Ст 144 тк рф стимулирующие выплаты.

1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

2. Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным в настоящей статье основаниям, определяется в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 502 ГК РФ

1. Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей предусматривают для отношений купли-продажи две разновидности обмена товаров: 1) обмен качественного товара (комментируемая статья и ); 2) обмен некачественного товара (его замена) в соответствии с правилами ст. 503 ГК РФ и статьи 18 Закона о защите прав потребителей .

2. В комментируемой статье закрепляется право покупателя на обмен качественного товара и механизм его реализации. Указанное право представляет собой возможность потребителя обменять приобретенный товар с соблюдением следующих правил (эти правила отвечают на вопросы о том, какой товар меняется, какой невозможно обменять, когда, где и на что его можно обменять, чем доказывается факт его покупки):

1) товар должен быть непродовольственным;

2) обмен должен производиться в течение 14 дней (это срок обращения покупателя, т.е. срок осуществления права) с момента передачи товара покупателю (продавец может увеличить этот срок);

3) обмен производится в месте покупки или в иных местах, специально объявленных продавцом (информация об этом должна быть доведена до сведения потребителя);

4) товар меняется на аналогичный товар, но других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации с перерасчетом (в случае разницы в цене) или без такового;

5) товар не должен быть в употреблении, должны сохраниться его потребительские свойства;

6) должны иметься доказательства приобретения товара у данного продавца (любые доказательства, которые допускает закон, в том числе и свидетельские показания);

7) товар не должен включаться в специальный перечень товаров, которые не подлежат обмену.

Вместо реализации указанного права на обмен товара при условии, что необходимый для обмена товар у продавца отсутствует, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Такое альтернативное право реализуется с соблюдением всех обозначенных выше правил, касающихся обмена товара, за исключением четвертого.

3. Рассмотренные правила комментируемой статьи конкретизируются и детализируются в ст. 25 Закона о защите прав потребителей . Во-первых, уточнено правило о сроке осуществления права на обмен — в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Во-вторых, в Законе о защите прав потребителей детализируется указанное выше пятое правило — должны быть сохранены товарный вид обмениваемого товара, пломбы, фабричные ярлыки. В-третьих, также детализировано отмеченное шестое правило — у потребителя должен иметься товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Вместе с тем отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В-четвертых, установлено, что перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утверждается Правительством РФ. В настоящее время действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (с изм. и доп.). Так, в этот Перечень, в частности, включены: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты); предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары); парфюмерно-косметические товары и др. В-пятых, детализировано право на возврат товара и получение за него денежных средств. При условии, что аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Такое требование потребителя подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Однако по соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

4. В ст. 25 Закона о защите прав потребителей содержится по крайней мере одно противоречащее комментируемой статье правило. Согласно п. 1 ст. 25 ЗоЗПП РФ потребитель вправе обменивать товар надлежащего качества при условии, что данный товар не подходит потребителю по определенным параметрам (форма, размер и проч.). В то же время в ГК РФ такого условия не содержится. По сути оно ограничивает права потребителя по сравнению с ГК РФ. Поэтому, как представляется, отмеченное положение Закона о защите прав потребителей не действует на основании ст. 3 ГК РФ и в силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7, а применяются соответствующие положения комментируемой статьи.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

Комментарий к Ст. 144 ТК РФ

1. Установление в бюджетных учреждениях федерального, регионального и муниципального уровней различных систем оплаты труда работников (в том числе и тарифных систем) путем коллективно-договорного и локального регулирования влечет соблюдение определенных требований.

2. В числе таких требований — учет положений соответствующих нормативных правовых актов (РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления), положений ЕКТС и ЕКС, государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

3. Минимальный уровень оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, обеспечиваемый за счет средств соответствующего бюджета, не может быть ниже базового уровня оплаты труда, устанавливаемого Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам работников.

4. Определение профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих возложено на Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898).

5. Правительство РФ в Постановлении от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4893) предусматривало для лиц, указанных в данном документе, введение в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. новых систем оплаты труда.

Для реализации положений данного документа должен был быть принят целый ряд нормативных правовых актов, однако многие из таких актов приняты не были.

6. С 1 декабря 2008 г. действует Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852).

7. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г., утвердив Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, возложило на Минздравсоцразвития России обязанность принять ряд нормативных правовых актов по вопросам введения новых систем оплаты труда и дать разъяснения по этим вопросам.

8. Действуют следующие основные Приказы Минздравсоцразвития России:

— от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 3);

— от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 2);

— от 27 августа 2008 г. N 450н «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 14 августа 2008 г. N 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 10);

— от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 29 мая 2008 г. N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 8 апреля 2008 г. N 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 6);

— от 14 августа 2008 г. N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной формы» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10) и др.

9. Федеральные государственные органы и учреждения — главные распорядители средств федерального бюджета утверждают по согласованию с Минздравсоцразвития России:

— перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;

— примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утв. Минздравсоцразвития России.

10. Минздравсоцразвития России своими приказами утвердило профессиональные квалификационные группы по отдельным группам должностей в зависимости от сферы экономической деятельности.

11. Необходимо отметить, что регулирование вопросов оплаты труда ряда категорий работников бюджетного сектора экономики (федеральных государственных гражданских служащих, судей, прокурорских работников и др.) происходит по особым правилам, устанавливаемым нормативными правовыми актами различного уровня (федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ), при отсутствии в целом какой-либо упорядоченной системы.

Второй комментарий к Статье 144 Трудового кодекса

1. Изменено название статьи и ее содержание. В прежней редакции статья предусматривала право всех работодателей устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. В ней также закреплялся порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета.

В новой редакции данная статья предусматривает порядок установления как систем оплаты, так и стимулирования труда, но только работников государственных и муниципальных учреждений. О порядке установления тарифных систем оплаты и стимулирования труда работников государственных и муниципальных учреждений говорится и в ст. 143, в соответствии с которой эти системы устанавливаются для работников федеральных государственных учреждений Правительством РФ, государственных учреждений субъектов РФ — органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений — органами местного самоуправления.

Статья 144 предусматривает, что системы оплаты и стимулирования труда (в том числе тарифные системы оплаты и стимулирования труда) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами (федеральными и субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами. Представляется, что содержание указанных двух статей не согласуется и не дает ответа на вопрос, что же устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, а что — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Данная статья закрепляет ряд гарантий для работников государственных и муниципальных учреждений. К ним относятся общие для всех работников государственные гарантии по оплате труда, закрепленные в ТК РФ, и дополнительные: заработная плата указанных работников не может быть ниже базовых окладов, ставок соответствующих квалификационных групп, установленных Правительством РФ. Это означает, что Правительство должно устанавливать определенный минимальный размер ставки (оклада), обязательный как для субъектов РФ, так и органов местного самоуправления. Поскольку устанавливать размеры ставок (окладов) ниже этого размера закон запрещает, то на соответствующем уровне он может либо совпадать с установленным Правительством РФ, либо превышать его.

3. Впервые в оборот правового регулирования вводится новое понятие «профессиональные квалификационные группы». Однако законодатель указывает лишь на самые общие признаки данного понятия и делегирует федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, установить критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к соответствующим профессиональным квалификационным группам.



Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплатытруда) работников государственных и муниципальных учрежденийустанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективнымидоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами всоответствиис федеральными законами и иными нормативными правовымиактамиРоссийской Федерации;

в государственных учреждениях субъектовРоссийской Федерации -коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативнымиактами в соответствии с федеральными законами ииными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативнымиправовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами,соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии сфедеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактамисубъектов Российской Федерации и нормативными правовымиактамиорганов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации можетустанавливать базовыеоклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработнойплаты по профессиональным квалификационным группам (в ред.Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ - Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1930;Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084).

Заработная плата работников государственных и муниципальныхучреждений не может быть ниже установленных ПравительствомРоссийскойФедерации базовых окладов (базовых должностных окладов),базовыхставок заработной платы соответствующих профессиональныхквалификационных групп (в ред. Федерального закона от 20 апреля2007г. N 54-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2007,N 17, ст. 1930).

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставкизаработной платы, установленные Правительством РоссийскойФедерации,обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средствфедеральногобюджета;

государственными учреждениями субъектовРоссийской Федерации -засчет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местныхбюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных имуниципальных учреждений устанавливаются с учетом единоготарифно-квалификационногосправочника работ и профессий рабочих,единого квалификационного справочника должностей руководителей,специалистови служащих или профессиональных стандартов, а также сучетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендацийРоссийской трехсторонней комиссии по регулированиюсоциально-трудовых отношений (часть третья статьи 135настоящегоКодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединенийпрофсоюзов)и объединений работодателей (в ред. Федерального законаот 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2012, N 50, ст. 6959).

Профессиональные квалификационные группы - группы профессийрабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферыдеятельностина основе требований к и уровню квалификации, которыенеобходимы для осуществления соответствующей профессиональнойдеятельности(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст.3477).

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесенияпрофессий рабочих и должностей служащих к профессиональнымквалификационным группам утверждаются федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию всферетруда.

(Статья 144 в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N90-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27,ст.2878)

1. Ст 144 ТК РФ посвящена системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Работников государственных и муниципальных учреждений следует отличать от государственных гражданских служащих, которые проходят службу в государственных органах, и от муниципальных служащих, проходящих службу в муниципальных органах. Условия оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих определены специальными законами: Законом о государственной гражданской службе (ст. ст. 50, 51) и Законом о муниципальной службе.

2. Части 1 и 2 статьи 144 ТК РФ уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила - закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наряду с общими правилами для указанной категории работников устанавливаются специальные требования. Системы оплаты труда работников учреждений должны устанавливаться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, определяющими условия оплаты их труда и принимаемыми на соответствующем уровне. При их разработке учитываются единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии (см. коммент. к ст. 135) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Надо отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере до последнего времени не создавались.

3. Применяя ст 144 ТК РФ следует учитывать, что для работников учреждений установлена дополнительная гарантия - базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы для каждой профессиональной квалификационной группы. Заработная плата каждого работника, отнесенного к определенной профессиональной квалификационной группе, не может быть ниже установленных базовых величин. При установлении базовых окладов будет учтено различие между профессиональными квалификационными группами и установлены обоснованные соотношения между размером заработной платы отдельных групп профессий с учетом сложности труда и других факторов.

Базовые оклады будут установлены Правительством РФ, а перечень профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

4. Особенности установления систем оплаты труда для работников учреждений предопределяют характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта. Учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени связаны предписаниями нормативных правовых актов, нежели работодатели реального сектора экономики. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере.

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Комментарий к статье 144

Часть 1 настоящей статьи определяет особенности порядка установления системы оплаты труда, включая тарифную, для работников государственных и муниципальных учреждений. В федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые принимаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими правила оплаты труда служащих и работников бюджетных учреждений соответствующего уровня. Ранее системы оплаты труда для бюд-жетных учреждений устанавливались исключительно законами и иными нормативными правовыми актами. Иначе говоря, теперь установ-ление системы оплаты труда в бюджетных учреждениях осуществляется так же, как и в небюджетном секторе экономики, с той лишь раз-ницей, что при принятии коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов работодатели и работники менее свободны при определении их положений, поскольку они должны соответствовать положениям специальных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях.
В связи с тем что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, положения коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов должны ежегодно корректироваться в зависимости от содержания рекомендаций, а также с учетом законов о бюджетах определенного уровня на соответствующий год.
ТК, предоставляя Правительству РФ право устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработ-ной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливает дополнительную гарантию по оплате труда для работников бюджетных учреждений путем запрета снижать их размер, определенный Правительством РФ. Размер базового оклада должен обеспечить недопущение дискриминации в оплате труда работников бюджетных учреждений и произвольного снижения основной части заработной платы по каждой профессиональной квалификационной группе.
Часть 4 настоящей статьи определяет источники финансирования для базовых окладов, которыми являются средства бюджетов со-ответствующего уровня.
Часть 5 данной статьи определяет, что системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Комиссии. Эти требования должны соблюдаться как при заключении соглашений и коллективных договоров, так и при принятии локальных нормативных актов. Кроме того, при установлении системы оплаты труда работников бюджетных учреждений должно учитываться мнение соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. Это требование при принятии локальных нормативных актов заключается с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК. Что касается соглашений, то в связи с тем, что объединения работодателей в бюджетной сфере не созданы, при их принятии возможно учесть лишь мнение соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).
Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профес-сиональным квалификационным группам согласно ч. ч. 6 и 7 настоящей статьи устанавливаются Минздравсоцразвития России. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Мин-здравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 , в котором определено, что профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего. При этом одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом до-полнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими до-кументами и сведениями.
———————————
РГ. 2007. 6 окт.

В соответствии с указанными Критериями профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалифи-кационные группы с учетом вида экономической деятельности исходя из следующего:
отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъяв-ляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
— должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
— профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
— профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
При этом отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих. Кроме того, в порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.
В настоящее время Минздравсоцразвития России утвердило ПКГ по следующим должностям и профессиям:
— общеотраслевых профессий рабочих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 248н (в ред. от 12.08.2008));
———————————
РГ. 2008. 2 июля; 27 авг.

— командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 399н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 394н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников воздушного транспорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 393н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 392н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников морского транспорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 391н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников лесного хозяйства (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 390н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— специалистов и руководителей структурных подразделений (маяков, групп, партий, участков, станций, телеуправляемых подводных аппаратов и других) вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 400н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 398н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников Студии военных художников имени М.Б. Грекова и Военно-художественной студии писателей Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 397н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Минобороны России (утв. Приказом Минздрав-соцразвития России от 08.08.2008 N 396н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников учреждений уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 395н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Минобороны России (утв. Приказом Мин-здравсоцразвития России от 08.08.2008 N 402н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников культурно-просветительных учреждений Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 401н);
———————————
РГ. 2008. 3 сент.

— работников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (утв. Приказом Минздравсоц-развития России от 08.08.2008 N 389н);
———————————
РГ. 2008. 27 авг.

— работников, осуществляющих пробирный надзор (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30.07.2008 N 364н (в ред. от 23.12.2008));
———————————
РГ. 2008. 15 авг.; 2009. 4 февр.

— работников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2008 N 358н);
———————————
РГ. 2008. 15 авг.

— работников ведомственной охраны Минфина России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2008 N 357н);
———————————
РГ. 2008. 15 авг.

— работников государственного материального резерва (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 350н);
———————————
РГ. 2008. 15 авг.

— работников печатных средств массовой информации (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.07.2008 N 342н);
———————————
РГ. 2008. 8 авг.

— работников телевидения (радиовещания) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.07.2008 N 341н);
———————————
РГ. 2008. 8 авг.

— работников сельского хозяйства (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.07.2008 N 339н);
———————————
РГ. 2008. 8 авг.

— работников сферы научных исследований и разработок (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2008 N 305н (в ред. от 19.12.2008));
———————————
РГ. 2008. 5 авг.; 2009. 30 янв.

— работников гидрометеорологической службы (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30.06.2008 N 303н (в ред. от 06.11.2009));
———————————
РГ. 2008. 23 июля; 2010. 27 янв.

— работников государственных природных заповедников и национальных парков (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.06.2008 N 264н);
———————————
РГ. 2008. 9 июля.

— работников геологии и разведки недр (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.06.2008 N 262н);
———————————
БНА. 2008. 7 июля.

— общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 247н (в ред. от 11.12.2008));
———————————
РГ. 2008. 4 июля; БНА. 2009. N 7.

— работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27.05.2008 N 242н);
———————————
РГ. 2008. 2 июля.

— работников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов (утв. Приказом Минздравсоц-развития России от 27.05.2008 N 241н);
———————————
РГ. 2008. 18 июня.

— работников военизированной и сторожевой охраны (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21.05.2008 N 235н);
———————————
РГ. 2008. 18 июня.

— работников физической культуры и спорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2008 N 225н);
———————————
РГ. 2008. 31 мая.

— работников высшего и дополнительного профессионального образования (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 217н);
———————————
РГ. 2008. 28 мая.

— работников образования (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н);
———————————
РГ. 2008. 28 мая.

— гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов (утв. Приказом Минздрав-соцразвития России от 29.04.2008 N 201н);
———————————
РГ. 2008. 31 мая.

— работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 N 149н);
———————————
РГ. 2008. 16 апр.

— рабочих культуры, искусства и кинематографии (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.03.2008 N 121н);
———————————
РГ. 2008. 12 апр.

— работников культуры, искусства и кинематографии (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 570);
———————————
БНА. 2007. N 41.

— медицинских и фармацевтических работников (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 (в ред. от 02.08.2011)).
———————————
БНА. 2007. N 42; 2008. N 50; РГ. 2011. 9 сент.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников феде-ральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных го-сударственных учреждений» (в ред. от 17.12.2010) с 1 декабря 2008 г. для указанных работников вводятся новые системы оплаты труда.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852; N 40. Ст. 4544; СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7104.

Применение ЕТС являлось обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, финансируемых из бюджета, кроме учреждений и организаций, для которых установлены особые условия оплаты труда. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (приложение N 1); разряды оплаты труда ЕТС по общеотраслевым должностям служащих (приложение N 2); разряды оплаты труда ЕТС по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы (приложение N 3) были утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (утратило силу).
———————————
САПП РФ. 1992. N 16. Ст. 1253; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 897; 2001. N 7. Ст. 681; 2003. N 52 (ч. 2). Ст. 5067. Данный документ ут-ратил силу с 1 декабря 2008 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852; N 40. Ст. 4544), которым введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных госу-дарственных органов.

ЕТС представляла собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывала все группы работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). Все профессии и должности работников ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, дала возможность свести их в ЕТС в одну группу. Служащие бюджетных отраслей были распределены на две основные группы. Первая включала общеотраслевые должности, вторая — только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. Тарификация рабочих проводилась по восьми разрядам (с 1-го по 8-й). Служащие бюджетных отраслей — технические исполнители, специалисты и руководители — тарифицировались со 2-го по 18-й разряды.
Разряды оплаты труда работников определялись по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих. Аттестация проводилась в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предпри-ятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23.10.1992 N 27/8/196 (утратило силу). По результатам ее проведения аттестационная комиссия выносила рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда. Ставки (оклады) конкретным работникам определялись путем умножения тарифной ставки (оклада) 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. В трудовой книжке работника делалась соответствующая запись с указанием разряда оплаты по ЕТС (без указания ставки).
———————————
БНА. 1993. N 1. Указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России от 22.12.2008 N 752н/295 (БНА. 2009. N 6).

Федеральным законом от 04.02.1999 N 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 20.04.2007) было установлено, что тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством РФ. Тарифные ставки (оклады) 2-го и последующих разрядов ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) 1-го разряда и утверждаемых Правительством РФ межразрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. По решению Правитель-ства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от ЕТС.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 869; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 17. Ст. 1930.

С 1 октября 2006 г. размер тарифной ставки (оклада) 1-го разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений составлял 1221 руб. (см. Постановление Правительства РФ от 30.09.2006 N 590).
———————————
СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249.

Согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Новые системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития России;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития России;
е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых феде-ральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
з) мнения представительного органа работников.
При переходе на новые системы оплаты труда размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсо-лютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. Перечень видов выплат компенсацион-ного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенса-ционного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (в ред. от 17.09.2010) .
———————————
РГ. 2008. 13 февр.; 2009. 30 янв.; 2010. 20 окт.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (в ред. от 17.09.2010) .
———————————
РГ. 2008. 9 февр.; 2009. 30 янв., РГ. 2010. 20 окт.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должно-стных окладов руководителей этих учреждений.
К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств феде-рального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития России.
Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 N 167н (в ред. от 24.10.2008) .
———————————
САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Руководителям учреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ. При этом главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.
Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом — главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России.
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, — также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.