Способ отношения человека к внешнему миру состоящий. Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Что относится к проявлениям глобальных экологических проблем?

1. крайняя бедность некоторых регионов планеты

2. сокращение разнообразия биологических видов

3. угроза новой мировой войны

4. «старение» ряда наций

2

Знания, соответствующие предмету познания, называют

1. истиной

2. критерием познания

3. умозаключением

4. справедливостью

3

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Несоблюдение человеком норм морали может повлечь определённые санкции.

Б. Общество контролирует исполнение своими членами моральных норм, используя силу государственного принуждения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4

Что позволяет отнести сказания, былины, обрядовые песни к произведениям народной культуры? Укажите цифры, под которыми указаны признаки народной культуры.

1. трудность восприятия произведений для неподготовленных зрителей

2. учёт запросов массового зрителя

3. обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками

4. анонимность создателей

5. установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

6. коммерческий характер (нацеленность на получение дохода) произведений

5

Конкуренция производителей непосредственно влияет на

1. темпы инфляции

2. установление рыночных цен

3. размеры потребления

4. дивиденды акционеров

6

Что относится к рискам государства от открытия внутреннего рынка для иностранных фирм?

1. расширение выбора потребителей

2. увеличение доходов государственного бюджета

3. сокращение производства отечественных фирм

4. расширение ассортимента и качества продукции

7

На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по благоустройству дачных участков (Р - цена, Q - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).

Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1. снижением уровня доходов большинства потребителей

2. ростом цен на дачные участки

3. увеличением количества фирм, оказывающих услуги ландшафтного дизайна

4. ростом числа владельцев загородных домов, дач и садовых участков

8

Верны ли следующие суждения о потребительском кредитовании?

А. Потребительский кредит предоставляется банками физическим лицам на приобретение товаров и услуг.

Б. Видом потребительского кредита выступает автокредит.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9

Существуют различные значения понятия «экономика». Какие положения иллюстрируют экономику в значении «наука»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. определение факторов производства, необходимых для улучшения снабжения населения продовольственными товарами

2. оказание парикмахерских услуг

3. изучение спроса на моющие средства

4. производство лекарственных препаратов

5. оптовая продажа партии холодильников

6. расчёт динамики изменения курса валют

10

В стране Z возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека. Это пример

1. социальной стабильности

2. социального неравенства

3. социализации

4. социальной мобильности

11

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

12

Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк

2. взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям

3. бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку

4. отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях

5. на семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль

6. супруги решили открыть собственную парикмахерскую

13

Парламент РФ называется

1. Советом Федерации

2. Государственной думой РФ

3. Федеральным Собранием РФ

4. Конституционным Собранием РФ

14

В государстве Z глава государства получает власть по праву наследования, он утверждает главу кабинета министров. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство - абсолютная монархия?

1. Монарх выступает в качестве символа единства нации.

2. Власть монарха передаётся по мужской линии.

3. Государство имеет в своём составе административно-территориальные единицы.

4. Вся полнота власти сосредоточена в руках монарха.

15

Верны ли следующие суждения о многопартийности?

А. При многопартийной системе различные партии и движения конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей.

Б. При многопартийной системе партии выражают интересы различных социальных групп.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

16

Государство Z имеет тоталитарный политический режим. Какие признаки будут для него характерны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наличие единственной массовой партии во главе с харизматичным лидером

2. господство официальной общеобязательной идеологии

3. наличие развитого гражданского общества

4. обеспечение принципа реального разделения властей

5. система физического и психологического террора

6. политический плюрализм

17

Какой юридический факт служит основанием возникновения гражданских правоотношений?

1. нарушение правил пожарной безопасности

2. превышение разрешённой скорости движения транспортного средства на 45 км/ч

3. потребление спиртных напитков в неположенных местах

4. приобретение автомобиля

18

Верховный Суд РФ разработал поправки в Уголовный кодекс РФ. В какой орган власти должны быть направлены на обсуждение и возможное принятие данные поправки?

1. в Правительство РФ

2. в Государственную думу

3. в Совет Федерации

4. в Конституционный суд РФ

19

Верны ли следующие суждения о принципах уголовного процесса?

А. Потерпевший может отказаться свидетельствовать против близких родственников.

Б. Только сторона обвинения имеет право собирать доказательства по делу.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

20

Ивану 9 лет, Петру 14 лет. Найдите в приведённом списке общие черты, характеризующие правовой статус обоих подростков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наследовать имущество

2. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

3. жить и воспитываться в семье

4. совершать мелкие бытовые сделки

5. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав

6. работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день с лёгкими условиями труда

21

Российская Федерация определена в Конституции как социальное государство. Какие положения будут характеризовать Россию как социальное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2. реализация принципа разделения властей

3. выплата пенсий и социальных пособий

4. защита свободы совести

5. гарантирование возможности получить бесплатно медицинскую помощь и образование

6. защита прав частных собственников

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) регулирование деятельности и поведения людей; 2) интеграция общества; 3) передача социального опыта; 4) закрепление и воспроизводство общественных отношений; 5) деятельность социальных институтов.

24

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

25

Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

26

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальные предписания, закрепившиеся в общественном сознании, имеют поистине огромное значение для развития социума. (Б) Запреты или разрешения, принятые в обществе, выступают в виде социальных норм. (В) Свои нормы существуют и в студенческой жизни. (Г) Российский союз ректоров предложил принять кодекс правил для студентов высших учебных заведений. (Д) Уже прошла пресс-конференция, собравшая много участников.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

27

«Государство - центральная организация ______ (А) общества, обладающая верховной властью на определённой территории. Оно имеет исключительное право издавать общеобязательные ______ (Б) и использовать в необходимых случаях насилие. Этот институт имеет наделённый властными полномочиями _______ (В) с особым слоем государственных служащих. Государство имеет также аппарат принуждения, включающий в себя _____ (Г), полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, ______ (Д) и порядка, регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования, развитие средств связи и другие. Внешняя функция - отстаивание государственных интересов в ______ (Е)».

Список терминов:

1) государственный аппарат

2) политическая система

3) безопасность

4) парламент

5) международные отношения

6) муниципальные органы

8) правовое государство

9) правовая норма

А Б В Г Д

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

«Для того, чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что средний гражданин не соответствует идеальной модели. Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Можно сказать, что ещё меньшее количество граждан участвует в политической жизни, - то есть ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации. И, несмотря на то, что среднему гражданину доступны целые потоки информации, он мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах...

Предполагалось следующее решение проблемы повышения уровня гражданской компетентности в демократических странах: гражданам обеспечивается минимальный необходимый уровень знаний, гарантирующий своего рода минимальную политическую грамотность. Уровень их понимания проблем постоянно повышается за счёт широкой доступности надёжной и дешёвой информации через масс- медиа. Конкурируя за голоса избирателей, кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы о политике, программах и предложениях партий и выдвигаемых ими кандидатов, а также о том, заслуживают ли доверия лидеры этих партий, насколько они честны и компетентны. Обладая информацией такого рода, граждане могут требовать от политиков или партий отчёта в их деятельности накануне следующих выборов...

Но если в прошлом такие традиционные способы разрешения проблем, связанных с гражданской компетентностью, действовали успешно, события последних лет поставили их жизнеспособность под вопрос. Этому есть три причины:

1) изменения масштабов общественной жизни;

2) возрастающая сложность общественной жизни;

3) изменения в технологии коммуникаций».

(Роберт Л. Даль )

28 . На основании текста укажите, какие два фактора традиционно содействовали повышению минимального необходимого уровня знаний, гарантирующих политическую грамотность граждан.

  1. «широкая доступность надёжной и дешёвой информации через масс- медиа»;
  2. конкуренция за голоса избирателей, в ходе которой «кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы».
  1. Ответ на вопрос, допустим: «Средний гражданин не соответствует идеальной модели»;
  2. Три основания авторского мнения:
  • незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой;
  • мало граждан участвует в политической жизни (ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации);
  • граждане мало разбираются в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах.

30 . Назовите любые две социальные роли гражданина в политической сфере, упомянутые в тексте. Назовите ещё одну роль, не упомянутую в тексте. Объясните, как политические знания способствуют более эффективному выполнению любой названной вами роли.

1. две социальных роли гражданина в политической сфере (по тексту), например:

  • политик,
  • избиратель,
  • лидер партии;

2. ещё одна роль, допустим

  • профессиональный политик (депутат, парламентарий, президент),
  • участник общественно - политического движения,
  • член политической партии;

3. объяснение, например:

  • знания о направлениях политики государства в предшествующий период позволяет политикам обосновать необходимость реформ,
  • знание избирательного закона помогает избирателям обнаружить нарушения, допущенные в ходе выборов,
  • знание депутатами процедуры внесения поправок ускоряет их обсуждение и принятие,
  • знание прав человека и законных способов их защиты позволяет участникам общественно-политического движения цивилизованно выражать своё мнение и др.

31 . Какие три причины, названные автором, мешают разрешать проблемы гражданской компетентности традиционным способом? Раскройте названные автором причины.

1. три причины (по тексту):

  • изменения масштабов общественной жизни,
  • возрастающая сложность общественной жизни,
  • изменения в технологии коммуникаций;
  • нужно учитывать процесс глобализации, понимать, какие глобальные проблемы проявляются в общественной жизни,
  • нужно учитывать множество взаимосвязанных процессов и явлений в разных сферах общественной жизни;

32 . Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правонарушениях, и одно предложение, отражающее связь правонарушения и юридической ответственности.

  1. Смысл понятия, например: «Правонарушение - общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права»;
  2. Могут быть приведены следующие предложения:
  • «Правонарушения делятся на проступки (административные, гражданские, дисциплинарные) и преступления»;
  • «Правонарушение влечёт за собой юридическую ответственность».

33 . Назовите любые три вида (пути) познания мира и проиллюстрируйте примером каждый из них.

  1. научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);
  2. художественное познание, или искусство (информация об исторических фактах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);
  3. житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребёнка за падающими предметами, льющейся водой и т. п.).

34 . Известный экономист высказал мнение, что неизбежным следствием развития конкуренции является возникновение монополий. Используя обществоведческие знания, выскажите два аргумента (обоснования) в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

  1. в процессе конкуренции происходит поглощение (вытеснение) слабых компаний, в результате может остаться всего несколько сильных игроков;

2. аргументы (обоснования) в опровержение, например:

  • развитие конкуренции способствует созданию новых фирм;

35 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие об отклоняющемся поведении .

2. Причины отклоняющегося поведения:

а) влияние семьи и семейного воспитания;

б) наличие особенных способностей и талантов;

в) кризисные явления в обществе;

г) проблемы социализации молодежи.

3. Виды отклоняющегося поведения :

а) позитивное;

б) девиантное;

в) делинквентное.

4. Формы девиантного поведения :

а) алкоголизм;

б) табакокурение;

в) наркомания;

г) проституция и пр.

5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия «Человек вынужден непрерывно изменять и совершенствовать свои представления о мире». (И. Земан)
36.2 Экономика «Стратегическое решение проблемы безработицы - увеличить побуждения людей к экономии, инвестициям, работе и найму других». (М. Фридмен)

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человекаАктивность животного Приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. Целеполагание в деятельностиЦелесообразность в поведении Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения). Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы. Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств Продуктивный, творческий, созидательный характер. Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что создано природой. Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края


Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество) Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, внутреннее состояние человека) МотивЦель Методы и средства Процесс Результат (продукт) Потребности Социальные установки убеждения интересы влечения и эмоции идеалы Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.


Деятельность состоит из цепи действий. Виды действий ВидЕго сущность Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. Ценностно- рациональное действие Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Его смысл состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям ор долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д. Аффективное действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и проч. Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда условленной установки.


Виды деятельности игра общение учение труд Особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Если в этот обмен включатся материальные предметы – это коммуникация. Линии сравненияОбщениеИнформационная коммуникация 1. ОбщееОбмен информацией 2. Различия Получатель информации – человек.Получатель информации – человек, животное, машина, Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта. Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи. Усиление общности участниковУчастники остаются обособленными. Это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может быть организованным и неорганизованным. Это деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.


Субъект тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) Цель способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио- видеотехники, интернета и проч.) Содержание Средства это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому. это, ради чего у человека возникает необходимость в общении.


Тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) это, ради чего у человека возникает необходимость в общении. это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому. это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, интернета и проч.) Получатель информации Структура общения Субъект Цель Содержание Средства


Функции общения Наименование функцииСодержание функции Социализации Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности Познавательная Понимание людьми друг друга Психологическая Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе «Я - свой» или «Я – чужой» Организационная Организация совместной деятельности людей СоциализацииПознавательнаяПсихологическая Отождествления (противопоставления) Организационная Понимание людьми друг друга Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека Организация совместной деятельности людей Выражение причастности человека к группе «Я - свой» или «Я – чужой»


Отражение действительности в художественной и научной формах, в мифах, религиозных учениях Преобразование природы Преобразование общества Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения Планирование или предвидение возможных изменений действительности


Основа классификацииВиды деятельности Субъект деятельности 1.Индивидуальная 2.Коллективная Характер деятельности 1.Репродуктивная (деятельность по образцу) 2.Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) Соответствие правовым нормам 1.Законная 2.Незаконная Соответствие моральным нормам 1.Моральная 2.Аморальная Соотношение с общественным прогрессом 1.Прогрессивная 2.Реакционная Зависимость от сфер общественной жизни 1.Экономическая 2.Социальная 3.Политическая 4.Духовная Особенности проявления человеческой активности 1.Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) 2.Внутренняя (умственные действия)



Человек и общество

1.6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность - активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: Потребность -> Мотив -> Цель -> Средства -> Действие -> Результат

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме. Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д. Средства должны соответствовать целям..

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Тема «Деятельность»

1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен… характер»? а) инстинктивный; б) орудийный; в) совместный; г) преобразовательный.

2. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны.

3. К духовной деятельности относится: а) строительство кинотеатра; б) изготовление орудий труда; в) съёмки фильма; г) работа типографии.

4. Труд как целесообразная деятельность человека начался: а) с занятий охотой;

б) изготовления орудий труда; в) земледелия; г) овладения огнём.

1. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя? а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

3. Ученик для учителя является: а) субъектом деятельности; б) объектом деятельности; в) конкурентом; г) коллегой.

Мудрость [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. V ступень, второй этап, части 1 и 2] Верищагин Дмитрий Сергеевич

Обмен эмоций в мире

Обмен эмоций в мире

Давайте разберемся как следует с тем, как происходит этот эмоциональный обмен между человеком и обществом, да и вообще для чего он нам нужен.

С тем, как он проходит, все просто: если уж эмоции в принципе воздействуют на человека и если они непроизвольно, как энергетически, так и косвенно, передаются соседу, то не может быть, чтобы в социуме не установился какой-то механизм обмена. Социум живет в едином эмоциональном поле – вот почему еще так трудно бывает избавиться от его власти! Социально приемлемые ценности окрашены эмоционально – иначе они не были бы ценностями. Социально приемлемый образ жизни может вам опротиветь – но он будет продолжать лезть вам в душу и навязывать себя вам вместе с эмоциями окружающих. Чтобы вырваться из принятого в социуме образа жизни, надо, чтобы приемлемый для вас иной способ жизни начал тоже поддерживаться эмоционально не только вами, изнутри, – но и получил бы множество элементов поддержки извне!

Теперь разберемся с тем, зачем человеку нужен этот эмоциональный обмен. Очень просто: человек его использует как вспомогательное средство для регуляции собственного эмоционального баланса.

Мы знаем, что человеческое существо стремится избежать отрицательных эмоций и испытать положительные. Кроме того, мы знаем, что положительное эмоциональное состояние недолговечно, так как оно стимулирует центральный восходящий поток и быстро компенсируется энкефалинами, а отрицательное длится несколько дольше (потому что стимулирует центральный нисходящий поток и задерживает собственную компенсацию). Но мы знаем, что в покое эмоциональный баланс медленно сдвигается в отрицательную сторону (поэтому покой постепенно перерастает в скуку – в состояние «плохо»).

Чего может подсознательно хотеть человек? Во-первых, продлить позитивное состояние. Во-вторых, быстрее избавиться от негативного.

Разумеется, он подсознательно начинает действовать.

Что делает человек с позитивными эмоциями? Он выплескивает их наружу – на окружающих людей и на окружающие предметы. Зачем?

Для того, чтобы продлить их воздействие на самого себя. Ведь они скоро кончатся, благодаря компенсации энкефалин-эндорфиновой системы.

А так… Так человек сохраняет их для себя. Ведь выплескиваются эти эмоции прежде всего на тех, кто человеку близок (мы дарим им улыбки, комплименты), или на близкие ему предметы (мы украшаем свою квартиру) – и, соответственно, увеличивают потенциальную позитивную эмоциональную значимость этих объектов! И уже эти объекты начинают излучать эмоциональную значимость на человека – они платят ему тем же! Он словно вложил свои ценности в акции, которые приносят немалые дивиденды, и теперь стрижет купоны с вложенного богатства! Вот так продлевается позитивное состояние – оно вкладывается в нечто внешнее, что хранит и отдает это позитивное состояние хозяину! Вы пришли с работы расстроенный, оказались в доме, с любовью вами обустроенном и обихаживаемом, – глядишь и полегчало. Вот так мы делаем запасы эмоциональных значимостей и употребляем их по мере надобности.

Причем с каждым следующим разом, при повторных контактах с предметом, человек ощущает чуть больше положительных эмоций, чем раньше. То есть эти предметы увеличивают разницу эмоциональных потенциалов того эмоционального поля, в котором существует человек, – за счет того, что возрастает сила и мощь позитивного полюса.

Итак, позитивные эмоции человек обычно выплескивает наружу. А что делает человек с негативными эмоциями?

Тут может быть несколько вариантов. Первый вариант знаком некоторым людям, которые, пребывая в негативном состоянии, замыкаются в себе и начинают страдать, иногда еще даже специально «накручивая» и распаляя себя по принципу «ну и пусть мне будет еще хуже». Что это, просто мазохизм? Нет, в таком поведении, как ни странно, есть определенный смысл: «накручивание» себя приводит к резкому подъему уровня энкефалинов, что, в свою очередь, активизирует эндорфиновую систему, которая тут же нацеливается на нормализацию состояния. И все же это весьма нерациональный путь – ведь он не ведет к решению проблемы.

Второй вариант: когда человек пытается как-то отвлечься или сделать себе подарок, порадовать себя. Это, как правило, либо не помогает совсем, либо помогает на очень короткое время. Естественно, это тоже нерациональный вариант, потому что опять-таки не приводит к решению проблемы.

Третий вариант используют люди, умеющие и любящие выливать негатив на других, как правило, на кого попало, кто под руку попадется, особенно на тех, кто не нравится, – но бывает что и на близких и любимых людей. В этом случае у тех людей, на кого направляется весь этот поток негатива, естественно, снижается эмоциональный фон, что приводит к ослаблению центрального восходящего потока, и, как следствие, они становятся уязвимыми, менее защищенными. А тот, кто, собственно, и выплеснул на них весь этот негатив, – наоборот, чувствует, что ему полегчало, и начинает ощущать себя более приподнято. Но это тоже не метод, так как опять же дает лишь краткосрочное облегчение. На длительном отрезке времени он не оправдывается, так как: а) невозможно до бесконечности понижать эмоциональный уровень соседей, и б) негативная эмоциональная индукция от соседей в конечном итоге просачивается в сознание того, кто устроил им этот негатив, и ему становится хуже прежнего. Вот как подтверждается пословица: «Зло невыгодно»!

Четвертый вариант: когда человек растравляет себя столь сильно и резко, что меняется качество его негативных эмоций: к примеру, обида превращается в гнев. Одновременно усиливается восходящий поток. Это уже хорошо, потому что гнев – конструктивная эмоция, приводящая к выплеску негатива не на кого попало, а именно на источник проблемы и, возможно, высвобожденная таким образом энергия помогает и решить проблему, как-то преобразовать ее. Иногда такие вещи даже полезно делать вполне сознательно – ведь зачастую бывает, что сидит в душе какая-то заноза, почти неосознаваемая, но жить мешает. Но если растравить эту рану сознательно и вытащить эту занозу (это может оказаться и давно забытая обида, и затаенная злость на обидчика), то скрытые зажатые чувства начинают проявляться открыто и бурно, обида переходит в гнев (до сих пор вы страдали: «Ах, бедный я, за что меня так?», а теперь пришли иные чувства: «Да как он смел, подонок, так со мной обойтись – со мной, который достоин самого уважительного отношения!»), то есть в более конструктивное русло, и повышается активность, направленная на решение проблемы.

То есть негативные эмоции тоже могут участвовать в социальном обмене, правда, несколько парадоксальным образом.

Но нам, как вы прекрасно понимаете, намного важнее другое: то, что эмоции могут быть перенесены не только на людей, но и на предметы, на феномены, на понятия, на идеи – на все, что участвует в социоэмоциональном обмене.

Итак, мы можем сделать важный вывод: если в самом человеке эмоции быстро приходят в равновесие, то внедрение их в социальный обмен существенно повышает длительность их действия и в конечном счете служит как бы резервом для человека. Это, разумеется, можно использовать в наших целях.

Из книги Совершенствование мужской сексуальной энергии автора Чиа Мантэк

Из книги Гарвардские лекции автора Гьяцо Тензин

УРАВНИВАНИЕ И ОБМЕН СЕБЯ НА ДРУГИХ Метод преобразования ума путем уравнивания себя с другими и обмена себя на других подробно изложен в труде Шантидевы «Вступление на путь деяний бодхисаттвы». Выполняя эту практику, мы сначала приравниваем себя к другим, исходя из того,

Из книги Лоджонг автора Тинлей Геше Джампа

2.4.2.4. Обмен себя на других Это четвертое положение. Обмен себя на других заключается в следующем: как ранее вы считали себя важным и игнорировали других, так, осуществив эту практику, вы будете игнорировать себя и считать других важными. Это радикальное изменение образа

Из книги Очищение организма на физическом и энергетическом уровнях автора Виилма Лууле

Из книги Автоматический уничтожитель иллюзий, или 150 идей для умных и критичных автора Минаева Екатерина Валерьевна

Из книги Путь высшего наслаждения автора Панкова Ольга Юрьевна

75. Обмен энергией Со всеми, включая друзей и ближних, имеет смысл наладить обмен услугами. Ты оказал кому-то услугу. Ответная услуга должна быть адекватна.Услугой может быть что угодно. Подарил что-то, выслушал, замолвил где-то словечко за друга, выполнил работу по дому -

Из книги 100 способов избежать неприятностей автора Черниговцев Глеб Иванович

автора Цымбурская Елена В.

Привычка #1: Активизируйте обмен веществ Пища, которую вы употребляете, обеспечивает ваш организм калориями, которые используются вашим организмом в качестве топлива для внутренних процессов. Каждый раз, когда вы что-то едите или пьете, ваш обмен веществ начинает

Из книги Десять заповедей творческой личности автора Вайнцвайг Поль

Из книги Эгрегоры человеческого мира [Логика и навыки взаимодействия] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Из книги автора

Глава девятая Обмен жизненной энергией Мудрец, который дружит с тупицами, становится глупцом; собака, живущая у добрых, умных людей становится разумным существом. Арабская пословица Если кто-то обманул тебя дважды, значит, ты заодно с обманщиком. Томас

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.


Основа классификации Виды деятельности
Субъект деятельности - индивидуальная - коллективная
Характер самой деятельности - репродуктивная (деятельность по образцу) - творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
Наличие или отсутствия новизны - шаблонная, однообразная - инновационная, изобретательская
Соответствие общекультурным ценностям, социальным нормам - моральные или аморальные - законная или незаконная
Соотношение с общественным прогрессом - прогрессивная или реакционная - созидательная или разрушительная
В соответствии с формами объединения людей - коллективная - массовая - индивидуальная
Зависимость от сфер общественной жизни - экономическая -социальная -политическая - духовная
Особенности проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - внутренняя (умственные действия)

Общение.

1) Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

Функции общения:

1) контактная

2)информационная (функция общения, связанная с обменом информацией, идеями. обогащением друг друга новыми знаниями)

3) побудительная, стимуляция активности

4) координационная (взаимное согласование действий)

5) понимающая

6) эмоциональная (обмен эмоциями)

7) влияние (изменение состояния или поведения партнера)

Общение и коммуникация.

Коммуникация Общение
ограничено передачей информации предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
Однонаправленный поток сведений при отсутствии обратной связи Диалог и обмен мнениями переговоры
однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)
выступление политика по радио
выступление политического деятеля по телевидению Общение может происходить в форме дружеской переписки
отправление телеграфного сообщения дрессировки животного
выступление политического лидера на митинге обменом информацией между партнерами
восприятия произведения искусства наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками
школьного анкетирования равноправием участником в обмене информацией
социологического опроса
психологическое тестирование
дипломатическая переписка

Общение в:

Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером Ритуальное действие человека с самим собой («внутренним голосом») Общение с художником – создателем произведения
Общение вымышленных партнеров действующими лицами литературного произведения, диалог персонажей радиопьесы, Е. Базаров и П. П. Кирсанов
общения реального субъекта с иллюзорным партнером Иллюзорному партнеру присваиваются не свойственные ему качества разговор ребенка с игрушкой, разговор с собакой
диалог программиста с компьютером
дрессировки животного
Общение между реальными субъектами В процессе труд соц. Практики, духовное общение, игра, представительное общение (Дипломатическое) выступление лектора перед слушателями, разговор соседей
беседа соседей на скамейке у подъезда
между журналистом и политиком в телепередаче новостей
Л. H. Толстой и Пьер
Ф.М. Достоевский и Раскольников
Д.И. Писарев и Е. Базаров
интервью журналиста с политиком в Интернете
переписки друзей по Интернету
спортивный поединок

Общение подразделяется на:

Творчество

1) Творчество- деятельность человека по созданию чего-либо качественно нового.

2)Основные этапы творческой деятельности:

1.возникновение творческой идеи;

2.концентрация знаний, относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

3.сознательная и бессознательная работа над материалом, озарение;

4.проверка, доработка в процессе реализации замысла.

3) Виды творчества

Научное изобретательство литературное

Смысл жизни.

1) Смысл жизни – вопрос о предназначении человека, о том, стоит ли жизнь, чтобы ее прожить. Вопрос рождается из сомнений в существовании этого смысла. Действительность зачастую непоследовательна и абсурдна.

2) Экзистенциализм (Бердяев, Сартер): в центре внимания проблемы сущности и существования человека. Человек внутренне свободен и он сам обретает свою сущность. Вера в прогресс потерпела крах, царят отчуждение, произвол, насилие, безответственность.

Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развивающейся мировоззренческой системе, именно оно истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходимо предписанная ими деятельность. Смысл жизни содержит: объективное содержание (существование человека определяют социальные условия, смысл жизни должен объединять усилия личности и общества для решения назревших задач; субъективное содержание (смысл жизни познают люди в определенных субъективных формах)

Столетиями лучшие умы человечества пытаются решить проблему ухода из этого мира, где кипит жизнь. Так хочется быть вечным зрителем этой великолепной и грандиозной картины вселенной.

В мировых религиях проблема смерти решается так:

Современная наука о смерти (танатология). Смерть имеет два измерения:

Наука занята поисками бессмертия:

1. гены, потомство

2. медицина будущего

3. результаты творчества

4. прорыв в иные измерения, миры, трансформация сознания

Интерес к проблеме жизни и смерти обострили глобальные проблемы и успехи биоинженерии (эвтаназия, аборты, суицид, хосписы)