Что такое всероссийский рынок определение по истории. Торговля

П.А. Столыпин занимал сначала пост министра внутренних дел, после был назначен премьер-министром. Его реформы были направлены на развитие страны. Революция, прошедшая в 1905-1907 годах показала проблемы, не позволяющие России стать сильной державой. Правящий класс не мог определиться, по какому пути развиваться стране, вера в монархию была подорвана. Столыпин хотел видеть Россию современной, развитой и сильной страной. Именно поэтому он проводил свои реформы, которые через несколько лет должны были дать результат и изменить страну в лучшую сторону.

При жизни Столыпина его реформы критиковались, а предложения встречали сопротивления в правящих кругах. Споры о его политике велись при жизни реформатора и много лет после его смерти. Современные историки считают правильным ход его действий. На Петра Аркадьевича было совершено несколько покушений. В результате покушения в 1906 году пострадали дети премьер-министра, особенно дочь, у нее была тяжелая травма ног. Он сильно изменился после этого покушения. Когда ему говорили, что раньше он как будто бы рассуждал иначе, он отвечал: «Да, это было до бомбы Аптекарского острова. А теперь я стал другим человеком».

Предлагаем вашему вниманию таблицу реформ Столыпина, где отображены их суть и итоги.

Название реформы Период проведения Суть реформы Ход проведения и результаты
Аграрная реформа 1906-1911 года Реформа была задумана в несколько этапов и была призвана решить аграрные проблемы: убрать волнения, повысить эффективность крестьянского труда, преодолеть сложившиеся сословные ограничения, мешающие развитию аграрного сектора, предоставить крестьянам право частной собственности. Указ 9 Ноября 1906 года .

Он касался вопросов землевладения и землепользования крестьян. Если раньше земля считалась коллективной собственностью, то теперь крестьянин мог стать полноправным собственником земли.

Для этого необходимо было подать заявку на закрепление земли в собственность в Сельское общество. Если решение не было вынесено в определенный срок, крестьянин обращался к земскому участковому начальнику. На постановления и решения можно было подать жалобу в уездный съезд.

Участки земли находящиеся во владении были отрубами (участок, выделенный к одному месту) или чересполосной землёй. Владельцы отрубов могли передать свои участки по наследству, совершать продажу или обмен. Владельцы чересполосных участков могли передавать права на землю по наследству, но для продажи им необходимо было получить согласие своей общины.

Он стал следующим шагом на пути изменения порядка землевладения и землепользования крестьян и касался общин с подворным землевладением. Правительство предпочитало выдачу прав собственности на чересполосные участки, это требовало меньше организационных и землеустроительных работ, с заявками на которые было уже сложно справляться. В общинах, где производились переделы, правила для получения отрубной участок изменились не существенно.

Закон о землеустройстве 1911 года .

Закон детализировал некоторые положения предыдущих законов и призван был уменьшить количество недоразумений и жалоб, возникавших при землеустройстве. Так же он отдавал предпочтение выделению отрубов во владение крестьянам.

Результаты .

Возросло число зажиточных крестьян. Наблюдался рост сельскохозяйственного производства. Из общины вышло менее 30% крестьян, несмотря на давление правительства. Общины оказались сильнее и жизнеспособнее, чем предполагалось. 85% крестьянских земель остались за общиной.

Реформа судопроизводства 19 августа 1906 год «Закон о военно-полевых судах», учреждал временные суды проводившиеся офицерами по делам, где преступление было очевидным Прежнее законодательство не давало возможности оперативно разбираться с террористическими атаками, разбойными нападениями, убийствами. Закон был призван ускорить разбирательства при нарушении законов. Суд происходил за закрытыми дверями. Приговор выносился и приводился в исполнение в течение нескольких дней. Всего было вынесено 1102 смертных приговора и отправлено на казнь 683 человека.
Реформа местного самоуправления в Западных губерниях Март 1911 года Реформа поддерживала права меньших землевладельцев и ограничивала влияние крупных землевладельцев В Западных губерниях избирательные съезды и собрания были разделены на польское и непольское отделение. Польские землевладельцы относились к крупным, мелкие были представлены русскими, белорусами и украинцами. Непольское отделение получала преимущество при выборе земских гласных.

Петр Аркадьевич погиб в результате покушения в сентябре 1911 года. Незадолго до смерти он сказал следующее: «После моей смерти одну ногу вытащат из болота – другая завязнет». Оценка реформ Столыпина носит неоднозначный характер, они не осуществились, так как были задуманы. Кто то рассматривает только негативные моменты, кто то считает, что он действительно мог сделать Россию мощным, развитым государством и уберечь от последующих войн. Класс мелких землевладельцев так и не был создан, но сельское хозяйство развивалось.

Годы жизни: 1862- 1911

Из биографии.

Столыпин П.А. — государственный деятель, председатель Совета министров с 1906 года.

Это был жёсткий, умелый, умный политик. Свою задачу он видел в наведении в стране порядка путём продуманной политики правящих кругов. Он был сторонником жёстких мер, но одновременно стремился прийти к компромиссу с оппозицией.

Столыпин был и консерватором, и реформатором одновременно. Был очень хорошим оратором, мог убедить в правоте своего курса оппонентов.

  • До назначения на пост председателя Совета министров занимал ряд высоких должностей в России: был предводителем дворянства, губернатором сначала в Гродненской, а затем в Саратовской губернии.
  • 26 апреля 1906 г. назначен министром внутренних дел, а в 8 июля одновременно председателем Совета министров.
  • Взял курс на проведение социально-политических реформ, наметив провести ряд реформ: аграрную реформу, реформу местного самоуправления, ввести всеобщее начальное образование, стал инициатором закона о веротерпимости и создания военно-полевых судов.В 1907 г. добился роспуска 2-ой Государственной Думы и провёл новый избирательный закон(по нему усиливалась роль правых сил) . Однако из 47 предложенных им реформ были осуществлены только 10, да и те не полностью.
  • На него было совершено несколько покушений террористов. После одного в 1906 г.- наиболее страшного, когда погибли 27человек, был ранен сын и контужена дочь, он усилил меры безопасности, ввёл военно-полевые суды. По новому указу бунтовщиков осуждали в течение 48 часов и приговор приводили в исполнение в течение 24 часов. Появилось новое понятие — « столыпинский галстук» — петля, которая затягивалась на шее осуждённых, так как было проведено много смертных казней.
  • Хотел провести земскую реформу, расширив права местного самоуправления, введя в земства представителей зажиточного крестьянства, ограничив права предводителей дворянства. Он смог провести закон только по западным польским земствам, да и то это встретило недовольство в обществе.
  • 14 июня 1910г.- начало столыпинской реформы.

Столыпинская реформа

  1. Политические — сформировать новую социальную опору режима в лице крестьянина — собственника.
  2. Экономические — увеличить производство сельскохозяйственной продукции, чему препятствовало общинное землевладение (из-за постоянных переделов земли крестьянам было невыгодно её улучшать).
  3. Социальные — решить проблему малоземелья крестьян в перенаселённых центральных районах, не затрагивая помещичьего землевладения.

Направления реформы:

  • разрушение общины « сверху», создание слоя собственников. Две формы выхода из общины: хутора- то есть выделение земли на новом месте, и отруба — выход крестьян из общины, когда усадьба оставалась на прежнем месте. Если раньше крестьянин полностью зависел от общины(какую землю получит, кукую культуру сажает), то теперь он становился полным собственником земли.
  • реорганизация Крестьянского земельного банка. Банк скупал помещичьи и удельные (то есть принадлежащие императорской семье) земли, продавал их по выгодным условиям. С этой целью в 1906г. были отменены выкупные платежи по реформе 1861 года. Это помогало решать проблему малоземелья крестьян.
  • Проведение агрокультурных мероприятий: создание курсов по скотоводству и молочному производству, внедрение прогрессивных форм ведения сельского хозяйства.
  • политика переселения малоземельных и безземельных крестьян на окраины — в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток. Были предоставлены многие льготы: дешёвые железнодорожные билеты, выпускались специальные вагоны для переселения на новые места вместе с домашним скотом (« столыпинские вагоны»), крестьянам прощались все недоимки, выдавалась беспоцентная ссуда. А ещё в течение пяти лет крестьяне не должны были платить налоги. Условия были привлекательные, что привело к тому, что за 10 лет переселилось более 3 миллионов человек.

Однако реформа не была завершена,а со смертью Столыпина постепенно сошла на нет.

Отрицательные последствия столыпинской реформы:

  • серьёзных изменений в сельском хозяйстве нельзя было добиться, если сохранено помещичье землевладение
  • реформа запоздала, за короткое время не была создана опора в деревне в лице собственников крестьян.
  • усилились социальные противоречия, появление на селе зажиточных кулаков вызывало недовольство остальной части крестьян.
  • не достигла цели и переселенческая политика. Крестьяне тяжело привыкали к сложным климатическим условиям, часто были столкновения с местными жителями. Около 16 % крестьян вернулось на родину, пополнив ряды безработных, а те, что остались, часто жили практически в нищете.
  • в обществе было много недовольных данной реформой: одни считали меры слишком мягкими, другие же не хотели вообще никаких изменений в обществе.

После смерти Столыпина реформа была свёрнута. Но она дала плоды, и уже в 1912 -1913 годах значительно увеличился выпуск сельхозпродукции. Зажиточные крестьяне давали стране более 40 % зерна. Они же были основными потребителями многой промышленной продукции.

Военная реформа П.А.Столыпина

Цель: повышение обороноспособности страны, восстановление военного могущества России, реформирование армии и флота.

Направления военной реформы П.А. Столыпина:

  • массовая технизация и машинизация вооружённых сил, повышение скорострельности и дальнобойности стрелкового оружия, появление тяжёлой и скорострельной артиллерии, бронемашин, аэропланов
  • активное внедрение новых средства связи – телеграфа, телефона, радио.
  • изменение комплектование армии: в основе был принцип всеобщей воинской обязанности(духовенство, инородцы и некоторые категории населения освобождались от службы), сократился срок службы: в пехоте до 3-х лет, в остальных родах войск- до 4-х. Запас армии был разделён на две категории: 1- младшие возрасты для пополнения полевых частей, 2- пожилые возрасты, они пополняли резервные и тыловые части.
  • Наряду с привычными родами войск появились новые: химические, авиационные, автробронетанковые.
  • Значительно улучшилась система подготовки офицерского состава, а также появились новые школы (электротехническая, автомобильная, железнодорожная, воздухоплавательная) и школа прапорщиков. Одновременно шёл процесс демократизации офицерского корпусы, были сняты религиозные и национальные ограничения.
  • Большое внимание уделял развитию флота, кораблестроению.

Значительно увеличился численный сотав войск и повысилась их военно-техническая подготовка

Усилилось техническое вооружение

Усилилась централизация управления армией и флотом, что позволило чётко координировать действия всех родов войск.

Многие начинания Столыпина П.А. не утратили своей актуальности и сегодня.

Интересные высказывания П.А.Столыпина

  • «Вам, господа, нужны великие потрясения; нам — нужна великая Россия» (высечено на могиле Столыпина. Взято из речи 24 мая 1907 г. в Государственной Думе)
  • Для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности.
  • Наш орёл, наследие Византии, — орёл двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращённую на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью…
  • Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России.
  • Только то правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твёрдой государственной волей.
  • Цели и задачи Правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо, но нельзя убить идею, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться.
  • В деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль - “вперед”.
  • России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований.

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 40 по теме: ЕГЭ С6 исторический портрет.

Исторической портрет Столыпина: направления деятельности

1. Внутренняя политика Столыпина Петра Аркадьевича

Взят курс на социально- политические и экономические реформы, усиление мощи страны, её модернизацию, но при сохранении монархии, государственной целостности и неприкосновенности частной собственности.

  • Дальнейшее укрепление монархии: роспуск 2 Государственной думы, принятие нового избирательного закона, по которому в 3 Государственной думе усилились позиции правых сил.
  • Повышение эффективности сельского хозяйства: аграрная реформа

формирование крестьянина — собственника, выделение из общины хуторов и отрубов, переселенческая политика, льготы при получении ссуды на землю, поддержка кооперативов и товариществ крестьян, указ о гражданском равноправии крестьян и др.)

  • Наведение порядка в стране (« сначала успокоение, потом реформы»): борьба с терроризмом, создание военно-полевых судов.
  • Национальная политика: сближение наций и народов, Столыпин стремился принять указ о веротерпимости, решить еврейский вопрос, прекратить ущемление прав по национальной принадлежности. Однако многое не смог сделать, не получая поддержки в высших кругах, даже ограничил автономию Финляндии
  • Проведение реформы местного самоуправления: в западных губерниях были учреждены Земства.
  • Проведение социальных преобразований: улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности, были признаны права на участия рабочих в стачках, отменены все сословные ограничения для крестьян.
  • Проведение военной реформы с целью повышения обороноспособности страны, восстановления военного могущества России: увеличение численности состава армии путём изменения системы комплектования армии, улучшение технического вооружения, повышение качества подготовки офицерского состава, усиление централизации управления армией и флотом

2. Внешняя политика П.А. Столыпина

Укрепление международного положения России:

  • Сближение с Великобританией, соглашение 1907 года о разделе сфер влияния в Азии
  • 1907-окончательное оформление Антанты (« сердечного согласия»), то есть военно-политического союза между Россией, Францией и Англией. Он противостоял другому союзу — Тройственному, между Германией, Австро-Венгрией, Турцией (позже присоединилась Болгария и др.)
  • Стремление урегулировать конфликтов на Балканах: Россия воздержалась от решительных действий во время балканского кризиса в 1908-1909гг.

Итоги деятельности П.А. Столыпина:

  • Несмотря на незавершённость ряда реформ, в стране начался процесс модернизации во всех сферах общества: социальной, экономической, политической: аграрная и военная реформа, преобразования в других сферах общества значительно усилили страну, сделали её мощной в военном и экономическом положении (по многим показателям Россия занимала ведущие позиции в мире).
  • Столыпин П.А. сумел на определённое время успокоить общество, правда, путём борьбы с терроризмом, применяя жестокие меры.
  • Его деятельность способствовала формированию единой нации, так как он в деятельности реализовывал принцип гражданского равноправия.
  • Как дальновидный политик, умел видеть перспективу развития страны. Многие его идеи были реализованы после его смерти: введено в 1912 году обязательное начальное образование, идеи по возрождению экономики были рассмотрены и положены в основу преобразований России по пути рыночной экономики. Не случайно у в 2006 году ему установили памятник напротив Дома Правительства в знак признания таланта этого человека, его ума и прозорливости.
  • Многие высказывания Столыпина стали афоризмами:

«Вам, господа, нужны великие потрясения; нам — нужна великая Россия»;

«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»

Хронология жизни и деятельности П.А.Столыпина

1906-1911 Председатель Совета Министров
9 ноября 1906г Начало аграрной реформы, указ Правительствующего Сената « О выходе из крестьянской общины»
24 августа 1906 Правительственная программа, главный вопрос — аграрный
1906 Указ о переселении крестьян
1 января 1907 Отмена выкупных платежей за землю
1907 Добился роспуска 2 Государственной думы, провёл новый избирательный закон, по которому усилилась позиция октябристов и правых сил.
1907 Окончательное формирование Антанты. Россия входит в неё.
14 июня 1910 г Указ « О выходе из крестьянской общины» одобрен государственной Думой и стал законом
1912 Закон о выдаче крестьянам ссуды на приобретение земли
1908-1909 Мирное урегулирование балканского кризиса.
5 сентября 1911 Скончался после смертельного ранения 1 сентября эсером Д.Г.Богровым.

Памятник П.А.Столыпину. Москва. Краснопресненская набережная, около Дома правительства. Открыт к 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина, в 2012 году. Скульптор Салават Щербаков.

Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было статьпротиводействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 - 5(18) сентября 1911) - видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.

Причины проведения реформ

К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа экстремистских организаций.

Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).

Он должен был продолжить экономическую политику С. Ю. Витте и вывести Россию в разряд капиталистических держав, завершив в стране эпоху феодализма.

Отразим в таблице реформы Столыпина.

Рис. 1. Портрет П.А. Столыпина.

Аграрная реформа

Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:

  • Повышение производительности труда крестьян
  • Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде
  • Вывод кулаков из общинной зависимости и конечное разрушение общины

Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.

Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян - росло число кулаков и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.

Рис. 2. Столыпинский вагон.

Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.

Военная реформа

Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.

Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки.

Рис. 3. Строительство железной дороги в Российской империи 20 век.

Иные реформы Столыпина

В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.

Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.

В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а так же установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.

Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.

Что мы узнали?

Из статьи по истории 9 класса мы познакомились с деятельностью Петра Столыпина. Можно сделать вывод, что реформы Столыпина затрагивали все сферы человеческой деятельности и в течении 20 лет должны были решить многие накопившиеся в российском обществе вопросы, однако, сначала его смерть, а затем и вспыхнувшая война не позволили России бескровно пройти этот путь.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 527.

Революция 1905 - 1907 годах

Причины, задачи, движущие силы. Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, нолицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим возникновение революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900-1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Задачи революции - свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для установления демократического строя, ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; достижение равноправия народов России. В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения.

В революции участвовали: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

Этапы революции. Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.) В своем развитии она прошла несколько этапов. Прологом революции явились события в Петербурге - всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января были расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией. Она была составлена участниками «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г. А. Гапона. Петиция содержала просьбу рабочих об улучшении их материального положения и политические требования - созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного и тайного голосования, введение демократических свобод. Это послужило поводом к расстрелу, в результате которого было убито более 1200 человек и около 5 тыс. ранено. В ответ рабочие взялись за оружие и стали строить баррикады.



Первый этап. С 9 января до конца сентября 1905 г.- начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. В нее втягивались все новые массы населения. Она постепенно охватывала все районы России. Основные события: январско-февральские стачки и демонстрации протеста в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом «Долой самодержавие!»; весенне-летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку (более 800 тыс.); создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти рабочих - Совета уполномоченных депутатов; восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; массовое движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов Центральной России, в Грузии и Латвии; создание Крестьянского союза, выступившего с политическими требованиями. В этот период часть буржуазии материально и морально поддерживала народные выступления. Под напором революции правительство пошло на первую уступку и обещало созвать Государственную думу. (По имени министра внутренних дел она получила название Булыгинской.) Попытка создать законосовещательный орган со значительно ограниченными избирательными правами населения в условиях развития революции.

Второй этап. Октябрь - декабрь 1905 г.- высший подъем революции. Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка (более 2 млн. участников) и в результате издание Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать законодательную Государственную думу на основе нового избирательного закона; бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей; выступления в армии и на флоте (восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П. П. Шмидта); декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите, Красноярске и других городах. Правительство подавило все вооруженные выступления. В разгар восстания в Москве, вызвавшего в стране особый политический резонанс, 11 декабря 1905 г. был опубликован указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» и объявлено о подготовке выборов. Этот акт позволил правительству снизить накал революционных страстей. Буржуазно-либеральные слои, напуганные размахом движения, отшатнулись от революции. Они приветствовали публикацию Манифеста и нового избирательного закона, считая, что это означает ослабление самодержавия и начало парламентаризма в России. Пользуясь обещанными свободами, они начали создавать свои политические партии.

В октябре 1905 г. на основе «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов» образовалась Конституционно-демократическая партия (кадеты). Ее члены выражали интересы средней городской буржуазии и интеллигенции. Их лидером был историк П. Н. Милюков. Программа включала требование установления парламентского демократического строя в форме конституционной монархии, всеобщего избирательного права, введения широких политических свобод, 8-часового рабочего дня, права на стачки и профессиональные союзы. Кадеты высказывались за сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии. Программа кадетов подразумевала модернизацию политического строя России по западно-европейскому образцу. Кадеты стали партией, оппозиционной царскому правительству.

В ноябре 1905 г. был создан «Союз 17 октября» . Октябристы выражали интересы крупных промышленников, финансовой буржуазии, либеральных помещиков и состоятельной интеллигенции. Лидером партии был предприниматель А. И. Гучков. Программа октябристов предусматривала установление конституционной монархии с сильной исполнительной властью царя и законодательной Думой, сохранение единой и неделимой России (с предоставлением автономии Финляндии). Они были готовы к сотрудничеству с правительством, хотя и признавали необходимость некоторых реформ. Они предлагали решить аграрный вопрос, не затрагивая помещичьего землевладения (распустить общину, вернуть крестьянам отрезки, путем переселения крестьян на окраины снизить земельный голод в центре России).

Консервативно-монархические круги организовали в ноябре 1905 г. «Союз русского народа» и в 1908 г. «Союз Михаила Архангела» (черносотенцы). Их лидерами были доктор А. И. Дубровин, крупные землевладельцы Н. Е. Марков и В. М. Пуришкевич. Они боролись против любых революционных и демократических выступлений, настаивали на укреплении самодержавия, целостности и неделимости России, сохранении господствующего положения русских и усилении позиций православной церкви. Третий этап. С января 1906 г. по 3 июня 1907 г. - слад и отступление революции. Основные события: «арьергардные бои пролетариата», имевшие наступательный, политический характер (в стачках участвовало в 1906 г. 1,1 млн. рабочих, в 1907 г.- 740 тысяч); новый размах крестьянского движения (горела половина помещичьих имений в центре России); восстания моряков (Кронштадт и Свеа-борг); национально-освободительное движение (Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина).

Постепенно волна народных выступлений ослабевала. Центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в Государственную думу. Выборы в нее были не всеобщими (в них не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся и рабочие, занятые на мелких предприятиях). Каждое сословие имело свои нормы представительства: голос 1 помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков. Правительство еще рассчитывало на монархическую приверженность и думские иллюзии крестьян, поэтому для них была установлена относительно высокая норма представительства. Выборы были не прямые: для крестьян - четырехстепенные, для рабочих - трехстепенные, для дворян и буржуазии - двухстепенные. Был введен возрастной (25 лет) и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии. I Государственная дума (апрель - июнь 1906 г.). Среди ее Депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства). Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали. Современники назвали I Государственную думу «Думой народных надежд на мирный путь». Однако ее законодательные права были урезаны еще до созыва. В феврале 1906 г. совещательный Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату. Новые «Основные государственные законы Российской империи опубликованные в апреле до открытия Думы, сохранили формулу верховной самодержавной власти императора и оставили за царем право издания указов без ее одобрения, что противоречило обещаниям Манифеста 17 октября. Тем не менее некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы, новые законы не могли быть приняты без ее участия. Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждала государственный бюджет. Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой. Главным в Думе стал аграрный вопрос. Обсуждалось дна законопроекта: кадетов и трудовиков. И те и другие стояли за создание «государственного земельного фонда» из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель. Однако кадеты рекомендовали не трогать рентабельные помещичьи имения. Изымаемую часть помещичьей земли они предлагали выкупать у владельцев «по справедливой оценке» за счет государства. Проект трудовиков предусматривал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, оставив их хозяевам только «трудовую норму». В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект - полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием. Правительство, поддержанное всеми консервативными силами страны, отвергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. Были усилены репрессии: действовали военно-полевые суды и карательные отряды.

В апреле 1906 г. министром внутренних дел был назначен П. А. Столыпин, ставший с июля того же года председателем Совета министров (создан в октябре 1905 г.). П. А. Столыпин (1862-1911) - из семьи крупных землевладельцев, быстро сделал успешную карьеру в Министерстве внутренних дел, был губернатором ряда губерний. Получил личную благодарность царя за подавление крестьянских волнений в Саратовской губернии в 1905 г. Обладая широким государственным кругозором и решительным характером, стал центральной политической фигурой России на завершающем этапе революции и в последующие годы. Принял активное участие в разработке и проведении аграрной реформы. Главная политическая идея П. А. Столыпина состояла в том, что реформы могут успешно осуществляться лишь при наличии сильной государственной власти. Поэтому его политика реформирования России сочеталась с усилением борьбы с революционным движением, полицейскими репрессиями и карательными действиями. В сентябре 1911 г. погиб в результате террористического акта. II Государственная дума (февраль - июнь 1907 г.). При выборах новой Думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить послушную Думу, но он просчитался. II Государственная дума оказалась еще более левой, чем первая. Кадетский центр «растаял» (19% мест). Усилился правый фланг - в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали левый блок, имевший 222 места (43%). Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности, а надельные крестьянские земли изъять из общины и отрубами разделить между крестьянами. Этот проект совпадал с правительственной программой аграрной реформы. Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда. Они предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать се крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель и распределения их по «трудовой норме». Социал-демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и создании местных комитетов для ее распределения между крестьянами. Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просуществовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота. На самом деле государственный переворот осуществило правительство. 3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон. Этот акт явился прямым нарушением статьи 86 «Основных законов Российской империи», по которой никакой новый закон не мог быть принят без одобрения Государственным советом и Государственной думой. 3 июня считается последним днем революции 1905-1907 гг.

Значение революции. Главный результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. В ней сложились новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти. Изменилось социально-политическое положение граждан России; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные союзы и легальные политические партии. Буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны. Улучшилось материальное положение рабочих. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня до 9-10 часов. Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Была расширена свобода передвижения крестьян и ограничена власть земских начальников. Началась аграрная реформа, разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев, что способствовало дальнейшей капиталистической эволюции сельского хозяйства. Окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации

Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.