Если долгосрочные средние издержки производства единицы продукции. Издержки производства в долгосрочном периоде

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.


Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркалодеятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации -законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правиламюридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА - результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Признаки нормативных правовых актов:

Нормативный характер

Это правовой акт

Является результатом правотворчества

Общеобязательность

Оформление в виде официального документа

Определённый порядок группировки правовых норм.

1. Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество .

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные . В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

2. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

3. Нормативные договоры . Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов :

1. Конституция России.

2. Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.

3. Законы: Федеральные конституционные законы, Кодексы и Федеральные законы.

4. Подзаконные правовые акты:

5. Указы Президента России,

6. Постановления Правительства России.

7. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

8. конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

9. законы субъектов Российской Федерации;

10. нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11. нормативные правовые акты органов местного самоуправления

12. Локальные нормативно-правовые акты.

В зависимости от содержания: отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами), гражданско-правовые уголовно-правовые и т. д. комплексные

АКТЫ СССР – тож бывают.

Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде яв­ляется тот факт, что все они носят переменный характер - фир­ма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный ры­нок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и сред­них переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются од­новременно и средними переменными издержками.

Для иллюстрации ситуации с издержками в долгосрочном периоде рассмотрим условный пример. Некоторое предприятие на протяжении достаточно длительного периода времени рас­ширялось, увеличивая объемы своего производства. Процесс расширения масштабов деятельности условно разделим на этапы в рамках анализируемого долгосрочного периода три краткосрочных, каждому из которых соответствуют различные размеры предприятия и объемы выпускаемой продукции. Для каждого из трех краткосрочных периодов можно построить кри­вые краткосрочных средних издержек применительно к различ­ным размерам предприятия - ATC 1 , АТС 2 и АТС 3 . Общая же кривая средних издержек дли любого объема производства будет представлять собой линию, состоящую из внешних частей всех трех парабол - графиков краткосрочных средних издержек.

В рассмотренном примере мы использовали ситуацию с 3-хэтапным расширением предприятия. Подобную ситуацию можно предположить не для 3, а для 10, 50, 100 и т. д. кратко­срочных периодов в рамках заданного долгосрочного. Причем для каждого из них можно начертить соответствующие графики АТС. То есть мы получим фактически множество парабол, боль­шая совокупность которых приведет к выравниванию внешней линии графика средних издержек, и она превратится в плавную кривую - LATC. Таким образом, кривая долгосрочных средних издержек (LATC) представляет собой кривую, огибаю­щую бесконечное число кривых краткосрочных средних издер­жек производства, которые соприкасаются с ней в точках их ми­нимума. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с ко­торыми может быть обеспечен любой объем выпуска при усло­вии, что фирма имеет время для изменения всех факторов про­изводства.

В долгосрочном периоде также существуют и предельные из­держки. Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изме­нением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат.

Кривые долгосрочных средних и предельных издержек соот­носятся друг с другом так же, как и кривые краткосрочных издер­жек: если LMC лежит ниже LATC, то LATC падают, а если LMC лежит выше laТС, то laТС возрастают. Возрастающая часть кри­вой LMC пересекает кривую LATC в точке минимума.

На кривой LATC можно выделить три отрезка. На первом из них долгосрочные средние издержки сокращаются, на третьем, наоборот, возрастают. Возможна также ситуация, когда на графике LATC будет существовать промежуточный отрезок с примерно одинаковым уровнем издержек на единицу продукции при различных значениях объема выпуска - Q x . Дугообразный характер кривой долгосрочных средних издержек (наличие убы­вающего и возрастающего участков) можно объяснить при по­мощи закономерностей, называемых положительным и отрица­тельным эффектами роста масштаба производства или просто эффектами масштаба.

Положительный эффект масштаба производства (эффект мас­сового производства, экономия, обусловленная ростом масштаба производства, возрастающая отдача от масштаба производства) связан со снижением издержек на единицу продукции по мере наращивания объемов выпускаемой продукции. Возрастающая отдача от масштаба производства (положительный эффект мас­штаба производства) имеет место в ситуации, когда объем произ­водства (Q x) растет быстрее, чем растут издержки, и, следователь­но, LATC предприятия падают. Существование положительного эффекта масштаба производства и объясняет нисходящий харак­тер графика LAТС на первом отрезке. Объясняется это расшире­нием масштабов деятельности, которое влечет за собой:

1. Рост специализации труда . Специализация труда предпола­гает, что многообразные производственные обязанности поделе­ны между разными работниками. Вместо того чтобы выполнять одновременно по нескольку различных производственных опе­раций, что имело бы место при незначительном масштабе дея­тельности предприятия, в условиях массового производства каж­дый рабочий может ограничиться одной единственной функци­ей. Отсюда рост производительности труда, а следовательно, и снижение издержек на единицу продукции.

2. Рост специализации управленческого труда . По мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использова­ния преимуществ и от специализации в управлении, когда каж­дый менеджер может сосредоточиться на одной задаче и выпол­нять ее более эффективно. Это в конечном счете повышает эф­фективность функционирования предприятия и влечет за собой снижение издержек на единицу продукции.

3. Эффективное использование капитала (средств производст­ва) . Наиболее эффективное, с технологической точки зрения, оборудование продается в виде крупных, дорогостоящих ком­плектов и требует больших объемов производства. Использова­ние этого оборудования крупными производителями позволяет сократить издержки на единицу продукции. Подобное оборудо­вание недоступно мелким фирмам из-за малых объемов произ­водства.

4. Экономию от использования вторичных ресурсов . У круп­ного предприятия больше возможностей для производства по­бочной продукции, чем у мелкой фирмы. Крупная фирма, та­ким образом, более эффективно использует ресурсы, вовлекае­мые в производство. Отсюда и меньшие издержки на единицу продукции.

Положительный эффект масштаба производства в долго­срочном периоде не является беспредельным. Со временем рас­ширение предприятия может привести к отрицательным экономическим последствиям, вызвать отрицательный эффект мас­штаба производства, когда расширение объемов деятельности фирмы сопряжено с ростом издержек производства на единицу продукции. Отрицательный эффект масштаба имеет место, когда издержки производства растут быстрее его объема и, следо­вательно, LATC растут по мере увеличения выпуска. Со време­нем расширяющаяся фирма может столкнуться с негативными экономическими фактами, обусловленными усложнением струк­туры управления предприятием, - этажи управления, разделяю­щие административный аппарат и собственно процесс произ­водства, множатся, высшее руководство оказывается существен­но отдаленным от производственного процесса на предприятии. Возникают проблемы, связанные с обменом и передачей инфор­мации, плохой координацией решений, бюрократической воло­китой. Снижается эффективность взаимодействия между отдель­ными подразделениями фирмы, теряется гибкость управления, усложняется и затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы. В результате эффективность функционирования предприятия снижается, растут средние из­держки производства. Поэтому фирме при планировании своей производственной деятельности необходимо определять пределы расширения масштабов производства.

На практике возможны случаи, когда кривая LATC на неко­тором интервале параллельна оси абсцисс - на графике долго­срочных средних издержек есть промежуточный отрезок с при­мерно одинаковым уровнем издержек на единицу продукции при различных значениях Q x . Здесь мы имеем дело с постоянной отдачей от масштаба производства. Постоянная отдача от мас­штаба имеет место тогда, когда издержки и объем производства растут одинаковыми темпами и, следовательно, LATC остаются постоянными при всех объемах производства.

Внешний вид кривой долгосрочных издержек позволяет сде­лать некоторые выводы по поводу оптимального размера пред­приятия для разных отраслей экономики. Минимальный эффек­тивный масштаб (размер) предприятия - уровень выпуска про­дукции, начиная с которого прекращается действием эффекта экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Ины­ми словами, речь идет о таких значениях Q x при которых фирма достигает наименьших издержек на единицу продукции. Обу­словленный действием эффекта масштаба уровень долгосрочных средних издержек влияет на формирование эффективного разме­ра предприятия, что, в свою очередь, оказывает воздействие на структуру отрасли. Чтобы разобраться, рассмотрим следующие три случая.

1. Кривая долгосрочных средних издержек имеет продолжи­тельный промежуточный отрезок, для которого величина LATC соответствует некоторой константе (рисунок а). Для данной ситуации характерно положение, когда предприятия с объемом производства от Q A до Q B имеют одинаковую величину издержек. Это свойственно отраслям, включающим разновеликие предпри­ятия, причем уровень средних издержек производства у них бу­дет одинаковым. Примеры таких производств: деревообрабаты­вающая, лесная промышленность, производство продуктов пита­ния, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии.

2. У кривой LATC достаточно продолжительный первый (нисходящий) отрезок, на котором действует положительный эффект масштаба производства (рисунок б). Минимальная вели­чина издержек достигается при больших объемах производства (Q c). Если технологические особенности производства некото­рых благ порождают кривую долгосрочных средних издержек описанной формы, то на рынке этих благ будут присутствовать крупные предприятия. Это характерно, в первую очередь, для капиталоемких отраслей - металлургии, машиностроения, авто­мобилестроения и т. д. Существенный эффект от масштаба на­блюдается и при производстве стандартизированной продук­ции - пива, кондитерских изделий и т. п.

3. Падающий отрезок графика долгосрочных средних издер­жек очень незначителен, быстро начинает работать отрицатель­ный эффект масштаба производства (рисунок в). В этой ситуа­ции оптимальный объем производства (Q D) достигается при не­большом объеме выпуска продукции. При наличии рынка большой емкости можно предположить возможность существо­вания множества мелких предприятий, выпускающих данный вид продукции. Такая ситуация характерна для многих отраслей легкой и пищевой промышленности. Здесь речь идет о некапи­талоемких производствах - многие виды розничной торговли, фермерские хозяйства и т. п.

В долгосрочном периоде все издержки выступают в качестве переменных, поскольку в течение долгосрочного временного интервала могут изменяться объемы не только постоянных, но и переменных затрат. Анализ долгосрочного временного интервала осуществляется на основе долгосрочных средних и предельных издержек.

Долгосрочные средние издержки – это издержки на единицу объема выпуска, которые можно изменять оптимальным образом. Особенность изменения долгосрочных средних издержек – их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Однако ввод больших мощностей в итоге приводит к росту долгосрочных средних издержек. Кривая долгосрочных средних издержек на графике огибает все возможные кривые краткосрочных издержек, соприкасаясь с каждой из них, но не пересекая их. Данная кривая показывает наименьшие долгосрочные средние издержки производства каждого объема выпуска, когда все факторы являются переменными. Каждая краткосрочная кривая средних издержек соответствует предприятию, размеры которого больше предшествующего. Изменение долгосрочных средних издержек предполагает изменение масштабов производства. С этими изменениями связано понятие «эффекта масштаба». Эффект масштаба может быть положительным, отрицательным и постоянным.

Положительный эффект масштаба (экономия от масштаба) возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки снижаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Такая организация производства возможна только при условии специализации производства и управления. Крупные масштабы производства позволяют рациональнее использовать труд специалистов по управлению благодаря более глубокой специализации производства и управления. Другое важное условие экономии, обусловленной масштабом производства, – применение эффективной технологии.

Причиной возникновения отрицательного эффекта масштаба служит нарушение управляемости чрезмерно крупного производства. В этих условиях долговременные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции.

В условиях, когда долговременные средние издержки не зависят от объемов выпускаемой продукции, возникает постоянный эффект масштаба.

Долгосрочные предельные издержки связаны с производством дополнительной единицы продукции, когда допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Изменение предельных издержек можно представить графически в виде кривой долгосрочных предельных издержек (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Кривая средних издержек в долгосрочном периоде.


Данная кривая показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, когда все факторы производства являются переменными. Краткосрочные кривые предельных издержек, которые соответствуют любому фиксированному производству, будут ниже долгосрочной кривой предельных издержек для низких объемов производства, но выше – для высоких объемов производства, при которых убывающая отдача существенна. Долгосрочная кривая предельных издержек будет расти медленнее, чем краткосрочные кривые предельных издержек любого отдельно взятого производства. Объясняется это тем, что все виды затрат в долгосрочном периоде являются переменными и убывающая отдача оказывается менее значимой. Кривая долгосрочных предельных издержек пересекается с кривой долгосрочных средних издержек в минимальной точке.

Таким образом, долгосрочный период для фирмы является достаточным для того, чтобы фирма могла успеть изменить количество всех используемых ресурсов, включая размеры предприятия. Поэтому все издержки в долгосрочном периоде считаются переменными.

Издержки производства в долгосрочном периоде имеют одну особенность, поскольку они носят переменный характер. Предприятие в этом случае может наращивать или сокращать мощности, при этом оно имеет достаточное количество времени для принятия решения покинуть рынок или вступить на него, перейдя из других отраслей.

Издержки производства в долгосрочном периоде не разделяются на средние постоянные и средние переменные, происходит анализ средних издержек по каждой единице продукции. Они в одно время являются и средними и переменными издержками. Если рассмотреть три краткосрочных периода, то выстраиваются графики краткосрочных средних издержек, при этом кривая средних издержек для любого объема выпуска будет представлять собой линию, состоящую из трех парабол, включающих графики краткосрочных средних издержек. Таким образом, мы получим график средних издержек в долгосрочном периоде.

Кривая долгосрочных средних издержек

Кривая долгосрочных средних издержек является кривой, которая огибает бесконечное количество графиков краткосрочных средних издержек. Графики краткосрочных средних издержек соприкасаются с кривой средних издержек в точках минимума.

Таким образом, кривая долгосрочных издержек способна отразить минимальные затраты на выпуск единицы продукции, по которым обеспечивается любой объем производства с условием, что предприятие имеет время для изменения всех производственных факторов.

Для долгосрочного периода также характерны предельные издержки. Долгосрочные предельные издержки способны отразить изменение общей суммы издержек компании по причине изменения объема выпуска готовых изделий на единицу тогда, когда предприятие свободно в изменении всех видов затрат. Графики средних и предельных издержек долгосрочного характера можно соотнести друг с другом так же, как кривые краткосрочных издержек. Возрастает часть кривой предельных издержек, пересекает кривую средних долгосрочных издержек в точке минимума.

Эффект масштаба

Для кривой, отражающей издержки производства в долгосрочном периоде, характерны три отрезка. Первый отрезок характеризуется долгосрочными средними издержками, которые сокращаются. На втором они будут постоянны, на третьем возрастать.

Бывают такие ситуации, когда на графике существуют промежуточный отрезок с примерно одинаковым уровнем затрат на единицу продукции при разных значениях объема выпуска. Кривая долгосрочных средних издержек имеет дугообразный характер, на ней есть убывающий и возрастающий участок, что объясняется закономерностью положительного и отрицательного эффекта роста масштаба производства.

Эффект масштаба положительного характера отражает условный рост масштаба производства. Это связано со снижением затрат по единице изделий по мере наращивания объема выпускаемых изделий.

Значение эффекта масштаба

Положительный эффект масштаба (растущая, увеличивающая отдача от производства) имеет место тогда, когда объемы растут быстрее, чем растут издержки. Следовательно, средние издержки предприятия будут падать. Такая ситуация, существующая на предприятии, объясняется нисходящим характером прямой на первом отрезке. Это может вести за собой следующие ситуации:

  1. увеличение специализации труда (растет производительность, издержки падают),
  2. увеличение специализации управленческого труда,
  3. наиболее эффективное применение основных и оборотных средств и капитала (фактор больше доступен для крупных предприятий, чем для малых фирм),
  4. экономия от использования вторичных ресурсов

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Издержки производства в долгосрочном периоде можно представить в виде кривой средних издержек, которая представляет собой:

1. несколько парабол, представляющих краткосрочные средние издержки,

2. несколько гипербол, представляющих долгосрочные предельные затраты,