Как можно похвалить группу. Отличие комплимента от лести

Есть ли что-то негативное во фразе «ты молодец»? На первый взгляд, это обычная, стандартная похвала, с помощью которой можно «закрепить» правильное поведение человека. Многие эксперты советуют именно так корректировать действия других людей в нужную сторону. Но известный американский психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» придерживается другой точки зрения: похвала не только не несет пользы, но может пойти и во вред. Почему стоит придержать эмоции в разговоре с коллегой, ребенком, другом? Как выразить свое одобрение, если все же хочется поддержать собеседника?

В чем опасность

Если вы хотите помешать человеку выполнить задачу квалифицированно, похвалите его прямо перед началом работы.

Звучит парадоксально, неправда ли? Познакомьтесь с результатами двух экспериментов, после чего фраза выше уже не покажется такой нелепой.

В Израиле ученикам пятого и шестого классов предложили выполнить творческое задание. Те, кого за работу похвалили, в следующем упражнении показали заметно более низкий результат, чем те, чья работа получила нейтральную оценку. Кроме того, второе задание эти дети выполнили хуже, чем первое, которое делали еще до того, как их похвалили. Подобное исследование было проведено и в США с участием студентов колледжа. Оно тоже показало, что похвала стабильно приводит к снижению качества работы.

В чем связь между словесным одобрением и низкими результатами? Во-первых, когда человека хвалят за успешное выполнение работы, которая не была особенно сложной, он может воспринять это как намек на то, что он не такой уж способный или талантливый, и поэтому его хвалят за ерунду. У него формируются заниженные ожидания в отношении своих способностей, и человек начинает работать менее настойчиво и упорно. Во-вторых, похвала - это еще и моральное давление, ведь теперь нужно соответствовать высокой оценке. Как проще всего этого добиться? Идти проторенной дорожкой, избегать риска и всего нового. Другими словами, лучше выбрать проверенный, пусть и банальный способ, чем стараться удивить, выделиться. А когда мы подсознательно стараемся «просто хорошо выполнить свою работу», интерес к задаче снижается. Именно поэтому не стоит ожидать, что словесное одобрение будет стимулировать повышение качества работы.

Похвала не ведет к хорошему поведению, как принято считать.

Мы хвалим людей, и особенно детей, не только чтобы добиться от них хорошей работы, но и чтобы помочь им сформировать правильные ценности и повысить самооценку. Но что происходит на самом деле? Похвала может стимулировать нужное поведение, но лишь на время. И никак не меняет ценности человека. В 1991 году были опубликованы результаты исследования, проведенного Джоан Грусеч с участием дошкольников: выяснилось, что те, кого матери часто хвалили за проявление щедрости, в повседневной жизни демонстрируют ее несколько реже, чем сверстники.

Не помогает похвала и формированию здоровой самооценки.

Скорее, она работает в обратном направлении. Сказанные в наш адрес добрые слова мы часто воспринимаем, как контроль. К примеру, ваш шеф говорит: «Вы выбрали отличный способ решения этой задачи. Так держать!». Подсознательно, мы начинаем думать, что к успеху привели не наши собственные решения, а выбор именно такого способа, который шеф считал удачным. То есть похвала может оказываться не просто неэффективной, но и вредной.

Что использовать вместо похвалы?

Вы можете подумать, что раз нельзя хвалить, то нужно молчать или ворчать. Это не так. Мы можем минимизировать негативное влияние похвалы, и при этом на новые свершения. Вот четыре практические рекомендации:

  • Хвалите не людей, а результаты их деятельности.

Если мы воздержимся от оценки самого человека, то разрыв между тем, что он слышит, и тем, что из-за этого начинает думать о себе, будет минимален. Лучше комментировать результаты деятельности или то, что человек делает прямо сейчас, а не черты характера и способности. «Отличная получилась история» предпочтительнее, чем «ты отлично пишешь».

  • Формулируйте похвалу как можно более конкретно.

Мы должны не только рассматривать действия или их результаты в целом, но и уделять внимание конкретным аспектам работы, которые показались нам особенно новаторскими или по какой-то еще причине достойными упоминания. Поэтому лучше сказать даже не «отличная получилась история», а «как здо’ рово ты придумала оставить главного героя в конце истории в некотором замешательстве».


  • Избегайте пустой похвалы.

Родители или учителя, искренне довольные чем-то, что сделал ребенок, вовсе не должны скрывать восторг и радость. Похвала становится сомнительной, когда однозначно воспринимается не как спонтанное выражение эмоций, а как продуманная стратегия, трюк, подсмотренный в книжке. Когда нас учат, что нужно «подлавливать людей, когда они делают что-то правильно или хорошо» и хвалить их за это, нам навязывают именно такие довольно вредные и искусственные приемы. В результате получается надуманное, а не искреннее одобрение. Один из верных признаков фальшивой похвалы - неприятный «сладкий» голос, с активной модуляцией, который совершенно не похож на тот, которым мы говорим в обычной жизни.

  • Избегайте похвалы, которая порождает конкуренцию.

Ни при каких обстоятельствах не стоит хвалить человека, сравнивая его с другими. Формулировки вроде «ты лучший в этом классе» (или «в этом отделе») должны быть навсегда исключены из нашего лексикона. Исследования однозначно указывают на то, что подобные комментарии подавляют . Но есть у них и более опасный, хотя и менее заметный эффект: они заставляют человека, получающего похвалу, смотреть на других как на соперников, а не потенциальных союзников и коллег. Из-за этого человек привыкает думать, что достоин высокой оценки, только если смог обойти всех остальных, а это прямой путь к хронической неуверенности в себе.

Публичная похвала также порождает конкуренцию.

К примеру, учитель в начальной школе говорит всему классу: «Мне очень нравится, как Ванечка сидит ровно и спокойно и готов к работе», и этим объявляет конкурс на звание Самого Послушного и Тихого Ученика. Очевидно, что все, кроме Ванечки, в этот момент чувствуют, что проиграли в состязании. Похвала в такой форме имеет и еще три серьезных недостатка. Во-первых, она вредна для самого Ванечки: его отношения с одноклассниками могут серьезно испортиться, если его объявляют Самым Послушным и Тихим. Во-вторых, ключевое слово в этой похвале - «мне». Самому Ванечке все это никак не помогает понять, что это значит - быть послушным и тихим, он учится лишь угождать учителю.

И последнее: в данном примере учитель хвалит Ванечку для того, чтобы манипулировать поведением остальных учеников. Приводить кого-то в пример совершенно недопустимо, причем независимо от того, предлагаем ли мы при этом поощрение или наказание. Похвала на публике немногим лучше публичной критики. Поэтому оценивать людей нужно исключительно один на один.

Каждого из нас хвалят или порицают. Одни люди хвалят, другие - ругают, кто-то вас любит, кому-то вы не нравитесь. Кто-то хвалит с хорошими намерениями или для какой-то пользы, кто-то льстит. Некоторые порицают из-за определённой ситуации, или потому что их настроили против вас, или вы им не нравитесь. Происходят разные события, мы оказываемся в различных ситуациях, связанных с разговорами.

Самый восхваляемый из людей – наш Пророк (мир ему и благословение). Также он наиболее других подвергался критике, более других ему причиняли вред и наносили обиды. Как нам правильно относится к людям, которые хвалят нас или порицают? Когда нам хвалить человека и когда его стоит поругать? Все это происходило в жизни Пророка (мир ему и благословение).

Посланник (мир ему и благословение) одобрял людей, преследую ясную цель. Однажды он похвалил Ашаджа из рода Абд-уль-Кайс, когда делегация от этого племени пришла в Медину и приняли Ислам. Ашадж опоздал немного, потому что прибыв в Медину, он решил искупаться и одеть чистую одежду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал аль-Ашаджу Абд-уль-Кайсу: «В тебе есть два качества, которые любит Аллах: мягкость и терпеливость». Аль-Ашадж сказал: «О Посланник Аллаха, я приобрел их или же Аллах создал меня таким?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Нет, Аллах создал тебя таким». И тогда он сказал: «Хвала Аллаху, который сделал во мне качества, которые любит Аллах и Его Посланник». Это было желание укрепить человека в Исламе. Как говорят:

المؤمن إذا مدح ربا الإيمان في قلبه

«Когда хвалят человека, увеличивается вера человека ». Если похвалить человека за определённые поступки, он воодушевляется, это делается не для обмана, не для того чтобы человек возгордился. Одни люди «раздуваются» от гордости и похвал, что готовы лопнуть.

Очень порицаются чрезмерные похвалы. Кто-то может превозносить другого: «Такой-то лучший в мире, лучший среди людей…». Похвала сверх меры, использование преувеличенных слов не одобряется.

Можно хвалить людей подобным образом: «Этот человек с хорошим нравом…Этот человек благородный… Этот совершает намаз». Так разрешается похвалить любого, потому что это явно. Но не хвалите людей тем, что скрыто от нас: «Некто является любимцем Аллаха… Этот из обитателей Рая… Тот человек из величайших праведников». Это относится в сокровенным вещам. Учёные говорят: «Самым непристойным для человека является соглашаться с мнением других людей о тебе, хотя он таким не является». Каждый человек знает правду о себе. Кто-то может сказать и тебе: «Ты самый щедрый из людей». Но ты ведь знаешь, что не расстанешься хотя бы с четвертью своего имущества в качестве милостыни. Не выражайте согласие с похвалами, являющимися ложью.

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один сподвижник восхвалял другого, он сказал:

«Вы сломали спину этому человеку, то есть хвалимому», в другой версии «вы его погубили». Потому что человек не готов к похвалам, и они могут отрицательно повлиять на человека. Поэтому необходимо знать рамки: принесёт ли пользу похвала или вред.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что если вы хвалите кого-то, говорите ему, что считаете его таковым; что вы предполагаете что он такой. Для того чтобы человек не произносил таких речей, за которых ему придётся ответить перед Всевышним.

Встречаются люди, которые ругают, порицают других, совершая тем самым грех, так как они наносят моральный ущерб людям, без основания причиняя вред. Эти люди бранят других, полагая, что поступают согласно Исламу, повелевая благое и отвергая от запретного, но обижают людей, иногда переходя границы в порицании. Они переходят на личность, стыдят за одежду, критикуют близких. Всё это порицается и запрещено Пророком (мир ему и благословение).

Людям нравится, когда их хвалят, человек любит похвалу, так как это свойственно человеческой природе.

Стенограмма проповеди шейха Мухаммада Ас-Сакаффа

1. Сейчас ты делаешь правильно.

2. Чудесно!

3. Ты справился с этим делом.

4. Правильно!

5. Это замечательно.

7. Да, вот так!

8. Сегодня я горжусь твоей работой.

9. Тебе удаётся делать это лучше всех.

10. Так много лучше.

Замечательная работа!

12. Я невероятно счастлива видеть твою работу.

13. Сегодня у тебя получается это намного лучше.

14. Ты делаешь хорошее дело.

15. Ты в шаге от истины!

16. Это самое лучшее, что у тебя получалось.

17. Поздравляю!

18. То, что надо!

19. Я была уверена, что у тебя всё получится.

20. Это значительное улучшение.

21. Ну, вот ты и понял.

22. Грандиозно!

23. Ну, наконец!

24. Совсем неплохо.

25. Ты хороший ученик.

26. Продолжай так же, ты многого добьёшься.

27. Не плохо для тебя.

28. Я бы не смогла сделать лучше.

29. Потерпи, ещё чуть-чуть и у тебя будет всё ок.

30. Для тебя это было не трудно.

31. Ты сделал это шутя.

32. Это абсолютно правильный путь.

33. С каждым разом у тебя получается всё лучше и лучше.

34. Ты сделал это очень быстро.

35. Это чертовски хорошо!

36. Да, да, да!

37. Отличный способ!

38. Ты всё учёл!

39. Этот именно тот способ?

40. Так держать!

41. Это незабываемо!

42. Восхитительно!

43. Это самое лучшее!

44. Совершенно верно!

45. Прекрасный ход мысли!

46. Какой ты понятливый.

47. Сенсация!

48. Это лучше, чем было.

49. Теперь тебя ничто не остановит.

50. Обалденно!

51. Просто класс!

53. Лучше чем всё остальное!

54. Ты смог это сделать?

55. Это намного лучше чем обычно.

56. Ты потрудился на славу.

57. Ты обязательно добьёшься успеха.

58. Это выдающаяся находка.

59. Фантастично!

60. Невероятно!

61. Это можно назвать отличной работой.

62. У тебя получилось это просто прекрасно.

63. Наверное, ты долго учился?

64. У тебя красиво получается!

65. Ты так много сделал!

66. Реально!

67. С тобой это стало лучше.

68. Предусмотрительно!

69. У тебя хорошая память!

70. Хочу тебя поздравить.

71. Ты как всегда прав!

72. Держись!

73. Это очень своевременно.

74. Сегодня ты сделал больше чем обычно.

75. Замечательный способ!

76. Скоро у тебя будет сноровка.

77. Мне это нравится!

78. Я сильно горжусь тобой.

79. Ты такой умный.

80. Огромное тебе спасибо.

81. Ты превзошёл самого себя.

82. Мне никогда не доводилось видеть ничего лучшего.

83. Ты быстро понимаешь.

84. Твоя работа порадовала меня.

85. Чудненько!

89. Такого ещё никто не видел.

90. Сегодня ты неузнаваем.

91. Вот это успех!

92. Победа!

93. Ну вот ты и узнал свои возможности.

94. Ты супер мастер.

95. Я рада.

96. Выражаю свой восторг.

97. Сногсшибательно!

98. Удачная мысль.

99. Я всегда верила в тебя!

Часто ли мы слышим добрые, ласковые слова в свой адрес? Часто ли мы сами произносим добрые слова своим родным, близким? К сожалению, поругать, накричать на кого-то нам намного легче, чем порадоваться за человека, похвалить его. Как похвалить человека? Как сделать так, чтобы похвальба не стала лестью?

Похвала

Похвала — это одобрение, расхваливание, комплемент, вознесение, восхваление человека. Очень часто возникает вопрос: «Как правильно хвалить человека?» Хвалить надо искренне, от чистого сердца. Похвала часто творит чудеса. Хвалить человека надо за конкретные действия, дела, поступки.

Нужно также помнить и об индивидуальности человека. Ведь кому-то приятно, когда его хвалят прилюдно, а кому-то приятнее услышать одобрение, добрые слова только при личном общении.

Не следует выставлять в качестве примера человека, которого только что похвалили. Это не всегда приятно другим, возможно, для них этот человек не образец для примера.

Обязательно нужно хвалить своих родных! Чтобы похвалить родного человека, можно всегда найти хороший повод. Говорить слова благодарности каждый день своим родным можно просто за то, что они есть!

Как похвалить мужчину

Красивые комплементы для любимых мужчин будут тогда восприняты правильно, когда они будут сказаны по делу.

Пустые похвалы могут восприниматься мужчиной с подозрением. Значит, опять ей что-то надо! А вот искренне сказанная похвала на основании его поступков, дел или достижений воспримется совсем по-другому.

К сожалению, женщина часто не знает, как похвалить любимого, она не видит повода для этого. Мужчин можно хвалить за некоторые вещи, даже если для женщины они кажутся очевидными. Если хвалить любимого мужчину за каждые мелочи, то он будет чувствовать себя нужным, полезным. А если еще похвалить за что-то значимое, то это может окрылить мужчину и он свернет горы для своей любимой.

Вот некоторые фразы, приятные для каждого мужчины:

  • Ты самый лучший!
  • Мне было очень хорошо!
  • Спасибо, все было так вкусно!
  • Я тебя люблю!

Как похвалить девушку

Приятные слова, комплименты всегда нравились девушкам, женщинам. Хвалить надо то, чем она сама гордится. Это могут быть ресницы, глаза, волосы, ноги, фигура, платье и т.д. Хвалить девушку можно не только за её действия, но также за черты характера, за ее внешний вид:

  • Любимая, твоя элегантная походка заставляет мое сердце биться быстрее!
  • Твой сексуальный носик просится на поцелуй!
  • Так любить можешь только ты!
  • Твой волшебный голос уносит меня далеко, на планету любви!
  • Ты как ангел: прекрасна и божественна!

Как похвалить ребенка

Детей наказывают часто — по делу или просто так. А как похвалить ребенка, какие найти слова для него? К сожалению, основные слова для похвалы — «хорошо», «молодец». В качестве слов похвалы можно предложить следующее:

  • Я всегда в тебя верил!
  • Я не знала, что ты так умеешь!
  • На твою работу приятно смотреть!
  • Твоя помощь пришлась как нельзя вовремя!
  • На тебя можно положиться!
  • Ты можешь служить примером для других!
  • Спасибо, родной, за твою честность!
  • Ты исключительный ребенок!
  • Ты моя гордость!
  • Смелый поступок!
  • Ты просто Супер!

Ребенка нужно обязательно хвалить, в том числе и за мелочь: посуду помыл, постель убрал, игрушки положил на место, решил задачку, прочитал, написал (даже если одну ровную, красивую букву из целого предложения). Для детей постарше нужно найти другие слова, которые для их возраста будут важными.

Как похвалить себя

Каждому человеку хочется услышать в свой адрес добрые слова, похвалу за какие-то действия.

Бывают такие моменты, что не все ладится, но обязательно нужно в это время себя поддержать, похвалить. Сначала это надо сделать наедине с собой перед зеркалом. Посмотреть в свои глаза и похвалить себя, можно мысленно, можно вслух, «Ты, молодец, у тебя обязательно все получится, ты сильный (ая), ты обязательно справишься!» Это дает психологическую поддержку на преодоление трудностей.

Нужно научиться хвалить себя вслух, в присутствии других, делать надо это в шутливой форме, что не мешает этой похвале быть действенной.

Очень хорошо действует похвала себя за отлично выполненную работу в виде натурального поощрения: любимого яства (шоколадка, фрукты, пиво и т.д.), долгожданной вещи и тому подобное.

Делайте друг друга сильней, счастливей, любимей!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Что говорить, если надо помочь коллеге, наладить отношения в коллективе или получить повышение

Даже у самого продуктивного и инициативного сотрудника рано или поздно садится батарейка эффективности и, глядя на происходящее, опускаются руки.

Что делать? Похвалить. Одним из самых лучших нематериальных способов поддержать коллегу или наладить мосты - вовремя сказанное доброе и уместное слово. Комплименты также необходимы для поддержания позитивной культуры в компании и создания мотивирующей атмосферы в коллективе. Согласитесь, если кто-то из коллег заметил, «как здорово Вы всё придумали», - Ваше настроение значительно улучшается, силы откуда-то берутся, а дела двигаются в гору с космической скоростью. Действительно, поддержка важна и нужна. Отмечено, что команды, где сотрудники хвалят друг друга, работают быстрее, эффективнее, креативнее, не боятся предлагать идеи, не имеют конфликтов, нацелены на общий результат, обмениваются опытом и открыты к новым проектам.

Как хвалить? С чего начать? И есть ли какие-то проверенные выражения?

Мы подготовили для Вас 17 мотивирующих фраз, которые помогут в разных рабочих ситуациях.

Как сказать: «У тебя получилось ЭТО - …. ».

Если Вы хотите действительно помочь коллеге, то добавьте в похвалу определенности. Укажите что именно он сделал. Тем самым, Вы покажете и свою заинтересованность в личном успехе коллеги, и понимание всей важности его работы для коллектива.

Совет: старайтесь не переусердствовать, указывайте на действительные победы коллеги.

Какие фразы можно сказать:

  • Тобой была проделана большая работа
  • Великолепно сделано
  • У тебя великолепно получается!
  • Как здорово получилось! Ты большой молодец
Как сказать: «Как хорошо ТЫ все придумал».

Совет: не стоит делать это часто, иначе Вы спровоцируете неоднозначные взгляды со стороны коллег или «звездную болезнь» у Ивана Петрова.

Какие фразы можно сказать:

  • Это твоя победа.
  • Это как раз то, что нужно
  • Я знал, что ты можешь сделать это.
  • Я полностью доверяю твоему мнению и твоему вкусу.
Как сказать: «Было СЛОЖНО, но ТЫ справился».

Представьте себя на месте коллеги и Вы прекрасно поймете, как важно, чтобы окружающие понимали, сколько работы, сил и терпения стоит за результатом. Подчеркните сложность задачи, которую преодолел коллега, укажите на его вклад и может, быть, повторите это.

Совет: «Хорошо сделал» - в таком случае будет звучать крайне неуважительно по отношению к труду коллеги. Давайте более развернутые комментарии.

Какие фразы можно сказать:

  • Я горжусь тобой!
  • Ты всё делаешь правильно!
  • Как тебе это удается
  • Был уверен, что не подведешь
  • Именно так!
Как сказать: «У тебя есть, чему ПОУЧИТЬСЯ».

Статус «учителя» не только выразит Ваше уважение, но и подчеркнет важность деятельности коллеги или руководителя. Укажите на его персональную сверхспособность.

Совет: уточняйте, чему именно Вы научились у коллеги или руководителя. Иначе похвала превратиться в бессмысленный и, отчасти, пафосный набор слов.

Какие фразы можно сказать:

  • Открыли новое для этого проекта/компании
  • Ты очень классно это (уточнение) сделал.

    Чувствуется профессионализм и опыт!

  • Отличные презентации у тебя! Всегда такие яркие, красочные. Я горжусь, что ты в нашей команде!
  • Знаю, что всегда могу обратиться к тебе за советом

И всегда помните, что 1 негативная фраза перечеркивает несколько добрых. Относитесь уважительно к работе коллег, не бойтесь обращать внимание на их достижения и избегайте конфликтов на работе. Например, можно даже воспользоваться таким лайфхаком, как записки комплиментов - коллеги отправляют между собой сообщения с похвалой или прикрепляют стикеры на рабочий стол. Перечитать о своих достижениях - один из действенных способов поверить в свои силы, вспомнить, что когда-то подобные задачи были решены. Ну и заодно, понять, что Ваш коллектив - команда мечты.

Даже у самого продуктивного и инициативного сотрудника рано или поздно садится батарейка эффективности и, глядя на происходящее, опускаются руки.

Что делать? Похвалить. Одним из самых лучших нематериальных способов поддержать коллегу или наладить мосты - вовремя сказанное доброе и уместное слово. Комплименты также необходимы для поддержания позитивной культуры в компании и создания мотивирующей атмосферы в коллективе. Согласитесь, если кто-то из коллег заметил, «как здорово Вы всё придумали», - Ваше настроение значительно улучшается, силы откуда-то берутся, а дела двигаются в гору с космической скоростью. Действительно, поддержка важна и нужна. Отмечено, что команды, где сотрудники хвалят друг друга, работают быстрее, эффективнее, креативнее, не боятся предлагать идеи, не имеют конфликтов, нацелены на общий результат, обмениваются опытом и открыты к новым проектам.

Как хвалить? С чего начать? И есть ли какие-то проверенные выражения?

Мы подготовили для Вас 17 мотивирующих фраз, которые помогут в разных рабочих ситуациях.

Как сказать: «У тебя получилось ЭТО - …. ».

Если Вы хотите действительно помочь коллеге, то добавьте в похвалу определенности. Укажите что именно он сделал. Тем самым, Вы покажете и свою заинтересованность в личном успехе коллеги, и понимание всей важности его работы для коллектива.

Совет: старайтесь не переусердствовать, указывайте на действительные победы коллеги.

Какие фразы можно сказать:

  • Тобой была проделана большая работа
  • Великолепно сделано
  • У тебя великолепно получается!
  • Как здорово получилось! Ты большой молодец
Как сказать: «Как хорошо ТЫ все придумал».

Совет: не стоит делать это часто, иначе Вы спровоцируете неоднозначные взгляды со стороны коллег или «звездную болезнь» у Ивана Петрова.

Какие фразы можно сказать:

  • Это твоя победа.
  • Это как раз то, что нужно
  • Я знал, что ты можешь сделать это.
  • Я полностью доверяю твоему мнению и твоему вкусу.
Как сказать: «Было СЛОЖНО, но ТЫ справился».

Представьте себя на месте коллеги и Вы прекрасно поймете, как важно, чтобы окружающие понимали, сколько работы, сил и терпения стоит за результатом. Подчеркните сложность задачи, которую преодолел коллега, укажите на его вклад и может, быть, повторите это.

Совет: «Хорошо сделал» - в таком случае будет звучать крайне неуважительно по отношению к труду коллеги. Давайте более развернутые комментарии.

Какие фразы можно сказать:

  • Я горжусь тобой!
  • Ты всё делаешь правильно!
  • Как тебе это удается
  • Был уверен, что не подведешь
  • Именно так!
Как сказать: «У тебя есть, чему ПОУЧИТЬСЯ».

Статус «учителя» не только выразит Ваше уважение, но и подчеркнет важность деятельности коллеги или руководителя. Укажите на его персональную сверхспособность.

Совет: уточняйте, чему именно Вы научились у коллеги или руководителя. Иначе похвала превратиться в бессмысленный и, отчасти, пафосный набор слов.

Какие фразы можно сказать:

  • Открыли новое для этого проекта/компании
  • Ты очень классно это (уточнение) сделал. Чувствуется профессионализм и опыт!
  • Отличные презентации у тебя! Всегда такие яркие, красочные. Я горжусь, что ты в нашей команде!
  • Знаю, что всегда могу обратиться к тебе за советом

И всегда помните, что 1 негативная фраза перечеркивает несколько добрых. Относитесь уважительно к работе коллег, не бойтесь обращать внимание на их достижения и Например, можно даже воспользоваться таким лайфхаком, как записки комплиментов - коллеги отправляют между собой сообщения с похвалой или прикрепляют стикеры на рабочий стол. Перечитать о своих достижениях - один из действенных способов поверить в свои силы, вспомнить, что когда-то подобные задачи были решены. Ну и заодно, понять, что Ваш коллектив - команда мечты.

«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Как правильно похвалить ученика? Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе.

Ценность учительской похвалы

Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.

Главная функция похвалы - передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. А ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно , и учиться с удовольствием. Задача учителя - постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

Золотые правила учительской похвалы

Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.

1. Хвалите за старательность!

Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!» А на уроке английского языка хорошей мотивацией станет .

2. Хвалите действия, а не личность!

В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. А это, как говорится, тема для отдельной статьи.

3. Четко обозначайте, за что хвалите!

Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке рисования можно обратить внимание на детали рисунка: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником.

4. Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры - прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.

5. Хвалите не только «любимчиков»!

В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент.

6. Останавливайтесь на хорошем!

Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога.

Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения.

Кстати, не менее важно учить родителей своих детей.

7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке химии, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников не столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не виноват!

8. Хвалите без сравнений!

Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.

9. Подкрепляйте похвалу!

Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.

10. Запаситесь «Я-посланиями»!

Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.

Похвала - очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. Разумная учительская и связана с разумными ожиданиями, и большинству учеников удастся их оправдать. Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника - заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!

Фото : Екатерина Пашкова.