Часть потребителей общественного блага получает выгоды. Курсовая работа: Общественные блага как экономическая категория

Под идентификацией рисков понимается действия, направленные на определение параметров рисковой ситуации (что может случиться, где, когда, как и почему?)

Целью идентификации рисков является составление полного перечня рисков, которые могут повлиять на достижение целей организации в рамках интегрированной системы менеджмента. Этот перечень должен быть максимально полным, так как неидентифицированные риски могут представлять существенную опасность для достижения поставленных целей, вызвать потерю контроля над процессами ИСМ и привести к утрате перспективных возможностей.

Причинно-следственная связь между основными составляющими идентификации рисков представлена на рисунке 15 /5/.

Причины риска представляют собой источник появления рисковой ситуации.

Например, нестабильность экономической ситуации в стране порождает потенциальный риск задержки погашения дебиторской задолженности компании.

Факторы риска - это условия, в которых проявляются причины риска, обусловливающие появление рисковых ситуаций.

В развитие предыдущего примера можно установить, что задержка с выплатой дебиторской задолженности произошла вследствие неконтролируемого роста инфляции на фоне нестабильной макроэкономической среды на уровне государства. В данном случае фактором риска выступает неконтролируемый рост инфляции.

Рисковая ситуация представляет собой событие, обусловленное причинами и факторами риска, которое может привести к негативным или позитивным последствиям.

Отсутствия финансирования организации со стороны дебиторской компании иллюстрирует понятие рисковой ситуации.

Вид риска характеризует источник появления рисковой ситуации. Другими словами, вид риска определяет, кто из заинтересованных сторон является «инициатором» возникновения рисковой ситуации.

В рассматриваемом примере вид риска является внешним, так как его «инициатором» выступает внешняя заинтересованная сторона - дебиторская компания.

Метод выявления характеризует способ обнаружения рисковой ситуации.

Отсутствие финансирования выявляется финансовоэкономической службой организации путем мониторинга расчетного счета и договорных обязательств между организацией и дебитором.

Характеристики рисковой ситуации определяются временными и структурными параметрами появления риска.

В нашем примере отсутствие финансирования может возникнуть на этапе выполнения дебитором своих обязательств.

Последствия представляют собой результаты рисковой ситуации в случае их реализации.

Рассматриваемая рисковая ситуация ведет к негативным последствиям для организации, например, к срыву временных характеристик (сроков) при реализации бизнес-процесса или проекта.

Рисунок 15. Определение взаимосвязи между составляющими идентификации рисков.

Разработать всеобъемлющий перечень рисков можно в рамках систематического процесса управления рисками, который необходимо начинать с формулирования и определения контекста риск-менеджмента (см. предыдущий раздел). Для обеспечения гарантии результативности идентификации рисков рекомендуется подходить к бизнес-процессу, проекту или деятельности последовательным структурированием. На рисунке 16 приведен базовый алгоритм разработки такой процедуры. Этот алгоритм представляет собой ряд последовательных вопросов. Ответы на них позволяют разработать эффективную процедуру идентификации рисков. Уровень детализации вопросов зависит от статуса процесса риск-менеджмента в контексте деятельности, на которую он распространяется.

Идентификация рисков является одним из базовых и основополагающих элементов риск-менеджмента. При идентификации рисков определяющим фактором является качество используемой информации /5/. Качество информации определяется следующими основными параметрами:

  • Достоверность;
  • Объективность;
  • Своевременность;
  • Актуальность;
  • Полнота охвата.
  • Проведение консультаций с группами специалистов, имеющих опыт в реализации деятельности, в рамках которой осуществляется управление рисками;
  • Опыт конкурентов и других сторонних организаций;
  • SWOT-анализ и результаты маркетинговых исследований;
  • Отчеты по страховым случаям;
  • Результаты внутренних и внешних аудитов;
  • Результаты инспекционных проверок технологии реализации бизнес-процессов;
  • Записи прошлых событий, базы данных по происшествиям, анализ проблем и предыдущие перечни рисков (если таковые имеются).

При идентификации рисков необходимо также определиться со схемой их классификации. Классификация рисков дает возможность разделить их на однородные кластеры, что позволяет систематизировать риски. Необходимость классификации связана с тем, что основной причиной возникновения рисковой ситуации является неопределенность предпринимательской среды - как внутренней, так и внешней.

Классифицировать риски можно по различным признакам. При этом необходимо стремиться не столько перечислить все виды рисков, сколько создать определенную базовую схему, которая позволила бы не упустить какие-либо из них. В рамках данной публикации представлена классификация рисков по видам предпринимательской деятельности:

  • Производственная (производство товаров и услуг);
  • Коммерческая (реализация товаров и услуг);
  • Финансовая (управление финансовыми потоками).

Рисунок 16. Базовый алгоритм разработки процедуры идентификации рисков

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Обзор основных аспектов риск-менеджмента

В соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательская деятельность это самостоятельная осуществляемая на свой риск.. осуществление любого вида предпринимательской деятельности в той и иной.. с точки зрения теории риск менеджмента отличительными признаками предпринимательства которые должны учитываться при..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Cтраница 1


Идентификация рисков при разработке и реализации проектов объектов трубопроводного транспорта заключается в определении того, какие риски способны повлиять на проект, и документировании характеристик этих рисков. Работа по идентификации рисков должна производиться регулярно на всем протяжении реализации проекта.  

Идентификация рисков заключается в определении того, какие риски способны повлиять на проект. Хорошая практика требует, чтобы идентифика-ция рисков в свою очередь исходила из групп источников риска и документировалась. Идентификация рисков - не разовое действие, она должна производиться регулярно на всем протяжении проекта.  

Идентификация рисков имеет целью формирование исходных положений по анализу рисков, их классификации и ранжированию, назначению мероприятий по снижению и управлению рисками.  

Идентификацию рисков необходимо проводить регулярно на протяжении реализации проекта.  


После идентификации рисков и выявления всех возможных последствий их реализации разрабатываются мероприятия, позволяющие минимизировать или компенсировать потери. Сущность данного направления отражения риска в инвестиционном проектировании состоит в учете прогнозируемых затрат и эффекта, связанных с реализацией мероприятий по управлению рисками. При этом, как уже отмечалось ранее, необходимо определять целесообразность осуществления отдельных мероприятий, соизмеряя предполагаемый эффект и затраты. Только в случае достижения приемлемого уровня эффективности следует включать установленные затраты и доходы в потоки реальных денежных средств, формирующие экономическую эффективность и финансовую устойчивость инвестиционного проекта.  

Для идентификации рисков применительно к конкретному проекту эксперты-аналитики качественно оценивают важность определенных рисков, ожидаемых с наибольшей вероятностью. Для этого определяют: полный перечень возможных рисков по фазам проекта; вероятность каждого риска; опасность данного риска в баллах; важность риска. Иначе говоря, проводится анализ риска.  

Проблема идентификации рисков возникает еще на предпроектной стадии и даже на стадии инвестиционного замысла. Поэтому при проектировании разработки месторождений УВ должны быть выявлены следующие группы рисков: геологические, инжиниринговые, строительные, эксплуатационные, финансовые, маркетинговые и экологические. Последние могут возникнуть на любой стадии реализации проекта в результате событий различного характера - природного, техногенного или смешанного. Вероятность экологических рисков максимальна на всех стадиях жизненного цикла нефтедобывающего предприятия - от инвестиционной до ликвидационной.  

Классификация и идентификация рисков необходима для их своевременной оценки, прогнозирования негативных факторов при реализации инновационных процессов. Знания о характере рисков, их идентификация по видам и базовым признакам позволяет разрабатывать мероприятия по снижению рисков в операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.  

Выявление и идентификация предполагаемых рисков - это систематическое определение и классификация событий, которые могут отрицательно повлиять на проект, т.е. по сути это классификация рисков.  

В результате идентификации рисков определяются источники рисков, потенциальные события рисков и признаки рисков.  

Первым шагом идентификации рисков является конкретизация их классификации применительно к разрабатываемому проекту. Смысл такой классификации состоит в том, что для анализа (оценки) и, в конце концов, управления рисками первоначально необходимо идентифицировать возможные риски применительно к конкретному проекту, тогда такая важная работа, как поиск причин их возникновения или описание возможных последствий их осуществления, разработка компенсирующих или минимизирующих риски мероприятий и получение полной стоимостной оценки всех показателей, может проводиться на последующих этапах.  

Первым шагом идентификации рисков является конкретизация классификации рисков применительно к разрабатываемому проекту.  

Необходимость проведения идентификации рисков относится к рекомендациям ЮНИДО.  

Частные фирмы производят товары и услуги, ориентируясь на действительный рыночный спрос. Потребительские предпочтения отражаются на структуре производства и потребления благ, однако определение объема производства общественных благ не должно основываться только на решениях отдельных индивидов и предположении, что все они максимизируют полезность, поскольку это могло бы привести к нехватке общественных благ. Оценка потребностей осложняется неадекватностью части ценовых сигналов, а в ряде случаев - их отсутствием. Как правило, предоставление общественных благ происходит на основе социальной потребности или общественного запроса в соответствии с установленными стандартами качества.

Функция спроса на общественное благо имеет форму зависимости получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.

Предельная выгода MB отражает полезность, получаемую индивидом от потребления дополнительной единицы общественного блага, и, соответственно, готовность индивида платить за данную дополнительную единицу.

При построении кривой спроса на общественные блага вводится ряд предположений.

Во-первых , предпочтения индивидов выявлены достаточно точно;

во-вторых , все потребители общественного блага готовы платить за предоставление каждой его дополнительной единицы.

Чтобы рассчитать оптимальный объем потребления общественных благ, необходимо установить, как оценивает каждый потребитель дополнительную единицу блага. Предельная выгода определяется сложением субъективных оценок всех потребителей этого блага.

Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага. Аналогично кривой спроса на частное благо каждая точка кривой спроса на общественное благо показывает, какую цену согласен заплатить индивид за предоставление дополнительной единицы (рис. 13.1).

Кривые D l и D 2 на рис. 13.1 показывают предельную выгоду, получаемую потребителями для каждого объема выпуска. Когда потребляются 2 ед. блага, первый потребитель готов платить 1,5 ден. ед., которые составляют его предельную выгоду, второй потребитель - соответственно 2,5 ден. ед.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса индивидуального. Это связано с тем, что, в отличие от частного блага, общественное обладает свойством неконкурентности в потреблении, т.е. неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем общественного блага, а не какую-то его часть. Поэтому для определения суммы предельных выгод обоих потребителей необходимо сложить обе кривые спроса по вертикали (рис. 13.2).



На рис. 13.2 кривая D - результат суммирования предельных выгод двух потребителей от получения дополнительной единицы общественного блага:

D = MB 1 + МВ 2 .

3. Производство общественных благ и проблема «безбилетников»

Для установления суммарного предложения общественных благ необходимо выявить закономерность, характерную для кривой предельных издержек общественного блага. Вследствие свойства неделимости предельные общественные затраты MSC на предоставление всего объема общественного блага каждому дополнительному потребителю (кроме первого) равны нулю. Поведение кривой предельных общественных затрат MSC показано на рис. 13.3.

Производство общественных благ основано на значительных внешних эффектах, поэтому кривая предложения образуется как результат суммирования предельных частных затрат производителя и возникающих внешних эффектов. Вернемся к рис. 13.2 и, совместив график кривой спроса с графиком предельных издержек (см. рис. 13.3), получим рис. 13.4.

Объем выпуска общественного блага эффективен, если предельная общественная выгода равна предельным издержкам. В рассматриваемом примере 2 ед. общественного блага являются эффективным объемом производства. Если производить 1 ед. общественного блага, то предельные издержки будут по-прежнему составлять 4 ден. ед., но предельная выгода вырастет до 5 ден. ед., что означает превышение над предельными издержками. Следовательно, общественное благо будет недопроизводиться. Если производить 3 ед. общественного блага, то предельная выгода окажется меньше предельных издержек, опустившись до 2 ден. ед. Следовательно, будет производиться слишком большое количество общественного блага .

На практике общественное благо не всегда производится в объеме, отвечающем условию равновесия. Проблема решаема, но для этого каждый потребитель должен внести сумму, равную цене спроса. Если у каждого из потребителей цена спроса ниже затрат на производство общественного блага, но сумма цен спроса больше этих затрат, то мобилизация средств возможна при оплате блага всеми потребителями. Однако если круг потребителей велик, увеличивается число «безбилетников» (или «зайцев»), которые уверены, что общественное благо им будет предоставлено в любом случае, даже без оплаты.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна.

Пример индивиды получают различную выгоду: наименьшую - Андреев, наибольшую - Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem) .

Существует 2 подхода к решению проблемы «безбилетников»:

1) модель Линдаля, отражавшая принятие в ходе переговоров решения об оптимальном предоставлении общественного блага. Однако, переговорный процесс в модели Линдаля не стимулирует потребителей выявлять истинные предпочтения, а значит, не решает проблему «безбилетников».

2) механизм налога Кларка (табл. 13.2). Е. Кларк предложил применять специальный налог (наподобие налога Пигу при возникновении внешних эффектов).

Масштабы и степень интенсивности существующих в экономике внешних эффектов различны. Самые сильные внешние эффекты дают производство и потребление так называемых чистых общественных благ. Внешние эффекты возникают в связи с тем, что эти блага не имеют цены.

Мир экономических благ многообразен. Разграничение их на отдельные виды осуществляется на основе таких критериев, как конкурентность в потреблении и исключаемость из потребления .

В соответствии с этим различают частные и общественные блага .

Частные блага - это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене, и будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления.

Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко.

Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ. Блага, являющиеся исключаемыми и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами.

Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.

Общественные блага - это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, причем без дополнительных затрат . Общественные блага подразделяют на чистые , неисключаемые , исключаемые , перегружаемые и ограниченные блага .

Чистые общественные блага - это блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет .

Характерной особенностью таких благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидами.

Неисключаемостъ из потребления - ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, все граждане страны пользуются такими благами, как национальная оборона, уличное освещение . Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно. Чисто общественными благами являются национальная оборона, маяки, фундаментальные научные исследования, программы борьбы с бедностью.

Разновидностью общественных благ являются исключаемые блага. Это недостаточно конкурентные или вовсе неконкурентные блага. К исключаемым общественным благам относят те, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение. Не всех желающих получить высшее образование принимают в вузы, т.е. они могут быть исключены из процесса потребления такого общественного блага, как высшее образование.


Перегружаемые общественные блага - это блага, которые могут потребляться всеми желающими при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех . Примерами таких общественных благ являются дороги, общественные библиотеки.

К ограниченным общественным благам относятся те, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет им общественное благо . Раскрывая конкретные преступления, она предоставляет частные услуги отдельным субъектам. Образование, обладающее характеристиками общественного блага, вместе с тем предоставляется и частными фирмами.

В рыночном секторе возможно производство исключаемых общественных благ, если ограничение доступа к ним связано с относительно низкими затратами. Рынок может обеспечить в известной мере предложение перегружаемых общественных благ, если они обладают достаточной исключаемостыо для установления на них цен. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками в силу ряда обстоятельств.

Потребление общественных благ порождает положительный внешней эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда наблюдается недопроизводство общественных благ частными производителями, т.е. производство общественных благ является потенциальным источником провалов, срывов или недостаточности рынка. Рынок не берет на себя производство чистых общественных благ.

Если рынок не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью, то это делает государство. Оно берет на себя полностью или частично производство общественных благ: национальной обороны, образования, здравоохранения и др. Производство чистых общественных благ осуществляется в государственном секторе экономики. Государство, определяя объем производства чистых общественных благ, может дать задание на их производство частным предприятиям.

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства чистых общественных благ. В связи с этим возникает проблема определения

спроса на чистые общественные блага. Он существенно отличается от спроса на частное благо. Фирма, организуя производство чистых частных благ, ориентируется на величину рыночного спроса потребителей, который зависит от цены блага. Что касается чистого общественного блага, то цены на него не существует, так как оно не может быть продано поштучно. Следовательно, цена не может выступать аргументом в функции спроса, а потребители не могут скорректировать объем спроса в соответствии с ценой. Приходится ориентироваться на потребность индивидов в чистых общественных благах. Достоверную информацию о потребности в чистых общественных благах, их количестве, полезности для потребителей получить весьма трудно.

Затраты общественного сектора на производство чистых общественных благ целиком покрываются за счет налоговых поступлений. Некоторые потребители, зная, что рост потребления таких благ приведет к росту налогов, преуменьшают предельную выгоду от их использования или утверждают, что им такое благо не требуется. В действительности они получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, оплачивают они его потребление или нет. Проблема бесплатного пользования такими благами получила название проблемы фрирайдера (free rider problem), или «проблемы безбилетника». Безбилетники, или «зайцы», - люди, извлекающие выгоду из пользования чистым общественным благом, но стремящиеся получить его бесплатно.

Итак, определение спроса на чисто общественные блага имеет отличительные особенности. Кривая спроса чистого общественного блага так же, как и кривая спроса чистого частного блага, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса индивидуальных производителей (при каждой цене) вдоль горизонтальной оси. На рис. 5 три потребителя - Иванов, Петров и Сидоров - предъявляют спрос на различное количество чистого частного блага. Предположим, что по цене Р Иванов покупает три единицы, Петров - пять, Сидоров -- восемь единиц блага. Объем рыночного спроса .

Рис. 5. Кривые спроса: а - на чистое частное благо; б - на чистое общественное благо

Кривая спроса на чистое общественное благо строится путем сложения по вертикали его индивидуальных предельных выгод (полезностей) для каждого потребителя.

Экономические субъекты корректируют объем спроса на чистое частное благо в соответствии со своими доходами и предпочтениями. В отношении чистых общественных благ это невозможно, так как все потребители должны потреблять объем выпуска целиком. При наличии 16 единиц чистого общественного блага предельная полезность его в денежном выражении для Иванова (МВ И) составит - 10 руб., для Петрова (МВ П) - 20, для Сидорова (MB С) - 32 руб. На рис. 5 это характеризуют кривые D И, D П, D С. Кривая D - МВ D отражает предельную полезность всего наличного объема чистого общественного блага.

Предельная общественная выгода от потребления 16 единиц чистого общественного блага равна 62 руб.

При объеме предложения, равном 16 единицам чистого общественного блага, объем спроса этого блага равняется объему его предложения.

Является ли этот объем оптимальным? Для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага используется принцип равенства предельной выгоды предельным издержкам. Оптимальный объем производства чистого общественного блага (рис. 6) достигается в точке Е, где предельная общественная выгода от потребления объема блага Q e равна предельным.издержкам производства данного чистого общественного блага при объеме выпуска Q E . В точке Е: MSB (Q E) - МС (Q E)- Нельзя не учитывать того, что, поскольку при определении спроса на чистые общественные блага нельзя воспользоваться ценовыми сигналами, оценка издержек и выгод, связанных с производством этих благ, является весьма приблизительной.

Рис. 6. Оптимальный объем чистых общественных благ

Определяя объем производства чистых общественных благ, государство учитывает предпочтения граждан. Они выявляются путем голосования за кандидатов, предлагающих наиболее приемлемые варианты решения проблемы производства чистых общественных благ. Безусловно, эти программы не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. На результаты голосования существенное влияние оказывает величина полезности, которую могут получить избиратели, и издержек, принимающих форму налогов, взимаемых с населения. Программы, рассчитанные на рост налогов, не пользуются популярностью у избирателей.

Существуют определенные правила работы «машины голосования». Правило голосования большинством означает, что решение принимается простым большинством голосов. Правило единогласия (консенсуса) состоит в том, что решение должно быть принято всеми без исключения избирателями. Существует еще модель медианного, или среднего, избирателя, в соответствии с которой оптимум голосования достигается в соответствии с интересами среднего избирателя, т.е. занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Однако это не означает, что при этом условии на практике будет достигнута эффективность в производстве и потреблении чистых общественных благ. Дело в том, что правительственные программы и проекты могут использоваться для достижения личных целей, в интересах отдельных групп лиц. Они прибегают к лоббизму (различным способам коммуникаций с представителями власти для проведения определенной политики), логроллингу (практика торговли членов законодательных органов своими политическими голосами).

Многие правительственные решения дают иные результаты, чем первоначальные расчеты. В этом состоит открытый экономистами закон непредвиденных последствий. Это говорит о том, что применительно к некоторым условиям можно говорить не только о провалах рынка, но и государства. Для достижения эффективного объема производства чистых общественных благ должны сочетаться усилия государства и рынка.

13.1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ.

13.2. Особенности спроса на общественные блага.

13.3. Производство общественных благ и проблема «безбилетников».

13.4. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

13.1. Общественные блага- блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу, независимо от того, хотят или нет, отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» -общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные эффекты производства и потребления: тепличный эффект, загрязнение воздуха, воды, кислотные дожди, истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо (pure public good) -это такое благо, которое потребляется коллсктивно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо, обладая своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ. Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи. Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага сравним его с чисто частным благом.



Чистое частное благо (риг - это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную nлamy.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями и быть продано по частям

13.2. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и Васильев - должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

Принцип убывающей полезности действует в отношении спроса на чистое
общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон. Существенные особенности: 1) Являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие от чистого общественного блага не может быть скорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них, может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равняется объему предложения блага

Qs = q1 = q2 = . = qn
2) Поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые их спроса представляют собою предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собою сумму всех предельных индивидуальных полезностей
MSB = MB1 + MB2 + . + MBn = ? Mbi
Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены. Отсюда следуют два важных вывода .

Первый состоит в том, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены.

Второй – в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага.

Совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса.
13.3. Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага. Таким образом, оптимальный объем общественного блага может быть определен по формуле:

MSB(Q S) = MC(Q S),

где MSB(Q s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага,

MC(Q s) – предельный издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Q s . Данное общественное благо должно выпускаться до такого количества, пока общественная готовность оплатить это количество в размере P s не станет равной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага.

Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Поднимая «проблему безбилетника» необходимо подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты – это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее, внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование. Предоставление общественных благ посредством рынка. Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ. Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

2. Взаимообусловленное финансирование . Один из методов такого финансирования – увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.

3. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

4.Предоставление общественных благ государством

Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи.

Границы предоставления общественных благ. Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребует данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага. Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность. Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими

Перспективные тенденции в развитии общественных благ. Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов в их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды. Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие потребление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относят международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п.

13.4. В настоящее время объективным требованием дальнейшего развития общества выступает создание для каждого человека такой структуры потребления, которая дала б возможность обеспечить расширенное воспроизводство социальных качеств каждого члена общества, а для экономики смог бы сформироваться работник, отвечающий требованиям современного общественного производства.

Именно требования усложнения структуры потребления каждого члена общества определяют востребованность тех или иных благ в качестве общественных, причем их набор изменяется в зависимости от уровня развития общества. Если “ассортимент” чистых общественных благ (например, оборона страны, охрана внутреннего порядка) производится в любом обществе со сложившимся институтом государства вне зависимости от уровня его развития,∗ то набор смешанных или квазиобщественных благ различается на разных этапах развития общества.

В настоящее время, набор общественных благ, производимых государством, постоянно расширяется: обеспечение всеобщего бесплатного образования и здравоохранения, реализация программ по поддержке различных социально уязвимых категорий населения (прежде всего престарелых, детей, инвалидов, безработных), создание ресурсной базы для осуществления фундаментальных научных исследований, участие в формировании информационной инфраструктуры рынка, создание систем общественного транспорта и т. п. Статистика показывает, что доля социальных расходов в ВВП западных стран, достаточно высока. В структуре государственных расходов в США составила в 1950 г. 28,1, в 2000 г. – 58,2%; соответственно по годам эта доля составила в Японии 51,5 и 69,1%, Германии – 64,7 и 63,1%, во Франции – 62,4 и 72,2%, Швеции – 58,4 и 80%. Что касается нашей страны, то доля государственных расходов в структуре ВВП в 1950 г. составила 54,4%, в 1990 г. – 20,9, в 1999 г. – 14,8%

Расширение ассортимента общественных благ растет в основном за счет того, что некоторые блага, бывшие ранее частными и потому потребляемыми небольшой частью населения, начинают востребоваться как общественные. Такие блага в теории общественного сектора определяются как смешанные общественные (квазиобщественные), в то время как традиционные общественные блага квалифицируются как чистые. Смешанные блага также обладают свойствами несоперничества и неисключаемости, однако в отличие от чистых благ эти свойства реализуются не в полной мере. Соответственно выделяются переполняемые (перегружаемые) общественные блага, у которых свойство несоперничества выполняется только до определенного момента (порог переполнения), и исключаемые общественные блага, имеющие порог исключения. Исходя из этого, предполагается, что смешанные общественные блага могут быть объектом рыночного товарооборота, а сфера их функционирования представляет собой арену конкурентной борьбы между частным и общественным секторами (платные и бесплатные услуги медицины, образования). Таким образом, получается, что ограниченность свойств общественных благ предоставляет рынку возможности экспансии в сферу их производства, хотя в каждом конкретном случае, с точки зрения социальной справедливости, определяется целесообразность производства таких благ на основе рынка.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ предмет жарких бюджетных баталий парламентариев. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных). Общественное благо – один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг. В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай – недостойные блага (merit bools), потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголь) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления.

Литература:

1.Микроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов/ под ред. М.И. Плотницкого. Мн. : Новое знание,2002.426с.

2.Нуреев Р.М . Курс микроэкономики: учебник для вузов по экономическим специальностям. 2-ое изд. М.: НОРМА-ИНФА-М,2001.570с.

3.Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н . Микроэкономика: учебник/ под общ. Ред. А.В.Сидоровича; МГУ имени М.В. Ломоносова. М. : Дело и Сервис, 2002.304с.

4.Экономическая теория / под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. Мн.: Тетрасистемс, 2003.344с.

5.Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С . Микроэкономика: учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.374с.

6.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика/ Под ред. В.М. Гальперина. В 2 т. СПб., 2000

7.Долан Э.Дж., Линдсей Д.Э. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992

3.Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. М., 1999

8.Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.,2001

9Лемешевский И.М . Микроэкономическая теория национальной экономомики. Учеб. пособие. В 3-х частях. Ч.2. Мн., 1994

10.Пиндайк Р., Рубинфельд Д . Микроэкономика. М., 1992