Сезонные наблюдения в подготовительной группе. Картотека наблюдений в старшей и подготовительной группе

Мухаметова Лилия Саитгалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/сад "Танюша"
Населённый пункт: г.п.Фёдоровский, Сургутский район ХМАО -ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование по ФЭМП в средней группе(Е.В.Колесникова)
Дата публикации: 10.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по ФЭМП
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема и цели занятия

СЕНТЯБРЬ
1 неделя Игротренинг 2 неделя Игротренинг
Занятие № 1
стр. 18
Цели:
Закреплять: умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними; сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький); считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приёмами счёта;знания о геометрической фигуре круг. Учить: отгадывать загадки; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать: представление, что круги могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки.
1
.Игра «Загадки и отгадки» 2. Игра «Соедини правильно» 3 Физкультминутка «Медвежата». 4.«Проведи дорожку» 5.Игра «Найди и закрась» 6. самооценка выполненной работы.
Занятие № 2
стр. 21
Цели:
Учить: считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приёмами счёта; обозначать словами положение предмета по отношению к себе; ориентироваться на листе бумаги; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Закреплять: знание о времени года (осень). 1.Игра «Сосчитай и нарисуй» 2.Игра «Подскажи словечко» 3.Физкультминутка «Два хлопка». 4.Игра «Слушай, смотри, делай» 5.Игра «Не ошибись». 6.Игра «Будь внимательным»
ОКТЯБРЬ

Занятие № 3
стр. 23
Цели:
Учить: устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку. Закреплять: умение считать предметы (в пределах 5); знания о геометрической фигуре квадрат. Продолжать учить: сравнивать предметы по величине. Формировать: представление, что квадраты могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки. Развивать зрительное внимание. 1.Игра «Соедини правильно» 2. «Гаражи и машины» 3. Физкультминутка «Найди для машины гараж». 4.Игра «Найди и раскрась» 5.Игра «Узнай, кто спрятался» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 4
стр. 25
Цели:
Продолжать учить: считать предметы (в пределах 5); добавлять к меньшей группе недостающий предмет; устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине). Закреплять: представление о частях суток. Упражнять в сравнении двух групп предметов. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Сосчитай и дорисуй» 2..Игра «Закончи предложение». 3.Игра «Найди ошибку художника» 4.Физкультминутка «Вороны». 5.Игра «Считай и рисуй» 6.Игра «Закрась правильно»

Занятие № 5
стр. 28
Цель:
Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 1 среди множества других цифр; писать цифру 1, используя образец; понимать последовательность расположения геометрических фигур. Знакомить с цифрой 1 как знаком числа 1. Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. 1.Игра «Загадки и отгадки» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Солдатик». 4.Игра «Соедини правильно» 5.Игра «Продолжи ряд» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 6
стр. 29
Цель:
Закреплять: знание о цифре 1; о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; умение сравнивать знакомые предметы по величине, объединять предметы по этому признаку. Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что треугольники могут быть разного размера. 1.«Загадки и отгадки» 2.Игра «Закрась правильно» 3.Физкультминутка «Солдатик». 4.Игра «Большой, поменьше, маленький» 5..Игра «Найди и закрась» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
НОЯБРЬ

Занятие № 7
стр. 31
Цель:
Знакомить с цифрой 2. Учить: писать цифру 2; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко»; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Загадки и отгадки» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Клен». 4.Игровое упражнение «Ответь правильно». 5..Игра «Дорисуй листочки на дереве» 6..Игра «Закрась правильно»
Занятие № 8
стр. 33
Цель:
Закреплять: знания о цифре 2; о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности. Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что овалы могут быть разного размера; умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Загадки и отгадки» 2.Игра «Считай и закрашивай» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Кто быстрее». 5.Игра «Закрась правильно» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие № 9
стр. 35
Цель:
Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 3 по точкам; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; находить цифру 3 среди множества других цифр. Знакомить: с цифрой 3 как знаком числа 3. Продолжить учить: соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов. З с количеством предметов. Закреплять знания детей о времени года (осень). Формировать навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Отгадай и закрась» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Раз, два, три». 4. Игра «Число и цифра». 5.Игра «Соедини правильно» 6.Игра «Найди и раскрась» 7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 10
стр. 37
Цель:
Закреплять: знание о числе и цифре 3; умение соотносить цифру с количественным предметов; писать цифры 1, 2, 3; сравнивать знакомые предметы по высоте, объединять предметы по этому признаку; развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков. 1.Игра «Считай и закрашивай» 2.Игра «Обведи нужную цифру» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Высокий, низкий» 5.Игра «Найди отличия»
Занятие № 11
стр. 38
Цель:
Учить: отгадывать математические загадки; соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. Закреплять: умение сравнивать знакомые предметы по ширине; знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других. Формировать: представление, что прямоугольники могут быть разного размера. 1.Игра «Загадки и отгадки». 2.Игра «Соедини правильно» 3.Игра «Хватит ли куклам конфет» 4. Физкультминутка «Буратино». 5.Игра «Закрась правильно» 6.Игра «Найди и закрась»
ДЕКАБРЬ

Занятие № 12
стр. 41
Цель:
Учить: устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно в круге или квадрате; равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; отсчитывать предметы по образцу; определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание. 1.Игра «Сколько елочек?» 2.Игра «Считай, сравнивай, рисуй» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Закрась и нарисуй» 5.Игра «Узнай, кто ушел» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы
.

Занятие № 14 стр. 44

Цель:
Закреплять: знания о числе и цифре 4; геометрических фигурах. Продолжать учить: соотносить цифры 1 2 3 4 с количеством предметов; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо). 1.Игра «Посчитай и закрась» 2.Игра «Предмет и форма» 3.Физкультминутка «Считалка с башмачком». 4.Игра «Число и цифра». 5.Игра «Соедини правильно» 6.Игра «Влево, вправо»
Занятие № 13 стр. 43

Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой

информации; находить цифру 4 среди множества других цифр; обводить цифру 4 по

точкам; соотносить предметы между собой по величине. Знакомить с цифрой 4 как знаком

числа 4. Способствовать развитию зрительного внимания.

1.Игра «Отгадай и запиши»

2.Игра «Найди, цифру»

3.Физкультминутка «Считалка с башмачком».

4.Игра «Дорисуй правильно»

5.Игра «Кто внимательный»

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие № 15
стр. 46
Цель:
Учить: считать по образцу и названному числу; понимать отношения между числами 3 и 4; отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; соотносить цифру с количеством предметов; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать пространственные представления. Закреплять представления о геометрических фигурах. 1.Игра «Отгадай» 2.Игра «Считай и рисуй» 3.Игра «Сосчитай и закрась цифру» 4.Физкультминутка «Один, два». 5. Игра «Далеко и близко» 6.Игра «Дорисуй недостающие фигуры»
ЯНВАРЬ
2, 3 неделя – игротренинг
Занятие № 16
стр. 48
Цель:
Учить: соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление о пространственных отношениях. Закреплять: знания о геометрических фигурах; временах года (зима, весна, лето, осень). 1.Игра «Отгадай, сосчитай, нарисуй» 2.Игра «Кто где?» 3.Физкультминутка «Зайка». 4..Игра «Закрась правильно» 5..Игра «Когда это бывает»

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 17
стр. 50
Цель:
Учить: отгадывать математические загадки; писать цифру 5 по точкам; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Знакомить с цифрой 5. Закреплять знания о времени года (зима). 1.Игра «Отгадай загадку» 2.Игра «Найди цифру» 3.Физкультминутка «Ловкий Джек». 4.Игра «Закрась правильно» 5.Игра «Соедини правильно» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 18
стр. 52
Цель:
Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии; видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно». 1.Игра «Число и цифра». 2.Игра «Число и цифра» 3.Игра «На что похож предмет» 4.Физкультминутка «Ловкий Джек». 5.Игра «Сосчитай и дорисуй» 6.Игра «Угадай, кто быстрее»
Занятие № 19
стр. 53
Цель:
Учить: порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту»; ориентироваться на листе бумаги; видеть геометрические фигуры в предметах. 1.Ира «Кто пришел к Айболиту» 2.Игра «Что где находится» 3.Физкультминутка «Слушай и делай». 4.Игра «Из каких фигур зайка» 5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
Занятие № 20
стр. 55
Цель:
Продолжать учить: порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; отгадывать математические загадки; понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; соотносить количество предметов с цифрой; видеть геометрические фигуры в контурах предметов; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи. 1.Игра «Отгадай загадку». 2.Игра «Закрась правильно» 3.Игра «Число и цифра» 4.Физкультминутка «Зарядка». 5.Игра «Сосчитай и напиши» 6. Игра «Подбери снеговикам ведра»
МАРТ

Занятие № 21
стр. 58
Цель:
Учить: сравнивать количество предметов; предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; понимать независимость числа от величины предметов; решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток). Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы. 1.Игра «Число и цифра» 2.Игра «Что перепутал художник» 3.Физкультминутка «Зайка». 4.Игра «Соедини правильно» 5.. Игра «Закончи предложение». 6. Игра «Когда это бывает»

Занятие № 22
стр. 60
Цель:
Учить: считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; соотносить цифру с количеством предметов; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно пользоваться этими словами; упражнять в сравнении двух групп предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат. Овал, прямоугольник. Знакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр. 1.Игра «Сосчитай и нарисуй» 2.Игра «Число и цифра» 3.Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». 4.Игра «Что сначала, что потом» 5.Игра «Найди и закрась
»

Занятие № 23
стр. 62
Цель:
Продолжать учить: порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы; соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах. 1.Игра «Слушай, считай» 2.Игра «Загадки и отгадки». 3. Игра «Подбери заплатку» 4.Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь» 5.Игра «Соедини правильно»
Занятие № 24
стр. 64
Цель:
Учить: соотносить цифру с количеством предметов; обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 1.Игра «Кто положит еду в сундучок» 2.Игра «Нарисуй столько же» 3.Физкультминутка «Теремок». 4. Игра «Кто внимательный» 5.Игра «Найди пару»
Занятие № 25
стр. 66
Цель:
Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильного ответа на вопросы. Учить: соотносить количество предметов с цифрой; различать понятия «влево», «вправо»; устанавливать последовательность событий. 1.Игра «Отгадай загадку» 2.Игра «Кто что считал?» 3.Физкультминутка «Мы топаем ногами». 4.Игра «Что сначала, что потом» 5.Игра «Раскрась правильно»
АПРЕЛЬ

Занятие № 26
стр. 68
Цель:
Учить: соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей. 1.Игра «Сосчитай и сравни» 2.Игра «Отгадай загадку» 3.Физкультминутка «Мы топаем ногами». 4.Игра «Соедини правильно» 5.Игра «Дорисуй недостающую фигуру»

Занятие № 27
стр. 69
Цель:
Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различения количественного и порядкового счёта; умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; различать и называть времена года. Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий. 1.Игра «Кого забыл нарисовать художник» 2.Игра «Нарисуй правильно» 3. Физкультминутка «По ровненькой дорожке». 4. Игра «Когда это бывает» 5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 28
стр. 71
Цель:
Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов. Учить: сравнивать числа 4 и 5; решать логическую задачу на сравнение; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. 1.Игра «Предмет и цифра» 2.Игра «Соедини правильно» 3.Физкультминутка «По ровненькой дорожке». 4.Игра «Посмотри и сравни» 5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Занятие № 29
стр. 73
Цель:
Закреплять: знания о цифрах от 1 до 5; умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить: порядковому счёту до 5; правильно отвечать на вопросы. 1.Игра «Закрась правильно» 2.Игра «Загадки и отгадки» 3.Физкультминутка «Серые зайчата». 4.Игра, «Из каких фигур кошка» 5.Игра, «Помоги Буратино нарисовать картину»
МАЙ

Занятие № 30
стр. 75
Цель:
Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. 1.Игра «Кто, что будет собирать» 2.Игра «Нарисуй правильно» 3.Физкультминутка «Серые зайчата». 4.Игра «На какую фигуру похожи предметы» 5. Игра «Сколько цыплят у курицы»
Занятие № 31
стр. 76
Цель:
Продолжать учить: соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; отгадывать математические загадки. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. 1. Игра «Загадка и отгадка» 2.Игра «Где чья игрушка» 3.Физкультминутка 4.Игра «Слева, справа» 5.Игра «Посмотри и сравни» 6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Занятие № 32
стр. 78
Цель:
Продолжать учить: соотносить количество предметов с цифрой; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы по ширине; решать логические задачи. Закреплять: умение понимать отношения между числами; на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно». 1.Игра «Загадка и отгадка» 2.Игра «Предмет, число, цифра» 3.Физкультминутка. 4.Игра «Широкая, узкая» 5.Игра «Сколько зайцев в корзине»
Диагностика

1Волшебная птица.

Развивать умение создавать сказочные образы, развивать чувство композиции.

4 Девочка танцует

Учить детей рисовать фигуру человека в движении, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине. Учить рисовать крупно. Во весь лист; намечать простым карандашом, закрашивать красками. Получение розового цвета на палитре. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других, отмечать интересное решение. Закрепить жанр живописи - портрет. Воспитывать аккуратность при закрашивании.

5Сказка о царе Салтане

Воспитывать любовь к творчеству Пушкина, Формировать умение рисовать иллюстрации к сказке.

6Пейзаж: «Зима. Иней. Пасмурно»

7Рисование героев сказки "Царевна-лягушка"

Развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз), оформления изображений в цвете красками, способы получения новых цветов и оттенков. Учить передавать в рисунке сказочных героев в движении.

8 Пейзаж: «Зима»

Учить рисовать зимний пейзаж, красками и мелом (белым). Развивать у детей эстетическое восприятие. Воспитывать эмоциональный отклик на художественный образ в картине, создавать радостное настроение от изображенного.

Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские подносы, гжельская посуда и др.). Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям распологать цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства.

10 Рисование с натуры керамической фигурки животного (лань, конь, олешек и др.)

Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывая штрихи, не выходя за линии контура.

Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения.

12 По книге: "Дед Мороз".

Учить детей передавать в рисунке образы знакомых стихов, выбирать изобразительное содержание и отражать в рисунке наиболее характерное. Учить рисовать в холодных тонах; намечать Деда Мороза синим карандашом, рисовать акварелью, гуашью, тонировать мелом. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать любовь к сказочным образам.

13 Рисование "Сказочный дворец"

Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Развивать умение оценивать рисунки в соответствии с задачей изображения. Совершенствовать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков.

14Новогодняя Елка

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения.

Наблюдения на прогулке на каждый день для подготовительной группы

Сентябрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Осмотр цветника на участке. Отметить, какие растения хорошо цветут в цветнике, какие уже отцветают, есть ли семена? Учить определять степень зрелости семян. Рассказать о том, что семена собирают только зрелыми.

2-я неделя: Обойти вокруг сада, отметить, какие произошли изменения. Обратить внимание на чистоту территории. Спросить, кто заботится об этом.

3-я неделя: Наблюдение за одуванчиком. Рассмотреть его цветы и семена. Рассказать о том, почему семена одуванчика имеют такую форму. Закрепить знания о размножении растений.

4-я неделя: Спросить детей, полезен ли дождь растениям? Подвести детей

к установлению связи между ростом растений и необходимым количеством влаги.

1-я неделя: Наблюдение неба. Рассказать, что небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух можно услышать, если его выпустить из воздушного шара и увидеть, если опустить комочек земли в воду – пойдут пузырьки.

2-я неделя: Познакомить детей с термометром, прибором, с помощью которого измеряют температуру воздуха. Рассказать, как это делается. Расширить представление детей об окружающем мире.

3-я неделя: Измерить высоту стояния солнца при помощи условной мерки. Вспомнить, где находилось солнце во время прошлого наблюдения. Формировать элементарную поисковую деятельность.

4-я неделя: Продолжить наблюдение за сокращением продолжительности дня и высотой стояния солнца. Использовать постоянный ориентир за точку отсчета.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за шмелями. Рассказать, что осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной создадут новые гнезда. Гнезда шмелей находятся в земле.

2-я неделя: Наблюдение за птицами. Они покинули свои гнезда в поисках корма, летают, объединившись в стаи, откармливаются. Воспитывать заботу о птицах. Учить не жалеть для них корма, не прогонять из сада.

3-я неделя: Наблюдение за бабочками. Они ловят последнее солнечное тепло, скоро отложат личинки, которые весной превратятся в гусениц. Отметить красоту и разнообразие этих насекомых.

4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Они сбиваются в стаи, готовясь к отлету. Беседа о том, почему птицы улетают на зимовку, а возвращаясь выводят птенцов.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение труда взрослых в саду. Спросить, у кого есть дачи, какие работы на них сейчас производятся? Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь им.

2-я неделя: Договориться о содержании работы на следующие дни (выкопать георгины, собрать семена, пересадить для уголка природы астры, бархатцы).

3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. По утрам надевают кофты или ветровки. С чем это связано? Установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей (похолодало – люди надели теплые вещи).

4-я неделя: Беседа о профессиях. Людей каких профессий можно встретить в детском саду. В чем заключаются их обязанности. Знают ли дети о. и. заведующего, методиста, других воспитателей?

1-я неделя: Экскурсия к школе. Рассмотреть нарядных детей. Рассказать о том, что у них сегодня праздник. Напомнить, что через год, ребята тоже станут школьниками.

2-я неделя: Сказать детям, что они будут вести календарь погоды. Сказать, на что обратить внимание: солнце, осадки, ветер и т. д. отметить погоду за день. Развивать наблюдательность.

3-я неделя: Осмотреть огород на участке. Учить определять, какие овощи уже поспели по определенным признакам (жухнет ботва, овощи меняют цвет) подвести детей к выводу, что большинство растений закончили свой рост. Вспомнить, какие они были летом.

4-я неделя: Полюбоваться красотой осенней листвы на деревьях. Отметить, что начинают желтеть березы, липы, краснеть осины. Деревья начинают менять свою окраску с вершин, это потому, что они меньше всего защищены от холода и ветра.

Октябрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение листопада. Чуть подул ветер и листья кружатся вокруг веток, а потом медленно падают на землю. Предложить подумать и объяснить причину падения листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

2-я неделя: Наблюдение за созревшими семенами, ягодами калины, сирени, березы, ясеня. Объяснить, что эти семена необходимы для зимней подкормки птиц. Учить детей различать и называть семена. Воспитывать любовь к природе.

3-я неделя: Наблюдение за растениями на участке. Почти не видно цветов, трава пожухла, т. к. стало холодно. Учить детей самим искать и находить причины наблюдаемых явлений.

4-я неделя: Собрать зрелые семена плодов (настурции, бархатцы, георгины, петуньи). Спросить, могут ли дети по внешнему виду семян определить, какому растению они принадлежат.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Договориться, что самые яркие приметы осени будут занесены в календарь. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени.

2-я неделя: Наблюдение тумана. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. продолжить формировать представления о ярких явлениях природы.

3-я неделя: Наблюдение за дождем. Дожди идут часто. Учить определять характер дождя: затяжной, мелкий, моросящий, холодный, скучный. На земле грязь, лужи. Наступают заморозки и лужи покрываются льдом. Формировать понимание связи между нарастанием холода и сменой времени года.

4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ниже над горизонтом, поэтому стало раньше смеркаться. Сравнить продолжительность дня летом и осенью.

Наблюдение за животными :

1-я неделя: Наблюдение за муравьями. Их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него. Им там будет тепло.

2-я неделя: Спросить, куда делись насекомые. Показать. Что они спрятались под листву, в землю. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного тепла и света.

3-я неделя: Наблюдение лошади. Рассмотреть ее внешний вид: сильная, красивая, привязывается к человеку. Осенью домашних животных переводят в теплое помещение, почему? Воспитывать любовь к животным.

4-я неделя: Наблюдение за птицами. Можно ли еще увидеть перелетных птиц или они все отправились в теплые края? Закрепить знания о перелетных птицах и о причинах, по которым они улетают.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой садовника. Они на зиму сгребают к деревьям сухие листья, укрывают кусты. Спросить о том, зачем это делается. Что может произойти с садом, если деревья замерзнут.

2-я неделя: Наблюдение за электромонтажной машиной. Беседа о том, в каких видах работ она используется.

3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Почему она красного цвета? Вспомнить правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Рассказать о пожарной сигнализации в детском саду.

4-я неделя: Наблюдение за работой плотника. Прийти к нему в фургончик

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение за дождем. Подобрать эпитеты к осеннему дождю. Беседа о том, какое настроение у ребят, когда идет дождь, почему?

2-я неделя: Экскурсия к школе. Пройтись по территории школы, показать стадион. Спросить о том, где дети занимаются физкультурой.

3-я неделя: Наблюдение за осенней листвой. Рассмотреть буйство красок. Обратить внимание, что на разных деревьях листва имеет разную окраску.

4-я неделя: Экскурсия к автобусной остановке. Закрепить правила поведения в общественных местах. Повторить, с какой стороны нужно обходить автобус, почему? Наблюдение за пешеходами.

Ноябрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Рассмотреть березу, осину. Учить делать выводы о раннецветущих деревьях. Осина, ольха, береза уже приготовили свои почки к весне. А сейчас они находятся в зимнем покое. Систематизировать знания детей о растительном мире.

2-я неделя: Наблюдение хвойных деревьев. Сравнить ель и сосну. У сосны хвоя сизо-зеленая, каждая иголочка заостренная, сидит пучками по 2-3 иголки, окружена чешуйками. У ели хвоя темно-зеленая, иголки короткие.

3-я неделя: Наблюдение за растениями на клумбе. Они все пожухли, листья осыпались, семена тоже. Рассказать о том, что весной семена, упавшие в почву прорастут и появятся новые цветы.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Они все сбросили листву. Рассказать о том, что к зиме деревья «засыпают»: прекращается сокоотделение, следовательно, листья засыхают и опадают.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за небом. В ноябре оно почти всегда затянуто тучами, хмурое, часто идет дождь, холодно. Все это приметы осени. Подводить детей к обобщению накопленных представлений.

2-я неделя: Наблюдение за солнцем. Обратить внимание какая длинная тень в полдень в солнечную погоду. Путь солнца все короче. Дни уменьшаются, рано темнеет. Продолжить формировать начальные представления о движении солнца.

3-я неделя: Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Привлечь внимание детей к понижению температуры. Формировать элементарную поисковую деятельность. Учить делать выводы, развивать умственную активность.

4-я неделя: Наблюдение тумана. Предложить детям войти в полосу тумана. Дать почувствовать сырость. Спросить, почему так много сейчас воды? Земля перенасыщена влагой, погода все время меняется: то снег, то дождь, то выглядывает солнце. Развивать наблюдательность.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за поползнями. Они уже прилетели из леса в город. Рассмотреть их серую окраску и черную головку. Предложить подумать, почему они так называются. Воспитывать любовь к птицам.

2-я неделя: Наблюдение за синицами. Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».

3-я неделя: Наблюдение за собаками. Почему собак называют «друзьями человека»? спросить, у кого есть собаки, какие у них клички? Побуждать детей к высказыванию о повадках своих питомцев.

4-я неделя: Наблюдение за кошками. Вспомнить животных семейства кошачьих. Чем питаются кошки, какие у них повадки? Попросить ребят вспомнить и рассказать стихи о кошках.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за общественным транспортом. Вспомнить правила поведения в автобусе, правила дорожного движения. Закрепить знания об общественном транспорте.

2-я неделя: Наблюдение за работой воспитателя и няни. Какие еще профессии необходимы в детском саду. В чем заключаются особенности каждой из них?

3-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они проверяют готовность труб к отопительному сезону. Предложить детям подумать, откуда в трубах берется горячая вода и для чего она нужна?

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Ближе к зиме и взрослые и дети надели теплые вещи. Спросить, с чем это связано. Закрепить названия зимней одежды.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение почвы. Спросить детей, что с ней стало? Она замерзла. Лужи и грязь на дорогах тоже твердые. Становится холоднее. Воспитывать любовь к природе в любое время года.

2-я неделя: Прогулка на водоем. Там еще можно увидеть много уток. Они улетают последними, а весной вернуться одними из первых. Вспомнить рассказ Мамина -Сибиряка «Серая шейка». Воспитывать деятельную любовь к природе.

3-я неделя: Отметить, что лужи покрыты льдом, он тонкий и кажется черным. Сделать выводы, что ноябрь последний осенний месяц, скоро наступит зима. Познакомить с пословицей: «В ноябре зима с осенью борется». Учить понимать смысл пословиц.

4-я неделя: Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все вокруг по сравнению с летом? Игра на развитие внимания «Найди отличия».

Декабрь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Вспомнить, что с ними стало: они погрузились в покой, а не умерли. Рассказать, что у деревьев есть защита от промерзания. Все лето они откладывают под кожицей ствола особую ткань – пробковую.

2-я неделя: Наблюдение за деревьями. Пробковый слой не пропускает из дерева ни воздух, ни воду. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.

3-я неделя: Наблюдение за травой. Разгрести снег и посмотреть, что стало с травой. Она пожухла, стала сухой, но корни ее живы, и весной она снова будет радовать нас своей зеленью.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями и кустарниками. Закрепить основные признаки сходства и различия между кустарником и деревьями. Предложить детям привести по несколько примеров деревьев и кустарников.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Сказать детям, что в декабре солнце редкий гость, порода пасмурная, ведь декабрь самый темный месяц в году. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.

2-я неделя: Наблюдение снегопада. Отметить, что появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком падает пух. Формировать эстетическое отношение к природе.

3-я неделя: Наблюдение метели (стоя в укрытии). Послушать завывание ветра, посмотреть, как ветер несет снег, наметая большие сугробы, но в декабре высота их еще небольшая. После метели предложить измерить высоту сугробов. Развивать любознательность, интерес к природе.

4-я неделя: Познакомить детей с защитными свойствами сенега. Отметить, что садовники подгребают его к корням деревьев, на клумбы с многолетними цветами. Снег сохраняет тепло.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц: крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно.

2-я неделя: Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность.

3-я неделя: Рассказать, что водные растения полегли и река опустела. Некоторые водоросли начинают гнить, воздуха становится все меньше. Рыбам не хватает воздуха. Свежий воздух поступает через прорубь.

4-я неделя: Формировать обобщенное представление о сезонных изменениях в природе на основе выделения характерных и существенных признаков.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Они чистят дорогу от снега, скалывают лед. Спросить детей, зачем это делается. Какую работу дворники выполняют в другое время года.

2-я неделя: Наблюдение за вертолетами. Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, поэтому часто можно увидеть вертолеты. Спросить, чем вертолеты отличаются от самолетов.

3-я неделя: Наблюдение льда. Определить его свойства (гладкий, прозрачный, холодный). Беседа о правилах поведения на льду. Чем опасен тонкий лед? Загадать загадки, относящиеся в зиме.

4-я неделя: Наблюдение транспорта. Спросить, какой сельскохозяйственный транспорт знают дети? Рассказать, что зимой на ферме готовят технику к посевным работам.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.

2-я неделя: Наблюдение следов на свежевыпавшем снегу. Угадать, чьи это следы. Можно ли узнать в какую сторону шел человек? Кого называют следопытом? Рассмотреть следы птиц возле кормушки.

3-я неделя: Прогулка в сквер после непогоды. Полюбоваться красотой парка в снежном уборе. Отметить, как изменились очертания деревьев и кустарников. Прочитать стихотворение Есенина «Береза». Воспитывать любовь к природе.

4-я неделя: Во время прогулки к водоему обратить внимание, что вода уже полностью скована слоем льда. Дети катаются по льду. Рассказать, что подо льдом мало воздуха и рыба плавает на поверхности.

Январь, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава. Показать детям маленькие растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от переохлаждения.

2-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.

3-я неделя: Наблюдение деревьев под тяжестью снега. Ветки наклонены вниз, некоторые сломаны. Предложить подумать, чем мы можем помочь деревьям.

4-я неделя: В цветнике предложить найти сухие цветы. Растений совсем не видно, клумба занесена снегом. Закрепить знания о том, что снег предохраняет растения от замерзания.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Предложить наблюдение за путем солнца, за тенью от столбов в полдень. Отметить, что дни стали длиннее, а погода холоднее. Начались сильные морозы. Сказать народные пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит»

2-я неделя: Наблюдение за снегом. Спросить детей, что можно сказать о снеге, какой он (пушистый, пухлый, мохнатый? Он часто меняет свой цвет: то голубой, то сиреневатый, то желтоватый, в зависимости от освещения.

3-я неделя: В морозный день снег не лепится. На глазах детей полить его водой и можно лепить. Опытным путем показать детям постепенное превращение снега и льда в воду, а затем в пар с последующей его конденсацией.

4-я неделя: Обратить внимание на чистый морозный воздух. Дать детям походить по снегу, послушать, как он скрепит под ногами. Уточнить, что это бывает только в очень сильный мороз.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Предложить детям сделать праздник для птиц. На дереве развесить «подарки» птицам. Предложить подумать, какой подарок они сделают каждой птичке. Понаблюдать за птицами во время кормления. Прочитать стихотворение Есенина «Поет зима, аукает…».

2-я неделя: Спросить, где зимуют насекомые. Кусочек коры, пня принести в группу, положить под лист бумаги. Понаблюдать, как в тепле выползают насекомые. Учить делать умозаключения, выводы: насекомые живут в коре деревьев, зимой они в спячке.

3-я неделя: Во время прогулки на водоем обратить внимание на то, что на реке во льду много отверстий. Вспомнить, что это проруби. Рассказать, что в сильные морозы рыба опускается глубже, многие рыбы засыпают, тело их покрыто слизью как шубой.

4-я неделя: Беседа о том, каких животных можно встретить в черте города. Рассказать о том, что некоторые животные (волки, тигры, лисы, олени) могут выходить в деревни в поисках пищи. Спросить, чем опасна встреча с диким голодным животным?

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Предложить вспомнить в какие игры играют дети и взрослые играют зимой. Какие зимние виды спорта знают ребята? Дать детям подумать, почему эти игры связаны с зимой, и можно ли в них играть в другое время года.

2-я неделя: Наблюдение за снегоуборочной машиной. Рассмотреть ее строение. Специальными лопастями она отгребает снег в сторону от дороги. На грузовиках снег должен вывозиться за пределы города. Почему?

3-я неделя: Наблюдение за работой снегоуборщиков. Они счищают снег с крыш. К чему может привести чрезмерное накопление снега на крыше? Какие меры безопасности необходимо соблюдать при этой работе?

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот или иной предмет одежды.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение зимнего пейзажа. Он очень красив. Обратить внимание на большие сугробы, блестящие на солнце днем, при свете факелов вечером. Прочитать стихотворение Пушкина «Мороз и солнце…»

2-я неделя: Наблюдение снега. Продолжать накапливать представления детей о свойствах снега при повышении или понижении температуры воздуха. Пластичность, вязкость снега зависят от его влажности.

3-я неделя: Рассмотреть с детьми узоры на окнах. Они причудливы, ярко расцвечены январским солнцем. Мороз все крепче, очень холодно. Январь - корень зимы.

4-я неделя: В солнечный морозный день рассмотреть на небе кружевное сплетение веток, освещенных косыми лучами солнца. От деревьев на снегу протянулись длинные синеватые тени. А, если во время оттепели ударит мороз, то ветки покроются ледяной корочкой.

Февраль, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание на то, как опустились ветки деревьев под тяжестью снега. Полюбоваться, как причудливы утонувшие в сугробах кустарники. Воспитывать любовь к природе.

2-я неделя: Напомнить, что зимой люди могут помочь деревьям, н-р, стряхнув снег с веток. Объяснить, что в теплую погоду снег становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к коре и от тяжести ветки ломаются.

3-я неделя: Рассмотреть почки на деревьях, сравнить их по форме, расположению. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листьев. Рассмотреть боковые верхушечные почки клена. Учить находить сходства и различия.

4-я неделя: Рассмотреть деревья, закрепить их строение. Какую часть деревьев и других растений мы не видим, но она существует, без нее растение не может развиваться (корень? Как мы пожжем позаботиться о деревьях?

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за ветром. Учить детей определять силу ветра по флюгеру, по другим признакам (по веткам деревьев). Дать послушать, как свистит и завывает ветер. Воспитывать интерес к неживой природе.

2-я неделя: Наблюдение вьюги, метели. Когда вихри снега переносятся с места на место, летят по земле – это поземка. Сказать, что в старину февраль назывался «лютнем» - от слова лютый, холодный. Спросить, почему? Учить делать выводы и умозаключения.

3-я неделя: Наблюдение за небом. Оно становится ярко-синим, очень красивым, если посмотреть на него сквозь ветки. После наблюдения показать детям картину И. Грабаря «Февральская лазурь». Воспитывать любовь к родной природе.

4-я неделя: Наблюдение солнца. Отметить, что солнечные лучи уже несут тепло, начинает чувствоваться весна. В конце февраля происходит перелом от зимы к весне. Оттепель сменяется пасмурной погодой с ветрами. Развивать наблюдательность.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за птицами. Их стало больше. В лесу деревья обледенели, закрыты все трещинки и дырочки. Птицы не могут достать из-под обледеневшей коры насекомых.

2-я неделя: Наблюдение за голубями и воробьями. На кормушке голуби ведут себя более агрессивно, отгоняют воробьев от корма. От холода птицы распушили перья, сидят на ветках, нахохлившись.

3-я неделя: Беседа о домашних животных. Каких домашних животных можно увидеть в городе, каких - в деревне? Почему некоторых домашних животных нельзя содержать в городских условиях?

4-я неделя: Наблюдение за бродячими собаками. Беседа о том, что они очень опасны, особенно зимой, когда практически негде взять пропитание, холодно. Они могут напасть на человека. Предложить подумать, откуда берутся бродячие собаки.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Сходить на кухню, рассмотреть плиты, бочки для приготовления пищи. Почему в детском саду нужны большие плиты, большие кастрюли. Рассказать о том, что повара приходят в 5 часов утра, чтобы приготовить завтрак.

2-я неделя: Наблюдение за мусоровозом. Он приезжает в детский сад несколько раз в неделю и вывозит мусор. Возле контейнеров всегда чисто. Беседа о том, как соблюдать чистоту на территории детского сада и в чем ее важность.

3-я неделя: Наблюдение за солдатам. Они служат в армии, идут четким строем. Рассмотреть их форменную одежду. Беседа о том, что мальчики, когда вырастут, тоже пойдут служить в армию. Повторить рода войск.

4-я неделя: Наблюдение за транспортом. Вспомнить, что наш город расположен на берегу моря. Предложить подумать, каким транспортом можно добраться в наш город.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Экскурсия на каток. Взять с собой коньки, покататься. Беседа о правилах безопасности на льду. Можно ли кататься в запрещенных местах, почему? Повторить названия о зимних видах спорта.

2-я неделя: Наблюдение за сосульками. Они свисают с крыш домов и представляют собой немалую угрозу, почему? Что необходимо сделать, чтобы сосульки не угрожали жизни человека?

3-я неделя: Наблюдение за снегом. Беседа об осадках. Какие виды осадков знают дети (снег, дождь, град? В какое время года идет снег, дождь? Учить видеть зависимость осадков от времени года и от температуры воздуха.

4-я неделя: Наблюдение за инеем. Рассмотреть белоснежные пушистые ветки деревьев, представить, что попали в сказочный лес. Назвать сказки, действия в которых происходят зимой.

Март, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Выяснить, что для развития почек нужно тепло. Подвести детей к обобщению накопленных представлений о растениях, к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла.

2-я неделя: Раскопать снег, прошлогоднюю листву и найти зеленую травку. Под снегом и листьями ей тепло и уютно. Они защищают растения от вымерзания.

3-я неделя: наблюдение за первой травой. Спросить, где ее можно увидеть. Она растет возле труд отопления. Закрепить понятия о зависимости растений от тепла и света.

4-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Они набухают, скоро распустятся рассмотреть в сравнении почки березы, тополя, сирени и др. деревьев. Уточнить их строение, развивать наблюдательность.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно очень яркое, но мы еще слабо ощущаем тепло его лучей, хотя день понемногу увеличивается. Развивать наблюдательность.

2-я неделя: Наблюдение сосулек. Спросить детей, почему появились сосульки? Ежедневно подставлять ведерко, измеряя количество воды, капающей с крыши. С каждым днем ее становится все больше. Март в народе называют капельником.

3-я неделя: Наблюдение снега. Отметить, как он изменился: стал рыхлым, темным, ноздреватым, грязным. На его поверхности образовалась ледяная корка – наст, а под ней – рыхлый снег. Почему снег стал таким? Расширить представление о неживой природе.

4-я неделя: Наблюдение захода солнца во время вечерней прогулки. Отметить, что закат очень красив. Спросить детей, где заходит солнце. Воспитывать эстетическое реальное восприятие природы, способность видеть красивое в природных явлениях.

Наблюдение за животными:

1-я неделя : Наблюдение за лошадьми. Их часто можно видеть в городе, они катают детей. Вспомнить о поездке на конезавод и об условиях жизни лошадей. Спросить, чем их кормят в холодное время года.

2-я неделя: Предложить детям раскопать землю и найти в ней насекомых. Они еще замерзшие, но с наступлением тепла, оттают и проснуться. Спросить, каких насекомых знают ребята.

3-я неделя: Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц.

4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Кое-где земля уже оттаяла и можно увидеть личинки насекомых, которые были отложены осенью, весной из них появляются молодые насекомые.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за снегоуборочной машиной. Спросить, сколько понадобится времени, чтобы убрать весь снег вручную. Хорошо, что люди придумали такую машину.

2-я неделя: Рассказать о том, что в селах все готовятся к весеннему севу (очищают зерно и проверяют его на всхожесть, настраивают сеялки, заканчивают ремонт тракторов). Продолжить знакомить детей с трудом взрослых по преобразованию природы.

3-я неделя: Наблюдение за трудом садовника. В саду началась весенняя работа: обрезают ветки, убирают прошлогоднюю листву. Продолжить знакомить с трудом людей в саду, воспитывать нетерпимость к порче растений.

4-я неделя: Сказать народные приметы весны: рано тает – долго не растает; ранняя весна ничего не стоит; поздняя весна не обманет; снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету. Учить понимать смысл народных примет и пословиц.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение проталин. Спросить, что такое проталина, где она появляется? Подвести детей к формированию элементарных понятий, показать зависимость всего живого от солнечного света и тепла.

2-я неделя: Рассказать, что в марте у зайчихи появляются зайчата, их называют «настовички», от слова «наст». Спросить, что дети знают о жизни маленьких зайчат.

3-я неделя: Наблюдение погоды. Солнце сильно Грее, началось бурное таяние снега. Формировать обобщенное представление о ходе весны и изменениях в неживой природе под влиянием солнечного тепла.

4-я неделя : Наблюдение примет весны: начинаются частые оттепели, появляются проталины, сосульки, тает снег, раскрываются реки, начинается ледоход.

Апрель, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя : Наблюдение за набухшими почками. Хорошо набухли почки вербы, их можно поставить в воду. Сравнить почки вербы и клена. Предложить подумать, у каких деревьев листья появятся первыми, почему?

2-я неделя: Наблюдение одуванчика. Спросить, где их можно увидеть (где тепло, пригревает солнышко, почему? Рассмотреть цветок, его расцветку, форму. Подобрать слова определения к слову «одуванчик».

3-я неделя: Наблюдение мать-и-мачехи. Это дикорастущее растение. Спросить, знают ли дети о его полезных свойствах, рассказать. Дать потрогать листья растения и предложить подумать, почему оно так называется.

4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Появились ли на деревьях листья. У какого дерева листья появились первыми? Нежные маленькие листочки напоминают дымку или легкое прозрачное платье. Подобрать слова определения к слову «листья».

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Продолжить наблюдение за солнцем. Оно поднимается все выше. Формировать начальные понятия о движении солнца. Систематизировать представления о весенних изменениях в природе, зависящие от нарастания тепла.

2-я неделя: Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение.

3-я неделя: Наблюдение ручейков. Спросить, откуда они появились, послушать журчание воды, полюбоваться ее блеском на солнце, пустить кораблики. Развивать способность воспринимать красивое в природе.

4-я неделя: Предложить рассмотреть камни. У большинства у них острые края. Спросить, как образуются камни (путем разрушения горных пород). Показать морскую гальку, спросить, почему у нее гладкие края (ее оттачивают морские волны?

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за птицами. Напомнить, что 22 марта были Сороки – прилет птиц. Спросить, видели ли ребята кого-нибудь из перелетных птиц? Рассказать, что первыми прилетают грачи, которые на полях собирают личинки насекомых и червяков.

2-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Птицы начали свой прилет, значит появились насекомые. Спросить, где они провели зиму. Назвать известных насекомых.

3-я неделя: Наблюдение за бездомными животными. Рассмотреть их внешний вид (голодные, ободранные). Спросить, откуда берутся бездомные животные, кто в этом виноват? Что можно делать, чтобы таких животных не было?

4-я неделя: Наблюдение за пчелами и шмелями. Спросить, зачем они нужны в природе? Они опыляют растения, без опыления нет плодов. Чем опасны укусы этих насекомых, как от них уберечься?

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Почему надели более легкую одежду? Развивать умение анализировать и делать выводы. Назвать предметы зимней и демисезонной одежды.

2-я неделя: Наблюдение за работой коммунальных служб. Они спиливают сухие или обломанные ветки, для этого используют электромонтажную машину. Рассказать о том, что прежде чем спилить дерево, необходимо разрешение зеленхоза.

3-я неделя: Рассказать, что на полях готовят землю к посеву, сеют ячмень, овес просо, подкармливают озимые хлеба. Спросить, какие культуры сажают в апреле.

4-я неделя: На клумбе убрать прошлогоднюю листву, вскопать землю. Обратить внимание, что земля черная, влажная, это из-за растаявшего снега.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Познакомить с народными приметами. Где в апреле река, там в июле лужица. Апрель – месяц обманчивый. Как дети понимают эти пословицы и приметы?

2-я неделя: Наблюдение за погодой. Вспомнить, какая погода была первые недели весны, какая сейчас.

3-я неделя: Повторить весенние месяцы и приметы весны. Какие из этих примет уже можно наблюдать, а какие еще не видны?

4-я неделя: Просмотреть календарь природы, отметить количество солнечных дней, осадков. Обратить внимание, что по сравнению с зимой количество солнечных дней увеличилось.

Май, подготовительная группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за цветами на клумбе. Полюбоваться цветением тюльпанов, нарциссов, примул и тд. Рассмотреть разнообразие расцветок. Сказать, что селекционеры специально выводят новые сорта цветов.

2-я неделя: Полюбоваться цветущей черемухой, ее белыми пушистыми цветами. Вдохнуть аромат. Сказать примету: зацвела черемуха – пришли холода. Прочитать стихотворение Есенина «Черемуха».

3-я неделя: Наблюдение за цветением березы. Листочки у нее еще совсем маленькие и цветущие сережки очень ее украшают. Одни сережки зеленые, другие более крупные, буроватые. Под деревом от них видна пыльца.

4-я неделя: Наблюдение за цветущими плодовыми деревьями. Попытаться определить названия деревьев. Предложить подумать, зачем белят стволы деревьев.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение солнца. Спросить, когда оно греет сильнее: утром, днем или вечером? Это можно проверить путем дотрагивания до металлических предметов. Какие предметы нагреваются быстрее: темные или светлые?

2-я неделя: Понаблюдать, как меняется природа перед грозой. Небо темнеет, низко висят тучи. Гремит гром. Прочитать стихотворение Тютчева «Весенняя гроза».

3-я неделя: Обратить внимание детей на то, как стало светло. Зимой, когда ребята приходили в детский сад и уходили домой, было темно. Отметить взаимосвязь между продолжительностью светового дня и временем года.

4-я неделя: Наблюдение ветра отметить, что ветерок дует теплый, легкий. Предложить сделать самолетики и пустить их по ветру. Определить с помощью самолетиков направление ветра.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Рассказать, что в мае вода в водоемах уже достаточно нагрелась и просыпаются самые сонные рыбы: сомы, караси. Спросить, где эти рыбы водятся. Каких еще речных рыб знают ребята?

2-я неделя: Сказать, что с появлением первой сочной травы, животных стали выводить на пастбища. Коровы, лошади могут вдоволь насладиться вкусной едой. Каких еще животных выводят на пастбища?

3-я неделя: Рассмотреть стрижей. Они летают стайками высоко в небе, ловят насекомых. Спросить, на какую птицу похожи стрижи. Перелетные ли это птицы.

4-я неделя: Обратить внимание на большое количество пчел в саду. Спросить, что их сюда привлекает? Объяснить, что количество плодов зависит от количества насекомых.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: На клумбе высадить рассаду цветов и овощей, которую дети сами вырастили. Предложить наблюдать за посадками и ухаживать за ними в течение всего роста и плодоношения.

2-я неделя: Спросить, кто работает на полях? Назвать сельскохозяйственные профессии. Воспитывать уважение к людям труда.

3-я неделя: Полюбоваться цветущим садом. Спросить детей, правильно ли М. Пришвин называл апрель – весной воды, а май – весной цветов. Сказать пословицу: май леса наряжает – лето в гости ожидает.

4-я неделя : Наблюдение за одеждой людей часто ходят в платьях с короткими рукавами, футболках. Почему? Попросить назвать предметы одежды, которую надевают летом.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Хоть на дворе уже май, но в это время еще бывают заморозки. Сказать народные приметы и поговорки: «Ай-ай, месяц май: и тепел и холоден!», «май, май, а шубу не снимай!», «Май холодный – год хлебородный!».

2-я неделя: Рассказать, что черемуха полезна. Если поставить ветки черемухи в комнате, то улетят вредные насекомые. Кора черемухи ядовита. Из плодов и листьев делают лекарство.

3-я неделя: Наблюдение температуры воздуха. Продолжать учить определять температуру воздуха по термометру. Отметить, что в конце мая температура воздуха значительно выше, чем в начале.

4-я неделя: Наблюдение за выпускниками. Они идут нарядные, с букетами цветов. Сказать, что осенью дети тоже пойдут в школу. Что интересного их там ожидает?

Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни -- стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

«Детский сад № 103 «Лесная сказка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Составил:

  • Солуданова Ольга Васильевна;
  • Соколова Елена Григорьевна

г. Прокопьевск

Наблюдение в природе (осень)

Растительный мир:

Наблюдать картину осенних листьев на деревьях, отметить деревья, начинающие желтеть первыми. Уточнить, что деревья начинают желтеть с макушки, так как она больше подвержена холодному ветру. Наблюдать листопад в тихую и ветреную погоду. Отметить изменение внешнего вида деревьев, сравнить в начале осени и конце осени. Отметить состояние цветника: большинство растений закончили рост, и начинают увядать; вспомнить какие они были летом. Собрать и рассмотреть созревшие семена, посадить их в уголке природы в группе. Упражнять в различении и назывании семян и плодов.

Животный мир:

Наблюдать за шмелями. Отметить, что жизнь насекомых замирает. Они перезимуют в земле, а весной совьют новое гнездо. Подвести к пониманию зависимости живой природы от солнечного света и тепла. Наблюдать за сбором птиц в стаи и отлетом их на юг. Уточнить знания о домашних животных, их роли в жизни человека. Рассматривание картин и иллюстраций. Расширить знания о дятле, лесном докторе. Познакомить с жизнью водоема в осенний период.

Неживая природа:

Напомнить о ведении календаря и необходимости обращать внимание на состояние погоды: отмечать наличие солнца, осадков, ветра. Отметить сокращение длительности светового дня и высоту стояния солнца при помощи условной мерки. Познакомить с термометром. Наблюдать туман, объяснить, что это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. Наблюдать за небом – это воздух, который окружает Землю, им дышат люди, животные и растения. Воздух можно услышать и увидеть. Обратить внимание на крыши домов, траву, дорожки после первых заморозков. Отметить, что часто идут дожди. Учить определять их характер: затяжной, мелкий, моросящий, скучный, холодный. Отметить заморозки на лужах, на земле.

Труд людей в природе:

Рассказать о сборе урожая в садах и на огородах, заготовках на зиму. Познакомить с осенними полевыми работами, объяснить необходимость вспашки поля (сохранение влаги, уничтожение сорняков) . Рассказать о посеве озимых культур, об их зимовке под снегом. Продолжать знакомить с осенними работами: уборка листвы, закладка овощей на длительное хранение, утепление помещений для скота.

Наблюдение в природе (зима)

Растительный мир:

Рассмотреть деревья после снегопада, отметить изменения в очертаниях деревьев и кустарников; под тяжестью снега опустились ветки деревьев, полюбоваться красотой заснеженного парка, леса. Отметить и закрепить знания детей о том, что снег защищает деревья от мороза. Наблюдать за почками на деревьях, показать, что они плотно закрыты и залиты клейким веществом и сравнить их на разных деревьях. Уточнить, что зимой ветки деревьев особенно хрупки. Закрепить знания о комнатных растениях (названия, внешний вид, родина, правила ухода) .

Животный мир:

Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку, во время кормления. Рассказать о необходимости подкормки птиц зимой. Закрепить названия зимующих птиц. Рассказать о жизни рыб зимой, что они в сильные морозы опускаются на глубину, многие рыбы засыпают. Уточнить, как зимуют насекомые. Рассмотреть узоры на окнах, развивать творческое воображение. Закрепить знания детей о диких животных юга и севера.

Неживая природа:

Отметить путь солнца, его высоту в полдень, тенью от столба. Уточнить, что декабрь - самый темный месяц в году. Отметить, что дни стали холоднее. Учить определять погоду и сравнить ее с погодой предыдущего дня. Наблюдать снегопад, поземку, метель, послушать ее завывание. Измерить глубину сугробов. Рассматривать следы на свежевыпавшем снегу, продолжать учить определять, кому они принадлежат, куда направлены. Познакомить с защитными свойствами снега. Закрепить знания о свойствах снега при разной погоде. Наблюдать за ветром, учить определять его силу по флюгеру и другим признакам. Сравнить солнечное тепло в январе и феврале, отметить частые перемены погоды.

Труд людей в природе:

Рассказать о подготовке сельскохозяйственной техники к весенним работам, уточнить названия ее видов: борона, сеялка, комбайн, трактор; объяснить их значение и назначение. Рассказать о работах в садах и парках: стряхивают снег с деревьев, чтобы не поломались ветки. Закреплять знания об уходе за животными на животноводческих фермах.

Наблюдение в природе (весна)

Растительный мир:

Наблюдать почки на деревьях, отметить их набухание. Сравнить почки разных деревьев. Рассказать о начале сокодвижения. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений; знания о способах размножения комнатных растений (вегетативный, черенкование) . Отметить появление первой травы на проталинах, первоцветов. Наблюдать цветение черемухи, плодовых деревьев. Сравнить цветки вишни и яблони. Отметить распускание листьев у березы, развивать эстетическое восприятие природы.

Животный мир:

Наблюдать за поведение грачей. Расширять и закреплять знания об обитателях рек и морей. Наблюдать появление первых бабочек, шмелей, пчел. Закрепить знания о приспособленности насекомых к условиям выживания. Закрепить знания о птицах – домашних и диких, зимующих и перелетных. Наблюдать лягушек, рассказать, что за счет раздувающихся по бокам шеи пузырей кваканье лягушек слышно далеко.

Неживая природа:

Наблюдать за появлением и таянием сосулек. Отметить состояние снега: стал рыхлым, темным, грязным, зернистым, на поверхности образовался наст. Наблюдать за таянием снега, появлением ручейков. Наблюдать солнце, уточнить, какие предметы больше нагреваются: деревянные или металлические, темные или светлые. Наблюдать заход солнца, отметить его красоту. Отметить, где и какая почва высыхает быстрее (на солнце или в тени, песчаная или глинистая) , учить делать простейшие выводы. Наблюдать ледоход или рассказать о нем. Наблюдать грозу и изменения в природе перед грозой. Наблюдать природу после заморозков.

Труд людей в природе:

Наблюдать за работой снегоуборочной машины. Рассказать о подготовке к весеннему севу, посеву семян овощей и цветов на рассаду, высадке рассады на огород. Продолжать знакомить с особенностями содержания домашних животных: стада пасутся на пастбищах, питаются сочной травой, поэтому дают самое питательное молоко. Рассказать о труде садовника: сыпет торф возле деревьев, чтобы задержать талую воду.