Картины с лицами родственников. Групповые и семейные портреты – профессиональные хитрости и сложности съемки

Данный урок фотографии мы начнем с важного первоначального условия: при съемке группы людей фотограф должен обращать внимание на то, что каждый индивид визуально подключается к другому человеку на фотографии. При этом следует соблюдать правило фотографирования группы людей: лица должны располагаться достаточно равномерно друг от друга, но люди соединяются между собой перекрытием корпусов тел.


Обратите внимание на отсутствие "пробелов" между отдельными членами семьи на этом семейном портрете.

Другой популярный метод для группового портрета заключается в том, чтобы сфотографировать людей, образуя так называемую пирамиду, когда позирующие расположены таким образом, что снизу снимка формируется более широкое основание, а вся композиция как бы стремится к единой вершине. Это, конечно, не настоящая форма египетской пирамиды, но можно заметить, что широкое основание, базовая часть фотографии уравновешивает и удерживает верхнюю.

Пробуйте расположить людей так, чтобы объекты в снимке взаимодействовали друг с другом, вместо того, чтобы просто смотреть прямо в камеру.

Но не следует забывать, что используя данный способ, в дополнение нужно обязательно следить за тем, чтобы все лица, которые повернуты в сторону от камеры, все-таки были хорошо видны и различимы. Просите всегда слегка разворачивать головы в направлении объектива.

Еще одним дельным предложением будет служить следующее: используйте геометрические фигуры в расположении значимых точек на ваших групповых или семейных снимках.

Например, вы можете создать свой семейный портрет с помощью треугольников. Это не должны быть визуальные равносторонние треугольники, они могут различаться и формой, и размером, но создавать для глаз зрителей такую возможность, чтобы переходить от одного лица к другому.

Руки - одна из важнейших частей в портретной фотографии. Никогда нельзя забывать о них - ни тогда, когда создаете одиночный образ, ни даже тогда, когда фотографируете групповой портрет. Большой ошибкой считается, если все люди на вашем снимки располагают руки одинаково. Меняйте положение рук своих моделей, чтобы улучшить общую позу портретируемых.

Лучшее настроение для семейного портрета - когда показывается любовь и привязанность членов семьи друг к другу. Выстраивайте композицию таким образом, чтобы лица ваших моделей располагались близко друг к другу. Очень часто такое расположение приводит к тому, что члены семьи начинают естественно улыбаться, потому что видят перед собой любимые лица и наслаждаются близостью и ощущают как никогда тесноту связи.

И вы как фотограф обязательно почувствуете как семья делится радостью от общения друг с другом, а это непременно отразится на общем настроении снимка.

Старайтесь оценивать фотографии с точки зрения профессионального фотографа - критичный подход всегда помогает сосредотачиваться на достоинствах и недостатках того или иного портрета. Набирайтесь опыта и "критической массы восприятия", когда рассматриваете снимки других фотографов, чтобы автоматически ловить наиболее удачные спонтанные моменты на фотосессиях, ведь ваши фотографии должны радовать людей не один день.

И о технических деталях групповой фотографии...

Конечно, в идеале необходимо творчески и индивидуально подходить к каждой фотосессии. Но никогда не помешает действенный и уже наработанный опыт других фотографов. Например, семейный портрет, где есть двое детей, может быть "круговым". Расположите своих моделей голова к голове на траве по кругу, чтобы они держались за руки.

Групповой портрет отличается тем, что допускает использование стандартного широкоугольного объектива. Фотографу вполне может хватить собственного роста, чтобы захватить полностью в кадр все семейство, в ином случае придется воспользоваться лестницей или какой-нибудь приступочкой.

Фокус выбирайте по центру изображения и используйте среднюю глубину резкости (Напоминаем, что использование диафрагмы 2,8 и шире не годится для съемки групповых портретов, так как все лица должны находиться в зоне резкости и если нет задумки размыть или размылить кого-то, то вне конкуренции будет открытие диафрагмы от f/8 до f/16.)

При работе с большими семьями старайтесь располагать людей вместе таким образом, чтобы они образовывали группы: рослые и молодые люди на заднем плане, пожилые в центре и дети спереди. Также помните о нюансе - самые высокие люди находятся по краям фотографий, как бы замыкая всю групповую композицию.

Не полагайтесь на волю случая и на произвольное правильное размещение людей в кадре, а также избегайте распределения "высокий-низкий-высокий-низкий".

Не бойтесь пользоваться , чтобы подсветить тени и "заморозить" лица для проработки большей глубины резкости, чтобы все абсолютно попали в зону резкости в кадре.

Отличная идея - подсказать моделям, чтобы они обнялись. Это покажет эмоциональную близость семьи. Хороший снимок можно получить, если наглядно продемонстрировать очевидные возрастные различия, например, бабушки с внучкой.

Правильными в настройках камеры для подобных моментов в портретных фотосессиях будут короткие выдержки. Нельзя заставлять моделей "держать улыбку", она получится искусственной и придаст неестественный эффект фотографии.

Напомните своим подопечным перед съемкой, чтобы подобрали одежду похожих оттенков и одинаковую по стилю. Не бойтесь экспериментов с расцветками, но избегайте яркого красного, он может испортить вам все кадры.

Параметры для семейных портретов разнообразны. Фотографу всегда необходимо стремиться к тому, чтобы получить сбалансированное и четкое изображение, поэтому используйте вспышку при необходимости для получения оптимальной выдержки (не менее 1/125). Рабочей должна быть диафрагма f/11-f/22, если имеете дело с большой группой, чтобы все находились в фокусе. Однако, если в фотосессии участвует три модели или меньше, используйте малую глубину резкости (f/2-f/5,6), чтобы сохранить фон размытым.

Еще одна небольшая профессиональная хитрость - любой групповой портрет стоит снимать с помощью серийной съемки. Делайте сразу несколько кадров, так потом будет проще выбрать фото, где никто не моргает. Когда фотограф снимает одну модель, то вероятность моргания невелика, и если моргнет - можно тут же заметить и переснять. Чем больше группа людей, тем выше вероятность, что кто-то не вовремя закроет глаза.

В случае, когда вы снимаете против солнца очень пригодится один из дельных советов, о которых мы писали в статье . Попросите всех закрыть глаза и открыть их только по вашей команде. Первое время люди не будут ничего видеть, так как глаза привыкли уже к темноте, и пока не адаптируются, щуриться не будут.

Не бойтесь творчески подходить к делу. Ключевой вопрос в семейных фотосессиях заключается в количестве людей, которых вы будете фотографировать. Большое количество народа всегда можно разбить на небольшие группы, а затем даже смонтировать при постобработке в один кадр. Самое главное, чтобы на снимке чувствовалась атмосфера единения между людьми. Тогда фотосессия может считаться удавшейся.

Семейный портрет – тот тип фотографии, который с любовью трепетом хранится долгие годы. Не стоит его снимать нарочито пафосным, ведь вместо этого существует множество способов сделать семейный портрет ярким и креативным.

Будьте изобретательны с тем, как вы размещаете людей для семейного портрета. Это, конечно, будет зависеть от того, какое количество людей вы снимаете и сколько места в вашем распоряжении.

Например, типичную семью с двумя детьми, вы можете расположить в семейный кругбуквальном смысле). Попросите всех лечь на землю и взяться за руки. Используйте стандартный или широкоугольный объектив с диафрагмой от 17 до 50 мм. Встаньте над получившимся «семейным кругом» — в идеале вы можете использовать небольшую стремянку. Сфокусируйтесь на центре кадра. Выберите среднюю глубину резкости: идеальными будут значения диафрагмы в пределах от f/9 до f/16.

Группируйте членов семьи

Если вы имеете дело с большой семьей, разместите членов семьи вместе, но по группам. Высоких, молодых людей разместите позади, пожилых членов семьи – в центре, а детей – на переднем плане. Также помните о том, что по краям фотографии должны находиться люди высокого роста.

Используйте внешнюю вспышку, чтобы избавиться от нежелательных теней, и большую глубину резкости, чтобы все люди на фотографии были в фокусе.

Подчеркивайте эмоции

Отличной идеей будет показать на семейном портрете эмоции и родственные чувства. Предложите вашим моделям держать друг друга за руки, или обнимать друг друга.

Либо вы можете подчеркнуть преемственность между представителями разных поколений семьи, например, засняв бабушку, дочь и внучку.

Попробуйте снять такой сюжет в естественном освещении и с короткой выдержкой, чтобы иметь возможность сфотографировать улыбку на лицах ваших моделей сразу же, как только она появится. Если вы попросите людей улыбаться специально, то на фотографии такая улыбка, вероятнее всего, выйдет неестественной.

Как снимать семейный портрет: Правильно подбирайте одежду

Съемка семейного портрета – прекрасный повод, чтобы выглядеть как можно лучше. Для усиления эффекта единения всех членов семьи, попросите их для фотографии подобать одежду одного цвета, или же единого стиля. Например, вы можете предложить всем выбрать деловой стиль одежды.

Главное, помните, что чересчур насыщенных красных оттенков лучше избегать.

Также попробуйте поэкспериментировать с различными сочетаниями цветов для достижения непринужденного внешнего вида.

Используйте крупные планы для съёмки семейных портретов

Крупные планы – это отличный способ передать эмоции. Разместите двух человек, например, мужа и жену, брата и сестру, или мать и дочь, как можно ближе друг к другу и предложите им побеседовать.

Используйте макро- или стандартный объектив и кадрируйте крупный план. Дождитесь подходящего момента: это может быть улыбка или выразительный взгляд, и сделайте снимок.

Используйте вспышку, чтобы «заморозить» движение, и малую глубину резкости, чтобы и акцентировать внимание на лицах моделей.

Используйте нестандартные позиции для съёмки

Экспериментируйте с углами съемки. Разнообразьте положения, из которых вы снимаете семейный портрет, и вы получите очень интересные результаты.

Например, лежа на спине попросите снимаемых вами членов семьи встать над вами. Используйте вспышку для того, чтобы осветить людей на фоне яркого неба. Не забудьте попросить ваших моделей немного наклонить головы вниз, чтобы носы на фото выглядели естественно.

При съёмке семейных портретов, настройки экспозиции могут варьироваться, при этом вы всегда будете стремиться получить четкое и сбалансированное изображение.

Для этого, при необходимости, используйте вспышку и разумную выдержку: не менее 1/125 с. Если вы снимаете группу людей, используйте большую глубину резкости: от f/11 до f/22, чтобы каждый член семьи был в фокусе.

Если же вы фотографируете не больше трех человек, используйте малую глубину резкости: от f/2.0 до f/5.6, чтобы размыть фон и акцентировать внимание на людях.

Занимает немало времени, однако, люди ради получения отличных результатов, как правило, готовы к этому.

При групповых съемках вам может потребоваться широкоугольный объектив, и внешняя вспышка. Кроме того, весьма полезными будут , но для их использования вам может потребоваться помощник или специальный штатив.

Заключение

Самый главный совет при съемке семейных портретов: будьте креативны. Выходите за рамки классических портретов. Сегодня актуальны портреты на открытом воздухе при естественном освещении и в естественных позах.

Абрахам Ламберт Якобс ван ден Темпел.
Семейный портрет.
2-я половина 1660-х.

Адриан ван Остаде.
Крестьянская семья.
1647.

К родителям на Севере никогда не обращались на «вы», как это распространено на Украине. Неродные отец и мать, как известно, назывались отчимом и мачехой, а неродные дочь и сын - падчерицей и пасынком. Дети родных братьев и сестер назывались двоюродными. Маленькие часто называли деда «дедо», а бабку «баба», дядюшку и тетушку племянники звали иногда божатом, божатком, божаткой, божатушкой или крестным, крестной. Так же называли порой и других, более дальних родственников. Невестка, пришедшая в дом из другой семьи, свекра и свекровь обязана была называть батюшкой и матушкой, они были для нее «богоданными» родителями. По отношению к свекру она считалась снохой, а по отношению к свекрови и сестрам мужа - невесткой. Сестра называла брата брателько, братья двоюродные иногда называли друг друга побратимами, как и побратавшиеся неродные…
Деверьями женщины звали мужниных братьев, а сестер мужа - золовками. По этому поводу создана пословица: «Лучше семь топоров, чем семь копылов». То есть лучше семь братьев у мужа, чем семь сестер. Зять, как известно, муж дочери. Отец и мать жены или невесты-это тесть и теща, но в глаза их было положено называть батюшкой и матушкой. Родители невестки (снохи) и родители зятя называли друг друга сват и сватья. (Сват в свадебном обряде - совсем другое.) Женатые на родных сестрах считались свояками, а свояченицей называлась почему-то сестра жены. Звание «шурин» существует лишь в мужском роде и для мужского пола, оно обозначает брата жены, а муж сестры является зятем для обоего пола. По этому поводу в народе бытовала шутливая загадка: «Шурина племянник какая зятю родня?» Не сразу и догадаешься, что речь идет о родном сыне.

Бартоломеус ван дер Хелст.
Семейный портрет.
1642.

Василий Андреевич Тропинин.
Семейный портрет графов Морковых.
1813.

СЕМЬЯ. Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи.
Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. Ожидать от младенца готовой любви, например, к дяде или же тетушке нелепо, вначале его любовь не идет далее матери. Вместе с расширением физической сферы познания расширяется и нравственная. Ребенку постепенно становится жаль не только мать, но и отца, сестер и братьев, бабушку с дедом, наконец, родственные чувства настолько крепнут, что распространяются и на теток с дядюшками. Прямое кровное родство становится основанием родству косвенному, ведь сварливая, не уважающая собственных дочерей старуха не может стать доброй свекровью, как и из дочери-грубиянки никогда не получится хорошей невестки. Доброта и любовь к родственникам кровным становится обязательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственникам некровным. Как раз на этой меже и зарождаются роднички высокого альтруизма, распространяющегося за пределы родного дома. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Активное противодействие таким проявлениям характера не приносило семье ничего хорошего. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать.
Веками складывалось в крестьянской семье и взаимоотношение полов. Например, жены с мужем, сестры и братьев. Особенно наглядно выглядят эти взаимоотношения в труде. Женщина, закатывающая на воз многосаженное бревно или махающая кувалдой в кузнице, была так же нелепа, как и прядущий кузнец или доящий корову мужчина. Только по великой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.
Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха - женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке и заспе* (* Заспа - овсяная крупа (сев. ж.)). Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром большухи. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Большуха отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве.
Звание «большуха» с годами незаметно переходило к жене сына.
Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи и властями предержащими. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всех этих делах не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях. Лишь дальние родственники (убогие или немощные, до самой смерти живущие в доме) благоразумно не участвовали в этих советах.
Семья крестьянина складывалась веками, народ отбирал ее наиболее необходимые «габариты» и свойства. Так, она разрушалась или оказывалась неполноценной, если была недостаточно полной. То же происходило при излишней многочисленности, когда, к примеру, женились два или три сына. В последнем случае семья становилась, если говорить по-современному, «неуправляемой», поэтому женатый сын, если у него имелись братья, стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю из общественного фонда, а дом строили всей семьей, помочами. Дочери, взрослея, тоже покидали отцовский дом. При этом каждая старалась не выходить замуж раньше старшей сестры. «Через сноп не молотят», - говорилось о неписаном законе этой очередности.
Дети в семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считались большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых тяжких грехов. Вырастая и становясь на ноги, сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогда не зарастала в сердце каждого из них.

Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.

Василий Григорьевич Перов.
Путешествие квартального с семейством на богомолье. Эскиз.
1868.

В нормальной крестьянской семье все дети рождались по преимуществу в первые десять-пятнадцать лет брачной жизни. Погодками назывались рождаемые через год. Таким образом, даже в многодетной семье, где было десять-двенадцать детей, при рождении последнего первый или самый старший еще не выходил из отрочества. Это было важно, так как беременность при взрослом, все понимающем сыне или дочери была не очень-то и уместна. И хотя напрямую никто не осуждал родителей за рождение неожиданного «заскребыша», супруги - с возмужанием своего первенца и взрослением старших - уже не стремились к брачному ложу... К ним как бы понемногу возвращалось юношеское целомудрие.

Василий Белов. Лад. Москва, «Молодая гвардия». 1982.

Василий Григорьевич Перов.
Трудовое семейство. Эскиз.

Г. Васько.
Портрет юноши из семьи Томары.
1847.


Григорий Семёнович Мусикийский.
Семья Петра I в 1717.

Елизавета Бём (Эндаурова).
Сердце на месте, когда вся семья вместе!


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
В семье друг друга все дарят яичком ярко-красным.


Иван Васильевич Лучанинов.
Возвращение ратника в свое семейство.
1815.


Иван Глазунов.
Семья художника.


Илья Ефимович Репин.
Семейный портрет Деларовых.
1906.


Карл Павлович Брюллов.
Семья итальянца.
1831.


Константин Маковский.
Семейный портрет.
1882.


Леонид Осипович Пастернак.
Лев Николаевич Толстой с семьей в Ясной Поляне.
1902.


Ловис Коринф.
Семья художника Фрица Румпфа.


Моронобу Хисикава.
Сцены, связанные с семьей Сога.

Николай Иванович Аргунов.
Портрет мальчика из семьи Шереметевых.
1803.


О. Верейский.
Семейный портрет.


Ольга Каблукова.
Столетняя царскосельская крестьянка с семьей.
1815.


Пётр Петрович Кончаловский.
Семейный портрет («сиенский».).
1912.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия.
1637.


Рембрандт Харменс ван Рейн.
Семейный портрет.
1668-1669.


Сандро Ботичелли.
Алтарь Заноби. Поклонение волхвов с изображением членов семьи Медичи.


Т. Шевченко.
Крестьянская семья.
1843.


Фёдор Петрович Толстой.
Семейный портрет.
1830.


Эдгар Дега. Семейство Беллелли.
1858-1859.


Эдуард Мане.
Семья Моне в саду.
1874.

Якоб Йорданс.
Семья художника в саду.
1621.

Хотя индивидуальные портреты бывают очень интересными, первенство все равно принадлежит семейным снимкам, особенно тем, где запечатлены несколько поколений: например, внук, папа и дедушка. Самый логичный способ расположить на снимке трех человек — это построить их в ряд. Но обратите внимание на то, что они должны стоять плечом к плечу и

обязательно улыбаться: иначе картинка получится статичной, а дружная семья будет напоминать „трех танкистов"!

Что касается разницы в росте моделей, то ее можно обратить и на пользу. Самого высокого лучше поставить в середину, а двух других по бокам — это создаст своеобразный треугольник. Можно также поставить самого высокого позади других, чтобы его лицо было видно за их плечами. В случае несущественной разницы в росте под ноги человеку, стоящему позади, можно подложить несколько книг или использовать другую подставку. Главное, чтобы глаза всех моделей не оказались на одном уровне, и чтобы кто-то стоял либо спереди, либо позади основной группы — это создаст ощущение объемности.

Если освещение хорошее, у нас есть возможность выставить маленькое значение диафрагмы — f/11 или f/16. В противном случае необходимо построить всех моделей примерно на одинаковом расстоянии от камеры, чтобы все попали в фокус.

Используя широкоугольный объектив, вы приобретаете большую свободу действий, так как можете расположить группу подальше от камеры, что придаст снимку дополнительную глубину. Любые же способы приближения (зум или пространственное приближение) скроют перспективу.



Расширяя границы взятого жанра, мы постепенно приближаемся к съемке больших групп. На традиционном семейном снимке с четырьмя моделями обычно двое сидят спереди, а двое других стоят позади них. Если вы принадлежите к этой четверке, вам надо установить камеру в режим автоспуска и поставить таймер. Тогда вы успеете присоединиться к другим моделям.



Что касается заднего плана, больше всего подходит простой, не отвлекающий внимания фон. Если съемка происходит в помещении, пусть это будет белая стена, а если снаружи — подойдет зеленая листва или кустарник. Как вы понимаете, это в основном касается именно тех фотографий, для которых задний план не имеет особого значения. Но часто бывает так, что снимок только выиграет, если в него войдут разные детали „семейного гнезда". Застекленные балконы обычно светлые и открытые, на верандах чаще всего стоит оригинальная мебель, а оклеенные постерами спальни — идеальное место для съемки подростков.

Еще можно сфотографировать семью на фоне дома. Но насколько это реально, зависит непосредственно от здания и от того, что его окружает. Если вы на это решились, фотографируйте широкоугольным объективом: он позволит вместить в кадр большое пространство. Что касается семьи, ее можно будет расположить в углу снимка. Чтобы четким получился не только передний план, но и фон, установите маленькое значение диафрагмы — f/11-16 подойдет для этого лучше всего, если, конечно, позволит освещение.



Даже если модели вас хорошо знают, есть вероятность, что они начнут нервничать, когда вы попросите их позировать. Так что если вы не найдете способа их отвлечь, случится как раз то, чего опасаются все фотографы: модели потеряют естественную фотогеничность и получатся не самым лучшим образом. Удачные снимки получаются только тогда, когда модели чувствуют себя раскованно.



То же самое касается и портретных съемок на природе — в лесу, в городе, на пикнике, на побережье, да и вообще на отдыхе у нас или за границей. Фотографируя на улице, не забывайте следить за освещением, особенно если яркие лучи солнца падают отвесно. Но что же делать, если это так? Во-первых, можно найти место в тени — под деревом или навесом — и снимать там. Приглушение верхнего света означает, что вы не получите черных теней под глазами, носом и подбородком. Весь свет, попадающий на моделей, будет идти сбоку и спереди, что создаст мягкий, привлекательный эффект. Сделанные таким способом групповые снимки особенно хороши.

Казалось, что может быть проще съемки портретов? Этот наиболее популярный для семейных фотоальбомов формат является для большинства фотографов неким базисом, что ничуть не удивительно. Те же, кто смог отточить мастерство в совершенстве, неплохо зарабатывают, выбрав специализацию портретного фотографа.

Если вспомнить историю фотографии, то именно семейное фото стало толчком для развития индустрии фотографии. Чуть позже начали осваивать пейзажную, жанровую и репортажную съемки. Тогда, чтобы сделать хороший снимок, требовались длительные выдержки, сам процесс был довольно трудоемок, а услуги семейной фотосессии оценивались достаточно высоко. Первые фотографы в стремлении к совершенству изо всех сил старались познать магию фотоискусства. Бесценный опыт и отличный знания своего дела отличали профессиональных мастеров светописи начала XX века. Увы, в современном мире далеко не все, кто имеет фотоаппарат, смогут объяснить, как он устроен.

Для начинающих «портретистов» мы собрали основную информацию и постарались заострить внимание на важных моментах: пять вещей, к которым следует прислушаться, и столько же — которые не стоит выполнять ни при каких обстоятельствах.

Итак, что следует делать при портретной съемке:

Группируйте людей!

Ученые утверждают, что комфортное расстояние до другого человека в среднем составляет 1,5 метра и зависит от психофизических особенностей личности, национальности, возраста и т. п. Даже когда мы делаем групповой снимок, люди в кадре непроизвольно стараются отстраниться друг от друга. Но фотография выглядит цельной тогда, когда присутствующие на ней находятся близко по отношению друг к другу. В первую очередь, это дает некий эмоциональный фон — ощущение теплоты дружеского плеча. Интересные снимки получаются, когда люди стоят не анфас, а в пол-оборота к фотографу. Во время съемки учитывайте также гендерные и психологические особенности. Так, представителей старшего поколения уместно посадить на стул, а женщин и детей вывести на передний план и т.п.

Грамотно выбирайте одежду для своих моделей

Конечно, выбор костюма – задача не фотографа, а тех, кого снимают. Для студийной портретной съемки часто рекомендуют обращаться к услугам стилистов. Если же вы полагаетесь на свой вкус, постарайтесь прислушаться к нашим советам. Для группового снимка хорошо будет, если все оденутся в единой цветовой гамме. Для того чтобы облегчить труд фотографа в последующей обработке полученных снимков, выбирайте для своих моделей одежду сдержанных оттенков. Кричащие цвета и яркие принты – не лучший вариант для семейного фотоальбома.

«Не проморгайте» моргнувших

Фото, где в кадре всего два-три человека, можно сколь угодно раз переснимать, и, что самое главное, это никого не утомит. Если же вы фотографируете большую группу людей, то довольно сложно выбрать момент, когда все единовременно посмотрят в камеру, и при этом выражения их лиц будут естественны. Кто-то непременно закроет глаза в момент вспышки или вовсе отвернется. В этом случае профессионалы используют метод скоростной съемки, после чего выбирают наилучший вариант и обрабатывают в Photoshop. Однако это довольно трудоемкое занятие. Чтобы фотография с большим количеством людей понравилась всем участникам процесса, нужно быть внимательнее в самом процессе съемок. Постарайтесь фиксировать телодвижения людей в кадре и моргание, прежде чем нажмете клавишу спуска. На практике фотографы очень быстро оценивают условия и знают, когда поймать нужный момент.

Подбадривайте людей и шутите с ними

Хорошая шутка вовремя и к месту поможет снять напряжение в команде, а искренние эмоции и смех останутся запечатленными в кадре. Придумайте что-то свое, не ограничиваетесь традиционным «сы-ы-ы-р-р». Предложите людям попробовать новые позы, например «статуи любви» или «живые пирамиды», заставьте их прыгать, кружиться. Используйте все уловки, чтобы фотография получилась яркой и необычной, а самое главное – наполненной непредвзятыми эмоциями.

Резкий передний план – размытый фон

Для портретной съемки чаще всего пользуются режимом «приоритет диафрагмы». Выбирайте такое число диафрагмы, при котором лица людей будут резкими, а фон размытым. Но иногда даже при значении диафрагмы f2.8 размытым может оказаться не только задний фон, но и лицо человека, расположенного ближе к краю кадра. Очень сложно добиться четкого изображения, когда люди находятся на разном расстоянии от фотографа. В этом случае необходимо сделать несколько пробных снимков с разными экспозициями. Попробуйте установить число выдержки чуть меньше максимального, обязательно просматривайте полученные результаты на мониторе фотоаппарата, в зависимости от этого меняйте значение диафрагмы в большую или меньшую сторону. Некоторые профессионалы даже делают замеры расстояния, с которого резкость начинает пропадать. Нужно ли это вам для получения хорошего снимка, решайте сами и всегда помните о том, что кто-то стоящий с краю в кадре может оказаться размытым …

Что не следует делать при портретной съемке

О том что нужно сделать, написано выше. Но так же стоит помнить о том, что делать не нужно.

Не забывайте о настройках

Перед тем как приступить непосредственно к фотографированию, проверьте и по необходимости поменяйте все основные настройки камеры. Светочувствительность (ISO) по возможности поставьте на минимум, настройте диафрагму, выдержку, баланс белого, установите, если это требуют условия, компенсацию экспозиции, качество изображения. Пренебрежение этой обязательной процедурой может повлечь за собой необратимые последствия. Только представьте, какими получатся портреты, если в фотоаппарате по умолчанию стоят настройки для пейзажа. Не забывайте о том, что параметры съемки в условиях уличного освещения будут иными, чем в помещении.

Предотвращайте попытки людей наклонить головы на плечи друг другу и обнять за плечи

Эта поза характерна скорее для любительских снимков, тогда как профессиональный фотограф никогда и ни при каких обстоятельствах не допустит этого. Большинство ошибочно полагают, что если наклонить голову на плечо рядом стоящему, они получатся лучше. Однако это не так. А руки на плечах и вовсе визуально утяжеляют восприятие кадра.

Не проявляйте негатива

Ни в коем случае не говорите в процессе съемки, что кадр не получился. Вместо этого радостно воскликнете: «Отлично! А теперь давайте попробуем с другого ракурса!». Ваши эмоции передаются тем, с кем вы контактируете. И то, как вы говорите, отражается на конечном результате. Вспомните, как с вами обращались фотографы: «Изумительно!», «Просто супер!», «Вы прекрасны»! и т.п. Если будете нести позитив с достаточной уверенностью – люди будут охотно позировать, а вы в итоге получите отличные кадры.

Четвертый и пятый пункт выглядят, на первый взгляд, противоречиво. Поэтому мы решили рассмотреть их вместе.

Не допускайте мать семейства контролировать съемочный процесс

Не идите на поводу у мам, пап, дедушек, бабушек и прочих членов семьи. Понятно, что всем кажется, что они лучше знают свою семью и как она будет выглядеть на фото. А у фотографа велико искушение сделать так как от него требуют, потому что в этом случае «клиент будет доволен». На практике эффект обычно бывает обратным. Запомните — фотограф вы, и если люди просят вас сделать портрет, значит они доверяют именно вашему умению. Поэтому не упускайте контроль над съемкой из рук. Конечно пожелания должны быть учтены, но решение о том как сделать снимок — должно быть за вами.

Учитывайте идеи родителей и детей. Они могут быть довольно интересными.

Сначала о маме. Вспомните вечные наставления из детства: «Не бегай, не смейся, веди себя прилично!» Внимая таким ценным указаниям, вы рискуете получить семейное фото с каменными лицами, неискренними улыбками и напряженными позами. Так что если вы поняли, кто глава семейства, попытайтесь разрядить обстановку самостоятельно. Если не получается, сделайте несколько формальных фотографий, после чего, скажите, что вы закончили и хотите поиграть с детьми. Вот тут-то, скорее всего, и получатся самые яркие кадры. Покажите с монитора фотоаппарата полученные снимки и предложите родителям продолжить – наверняка, они не откажутся.

Если вы сумели создать неформальную обстановку, то идеи, исходящие от всех членов семьи, можно, не задумываясь, использовать. Довольно часто совместное творчество приносит замечательные плоды в виде прекрасных фотоснимков.