Изменить свой мир к лучшему. Жизненные принципы, которые меняют мир к лучшему

Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Наконец-то мы дошли до самого юридического из всех министерств, которое действует на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации . У него есть много важных и полезных для нас функций, поэтому рассмотрим их по порядку.

1. Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти , которые касаются прав, свобод и обязанностей человека, или устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер. Во 2 главе уже говорилось, что если они не зарегистрированы Минюстом, то не вступают в силу и не могут применяться.

2. Минюст руководит Службой судебных приставов , которая занимается принудительным исполнением судебных решений. Ею руководит Главный судебный пристав - заместитель Министра юстиции РФ.

В нее входят: департамент судебных приставов Минюста, служба судебных приставов Управления военных судов Минюста, службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также районные, межрайонные и т.д. подразделения судебных приставов.

И здесь все обстоит очень просто: на нижестоящие подразделения судебных приставов нужно жаловаться в вышестоящие.

3. Минюст занимается исполнением уголовных наказаний , содержанием подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраной, этапированием и конвоированием, а также контролем за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Раньше эту работу выполняло МВД, но теперь ею занимается Минюст.

4. Минюст руководит работой судебно-экспертных учреждений , правда, учреждения, проводящие судебные экспертизы есть и в других ведомствах (например, Экспертно-криминалистический центр при МВД РФ и т.д.). Главным экспертным учреждением Минюста является Федеральный центр судебных экспертиз РФ, находящийся в г. Москве. В регионах экспертизы проводят экспертные центры, лаборатории и т.д.

5. Минюст наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий , контролирует исполнение ими своих обязанностей, выдает им лицензии, и т.д.

Контролем за нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, занимаются органы юстиции, а за нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты.

Определение . Нотариальная палата - это некоммерческая и негосударственная организация, в которую входят все нотариусы, занимающиеся частной практикой. Поэтому можно сказать, что в лице нотариальной палаты нотариусы контролируют сами себя и они редко бывают к себе слишком строги.

6. Минюст ведет реестры адвокатов и участвует в работе адвокатских палат. При этом Минюст руководствуется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" 35 .

Определение Адвокатские палаты - это некоммерческие организации, членами которых являются адвокаты, именуемые в законе “независимыми советниками по правовым вопросам”. Палаты создаются в каждом субъекте федерации и, кроме того, существует Федеральная палата адвокатов РФ.

Об адвокатах и о контроле за ними мы поговорим в 6 главе.

7. Минюст удостоверяет подлинность подписи нотариуса и его печати при легализации документов . Документы, полученные из другого государства, должны быть легализованы, т.е. специальный орган (в нашей стране это Минюст) должен подтвердить подлинность печатей и подписей на них, поскольку органы другого государства не имеют возможности проверить ее сами.

Легализация - это сложная процедура, поэтому в некоторых международных договорах предусматривается, что подписавшие их государства принимают друг у друга официальные документы без легализации, если на них есть апостиль т.е. штамп, подтверждающий подлинность подписей и печатей .

Наконец есть страны, которые принимают документы даже без апостиля, но на это должно быть специально указано в международных договорах

8. Минюст регулирует работу по регистрации актов гражданского состояния , которой занимаются органы ЗАГСа .

Определение . Актами гражданского состояния называются рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

9. Минюст является уполномоченным органом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Недвижимость, (т.е. земельные участки, недра, и все, что прочно связано с землей, иными словами, вещи, которые нельзя переместить без ущерба для их назначения, в том числе леса, здания, сооружения) - это наиболее ценные и важные для общества вещи. Поэтому права на них регистрируются государством в особом порядке .

Регистрацию проводят специальные органы юстиции, которые создаются субъектами федерации. Например, в Москве это Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, а в Московской области - Московская областная регистрационная палата.

Минюст контролирует их работу, оказывает им помощь, а также назначает и освобождает от должности регистраторов по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации.


Утверждено Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954

Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр, который по должности входит в Правительство Российской Федерации.

Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назначенных судом, и других судебных решений.

Организация и деятельность органов юстиции основана на Законе РФ "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с нею; регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие.

Система органов юстиции состоит из:

* Министерства юстиции РФ;

* министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

* органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.

Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.

При Министерстве юстиции РФ состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.

Органы юстиции субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящихся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организации работы нотариата, лицензионной работы. Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Структурно министерства юстиции республик в составе РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Это направление реализуется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное Собрание Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

2. Проведение юридической экспертизы правовых актов. В случае несоответствия правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти. На Министерство юстиции возложены и функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации. Министерством определен также полномочный орган, осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией между государствами - участниками СНГ.

3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В области законодательства Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; контроль за своевременностью и правильностью их официального опубликования; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий - кодексов и сборников законодательства, занимается систематизацией законодательства, ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации.

4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов, входящую в систему органов Министерства юстиции.

5. Исполнение судебных актов и актов других органов. В этой сфере деятельности Министерство юстиции организует и контролирует порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий.

6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.

7. Организация и развитие системы юридических услуг. В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.

8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. В этой области Министерство юстиции Российской Федерации наделено функциями представления в установленном порядке согласованных с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи юридическим и физическим лицам по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет необходимые переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, конвенций и соглашений в части, относящейся к его компетенции.

9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:

* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

10. Реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

11. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ними, создание Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

12. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

13. Взаимодействие с адвокатурами и нотариатом в целях обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; выдача лицензий на право нотариальной деятельности; координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

14. Руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы, создание их, развитие и совершенствование.

15. Обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров. В сфере кадровой политики государства Министерство юстиции взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями по подготовке юридических кадров; организует работу по обеспечению кадрами органов и учреждений юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для федеральных органов исполнительной власти.

Смотрите также:

Область права - это одна из самых известных тем. Очень часто у нас любят обсуждать различные ограничения, проблемы и конфликты. А вот институтам, что следят за выражением прав, как правило, внимание уделяется не очень существенное. Одним из таких является министерство юстиции. Это один из самых важных институтов, что нужен для создания правового государства. Что он собой представляет? Какие функции возложены на него? Какие структуры включены в Министерство юстиции Российской Федерации? Давайте разбираться.

Общая информация

Что же представляет собой министерство юстиции? Это федеральный орган, являющийся частью исполнительной власти. Он обеспечивает реализацию и поддержку государственной политики в правовой сфере. Возглавляется министром, являющимся частью Правительства РФ. В основном деятельность этого органа носит организационно-управленческий характер. Кроме этого, на них возложена правоохранительная функция обеспечения исполнения наказаний, что были назначены судом и иных судебных решений. Вся структурная организация и осуществляемая деятельность базируется на законодательной базе, а также нормативных положениях, постановлениях и указах. Министерство юстиции - это важный и неотъемлемый институт современного правового государства.

Какие задачи оно выполняет?

Функции министерства юстиции следующие:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности правительства и президента РФ.
  2. Организационно-правовая поддержка судебной реформы.
  3. Регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц и правовой принадлежности недвижимости (а также сделок с нею).
  4. Регулирование правового обслуживания.
  5. Контроль над соблюдением законодательства.
  6. Осуществление юридических экспертиз принимаемых правовых актов органами субъектов РФ.
  7. Обеспечение информатизации.

Вот так, в общем, и выглядят функции министерства юстиции. Прежде, чем рассматривать их более внимательно, давайте сосредоточимся на структуре этого органа власти.

Что оно собой представляет?

Министерство юстиции - это центральный орган, обеспечивающий руководство территориальными подразделениями, что входят в общую систему. Возглавляет эту структуру министр. У него персональная ответственность за реализацию вверенным ему органом своих функций. Министр занимается внесением проектов нормативных актов на рассмотрение правительства и президента по вопросам, что относятся к его компетенции. В его ведении находятся международные договоры о правовой помощи в гражданских, семейных и уголовных делах. У министра есть заместители. Также в роли совещательного органа действует коллегия.

Структура министерства юстиции состоит из управлений (департаментов) и отделов. Каждая единица занимается работой по одному из направлений. Как самостоятельное структурное подразделение здесь функционирует центральный орган уголовно-исполнительной власти. Начальники всех единиц назначаются лично руководителем Минюста. Кроме этого, в органы министерства юстиции входит ряд научно-исследовательских подразделений вроде Российской правовой академии.

В субъектах РФ

У читателя может сложиться впечатление, что Министерство юстиции Российской Федерации существует только в Москве. Но это не так. Есть министерства республик, отделы юстиции областей, краев и прочих субъектов РФ, что возглавляются определёнными начальниками и министрами. В случае, если рассматриваются вопросы, что затрагивают всю Российскую Федерацию - они рассматриваются центром. Но лицензионную работу, функционирование нотариата, нормотворческая деятельность в субъектах РФ - это всё совершается на местах.

Чем же занимается управление министерства юстиции?

Давайте сейчас более внимательно рассмотрим затронутые ранее моменты и узнаем, какие есть полномочия:

  1. Участвует в правовом обеспечении осуществляемой нормотворческой деятельности. В данном случае подразумевается координация федеральных органов, что относятся к исполнительной власти, во время подготовки законопроектов, что вносятся на рассмотрение соответствующим субъектам.
  2. Осуществление юридической экспертизы относительно рассматриваемых правовых актов. В случае, если будет установлено, что они не соответствуют Конституции или федеральным законам, то готовится мотивированное заключение, где указывается, в чем проблема. Этому способствует система правовой информатизации, что разрабатывается и совершенствуется.
  3. Государственная регистрация нормативно-правовых актов ведомств федеральных органов, относящихся к исполнительной власти. В этом случае осуществляется контроль над соответствием Конституции, федеральным законам, распоряжениям и указам президента, постановлениям правительства. Также Минюст следит за правильностью и своевременностью их публикации. К тому же, он берёт участие в их подготовке к выпуску кодексов и сборников.

Это далеко не полный список.

Взаимодействие с судебной системой

В данном случае управление министерства юстиции выражается в следующем:

  1. Обеспечивается установленный порядок функционирования судов. Обеспечение данной функции возложено на судебных приставов, которые являются частью министерства юстиции.
  2. Исполнение принятых судебных актов, а также решений других органов. Министерство юстиции занимается организацией и контролем порядка принудительного исполнения принятых постановлений.
  3. Минюст следит за исполнением наказаний уголовных преступлений. Так, в его ведение была передана пенитенциарная служба.
  4. Участвует в охране законных интересов граждан в международно-правовом поле. Так, министерство юстиции предоставляет предложения (вместе с МИД) о заключении договоров с иностранными субъектами, может вести переговоры по отдельным ситуациям.
  5. Организовывает и развивает систему юридических услуг. В данном случае подразумевается сотрудничество с различными организациями и объединениями адвокатов, регистрация и выдача лицензий гражданам, правовое просвещение.

Контролирующий аспект деятельности

Министерство юстиции - это чрезвычайно многогранный субъект исполнительной власти. И сейчас давайте поговорим о контроле, что оно осуществляет. Так, Минюст может запрашивать у федеральных органов, являющихся представителями исполнительной власти, а также у местных субъектов все сведения, что связаны с общественными объединениями. Кроме этого, оно вносит представления о привлечении определённых лиц в случае ненадлежащего исполнениями ими Конституции, федеральных законов, распоряжений и указов президента, а также постановлений правительства.

Ещё министерством юстиции осуществляется государственная политика в сфере обеспечения защиты на права интеллектуальной собственности. Под его ведением также находится единственный реестр недвижимого имущества, посредством которого реализуется регистрация собственности и любые изменения в составе её конечных бенефициаров. Для обеспечения права граждан на квалифицированную высококачественную юридическую помощь осуществляется взаимодействие с адвокатурой и нотариатов, выдаются лицензии, координируется их деятельность. Также министерством юстиции осуществляется регистрация уставов создаваемых общественных объединений. На Минюст возложено создание, руководство, развитие и совершенствование деятельности учреждений судебной экспертизы.

Что ещё?

Важным является обеспечение органов и учреждений квалифицированным кадрами. Для этого Минюст взаимодействует с образовательными учреждениями, обеспечивает организацию профессиональной учебы и повышения уровня сотрудников. В силу специфики работы здесь как никогда актуально утверждение - кадры решают всё.

В заключение

Конечно, хотелось бы, чтобы приказы Министерства юстиции РФ меняли жизнь мгновенно. Но так уж получилось, что на эту структуру в большем мере возложена констатация имеющихся в обществе тенденций. Так, если говорить о праве частной собственности, то сложно ожидать, что кто-то будет надрываться защищать людей, если они сами не готовы бороться за себя и свои интересы. Поэтому, не следует во всём уповать на чиновников. Если есть что-то, представляющее интерес для группы людей, то необходимо прорабатывать собственное видение нормативного регулирование, обращаться с наработками в соответствующие органы и учреждения, рассказывать и доказывать необходимость именно такого положения. Помните, что имеющиеся права и привилегии всегда являются результатом чьей-то борьбы за них.

Вот я здесь сижу и пишу на 68-м году жизни что-то вроде собственного некролога. Делаю я это не только потому, что меня уговорили; я и сам думаю, что показать своим ищущим собратьям, какими представляются, в исторической перспективе, собственные стремления и искания, – дело хорошее. После некоторого размышления я, однако, почувствовал, как неполна и несовершенна должна оказаться такая попытка. Ведь как бы ни была коротка и ограничена трудовая жизнь, как бы ни преобладали в ней ошибки и блуждания, все же отобрать и изложить то, что этого заслуживает, – задача нелегкая. Когда человеку 67 лет, то он не тот, каким был в 50, 30 и 20 лет. Всякое воспоминание подкрашено тем, что представляет человек сейчас, а нынешняя точка зрения может ввести в заблуждение. Это соображение могло бы отпугнуть. Но, с другой стороны, из собственных переживаний можно почерпнуть многое такое, что недоступно сознанию другого.

Еще будучи довольно скороспелым молодым человеком, я живо осознал ничтожество тех надежд и стремлений, которые гонят сквозь жизнь большинство людей, не давая им отдыха. Скоро я увидел и жестокость этой гонки, которая, впрочем, в то время прикрывалась тщательнее, чем теперь, лицемерием и красивыми словами. Каждый был вынужден участвовать в этой гонке ради своего желудка. Участие это могло удовлетворить желудок, но никак не всего человека как мыслящего и чувствующего существа. Выход отсюда указывался прежде всего религией, которая насаждается всем детям традиционной машиной воспитания. Таким путем я, хотя и был сыном совсем нерелигиозных (еврейских) родителей, пришел к глубокой религиозности, которая, однако, уже в возрасте 12 лет резко оборвалась. Чтение научно-популярных книжек привело меня вскоре к убеждению, что в библейских рассказах многое не может быть верным. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединенное с выводами, что молодежь умышленно обманывается государством; это был потрясающий вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинной связи явлений.

Для меня ясно, что утраченный таким образом религиозный рай молодости представлял первую попытку освободиться от пут «только личного», от существования, в котором господствовали желания, надежды и примитивные чувства.

Там, вовне, существовал большой мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму. Изучение этого мира манило как освобождение, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность, отдавшись целиком этому занятию. Мысленный охват, в рамках доступных нам возможностей, этого внеличного мира представлялся мне, наполовину сознательно, наполовину бессознательно, как высшая цель. Те, кто так думал, будь то мои современники или люди прошлого, вместе с выработанными ими взглядами, были моими единственными и неизменными друзьями. Дорога к этому раю была не так удобна и завлекательна, как дорога к религиозному раю, но она оказалась надежной, и я никогда не жалел, что по ней пошел.

То, что я сейчас сказал, верно только в известном смысле, подобно тому как рисунок, состоящий из немногих штрихов, только в ограниченном смысле может передать сложный предмет, с его запутанными мелкими подробностями. Если данная личность особенно ценит остро отточенную мысль, то эта сторона ее существа может выделяться ярче других ее сторон и в большей степени определять ее духовный мир. Может тогда случиться, что в ретроспективном взгляде эта личность усмотрит систематическое саморазвитие там, где фактические переживания чередовались в калейдоскопическом беспорядке. В самом деле, многообразие внешних обстоятельств в соединении с тем, что в каждый данный момент думаешь только об одном, вводит в сознательную жизнь каждого человека своего рода атомную структуру. В развитии человека моего склада поворотная точка достигается тогда, когда главный интерес жизни понемногу отрывается от мгновенного и личного и все больше и больше концентрируется в стремлении мысленно охватить природу вещей. С этой точки зрения, приведенные выше схематические заметки содержат верного столько, сколько вообще может быть сказано в таких немногих словах.

Что значит, в сущности, «думать»? Когда при восприятии ощущений, идущих от органов чувств, в воображении всплывают картины-воспоминания, то это еще не значит «думать». Когда эти картины становятся в ряд, каждый член которого пробуждает следующий, то и это еще не есть мышление. Но когда определенная картина встречается во многих таких рядах, то она, в силу своего повторения, начинает служить упорядочивающим элементом для таких рядов, благодаря тому, что она связывает ряды, сами по себе лишенные связи. Такой элемент становится орудием, становится понятием. Мне кажется, что переход от свободных ассоциаций или «мечтаний» к мышлению характеризуется той, более или менее доминирующей, ролью, какую играет при этом «понятие». Само по себе не представляется необходимым, чтобы понятие соединялось с символом, действующим на органы чувств и воспроизводимым (со словом); но если это имеет место, то мысль может быть сообщена другому лицу.

По какому же праву, спросит теперь читатель, оперирует этот человек так бесцеремонно и кустарно с идеями в такой проблематической области, не делая притом ни малейшей попытки что-либо доказать? Мое оправдание: всякое наше мышление – того же рода; оно представляет собой свободную игру с понятиями. Обоснование этой игры заключается в достижимой при помощи нее возможности обозреть чувственные восприятия. Понятие «истины» к такому образованию еще совсем неприменимо; это понятие может, по моему мнению, быть введено только тогда, когда имеется налицо условное соглашение относительно элементов и правил игры.

Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», притом совершенно спонтанно, тому или иному восприятию? Этот «акт удивления», по-видимому, наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умственного мира представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивления – непрерывное бегство от «удивительного», от «чуда».

Чудо такого рода я испытал ребенком 4 или 5 лет, когда мой отец показал мне компас. То, что эта стрелка вела себя так определенно, никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти себе место в моем неосознанном мире понятий (действие через прикосновение). Я помню еще и сейчас – или мне кажется, что я помню, – что этот случай произвел на меня глубокое и длительное впечатление. За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое. Человек так не реагирует на то, что он видит с малых лет. Ему не кажется удивительным падение тел, ветер и дождь, он не удивляется луне и тому, что она не падает, не удивляется различию между живым и неживым.

В возрасте 12 лет я пережил еще одно чудо совсем другого рода: источником его была книжечка по эвклидовой геометрии на плоскости, которая попалась мне в руки в начале учебного года. Там были утверждения, например, о пересечении трех высот треугольника в одной точке, которые хотя и не были сами по себе очевидны, но могли быть доказаны с уверенностью, исключавшей как будто всякие сомнения. Эта ясность и уверенность произвели на меня неописуемое впечатление. Меня не беспокоило то, что аксиомы должны быть приняты без доказательства. Вообще мне было вполне достаточно, если я мог в своих доказательствах опираться на такие положения, справедливость которых представлялась мне бесспорной. Я помню, например, что теорема Пифагора была мне показана моим дядей еще до того, как в мои руки попала священная книжечка по геометрии. С большим трудом мне удалось «доказать» эту теорему при помощи подобных треугольников; при этом мне казалось, однако, «очевидным», что отношение сторон прямоугольного треугольника должно полностью определяться одним из его острых углов. Вообще мне казалось, что доказывать нужно только то, что не «очевидно» в этом смысле. И предметы, с которыми имеет дело геометрия, не казались мне другой природы, чем «видимые и осязаемые» предметы, т. е. предметы, воспринимаемые органами чувств. Это примитивное понимание основано, конечно, на том, что бессознательно учитывалась связь между геометрическими понятиями и наблюдаемыми предметами (длина – твердый стержень и т. п.). Возможно, что это понимание лежит в основе известной кантовской постановки вопроса относительно возможности «синтетического суждения априори».

9.Вопрос: Как можно изменить мир к лучшему.
Ответ:
Вопрос не нов. Чаще всего данный вопрос занимал и занимает умы философов и мудрецов. Не каждый примет такой ответ: это прерогатива Бога. Но это именно так. Не имея хоть малой части совершенных духовных знаний, человек никогда не согласится с отведенной ему ролью лишь следовать Воле Бога без абсолютной своей инициативы и заинтересованности.

Поэтому Бог дает человеку через свою иллюзорную энергию понимание о своей причастности и тем вовлекает его в развивающие материальные игры, цель которых всегда была и остается – развитие сознания человека и совершенствование его качеств.

И тем не менее, можно ли изменить мир к лучшему? – Ни одному человеку, какое бы положение он не занимал, ни всему человечеству в целом изменить мир к лучшему невозможно. Истории всех цивилизаций на Земле, их связи, их взаимозависимости, конкретный путь развития связаны между собой таким Божественным планом и идеей, что ничто не может как-то быть по чьей-то воле, кроме Божьей, изменено, как и не может быть привнесено без Бога. Все до мелочей связано причинно- следственными соединениями, и все до мелочей есть ступени одной лестницы, где ни одну ступень, ни один человек не сможет перешагнуть или как-то проигнорировать. Вся лестница – есть путь развития Творения, от цивилизации до Цивилизации, все Божественно Осмысленно, включая от сих до сих жизни простейших живых существ, не говоря уже о человеке,

На много миллионов лет вперед, для всех планет всех уровней, всей вселенной и всех материальных вселенных вместе взятых.

Поэтому, возвращаясь к пожеланию людей, можно их рассматривать, как благие порывы, но в невежестве. Человек должен мыслить в этом направлении, но не глобально, а в плане

Своей добродетели и служения Богу. Ему не под силу изменить ход событий, причина которых в кармических реакциях как одного человека, наций, сообществ, так и целых государств, которые к тому же тянутся не только из столетий, но и из прошлых тысячелетий.

Только далекие от религии люди могут полагать, что история творится народом, или единицами, или лидерами. Все они - лишь орудие, посредством которого Бог претворяет Свои Планы. Только Бог Сам Лично Правит всем, Сам избирает правителей еще задолго до их этого Земного рождения и определяет их вклад в развитие страны или Общества, Сам Бог и снимает их, когда они уже сыграли отведенную им роль, для которой в совершенстве подходили именно их качества и именно в таком проявлении. И греховные качества людей помогали Богу поворачивать историю так, как это было необходимо для

Дальнейшего развития. Очень трудно человеку, мыслящему в пределах одной своей жизни увидеть благоприятность, как благоприятных, так и неблагоприятных событий, как для одного человека, так и для Государств. Именно благодаря и насилию и видимой несправедливости Бог поднимал народы из отсталого состояния, привносил

Прогрессивные знания и культуру, передавал духовные и научные ценности и так развивал и развивает, и будет развивать, причем самыми разными путями. Цель Бога, повторяю, развитие творения и Он с этой задачей справляется великолепно. Земля – это место, откуда и отправляются на духовный план. Ни с райских планет, ни с планет низкого уровня, а именно с Земли, планеты среднего уровня люди навсегда уходят за пределы этой вселенной. Бог ведет всех через все ступени развития, ведет через путь страданий и преодолений и Сам Знает меру. Если в одной жизни человек влачил жалкое

Существование, то в другой он будет непременно жить в достатке. Если человек не мог достичь успехов в работе, то это ему будет дано в следующем воплощении. Аналогично, если человек в одной жизни был жесток и приносил другим одни Страдания, то в следующем рождении с ним будут поступать жестоко и придется от жестокости других страдать самому. Во всем существует Божественный порядок и величайшая Божественная Справедливость.

Ну, как может человек сделать лучше жизнь того, кому за свои деяния в прошлом Бог отвел страдания? Это надо знать. Но при всем этом человек, не зная истинной причины страданий другого, поступит правильно и праведно, если всегда придет на помощь.

Поэтому, лучше всего делать так и жить так, где тебе Бог позволяет проявлять во благо других свои лучшие качества, поскольку Бог знает Свое Дело, а человек должен знать свое. Иначе его путь будет считаться греховным и последует непременно наказание, как кармические реакции.

Однако, все сказанное выше, надо понимать правильно. Надо знать, что

За всем стоит Бог. Надо быть религиозно-грамотным в понимании роли Бога и места

Отдельного человека. Надо понимать свою сферу деятельности, где можно приложить

Свои усилия на благо многим и многим, и не привлекаться иллюзией относительно

Своей особой роли и избранности. У каждого за жизнь предостаточно возможности

Внести своей Судьбой в жизнь других немало Света. Хотя и здесь Бог ограничивает,

Ибо Отец устремлен к развитию каждого и через его усилия также, и через его помощь

Другим. Т.е. Бог даст делать добро, но так, чтобы не усугублять путь иждивенцев на

Чужое благодеяние. Т.е. Бог все, несомненно, контролирует. Помыслы о благе всего

Человечества расслабляют и мешают сосредоточиться на конкретном деянии.

Но такой образ мышления считается Богом хоть и не совершенным, но благостным на стадии невежества. Тем не менее, стоящие на такой ступени понимания люди имеют

Милость Бога и им дается реализовывать себя так, как им дает Бог, на фоне своих

Время и своим путем.