Примеры ремесел. Народные художественные промыслы и ремесла

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX - начале XX века.

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.


Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю - выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.


Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).


Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Палехская миниатюра


После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.


Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра - это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.


Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.


Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.


Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) - это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.


Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи - черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.


В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Вологодское кружево - русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.


Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен.


Сюжеты вологодского кружева самые разные - от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.


Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.


Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Мценское кружево - вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.


Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру - самое крупное на тот момент производство кружева в России.


Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты - более «воздушный».

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.


Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.


В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).


Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.


В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки - это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.


В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.


До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка - досками-«манерами», сам рисунок - «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) - народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами .


Крестецкая строчка - это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.


Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Каслинское литье - художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.


Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.


Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.


Традиции Каслинского литья - графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов - сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, - довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.


Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом ».


В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота - «цевку » и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.


Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.


Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Абрамцево-кудринская резьба - это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.


С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.


Расцвет этого промысла приходится на советский период времени - 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.


Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.


Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филигрань

Филигрань (или скань) - ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью - металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.


Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.


Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла - скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла - скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Финифть

Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зеленый.


Вологодская (усольская) финифть - традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.


Также существует ростовская финифть - русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Малахитовые изделия

Малахит - зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений - ваз, чаш, посуды.


Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной . Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика ». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.


Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.

Исчезающие Художественные промыслы России: инновационное измерение.

Материал научной конференции. Шуя. 2012

Полежаев А.А.

г. Вельск – г. Санкт-Петербург

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ

В 2007 году в Вилегодском районе Архангельской области проходил II открытый конкурсмастеров художественных ремёселсреди людей разного возраста и положения – от школьников до известных мастеров. На конкурсе нужно было представить свою исследовательскую работу по какому-либо виду традиционного народного ремесла Арангельской области. Один школьник из г. Вельска подготовил своё выступление о берестяном пестере. После выступления ему задали один вопрос – «А сейчас пестери востребованы в вашем районе?». Ответ был таков – «Нет, они сейчас не нужны». Этот ответ на вопрос очень показателен для современного общества и выражает настоящее положение дел с востребованностью традиционных народных ремёсел. Перед тем, как продолжить тему, обозначим несколько понятий, которыми далее будем оперировать.

Под традиционными народными ремёслами будем понимать крестьянские домашние ремёсла, результатом производства которых являются утилитарные предметы, орудия труда, постройки, одежда и другие предметы и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность человека в естественной природной среде.

Ремесленные предметы и объекты – это предметы крестьянского быта, одежда, орудия труда, жилые и хозяйственные постройки, являющиеся результатом ремесленной деятельности деревенского жителя.

Функция традиционных народных ремёсел – обеспечение утилитарными предметами человека для нужд жизнеобеспечения.

Актуализация традиционных народных ремёсел это деятельность:
- по изучению и фиксированию накопленных ремесленных знаний прошлого и настоящего времени современными информационными технологиями,
- по освоению ремесленных навыков,
- по включению в культуру современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.

Цели актуализации традиционных народных ремёсел: сохранение традиционной народной культуры, повышение степени важности прикладного творчества и популяризация ручного труда.

Традиционные народные ремёсла сегодня не востребованы с той функцией, которая существовала века и тысячелетия. А это значит, что предметы ремесленного производства не соответствуют современному окружению человека. Нужно ли, чтобы традиционные народные ремёсла были востребованы в современном обществе, нужно ли делать востребованными предметы ремесленного производства? Традиционные народные ремёсла – это неотъемлемая часть культуры народов России, а «народную культуру необходимо рассматривать как постоянно присутствующее и фундаментальное – исходное и основное – условие воспроизводства обществом самого себя» , а значит как основу для существования народов и государства. Если народная культура не будет иметь современных, доступных и понятных форм существования в обществе, то она не сможет выступать в качестве его основы.

В данной статье делается попытка показать на практических примерах, как можно сделать востребованными традиционные народные ремёсла, как их актуализировать в современном окружении человека. Данная статья объединяет личный опыт автора и опыт коллег – мастеров народных ремёсел.

В последние годы немало говорится о необходимости обращения к народному искусству, к его бесценному духовному наследию. Это бесспорно так. Проблемы возрождения народных художественных промыслов так же широко обсуждаются в искусствоведческой среде. А как обстоят дела с традиционными народными ремёслами? С теми занятиями жителей сельской местности, которые бытовали повсеместно по всей России? Ни количественно по числу жителей, ни территориально народные художественные промыслыне могли сравниться с традиционными народными ремёслами, домашние ремёсла были как воздух – везде. Что сегодня осталось от них? Угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы – это всё что осталось от ремёсел.

Сегодня в центрах традиционной народной культуры, школах народных ремёсел, студиях ведётся работа по сохранению, возрождению и развитию традиционных народных ремёсел. Что непосредственно понимать под словами «сохранение, возрождение, развитие традиционных народных ремёсел»? Сохранение ремёсел - это поиск мастеров, предметов, инструментов, технологий производства, сбор, фиксация и представление информации о них. Возрождение традиционных народных ремёсел - этоосвоение технологий изготовления и реконструкция предметов крестьянского быта. Развитие - качественное и количественное освоение ремесла, освоение различных ремёсел на определённой территории. Так ли это?

Возрождение ремёсел в том виде, в каком они существовали на момент 20-30 годов XX века, подходит только для зон консервации народной культуры, и вот почему. Возрождение ремёсел напрямую связано с жизненной необходимостью ремесла в каждой конкретной ситуации. Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любое ремесло в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязано к жизнедеятельности человека. Ремесло существует для жизни человека, иначе это реконструкция, игра в "старое".

Возрождение традиционных народных ремёсел возможно только при условии полного и точноговоссоздания внешней (природной) и внутренней (общественной) среды обитания человека. Если такие условия выполнимы на определённой территории, то возрождение традиционных народных ремёсел возможно. Такой территорией потенциально могут быть места экологических поселений в удалении от городов, но такие поселения людей редки в наши дни и серьезных предпосылок для их появления нет. В нашей стране большинство населения проживает в городах и посёлках городского типа, где ремёсла не могут существовать в точно каком же виде, как они бытовали на селе, поэтому возрождение на подавляющей территории России невозможно. Что же делать?Нужно изменить отношение к традиционным народным ремёслам и к народной культуре вообще - относиться не как к отдельному забытому явлению, а как к явлению, которое должно быть непосредственно связано с современной жизнью человека.

Понятия «сохранение» и «возрождение» традиционных народных ремёсел - это понятия осохранении ремёсел сегодня на том уровне исторического времени, после которого началось их разрушение. Объединив два понятия вместе, «сохранение» и «возрождение» традиционных народных ремёсел, мы получили очень ёмкую связку отдельных процессов: поиск мастеров, предметов, инструментов, технологии производства, сбор и фиксация их, реконструкция, обучение технологиям, организация свободного доступа к коллекциям музеев. Всё это составляет процесс передачи традиций с целью детального, точного и полного сохранения традиционных народных ремёсел.

Сохранение традиционных народных ремёсел не обеспечит их востребованности. Развитие традиционных народных ремёсел в понятии качественного и количественного освоения ремесла на определённой территории тем более не позволит сделать ремёсла востребованными, поскольку ремёсла неактуальны в современном окружении человека.

Понятие актуализации традиционных народных ремёсел приводилось в начале данной статьи. Посмотрим, какое определение дают словари понятиям «актуальный» и «актуализация». Актуальный - важный для настоящего времени; злободневный, насущный , соответствующий современному состоянию . Актуализация (лат. actualis - деятельный, действенный) - действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации . Очевидно, что проблему невостребованности традиционных народных ремёсел может решить актуализация, которая позволит изменить традиционные народные ремёсла в соответствии с требованиями современности. Отметим, что необходимо актуализировать не только ремесло как таковое, но и процесс сохранения ремёсла. Причины актуализации традиционных народных ремёсел и средства актуализации не будут рассмотрены в данном докладе. В настоящее время готовится отдельный доклад по этому вопросу, но здесь необходимо кратко описать метод актуализации процесса сохранения традиционных народных ремёсел, без которого невозможно дальнейшее повествование.

Метод актуализации процесса сохранения ремесла заключается в следующем: восстановить причинно-следственную связь процесса создания крестьянского ремесленного предмета: назначение – материал – форма – технология - эстетика. Начинать изучение ремесленной традиции следует с назначения (функции) предмета - сохранить, защитить, ускорить, облегчить, развить навык и пр. Затем изучить различные материалы: дерево, глина, кора, корни, рог, кость и пр. Изучение формы предмета проводить с учётом функции предмета и свойств материала. Изучать технологию производства необходимо с пониманием формы предмета и свойств материала. Эстетические свойства предмета рассматривать относительно формы предмета и декорирования. Изучать каждый этап создания объекта последовательно на основании причинно-следственной связи.

Мы можем утверждать, что актуализация – естественный путь развития ремесла, так как она существовала всегда, поскольку среда обитания человека изменялась постоянно в длительном историческом контексте. Человек приспосабливался к новым условиям жизни – будь-то изменение климата, переселение народов, изменение общественного строя и многие другие изменения. Очевидно, что актуализация ремёсел была естественным процессом в жизни людей. С другой стороны, когда появляются новые технологии для облегчения труда человека, то ремесло актуализируется посредством этих технологий, например, с появлением токарных станков по дереву изменялись ремёсла деревообработки. Такая актуализация является процессом развития ремесла.

Так было на территории России до начала советского периода индустриализации. После этого времени традиционные народные ремёсла стали терять свою роль в жизнеобеспечении человека: предметы домашнего ремесла стали заменяться предметами промышленного производства. Миграция населения из деревни в город, преследование частной собственности, коллективное хозяйствование на земле так же не способствовали поддержанию ремесленного производства. Функция ремёсел стала переходить к промышленности, плану и массовому производству.

В середине 70-х годов ХХ века ремёсла вызывают интерес у искусствоведов на фоне поддержки народных художественных промыслов правительством СССР. Функция ремёсел в этот момент рассматривается не со стороны жизнеобеспечения человека, а со стороны эстетического восприятия предметов и объектов ремёсел, со стороны народного искусства. Восхищение искусствоведов от вновь открытого народного искусства– это большое признание мастерства и художественного вкуса деревенского мастера. Но с тех пор и до наших дней исконная функция традиционных народных ремёсел так и не восстановилась, а лишь ещё более изменилась – стала сувенирной.

Изложим основные правила актуализации традиционных народных ремёсел с точки зрения мастера с приведением пояснений и примеров.

Для рассмотрения принципов актуализации ремёсел обратимся к ремесленным предметам. Ремесленный предмет характеризуется физическими свойствами и эстетическим содержанием. Физические свойства предмета - это те характеристики предмета, которые решают задачи жизнеобеспечение человека.Физическими свойствами ремесленного предмета являются: утилитарное назначение или функция, форма, размер, материал, технология. Эстетическое содержание ремесленного предмета – это художественный образ предмета, определяемый формой (не с точки зрения назначения, а с точки зрения совершенства пропорций) и декорированием (графичность, колорит, элементы, символика, композиция и другие характеристики украшения).

Обозначим актуализацию ремёсел с точки зрения характеристик ремесленного предмета – это процесс изменения физических свойств и эстетического содержания ремесленных предметов в соответствии с изменениямив окружении современного человека. Но это не только прямой процесс преобразования ремесленных предметов прошлого в формат современности, но и обратный процесс изменения окружения современного человека под формат ремесленных предметов.

Преобразование ремесленных предметов прошлого в формат современности

Миграция населения из сельской среды обитания в городскую среду определяет требования к ремесленным предметам. Изменилось жилище человека с деревенских просторных домов на тесные квартиры в многоэтажных кирпичных домах – значит, изменился весь быт человека. Изменились требования к кухонной утвари – ёмкости для хранения продуктов не должны быть такого размера как были в деревенском доме, а должны соответствовать размеру шкафов и полок кухни. От туеска, бытовавшего в Архангельской области, сейчас никто не требует того, чтобы в нём носить молоко или квас, а только то, чтобы он стоял на полке и сохранял сыпучие продукты, поэтому можно изменить принцип закрывания туеска крышкой – закрывать сверху, а не изнутри. Соразмерно изменению внутреннего пространства дома должны быть изменены игрушки в сторону уменьшения размера.

Изменения в жизни связаны не только с изменением размеров жилища, но и с изменением применяемых материалов в строительстве домов, отделки помещений, изготовлении мебели, предметов быта, одежды и всего другого, что нас окружает дома, в том числе с изменениями в образе жизни. Напольное покрытие современной квартиры чаще всего гладкое – линолеум, кафель, ламинат, и традиционные тканые дорожки будут скользить под ногами, что неудобно. Такие тканые половики можно стелить на диван, стулья и кресла. Пример такого использования можно увидеть в Башкирии в туристическом комплексе «Тенгри» – из тканых дорожек сшиты чехлы на офисные стулья, которые красивы и удобны в использовании .

Поясним данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел следующими примерами:

Пример 1. Изготовление мебели на основе буфета, горки, сундука – сохранение назначения, формы, материала, но изменение размера под современную квартиру и изменение технологии: автоматизация производства с применением современных станков, использование клееной древесины, современный крепёж и современная технология сборки мебели.

Пример 2. Традиционная посуда из традиционных материалов, дерева, глины, бересты, изменяется под размеры жилища (квартиры) человека – высота шкафов и полок меньше, так же численность семьи меньше. Посуда уменьшается в размерах, оставаясь неизменной в назначении, форме, материале и технологии.

Пример 3. Окружение детей – игры, игрушки и прочие предметы детского быта могут в большей степени воспринять традиционную культуру. Немалая доля современных заботливых и думающих родителей хочет окружить ребёнка экологически чистыми и безопасными игрушками. В данном случае традиционные игрушки могут придти в мир современного ребёнка с минимальными изменениями размера и технологии. Деревянный коник на колёсах можно выполнить меньшего размера с учётом пространства детской комнаты. Не нужно покрывать дерево краской, а покрывать экологически безопасным лаком на водной основе или оставлять материал без дополнительного покрытия. Использовать подвесную люльку для детей в возрасте до 6 месяцев. Люлька изготавливается из бересты по типу традиционной полотухи (полотуха – плоская ёмкость для перебора каких-либо сыпучих продуктов). В данном случае остаются неизменными форма, материал и технология, изменяются лишь размер и назначение. Берестяные солоники в форме птиц можно использовать в качестве игрушек – изменяется только назначение. Если из такого солоника сделать уточку-каталку, то немного изменится технология при добавлении колёс.

Пример 4. Орнаментирование традиционных предметов быта росписью, которые ранее или не украшались, или украшались другой росписью. Можно оставлять неизменными все свойства декора, но изменять технологию росписи - использовать современные краски, лаки, кисти и другие приспособления.

Пример 5. Изготовление вязаной одежды с традиционным орнаментом – свитера, платья, жилеты и прочие тёплые вещи. Неизменными остаются такие свойства, как графичность, колорит, элементы, символика, но композиция и соразмерность орнамента меняются в зависимости от формы и размера одежды.

Примеров можно приводить множество, но принцип должен быть один – целесообразное соединение ремесленных традиций и современности для целей жизнеобеспечения человека.

Изменение окружения современного человека под формат ремесленных предметов

За последние 100 лет технологический прогресс настолько изменил окружение человека, что ручной мельнице и прялке в доме просто нет места и смысла – мука, хлеб, нитки и одежда продаются в магазине и доступны всем слоям населения. Можно ли говорить о каком-либо воздействии традиционных ремесленных предметов на окружение человека? Несомненно, да!Дело здесь в физических свойствах и эстетическом содержании ремесленных предметов. С одной стороны, назначение и технологии изготовления предметов устарели настолько, что им нет места в домашнем быту. С другой стороны, эти качества являются уникальными в наши дни и используются дизайнерами в качестве новых и привлекательных идей для дизайна кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, различных мероприятий. Эстетическое содержание используется ещё шире, поскольку украшать можно не только интерьеры общественных мест, но и всё, что окружает человека каждый день: экстерьеры, одежду, упаковку продуктов, посуду, мебель. Декорируются традиционным орнаментом поверхности из различных материалов, как натуральных, так и искусственных: дерево, керамика, пластик, стекло, различные ткани, полиэтилен, бетон и другие. Многие из предметов и объектов декорирования являются современными и выполняют новые функции в жизнеобеспечении людей, по сравнению с доиндустриализационным периодом. Супруга автора данного повествования, например, любит покупать молоко в упаковке, на которой изображён фрагмент павловопосадского платка с цветами. Часто люди выбирают полиэтиленовый пакет из множества на прилавке с рисунком стилизованным под «гжель» или другую роспись. Яркий пример декорирования современных предметов и поверхностей орнаментами на основе традиционных росписей – проект Ru.branding фонда «Открытая коллекция».

Придумывают и украшают современные предметы мастера по традиционным росписям и дизайнеры. Работа мастеров ручная и предполагает копирование элементов росписи отдельно или в композиции на новые нетрадиционные предметы, такие, как посуда, сумки и прочие утилитарные предметы. Дизайнеры выполняют стилизацию элементов росписи и размещают созданные элементы на различных поверхностях предметов по законам современного дизайна: остановках транспорта, информационных табличках, посуде, бетонном заборе, одежде, автомашинах, самолётах.

Данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел поясним примерами:

Пример 1. Орнаментирование современных предметов быта, изготовленных из традиционных и нетрадиционных ремесленных материалов. Необходимо изменять или оставлять неизменными свойства декора в соответствие с формой и пропорциями предмета, и изменять технологию росписи - использовать современные краски, лаки, кисти и другие приспособления.

Пример 2. Изготовление галантерейных аксессуаров, таких как дамские сумки, косметички, портмоне, кошельки и пр. с применением традиционных техник ткачества, вязания, валяния, лоскутного шитья и пр. Орнаментирование элементами традиционной вышивки, традиционными образами и символами в нетрадиционных техниках (аппликация и прочее).

Пример 3. Использование техники инкрустации в изготовлении современных предметов из традиционных ремесленных материалов. Инкрустация традиционных орнаментов на традиционном материале.

Необходимо отдельно сказать о таком явлении, как изготовление традиционных ремесленных предметов из нетрадиционных материалов . Плетёные корзины из пластиковых лент (разрезанные использованные пластиковые бутылки)и вязанные круглые коврики из полиэтиленовых пакетов. На первый взгляд человека неравнодушного к народному искусству такие вещи вызывают оторопь и отвращение – как можно заменять бересту на пластик использованных бутылок? С точки зрения художественного восприятия предмета это так. А вот с точки зрения деревенского мастера, изготовившего такую корзину, несколько иначе – в лес идти далеко, снимать бересту тяжело, с ногами плоховато, а у соседей много использованных пластиковых бутылок, которые никто не утилизирует, а в огород закапывать никто не хочет, можно корзин для всех соседей наплести, которые износу знать не будут. Защитник окружающей среды встанет на сторону мастера – отличное решение по утилизации бытовых отходов. На Западе уже продолжительное время существует плетение корзин и других предметов из нетрадиционных современных материалов. Хорошо это или плохо – оценивать каждому лично, но актуализация ремесла здесь налицо – замена традиционного материала на нетрадиционный для обеспечения жизнедеятельности человека в век пластиковой упаковки.

Выделим ещё одно направление актуализации – изменение физических свойств предметов с изменением утилитарной функции на сувенирную . Существует такое мнение, что производство сувениров мастером – это вырождение ремесла. По нашему мнению, производство сувениров – это потребность нашего времени, нашего современного окружения и условий жизни, и задача мастера – наиболее корректно перенести свой ремесленный опыт и знания в новый вид изделий.

Можно определить два вида ремесленных сувениров: аутентичные предметы и новые предметы.

Предмет, аутентичный вышедшему из употребления предмету быта десятилетия назад, теряет утилитарную функцию и становится хранителем информации как о самом предмете, так и, возможно, о событии, человеке, месте, что может иметь своё ценное значение в исторической перспективе. Историческая наука основывается на источниках. Среди таких источников, как летописи, эпос, обряды, отдельно стоят ремесленные предметы, поскольку письменные и устные источники неизбежно изменяются во времени, а созданный столетия назад предмет остаётся неизменным. Это означает, что ремесленный предмет - самый достоверный источник информации. Поэтому изготовление вышедших из употребления предметов в качестве сувенира и подарка очень важно.

Новые ремесленные сувениры изготовляются для создания образа какого-либо ремесленного предмета и для создания образа памятного места, события, человека с помощью ремесленных технологий и традиционных материалов. Задача мастера состоит в том, чтобы минимальными средствами добиться максимальной выразительности и узнаваемости задуманного образа. Вопрос о производстве сувениров мастером-ремесленником очень важный как со стороны развития индустрии туризма в российских регионах, так и со стороны повышения благосостояния мастеров и повышения художественного уровня сувениров.

Приведённые выше соображения можно сформулировать в правила актуализации традиционных народных ремёсел:

Правило №1. Изменение физических свойств традиционного предметапод формат современности, при использованиитрадиционных материалов и изменении назначения в рамках утилитарности.

Правило №2. Применение эстетического содержания одних традиционных предметов для изготовления других традиционных предметов.

Правило №3. Применение эстетического содержания традиционных предметов для изготовления нетрадиционных предметов (ремесленных и промышленных).

Правило №4. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при использовании нетрадиционных материалов.

Правило №5. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при изменении утилитарного назначения.

Актуализация традиционных народных ремёсел – это не новое течение в работе современных мастеров, а это естественный процесс развития ремёсел во все времена. Современный мастер вносит изменения в ремесленные традиции предков, тем самым продлевает им жизнь и, возможно, сам создаёт традиции.

Обобщение индивидуального опыта может открыть путь не только к восстановлению функции ремёсел, но и к востребованности народной культуры в целом в современном обществе. Надеемся, что настоящий доклад может послужить толчком к осмыслению и обобщению опыта современных мастеров для решения проблемы востребованности ремёсел.


Список литературы:

Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. Стр. 21.

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома


Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись


Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань


Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит


Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть


Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар


В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали


Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево


Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста


Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник




Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.