против, если каждый представитель целевой аудитории станет адвокатом бренда - патриотом бренда.

Один из приемов нарратива - образ врага. Обратите внимание, как известные бренды его используют. Например, спор, что лучше - Пепси-Кола или Кока-кола, Айфон или Самсунг - давно превратился в большую историю, за которой интересно наблюдать. С другой стороны, не участвующий в противостоянии бренд может высмеять лидеров и отстроиться от «возни», как это делает Майкрософт:

Масштабируем: бренд как история

Сторителлинг масштабируется: от одной статьи до продолжительности жизненного пути бренда.

Сознательно или нет, каждый бренд формирует вокруг себя систему нарративов, которая влияет на мнение людей о нем.

Нарративы формируются в систему, хотя не всегда они эту систему укрепляют, противоречащие друг другу нарративы могут ее расшатывать.

Представим условное маркетинговое агентство с положительным образом:

  • они организуют полезные ивенты;
  • их сотрудники сильные спикеры;
  • они быстро отвечают на звонки;
  • они публикуют полезные статьи.

Здесь цельная картина.

А теперь условный банк с противоречащими нарративами:

  • это надежный банк;
  • у них вспыльчивый управленец;
  • они технологичны;
  • их владелец обзывает маркетологов;
  • у них сильный маркетинг.

Картина шаткая, но здесь есть главный герой, не идеализированный, как в современных фильмах. И это тоже работает на бренд. Сильный нарратив может «задавить» все остальные.

Хорошо, когда качество продукта перевешивает рискованные нарративы.

Бренды пишут свою историю и рассказывают ее потребителям. Так мы приходим к сторителлингу за рамками одной статьи, сторителлинг - инструмент, которым бренд может сознательно управлять в рамках всей своей истории.

Задача бренда - рассказать связную историю, развивать сюжет на протяжении всего своего существования и погрузить в эту историю потребителей.

Нет истории? Придумаем легенду

Если бренд молодой или его появление только в планах - под его запуск создается легенда бренда по литературным канонам.

В 2007-м я устроился на работу в обувной магазин и получил пачку материалов для изучения. Один раздел описывал истории брендов. Например, вот такую:

«… где-то в самом начале 90-х годов ХХ века, в лондонском районе Челси появилась интересная молодая девушка. Ее часто можно увидеть в самых популярных заведениях английской столицы, на художественных выставках, поэтических вечерах и просто на богемных тусовках… только очень немногие знают, что девушку зовут Хелен Браска. Она - дизайнер и у нее есть мечта - легкая и изящная. Она хочет придумать самую лучшую обувь в мире… Так, или примерно так, зародилась одна из самых прогрессивных торговых марок обуви под названием BRASKA».

Торговая марка зарегистрирована в Англии, владеющая компания - украинская, производство в Китае и Индии.

А вот легенда бренда Zibert от «Оболони»:

В начале XX столетия, а именно в 1906 году в Фастове было начато строительство пивоваренного завода. Основателями пивоварни стали мещанин Юлиус Зиберт и прусский подданный Герман Саальман. Местом для завода был выбран красивый берег реки Унава в Заречье, рядом с церковью Покрова Богородицы. Немецкие мастера очень быстро организовали работу пивоварни, и уже 24 декабря начали выпускать первое фастовское пиво.

Пивоварня не прекращала своей работы даже во время военных действий, которые имели место быть в истории. Ни Первая, ни Вторая мировые войны, ни революция не стали преградой фастовским пивоварам.


Позиционируется как немецкое пиво по доступной цене. Яркая история с нарративами о немецком пиве.

Легче выйти на рынок, когда есть история. Нет истории - нет бренда. А сильные истории пишутся на основе сильных нарративов.

Так, а в чем проблема?

А проблемы нет.

Профессионалы будут изучать основы основ и отшлифовывать методики работы с инструментами, отталкиваясь от цели. Сначала цель, потом инструмент.

Посредственные маркетологи - бросаться за трендами, называя сторителлингом все что угодно, если это даст надежду на продажи. Возьмут инструмент, а уж потом подумают, как применить.

Я надеюсь, что понятие «сторителлинг» будет попадать в мое поле зрения как можно реже. А увлекательные истории как можно чаще.

Нарратив оказывается тем инструментом, который будучи в тени, определяет восприятие информации. Обычному человеку полезно понимать его природу, чтобы как минимум не попадаться на уловки обманщиков. А маркетологи и коммерческие писатели наконец-то расскажут о продуктах интересно.

Не спрашивайте у Гугла, как делать сторителлинг. Поинтересуйтесь, как писать истории, строить сюжеты, использовать нарративы, и перед вами откроются знания, накопившиеся за сотни лет развития литературы.

Концепция сторителлинга основана Дэвидом Армстронгом. Глава крупной международной компании нашел полезное применение увлекательным историям. Он использовал их при создании руководств по работе для персонала.

Позже теми же инструментами пользовался Кевин Томпсон, преподаватель Бирмингемского университета, который интерпретировал занятные истории как действенный инструмент для воодушевления сотрудников различных корпораций.

Возникает логический вопрос. Cторителлинг – что это? Неужто обычные мотивационные рассказы для персонала?

Как показало время, сторителлингу удалось видоизмениться, стать неотъемлемой частью маркетинга. Истории начали применять для продажи товаров и услуг. И во многих нишах это показало себя действенней, нежели набор логических доводов и сухих фактов. На то есть очевидные причины:

  • Правильно построенный рассказ с захватывающей сюжетной линией эффективно привлекает и удерживает внимание читателей.
  • Сторителлинг генерирует эмоции, которые важны при совершении любой покупки.
  • Подкованному автору всегда удается сохранить интригу, любопытство читателя берет верх, поэтому он дочитывает текст до конца.
  • Грамотно сконструированный рассказ содержит так называемые маркеры, которые помогают снимать типичные возражения клиента.

Примеры сторителлинга

Сторителлинг используют гиганты мирового бизнеса, такие как Nike, Microsoft, Disney. И если оценить его действенность, она на 100% сопоставима с хорошей рекламой. Но главное здесь – выбрать идеальный момент для истории, учитывать тренды. Разберем на примере.

Когда в Лондоне устанавливали колесо обозрения, спонсором выступал авиаперевозчик British Airways. Долгое время ничего не удавалось из-за технических сложностей, этим воспользовался конкурент British Airways.

Владелец компании Virgin Р. Брэнсон запустил уникальную рекламную инсталляцию – дирижабль с надписью: “BA CAN’T GET IT UP”. Это попало в поле зрения крупнейших мировых СМИ. Да, это реклама. Но она сделана своевременно и находчиво. Если так же подойти к сторителлингу, успех обеспечен.

Безликие слоганы, как и скучные перечни фактов, канули в лету. В отличие от них увлекательные истории способны привлечь и удержать внимание читателей, слушателей, зрителей, вызвав нужные эмоции.

Сравните примеры под номером 1 и 2. Пример №2 куда интереснее для обывателя, подобные истории чаще дочитывают до конца, представляя себе всё происходящее в ярких красках.

Но это лишь один из вариантов сторителлинга, который можно интерпретировать и обыгрывать по-разному.

Вариации сторителлинга – популярные и не очень

1. Брэнд-легенда

Отлично подойдет для раздела “О компании”, где большинство рассказывают скучную историю в цифрах, без отстройки от конкурентов. Куда привлекательней будет выглядеть рассказ об известном персонаже. Так поступили руководители компании Daniel Wellington:


Пример сторителлинга

Для того, чтобы передать ценности компании, хорошо подойдет интервью руководителя. Но только не скучное, а живое, вроде того, которые презентует Юрий вДудь.

Оптимальным станет рассказ руководителя о том, что для него значит данная компания и каким он видит её будущее. Такой директор вполне способен превратится в брэнд.

А ведь именно брэнд дарит возможность выделиться на фоне конкурентов и выручить за товар/услугу больше, чем они того стоят. Как говорил Дэвид Огилви: “Покупатели выбирают не виски, они выбирают имидж”.

Поучиться созданию брэнда-легенды стоит у Coca-Cola. В 1944 году Ирис Белл создала для компании историю “Фабрика счастья”, позже она легла в основу рекламы. С тех пор Кока-Кола ассоциируется с ощущением праздника.

2. Мономиф

Книга “Тысячеликий герой” Джозефа Кэмпбелла раскрывает всю суть мономифа как историю шествия героя. Для сторителлинга избирают персонаж – зачастую обычный, незаурядный.

Он последовательно проходит свой путь с определенными сложностями и лишениями, в конце достигая вожделенной цели.


Путь Героя

Выводы и судьбоносные решения героя в маркетинге служат для завуалированной либо прямой рекламы. Вот такие дела. Но вся соль в том, что для внушения доверия история должна быть реальной, выглядеть естественно, а не наигранно.

3. Два противопоставляемых пути

И снова праздник в деревнях Вилларибо и Виллабаджо! Помните эту рекламу моющего средства Fairy? Очень наглядный пример. Суть его сводится к видимому контрасту и грамотной подаче верного решения.

4. Сила визуализации

Инфографика, яркие серии фото, отдельные снимки, видеоролики – примеры набирающего обороты визуального сторителлинга. Он успешно применяется в соцсетях, в особенности Instagram.

Правильно подобранный контент позволяет компаниям формировать нужную репутацию, привлекая внимание приверженцев и потенциальных клиентов. Эти инструменты давно используются такими гигантами, как Apple, IKEA, National Geographic.

ПРИМЕЧАНИЕ: для возрождения популярности браузера Internet Explorer компания Microsoft также использовала схожую методику. Они сняли видеообращение к детям 90-х.

К тем, кто помнит йойо, тамагочи, первые приставки, кепсы и т. д. Суть сводится к предложению вновь объединиться с Internet Explorer, уже новой, модернизированной версией браузера.

Отсылка получилась цепляющей, плюс .

5. Внедрение интриги

Молодая девушка в строгом черном платье задумчиво смотрела в небо. Туда, где разразилось яркое пламя, залившее округу пурпурными, золотистыми и багровыми оттенками.

Солнце садилось, но вся эта красота омрачалась холодным, обжигающим дождем. Привычное дело для осенней Праги. Здесь она прожила 7 лет, под вымышленным именем, выдавая себя за другого человека.

Меган устала прятаться, ей захотелось ринуться навстречу опасности – будь что будет. Она приставила к виску CZ 75…

При прочтении такого текста возникает желание узнать немного больше. Основу здесь составляет саспенс – состояние неизвестности, когда читатель не замечает, как переворачивает страницу за страницей.

Правила сторителлинга – как стать гуру?

1. Ценный контент

Текст должен иметь определенную информационную нагрузку. Другими словами, продажа ради продажи – провальная идея.

Любой истории нужен логически спроектированный сюжет, желательно с противоречивыми точками зрения на одни и те же события. Это оживит текст, поможет снять типичные возражения клиентов.

Основой, как всегда, послужит яркая завязка. При выборе дальнейшего сценария можно использовать собственные концепции или же положиться на действенность проверенных инструментов.

Например, в образе монстра представляют тот же грипп или кариес, которые по законам жанра получают по заслугам в конце рекламного ролика.

Другим типичным сценарием в сторителлинге принято считать так называемое перерождение с помощью продукта. Этот инструмент используют в рекламе того же батончика Сникерс.

Но куда более оригинально выглядит свежий взгляд на заезженные истории. Когда-то ценность такого подхода продемонстрировал Тимур Бекмамбетов, подготовив серию рекламных роликов про банк Империал.

2. Настоящий герой, а не “мертвая буратинка”!

Максим Ильяхов ввел такое понятие, как абстрактные персонажи, назвав их буратинками. Если буратинка будет выглядеть неестественно, читатель это почувствует.

Поэтому стройте историю вокруг живых, ярких персонажей. Они станут движущей силой, нужным звеном для эмоциональной связи с читателем. Учтите, герой может быть и негативным, главное, чтобы он вызывал искренние эмоции.

3. Текст должен соответствовать аудитории

Это не значит, что домохозяйкам любопытны истории о домашних хлопотах и детях. Вероятно, наоборот, им хочется вырваться из объятий повседневности, поэтому они так любят рассказы о яркой жизни, страстной любви.

Чтобы определить формат повествования, следует выяснить основные проблемы, которые решает продукт. Для примера возьмем органайзер Todoist.

На официальном сайте публикуются истории о занятых людях, успевающих больше благодаря приложению. Оно помогает упорядочить дела и распорядок дня. Это достаточно просто, но действенно.

4. Вызов, препятствие, злодей…

Мы уже говорили о мономифе, где герой проходит определенный путь и сталкивается с трудностями.

Если злодея и сложностей не будет, всё окажется чересчур приторно. Постоянный успех раздражает, ведь в реальной жизни такое вряд ли встретишь.

5. Долой очевидный финал!

Даже мастерски оформленный рассказ способна испортить банальная концовка. Более того, она навредит брэнду.

Поэтому при построении сюжета, а особенно развязки рекомендуем проявлять творческий подход.

Полезные книги о сторителлинге

1. Сторителлинг: как использовать силу историй. Автор книги – Аннет Симмонс, профессиональный сторителлер, которая обучает этому ремеслу бизнесменов.

В книге разобрана масса фишек, занятные байки из разных сфер, легенды и даже притчи. Идеально подойдет тем, кто хочет овладеть умением рассказывать увлекательные истории, выступать перед большим количеством людей будь то коллеги, партнеры либо клиенты.

2. Storytelling Branding in Practice. Книга написана четырьмя авторами. Считается универсальным пособием, так как позволяет применять сторителлинг в разных целях:

  • построение имиджа бренда,
  • реклама,
  • корпоративные нормы компании.

Изначально книга предназначалась для сценаристов, но её уже успели по достоинству оценить и маркетологи.

4. RESONATE: захвати аудиторию своей яркой историей. Книга Нэнси Дуарте учит с помощью приемов кинематографа и литературы создавать оригинальные рассказы. Ценным можно считать разбор всемирно известных выступлений.

Как вы успели убедиться, сторителлинг из обычного рассказывания историй превратился в мощнейший инструмент маркетинга.

При правильном построении сюжета и создании интриги вам удастся привлечь и сохранить внимание читателя/слушателя, вызвав нужные эмоции или натолкнув к определенным выводам.

Чтобы овладеть искусством сторителлинга, рекомендуем читать упомянутые выше книги, а также ознакомиться с работами

Допустим, вы представитель творческой профессии. Результат вашего труда должен захватить зрителя с первого взгляда. И хотя этот результат говорит сам за себя, он не даёт аудитории полной картины вашего творчества. Мы часто не обращаем внимания на один важный аспект: зрителю интересна не только работа художника. Он хочет узнать больше о том, кто поставил на этой работе свою подпись.

Вы можете помочь зрителям заглянуть за кулисы вашего творчества, рассказав им о себе, о тонкостях вашего ремесла, трудностях, которые возникают в процессе работы. Всё это вмещает в себя популярное понятие из психологии и менеджмента - сторителлинг.

Сторителлинг - это способ передачи информации и определённых смыслов через рассказывание историй.

Возможно, использование сторителлинга для продвижения работ не даст вам мгновенного результата, но оно определённо обеспечит вам преимущество и выделит из ряда конкурентов. Вас заметят и заказчики, и потенциальная аудитория. Аудитория не обладает достаточными знаниями, чтобы оценивать работы, но ей будет интересно ваше творчество, если она будет знать больше о его процессе.

Людям не важно, что вы делаете, им важно, как и почему вы это делаете. Сторителлинг - замечательный вид маркетинга, который не воспринимается как маркетинг, но даёт соответствующий эффект.

Хорошая история имеет определённую структуру и содержание. В этой статье вы можете найти советы, как рассказать о себе и своём творчестве таким образом, чтобы результат ваших усилий принёс вам успех.

1. Основные правила написания историй

На вашем сайте наверняка есть раздел «О себе». Если пока что он не очень содержателен, то самое время дать ему новую жизнь. Любой рассказ состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Вступление должно заинтриговать читателя и дать какую-то вводную информацию. В основной части развивается заявленная тема, она ведёт рассказ к раскрытию ключевой мысли. В заключении обычно рассказывается, как главному герою удалось добиться своей цели. Чтобы ваша история была , нужно разбавить её неожиданными поворотами сюжета и ввести запоминающихся персонажей.

Подумайте о том, что описать в вашей творческой биографии, как разделить её на три смысловых части.

В начале рассказа вам нужно привлечь внимание читателя. Напишите пару строк о том, что особенного случилось на вашем творческом пути, что вдохновило вас выбрать его.

Может быть, любовь к рисованию передалась вам от мамы, и это она отвела вас на первые уроки. Возможно, кто-то сомневался в ваших способностях, и это стало для вас стимулом. Или вы много путешествовали, и на творчество вас вдохновило знакомство с другими культурами.

Очень важно написать интересное и ёмкое вступление, чтобы весь последующий рассказ можно было построить вокруг него. В основной части можно раскрыть некоторые детали. В заключительной части рассказа стоит упомянуть ваши самые значимые достижения. Нужны примеры? Посмотрите, как о себе рассказали художники Александр Лукьянов и Ной Брэдли (Noah Bradley).

2. Покажите людям, как вы работаете

Обычно художники не любят, когда кто-то нарушает священный процесс их творчества. Но стоит помнить, что в тот момент, когда аудитория видит только конечный результат вашей работы, ей трудно оценить, сколько усилий вы в неё вложили.

Поэтому не надо стесняться. Приоткройте занавес и позвольте людям заглянуть в вашу мастерскую через видео или фотографии и ваши комментарии к ним. Это не так трудно, как кажется. Вы легко сможете найти фотографа, который сделает отличные снимки вашей студии и запечатлеет основные стадии творческого процесса.

Для этого набросайте план, в котором будет отражено, о чём именно вы хотите рассказать аудитории, что хотите ей показать, какие фото для этого нужно сделать (или какие моменты включить в видео). Возможно, это будут фотографии вашего рабочего места, инвентаря, ваши снимки на разных стадиях работы.

Художник Игорь Сахаров часто выкладывает видеоуроки по созданию разных картин. В одном из роликов он показал сам процесс написания картины. Наблюдать за его работой действительно увлекательно.

3. Расскажите о секретах вашей работы

Людям интересны привычки творческих людей, потому что из них можно извлечь пользу и применить эти знания при решении обычных повседневных проблем. Кроме того, аудитории нравится узнавать о тех препятствиях, которые преодолевают другие люди на своём пути.

Проанализируйте, как вы создаёте свои работы. Используете ли вы какие-то особенные техники? Возможно, вам приходится совмещать творчество с другой работой, поэтому вы трудитесь по ночам. Или у вас есть какое-то особенное место для работы, где вас никто не отвлекает.

Используйте побольше деталей. Если вы просто скажете, что рисуете тогда, когда к вам приходит вдохновение, у вас вряд ли прибавится поклонников. Но если вы опишете, как приходите в студию каждое утро к семи и работаете в течение нескольких часов не покладая рук, чтобы сделать что-то стоящее, эффект вас приятно удивит.

4. Используйте все возможные каналы информации

Rustamqbic.com

Если вы ещё не решили, как продвигать свои работы, вы можете опробовать разные информационные каналы и выбрать наиболее удобный и привлекательный именно для вас. Кроме того, никто не мешает вам использовать различные каналы для разных задач. Например, вы можете выкладывать фото, отражающие процесс работы, в Instagram, а писать о своих ежедневных ритуалах в блоге.

Итак, сторителлинг - это прекрасный способ установить связь с потенциальной аудиторией. Рассказав о себе, вы найдёте отклик и поддержку зрителей и обратите на себя внимание заказчиков.

Стоит отметить, что сторителлинг можно использовать не только представителям творческих специальностей. Эту технику можно применять при продвижении различных продуктов. Поэтому, наперекор известной истине, утверждающей, что молчание - золото, мы советуем вам выбраться из раковины и рассказать о себе миру!