Конкурсы для детей про птиц. Игровая программа ««день птиц

Участники:

Школьники 1-7 классов

Учитель биологии

Сегина Валентина


Загадки

(конкурс для малышей)

    Рук нет, а строить умеет.

    Без рук, без топоренка построена избенка.

5.Крыластый, горластый – Красные ласты.

    Плавали – купались,

а сухими остались.

    Два раза родился,

Ни разу не крестился,

Сам пел,

А умер – не отпели.

6. На барыне сорок рубашек,

а ветер подует - спина голая.

7. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.

8. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает.

9. В болоте плачет,

а с болота не идет.

10. Спереди шильце,

Сзади вильце,

На груди бело полотенце.

11. И спесив он и хвастлив, Потому что хвост красив.

    Клюв, как две спицы.

Ноги циркулем,

По воде гуляет,

То и дело нос купает.

    Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг.

    Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

    Желтый крошка

Ищет хлеба крошку,

Если встретит червяка-

Наклюет ему бока!

Ответы к загадкам

    Птица

    Гнездо

    Гусь

    Утки

    Петух

    Курица

    Сорока

    Сова

    Кулик

    Ласточка

    Павлин

    Цапля

    Грач

    Соловей

    Цыпленок

2 конкурс

«Прогони тучки»

Протянуло солнышко

Лучики – ручки,

Распустились почки,

Зацвели цветочки.

Тучки солнышко закрыли,

Землю дождиком залили.

Нужно тучки разогнать,

Чтоб тепло было опять!

Нужно вспомнить птичкины приметы о тепле, солнышке и хорошей погоде.

Народные предсказания

Птицы о погоде

Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
Птицы приумолкли
- жди грома.
Птицы перед морозом садятся на сухое дерево.
Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев, лето будет холодное.
Ворона кричит на полдень (то есть в сторону юга) - к теплу, а кричит на север - к холоду.
Ворона летом купается - к ненастью.
Ворона под крыло клюв прячет
- к холоду.
Ворона кричит летом
- к дождю, зимой - к метели.
Ворона всегда садится клювом против ветра.

Вороньи по дороге ходят - к теплу.
Вороны и галки зимой вьются в воздухе - перед снегопадом;

садятся на землю - к оттепели;

садятся на вершины деревьев - к морозу;

на нижние ветки - к ветру.
Вороны зимой летают и кружатся стаями
- к морозу.
Синица запела - - тепло ворожит.
Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт .
Чайки сидят на воде
- будет шторм.
Голуби прячутся в укрытие - к ненастью, воркуют - к теплу.
Голуби разворковались - к хорошей погоде.
Галки летают стаями и кричат - будет дождь.
Если дятел стучит в марте, то весна будет поздней.
Куры рано на насест садятся
- к морозу.
Лебеди до срока улетели
- вскоре засвистят метели.
Ласточки летают то вверх, то вниз
- жди бури. Ласточки летают высоко - жди сухую хорошую погоду, низко летают - к дождю .

Грач прилетел - через месяц снег сойдёт .
Перед ненастьем коршуны кружатся неспокойно и протяжно кричат.
Снегирь поёт
- на снег, вьюгу и слякоть.
Журавушка курлычет - - о тепле весть подаёт.
Если журавли летят низко и молчком
- это к скорому ненастью.
Кукушка станет куковать - - мороза больше не видать.
Воробьи кричат в кустах или купаются в пыли - к ненастью.
Гусь стоит на одной ноге - к морозу.
Утки надрывно кричат, хлопают крыльями, ныряют - грозу кличут.
Сова кричит на холод.
Жаворонки нахохлились - - к грозе.

3 конкурс

Кукушка хвалит петуха

За то, что хвалит он кукушку

Нужно рассказать стихи или спеть песни о птицах.

4 конкурс

Узнай меня.

Нужно на рисунках узнать разных птиц.

Подсчет очков по итогам конкурса и награждение победителей.

Вручение памятных призов всем участникам.

Просмотр презентации

«Смешанный лес» - видеофрагменты: «Филин», «Дрозд-белобровик», «Большой пестрый дятел», «Зяблик»,

«Тайга»: «Глухарь», «Тетерев», «Лебедь-кликун»

    Гнезда, каких птиц употребляют в пищу?

    У какой птицы есть наружное ухо?

    В гербе, какого государства есть нелетающая птица киви?

    Какая птица выводит птенцов зимой?

    какая птица не вьёт гнезда?

    Какая птица кричит драной кошкой?

    У какой птицы один птенец всегда убивает другого?

    Какая птица передвигается только вверх по стволу?

    Самая маленькая птичка нашей области?

    Какая птица может зависать на месте, летать хвостом вперед?

    Где бабочки крупнее птиц?

    У какой птицы «грибное» имя?

    Самая большая птица на Земле?

    У какой птицы мальчишечье имя?

    У какой птицы поют перья хвоста?

    Какую птицу самец замуровывает на время высижива­ния яиц?

    Какая птица выходит на сушу раз в два года?

    У каких птиц клюв с мешком?

    У каких птиц имя цитрусовое?

    Какая птица ударом крыла может сломать ногу чело­века?

    Чьё имя служит фамилией известному писателю?

    У какой птицы имя рогатого животного?

    Самый лучший говорун из птиц?

    Какая птица не может взлететь с земли?

    У какой птицы хвост в виде музыкального инстру­мента?

    Он и она, но не муж и жена.

    Перелетная птица, которая совершает самые дальние перелеты?

    Самая быстрая птица?

    Какая птица летает выше всех?

    У какой птицы вместо имени профессия?

Ответы

к вопросам отборочного тура

    Стриж – саланган

    Филин

    Новая Зеландия

    Клест

    Кукушка

    Иволга

    Журавль

    Дятел

    Крапивник

    Колибри

    Южная Америка

    Поганка

    Страус

    Славка

    Бекас

    Рогатый ворон

    Альбатрос

    Пеликан

    Мандаринка

    Лебедь

    Гоголь

    Носорог

    Попугай жако

    Стриж

    Лирохвост

    Ворон и ворона

    Полярная крачка

    Стриж

    Гусь

    Печник


Участники:

учащиеся 6-7 классов

Игра

«Последний герой»

В игре участвуют школьники, которые дали наибольшее количество правильных ответов на вопросы отборочного тура

(6-7 классы)

1. Конкурс

Вы потерпели страшную катастрофу и оказались на птичьем острове. Здесь кроме птиц никого нет. Вам нужно найти своих друзей среди них.

1. Вспомните названия птиц, которые говорят об их особенностях,

Например, пересмешник, белоглазый дрозд, носорог.

2. Вам нужно опознать своих друзей в лицо. Участники должны опознать наибольшее количество птиц по рисункам и фотографиям.

Срочная эвакуация для того участника, который набрал наименьшее количество баллов.

2. Конкурс «Я то, что я ем»

Чтобы выжить на необитаемом острове, нужна пища. Попробуйте попросить помочь вам птиц.

1. Чем питается птица, у которой такие лапы и клюв:

Раздаются рисунки птичьих конечностей и клювов: утки, сокола, дятла, воробья, цапли, пеликана,

Участник с наименьшим количеством баллов ослабел от голода и вынужден сойти с дистанции.

3. Конкурс «Мой дом – моя крепость»

Чтобы выжить, нужно укрыться на ночь от непогоды, а значит построить дом.

Вопросы к 3 конкурсу

    Какая птица лишена гнезда за то, что вила его в большой религиозный праздник?

    У какой птицы самец строит гнездо из глины, похожее на печку?

    У какой птицы гнезда съедобные?

    В гнезде какой птицы селятся мелкие птички?

    Для какой птицы человек строит дом?

    Какая птица строит гнездо зимой?

    Какая птица гнездится под крышами домов или в норах на крутых берегах?

    У какой птицы гнездо как куча хвороста?

    Какая птица гнездится на дереве, а живет на воде?

    Какая птица на берег выходит только для гнездования?

    Какая птица птенцов высиживает держа яйцо на ногах?

    Какая самку в гнезде замуровывает на период высиживания птенцов?

Ответы к 3 конкурсу

    сорока

    печник

    саланган, стриж (обитает в Китае)

    орлы

    скворец

    клест

    ласточки – береговушки и деревенские

    орел

    утка – гоголь

    парусник

    пингвин

    носорог

Участник, не «построивший гнезда» срочно эвакуируется

4.Конкурс

«Болото»

Дорога домой лежит через болото. Чтобы перейти, нужно перебраться по кочкам – вопросам.

Каждый участник получает кроссворд.

3 п

6 с

По вертикали:

    Общее название всех птиц

    Самая крупная летающая хищная птица

    Ну очень красивая птица!

    Птичий утеплитель

По горизонтали:

    Самая верная птица

    Самая большая птица

Пока участники решают кроссворд, зрители играют в

угадайку – отгадывают загадки о птицах

Эвакуация для утонувших в болоте, тех, кто сошел с верной тропы.

    Конкурс

«Пройти сквозь стражу»

Нужно найти потерявшиеся и перепутанные части пословиц

Назвавший пословиц менее всех удаляется с поля игры стражей.

    Конкурс

«Перетягивание каната»

Игра в ассоциации – кто больше вспомнит названий птиц нашей местности, слов с птичьей тематикой. и а 7. ,
и а

Вместе с нами на планете живут не только животные, но и удивительные существа, способные летать, - птицы. К некоторым из них мы уже привыкли, а другие поражают красотой своего оперения или острым умом. Таких люди даже заводят в качестве домашних питомцев и получают верного и преданного друга. Какими бы ни были птицы, они – важная часть нашего мира.

Многие люди обожают пернатых, наверняка и у вас есть любимая птичка. Расскажите о ней! Сделайте необычную поделку или картину либо сфотографируйте птицу (или даже несколько) – поведайте о птичьем мире всем вокруг.


Работы оцениваются по номинациям: рисунок, поделка, фотография.

Работы оценивает профессиональное жюри . Файл с работой необходимо загрузить до последнего дня приёма работ.

Требования к работам

  • Участник конкурса выполняет работу самостоятельно.
  • Номинация: рисунок . Работа может быть выполнена любым доступным автору способом, как на бумаге (карандашами, красками и т.д.), так и при помощи графического редактора (Paint, PhotoShop и т. д.).
  • Номинация: поделка . Работа может быть изготовлена из самых различных материалов.
  • Номинация: фотография . Участник может выступать в качестве фотографа, автора идеи или фотомодели. К конкурсу не допускаются работы профессиональных фотографов (свадебные, постановочные фотосессии и т.п.). К публикации не допускаются работы, содержащие изображения людей в нижнем белье, в том числе в купальных костюмах.
  • К конкурсу допускаются работы только в электронном виде в формате JPEG (фотографии поделок или рисунков, сканкопии рисунков, фотографии).
  • Ширина и высота изображения от 800px до 2000px.
  • Размер файла не должен превышать 15 Мбайт.
  • Работа должна соответствовать тематике конкурса.

Порядок подведения итогов

  • Участники, набравшие максимальное количество баллов (20 баллов ), занимают 1 место.
  • Участники, набравшие не менее 70% от максимального количества баллов (14 - 19 баллов ), занимают 2 место.
  • Участники, набравшие не менее 30% от максимального количества баллов (6 - 13 баллов ), занимают 3 место.

Дипломы и сертификаты

Дипломы и сертификаты в электронном виде доступны после подведения итогов в разделе мои дипломы .
Все документы в электронном формате предоставляются бесплатно.



Тема: Мир птиц

Диплом участника получают все участники мероприятия. Документ высылается на электронную почту пользователя в течение 1 часа после загрузки работы.


Диплом победителя получают участники, занявшие 1-3 призовые места.


Сертификат куратора, подготовившего участника(ов) получает каждый педагог, учащиеся которого приняли участие в мероприятии. Документ высылается на электронную почту пользователя в течение 1 часа после загрузки работы.


Сертификат куратора, подготовившего победителя(ей) получает педагог, учащиеся которого заняли 1-3 призовые места в мероприятии.


Благодарность получает педагог, у которого не менее трёх учащихся заняли 1-3 призовые места в мероприятии.


Благодарность образовательному учреждению выдается за подготовку десяти победителей в одном мероприятии.

Итоги мероприятия

Ознакомиться с оценками работ можно в своих заявках .
Дипломы и сертификаты в электронном виде доступны в разделе

Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
расширять кругозор учащихся;
развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Награждение на линейке победителей и участников.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица) .
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
(Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).


Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).


Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).


Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).


Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).


Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).


Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).


Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).


Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!

Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.

Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке -
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)

Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я

Ведущий . Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Издавна люди отмечали день птиц. С приходом весны слетаются на родину из разных стран перелетные птицы. Без них нельзя представить нашу планету. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, а порой и охранять от любителей охоты на птиц. Сегодня мы узнаем и вспомним много интересного о птицах. Итак, начнем.

«Костюмированные загадки»

Ведущий. Насколько хорошо вы знаете птиц, их повадки, мы узнаем по тому, как вы будете отгадывать загадки.

Выходят ребята в костюмах птиц и про себя загадывают загадки. Тот, кто правильно угадал, получает картинку с изображением этой птицы.

«Названия птиц»

Ведущий . Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали себе названия.

Ребятам задаются вопросы:

1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

«Птичьи ребусы»

Ведущий . Следующий конкурс заключается в том, что по ребусам, изображенным на плакате, вам надо угадать название птиц.

«Пение птиц»

Ведущий . Кто не слышал пение птиц? Давайте закроем глаза, сядем поудобнее, представим себе весенний лес и послушаем птичий концерт, записанный в лесу.

Ведущий . Ну, а теперь проверим, можете ли вы узнать голоса птиц.

Включают пение одной птицы. Ребята отгадывают. Затем пение второй птицы, ребята опять отвечают, и т. д.

Игра «Слет птиц»

Ведущий. Пора нам и поиграть. Птицы собрались на важное совещание. Прошу выйти всех желающих поиграть. (Выходят игроки.)

Но так как они будут решать только свои птичьи проблемы, то посторонних пускать нельзя. И выставили птицы стражу, которая должна подавать сигнал, если появятся чужие. Сначала на стражу встали кукушки. Ребята, вы должны подавать сигнал «ку-ку», если появится кто-то чужой. Кто ошибается — уходит из стражи.

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, грачи,

Мухи и стрижи...

А теперь сели на страже вороны.

Ребята должны давать сигнал «Кар!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Ласточки, синицы,

Голубцы, стрижи,

Аисты, вороны...

А потом уселись охранять филины.

Сигнал «Ух!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Аисты, лисицы,

Крокодилы, чайки...

Потом охранять пошли воробушки.

Сигнал «Чик-чирик!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Болтики, синицы,

Совы и грачи,

Мухи, саранчи...

А теперь, ну-ка, тетерева, летите сторожить!

Сигнал «Чок-чок-ток-ток!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Гаечки, кукушки,

Совушки, лахмушки...

(Замечание: гаечки — вид синиц.)

Теперь попросим глухарей посторожить лес.

Сигнал «Цок-цок!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, кукушки,

Аисты, лягушки,

Чибисы, стрижи,

Чайки и чижи...

Ведущий. Прошу поаплодировать самым лучшим сторожам.

Викторина «Особые птицы»

Ведущий зачитывает вопросы, записанные на картинках с изображением птицы, о которой идет речь. Тот, кто правильно отгадает, получает ее.

Вопросы:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

2. Птица являющаяся символом мудрости со времен античной Греции? (Сова)

3. Какая птица выше всех летает? (Орел)

4. Какая птица в мире самая большая? (Страус)

5. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

6. Птица, являющаяся символом храбрости? (Орел)

7. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

8. Какая птица, охотясь, стоит неподвижно, поджав одну ногу? (Серая цапля)

9. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла — до 15 см)

11. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

12. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

13. Какие птицы, чтобы покормить птенцов, отрыгивают из зоба рыбу в клюв птенца? (Пеликаны)

14. Какая птица, чтобы спастись от врагов, погружается в воду, как подводная лодка? (Чомга)

15. Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Ученые назвали эту птицу археоптериксом, а что это означает в переводе на русский язык? {Древнее крыло)

Игра «Дупло совы»

Ведущий. Как известно, совы живут в дуплах старых деревьев. Но часто бывает, что люди вырубают деревья, и птицы остаются без жилья. Давайте посмотрим, что происходит с «бездомными» совами.

По сцене раскладывают обручи — это «дута». Все игроки делятся на пары и занимают дупла. По команде «Ночь» пары покидают «дупла» и перемещаются по сцене. В этот момент убирают один обруч. По команде «День» пары должны запять любые дупла. Оставшиеся без жилья выбывают из игры, т. е. совы погибают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

Конкурс «Задачи на смекалку»

➢ «Две вороны»

На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.

— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.

Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)

➢ «Сколько голубей?»

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные — улетели)

➢ «Вареные яйца»

Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)

Викторина «Доскажи словечко»

Ведущий. О птицах написано много книг. Постарайтесь вспомнить сказки, рассказы о птицах и скажите полностью название.

➢ Повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

➢ Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (Шейка)

➢ А. Поповкин «Черные...» (Лебеди)

➢ В. Флинт «Где живет белый...» (Журавль)

➢ В. Суров «Путешествие к...» (Пеликанам)

➢ Сказка С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими...»(Гусями)

➢ Сказка А.С. Пушкина «Золотой...» (Петушок)

➢ Сказки Г. X. Андерсена «Гадкий...» (Утенок), «Дикие...» (Лебеди)

➢ Русские народные сказки «Курочка...» (Ряба), «Гуси-...» (лебеди), «Лиса и...» (журавль), «Жар-...» (Птица)

«Танец маленьких лебедей»

Ведущий . Всем вам, скорее всего, приходилось видеть лебедей. А вот танцующих — сомневаюсь. Из одного зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести.

Входят 4 мальчика в балетных костюмах.

Посмотрите, как они грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду.

Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Сценка «Два веселых гуся»

Ведущий. А теперь предлагаю вам посмотреть сценку на русскую народную песню «Два веселых гуся».

Песня:

Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один — серый,

Другой — белый,

Два веселых гуся.

Вытянули шеи —

У кого длиннее?

Один серый,

Другой белый —

У кого длиннее?

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один — серый,

Другой — белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один — серый,

Другой — белый,

Гуси мои, гуси.

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один — серый,

Другой — белый,

Кланялись бабусе.

Конкурс «Домино пословиц»

Ведущий. Если мы с вами затронули народное творчество, то давайте его и продолжим.

Зрителям раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы. Карточки прикрепляются па магнитную доску, как в игре «Домино».

Пословицы:

Дела не голуби — не разлетятся.

Всякая птица свое гнездо любит.

На чужой стороне и орел — ворона.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глух как тетерев.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Гусь свинье не товарищ.

Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Гогочет как гусь на проталине.

Дай курице гряду — изроет весь огород.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Увидел грача — весну встречай.

Дятел и дуб продалбливает.

Ведущий. Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух всегда. Они, так же как и все мы, нуждаются в заботе и внимании. Особенно зимующие птицы, ведь им так недостает корма в лютые морозы.

Автор :Смирнова Светлана Юрьевна, воспитатель в группе продлённого дня.
Сценарий программы может быть полезен для учителей, воспитателей, вожатых, работающих в начальной школе.

Цель: познакомить учащихся с многообразием, жизнедеятельностью и голосами птиц, показать огромное значение птиц в природе.
Задачи конкурса:
Формирование у школьников глубокого интереса к познанию мира птиц.
Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний
Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Предварительная работа: Команды готовят названия команд, девизы, сообщения об интересных фактах из жизни птиц, истории мифов и легенд о птицах.

Ход программы:

Весна.
Весенний луч, он робок внешне,
Но, всё ж, напорист и горяч.
Растопит лёд и даст надежду
Для новой жизни и удач.
Ещё морозны ночи будут,
Но днём журчат уж ручейки
И с каждым днём всё меньше иней
На свежей травке у реки.
Уж теплый дождь стучит в оконце,
Вновь оживает вся земля
И нежность ласкового солнца
Разбудит сонные поля.
С весною птицы возвратятся
И гнёзда для птенцов совьют,
Ход жизни будет продолжаться
Из года в год – сомкнётся круг.
Весна – творения начало,
Основа любящих сердец,
Когда тепло сильнее стало
И каждый счастья сам творец.
Ещё свисают с крыш сосульки,
Но звонко слышится капель
И, день за днём – проходят сутки.
За Мартом близится Апрель.
Весна вступает в свою пору,
Луга, поля красой полны.
Всё пахнет свежестью, травою
И ароматом новизны.
Лишь ветерок – гуляка вольный
Шумит, листочками шурша,
Несёт прохладу, дух раздольный
И счастьем полнится душа.
Ведь счастье видеть пробужденье,
Быть созерцателем чудес
И наблюдать вновь возрожденье –
Природы и Весны прогресс.
Виталий Тунников

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.
Посмотрите и запомните эти божественные существа. /Видеоролик о птицах/

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». Мы с вами собрались, чтобы отметить этот День и вспомнить о великом многообразии птиц и их значении в природе. Надеюсь, вы узнаете много нового и познавательного.
Я приветствую на праздничной конкурсной программе команды:

«Стрижи» и «Орлы»

Приветствие команд:
«Орлы» Наш девиз: « Летаем высоко, побеждаем легко»
«Стрижи» Наш девиз: « Наш девиз не падать вниз»


В начале, как положено, проведем разминку.
Разминка
«ОРЛЫ»:
Какие птицы устраивают по нескольку гнезд на одном дереве? (Грачи)
Назовите птиц, которые гнездятся колониями? (Чайки, грачи, ласточки)
Название, какой другой птицы спрятано в слове жаворонок? (Ворон)
Добавьте одну букву в название русской реки, чтобы получилось название птицы (Иволга)
Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
Какая самая маленькая птичка в нашей стране?(королёк)
Какие птицы роют норы для гнёзд? (Ласточки)
Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге?(нет)
« СТРИЖИ»:
Птенцы какой птицы не знают матери?(кукушки)

Почему нельзя трогать яйца птиц в гнездах? (птицы могут бросить гнезда и тогда яйца погибнут)
Зачем грачи ходят по пашне? (подбирают червей, личинки жуков и др. насекомых на свежевспаханной земле)

У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками?
(У водоплавающих)
У какой птицы самый длинный язык?(у дятла до 15 см
Где синицы вьют гнёзда?(В дуплах)
Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята)
Любимое лакомство аистов?(лягушки)

А сейчас познакомимся с песнями пернатых./ Видеоролик с голосами птиц/
По птичьим трелям теперь мы легко можем узнать многих птиц.

А мы продолжаем конкурсную программу.

2 Конкурс «Весенний ветер»
Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не закончится время.
ГВОХОРИСТКА ОКВАСНЯ
КОСТАЧАЛ СУХЫЛА
СОНОБУД ПАЛЯЦ
ГИРЬНЕС НЕЛЕШУКАЗ
НЕКОПАЧ МОРДОКОЗИ
ТЕРИШВЕЙКА ВЕЛОСОЙ
ДОЗОЙОК ИСТРИСВЕЛЬ
ЦЕРКВОС КРУШИВАЗА
ЛАКВАС ВКОКОСМА
КАЧИГА КОЗЛАРЕВА
УЩИПАХ ВКОНОРОЖА
ЛОВИГА ЗЛОПОПЕНЬ
КРУБОЧАС ШНУРОК
ФАНЗА НОРОВ
НУЛЬ КАГАЛ
3 Конкурс “Что написано пером – не вырубишь топором”
Объясните, почему сложились такие поговорки?
1 команда:
Седой как лунь. (Самцы хищной птицы луня с возрастом седеют)
Глухая тетеря. (токующий глухарь, тетерев не слышит)
Заладил как дятел. (Дятел долбил короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день)
2 команда:
Забился как сыч (На день сычи забиваются в укромные уголки:в дупла, на чердаки и т.п.)
Как с гуся вода, вышел из воды сухим (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы)
Вынарядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья – черно-желто-белые.Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!)
(время 1 минута)

А сейчас наши команды познакомят нас с интересными фактами из жизни птиц. /Интересные факты из жизни птиц/


4 Конкурс «Бой скороговорок. Сорока-тараторка»
Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.
/ Каждый участник команды должен по очереди произнести скороговорку быстро и точно./
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
У перепела да перепёлки пять перепелят.
Проворонила ворона воронёнка.
Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Три сороки- тараторки тараторили на горке.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок- сорок морок.

5 Конкурс «Уютное гнездышко»
Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

Сейчас вам предстоит построить гнездо из веток и травинок. Работаем всей командой.



6 Конкурс. «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
Задание 1-й команде:
Могучий, как… (орёл).
Вольный, как… (птица).
Мудрый, как… (ворон).
Вороватый, как… (сорока).
Важный или спокойный, как… (гусь).
Важный или надутый, как… (индюк).
Верность… (лебединая).
Любовь и нежность… (голубиная).
Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
Длинноногий, как… (журавль).
Большеглазый, как… (филин).
Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).

Задание 2-й команде:
Взгляд хищный, как у… (ястреба).
Взгляд зоркий, как у… (сокола).
Нос с горбинкой, или… (орлиный).
Нос приплюснутый, или… (утиный).
Шея красивая, или… (лебединая).
Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
Болтать или трещать, как… (сорока).
Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
Ворковать, как… (голубь).
Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).

7 Конкурс: «Птичьи разговоры»
У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Вспомните некоторые из них:
Гуси Гогочут
Соловьи свистят
Вороны каркают
Ласточки щебечут
Голуби воркуют
Синицы пищат
Совы хохочут
Журавли курлычат
Утки крякают
Лебеди трубят
Филины ухают
Аисты трещат

Настала пора познакомиться с мифами и легендами о птицах. Команды подготовили для нас интересный материал.
/ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ./
8 Конкурс «Узнай по портрету»
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.
Задание – узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 6 изображений птиц: кто больше назовёт.


9 Блиц-опрос. Кто больше ответит на вопросы за одну минуту
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
4. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
5. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
6. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
7. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
8. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
9. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
10. Кто два раза родился? (Птица.)
11. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
12. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
13. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
14. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
15. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
16. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
17. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
18. Так называют влюбленных. (Голубки).
19. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
20. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
21. Так называют плохую мать. (Кукушка).
22. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? (Лирохвост.)
23. Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)
24. Самая крупная птица в Европе? (Орлан белохвост.)
25. Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)
26. Сколько кругов кровообращения у птиц? (Два.)
27. Самая тяжелая птица нашей страны? (Дрофа.)
28. Какой отряд птиц самый многочисленный? (Отряд Воробьиные.)
29. Могут ли птицы спать на лету? (Да.)
30. Кто кукует у кукушки? Самцы или самки? (самцы)
31. Какая птица умеет нырять и бегать по дну водоёмов? (Оляпка.)
32. Какая птица лает, как собака? (Самец белой куропатки.)
33. Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка.)
34. Дышит ли птенец в яйце? (Дышит.)
35. Часть нижней конечности, характерная только для птиц? (Цевка.)
36. Какие птицы помогают пасти скот? (Страус.)
37. Какая птица может поворачивать голову на 270 ° ? (Сова.)
38. Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)
39. Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)
40. Птица – санитар леса(дятел)
41. Птица, которая любит петь «хором», чтобы привлечь самку? (Тетерев)
42. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать).
43. От какой птицы зависит количество детей в семье? (Аист).
44. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
45. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).

10 Конкурс актёрского мастерства
Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.
Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:
Утку с утятами (для одной команды);
Танец журавлей (для другой команды);

11 Конкурс «Зоошутка»
- из частей каких птиц составлена эта странная птица? Написать на листке бумаги.