Опыт мудрость приходят с годами. Когда приходит мудрость…

В своей книге «Мозг на пенсии» профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман рассказывает о видах памяти, возрастных изменениях мозга и дает рекомендации, как сохранить здравое сознание на протяжении жизни. В продолжение спецпроекта «Третий возраст» публикуем отрывки из главы, посвященной феномену мудрости, ее взаимосвязи с взрослостью и психофизиологическими особенностями мозга.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов. Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Русскоязычная версия книги "Мозг на пенсии" вышла в издательстве МИФ.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость - это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться. Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луи-за Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, - ответила Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция - не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры - Библия. В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н. э.) написал в «Антигоне»: «Мудрость - высшее благо для нас». Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н. э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование - все это относится и к западному пониманию мудрости.

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы воздействия на него.

Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат - серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие - пожилых. Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена - медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Черепаха и заяц

В 2004 году нейропсихологи Калифорнийского университета описали пациента, которого они назвали Финеасом Гейджем нашего времени. Это имя отсылало к железнодорожному рабочему из XIX века, одному из самых известных пациентов в истории нейропсихологии. Полученные им повреждения головного мозга рассказали нам о функциях таинственной префронтальной коры. В 1848 году с Гейджем произошел несчастный случай: после взрыва металлический прут вошел в череп ниже левой глазницы и вышел через макушку. К изумлению его коллег, он выжил и даже выписался из больницы всего два месяца спустя. Но он изменился: как сказал его близкий друг, «Гейдж больше не был Гейджем. Хотя его способность к рассуждению и наблюдению и память не были повреждены, его личность радикально трансформировалась. Человек, который раньше был трудолюбивым, энергичным и обладал организаторскими способностями, стал нетерпеливым, сквернословящим и неспособным к сочувствию. Гейдж больше не мог оценить ситуацию и был не в состоянии управлять своими эмоциями. У него постоянно случались приступы гнева, и он не мог планировать свои действия. Реконструкция его мозга, основанного на сохранившемся черепе, показывает, что поврежденной оказалась нижняя часть префронтальной коры.

Современный Финеас Гейдж, обнаруженный в 2004 году, получил повреждения в 1962-м, когда его джип подорвался на мине в ходе военной операции. В результате взрыва металлический каркас ветрового стекла пробил его череп в лобной части. Как и в случае с Гейджем, его умственные способности, казалось, не пострадали. Его интеллект не был поврежден, и он демонстрировал хорошие результаты на нейропсихологических тестах. Однако в плане социальных отношений все оказалось уже не так радужно. Он показал расторможенное поведение и неспособность контролировать себя, что приводило к проблемам во взаимодействии с окружающими. Он потерял работу, развелся с женой и перестал общаться с детьми. По словам гериатрического психиатра Дилипа Джесте, повреждение префронтальной коры приводит к противоположности мудрости: импульсивности, социально неодобряемому поведению и эмоциональной неуклюжести. Вместе с коллегами Джесте впервые составил карту отделов головного мозга, отвечающих за мудрость. Ученые приписывали важную роль префронтальной коре.

Нейропсихолог Элхонон Голдберг описывает похожий случай в своей книге «Парадокс мудрости». Он рассматривает префронтальную кору как дирижера, а другие отделы мозга - как оркестр. Префронтальная кора не играет музыку, но координирует, объединяет и направляет. Вот почему люди с повреждениями префронтальной коры все еще способны к выполнению множества задач, но сталкиваются с проблемами в сложных ситуациях, например в случае социальных контактов. Голдберг также указал на две другие функции префронтальной коры. Первой является наша способность сочувствовать, второй - умение активировать определенную последовательность действий, особенно в трудных случаях. Например, если вы в течение долгого времени были руководителем, вы автоматически понимаете, какие шаги стоит предпринять в определенных ситуациях. Голдберг приводит пример Уинстона Черчилля, страдавшего от случайных ментальных ошибок, что не мешало ему оставаться блестящим лидером даже в достаточно солидном возрасте.

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга. Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений. Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем. В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции. И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок. Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе. Молодому человеку, объясняя новое задание, можно просто сказать: «Вперед, ты на правильном пути!» - но с пожилым такая стратегия не сработает. Это объясняется возрастными изменениями в функционировании определенных областей головного мозга: кора передней части поясной извилины, ответственная за обнаружение ошибок, активируется не так быстро (у большинства людей количество серых клеток с возрастом сокращается), в то время как структуры формирующие «премиальную систему», остаются незатронутыми.

Используя электроэнцефалограмму, чтобы измерить электрическую активность мозга, команда немецких исследователей обнаружила, что пик мозговой деятельности произошел у молодых людей и людей среднего возраста, когда им сообщили, что они сделали ошибку. Этот пик указывает на активность коры передней части поясной извилины. Чем выше был пик (и, следовательно, выше активность мозга), тем быстрее человек учился на ошибках. Но у пожилых испытуемых пик активности оказался намного слабее. Пожилые люди используют другие области мозга для обучения, прежде всего префронтальную кору, играющую важную роль в работе оперативной памяти. Хотя функции данной мозговой области также изменяются, многим пожилым людям удается получить от этого выгоду. Они делают это, частично мобилизуя дополнительную мозговую деятельность.

В целом пожилые люди испытывают больше трудностей с новыми задачами, чем с теми, при решении которых они используют накопленные знания, основанные на личном опыте. Хорошая «база данных», созданная за долгие годы, помогает им легко решать множество повседневных проблем. Доктор Оари Мончи из университета Монреаля, объясняя результаты своих исследований мозговой деятельности пожилых людей, любит ссылаться на одну из басен Эзопа. В гонке между черепахой и зайцем побеждает именно черепаха, хоть она и намного медленнее. Она знает, как лучше всего использовать свои способности, в то время как высокомерный заяц во время гонки спит. Мончи и его коллеги попросили пожилых и молодых людей классифицировать слова во время процедуры МРТ. Слова могли быть сгруппированы по рифме, по значению и по их первой букве, но исследователи постоянно изменяли правила, не сообщая об этом испытуемым. Если классификация по рифме (стол - пол) была изначально правильна, то внезапно она становилась неверной, и испытуемым приходилось решать, должны ли они начать категоризировать по значению (пол - дом). Пожилые участники, в отличие от молодых, не показывали увеличения мозговой активности в ответ на негативный результат («Неправильно!»). Однако они демонстрировали повышение мозговой активности, когда должны были делать новый выбор. То есть они больше вовлекались в продумывание новых стратегий выполнения задачи. А это более яркий отклик, чем простая реакция на предупреждение об ошибке.

Мудрость приходит с годами и с опытом. Уроки умудренного жизнью человека

Одна из самых ценных вещей в нашей жизни - это опыт. Все мы хотим быть уверенными в себе, самостоятельными и мудрыми, забывая о том, что мудрость приходит с годами и с опытом. И ради этого опыта пройти нужно через многое.

Именно поэтому опыт старших людей очень важен. Те жизненные уроки, которые они дают, - это одно из самых ценных знаний. Мы предлагаем вашему вниманию 50 жизненных уроков, которыми поделилась Бэрри Дейвенпорт, умудренный жизнью автор зарубежного блога.

1. Жизнь - это то, что есть сейчас. Мы постоянно ждем невероятных вещей, которые будут происходить в будущем, но забываем о том, что жизнь совершается прямо сейчас. Научитесь жить настоящим моментом и перестаньте надеяться на иллюзии в будущем.
2. Страх - это иллюзия. Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся. Но даже если они происходят, то зачастую оказываются не такими плохими, как мы думали. Для многих из нас страх - это худшее, что может случиться. Реальность не так страшна.
3. Правило, касающееся отношений. Самое важное в вашей жизни - это близкие люди. Всегда ставьте их на первое место. Они важнее вашей работы, хобби, компьютера. Цените их, словно они - это вся ваша жизнь. Потому что так оно и есть.
4. Долги того не стоят. Тратьте деньги по своим возможностям. Живите свободно. Долги не позволят вам этого сделать.
5. Ваши дети - это не вы. Вы - это сосуд, который приносит детей в этот мир и заботится о них до тех пор, пока они не могут сделать этого сами. Обучайте их, любите, поддерживайте, но не меняйте. Каждый ребенок уникален и должен прожить свою жизнь.
6. Вещи собирают пыль. Время и деньги, которые вы тратите на вещи, однажды погубят вас. Чем меньше вещей вы имеете, тем более вы свободны. Покупайте с умом.
7. Веселье недооценено. Как часто вы веселитесь? Жизнь коротка, и нужно наслаждаться ею. И хватит думать о том, что подумают другие, когда вам хорошо. Просто наслаждайтесь этим.
8. Ошибки - это хорошо. Мы счасто пытаемся избегать ошибок, забывая о том, что именно они приводят нас к успеху. Будьте готовы ошибаться и учитесь на своих ошибках.
9. Дружба требует внимания. Оберегайте дружбу, как декоративное растение. Это окупится.
10. Опыт в первую очередь. Если вы не можете определиться, купить диван или отправиться в путешествие, - всегда выбирайте второе. Радость и положительные воспоминания гораздо круче материальных вещей.

11. Забудьте про злость. Удовлетворение от злости уходит через несколько минут. А последствия могут продлиться гораздо дольше. Слушайте свои эмоции и, когда приходит злость, сделайте шаг в противоположную ей сторону.
12. И вспомните про доброту. Небольшая порция доброты может творить чудеса с окружающими вас людьми. И требует от вас малых усилий. Практикуйтесь в этом ежедневно.
13. Возраст - это число. Когда вам 20, вы думаете, что 50 - это кошмар. Но когда вам 50, вы чувствуете, что вам 30. Наш возраст не должен определять наше отношение к жизни. Не дайте цифрам изменить вас настоящего.
14. Уязвимость лечит. Быть открытым, настоящим и уязвимым - это здорово. Это дает возможность окружающим вас людям верить вам и делиться с вами своими эмоциями, а вы можете делиться ими в ответ.
15. Позерство строит стены. Создание образа другого человека с целью впечатлить кого-то сыграет с вами злую шутку. Очень часто люди видят вас-настоящего сквозь образ, и их это отталкивает.
16. Спорт - это сила. Занятия спортом на постоянной основе должны стать частью вашего образа жизни. Это делает вас сильнее физически, морально и эмоционально. Также это улучшает здоровье и внешний вид. Спорт - это лекарство от всех болезней.
17. Обида причиняет боль. Отпустите ее. Другого правильного пути просто нет.
18. Страсть улучшает жизнь. Когда вы находите любое занятие, от которого вы без ума, каждый день становится подарком. Если вы еще не нашли свою страсть, поставьте себе цель сделать это.
19. Путешествия дают опыт и расширяют сознание. Путешествия делают вас интереснее, мудрее и лучше. Они учат вас взаимодействовать с людьми, их привычками и культурами.
20. Вы не всегда правы. Мы думаем, что знаем ответ на любой вопрос, но это не так. Всегда есть кто-то умнее вас, а ваши ответы не всегда верны. Помните об этом.

21. Это пройдет. Что бы ни случилось в жизни, это пройдет. Время лечит, а вещи меняются.
22. Вы определяете свое предназначение. Жизнь скучна без цели. Решите, что важно для вас, и постройте свою жизнь вокруг этого.
23. Зачастую риск - это хорошо. Чтобы изменить свою жизнь, приходится рисковать. Принятие обдуманных и рискованных решений помогает вам расти.
24. Перемены всегда к лучшему. Жизнь меняется, и не стоит сопротивляться этому. Не бойтесь изменений, плывите в потоке и воспринимайте жизнь, как приключение.
25. Мысли нереальны. Ежедневно в голове пролетают тысячи мыслей. Многие из них - негативные и пугающие. Не верьте им. Это всего лишь мысли, и они не станут реальностью, если вы им не поможете.
26. Вы не можете контролировать других. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди вели себя так, как хочется нам. Но реальность такова, что мы не можем изменить других людей. Уважайте уникальность и независимость каждого человека.
27. Ваше тело - это храм. У каждого из нас есть что-то, что мы ненавидим в своем теле. Но наше тело - это единственное, что принадлежит только нам. Относитесь к нему с уважением и заботьтесь о нем.
28. Прикосновения исцеляют. У прикосновений есть множество положительных свойств. Они приводят в норму сердцебиение, улучшают самочувствие и снимают стресс. Это подарок, которым нужно делиться.
29. Вы справитесь. Не важно, какая ситуация возникла у вас в голове. Реальность такова, что вы можете с этим справиться. Вы гораздо сильнее и мудрее, чем думаете. Вы пройдете сквозь это и переживете.
30. Благодарность делает человека счастливее. Причем не только того, кому адресована благодарность, но и того, кто ее говорит. Не забывайте благодарить людей за все, что они для вас делают.

31. Прислушивайтесь к интуиции. Ваши рассуждения очень важны, но интуиция - это ваша суперсила. Она использует ваш опыт и жизненную модель, чтобы найти ответ на любой вопрос. Иногда она возникает спонтанно, и лучше прислушайтесь к ней.
32. Помните о себе в первую очередь. Не будьте самовлюбленным, но помните, что самый важный для вас человек - это вы сам.
33. Честность к самому себе - это свобода. Будьте честным к самому себе. Самообман - это ослепление самого себя.
34. Идеалы скучны. Перфекционизм сделает вашу жизнь скучной. Наши отличия, особенности, фобии и недостатки - это то, что делает нас уникальными. Помните об этом.
35. Действуйте, чтобы найти цель в жизни. Она не найдет себя сама. Помогите ей в этом и делайте все возможное, чтобы отыскать цель.
36. Маленькие вещи тоже важны. Все мы ждем больших побед и достижений, забывая о том, что они состоят из мелких и иногда даже незаметных шагов. Цените эти шаги.
37. Учитесь. Всегда. Если вы думаете, что знаете хотя бы 1% всего, что есть в нашем мире, то вы еще никогда так не заблуждались. Учитесь каждый день, узнавайте что-то новое о разных вещах. Учеба держит наш мозг в тонусе, даже в зрелом возрасте.
38. Старение - это неизбежно. Наши тела стареют, и мы не можем им помешать. Лучший способ замедлить старение - наслаждаться жизнью и проживать каждый день на полную.
39. Брак меняет людей. Человек, с которым вы связали свою жизнь, поменяется со временем. Но и вы тоже! Не дайте этим изменениям застать себя врасплох.
40. Беспокойство бессмысленно. Вам стоит беспокоиться только в том случае, если это приведет вас к решению проблемы. Но природа беспокойства такова, что этого никогда не случится. Беспокойство отключает ваш мозг, и вы просто не в состоянии решить сложившуюся ситуацию. Поэтому научитесь справляться с беспокойством и постарайтесь избавиться от него.

41. Исцелите свои раны. Не дайте ранам из своего прошлого сказываться на вашей настоящей жизни. Не притворяйтесь, что они ничего не значат. Найдите поддержку у близких людей или у тех, кто профессионально занимается лечением эмоциональных травм.
42. Проще - лучше. Жизнь полна сложностей, путаниц и обязательств, которые делают ее только хуже. Простая жизнь дает пространство для радости и любимых занятий.
43. Делайте свою работу на отлично. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, вам придется поработать. Конечно, есть редкие исключения, но не надейтесь на них. Надетесь на себя.
44. Никогда не поздно. Поздно - это лишь оправдание для того, чтобы не пытаться. Добиться поставленных целей можно в любом возрасте.
45. Действия исцеляют тоску. Любые действия - это лекарство от беспокойств, прокрастинации, тоски и тревоги. Перестаньте думать и сделайте хоть что-нибудь.
46. Делайте то, что вам хочется. Будьте проактивным. Не ждите, пока жизнь бросит вам кость. Вам может не понравиться ее вкус.
47. Отпустите предрассудки. Не будьте привязаны к мнению или убеждениям общества. Будьте открытым для любой возможности или идеи. Вы удивитесь, как много возможностей дает жизнь, если их не отвергать.
48. Слова имеют значение. Думайте, прежде чем говорить. Не используйте слова для того, чтобы обидеть человека. Когда вы сделаете это, назад дороги уже не будет.
49. Живите каждым днем. Когда вам будет 90 лет, сколько дней у вас останется? Живите и цените каждый из них.
50. Любовь - это ответ на любой вопрос. Любовь - это то, почему мы здесь. Это сила, которая движет миром. Делитесь ею и выражайте ее каждый день. Делайте мир лучше.

Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит.
Учение Живой Этики: Зов, 1921 г. Янв. 2

СПЯЩАЯ МУДРОСТЬ – называется наслоение наблюдений за многие жизни, сложенные в глубине сознания. Можно было бы произвести замечательные опыты, узнавая, когда человек почерпает из своего хранилища познания. Можно произвести сравнение с атавизмом, проявляющимся через несколько поколений. Так проявляются родовые наследственности. Но среди духовных странствований человек накопляет свой груз, который хранит среди своего сознания. Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями. Они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании. Спящая Мудрость отмечалась уже в глубокой древности, когда вопросы духовного воплощения разумно понимались. Движение интеллекта всё утрачивало и затрудняло развитие скрытых сил человека.
Учение Живой Этики: Братство, § 152

(Гуру – Н.К.Рерих). По-человечески так хочется освободиться от обременения обстоятельствами и людьми, но забывается при этом, что Учитель озабочен тем, как дать путь наикратчайший, хотя, может быть, и труднейший. Если верить в мудрость Водительства, то зачем же хотеть избавления от того, что ускоряет продвижение. Хотят самость и личность, за счет которой совершается восхождение. Но мудрость принимает без жалоб и недовольства всё, что совершается с позволения Ведущего Иерарха. Личность умрет, обогатив своими страданиями, переживанием и опытом накопления Чаши, и дух останется с ними навсегда, останется с этими нетленными и неуничтожаемыми приобретениями, растущими и умножаемыми каждой очередной личностью, воплощающейся на Земле с этой целью.
Грани Агни Йоги, 1970 г. § 355. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.

Томлюсь с другими в этом мире снов. С печалью я живу, но не давлюсь слезами. Но знаю я основу всех основ, что создана, чтоб властвовать над нами. От чада зла повязка не спасет, как от невежества – спесивое дворянство. Должно простым быть радости убранство, как ласточек стремительный полёт. И кто из нас бездомного поймёт, определив ему ночлега угол? Как в каждом встречном нам увидеть друга? Кто милосердье в жизни обретет? Лишь накопив в существованьях состраданье, возможно перейти на новый план сознанья.
Ведь и луна нарастает медленно, прежде чем достигнуть полноты. И, наполнившись Тайной Времени, убывает до невидимости, входя в новые врата определенности.
Приливы и отливы красной крови диктуют настроения человеческие. Чувства так связаны с осознанием мудрости, ибо заслоняется истина ширмою чувств.
Возлюби Агни как тайну, охраняющую жизнь твою. Доверься мудрости и советам его, ибо огонь не обманет сердца человеческие; ибо он сам суть жизни сокровенная; ибо он сам – основа мыслительной энергии и двигатель всех её воплощений на земле. Без Агни во тьме заблудишься. И холод окутает дух. И озарение покинет чувства, уходя в мрачные области инстинкта. И мир серебряный угаснет, потеряв дыхание чистоты своей, если око Агни не проникнет сквозь временные и стихийные покровы.
Константин Устинов. Терафим Мысли. § 50, 85. 3 ноября 2008 - 1 февраля 2009 www.znakisveta.ru/gorst.html

Да, жизнь земную сном назвали,
ибо – всё в беге здесь времён,
и то – что пело, трепетало –
ушло в былое – словно сон.

Но сон от сна проходит в разность,
где знают или нет – про Мир,
что Огненным, иль Тонким называют,
имея основаньем – в связь Причин…
Владислав Стадольник 9.12.2014

МУДРОСТЬ ПРИХОДИТ (2) *
(Из Посланий Высокого Источника)

«Урусвати знает, что Мы особенно ценим некоторые качества мудрости. Мудрость признает добро, откуда бы оно ни происходило. Мудрость порицает зло, откуда бы оно ни порождалось. Не думайте, что такие качества очень обычны, наоборот. Люди погибают оттого, что ограничили добро и зло своими личными соображениями. Они ждут добро лишь с одной стороны и опасаются зла только от призрака, ими выдуманного.

Между тем, вы знаете, как причудливы области добра и зла. Никто, мысля о земном, не может представить, как нарождается добро или зло. Мы видели разбойников, становившихся подвижниками, и столпов церкви, творивших злодеяния. Нельзя заслоняться от широкого мировоззрения.

Для проявления широкого мировоззрения следует согласиться во многом. Мудрость скажет – да совершится справедливость. Но мудрость не будет насиловать пути ее. Она поймет всю сложность условий справедливости. Мудрость почует и верные сроки и не будет своевольно ускорять их. Мудрость помыслит, насколько многие народы участвуют в каждом событии.

Можно следить за поверхностью дел, но в глубине может нарастать совершенно иное движение. Можно почуять, насколько проявляется прежде сужденное, но под личиною неожиданною. Так нужно привыкать, что закон справедливости весьма многолик.

Люди судят по своим привычкам, но закон выковывается в трех мирах и может считаться надземным. Ускорение или замедление зависят от многих космических причин. Часто малое земное движение будет отражением великого события на дальних мирах. Нужно согласиться во многом, чтобы мочь претворить мудрость в реальность каждого дня.

Мыслитель не забывал указывать, что для земного путника – один путь, но над ним мириады путей» Учение Живой Этики: Надземное, § 290.

Вопросы мучают земные? –
И только с них – ответ идёт,
где мудрости земной дан опыт,
но – ограничен их полёт.

Мудрость земная – спорит с Небом,
на Небе – всё не так как здесь,
и кто земное только ведал,
от Неба – не получит Весть.

И нужно – сердцем устремиться,
и очевидность ту прозреть –
что Солнце ходит над Землёю…
Земля за Солнцем ходит ведь!
Владислав Стадольник 1.8.2001

«Когда дух ощущает вкус снегов небесных, на земле, в горных долинах, розы осыпают лепестки. Обретая новый взгляд на древние явления, можно легко обнаружить ранее не заметные подробности существований, которые по каким-то причинам были не различимы в силу суетности сознания. Развивая чувствознание, указываем на тренировку внимания. Мелочи жизни – это те составляющие элементы бытия, которые скрепляют в монолит нашу психокультуру.

Не зная о красоте, трудно быть добрым. Но, называя красоту живым явлением, наравне с любовью, чистотой и культурой, становишься готовым ощущать полноту каждого воплощения. Ведь человек родился не для того, чтобы рыться в помойке низших явлений. Как чайка, он летит над бушующим океаном, едва касаясь соленых брызг. Но, поднявшись над явлением стихий, он все же питается рыбой, которая живет в глубинах. Корни благоуханных кедров берут свою силу из глубин темноты планетной. Полюбим явление сотрудничества разнообразных качеств, ибо результат есть мерило всей деятельности стихий.

Человек есть самый совершенный плод Великой Вселенной, потому и помощь ему велика от всех царств небесных и земных. Даже звезды посылают энергию своих лучей, создавая фокус астрохимии удачи. Но с кислой миной не принимают дар многих воплощений. С горькой обидой не пьют из чаши мудрости. Не поддаются минутному вожделению, видя общий план предназначений.

Боль души возникает от соприкосновения с материей. И увлеченность, которая похожа скорее на добрую привычку, чем на любовь, может дорасти до уровня высочайшего чувства.

Спираль судьбы расширяет орбиту восприятия. Спираль судьбы обозревает настоящее глазом орлиным. И та серая пыль, которая налипла на дорожный плащ, вдруг предстанет роем серебристых звезд, окружающих ауру. Каждый из этих светочей был зажжен когда-то добрыми мыслями, высокими чувствами сожаления или сострадания, желанием неистощимым помочь каждому существу человеческому облегчить его страдание, его затянувшиеся поиски истины.

Касание огненной мысли возжигает свет надежды на возвращение в Мир Радости. Сквозь черный туман заблуждений уже виден путь земной, который где-то сливается с тайной небесной. Поднимаясь ввысь, расширяем горизонт духа. Поднимаясь ввысь, не боимся упасть. Даже на земле овладеваем доспехом огненного иммунитета против явлений низких, хотя они больно бьют по воспламененным струнам нервов.
В тумане дней видим солнце над тучами. В тумане дней растут кедры познания, на верху которых зреют самые спелые и крупные плоды духа. Туман осядет, и душа, становясь прозрачнее, увидит золотое дно священного озера сознания.

Путь в небеса указывает нам тончайшие возможности познанья. Мы прожжены энергией желанья. Нас огненная сторожит стена. Стена судьбы и лучших накоплений, всезнанья золотая чаша из малых и великих озарений. Из серых и золотых мгновений рождается премудрость наша.

Мы, в двух шагах стоящие от бессмертия, знаем о целесообразности такого решения. Мы знаем, что жизнь не кончается на одном отрезке существования. Беспредельность жизней так же реальна, как другие формы нескончаемости» Константин Устинов. Терафим Мысли. § 95, 104. 3 ноября 2008 - 1 февраля 2009 www.znakisveta.ru/gorst.html

(Матерь Агни Йоги). «Не виден Свет несущему его». Но другие видят, и чуют исходящую благодать, и сознательно и бессознательно тянутся, отягощая порой непомерно. Не знаете, сколько даете, и только по ответной реакции можете судить о том, что выдано было много более того, чем предполагали. По степени признательности иногда можно судить о размере даяния. Говорю об этом потому, чтобы знали, что можете уже с пользою раздавать полученные сокровища. Каждый, в ком есть искры Света, примет дар ваш. Только враги Света ответят ударом, закрывая этим себе дорогу в будущее. Мудрость раздачи требует осмотрительности и способности уметь дать по сознанию. Каждому приходящему за Светом надо его дать, но не более того, чем он может вместить. Навязывание Учения недопустимо.
«Солнце прейдет и луна, но ни одна йота не прейдет из Закона, пока не исполнится все» – этим пониманием происходящего на планете и идите через жизнь. И будет путь ваш прям и неуклонен. Люди бросаются от одной крайности к другой, от неверия и отрицания к утверждению, от незнания к знанию. Но мудростью заповедан срединный путь. Мудрость не знает этих аритмичных качаний. Цель определена Законом, который зиждется на непоколебимых Основах. И что бы ни происходило на Земле, судьбы человечества определены Космическими Законами на все времена его существования.

(Гуру – Н.К.Рерих). Вот почему так много званых и так мало избранных. Видя мудрость и силу Великого Духа, каждый хочет к Нему приобщиться и отвечает на Зов. Но тернист путь и долог, и испытания тяжки. Ведь приходится идти тропою, проложенной Позвавшим, то есть в той или иной степени проходить то, через что Прошел Он. И вот тут земное и Надземное вступают в борьбу за власть над сознанием, и результат борьбы определит, станет ли позванный победителем или побежденным.
Как можно по поводу чего-то печалиться или радоваться, если не знаем, что в конечном итоге оно принесет, – печаль или радость. Нередко люди яро противодействуют тому, что несет им счастье, и наоборот, приветствуют причину будущего несчастья. Потому мудрость советует хранить равновесие при всяких условиях. Настроенность астрала изменяется постоянно. На него полагаться нельзя, ибо постоянно он увлекает сознание к полюсам противоположных переживаний и делает человека рабом своего произвола. В Мире Надземном человек освобождается от астральной оболочки и, сбросив ее, даже не ощущает, что он потерял свое «я», ибо оно продолжает им ощущаться во всей его полноте и без астрала.

Дух вырваться хочет из железного кольца плотного окружения, ибо томится и мучается в нем. «Ибо все суета и томление духа». Зрячий томится, слепой благоденствует. Вопрос: что лучше – томиться ли, прозревши, или быть довольным в слепоте? «Ибо во многой мудрости много печали». Но почему же тогда мудрый стремится умножить мудрость, зная, что тем самым «умножает и скорбь»? Но Сказано также, что «радость есть особая мудрость», то есть мудрость приносит не только скорбь, но и радость. Но радость эта не от мира сего, радость эта совершенна. Высшие Сферы Надземного Мира звучат радостью, не сравнимой ни с чем на Земле. Коснувшись ее, уже невозможно ее променять на несовершенную, непрочную и преходящую радость земную.

В углублении и расширении Предстояния постоянного можно совершенствоваться непрестанно, пока не займет оно всю авансцену сознания. Половинчатость здесь непригодна. Именно требуется полнота отдачи своего сознания Учителю Света. Тогда и жизненные удары и бури житейские уже не будут иметь обычной власти над человеком. Можно остро переживать, скажем, потерю имущества, или предательство друга, или другие какие невзгоды, но если понять, что своего, лично принадлежащего, ничего нет, что с чем пришли в этот мир, с тем и уйдем, если знать, что предательство не минует даже Великих Духов, если осознать, что невзгоды и удары судьбы – явления преходящие и временные, то и отношение ко всему этому может измениться в корне. Мудрость считает земную жизнь человека иллюзией Майи. Истинная родина духа не здесь, но там, в Царстве, которое не от мира сего.

(Матерь Агни Йоги). Никакое утверждение человеческое, ни одно положение, даже взятое из Учения Жизни, не может быть полным и исчерпывающим. Потому в Учении не дается исчерпывающих формул. Причины к тому две: первая – каждое явление касается в конце концов Беспредельности и охвачено сознанием быть не может, вторая – надо оставить место и для собственных мыслей, чтобы сознание могло расти и расширяться не чужим, но своим собственным мышлением. Полнота понимания явлений зависит от совмещения противоположностей, то есть от биполярного зрения. Не радуется мудрый и не печалится слишком, ибо знает, что не бывает несчастья без счастья и горя без радости и что Закон противоположностей уравновешивает оба полюса. И самая горячая и бурная земная любовь обычно кончается равнодушием, скукой и даже неприязнью. Потому от двойственности чувств и переживаний астральных отказывается мудрость. Истинная любовь, настоящая преданность и устремление огненное уже не подлежат замене своими противоположностями, ибо от духа они и вневременны. Так исключаются из взаимоотношений Учителя и ученика неустойчивость и проходимость астральных эмоций. Любовь к Учителю – навсегда, преданность – тоже, а также и устремление к Свету.

Ученик находится в состоянии постоянного ожидания. Настоящее для него только неизбежная ступень к будущему и само по себе лишено самодовлеющего значения. Если отнять от человечества будущее, его существование становится бессмысленным. Конечны все дела обывательские. Вкладывать в них внимание слишком не стоит. Еще менее заслуживают его настроения, вызванные переживаниями астрала. Только вневременному можно отдаваться полнее, не боясь утраты. Но всё же власть настоящего над сознанием велика. Умерить ее можно лишь устремлением в будущее. Люди и так уделяют силы свои будущему, только будущее их слишком уж коротко и конечно. Мудрость заключается в проведении более длинной линии, умеряющей торжество суеты.

Земная мудрость есть вражда против Господа. Суета и сутолока плотного мира враждебны тонким проявлениям. Нет согласованности между мирами в сознании человека. Сказки, а в них спящие царевны, живая и мертвая вода, добрые и злые волшебники, оборотни, заколдованные замки и все чудесные явления, им сопутствующие, не фантазия, но реальность Тонкого Мира. Люди чувствуют это, и дети так любят сказки. Мир Тонкий есть тот Мир, где возможно и достижимо все, ибо там царствует мысль и все творится и приводится в движение мыслью. Все тонкие образования реальны во всех сферах и явно видимы тонким зрением. Биполярное зрение достижимо. Великая Огненная Эпоха, время которой уже приблизилось небывало, даст людям ключ к биполярному зрению, и оба мира победно и гармонично сольются в сознании человека, не нарушая его равновесия. Теперь же Мир Тонкий пока доступен ясновидящим, психикам, медиумам, и сумасшедшим, и пьяницам в белой горячке или некоторым больным в бреду. Проблески его, отрывочные, редкие и случайные имеют почти все люди, но непонимание и отрицание мешают правильному их осознанию.

Творческое воображение и беспочвенные фантазии – антиподы. Первое, помимо Земли, имеет дело также и с действительностью тонкой. Только широтой мысли ограничены возможности активности человека в Мире Надземном, если она от Света. Истинная свобода выявления творческой мощи мысли только там достижима. Если бы только понять, что там все возможно. Многое возможно и здесь и даже невозможное достижимо, но сколько времени придется еще ждать, когда эта мощь будет в руках каждого человека. Для Архатов эти достижения – реальность, осуществленная Ими, когда Они еще в теле земном, но для каждого из Них они ограничены ступенью его духа. Сказки полезны и поучительны, ибо иносказательно говорят о Мире Надземном и реальных возможностях человека. Народная мудрость прозревала в чудесную действительность сказок. И тупые отрицатели вынуждены молчать, ибо сказки говорят о действительности тонкой. Правда, не все, но лишь настоящие. Можно приветствовать появление новых, настоящих сказок, ибо нужны они очень. Так же полезны и фантастические произведения, если базируются они на Основах. В форме фантастики можно дать реальное знание людям. А сердце поймет истинную ценность даваемого.

(Гуру – Н.К.Рерих). «Не собирайте себе сокровища на Земле...», ибо эти сокровища отъемлемы, но «собирайте себе сокровища на Небеси...», ибо духовные сокровища, или духовные накопления, неотъемлемы ни жизнью ни смертью. Какая великая мудрость и глубочайшее знание заключаются в этих Заветах! Именно неотъемлемость духовных накоплений составляет их ценность и значимость. Сказавший «omnia mea mecum porto» (Всё своё ношу с собой – лат.) имел их в виду и знал, что то, что он имеет внутри, в Чаше, он носит с собою всегда, везде, во всех Мирах. Накопления Чаши составляют истинную, вечную, нетленную собственность духа. И когда все устремления его направлены на собирание этих истинных сокровищ, путь его светел и прям. Представьте себе богатейшего миллиардера на одре смерти и поймите, что если духом он нищ, то нищим войдет он и в Мир Тонкий, несмотря на все свои миллиарды. Стоило ли их накоплять, чтобы в конце концов остаться ни с чем! В Учении Сказано: «Владейте всем, но ничего не считайте своим». Это и будет «владением без чувства собственности», то есть свободным от власти вещей над сознанием.

(Матерь Агни Йоги). Путь духа пролегает по Земле, и движение совершается формулой «рукой и ногой человеческой». Как же сочетать высшие устремления с необходимостью поить, кормить, обувать, одевать тело и решать массу неизбежных, чисто житейских проблем и нужд? Восточная мудрость указует срединный, или золотой, путь, когда кесарево, то есть земное, отдается кесарю, то есть Земле, а Богово – Богу, то есть Небесное, или Высшее, в человеке – духу. И гармоническое сочетание этих двух начал в человеке и будет правильным решением вопроса. Значит, надо выполнять свой долг перед телом и все обязанности, связанные с семьей, обществом и родиной, и в то же время не забывать, что дух превыше всего земного, хотя и должен идти по Земле, но во имя высочайших духовных достижений. Сказано: «Возвышаясь духом, Землю не оставьте беспризорной».

И переплавка – от дня к дню идёт,
сгинут все тени – и Свет возрастёт.
В Мудрости Голос проникнуть спеши,
грани в схожденьи – от Неба, Земли.
Владислав Стадольник 2.8.2001

«Панибратство – оружие майи, когда, используя предрасположенность открытого сердца быть внимательным к каждому явлению человеческого сознания, серые люди пытаются поставить себя на один уровень с гигантами духа. Заблудившись в лесу собственных проблем, они пытаются и других вовлечь в круговые танцы заблуждений вокруг трех сосен, не ведая того, что обогнавшие их существа обладают даром распознавания на мыслительном уровне. Это не инстинкт, заложенный в крови, но память духа, сокрытая в сознательных энергиях, ткущих чуткость ауры.

Огненные нити, как струны лиры Космического Бога, звенят от касания высочайшего напряжения творческих мыслей. Подражание Богам создает силу преображения. Нити связи являют притяжение духа к Сферам Огненным. Без замыкания сердечных токов на высшей цели и сама земная жизнь не имеет смысла.

В простоте открываются самые глубокие проявления истины. Мудрость не любит хитросплетений лукавого словоблудия. Слово драгоценно, как семя, рождающее нового творца. Но те говоруны, которые мнят себя приобщенными к числу избранных, носят на лице маску сиюминутного легкомыслия.

Умножь познание, слушая мудрецов, и не избегай возможности учиться. Можно подбирать крупицы мудрости и в случайных разговорах. Нет ни одного человека, даже самого последнего, который не имел бы этой искры драгоценной. И пусть лукавый ученик не извратит намеченных стремлений и скользкой лестью на полпути не остановит полёт мысли учителя, но станет достойным, мыслящим и мудрым оппонентом, поднявшись на ступень того же знания. Равенство не цель, но красота многообразья, в которой не просто столкновенье интересов, но дополняющая сила живых воззрений. Из одного черпаем океана святые капли, но каждый разной обладает жаждой и мерою вмещения мудрости. Кому и капли много, но другому и океана не достаточно для пущей полноты познанья. Пусть овладенье радости царит в сознанье. Пусть вечное желание зовет нас к знанью новому.

Храните чистоту чувств и мысли – и будете неуязвимы. Ваши болезни лишь производные мира причин. Они рождены мыслями вашими и желаниями. И как остановить поток, если весь мир заражен? Но свет духа есть лучшее лекарство от любой чумы, а молитва всегда значительнее лекарств помогает исцелиться телу человеческому.

У мудрости отмечены давно дней наших светозарные мгновенья, когда дух оставляет царство снов и следует в ведомом направленье. Но для того, чтоб пыль с лица омыть и посмотреть на мир достойным взглядом, нам нужно одолеть познанья горы, в которых воплощен прозренья миг. Узор судьбы начертан в небесах. Серебряною нитью он плетется. Он вышивается лучами солнца. На них слетает вечности роса, которая, как родники, смеется. В горящем сердце и в священных снах, в кипенье яростном весеннего цветенья рождаются сознанья откровенья, которые продолжатся в умах, желающих любви и очищенья. Пусть прозревает мир. Пусть ищет тайны свет, чтоб их открыть и этим насладиться. Пусть ночь и тьма в ущелиях клубится. Все истекло. Им больше места нет. Приходит к нам Царица-Зоряница.

Ценность мысли определяем по её жизненной способности. Колючая мысль цепляется к ауре, а чистая летит в пространство сердца как весть посланная.

Цветами радости устилаю путь мысли. Из молний соткан узор судьбы новой. Серебряная нить ступенью восходящей устремляет в беспредельные высоты совершенства и мудрости. Мысль, зажженная устремлением, двигает сознание вверх, раскрывая новые и новые уровни каждое мгновение и каждый день. Самый мощный двигатель развития – высокий дух устремления» Константин Устинов. Терафим Мысли. § 107, 147, 187, 192. 3 ноября 2008 - 1 февраля 2009 www.znakisveta.ru/gorst.html

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 13 декабря 2014 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3

Народные представления подтверждены научными экспериментами. Ученые доказали, что люди более старшего возраста, несмотря на общее снижение интеллектуальных способностей, обладают заметно большей мудростью по сравнению с молодыми, а потому их мнение должно учитываться в дебатах и при принятии законов. С подробностями - корреспондент Олеся Грачева.

Грачева: Когда к человеку приходит мудрость - уже в молодости или только в старости? Поиском ответа на это вопрос озадачились ученые Мичиганского и Техасского университетов. Собрали 247 добровольцев молодого (до 40 лет), среднего (до 59 лет), и старшего (после 60 лет) возраста. Психологи попытались оценить способность испытуемых разрешать конфликты. По их мнению, именно это признак мудрости. В первом эксперименте добровольцам предлагали прочитать три газетных статьи с описанием трех несуществующих общественных конфликтов, якобы происходящих в малоизвестных странах. Например, конфликт в Джибути, где одна этническая группа выступает за сохранение традиций, другая - за включение в современный цивилизованный мир. Второй эксперимент проводили с теми же испытуемыми, но через год после первого. На этот раз им давали прочитать три реальных письма с описанием конфликтов между родственниками. Во время каждого эксперимента ученые обсуждали с подопечными конфликт и по возможности находили выход из ситуации. Анализ результатов показал, что старшая группа превосходит молодую. Пожилые люди продемонстрировали рассуждения более высокого порядка, видение разных путей, меньшую категоричность и большую способность идти на компромисс. То есть, по мнению авторов, оказались более мудрыми. Мужчины и женщины по мудрости не различались. С выводами американских ученых не поспоришь, ведь мудрость приходит с годами, уверен руководитель Российского общественного движения социально-психологической помощи Марк Сандомирский.

Сандомирский: Известная фраза "Мои года, мое богатство" как раз применима к данному случаю. Дело в том, что жизненный опыт, который человек накапливает с годами, так называемый интеллектуальный капитал, он может в дальнейшем конвертировать, превращать, более правильно распоряжаться своими знаниями.

Грачева: Единственное, в чем старшие испытуемые уступают молодым и людям среднего возраста, - в величине так называемого подвижного интеллекта, то есть скорости мышления и объему рабочей памяти. Несмотря на это, пожилые люди более тонко и объективно разбираются в конфликтах. С этим тезисом согласна директор института возрастной физиологии Российской Академии образования Марьяна Безруких.

Безруких: Результаты исследования не расходятся с общепринятыми представлениями о том, что с возрастом люди становятся менее конфликтными, способны более беспристрастно судить о ситуации, могут смотреть на проблему со стороны, могут абстрагироваться от излишних эмоций. Это вполне обоснованно. Человек, который прожил уже достаточно большую жизнь, понимает, что не всегда эмоции помогают разобраться в ситуации, не всегда стоит считать, что вот эта ситуация пиковая и нет выхода из этой ситуации.

Грачева: Американские ученые предложили учитывать мнение старшего поколения при принятии законов, приглашать в качестве консультантов и в других вопросах. Однако психологи оговариваются: в уравнении "мудрость пропорциональна возрасту" есть исключения.

Бернард Шоу

Обрести мудрость – это большое, можно даже сказать, великое достижение. И далеко не каждый человек, даже в весьма солидном возрасте, может им похвастать. Мудрость – это ценность, которая приходит к человеку с годами. Быть молодым и мудрым невозможно. Но и сам по себе возраст не делает человека мудрым. К мудрости нужно стремиться, а не просто ждать ее. Мудрость – это не просто знания, опыт, рассудительность – это прежде всего спокойствие, это отсутствие лишних эмоций, которые затмевают рассудок. Мудрый человек – это спокойный человек, он смотрит на жизнь с пониманием ее смысла. Он умеет принимать жизнь такой, какая она есть, видя во всем, что в ней происходит, определенную цель. В молодости, когда у людей все чувства обострены, когда они чаще реагируют на все, что происходит в их жизни достаточно импульсивно и очень редко обдумывают происходящее – они очень далеки от мудрости, потому что им не хватает спокойствия и уравновешенности, которые приходят с годами. Чувства, эмоции, обостренные инстинкты, ну и конечно же отсутствие нужных знаний и опыта – все это мешает людям быть мудрыми. В этой статье я расскажу вам о том, как люди, которых лично я считаю очень мудрыми, с их слов, обрели эту великую ценность.

Для начала следует сказать, что для обретения мудрости необходимо почувствовать, а если возможно, то и понять ее ценность. И чем раньше человек увидит в мудрости большую ценность для себя, тем быстрее он начнет к ней стремиться. А стремиться к ней можно разными путями. И первый из них, это, конечно же, получение знаний. Знания – ключ к пониманию этого мира и самого себя. Мы пришли в этот мир учиться, но каждый из нас делает это по-своему, кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то на своих. А тот, кто вообще не учится – учит других своим негативным примером. К мудрости лучше всего стремиться через познание мудрости предков, то есть, учась на чужом опыте. Умение не наступать на те грабли, на которые наступали другие люди – колоссальное достижение. Как говорил Конфуций: «У человека есть три пути, чтобы познать мудрость: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт». Чтобы познать мудрость с помощью размышления – нужно получать знания и обдумывать их. То есть, нужно изучать этот мир. И все мы вроде бы начинаем это делать с ранних лет, когда учимся чему-то у своих родителей и других окружающих нас людей, а также получаем знания в школе и прочих учебных заведениях. Но при этом мудрыми становятся лишь немногие из нас. Это те люди, которые более остальных осознали всю важность знаний и развитого мышления, помогающего этими знаниями пользоваться, и посвятили свою жизнь активному познанию мира и самих себя. Посудите сами, что такое мудрость, как не постоянное стремление к знаниям, которых никогда не бывает много. Мудрец - это вечный ученик.

И все же, более важное значение в этом вопросе играет время, в течение которого человек познает этот мир. Это то время жизни, которое отведено каждому из нас и которое нам нужно грамотно использовать, а не просто прожигать. Сначала человек учится удовлетворять свои самые насущные потребности. Затем он формирует собственную систему ценностей, решая, что для него важно в этой жизни, а что нет и развивается согласно ей. Затем он становится более зрелым, убирая из своей жизни всякие глупости и нежизнеспособные детские мечты, если, конечно, развивается, а не застревает в подростково-юношеском возрасте. И только потом он приходит к первым крупицам мудрости. Таким образом, мудрости предшествует зрелость ума, ибо именно зрелый ум способен воспринимать жизнь максимально рационально, не поддаваясь влиянию своей животной сущности. А проявлением полной, абсолютной мудрости является спокойствие – это главный ее признак. А оно, как не крути, приходит с годами. Спокойный человек – это рассудительный, думающий, терпеливый, не суетливый, умеющий себя контролировать человек. Это также очень наблюдательный и внимательный человек – он постоянно наблюдает за собой и за другими людьми, и благодаря этому многое видит и понимает. Таким он может быть только в определенном возрасте, когда все его самые сильные чувства угаснут и жизнь он станет воспринимать преимущественно с помощью разума. Но, как я уже сказал, не стоит думать, что мудрость приходит сама – можно дожить до седых волос и так и не стать мудрым человеком. Ибо мудрость – это результат большой работы над собой. Можно, конечно, обрести какую-то мудрость и без всякой работы, ведь все мы с возрастом становимся спокойнее и набираемся какого-то опыта. Но такая мудрость, пришедшая к человеку не благодаря его работе над собой, а лишь с помощью возраста – не так богата, как та, которая стала результатом его серьезного труда. От того и не так много в нашем обществе мудрых людей. Большинство людей, старея, превращаются не в мудрецов, а в маленьких детей, которые практически ничему не могут научить молодое поколение. А именно для этого человеку и нужна мудрость.

Да, смысл мудрости именно в том, чтобы передать ее в определенном виде последующим поколениям. Поэтому, чтобы ее обрести, человеку нужна мотивация в виде цели – научить кого-то чему-то очень полезному, непосредственно связанному с жизнью людей. То есть, если вы хотите стать мудрым человеком, то вам надо решить – кому и для чего вы будете передавать свою мудрость. Это могут быть ваши дети, ученики или вообще все те люди, которым будут интересны ваши знания и опыт. А такие всегда найдутся. Часто можно слышать о том, что молодежь ничему не хочет учиться, что она повторяет ошибки своих отцов и дедов и предпочитает самостоятельно набивать шишки. Но это не совсем так. Правильнее будет сказать, что большинство людей, в том числе и очень молодых, ничему и ни у кого не хотят учиться – не хотят перенимать опыт предков. Причем некоторые из них и на своем собственном опыте не учатся. Но есть люди [они всегда были, есть и будут], которые с удовольствием перенимают опыт более мудрых людей. Для них мудрость поколений – это огромная ценность, которой они страстно желают овладеть, чтобы потом передать ее следующему поколению. Вот им-то и нужны мудрые люди, которые станут для них учителями. Я считаю, что человечество должно взрослеть и умнеть. Все последующие поколения в целом должны быть умнее предыдущих. В этом, на мой взгляд, смысл нашего человеческого существования. Так что стать мудрым, чтобы сделать последующие поколения еще мудрее – это очень достойная цель для человека. Но совершенно очевидно, что не всем людям она подходит. Поэтому и не все из нас достаточно мотивированы к обретению мудрости. Многим она просто не нужна – они не видят в ней смысла.

Если вы принадлежите к числу тех людей, которые видят для себя смысл в мудрости и хотят ее обрести, то как и Конфуций, я советую вам делать это через размышление, а точнее, через получение знаний и развитие своего мышления. Чтобы стать мудрым, нужно активно познавать мир и решать самые разные проблемы и задачи, непосредственно связанные с жизнью людей. И чем шире будет ваше мировоззрение, тем лучше. Хорошие знания только в какой-то отдельно взятой области могут сделать человека хорошим специалистом, но не мудрецом, потому что во многих других делах, относящихся к жизни, он будет слеп. А поскольку человек не может знать всего, то для обретения широты познания ему необходимо развивать свое мышление, чтобы не просто быть человеком знающим, а быть человеком – ищущим знания и постоянно познающим этот мир. Ибо мудр тот, кто знает, что он ничего не знает, как говорил Сократ. А мы очень многого не знаем. И об этом нужно знать. Понимаете, друзья, истинная истина – это то, что постоянно нужно искать. В этом один из смыслов жизни – не знать, а узнавать. Истина где-то рядом. И мудрец знает, что она всегда будет недоступна для понимания человека, она всегда скрыта от его глаз. Мы можем знать лишь часть истины – то, что нам доступно и возможно даже позволено познать. Но что-то узнав, что-то открыв для себя, получив ответ на свой вопрос, человек одновременно получит и множество новых вопросов, он столкнется с множеством новых тайн, которые необходимо открыть, изучить, познать, чтобы узнать еще больше. Поэтому мудрый человек – это человек, который всегда открыт всему новому. Это человек, который будет познавать мир до последнего вздоха. К этому тоже нужно быть готовым. Я бы даже сказал – этого нужно хотеть. Определенность мудрому человеку не нужна. Он знает, что его знания не полны, сколько бы он всего не знал.

Я не могу и не стану утверждать, что каждый человек должен стремиться к чему-то великому, должен хотеть реализовать себя в полной мере, должен жить высшими ценностями и в конечном счете стать мудрецом. Это вопрос личных предпочтений, а может быть и предназначения человека. Жизнь часто показывает нам, что каждый человек должен находиться на своем месте. Я знаю многих людей, которых ничего в жизни не интересует, кроме того, что связано с их повседневным бытом. Они едят, пьют, спят, развлекаются, получают удовольствие от простых вещей и им больше ничего не нужно, вообще ничего. Они счастливы от того ограниченного образа жизни, который имеют. Значит, возможно, так и должно быть. Их жизнь должна быть именно такой. Не нужно им ничего высшего, великого, выдающегося, потому что они этого не способны понять. А есть люди, которые не могут жить ограниченной жизнью, их просто разрывает изнутри, если они не будут познавать, изучать, открывать, совершенствовать себя и реализовывать свой личностный потенциал. Вспомните того же Ломоносова, ну не мог он жить так, как жили другие люди в его деревне – он хотел большего, он был рожден для большего. И он к этому большему пришел. Поэтому быть или не быть мудрым – это возможно даже не выбор человека, а его предназначение. Как бы то ни было, если у вас есть желание обрести мудрость к старости – реализуйте его. Ибо лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал.

Некоторые люди начинают стремиться к мудрости лишь после того, как столкнутся с негативными потрясениями в своей жизни. Сильные потрясения часто заставляют людей переосмысливать свою жизнь и находить в ней новые ценности. Но важно не то, что вызовет в человеке желание стать мудрым, гораздо важнее то, что встав на путь мудреца, человек сделает первый и самый важный шаг в направлении мудрости. Он осознает высшую ценность в этой жизни, которой захочет обладать. В мудрость надо влюбиться, чтобы начать активно стремиться к ней. Ведь этот путь бесконечен, по нему можно идти вечно. Но тому, кто выберет его для себя, жизнь пойдет навстречу и будет всячески помогать. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.