Как регистрировать кассовый аппарат в налоговой. Как зарегистрировать онлайн-кассу

Организации и ИП при ведении деятельности, связанной с наличными расчетами или с приемом платежных карт, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Перед ее эксплуатацией необходимо пройти процедуру регистрации, которая осуществляется в налоговой службе.

Теоретическая сторона вопроса

Несвоевременно оформленный кассовый аппарат или его отсутствие могут привести к штрафным санкциям. Все нормы регулируются российским законодательством, где прописаны необходимость и правила оформления техники.

Зачем нужно регистрировать ККМ?

Регистрация контрольно-кассовой машины должна осуществляется в налоговой службе, согласно места постановки на учет организации, которая обращается в государственные органы.

Процедура является обязательной.

Торговые точки периодически осматриваются проверяющими органами на предмет работоспособности ККТ. В случае нарушений владельцы предприятия могут получить большие штрафы.

Регистрация кассового аппарата – это также гарантия того, что юридическое лицо будет использовать исправную технику, соответствующую принятым критериям. Процесс оформления ККТ связан с заключением договора на техобслуживание с ЦТО. В результате аппарат исправен и проходит регулярные технические проверки.

Требования закона к самому аппарату и регистратору

Согласно законодательству налоговые органы контролируют использование ККМ. Вся кассовая техника должна быть снабжена фискальной памятью, которая хранит данные о продажах.

Государство создало специальный реестр, в котором указаны кассовые аппараты, разрешенные для использования. Каждая модель относится к определенному типу и обозначена область ее применения. Поскольку в реестр постоянно вносятся изменения, то первый шаг перед регистрацией ККТ – это выбор подходящего вида и его покупка.

На сайте ФНС РФ можно найти требования, которые выдвигаются к контрольно-кассовой машине.

Они включают следующие пункты:

  1. Аппарат должен иметь фискальную накопительную память, корпус, возможность печати чеков и контрольной ленты.
  2. Информация, проходящая через аппарат не должна поддаваться корректировке. Данные должны храниться в течение длительного срока вне зависимости от энергопотребления.
  3. Вся информация должна без изменений отображаться на кассовом чеке и контрольной ленте, и сохраняться в фискальной памяти техники.
  4. Иметь возможность вносить признаки режима, свидетельствующие о невозможности корректировки данных, проводимых при помощи платежных карт или расчете наличными.
  5. Возможность вывода данных, которые зафиксированы на контрольной ленте и в фискальной памяти кассовой машины.
  6. Обязательное присутствие часов, отображающих реальное время на чеках.
  7. Должна существовать возможность внесения данных о пользователе в фискальную память аппарата или изменений при его перерегистрации.
  8. ККТ должен быть исправным, а в случае поломок иметь договор с организацией, предоставляющей техническое обслуживание.
  9. Предоставлять возможность работы в фискальном режиме.
  10. Соответствовать модели, которая разрешена для использования Государственным реестром.
  11. Техника должна быть наделена функцией блокировки при отсутствии на кассовой ленте информации о фискальном режиме.
  12. ККМ должен иметь полный пакет документов и отметок: паспорт, инструкцию, идентификационный знак, отметку службы сервисного облуживания, марки-пломбы.

Законом разрешено использование новой кассовой машины или б/у. Наиболее удобно приобретать ее в ЦТО. Это дает возможность ускорить порядок регистрации кассового аппарата в налоговой. С представителями центра заключается договор, что дает его сотрудникам возможность в течение короткого срока подготовить часть необходимых документов.

Регистрация кассового аппарата в налоговой

Порядок регистрации регулируется законодательством, в котором обозначены условия обращения и список подаваемых документов. На практике организации сталкиваются с тем, что налоговые могут требовать дополнительные справки. Чтобы правильно подготовить пакет документов, лучше заранее посетить государственные органы, выяснить график работы и условия оформления.

Для ООО и других юрлиц

Список документов, подаваемых в налоговую службу, одинаковый для юридических лиц и ИП. Отличие состоит в порядке обращения.

Организациям нужно для начала определиться, где будет стоять кассовый аппарат.

Если его место расположения не совпадает с юридическим адресом, указанным в учредительных документах, тогда необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели готовят комплект документов согласно действующему законодательству.

При покупке кассовой техники ИП необходимо в ЦТО предоставить следующие данные:

  1. ОГРН,
  2. контактные данные.

Предпринимателю нужно зарегистрировать в налоговой торговую точку, на которую будет установлен аппарат. Эти действия можно выполнять одновременно с оформлением кассовой техники. ЦТО после приобретения ККМ вводит все необходимые данные в фискальную память, а также подготавливает справки для налоговой.

Документы


Рассмотрим наиболее полный пакет справок, которые могут затребовать сотрудники ИФНС.

При покупке техники и журналов для ведения кассы в ЦТО часть документов подготавливается техническим центром:

  1. Договор, свидетельствующий о предоставлении технического обслуживания. Заключается между организацией и ЦТО, выдается в 2 экземплярах. Инспектору необходимо предоставить оригинал соглашения.
  2. Паспорт на ККТ и ЭКЛЗ (электронно-контрольная лента защищенная).
  3. Учетные журналы: КМ-4 и КМ-8 (для ввода информации кассиром-операционистом и регистрации вызовов мастера при поломках ККМ). Книги должны быть пронумерованы и прошиты.
  4. Паспорт, дополнительный лист и марки-пломбы, относящиеся к выбранной модели кассового аппарата.

Также при обращении в налоговую инспекцию нужно иметь на руках саму технику.

Помимо перечисленных документов юридическому лицу следует подготовить:

  • свидетельство ОГРН или ЕГРН, ИНН;
  • приказ от отдела кадров компании, свидетельствующий о принятии на должность директора, главного бухгалтера и кассира;
  • договор аренды фактического и юридического адреса;
  • печать организации;
  • заявление на регистрацию ККТ;
  • доверенность и личный паспорт заявителя.

Индивидуальным предпринимателям к этому перечню следует еще добавить свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП. Если предприниматель оформлял печать, тогда ее обязательно необходимо взять с собой.

Если предприятие не новое, тогда в налоговой могут потребовать справку, свидетельствующую об отсутствии задолженности. Также подойдет последний баланс, который был сдан в ИНФС, документ должен быть с подписью инспектора.

При оформлении доверенности нужно указать паспортные данные и ФИО исполнителя, перечислить список действий и указать № ИНФС, где будет проходить регистрация.

Следующим шаг в процедуре регистрации – это проверка сотрудником налоговой поданных документов и справок. При их соответствии заявитель приглашается в ИНФС для проведения фискализации кассового аппарата. В установленное время необходимо явиться в налоговую, где процесс будет проходить при участии мастера из ЦТО.

Также при себе нужно обязательно иметь:

  • заявление с просьбой поставить на учет кассовую технику;
  • технический паспорт к ККТ;
  • журнал, фиксирующий вызовы специалиста.

Также необходим сам кассовый аппарат, перед фискализацией инспектор должен его осмотреть. Если представитель организации не явится в назначенное время, тогда налоговая инспекция вправе отказать в регистрации ККМ.

Где происходит процедура?

Согласно закону постановка кассового аппарата на учет совершается только налоговыми органами. Лучше заранее узнать правила приема документов. Многие налоговые службы перешли на электронную очередь, что является гарантией посещения кабинета в день обращения. Инспектора, занимающиеся регистрацией техники, работают в определенные часы, поэтому лучше заранее узнать график работы.

Индивидуальный предприниматель обращается в налоговую службу, которая находится по месту регистрации физического лица, на которого оформлено предприятие.

При невозможности лично присутствовать подготавливается доверенность, заверенная нотариально. Лицо, которому поручено оформить ККМ, должно иметь при себе паспорт. Юридические лица также обращаются в налоговую по месту регистрации.

Если необходимо подготовить кассовую машину для филиала, тогда постановка на учет осуществляется в регионе, где находиться торговая точка. По завершению процедуры все данные направляются в отделение, где находится основная организация. На сотрудника, который занимается регистрацией, должна быть выдана доверенность. Она подписывается руководителем компании и скрепляется печатью предприятия.

Сроки и стоимость

Процедура осмотра техники инспектором является отправной точкой в регистрации. Если все в порядке, то сведения о ККМ вносятся в книгу учета, которую ведут в налоговой инспекции. В паспорте к кассовому аппарату инспектор должен обязательно сделать отметку о проведении регистрации. На завершающем этапе заявителю возвращаются все документы, учетный талон, карточка регистрации техники и заверенная книга кассира-операциониста. При правильном заполнении документов процедура регистрации занимает не более 5 рабочих дней .

На сегодняшний день плата за оформление кассовой техники не берется.

На практике регистрация может затянуться на 14 дней. Для ускорения этого процесса существуют организации, которые на платной основе берут на себя обязательства срочного оформления. При регистрации за 1-2 дня компании берут сумму от 1 500 руб. при участии заказчика и от 2 500 руб. при самостоятельном обращении в ИНФС. Стоимость услуги снижается при регистрации большего количества кассовых аппаратов. Так, при постановке на учет 5 ККМ, сумма уменьшается вдвое.

Как быть с подержанным ККМ?

При покупке б/у техники или при смене организации, возникает вопрос, как правильно выполнить регистрацию кассового аппарата?

Процедура включает несколько этапов действий:

  1. Снятие с учета ККТ, которая была оформлена на предыдущего владельца. Для этого обращаются в налоговую инспекцию со следующим пакетом документов: заявление согласно формы по КНД 1110021, сам ККМ и паспорт на него, книга КМ-4, карта, свидетельствующая о постановке на учет, соглашение с ЦТО, последний Z-отчет и данные об отсутствии задолженности.
  2. После снятия с учета кассовой техники, нужно отправить ее и все документы к аппарату в ЦТО, с которым сотрудничает предприятие.

Дальнейшая процедура регистрации не отличается от постановки на учет новой ККМ.

При покупке б\у аппарата следует знать, что согласно закону существует определенный срок, в течение которого осуществляется его эксплуатация. Этот период составляет 7 лет, со дня регистрации техники.

Можно ли отказаться от регистрации?

Законодательством определены категории, которые вправе отказаться от использования кассового аппарата. Также существуют организации, для которых постановка на учет техники обязательна. К ним относят ООО и ИП, ведущие деятельность в виде розничных продаж в густонаселенных регионах или через Интернет. Также обязательный процесс регистрации выполняют предприятия, ведущие деятельность посредством Интернет и получающие за это прибыль наличными деньгами.

Категории, избавленные от необходимости

Последние нововведения, принятые в отношении работы на контрольно-кассовом аппарате, говорят о том, что отказаться от использования ККТ могут банки и предприятия, имеющие патент.

Вместо чеков разрешается выдавать бланки строгой отчетности.

ИП и ООО, осуществляющие продажу алкогольной продукции в отдаленных местах, где существуют перебои с электроэнергией вправе отказаться от эксплуатации ККМ, при условии, что они предоставляют отчет по ЕНВД.

Организации, работающие по упрощенному режиму налогообложения или предприятия, начавшие свою деятельность с 2019 года, также могут отказаться от ККТ. Но только в том случае, если они оказывают услуги населению, не связанные с розничной торговлей. Получается, что принимать решение об использовании кассовой техники могут не только ИНФС, но и сами налогоплательщики.

Подводя итоги, можно выделить две категории, которые вправе не применять ККТ:

  • предприятия, ведущие розничную торговлю в проблемных регионах;
  • при оплате услуг и товаров, которые приобретают только по безналичному расчету.

Штрафы

При использовании незарегистрированного кассового аппарата на владельца организации и кассира накладываются штрафные санкции. Руководитель предприятия может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 40 000 руб., кассир – от 3 000 до 4 000 руб.

Регистрация кассового аппарата является обязательной процедурой, которая сопровождается заключением договора с ЦТО и подачей документов в ИНФС. Инспектор вправе отказать в постановке на учет ККТ, в случае неполного комплекта документации и использовании техники, не внесенной в государственный реестр.

Вопрос о том, как зарегистрировать ККМ (кассовый аппарат, контрольно-кассовую машину), является актуальным для юридических и физических лиц, которые занимаются розничной торговлей и предоставлением различного спектра услуг и для проведения своей деятельности используют кассовые аппараты.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации ККМ должны в обязательном порядке пройти через процедуру регистрации, так как проведение расчетных операций с клиентами и покупателями при помощи незарегистрированного ККМ влечет за собой меры административной ответственности (штрафные санкции – от 30 000 до 40 000 рублей на компанию и от 3 000 до 4 000 рублей на руководителя предприятия ).

Порядок регистрации ККМ детально регулируется положениями следующих нормативно-правовых актов:

  • Постановление Правительства, которым утверждено «Положение о применении и регистрации ККМ, используемых индивидуальными предпринимателями и организациями» №470 от 23 июля 2007 года.
  • Федеральный закон №54 от 22 мая 2003 года, который регулирует порядок проведения денежных расчетов в наличной форме и расчетов по платежными картам, осуществляемых при помощи ККМ.
  • Локальные нормативные акты, издаваемые региональными налоговыми органами.

Когда ККМ не нужен

Однако компаниям не всегда необходимо иметь ККМ. Работать без кассовых аппаратов могут:

Регистрация ККМ в налоговой — пошаговая инструкция

Для предприятий и организаций налоговым органом для проведения регистрации ККМ будет соответствующая налоговая инспекция по местонахождению юридического лица.

Если у юридического лица есть обособленные подразделения, которые также используют кассовые аппараты, то регистрация аппарата проводится в налоговых инспекциях, находящихся по месту учета подразделений предприятия (например, у ООО есть сеть магазинов в разных городах страны, поэтому регистрировать ККМ необходимо отдельно в налоговых инспекциях в каждом городе).

Для индивидуального предпринимателя органом налоговой для регистрации ККМ будет соответствующая инспекция по месту жительства ИП.

Шаг 1. Подача документов

Первый шаг при регистрации ККМ – подача документов. ККМ налоговые органы регистрируют на протяжении пяти рабочих дней с даты подачи заявителем (или его представителем) пакета документов, о получении которых налоговая должна заранее сообщить заявителю. Так, если представители налоговой службы выявят какие-либо недостатки в регистрационных документах (например, неполный пакет документов), то заявитель может их исправить в течение одного рабочего дня с даты получения уведомления от налоговой, в противном случае ему откажут в проведении регистрации ККМ.

Шаг 2. Осмотр ККМ

После подачи заявителем регистрационных документов, налоговый инспектор назначает конкретную дату и время осмотра (проверки) ККМ. Предпринимателю необходимо явится в отделение налогового органа в назначенный день с ККМ, если предприниматель на осмотр аппарата не придет в согласованное время, то ему будет отказано в осуществлении регистрации. Кроме того, на осмотре ККМ с предпринимателем должен присутствовать представитель (механик) Центра технического (сервисного) обслуживания ККМ. Регистрации подлежат лишь те модели ККМ, которые входят в Государственный реестр ККМ, а также снабжены специальным блоком Электронно-контрольной защищенной ленты.

Шаг 3. Выдача регистрационной карты ККМ

После проверки состояния ККМ и рассмотрения пакета документов налоговые органы вносят всю информацию о ККМ в специальную Книгу учета ККМ, а также выдают предпринимателю регистрационную карту ККМ и учетный талон, возвращая оригиналы всех поданных документов. В поданном паспорте ККМ налоговый инспектор делает отметку о регистрации аппарата и регистрирует журнал операциониста-кассира. После чего процесс регистрации ККМ считается оконченным и заявителю разрешено применять в своей предпринимательской деятельности зарегистрированный ККМ.

Процедура регистрации ККМ в различных отделениях налоговых служб может иметь свои характерные особенности. Например, предоставление пакета документов и заявления на регистрацию может проводиться как конкретные приемные дни в порядке живой очереди, так и по предварительным записям в налоговой, что также следует выяснить заранее.

Видео: регистрация ККМ

Документы для регистрации ККМ

Для проведения регистрации ККМ в органах налоговой службы предпринимателю следует предоставить пакет таких документов:

  • Паспорт ЭКЛЗ (Электронно-контрольная защищенная лента).
  • Заявление от имени владельца ККМ, которое составлено по специальной форме, утвержденной Приказом Федеральной Налоговой Службы от 09.04.2008 года № ММ-3-2/15. Бланк для написания заявления можно получить у представителей местных органах налоговой службы.
  • Паспорт модели ККМ, заполненный представителем Центра сервисного обслуживания во время подписания договора на обслуживание (в налоговую предоставляется оригинал и копия паспорта).
  • Технический паспорт ККМ (выдают при покупке кассового аппарата).
  • Свидетельство о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах и присвоении индикационного номера налогоплательщика (в налоговую достаточно предоставить копию).
  • Договор на сервисное (техническое) обслуживание ККМ в Центрах сервисного обслуживания (законодательством Российской Федерации запрещено использование ККМ без действующего договора сервисного обслуживания). Договор заключается непосредственно с поставщиком ККМ или Центром обслуживания, уполномоченным поставщиком ККМ.
  • Доверенность, которая дает право регистрировать ККМ в органах налоговой службы, если регистрацию осуществляет не руководитель предприятия (оригинал доверенности).
  • Журнал операциониста-кассира, который составлен по форме КМ-4.
  • Договор аренды помещения или любой другой документ, который подтверждает возможность установки ККМ по указанному в заявлении адресу, где будет использоваться аппарат (предоставляется копия и оригинал).
  • Свидетельство о проведении государственной регистрации предприятия или организации (ОГРН). В налоговую необходимо предоставить копию и оригинал свидетельства.
  • Расчетный счет.
  • Журнал по учету вызовов техников-специалистов, который составлен по форме КМ-8.

Кроме того, в налоговой инспекции индивидуального предпринимателя попросят предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а представителя юридического лица – документ, который подтверждает его право действовать от имени компании (например, протокол со всеобщего собрания или решение о назначении единоличного исполнительного органа).

Пакет документов, которые необходимо подать для регистрации ККМ, устанавливается региональными отделениями налоговых служб индивидуально и может отличаться, поэтому, чтобы не затянуть процедуру регистрации, заявителю желательно заранее выяснить в налоговой инспекции перечень обязательных документов.

ККМ продается в нефискальном (нерабочем) состоянии, то есть счетчик, который суммирует выручку, выключен. Даже если аппарат подержанный, фискализацию необходимо проходить заново. Во время процедуры в обязательном порядке присутствуют:

  • Сотрудник ЦТО.
  • Инспектор налоговой.
  • Представитель компании по доверенности.

Фискализация проводится только в тех случаях, когда все документы сданы, в день установленной налоговой службой (в один из 5 дней, когда налоговая регистрирует ККМ).

Перед фискализацией специалист ЦТО:

  • Проверяет целостность корпуса ККМ.
  • Вводит в память аппарата его заводской номер.
  • Программирует ИНН и название предприятия.

Потом налоговый инспектор устанавливает пароль, который защищает ККМ от взлома, после чего сотрудник ЦТО ставит защитную пломбу, и дата пломбирования аппарата вносится в инструкцию КМ-8. Он же ставит свою роспись в техпаспорте и вносит туда номер своего удостоверения.

Пробный ввод суммы (1,11 рубля) на аппарате – это завершающий этап фискализации, позволяющий проверить правильность распечатываемых реквизитов. Налоговый инспектор, используя введенный ранее пароль, снимает пробный Z-отчет. После этого инспектор налоговой и представитель фирмы должны подписать акт о регистрации контрольных счетчиков и переводе всех показаний ККМ на нули. Если все прошло успешно, ККМ присваивается уникальный номер, который заносят в специальный журнал фискализации.

Стоимость регистрации ККМ

Плата за проведение регистрации ККМ в налоговых органах на сегодняшний день не взимается. Ряд Центров сервисного и технического обслуживания аппаратов, а также посреднических юридических фирм представляют компаниям свои услуги по регистрации ККМ в местных налоговых органах, срок регистрации в таком случае занимает всего лишь 2-3 дня. Стоимость подобной услуги – от 4000 до 7000 рублей.

Посредники берут на себя подготовку пакета требуемых документов, покупку ККМ и различные курьерские обязанности.

Если заниматься процедурой регистрации ККМ самостоятельно, то финансовых средств уйдет в разы меньше. Так, необходимо будет заплатить только за покупку ККМ (средняя стоимость от 10 000 рублей) и за договор с сервисным центром обслуживания (от 2000 до 4000 рублей).

Как устанавливать новые кассы.

Применять кассу можно только после того, как будет получена от ФНС карточка регистрации ККТ. При этом нести сам кассовый аппарат, как это было раньше, никуда не нужно.

Когда и кому нужно по «новым» правилам регистрировать кассовый аппарат?

По новой редакции главного закона об использовании касс №54-ФЗ, регистрировать кассу ИП придется в двух случаях :

    Предприниматель открывает бизнес, планирует принимать оплату наличными , и законом №54-ФЗ его деятельность не освобождена от применения кассы, – это было и до «кассовой реформы». Зарегистрировать кассу нужно до начала приема наличных.

    Нужно ли регистрировать кассовый аппарат для ИП, если устанавливается касса «нового» образца? Нужно. Как и ранее, предприниматель может использовать только кассовую технику, которая поставлена на учет в ФНС. Это касается и онлайн-касс, но сама процедура регистрации стала проще (об этом в следующем разделе статьи).

    Предприниматель ранее был освобожден от применения кассы, но теперь льгота отменена . Это касается ИП на ЕНВД, патентной системе налогообложения, ИП, выполняющих работы, оказывающих услуги населению и выписывающих бланки строгой отчетности вместо кассы, а также использующих торговые автоматы. Зарегистрировать и начать использовать кассу надо до 01.07.2018 и отдельным категориям ИП - до 01.07.2019.

*В срок до 01.07.2017 доработать ККТ либо поменять на новую (онлайн-кассу) должны были предприниматели, которые ранее уже пользовались кассой. При этом новый или доработанный кассовый аппарат также проходил новую регистрацию.

Обязательно ли регистрировать ККМ для ИП на УСН? Это зависит от вида деятельности. Само применение УСН не дает право ИП работать без кассы. Но ранее предприниматели, оказывающие услуги (а это, как правило, ИП на УСН), могли не использовать ККТ. По новым правилам при услугах населению без кассы можно обойтись только до 01.07.2019, а в некоторых случаях - до 01.07.2018.

По Закону 54-ФЗ (в новой редакции) без кассы могут работать предприниматели, занимающиеся следующими видами деятельности:

  • сдача ИП в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в киосках (доля продажи газет и журналов не менее 50% товарооборота, ассортимент товаров должен быть утвержден на уровне региона);
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа проездных билетов / талонов в общественном транспорте;
  • услуги питания во время учебных занятий в общеобразовательных учреждениях;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • деятельность ИП в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), перечень таких местностей утверждается регионом.

На патентной системе налогообложения;

На ЕНВД;

Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при выдаче бланков строгой отчетности);

- «торгующие» с использованием торговых автоматов.

Если предприниматель имел право не применять ККТ по «старому» закону (т.е. по 54-ФЗ в редакции до 15.07.2016), то он вправе работать без кассы до 01.07.2018.

Инструкция, как зарегистрировать кассу для ИП по новым правилам: 3 простых шага

Чтобы поставить на учет кассу, надо подать заявление в ФНС. Это можно сделать двумя способами :

  • в электронном виде:
    • через сервис оператора фискальных данных (ОФД - организация, которая будет обеспечивать передачу данных от кассы в налоговую, часто предоставляет и сервис онлайн регистрации);
    • через «Личный кабинет» на сайте ФНС (nalog.ru);
  • в бумажном виде: в любую налоговую инспекцию (раньше можно было обращаться только в свою ФНС, теперь – в любую) лично, через представителя либо почтой.

При любом из вариантов регистрация проходит в 3 простых этапа. Но предварительно необходимо купить кассу либо модернизировать имеющуюся.

Шаг 0 . Купить новую кассу или доработать ту, что есть.

Если касса ранее уже использовалась и планируется ее доработка, ККТ надо модернизировать и после этого поставить на учет.

Шаг 1 . Заключить договор с оператором фискальных данных.

Оператор фискальных данных (ОФД / Оператор) – это уполномоченная организация, которая передает данные в ФНС. Весь смысл применения новых касс – передача информации о кассовых операциях в налоговую в реальном режиме времени, т.е. онлайн. Это и будет обеспечивать Оператор. На сайте ФНС есть .

Шаг 2 . Подать заявления на регистрацию ККМ

Заявление можно заполнить и передать в налоговую инспекцию в бумажном виде (лично), в электронном виде – на сайте ОФД или на сайте ФНС.

Готовится новый бланк Заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, с проектом документа можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/ . Пока действует форма, утвержденная в 2017 году.

Заявление о регистрации ККТ – несложный документ из Титульного и 3 разделов, ниже бланк и иллюстрации.

Когда в предпринимательской деятельности за товары и услуги берутся наличные средства, то обычно требуется кассовый аппарат. В некоторых случаях можно обойтись и без него. По новым требованиям необходима регистрация кассовых аппаратов. Чтобы правильно это сделать, нужно ознакомиться с некоторыми нюансами.

Кому не требуется процедура?

Предприниматели, выполняющие расчеты наличными и банковскими картами, применяются контрольно-кассовые машины. Но они не нужны в следующих случаях:

  • работа происходит на ЕНВД или ПСН;
  • реализуются лотерейные билеты;
  • продается безалкогольная продукция;
  • организация питания лиц, обучающихся и работающих в школе;
  • продажа керосина, молока, рыбы, овощей;
  • реализация товара на выставке, ярмарке, рынке;
  • прием стеклотары;
  • при мелкорозничной продаже;
  • реализация почтовых марок;
  • продажа товаров религиозного характера.

Где происходит регистрация?

Процедура выполняется в налоговом органе по месту проживания. Юридическим лицам надо обращаться по месту нахождения организации. Если же они имеют подразделения, в которых применяется ККМ, то процедура считается обязательной и в налоговых органах по месту нахождения. К примеру, если ООО имеет несколько магазинов в различных городах, то требуется регистрация кассовых аппаратов в каждом городе.

Индивидуальными предпринимателями выполняется регистрация кассового аппарата в налоговой инспекции по месту проживания. Есть ли ответственность, если обращаться не по прописке? На ИП и ООО накладывается штраф.

Необходимые документы

Сначала необходимо написать заявление на регистрацию кассового аппарата. Его форма утверждена Приказом ФНС России. Также необходимо приложить документы для регистрации кассового аппарата:

  • паспорт устройства, выданный при покупке ККМ;
  • договор о техническом обслуживании.

Соглашение заключается с поставщиком ККМ или с центром технического обслуживания. Документы надо подавать в налоговую оригиналами. Если их не будет, то регистрация не может быть выполнена.

Также нужно предоставить ИП документ, удостоверяющий личность ИП. А юридическому лицу надо предоставить подтверждение о возможности действовать от организации. Если документы подаются представителем, то ему надо иметь доверенность. В налоговой не вправе требовать документы на помещение, в котором будет применяться устройство.

На практике бывают ситуации, когда спрашивают о таких документах, как свидетельство о регистрации, постановке на учет. Чтобы не затягивать процедуру, желательно узнать предварительно, какие документы требуются.

Особенности регистрации

Регистрация должна выполняться в течение 5 дней с предоставлению в налоговую документации. О ее получении сотрудники должны оповестить заявителя.

Если будут выявлены недочеты в документах, например, чего-то не хватает, то можно его в течение 1 дня после уведомления. Если пропустить этот период, то в регистрации будет отказ.

Осмотр оборудования

Существует общепринятый порядок регистрации кассового аппарата. Это установлено законодательством, а при несоблюдении правил предусмотрена ответственность.

Перед регистрацией выполняется осмотр аппарата. Для проведения этой процедуры назначается конкретное время. Если она не будет проведена, то в регистрации последует отказ. Осмотр ККМ выполняется специалистом поставка или ЦТО.

Правила регистрации

Если оборудование и документы не имеют замечаний, то выполняется регистрация кассовых аппаратов. Информация об устройстве вносится в книгу учета ККТ, которая контролируется налоговым органом.

Предприниматель должен предоставить паспорт устройства, где ставится специальные отметка. После этого выдается карта регистрации оборудования учетный талон и документы. Сотрудники выполняют заверение журнала кассира - операциониста. Платы за услугу нет.

Требования к ККМ

Регистрировать нужно только то оборудование, которое есть в государственном реестре. Аппарат должен показывать в чеке реквизиты, которые могут отличаться в каждом виде деятельности. Поэтому следует учитывать, в какой отрасли будет использоваться ККМ.

Для применения оборудования потребуется заключение договора со специальным предприятием, которое будет выполнять техническую поддержку оборудования. Без этого документа прибор не могут поставить на учет. Кассовый аппарат без регистрации не может быть использован.

Выбор оборудования

Прибор нужно правильно выбрать. Если модели нет в государственном реестре, то такую технику использовать запрещено. У аппарата должна быть голограмма «Государственный реестр» с обозначением года, номера и наименования прибора.

Чек кассового аппарата дожжен иметь такие сведения, как:

  • название документа с номером;
  • дата;
  • ФИО предпринимателя;
  • наименование и количество товара;
  • сумма;
  • должность и ФИО работника.

Существует которая не имеет блока памяти ЭКЛЗ. Такой прибор не считается ККТ, поэтому его не получится зарегистрировать. ЧПМ используется плательщиками ЕНВД и ПСН.

Отказ в регистрации ККМ

В процедуре регистрации могут отказать при недостатке документов, неявке предпринимателя для осмотра оборудования. К другим причинам относят:

  • обращение в неподходящую налоговую службу;
  • недостоверная информация в заявлении;
  • нахождение ККМ в розыске;
  • неисправности оборудования или отсутствие знаков, пломбы;
  • нет доступа к устройству.

Отказ в регистрации может последовать в случае предъявления прибора, который не входит в государственный реестр. Это касается истечения срока амортизации ККМ. Главным требованием, благодаря чему происходит регистрация, является включение устройства в реестр.

Исключением являются ситуации, когда аппарат выбыл из этого документа. Если такое устройство зарегистрировано, то его можно использовать до истечения периода амортизации (до 7 лет). Но если ККМ была куплена у кого-то, то зарегистрировать ее не получится.

Б/у прибор можно поставить на учет при:

  • изменении названия организации;
  • реорганизации юридического лица;
  • изменении места расположения фирмы;
  • восстановлением ИП;
  • внесением ККТ в уставной капитал;
  • регистрации юридического лица учредителем ИП.

За использование устройства с нарушениями предусмотрена ответственность. На ИП и юридических лиц возлагаются крупные штрафы.

Эксплуатация оборудования равна 7 годам, после чего требуется снятие с учета. В продаже ККМ находятся в не фискальном состоянии, поэтому счетчик отключен. Процесс фискализации считается обязательным. Когда выполняется регистрация поддержанного устройства, то нужно обнуление фискальной памяти.

При регистрации налоговым инспектором выполняется внесение в память заводского номера, ИНН и названия организации. Потом утверждается пароль, который служит защитой от незаконного проникновения в устройство. Потом происходит установка пломбы, а завершает процедуру введение суммы. Это необходимо для обследования правильности реквизитов. Инспектором ФНС и заявителем подписывается документ о регистрации. Кассовое устройство будет иметь свой номер, после чего оно считается зарегистрированным.