Модель подводной лодки 945 проекта барракуда.  Военный Обозреватель

О беспределе в Печатниках мы рассказывали весной этого года. Напомним, прямо на берегу Москвы -реки, напротив Коломенского, обнаружилась огромная свалка. Как быстро выяснилось, незаконная. Кто-то очень наглый безо всяких разрешительных документов огородил кусок земли забором и начал использовать в качестве полигона для разных отходов: как твердых, так и пищевых. Тогда, весной, скандал разразился немаленький. На помойку нагрянули проверяющие органы, представители управы и эко -активисты. Мусор сваливать перестали. Помойку было предписано ликвидировать. Правда, виновников ее возникновения не нашли. Во всяком случае общественности их имена так и не раскрыли.

Но спустя почти полгода оказалось, что помойку никто и не думал убирать. Сейчас она уже напоминает гору, с которой можно любоваться памятниками архитектуры Коломенского парка.

За лето на куче мусора возникла целая плантация. Нижний слой постоянно тлеет, создавая зловонный, но все же теплый микроклимат для помидоров, кабачков, перцев, тыквы и даже арбузов (полосатые, правда, выглядят совсем уж непрезентабельно, какие-то скукоженные уродцы)! Никто их тут специально не сажал. Просто проросли семечки, которые вместе с пищевыми отходами попали на помойку.

Волонтеры собрали часть урожая и, эффектно разложив овощи по корзинкам, притащили его в Мосгордуму .

Но депутаты к нам не вышли, - печально вздыхают волонтеры.

Я тоже собрал небольшую коллекцию плодов с помойки и отдал их на экспертизу (см. «Результаты исследования»). Кстати, помоечную плантацию уже облюбовали местные бабули. Одна собрала овощи в тележку и повезла к метро. Продавать, стало быть? «Все со своего огорода, сынок...»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Когда я пришел домой с пакетом подозрительных плодов, жена несколько удивилась, узнав, что я в рабочее время был на помойке и собирал между гор мусора помидоры.

Я понимаю, что ты в семье добытчик, но...

Это для экспертизы, - важно объяснил я.

Следующие пару дней я монотонно обзванивал лаборатории с просьбой проверить овощи хотя бы на нитраты. Сделал 15 или даже 20 звонков. Ни в какую!

Свалочной продукцией не занимаемся! - категорично отвечали мне специалисты.

В одной из контор даже побрезговали дотронуться до арбузика, заботливо сорванного мной на помойке в Печатниках.

Некоторые все-таки согласились провести экспертизу, но попросили подождать две недели. За это время на свалке, пожалуй, вырастут финиковые пальмы .

МНЕНИЕ БОТАНИКА

Кушать запрещается

Рядом с промышленным мусором растущие овощи впитывают в себя вредные вещества, - пояснил «КП » агроном-селекционер Михаил Воробьев . - В том числе тяжелые металлы. Цинк, свинец, медь и другие. Если рядом какая-то химия, помидоры могут накопить в себе, например, мышьяк. То, что на свалке вообще все это выросло, неудивительно. В Московской области можно выращивать 30 видов арбузов. Так почему же одному из них не вырасти под открытым солнцем на свалке? Тем более в столице климат мягче, чем в Подмосковье .

Все чаще и чаще в современном обществе поднимаются вопросы на тему экологии. Это и повсеместное загрязнение воздуха промышленными отходами и газами, и загрязнение водоемов, а также проблема мусора и утилизации отходов.

Отходов жизнедеятельности человека стало слишком много

Жизнедеятельность человека тесно связана с возникновением продуктов распада, пищевых и производственных отходов. Некоторые из них должны подвергаться правильному способу обработки, иначе они могут нанести серьезный вред окружающей среде. Кроме того, время распада многих материалов зашкаливает за 100 лет. Активное загрязнение планеты и мусора привели к глобальным изменениям - уничтожению среды для существования живых организмов.

Вывоз мусора, особенно из становится все большей проблемой современности. Ни одна из развитых и развивающихся стран не может похвастаться налаженной системой утилизации отходов. На сегодняшний день только 60% отходов получают вторую жизнь путем переработки, куда же деть оставшиеся 40%? Сжигание или захоронение не особо целесообразно, что осложняет и без того накаленную обстановку.

Куда девать отходы?

Проблема утилизации мусора касается абсолютно всех типов отходов: от бытовых до химических. Более того, многие из них имеют опасные продукты распада, что существенно усложняет способы переработки. Мусор, разлагаясь, выделяет спирты и альдегиды, которые затем просачиваются в почву, жилые дома и попадают в воздух. И без того загрязненная терпит еще одно вторжение токсичных веществ. И это ведь происходит не раз в год, а каждый день и во многих местах.

Мусора приобретает пугающие масштабы, ведь с каждым днем количество непереработанных отходов только возрастает, и никто не может дать четких указаний для борьбы с этой проблемой. В Италии, к примеру, уже несколько городов просто завалены неутилизированными отходами. Проблема мусора дает о себе знать наиболее остро в таких городах, как Неаполь и Палермо. Чтобы хоть как-то освободить для себя жилое природное пространство, жители сжигают мусор прямо на центральных площадях города. Страшно сказать, что творится на окраинах этих городов. Зловонные пары клубятся в воздухе и загрязняют и без того ужасный воздух.

Опасные и безопасные отходы нельзя смешивать

Проблема загрязнения мусором начинается еще с производителя товара. На производстве необходимо составить в котором должны быть четко прописаны указания по утилизации. Опасные отходы ни в коем случае не должны перемешиваться с безопасными. Смешение такого рода грозит непредсказуемыми и угрожающими здоровью последствиями. Например, полюбившиеся многим энергосберегающие лампочки необходимо утилизировать по типу опасных отходов, т. е. в специализированном для этого месте. Такой вид лампочек содержит ртуть, даже небольшой ее выброс в атмосферу грозит серьезными проблемами для безопасности проживания людей и организмов.

Далее проблема мусора продвигается к жителю и государству. Согласитесь, не каждый пользователь батарейки или той же лампочки будет беспокоиться о том, куда он выбросит эти отходы. Мусор вперемешку попадает в контейнеры, а затем в специальные машины. Это в лучшем случае. Если вдруг нарушается работа организаций, вывозящих мусор, образовывается весьма заметная проблема: город задыхается в своих отходах. Вспомните картину, происходящую в новогодние праздники. Свалки переполнены, и если бы не свежий морозный воздух, легко было бы задохнуться от запаха гниющих продуктов.

С чего начинать решение проблемы

Проблема загрязнения мусором зачастую не имеет решения из-за плохо налаженной системы вывоза, отсутствия надлежащего места или заводов для утилизации, а также компаний, совершающих такую грязную работу. Наиболее действенный, но в то же время трудоемкий процесс - перераспределение мусора на вторичную переработку или для использования в качестве удобрений. Особенно актуален метод для стран, имеющих развитую промышленность. Некоторый мусор, согласно такой политике, сжигается в печах для выработки энергии. Кроме того, переработка отходного материала в подобные новые продукты в итоге снижает затраты государства на производство и заодно решает проблему загрязнения мусором. Например, производство бумаги из макулатуры требует намного меньше затрат энергии и воды. Благодаря такому решению становится возможным решить не только проблему загрязнения мусором, но и избавить атмосферу от лишних парниковых газов.

Загрязнение водных просторов планеты

Экологическая проблема мусора затрагивает не только сушу, но даже Мировой океан. Пластиковые отходы заполняют водное пространство все больше. Площадь такой мусорной свалки превышает площадь США. Самое большое скопление мусора замечено у Калифорнийского побережья. Это самая большая в мире куча с бытовыми отходами массой около 100 миллионов тонн. Мусор плавает на глубине до 10 м в самых разнообразных формах: от зубочисток и бутылок до обломков кораблей. Весь мусор, приносимый течением, образует своеобразную водную свалку. Впервые экологическая проблема в водном пространстве была обнаружена в 1997 году. Место нахождения - Северная Тихоокеанская спираль. Связано такое скопление с циркуляцией вод, приносящих разнообразный мусор. Согласно информации ученых, такой полигон отходов является причиной смерти около 100 тысяч птиц в год. Помимо этого, пластмасса, вступая в реакции, выделяет вредные вещества, которые затем попадают и к человеку с пойманной рыбой. Существование плавучей свалки лишний раз напоминает о том, что проблема мусора давно вышла за рамки государств и приобрела мировой глобальный характер.

«Мусорная» проблема России

К сожалению, в настоящее время проблема утилизации особенно затрагивает Россию и бывшие советские республики. Подход к сбору мусора намного отличается от европейских методов. За рубежом принято расформировывать мусор в соответствии с типом отходов. Вас неминуемо оштрафуют, если в контейнер для стекла вы выбросите металл или пластик. Так намного проще производить повторную же утилизация заканчивается на вывозе разного рода отходов на свалку. Огромные сотни гектаров загрязненной земли становятся непригодны для жизни и источают вредоносные запахи.

Мы очень далеки от решения проблемы

Непонятно, почему не принимаются меры для более рациональной утилизации отходов. Ведь когда-то, а точнее очень скоро, не хватит на Земле места для всех куч непереработанного мусора. Вместо этого возникает все больше изделий из химических материалов, которые не распадаются сами, а при разложении через сотни лет губят окружающую среду. Почему бы не прекратить производство полимеров в виде банального полиэтилена? Раньше же обходились обычной бумагой, которая прекрасно разлагалась в природных условиях и не причиняла вреда природе.

«А ты выбросил мусор в урну?»

Рассматривая проблему утилизации, стоит сказать, что от рядового человека зависит немногое. Для чистоты города или целой страны необходимы налаженный вывоз, сортировка и переработка мусорных отходов. Прежде всего, должно быть производство, предусматривающее практически полную переработку непригодного сырья. Тем не менее, не стоит мусорить и на без того загрязненных улицах. Выбрасывайте отходы в положенных местах, чтобы внести свою маленькую и возможную долю в чистоту окружающей среды.

Рисунок-символ «Проблема мусора»

Впервые переработкой мусора занялись в Великобритании 200 лет назад. В течение последних шестидесяти лет мировая общественность стала понимать всю серьезность подобного кризиса для планеты в целом. Для привлечения внимания населения к этой злободневной теме в общедоступных местах, на упаковках, на товарах широкого потребления имеется символ «проблема мусора». Он представляет 3 цикличные стрелки, замкнутые в треугольник по часовой стрелке. Чаще всего зеленого, иногда черного цвета.

Символ «проблема мусора» введен в обиход экологами в 70-х годах 20-го века для обозначения тары и упаковочного материала, которые имеют длительный срок разложения в природе, а также как отображение необходимости производственной переработки мусора. Придумал этот знак в 1970 году студент Гэри Андерсон.

Рисунок-символ «проблема мусора» на товаре может также означать, что он изготовлен из вторично переработанного мусора. Тогда три стрелки, замкнутые в треугольник, помещаются внутрь окружности. Часто такой знак можно увидеть на изделиях из бумаги или картона. Некоторые интерпретации символа были специально созданы для различных промышленных групп и обязательны к нанесению на товары.

В заброшенных песчаных карьерах, на свалках и пустырях часто развиваются удивительные сообщества растений и животных , прекрасно уживаются рядом.
Свалки пустырей . Казалось бы, городские свалки не пригодны для обитания животных. Однако многие из них регулярно появляются на мусорных кучах в поисках пищи. Характерные посетители свалок - это вороны и чайки, главным образом озерные, а в приморских районах - также и серебристые. Огромные стаи этих птиц с криками кружат над мусорными кучами и исследуют их на наличие чего-либо съестного. На свалках, среди куч промышленных и бытовых отходов, растут довольно интересные растения, например лунария, энотера или коровяк.
В процессе гниения, которое происходит на нижних ярусах свалки, высвобождается довольно большое количество тепла. Поэтому здесь растут также и теплолюбивые растения, например, резеда и конопли. Растения, произрастающие на свалках, пустырях и вдоль дорог, называются рудеральными. Тепло также привлекает на свалки мышей, ящериц, которые нередко проводят здесь зиму. В поисках мелких грызунов и крыс - своей основной пищи сюда наведываются лисы и дикие кошки. Над мусорными кучами, высматривая себе добычу, летает пустельга. На свалках также иногда поселяются различные виды сверчков, а домашний сверчок (Gryllus domesticus) является постоянным жителем этих искусственно созданных человеком биотопов.
На свалках можно увидеть стаи чаек. Особенно много птиц прилетает сюда тогда, когда привозят свежую порцию мусора.
Восстановление пустырей. Пустыри , расположенные в городах или вдоль дорог и автомагистралей, - это идеальные места для посадки зелени. В сельской местности крестьяне используют такие участки, регулярно скашивая на них траву. Однако как в городах, так и в сельской местности на такие участки трудно привлечь животных. Почва в таких местах очень истощенная, кислыми или отравленными химическими веществами. Однако, несмотря на это, существует много видов растений, например травянистая бузина, прекрасно чувствуют себя на таких почвах.
Экологи и другие специалисты прилагают максимальные усилия для того, чтобы восстановить эти земли. С этой целью на проблемных участках высаживают растения, которые являются нетребователен к почве и устойчивыми к загрязнению окружающей среды. Прежде чем посадить растения, истощенную почву покрывают слоем плодородной гумуса. Брошенные промышленные районы и мусорные свалки являются примером нежелательного влияния деятельности человека на земную природу. Однако со временем даже такие участки восстанавливаются, а на некоторых из них, как это ни странно, даже основывают заповедники.
Фауна и Флора
Обычно на заброшенных участках и среди руин сначала вырастают очень ценные для этих биотопов виды растений. Например, такие растения, как одуванчик, чертополох и крестовник - это виды, быстро разрастаются и дают приют и пищу многим животным. Черно - желтые гусеницы Tyria jacobaeae , имеющие яркую предупредительное окраску, питаются ядовитым листьями крестовника. Крупные гусеницы среднего винного бражника случаются на кипрей, подмаренник и бальзамин.
При извлечении угля неиспользованные отходы обычно складируются неподалеку от шахты. Холмы и горы пустых пород называют терриконов. К сожалению, ветер и дождь разносят их, а от этого загрязняются реки, подземные воды и воздуха. Люди пытаются использовать пустые породы для строительства дорог, насыпей, заполняют ими овраги или засыпают болота. На некоторых терриконах, для их укрепления, насаждают леса и кустарники. Здесь поселяются не только беспозвоночные и птицы, но и млекопитающие. На заброшенных терриконах встречаются зайцы и дикие кролики, а также мелкие грызуны, на которых охотятся лисы.
Городские пустыри
В городах брошенными участками, а затем - и пустошами становятся остановлены стройки, руины старых домов где-нибудь на окраине города, кроме того, много пустырей есть в промышленных районах. Если эти места на протяжении некоторого времени остаются без присмотра, то вскоре на них поселяются разные животные. На незастроенных участках, которые ранее служили автостоянками, появляются разнообразные растения и животные. Сначала здесь прорастают семена растений. Принесенные ветром плоды и семена вырастают даже на отравленных химическими веществами почвах. После того, как здесь поселятся растения, на них появятся первые жители - растительноядные насекомые. И только после этого в поисках корма, которым для них являются семена и насекомые, сюда прилетают птицы, а затем появляются и мелкие млекопитающие. Со временем между жителями этих биотопов складываются определенные отношения, и жизнь всего мини-сообщества идет по устоявшейся схеме, продолжая развиваться. У Вас есть питомец, тогда эти

«Sierra-I» Скорость (надводная) 12,1 узлов Скорость (подводная) 35.15 узлов Рабочая глубина погружения 480 м Предельная глубина погружения 550 м Автономность плавания 100 суток Экипаж 61 человек (в том числе 31 офицер) Размеры Водоизмещение надводное 5940 т Водоизмещение подводное 9600 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 107,16 м Ширина корпуса наиб. 12,28 м Средняя осадка
(по КВЛ) 9,62 м Силовая установка Атомная, 1 реактор ОК-650А 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода Вооружение Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето-торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед. ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO - SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .

История создания

При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущие конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.

Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава . Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер» , имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М :

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС /GPS ;
  • системы вооружения:
    • комплексы крылатых ракет «Калибр» , которые позволят вести огонь по наземным целям.

История службы

Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая, К-276 «Краб», заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столкновения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Сравнительная оценка

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки
Классификация НАТО «Sierra-I» Скорость (надводная) 12,1 узлов Скорость (подводная) 35.15 узлов Рабочая глубина погружения 480 м Предельная глубина погружения 550 м Автономность плавания 100 суток Экипаж 61 человек (в том числе 31 офицер) Размеры Водоизмещение надводное 5940 т Водоизмещение подводное 9600 т Длина наибольшая (по КВЛ) 107,16 м Ширина корпуса наиб. 12,28 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,62 м Силовая установка Атомная, 1 реактор ОК-650А 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода Вооружение Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед. ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO - SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .

История создания

При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущее конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.

Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава. Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и четыре 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась в более чем два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

История службы

Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая К-276 «Краб» заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столконовения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Сравнительная оценка

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки - - - - - - -
Годы службы c c c c c c - c
Построено 62 15 15 2 2 1 6
Водоизмещение (т)
надводное
подводное
6082
7177
6990
7250
8140
12770
5940
9600
6470
10400
5880
8500
2410
2607
Скорость (уз)
надводная
подводная
17
30-35
11,6
31
11,6
33
19
35
19
35
11
33
15
25
Глубина погружения (м)
рабочая
предельная
280
450
400
600
480
600
480
550
520
600
1000
1250
300