Оператор линии производства обязанности. Должностная инструкция

Одной из форм некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нашей стране и во всем мире, являются фонды.

Фондом называется некоммерческая организация, которая создается учредителями с целью материального обеспечения определенных видов деятельности – благотворительной, социально-культурной, образовательной, научной, управленческой.

Одним из главных принципов функционирования фондов является достижение общественной пользы в самых разнообразных ее проявлениях – здравоохранения, защиты их прав и законных интересов наших соотечественников, оказания юридической помощи, разрешения конфликтных ситуаций.

Определение «фонд» приводится в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Следовательно, как и у прочих НКО, основой деятельности фонда не может являться извлечение прибыли, а при ее возникновении доход должен распределяться между участниками фонда.

В качестве учредителей фонда могут выступать как граждане, так и юридические лица. Имущественный комплекс фонда формируется на основе их благотворительных взносов. Материальные средства и активы, переданные фонду его учредителями, становится имуществом некоммерческой организации. Фонды не предполагают членства.

Деятельность фонда имеет строго целевой характер и должна строго соответствовать положениям, заявленным в его основном учредительном документе – уставе. При этом фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать при себе хозяйственные общества, но только в случае если они соответствуют общественно-полезным целям, ради которых фонд был создан. На осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, фонды – так же как и прочие юридические лица – должны получить соответствующее разрешение.

Основные законы, которыми руководствуются фонды при осуществлении деятельности:

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях».
  • Федеральные законы о фондах отдельных видов (например, Федеральные законы "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и пр.).

С точки зрения организационно-правовой формы фонды являются юридическими лицами и становятся таковыми с момента государственной регистрации. Первым документом, с которого начинается существование фонда, является решение учредителей о его создании. Как правило, фонды создаются без ограничений срока их деятельности. Некоторые фонды со временем развивают более или менее обширную сеть региональных представительств.

Как и у всякого субъекта правового поля, у фонда есть права и обязанности. К числу обязательных требований относится наличие самостоятельного баланса, печати с официальным наименованием, ведение бухгалтерского учета и отчетности и регулярное представление информации о деятельности государственным органам. Кроме того, фонд обязательно должен печатать в средствах массовой информации отчетность об использовании своего имущества.

Учредители фонда

Иногда бывает, что учредители фонда непосредственно участвуют в жизни фонда только на этапе его создания. Напомним, они принимают решение о создании фонда и формируют его учредительный . Случается, что они еще и дают фонду свое имя. В дальнейшем фонд и его учредители не имеют по отношению друг к другу никаких юридических обязательств: учредители не отвечают по обязательствам своего детища, а фонд – не несет ответственности по обязательствам своих учредителей. Никакого касательства не имеет учредитель фонда и к прибыли организации, если таковая возникает.

Тем не менее, учредители часто входят в попечительский совет – специальную структуру, которая осуществляет контроль деятельности фонда, целевым использованием имущества, работой исполнительных органов. Члены совета работают исключительно на добровольных началах.

Число учредителей фонда не ограничено: это может быть и один человек, а может быть и достаточно обширная группа лиц. Однако на протяжении всей деятельности фонда их количество остается неизменным, за исключением случаев, независящих от фонда – например, смерти одного из создателей фонда либо реорганизации юридического лица, выступившего в качестве учредителя.

Хотя Гражданский Кодекс не дает четкой классификации фондов, часто их типы определяются по составу их учредителей. Отсюда различают:

  • Частные фонды. В качестве их учредителей выступает одно юридическое лицо или члены одной семьи. Фонд создается на средства частного лица. Несмотря на богатейшие традиции благотворительности в России, как таковые частные фонды в нашей стране стали появляться только в конце 90-х годов. Среди наиболее известных стоит назвать фонд «Вольное дело» Олега Дерепаски, Владимира Потанина, Фонд Тимченко. Часто фонды такого типа не реализуют социальные проекты самостоятельно, являются учредителями специальных грантов для общественных организаций, университетов и пр.
  • Корпоративные фонды. В качестве их учредителей выступают юридические лица – отдельные компании или объединения. Чаще всего создателем фонда является одна . Такие фонды создаются на средства компаний. Перечисление денежных средств производится от ежегодной прибыли компании либо материнская компания формирует капитал фонда. Часто деятельность корпоративного фонда является продолжением социальной миссии компании и содействует укреплению имиджа социально-отвественного бизнеса.
  • Общественные фонды, учрежденные группой лиц или общественных объединений. Эта форма общественного объединения так же не предполагает членства. Обычно общественные фонды занимаются сбором и накоплением денежных средств – взносов и пожертвований – с целью их дальнейшего распределения на решение общественно-значимых задач. Наиболее распространены общественные благотворительные фонды.
  • Государственные фонды. Как и следует из названия, фонды финансируются из государственного бюджета. Примером может служить Российский фонд фундаментальных исследований, который занимается поддержкой научно-исследовательской деятельности. Фонды такого типа имеют узкую направленность и занимаются распределением грантов на реализацию деятельности в соответствии со своим направлением деятельности.
  • Муниципальные фонды. Они создаются по решению органа местного самоуправления с целью эффективного использования финансовых ресурсов муниципалитетов. Например, сейчас достаточно распространены муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.Представленная классификация не означает, что фонды могут быть представлены исключительно «в чистом виде». Часто состав учредителей бывает смешанным, и тогда можно говорить, например, о государственно-общественных фондах и т.п.

Органы управления фондом

Как уже упоминалось, обязательной структурой фонда является попечительский совет. Помимо него у фонда есть высший орган управления фондом – Совет фонда. Он определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации и обеспечивает контроль над соблюдением целей создания фонда. Постоянно действующий коллегиальный орган фонда утверждает годовой баланс и финансовую отчетность, принимает решение о создании отделений и представительств некоммерческой организации в других городах и регионах. Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. К его компетенции относятся текущие рабочие моменты и работой фонда.

Правовое положение

Фонд представляет собой некоммерческую организацию, не имеющую членства, учрежденную физическими и (или) юридическими лицами на основании добровольных взносов, преследующую благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Его правовое положение определяется ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Закона о НО.

Учредители

Учредителями могут быть граждане и (или) юридические лица, число которых не ограничено. Возможно учреждение фонда одним лицом (ст. 1 Закона о НО).

Учредительные документы

Фонд действует на основе устава, утвержденного учредителями. Устав фонда должен содержать:
- его наименование, включающее слово "фонд";
- цель его создания;
- cведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете;
- порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
- местонахождения фонда;
- порядок распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации.

Устав может быть изменен соответствующими органами фонда, органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда, либо по суду при возникновении непредвиденных обстоятельств. Фонд может быть ликвидирован только на основании судебного решения.

Формирование имущества

Имущество, переданное фонду учредителям и, является его собственностью. Фонд должен быть "прозрачным" в финансовом отношении и ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества.

Органы управления

Порядок управления фондом определяется его уставом (ст. 29 Закона о НО). В нем может быть предусмотрено образование коллегиального или единоличного исполнительного органа.

Предпринимательская деятельность

Допускается предпринимательская деятельность фонда, соответствующая его целям. Фонды вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в их деятельности.

Ответственность

Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей. Фонд отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности фондов

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных целей (п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о НО). Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Тем самым исключается и их ответственность по долгам фонда.

Фонд создается по решению учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В нем помимо общих для всех юридических лиц данных должны содержаться сведения о целях деятельности фонда, его органах, в том числе о попечительском совете, и о порядке распоряжения имуществом фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда его исполнительными органами, что препятствует изменению статуса фонда вопреки воле учредителей. Изменения могут вноситься указанными органами самостоятельно лишь в тех случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии условий, предусмотренных законом (п. 1 ст. 119 ГК РФ).

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования - государство, его субъекты; административно-территориальные образования - города, поселки, селения и т.д. Учредитель может быть единственным (единоличным).

Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества и распоряжения им. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых физических и юридических лиц в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество кому сочтет нужным, руководствуясь действующим законодательством.

Учредители фонда имеют право и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. Для этого ими создается попечительский совет фонда с участием учредителей или их представителей и иных авторитетных в общественном мнении лиц(п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о НО). Попечительский совет, будучи высшим органом фонда, осуществляет надзор за всей деятельностью организации, ее исполнительных органов и должностных лиц. В фонде может образовываться коллегиальный (правление, совет и т. п.) и единоличный (президент, председатель и т.п.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые попечительским советом.

Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или сотрудниками. Наряду со взносами учредителей и другими пожертвованиями он вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности. Последняя, однако, обязана непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них в качестве "компаний одного лица", будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 вышеназванного закона). Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о НО, п. 5 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ‚ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности, при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда(п. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о НО). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким образом обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).

В связи с безвозмездным характером деятельности фондов, при котором финансовые и имущественные потоки минуют государственные структуры, очевидно отсутствие заинтересованности государства в увеличении их числа и расширении сферы деятельности. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и закон г.Москвы от 5 июля 1995 г. №11-46-ФЗ "О благотворительной деятельности" существенно ужесточили требования к ней и ограничили ее масштаб. Единственное исключение в силу объективных причин (государство не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства в необходимом объеме) сделано для негосударственных пенсионных фондов.

Существующие в настоящее время так называемые внебюджетные фонды, а именно пенсионный, медицинского страхования, фонд занятости и другие, являются государственными образованиями, что и определяет характер их деятельности. Отчисления в эти фонды являются обязательными, и платежи в них приравнены к статусу налогов (ст. 199 УК РФ).

2. Негосударственные пенсионные фонды

Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ не получило широкого распространения. В стране действует не более 300 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), число участников (вкладчиков) которых не превышает 2 млн. человек.

Правовое положение

Правовое положение и деятельность НПФ определяются специальным Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о НПФ).

НПФ - некоммерческая организация, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу его участников (абз. 1 п. 1 ст. 2; здесь и далее в этом разд. все ссылки приведены на статьи Закона о НПФ). НПФ действует на основании лицензии (ст. 5).

Учредители, вкладчики, участники

Учредители - юридические и физические лица, вносящие имущество совокупный вклад учредителей (ст. 19).

Вкладчик - юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников (абз. 3 ст. 3).

Участник - физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и НПФ договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий (абз. 4 ст. 3). Вкладчик может выступать участником, внося вклады в свою пользу.

Взаимоотношения вкладчиков и участников строятся в соответствии со следующей схемой.


Учредительные документы

Специфика правового положения и регламентации деятельности НПФ определяется набором обязательных документов. Основными среди них являются не только устав и учредительный договор, но и правила фонда, пенсионные схемы и пенсионные договоры (ст. 6, 9, 11, 12).

Устав фонда должен содержать:
- полное и сокращенное наименование фонда (должны быть включены слова "негосударственный пенсионный фонд", сведения о его местонахождении;

- сведения о структуре и компетенции органов управления, нормах представительства в них;
- положения о порядке назначения на должность и освобождения от нее должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации НПФ, распределения доходов от размещения пенсионных резервов имущества при ликвидации НПФ (п. 2 ст. 6).

В учредительный договор должны быть включены:
- полное и сокращенное наименование фонда, сведения о его местонахождении;
- положения о предмете и целях деятельности;
- сведения о составе учредителей;
- сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании НПФ;
- сведения об органах управления фонда и о порядке управления его деятельностью;
- перечень обязательств учредителей фонда по его созданию и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;
- положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей (п. 3 ст. 6).

Правила фонда должны содержать (ст. 9):
- перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание;
- положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками, а также условиях возникновения и прекращения обязательств фонда;
- положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов в фонд;
- положения о направлениях и порядке размещения пенсионных резервов;
- положения о порядке ведения пенсионных счетов и информирования об их состоянии вкладчиков и участников;
- перечень пенсионных оснований;
- положения о порядке и об условиях выплаты негосударственных пенсий;
- положения о порядке изменения или прекращения пенсионного договора;
- перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и фонда; положения о порядке формирования пенсионных резервов;
- положения о порядке расчета выкупной суммы;
- положения о порядке представления вкладчикам и участникам информации об управляющем и о депозитарии, с которыми фондом заключены договоры на оказание услуг согласно требованиям Закона о НПФ;
- методику осуществления актуарных расчетов обязательств фонда нормативы определения размера оплаты услуг фонда, управляющего и депозитария;
- положения о порядке и об условиях внесения изменений и дополнений в правила фонда (п. 1 ст. 9).

Согласно п. 2 ст. 9, внесение изменений и дополнений в правила фонда, затрагивающие права и обязанности вкладчиков и (или) участников, возможно лишь при наличии согласия указанных лиц либо при условии их предварительного уведомления с предоставлением им права выхода из фонда с получением выкупной суммы или ее переводом а другой фонд в случае их несогласия с вносимыми в правила фонда изменениями и дополнениями.

Формирование имущества
Еще одной особенностью НПФ является разделенный правовой статус имущества фонда и установленный законом порядок распоряжения им.

Собственное имущество НПФ подразделяется на две части: имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы для пенсионных выплат участникам фонда.

Органы управления

Органами управления НПФ являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция. Органы, контролирующие деятельность НПФ, - попечительский совет и ревизионная комиссия (ст. 28).

Структура, компетенция и порядок формирования органов контроля на управления определяются законодательством РФ и уставом фонда.

Согласно абз. 2 и 3 ст. 31, в попечительский совет фонда входят полномочные представители вкладчиков и участников. При принятии решений последние располагают не менее чем половиной голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Ответственность

Фонд отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом (п. 3 ст. 4). Учредители, вкладчики, участники и государство не отвечают по обязательствам НПФ, равно как и фонд не отвечает по их обязательствам (п. 4 ст. 4).

НПФ не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами; отдавать в залог пенсионные резервы; выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя); выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением данных требований, признаются ничтожными (п. 2 ст. 14).

Фонд

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

Благотворительная или иная общественно-полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства.

В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.

Регулируется ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996г. №7-ФЗ (от 21.03.2002г.)

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве участников, последние не только не обязаны участвовать в деятельности организации, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Учитывая эти факторы, вполне обоснованным представляются предъявляемые законодателем требования о создании попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц, и обязанности фонда к публичному ведению своих имущественных дел.

Здравствуйте, Олег!

В соответствии с гражданским законодательством, фонд, в том числе и благотворительный, является некоммерческой организацией. В фонде у ставной капитал не формируется . Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем),является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам
учредителей.

В уставе предусматривается
наличие высшего коллегиального органа фонда, который имеет свою компетенцию .

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный
орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может
назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной
коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом

Таким структура органов фонда определяется егоуставом.

Статья 7. Фонды
1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается
учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов и преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно
полезные цели.
Имущество,
переданное фонду его учредителями (учредителем), является
собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам
созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих
учредителей.

2.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд
вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей
этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради
которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности
фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
3.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор
за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и
обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением
фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
Статья 123.19. Управление фондом
1. Если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции
высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;
образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;
принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;
одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.
Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.
2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

К компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.
4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Есть ли какие-то в этом правила? Кто из нас будет считаться контролирующим Фонд?
Oleg

Лицо, которое определит высший коллегиальный орган.


Oleg

Исключить нельзя, так как фондом признается
не имеющая членства некоммерческая организация,

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

    • получен
      гонорар 27%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 7,6 рейтинг

      Здравствуйте,
      Олег!

      Все прописано
      в нормах ГК РФ и Фед. закона «Об НКО»:

      Ст.123.17
      ГК РФ - фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая
      организация, не имеющая членства , учрежденная гражданами и (или) юридическими
      лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая
      благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (Т.е. члены не включаются и не исключаются, граждане просто производят взносы, а количество таких граждан не ограничено).

      Устав фонда должен содержать сведения о
      наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения,
      предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем
      коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за
      деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения
      от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

      Ст.123.18
      ГК РФ - Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является
      собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении
      созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по
      обязательствам своих учредителей. (т.е. уставного капитала нет, делить его никак не получится)

      Фонд использует имущество для целей,
      определенных в его уставе.

      Ст.123.19
      ГК РФ - если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к
      исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

      определение
      приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и
      использования его имущества;

      образование
      других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

      утверждение
      годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

      принятие
      решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда,
      за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным
      вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

      принятие
      решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

      изменение
      устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

      одобрение
      совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

      Законом
      или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа
      фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

      Высший коллегиальный орган фонда избирает
      единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и
      т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление)
      или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом
      указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

      К
      компетенции единоличного исполнительного и (или) коллегиальных органов фонда
      относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего
      коллегиального органа фонда.

      Лица, уполномоченные выступать от имени фонда,
      обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в
      интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1
      настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

      Попечительский
      совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью
      фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения,
      использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
      Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных
      началах.

      Ст.123.20
      ГК РФ - Фонд может быть ликвидирован только на основании решения
      суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

      1)
      имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность
      получения необходимого имущества нереальна;

      2) цели
      фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут
      быть произведены;

      3) фонд в
      своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

      4) в
      других случаях, предусмотренных законом.

      3. В
      случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения
      требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за
      исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества
      учредителям фонда.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 46%

      Юрист, г. Самара

      Общаться в чате

      Здравствуйте!

      Учредители фонда в соответствии с п. 3 ст. 48 и пп. 3 и 4 ст. 213 ГК РФ не сохраняют никаких прав на переданное ими в собственность фонда имущество, в том числе и на членские взносы.

      В соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» устанвого капитала у фонда нет

      Статья 7. Фонды
      [Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава II] [Статья 7]

      1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
      Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

      Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации
      [Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава IV] [Статья 26]

      1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
      регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
      добровольные имущественные взносы и пожертвования;
      выручка от реализации товаров, работ, услуг;
      дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
      доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
      другие не запрещенные законом поступления.
      Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
      Источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом.
      2. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
      3. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
      4. Положения настоящей статьи применяются в отношении казенных и бюджетных учреждений с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом для данных типов.

      Руководством фонда занимается высший орган управления, который формируется в соответствии с Уставом фонда.

      Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

      Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

      1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.
      2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:
      изменение устава благотворительной организации;
      образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;
      утверждение благотворительных программ;
      утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;
      принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;
      принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).
      3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).
      4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 46%

      Юрист, г. Самара

      Общаться в чате

      Если потребуется, после регистрации, кого-то включить или исключить из Фонда,-какой порядок?
      Oleg

      Все вопросы, в том числе и порядок выхода из учредителей фонда, отражается в Уставе фонда.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 8,0 рейтинг

      «Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
      Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.
      Следовательно, решение совета автономной некоммерческой организации о внесении в ее устав изменений, предусматривающих возможность приобретения статуса ее учредителя (участника) физическими (юридическими) лицами, нарушает требования действующего законодательства и является недействительным».

      То есть те люди, которые были указаны как учредители благотворительного фонда при регистрации, остаются в ЕГРЮЛ все время, пока существует фонд.

      Нас 10чел. Хотим создать благотворительный фонд.
      Oleg

      Значит, эти 10 человек и будут значиться учредителями фонда.

      Кто из нас будет считаться контролирующим Фонд?
      Oleg

      Тот, кого вы назначите единоличным исполнительным органом на собрании учредителей. Название этому органу вы вправе придумать сами: например, «президент фонда», «директор фонда», «управляющий фонда» и т.п.

      Вот примерный устав благотворительного фонда, который вы должны представить в налоговые органы при регистрации юридического лица
      Шахбанов Руслан

      Уточню ответ уважаемого Руслана.
      Регистрацию некоммерческой организации осуществляет не налоговая, а Министерство юстиции РФ. Именно туда нужно обращаться с подготовленными учредительными документами вашего фонда для приобретения статуса юридического лица.
      Порядок такого обращения и порядок регистрации некоммерческой организации Минюстом установлен Административным регламентом:

      base.garant.ru/70135694/

      Госпошлина за регистрацию составляет 4000 руб.

      После того как ваш фонд будет зарегистрирован вы сможете на законных основаниях осуществлять благотворительную деятельность по сбору и раздаче пожертвований.
      В своей деятельности вам нужно руководствоваться положениями Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162618;dst=0;ts=103D060A47E5BC406D73779908DBCF7A;rnd=0.023694624891504645
      При этом ваш фонд может осуществлять и приносящую доход деятельность, если это предусмотрено вашим уставом, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана ваша некоммерческая организация, и если это соответствует таким целям (ст.50 ГК РФ).

      С уважением, Роман.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве