Почему мы называем птиц пернатыми друзьями. Классный час «Наши пернатые друзья

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пределах 10.
Развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями игроков своей команды, соблюдать правила викторины.
Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; формировать экологическое осознанное отношение к природе к её обитателям, воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам – нашим друзьям.
Словарная работа: пернатые, перелётные, зимующие, гнездо, скворечник, фишки, край, область, слайд, экран.
Материал: карта Самарской области; макет дерева, плоскостные изображения птиц к нему; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц; аудиозапись музыки М.Глинки «Жаворонок»; экран, проектор, подборка слайдов на компьютере с изображением: сороки, павлина, аиста, щегла, пеликана, страуса, соловья, клёста, стрижа, пингвина; 2 набора бумажных деталей скворечника, магнитная доска, магниты; медали - золотые и серебряные по количеству игроков в командах; костюм сороки; фишки; шапочки птиц (сова, синица, воробей, ласточка).
Предварительная работа: наблюдение за птицами; беседы о жизни пер-натых; экскурсии к месту гнездования птиц; рассматривание карты Самарской области; изготовление родителями воспитанников кормушек и скворечников; участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Встречаем скворцов»; разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о птицах; изготовление атрибутов к викторине; создание слайдов по теме занятий; дидактические игры о птицах.

Ход викторины:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дорогие друзья! Посмотрите, мы с вами живём в удивительном, замечательном крае (показывает на карте). Скажите, как называется область, в которой мы живём?
Дети: Самарская область.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Как вы думаете, чем богат наш край?
Дети: Лесами, животным миром, реками, озёрами.
Воспитатель: Умницы! Да, у нас очень богатый растительный и животный мир. Много озёр, рек, лесов, лугов, к которым нужно бережно, заботливо относиться. А ещё в нашей области живёт много птиц. Скажите, почему мы называем птиц нашими друзьями?
Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняя листву деревьев и кустарников. Они радуют нас своим чудесным пением.
Воспитатель: Почему птиц зовут пернатыми?
Дети: Потому что их тело покрыто перьями.
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре – викторине «Наши пернатые друзья» и проверить, насколько хорошо вы знаете птиц родного края. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
Дети:
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Не подсказывать.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
- Фишки подсчитывать в конце игры.
Воспитатель: Пожалуйста, разделитесь на две команды и придумайте название им. Название должно быть связано с названием нашей викторины
«Наши пернатые друзья». Не забудьте выбрать капитанов команды.
Дети делятся на команды и рассаживаются друг против друга. Затем представляют свои команды и капитанов.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на дерево прилетели птицы, живущие в Самарской области. Каждая птичка принесла с собой конкурсное задание. Один игрок от команды называет птицу и снимает её с дерева, а я читаю задание. За победу в конкурсе команде вручается фишка. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек. Начинаем.
Птица поползень. Конкурсное задание «Отгадалки». Каждой команде предлагается отгадать по 3 загадки о птицах. Победителем становится команда, которая отгадает все загадки.
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач)
-На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля)
-Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
-Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)
-Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
-Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Птица чайка. Конкурсное задание «Назови пословицы, поговорки о птицах». Команды по очереди называют пословицы, поговорки. Выигрывает та команда, которая назовёт их больше.


-Грач, на горе – весна на дворе.
-Лес без птиц и птицы без леса не живут.
-Птицы – украшение леса.
-Птиц мы будем беречь от губительных встреч.
-Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Птица сова. Конкурсное задание «Угадай птицу по голосу». Каждой команде предлагается угадать трёх птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Выигрывает та команда, которая правильно назовет всех птиц.
Птица кукушка. Поэтический антракт. Дети из каждой команды читают 2-3 стихотворения о птицах.
Соловей.
Прилетевший соловей
С каждым часом веселей,
Льются трели без конца…
Чуть-чуть обидно,
Что крылатого певца
В зарослях не видно.
В.Мусатов.
Люблю птиц.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
А. Ладонщиков
Синица.
Ты с модницей с этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится-
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
Е.Ильина.
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь-
Рад красавиц красногрудый
Житель севера- снегирь.
Е.Ильина.
Птица скворец . Конкурс капитанов «Сделай скворечник». На магнитной доске из готовых бумажных деталей капитаны выкладывают скворечники. Выигрывает тот, кто быстро и точно справится с заданием.
Птица снегирь. Конкурсное задание «Не ошибись». Каждой команде предлагается на экране с помощью проектора изображения 5 птиц. Надо выбрать из них, птиц Самарской области. Выигрывает команда, которая правильно назовет птиц Самарской области.
Примерный перечень птиц:
-сорока, павлин, аист, снегирь, пеликан;
-страус, соловей, клёст, стриж, пингвин.
Физминутка. Игра «Раз, два, три птицу покажи». Под музыку М.Глинки «Жаворонок», дети «летают» врассыпную. Музыка останавливается, дети замирают, изображая птиц нашего края. Ведущий спрашивает, какую птицу дети изображают. Игра повторяется три раза.
Птица ворона. Конкурсное задание «Назови приметы связанные с птицами». Команды по очереди называют приметы. Выигрывает та ко-манда, которая назовёт их больше.
-Вороны садятся на снег – к оттепели.
-Вороны садятся на вершины деревьев- к морозу.
-Ласточки летают низко- пере дождём.
-Вороны и галки садятся на низкие ветки- к ветру.
-Увидел грача – весну встречай.
Птица ласточка. Конкурсное задание «Как человек заботится о пти-цах». Игроки каждой команды перечисляют действия людей, обозначающих их заботу о птицах. Победителем становится команда, которая назовёт больше действий. (Оберегают гнёзда, заготавливают корм на зиму, подкармливают птиц зимой, изготавливают и вывешивают кормушки, скворечники).
Птица галка. Конкурсное задание «Объяснялки». По два игрока от команды заходят за ширму, надевают шапочки птиц (сова, воробей, синица, ласточка) и загадывают описательные загадки про этих птиц игрокам другой команды. После того, как команда дала ответ, ребёнок выходит из-за ширмы. Выигрывает команда, которая отгадает загадки.
Птица кукушка. Конкурсное задание « Отвечай быстро». Каждой команде предлагается быстро ответить на 5 вопросов. Выигрывает команда, которая даст правильные ответы.
Вопросы для первой команды:
-чем птица рулит? (Хвостом);
-какая птица приносит весну? (Грач);
-как зовут детёныша птицы? (Птенец);
-как называется домик скворца? (Скворечник);
-как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимую-щие).
Вопросы для второй команды:
-как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелёт-ные);
-какую птицу называют лесным доктором? (Дятел);
-как называется дом ласточки? (Гнездо);
-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);
-чем покрыто тело птицы? (Перьями).
Воспитатель : Посмотрите, ребята, все птички с нашего дерева улетели. Наша викторина подошла к концу. Со всеми заданиями вы справились отлично, молодцы! Вы много знаете о птицах нашего края. Давайте посчитаем, сколько фишек набрала каждая команда. Дети считают фишки, в этот момент влетает сорока (подготовленный ребёнок).
Сорока: Я тут мимо пролетала
Вас, ребятки, увидала.
Очень рада я за вас
Много знаете про нас.
Я хочу вам дать совет
Береги природу с малых лет!
Где гнездимся, не шумите,
Гнёзда наши берегите!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Ребята, пожалуйста, запомните правила.
Не подходите близко к гнёздам птиц, не трогайте их, не разоряйте. Не ловите и не уносите домой птенцов, в природе о них заботятся птицы.
Воспитатель: Спасибо тебе, сорока – белобока за полезные советы. Кто же у нас стал победителем? Капитан каждой команды объявляет количество фишек. Называется победитель викторины.
Сорока: Я поздравляю команду победительницу и вручаю им золотые медали. А другой команде – серебряные, они тоже блестят.
Воспитатель : Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

МБОУ Первомайская СОШ

Красносулинского район

УЧИТЕЛЬ СОЛОВЬЕВА ЮЛИЯ ПЕТРОВНА

Классный час «Наши пернатые друзья»

Цели и задачи :

    Формирование у школьников экологического мировоззрения, экологической культуры.

    Изучение птиц родного края.

    Активизация творческой деятельности школьников, вовлечение их в природоохранную деятельность.

    Воспитание доброты, гуманности и эстетических чувств.

Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота.

Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу.

(Конфуций)

Ход мероприятия.

Учитель : Тема нашего классного часа спрятана в загадке:

Снится ночью по утру

Чудо-юдо на суку:

Острый клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…. (птица)

Почему птиц называют нашими пернатыми друзьями?

Учитель: Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Как вы думаете, почему именно весной появился этот праздник?

Птиц на земле очень много – около 9 тысяч видов. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2, 75 м,

масса 90 кг.

В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

В отличие от африканского страуса, дрофа-самая большая летающая птица. Размером она с крупного индюка. Дрофа прекрасно бегает и неплохо летает, хотя взлетать ей тяжеловато. Птица сначала разбегается, а уж потом распускает крылья и словно тяжёлый грузовой самолёт, взмывает в воздух. Впрочем, слово «взмывает» - не слишком подходящее для дрофы. Этот тяжеловес предпочитает летать низенько над землёй и крайне медленно набирать высоту. А ещё её считают самой осторожной птицей Европы, потому, что дрофа убегает даже от проходящего вдалеке человека.

Есть птицы совсем крошечные, как бабочки. Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Гнездо этой маленькой птички сплетено из травинок и величина его – со скорлупу от грецкого ореха. В гнездышке лежат два крохотных яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, если враг подбирается к гнезду. Как стрела, летит она на защиту птенцов и вонзает свой длинный и острый клюв в нос или глаз противника. Обитают эти птички в Америке, в тропическом поясе. Колибри питаются нектаром, который они добывают из цветков. Они могут делать это на лету, повиснув над чашечкой цветка.

Одни птицы живут в лесу, другие – в горах, а третьи – только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей, а есть, которые едят в основном ягоды и семена. Но мы поговорим о птицах, которые живут рядом в наших краях.

Люди давно стали привечать птиц: строить скворечники, обустраивать гнездовья, подкармливать птиц зимой. В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами. Вспомним сегодня некоторые из них.

Жива до сих пор в деревнях примета: в новый дом сперва нужно пустить ночевать кошку и петуха, лишь после этого можно считать, что жизнь в нем будет и спокойна и легка.

9 марта птица гнездо завивает. Существовала примета: если птица начинала вить гнезда на солнечной стороне дерева, то жди холодного лета.

7 апреля - Благовещенье. В этот день в обычае было давать волю птицам. Девушки, выкупая птиц у ловцов, выпускали их на волю и приговаривали:

Ученик.

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте.

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

15 мая - соловьиный день. Старые люди примечали: запоёт соловушка в этот день - с хлебом будешь. По народной примете, соловей начнет петь, когда с березового листа воды напьется (когда у березы лист настолько развернётся, что на нём сможет уместиться капля росы).

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.

Первыми прилетают грачи.

А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки.

Ученик.

В.И.Жуковский

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Ученик 1.

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Ученик 2.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Учитель: Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Звучит песня «Просьба», сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.

Викторина

1.Когда птица поёт громче - в полёте или сидя на ветке? (В полёте)

2.Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны? (Серая ворона)

3.Какая птица может отвёртывать гайки клювом? (Какаду)

4.Какая птица прилетает в наши края первая? (Грач)

5.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем - над землей? (Понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)

6. Какие птицы летают быстрее других? (Стриж, 144 км/ч)

7. Простая буква я, ну что же?

Коль сорок раз меня повторишь,

Так сразу птицей стану я,

Всем вам известную, друзья. (Сорок - А)

8. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

9. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)

10. Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)

11. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)

Учитель: Составьте поговорки о птицах

Слово - не воробей, учится чирикать у старого.

Красна птица опереньем, вылетит – не поймаешь.

Молодой воробей а человек - уменьем.

Добрые советы.

Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды. Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.

Количество существующих видов птиц, которых сегодня можно встретить на Земле, включает в себя совершенно немыслимые цифры. И все они имеют свои названия. И сегодня мы хотим разобраться в том, почему птиц называются Скворцы, Кряква, Грачи, Галка, ведь история происхождения их семейств полна интересных фактов.

Почему птицу называют «Кряква»

Все мы привыкли называть уток утками, и большинство людей даже не задумываются о том, что утином семействе присутствует целый список родов птиц, имеющих отдельные названия.

К примеру, кряква – это одна из птиц семейства утиных. Примечательно, что если вы видели диких уток, вероятнее всего – это были именно кряквы, поскольку они являются наиболее распространенными из диких уток.

И, если знать, что кряква относится к роду утиных, можно легко провести параллель с причиной возникновения её названия. Ведь, как и многие другие утки, кряква кричит «Кря». Так и появилось название таких птиц.

Почему птиц называют «Скворцы»

Птицы с длинным прямым клювом называются скворцами. Они имеют не самый большой размер, а также зачастую пятнистую грудь. Эти птицы относятся к роду певчих, и это объясняет, что узнать их можно также по их специфическому и красивому пению.

Ровно, как и в случае с кряквой, скворцы получили такое имя по причине звуков, которые они издают. Еще много лет назад люди описывали пение этих птиц, как «скверчание», поэтому со временем их и стали называть именно скворцами.

Почему птиц называют «Грачи»

Такое название птиц, как грачи, также очень распространено у нас, и о нем слышало большинство людей. Это достаточно крупная птица, длина которой может достигать 50 сантиметров. Узнать грачей можно по фиолетовому отливу, заметному по всей поверхности оперения.

Происхождение названия грачей имеет свои корни в древнерусском слово «гракъ», которое означало «крик» или «звук». Со временем данное слово стало звукоподражанием тем крикам, которые издают птицы, и так грачи приобрели свое, известное нам сегодня, название.

Почему птиц называют «Галка»

Еще одна достаточно распространенная на территории нашей страны птица – это галка. Данный вид относится к семейству врановых, и имеет похожий на воронов внешний вид. Существенным отличием галок от воронов является их размер, который оказывается значительно меньшим.

Если верить одной из самых популярных и достоверных теорий, происходит название данного вида птиц от праславянского слова «galъ», которое дословно переводится, как «черный». Учитывая оттенок оперения галок, вполне очевидно, что люди дали именно такое название этой разновидности птиц.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Развивать познавательный интерес к изучению животных, раскрыть практическое значение птиц в природе.
  • Развивать мышление, расширять кругозор и эрудицию учащихся.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • выставка книг “Наши пернатые друзья”;
  • наглядный материал – карточки с названиями птиц.

Ход урока

1. Организационный момент

Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно? (Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, работать быстро, дружно.)

2. Вводная беседа.

Начнём наш урок с игры “Угадай-ка”.

(Слайды 2-4)

Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, Черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется...
(Синица)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

О ком пойдет речь на уроке? (Слайд 5)

Кто такие птицы? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)

3. Польза птиц

Птиц называют “пернатыми друзьями”. Как вы думаете почему? (Слайд 7)

  • Птицы спасают посевы от грызунов. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг.
  • Уничтожают вредителей растений. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, так как много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • Снижают засорённость полей . Многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие склёвывают семена и плоды сорняков.
  • Многие птицы – санитары. Коршуны, грифы, орлы и другие птицы повсюду высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их, питаются на свалках и помойках, таким образом, способствуют оздоровлению местности.
  • Способствуют распространению семян. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, плоды шиповника, барбариса. Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений.
  • Благодаря птицам человек изобрёл самолет. Внимательно изучив крылья разных птиц, птичий полёт, строение тела учёные изобрёли самолёт.

4. Классификация птиц

В природе существует большое многообразие птиц. В лесу, в поле, на реке, в населенных пунктах - везде живут разные виды птиц. Предлагаю вам карточки с названиями птиц. Разделите птиц на группы. (Групповая работа)

Какие группы получились?

Результат работы (Слайды 9-10):

Вариант I

Вариант II

Каких птиц называют перелётными?

(Перелётные птицы – это птицы, совершающие регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.)

Каких птиц называют осёдлыми?

(Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой территории и за пределы её не перемещаются.)

Каких птиц называют кочующими?

(Кочующие птицы - это птицы, которые перемещаются с одного места на другое на относительно недалекие расстояния и ненадолго в поисках пищи.)

Почему некоторые птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края? (Многие перелетные птицы питаются насекомыми. С наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поисках пищи птицы улетают в теплые края.)

Почему оседлые птицы не улетают в теплые края?

(Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.)

5. Запасы на зиму

В конце лета некоторые зимующие птицы делают запасы на зиму. Это синицы, поползни и др. Послушайте произведение Николая Сладкова “Синичий запас”.

Синичий запас

Собирать в запас - значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!

Всё это - на чёрный день.

Запасают, как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.

И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха - годится. Семечко, зёрнышко, ягодка подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.

Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь? А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.

Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса - только себе. Или как синичка-хохлатка - для всех.

Некоторые птички делают запасы в своем дупле. А как делают запасы синички-хохлатки?

Какие запасы делают синички на зиму?

Хватает ли этих запасов на долгую суровую зиму?

6. Охрана птиц зимой. Эскиз кормушки

Зимой наступают тяжелые времена для птиц. Но, не смотря на то, что некоторые птицы делают на зиму запасы, тысячами они гибнут в суровые месяцы зимы. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Почему это происходит?

(Потому что птицам не хватает корма. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав под снегом.)

А как мы можем помочь птицам пережить долгие зимние месяцы?

(Смастерить кормушки, повесить их на деревья и каждый день кормить птиц).

Подкормить птиц в зимний период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться весны. Конечно же, это возможно, если мы с вами смастерим кормушки.

Из чего можно сделать кормушку? (Из коробки из-под сока, из пластиковой бутылки, из фанеры, дерева и др. материалов.)

Придумайте и начертите эскиз кормушки. (Групповая работа)

Обсуждение результатов работы

Рассмотрим эскизы кормушек. Какие кормушки наиболее удачные? Какие самые надёжные?

(Закрытые кормушки самые надежные. Обязательное условие - защита корма в них от ветра, снега, дождя. Кормушка должна быть доступной для птиц и недоступной для хищников.)

Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Рассмотрите, какие кормушки из разных материалов сделали люди. (Слайд 14)

7. Подкормка птиц

Как вы думаете, когда лучше вывешивать кормушки?

(Кормушки лучше вывешивать осенью – в ноябре. В это время птицам еще нетрудно находить корм и в других местах, но, подкармливаясь на кормушках, они постепенно привыкают к ним, запоминают их расположение.)

Чем можно подкармливать птиц?

(Лучшим кормом для птиц будут различные семена: арбуза, дыни, тыквы, кабачков, подсолнечника, овса и проса. Но можно засыпать в кормушки и различные крупы и хлебные крошки. Крупные семена желательно раздавливать. А крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Такие птицы как синицы, с удовольствием будут клевать на кормушках крошки сыра, творога, расклевывать кусочки мяса и несоленого сала, так как соль для птиц – яд. Любят птицы размоченные сухофрукты и грибы.)

Какие правила надо соблюдать при подкормке птиц?

  • Зимняя подкормка птиц обязательно должна быть систематической, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкнув находить корм на определенном месте каждый день, птицы, вдруг не найдя его, не полетят сразу в другое место, а будут ждать, терять время и силы, и в морозные дни могут погибнуть.
  • Продукты для подкормки должны быть свежими. Прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. А ржаной хлеб разбухает в зобиках птиц и может вызвать их гибель.
  • Раз в неделю кормушки надо очищать от снега и мусора.
  • Заканчивать подкормку нужно тогда, когда дневная температура станет выше нуля и основные корма станут доступными.

8. Слушание стихотворения Александра Яшина “Покормите птиц зимой”

(Подготовленный ученик)

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

9. Обзор литературы

Библиотекари школы и города подобрали для вас интересные произведения о птицах и их жизни. Это рассказы и сказки В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Г. Скребицкого; Красная книга, в которой вы можете найти информацию о редких птицах. И это далеко не все произведения о наших пернатых друзьях. Вы можете сходить в библиотеки школы и города, выбрать интересующие вас книги и познакомиться со многими интересными фактами из жизни птиц.

10. Кроссворд “Знаете ли вы птиц”

  1. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. (Поползень)
  2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  3. С наступлением холодов эта птица появляется в населённых пунктах. Питается кусочками мяса, сала, крупой, крошками хлеба. (Синица)
  4. Эта птица делает запасы на зиму? (Сыч)
  5. В холодную пору эти птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробьи)
  6. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  7. Эта птица обитатель таёжных лесов. У этой птицы снежное имя. (Снегирь)
  8. Эта птица способствуют распространению растений. (Свиристель)
  9. Эту птицу называют воровкой. Любит ухватить, что плохо лежит. (Сорока)
  10. Какая птица ночуют, зарывшись в снегу? (Глухарь)
  11. Эта птица является символом мира и дружбы. (Голубь)
  12. Эту осёдлую птицу можно научить говорить отдельные слова, фразы. (Ворона)
  13. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
  14. Эта птица не только врач, еще и плотник. За свою жизнь выдалбливает десятки дупел, которые служат домиками для птиц. (Дятел)

Какая здесь птица лишняя? (Кукушка – перелетная птица.)

11. Итоговая рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Где вам могут пригодиться полученные знания?

Где можно получить информацию о жизни птиц?

Как каждый из нас может помочь зимующим птицам?

Кому было работать интересно?

Если около вашего дома будет висеть своя кормушка, птицы быстро привыкнут к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать интересные факты наблюдения. Птицы обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем вашего огорода, спасённым от вредителей.