Виды обучения по вопросам охраны труда. Приложение

Справедливо отмечается, что различные виды юридической ответственности, будучи направлены на охрану Конституции, не обретают (пусть даже только в этих пределах) свойств и признаков конституционно-правовой ответственности.

Конституционное право характеризуется наличием собственного потенциала обеспечения действенности своих норм, т.е. собственного института юридической ответственности. Именно он может и должен стать, по сути, ведущим институтом и тем самым предопределять конкретные параметры других институтов конституционного права. Более того, только при наличии самостоятельной ответственности - как решающем условии и первоначальном основании самостоятельности отрасли - конституционное право приобретает достаточно убедительное свидетельство собственной полноты и внутренней завершенности.

Особенности конституционно-правовой ответственности и соответственно ее обособление как самостоятельного вида юридической ответственности объясняются предметом и методом конституционно-правового регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет конституционное право в общей системе права; спецификой статуса субъектов конституционно-правовых отношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в конституционно-правовой сфере; характером конституционных предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации.

Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.

Рассматриваемый вид ответственности предстает в единстве общесистемных признаков, присущих юридической ответственности в целом, а также тех свойств и качеств, которые указывают на ее своеобразие как относительно самостоятельного правового явления. Общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к конституционно-правовой ответственности. Вместе с тем, конституционно-правовая ответственность не может быть полным аналогом других видов юридической ответственности, поскольку содержание ответственности должно быть адекватно содержанию соответствующих общественных отношений, по крайней мере, между ними не должно быть несоответствий.

С учетом общесистемных признаков юридической ответственности конституционно-правовую ответственность, наступающую в большинстве случаев, можно определить следующим образом. Это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.

Одной из основных функций конституционно-правовой ответственности является восстановительная. Наряду с этим она, как и всякая юридическая ответственность, осуществляет карательную (штрафную) функцию в отношении субъектов, допустивших недолжное поведение в сфере конституционно-правовых отношений. Разумеется, конституционно-правовая ответственность выполняет также стимулирующую (организационную) функцию, поскольку побуждает участников конституционно-правовых отношений к должному поведению. Способствуя предотвращению возможных в будущем конституционных деликтов, конституционно-правовая ответственность выполняет и предупредительно-воспитательную (превентивную) функцию.

Немаловажной является и регулятивная функция конституционной ответственности. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации" специально указывается: "Президент Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является главой государства... Именно этим обусловлены полномочия Президента Российской Федерации по формированию Правительства Российской Федерации, определению направлений его деятельности и контролю за ней, а также конституционная ответственность Президента Российской Федерации за деятельностью Правительства Российской Федерации. Отсюда вытекает и роль Президента Российской Федерации в определении персонального состава Правительства Российской Федерации, в том числе в выборе кандидатуры и назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации". Как следует из Постановления, речь в нем идет не только о негативной, но и о позитивной ответственности.

Конституционная ответственность, как и иные виды юридической ответственности, едина, но имеет две формы реализации - добровольную (позитивную) и государственно-принудительную (негативную). Следовательно, конституционная ответственность призвана не только покарать за совершенный конституционный деликт, но и закрепить, урегулировать общественные отношения, сформировать правомерную деятельность субъектов конституционной ответственности. Эти цели конституционной ответственности обусловливают выделение регулятивной функции конституционной ответственности в системе ее функций. Регулятивная функция конституционной ответственности призвана закрепить и упорядочить общественные отношения. Она направлена на формирование поведения, деятельности субъектов конституционной ответственности, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

К индивидуальным субъектам конституционной ответственности относятся: Президент РФ, члены Федерального Собрания, главы субъектов РФ, члены Конституционного Суда, Уполномоченный по правам человека, члены Правительства, Председатель Счетной палаты и его заместитель, Генеральный прокурор, главы органов местного самоуправления, депутаты законодательных органов субъектов РФ. К коллективным субъектам конституционной ответственности относятся: государство в целом, субъекты РФ, исполнительные и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, органы местного самоуправления.

Выделяя органы местного самоуправления в качестве субъектов конституционной ответственности, мы исходим из следующего. Во-первых, правовые основы деятельности органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8). Во-вторых, государство делегировало органам местного самоуправления часть своих полномочий (ст. 132). В-третьих, Конституционный Суд в своем Постановлении признал ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц соответствующей Конституции РФ.

Регулятивная функция конституционной ответственности призвана урегулировать общественные отношения таким образом, чтобы, во-первых, субъектами конституционной ответственности признавались, соблюдались и защищались права и свободы человека и гражданина, во-вторых, соблюдались и защищались народовластие, верховенство Конституции, политическая система и иные основы конституционного строя РФ. Общественные отношения, складывающиеся в этих сферах, в обобщенном виде составляют объект воздействия регулятивной функции конституционной ответственности. Они поддаются конкретизации. Например, регулятивная функция участвует в закреплении и реализации правового статуса Президента РФ. "Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ч. 2 ст. 80). Закрепляя обязанности Президента, регулятивная функция конституционной ответственности регулирует поведение высшего должностного лица, оформляя правоотношения, участником которых он является. Усиление регулирующей функции публичного права выражается в формулировании четких правил поведения для высших должностных лиц, за невыполнение которых они должны нести конституционную ответственность. В качестве объектов регулятивной функции выступают действия государства, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Формируя правомерное поведение субъектов конституционной ответственности, регулятивная функция в конечном итоге упорядочивает конституционные отношения, складывающиеся между государством и человеком, между различными ветвями власти и т.д.

Объектом воздействия регулятивной функции конституционной ответственности выступают отношения, опосредующие высшие социальные ценности, в качестве которых признаны человек, его права и свободы, народовластие, суверенитет РФ, федерализм, осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В обобщенном виде объектом выступают конституционный строй, его важнейшие структурные элементы, конституционная законность и правопорядок. Регулятивная функция выступает одним из средств лучшей организации работы компетентных государственных органов, должностных лиц, она обеспечивает должное поведение субъектов государственно-правовых отношений.

Конституционные обязанности, запреты, дозволения выступают способами осуществления регулятивной функции конституционной ответственности. В результате формулирования обязанностей, запретов, дозволений формируются составы правомерного конституционного поведения.

Конституция РФ содержит обязанности, выявляющие связь и ответственность государства, его должностных лиц перед гражданами. Вот некоторые из них: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15); "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц" (ст. 53); "в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека" (ч. 2 ст. 55); "РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами" (ч. 2 ст. 61). Юридическая техника Основного закона своеобразна, мы можем прямо и не встретить в некоторых случаях указания на обязанность, т.к. ее необходимо выводить логическим путем.

Гарантия защиты и покровительства граждан РФ за пределами России - это есть обязанность государства, которая задает направление деятельности государственных органов, регулирует их деятельность. Обязанностью законодателя является принятие таких законов, которые соответствуют Конституции, не умаляют права и свободы человека и гражданина. Обязанностью Президента в случае принятия такого закона является его отклонение, неподписание. В таких действиях проявляется ответственность, которую должностные лица добровольно возложили на себя, взявшись управлять государством, охранять права и свободы человека и гражданина. Через общие правоотношения реализуются основные, естественные права человека, зафиксированные в известных международных документах: российской Декларации прав человека и гражданина, в Конституции РФ. Государство обязано соблюдать и защищать эти права, а граждане, в свою очередь, должны строить свое поведение в соответствии с требованиями Основного закона, блюсти общий интерес, исполнять свой долг, уважать права друг друга.

Органы государственной власти в силу признания прав и свобод человека и гражданина в РФ высшей ценностью обязаны принимать такие решения, т.е. законы, подзаконные акты, которые соответствуют Конституции РФ. Регулятивное воздействие норм конституционной ответственности распространяется на отношения между государством и гражданином. Н.И. Матузов указывает на существование взаимной связанности и ответственности между государством и гражданами. Без ответственности государства перед гражданами невозможно построение гражданского общества и правового государства. Субъекты, включенные в правовую сферу, являются взаимно связанными между собой, с одной стороны, правомочиями и притязаниями, с другой - обязательствами и ответственностью. Юридическая ответственность - это один из гарантов личных и общественных ценностей, правопорядка. Подтверждает это ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

Одним из признаков правового государства выступает взаимная ответственность государства и личности. В правовом обществе гражданин должен обладать такой же возможностью принуждения должностных лиц к точному исполнению правовых норм, какой обладают должностные лица в отношении к гражданам. Когда эта возможность станет реальностью, тогда действительно юридическая ответственность будет признана важной социальной ценностью, фактором развития общества. Правовым будет государство, которое признает для себя обязательными создаваемые им же, как законодателем, нормы юридической ответственности. Такое государство в осуществлении своих функций связано с правовой ответственностью.

Конституционное законодательство свидетельствует об ответственности субъектов РФ. В ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" провозглашен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Из этого принципа вытекает обязанность законодательных и исполнительных органов субъектов РФ принимать нормативно-правовые акты, соответствующие Конституции РФ и федеральным законам. Эта обязанность направлена на регулирование деятельности представительных и исполнительных органов субъектов РФ, а реализуется она в конституционно-правомерном поведении представительных и исполнительных органов субъектов РФ.

Другой регулирующий аспект конституционной ответственности проявляется в обязанностях правительства добросовестно исполнять предусмотренные обязанности. С одной стороны, Президент имеет право отправить Правительство в отставку, а с другой - Государственная Дума может выразить ему недоверие. Выражение недоверия и отставка Правительства являются серьезными санкциями.

Сущность конституционной ответственности заключается в установлении системы реальных гарантий против концентрации власти в одной из ее ветвей либо в руках одного высшего должностного лица путем установления мер наказания.

Регулятивная функция конституционной ответственности обладает одной отличительной особенностью, которая выделяет ее среди других функций юридической ответственности. Она предопределяет деятельность законодателя по установлению других видов юридической ответственности, оказывая тем самым влияние на формирование и функционирование института юридической ответственности в целом.

На базе конституционного законодательства формируются все иные отраслевые институты юридической ответственности и при этом определяется их развитие в нужном для государства и общества направлении (регулятивная функция конституционной ответственности).

Например, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ), предопределило закрепление в ГК РФ ответственности государства и признание государства субъектом гражданско-правовых отношений. Ограничение случаев применения смертной казни (ст. 20 Конституции РФ), в свою очередь, повлекло изменение уголовного законодательства.

Другой пример, подчеркивающий значение регулятивного воздействия конституционной ответственности. В ст. 42 Конституции РФ закреплены права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву граждан соответствует обязанность Правительства по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. "е" ч. 1 ст. 114) и обязанность Федерального Собрания принимать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование экологических отношений и возмещение вреда в случае совершения экологического правонарушения. В Постановлении Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обращается внимание на то, что в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только права на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, выбором места пребывания. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным и другим законодательством. Это положение Конституционного Суда еще раз подчеркивает конституционную ответственность государства за взятые на себя обязательства, а принятие таких законов, направленных на возмещение причиненного вреда, как раз и обусловлено регулятивным воздействием конституционной ответственности.

Отдельно следует рассмотреть соотношение конституционно-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности, от которых она отличается по многим позициям.

Наиболее сложно отграничить конституционно-правовую ответственность от иных видов юридической ответственности в публично-правовой сфере - административной и уголовной. Вместе с тем, представляет интерес ее соотношение с гражданско-правовой ответственностью, чему даже посвящаются специальные исследования.

Конституционно-правовая ответственность в нашей стране наступает на основе норм Конституции РФ и федеральных конституционных законов, также в качестве комплексного института конституционного права она устанавливается и другими его источниками, в том числе федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Заметим, что сейчас уголовная ответственность устанавливается только федеральным законом. Имеются и особенности в самом закреплении конституционно-правовой ответственности: например, в отличие от других видов юридической ответственности, возможны случаи, когда описана санкция, но не определено основание ответственности, и наоборот.

Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают как физические лица, так и коллективные образования; уголовной - только физические; административной - физические и юридические лица. Физические лица как субъекты конституционно-правовой ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают государственные органы, негосударственные органы и объединения и др.

Основание конституционно-правовой ответственности -конституционный деликт существенно отличается не только от основания уголовной ответственности - преступления, но и от других правонарушений - деликтов - административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вместе с тем, основанием конституционно-правовой ответственности может являться не только не соответствующее нормам конституционного права поведение, но и наступление иных обстоятельств, прямо предусмотренных конституционно-правовыми нормами. Так, конституционно-правовая ответственность может возлагаться за деяния других субъектов.

Предусмотренные за конституционные деликты меры конституционно-правовой ответственности - конституционно-правовые санкции далеко не совпадают с наказаниями за преступления и административными наказаниями, установленными за административные правонарушения. Так, лишение прав допускают как уголовное и административное, так и конституционное право, правда, только основных. Однако в ряде случаев применение уголовных или административных санкций невозможно в силу различных конституционно-правовых иммунитетов (которыми обладают, например, глава государства и парламентарии). Как известно, денежные взыскания - штрафы являются довольно распространенной мерой ответственности: они используются в гражданском, административном, уголовном и международном праве. Высказана идея об установлении и конституционных штрафов. Безусловно, штраф, предусмотренный санкциями конституционно-правовых норм, будет оказывать негативное воздействие на лицо, совершившее конституционный деликт, подтверждая упрек государства, и влечь существенные материальные последствия, которые могут сделать крайне невыгодным совершение некоторых деликтов. Однако такая мера не может быть отнесена к числу основных конституционно-правовых санкций, более того, ее отсутствие свидетельствует о том, что законодатель не считает штраф эффективным видом конституционно-правовых санкций.

Конституционно-правовые санкции применяются широким кругом уполномоченных субъектов - инстанциями ответственности - органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и др. - в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым отличаясь от дисциплинарных взысканий. Вместе с тем, возможно создание специализированных, квазисудебных органов для этих целей.

Принудительный характер юридической ответственности применительно к конституционно-правовой ответственности проявляется не только в государственном принуждении, но и в ином приравненном к нему публичном - общественном. Конечно, такое публичное принуждение так же, как и государственное, осуществляется на основе конституционно-правовых норм или при их санкционировании*(17)) и, как правило, под государственным контролем. Так, согласно ст.21 Федерального закона "О политических партиях", устав политической партии должен содержать основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Цель принудительной деятельности достигается путем воздействия на политическую, моральную, организационную и имущественную сферу конкретного субъекта конституционно-правовых отношений.

Проблема реализации конституционно-правовой ответственности решается непросто, и к важнейшим относится вопрос об инстанции - субъекте юрисдикции. Кто-то должен констатировать наступление конституционно-правовой ответственности в отношении соответствующего субъекта. В ином случае невозможно привлечь к конституционно-правовой ответственности. Если инстанция ответственности - субъект юрисдикции не установлена - нет и самой ответственности. В связи с этим при закреплении конституционно-правовой ответственности должны быть четко указаны не только субъект ответственности, основание, меры воздействия, но и обязательно - инстанция.

Судебный порядок реализации конституционно-правовой ответственности представляется наиболее целесообразным, поскольку востребование суда как независимого и беспристрастного по своей природе и в качестве такового участвующего в решении вопросов о применении мер конституционно-правовой ответственности предполагает соблюдение конституционных гарантий правосудия. Более того, внесудебный порядок применения ряда мер конституционно-правовой ответственности послужил основанием для признания Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции законодательных положений, закрепляющих такой порядок.

Таким образом, можно сделать вывод, что конституционная ответственность является видом юридической ответственности, выполняющей охранительную, регулятивную, стимулирующую и восстановительную функции в сфере конституционно-правовых отношений.

Следующая глава будет посвящена рассмотрению конституционно-правовой ответственности как правового института отрасли конституционного права.

Конституционное право как отрасль права, отраслевая юридическая наука и учебная дисциплина

1.1. Конституционное право как отрасль права

Конституционное право понимается в трех значениях.

1. Конституционное право как отрасль права.

2. Конституционное право как юридическая отраслевая наука.

3. Конституционное право как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль - одна из многочисленных отраслей российского права, имеющая свой предмет и свои методы правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, а метод правового регулирования - это способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Сами наименования «конституционное право» и «конституционный строй» связаны с понятием «конституция». Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием.

Конституция обладает высшей юридической силой в стране. Все остальные правовые нормы, заключенные в законах и иных источниках права, должны вытекать из конституции, соответствовать и не противоречить ей. Однако это хотя и наиболее распространенное и в большинстве случаев правильное определение, но далеко не единственное.

Во многих странах конституция отсутствует, например, в Великобритании, Германии, Австрии, Швеции, Израиле и в некоторых других. Тем не менее конституционное право в них существует. Конституция может пониматься и в ином смысле. Кроме того, существуют другие, помимо конституции, источники конституционного права.

Само слово «конституция» имеет латинское происхождение. По латыни «constitutio » - это установление, предписание, норма. Но конституции в Древнем Риме имели совсем иное значение. Это были императорские конституции, которые предоставляли римское гражданство определенным группам лиц, строившим в Риме жилые дома или занимавшимся не менее трех лет пекарским ремеслом,т. е. являлись даже не нормативно-правовыми актами, а индивидуальными актами применения права.

Термин «конституция» получил новое значение в период буржуазных революций конца XVII–XVIII вв. в Западной Европе и Войны за независимость в Северной Америке, когда передовая общественная мысль выдвинула требования принятия основного закона, т. е. конституции, для ликвидации абсолютной монархии и произвола со стороны государства, для обеспечения естественных и иных прав человека. Эти требования отразились в главном документе французской революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая до сих пор считается составной частью Конституции Франции. В ст. 16 этой Декларации было записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение власти, не имеет конституции ».

В 1776 г. в британской колонии Нью-Гемпшир впервые в мировой истории был принят законодательный акт под названием «конституция», обладающий высшей юридической силой. Впоследствии такие же конституции были приняты в других колониях Северной Америки - штатах, которые с 1787 г. стали объединяться в единое федеративное государство - США. В этом же году была принята федеральная конституция США, которая считается старейшей национальной конституцией в мире, так как Нью-Гемпшир и другие штаты вошли в состав Соединенных Штатов.

В 1791 г. принимается первая конституция Франции. В этом же году - конституция Польши. В XIX в. подобные законодательные акты - конституции появляются в большинстве стран Европы. В ХХ в. этот процесс охватил практически все страны мира.

Так сложилось два взаимодополняющих понимания конституции. Во-первых, это законодательный акт, обладающий высшей юридической силой в стране. Во-вторых, это устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей. В последнем случае понятие «конституция» равнозначно понятию «конституционный строй».

Взаимодополняемость двух понятий конституции означает, что не во всех странах, в которых есть законодательный акт под названием «конституция», установлен конституционный строй (например при антидемократических политических режимах), и наоборот, даже если в стране отсутствует такой законодательный акт, но установлен конституционный строй, имеется конституция.

На этом основании конституции подразделяют на конституции в формальном смысле и конституции в материальном смысле. Конституции в формальном смысле - это только писаный, кодифицированный законодательный акт, обладающий высшей юридической силой. Конституции в материальном смысле могут быть неписаными (например в Великобритании), состоящими из нескольких законодательных актов, т. е. некодифицированными (например в Австрии, Швеции). Конституции в формальном смысле иногда могут называться по-иному: Основной закон Федеративной Республики Германии, Основные государственные законы Российской Империи и др.

Конституции в формальном смысле также подразделяют по порядку принятия на октроированные (дарованные монархом), принятые парламентами (представительными органами законодательной власти), учредительными собраниями (представительными органами, специально созываемыми для принятия конституции), референдумом (всенародным голосованием). Большинство конституций в последнее время принимается путем референдума, вследствие чего они приобретают высшую степень легитимности.

Конституция в формальном смысле, в принципе, должна приниматься на длительный период времени. Незыблемость конституционных положений способствует общей политической и экономической стабильности в обществе и в государстве. Однако при необходимости в конституцию могут быть внесены изменения и дополнения. По способу изменения, дополнения и отмены конституции делятся на гибкие, жесткие и особо жесткие.

Гибкие конституции изменяются, дополняются и отменяются, как правило, так же, как и обычные законы, - простым большинством голосов депутатов парламента (50% + 1 голос).

Жесткие конституции изменяются, дополняются и отменяются в более сложном порядке. Для этого требуется так называемое квалифицированное большинство голосов (2/3 голосов депутатов парламента) или особо квалифицированное большинство голосов (3/4 или 4/5 голосов депутатов парламента).

Изменение, дополнение и отмена особо жестких конституций требуют, кроме квалифицированного или особо квалифицированного большинства голосов депутатов парламента, соблюдения дополнительных условий. Так, например, поправки к конституции США должны быть дополнительно ратифицированы законодательными органами 3/4 американских штатов. Учитывая, что в состав США в настоящее время входит 50 штатов, поправки к конституции, таким образом, должны быть одобрены в 38 штатах.

Ныне действующая Конституция РФ - это конституция в формальном смысле, т. е. она является писаным кодифицированным законодательным актом, обладающим высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов РФ, которые должны вытекать из Конституции и не противоречить ей.

По порядку принятия Конституция РФ является конституцией, принятой референдумом 12 декабря 1993 г. В истории России это первая формальная конституция, принятая референдумом. Первая российская конституция - Основные государственные законы Российской Империи 1906 г. - была октроированной. Советские конституции (1918, 1924, 1936, 1977 гг.) принимались высшими представительными органами законодательной власти. В 1918 г. была предпринята неудачная попытка принятия конституции Учредительным Собранием. Таким образом, в конституционной истории России были использованы все известные способы принятия конституции.

По способу изменения, дополнения и отмены Конституция РФ является особо жесткой. Порядок конституционных поправок и пересмотра Конституции предусмотрен главой 9 Конституции РФ и будет обсуждаться нами в лекции 8 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ».

Методы конституционно-правового регулирования - это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный (авторитарный) метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения. Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. В зависимости от того, какой из указанных методов по преимуществу используется той или иной отраслью права, все эти отрасли делятся на отрасли публичного и частного права. В отраслях публичного права в основном используется императивный метод правового регулирования, а в отраслях частного права - диспозитивный метод.

В конституционном праве используются оба метода правового регулирования. Диспозитивный метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими (например избирательными правами), т. е. имеет свободу выбора поведения. В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном метод конституционно-правового регулирования является императивным. В целом конституционное право - это отрасль публичного права.

Особенность конституционного права заключается в том, что оно является ведущей отраслью как среди отраслей публичного, так и частного права (например гражданского права). Нормы всех других отраслей права вытекают из конституционных норм, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина, и не должны противоречить им.

1.2. Источники конституционного права России

Каждая отрасль права имеет свои специфические источники, т. е. внешние формы выражения правовых норм. В общей теории права различают следующие основные источники права:

  • правовые обычаи;
  • судебные прецеденты;
  • нормативно-правовые акты;
  • нормативные договоры (международные и внутригосударственные).

По признаку превалирования того или иного источника права правовые системы относят к тому или иному виду.

В странах христианской цивилизации действуют две правовые системы: англосаксонская и романо-германская (континентальная).

Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному рассмотренному делу, обязательное для всех последующих решений по аналогичным делам, играет значительную роль в англосаксонской правовой системе (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Большое значение в странах этой правовой системы имеют правовые обычаи, т. е. правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения их людьми и превратившиеся в устойчивые правовые нормы. Нормативно-правовые акты в этих странах играют меньшую роль.

В странах романо-германской (континентальной) правовой системы, наоборот, решающее значение имеют нормативно-правовые акты. Правовые обычаи используются редко, в основном в сфере частного права. Решения судов источниками права обычно не считаются, за судами признается лишь право толкования нормативно-правовых актов. К этим странам относятся страны континентальной Европы (разумеется, без Великобритании), в том числе и Россия.

Вышеуказанное соотношение источников права в различных правовых системах в полной мере относится и к конституционному праву. Например, конституция Великобритании является конституцией в материальном смысле и представляет собой совокупность судебных прецедентов, правовых обычаев и нормативно-правовых актов, вследствие чего признается неписаной (частично писаной). В конституционном праве стран романо-германской (континентальной) правовой системы, напротив, основным и практически единственным источником являются нормативно-правовые акты, подразделяющиеся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативно-правовые акты. Именно они являются источниками конституционного права России.

Среди законов различаются конституции в формальном смысле и иные законы, среди которых в ряде стран выделяются конституционные, органические, обычные законы.

Ведущим источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. Это не первая конституция в формальном смысле в истории России, но принципиально отличающаяся от всех прежних конституций (подробнее об этом см. в лекции 2 «Конституция России: история и современность»).

На втором месте среди источников конституционного права России стоят федеральные конституционные законы (ФКЗ). Следует заметить, что в конституционном праве зарубежных стран обычно различают понятия «конституционный закон» и «органический закон». Конституционный закон - это закон, вносящий изменения и дополнения в конституцию, а органические законы - это законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным конституцией. Часто понятие «конституционный закон» и «органический закон» отождествляются. В РФ федеральные конституционные законы - это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, т. е. на самом деле - это органические законы.

В соответствии со ст. 108 Конституции РФ, ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (особо квалифицированным большинством голосов) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (квалифицированным большинством голосов). Совет Федерации и Государственная Дума при этом являются палатами российского парламента - Федерального собрания. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Президент не может отклонить его, потому что не имеет права «вето».

В настоящее время в РФ принято и действует тринадцать ФКЗ.

12.ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта» от 17 декабря 2001 г.

Должны быть приняты и другие ФКЗ: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, что предусмотрено ч. 5 ст. 66 Конституции РФ; о военном положении (ч. 3 ст. 87 Конституции РФ); о созыве Конституционного собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ).

Источниками конституционного права России являются также и обычные законы, которые называются федеральными законами (ФЗ). Они, в отличие от ФКЗ, принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и подлежат одобрению таким же большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Президент РФ обладает правом «вето» в отношении ФЗ, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации.

Некоторые ФЗ, также как и ФКЗ, принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, и в таком случае они, безусловно, являются источниками конституционного права России, поскольку дополняют и развивают положения Конституции РФ. Таковыми являются, например, ФЗ «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г., ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ» от 24 июня 1999 г. с последующими изменениями и дополнениями, ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» от 5 августа 2000 г. и многие другие.

Силу ФЗ имеют некоторые законы, принятые еще до вступления в действие Конституции РФ и являющиеся источниками конституционного права России. Они, в отличие от ФЗ, называются Законами РФ. Таковым является, например, закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 г.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов большое значение имеют указы Президента РФ. В свое время решающую роль в становлении новой российской государственности сыграл Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 г. В последнее время указами Президента РФ стала регулироваться деятельность вновь введенного Института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (Указ от 18 мая 2000 г.), Государственного совета (Указ от 1 сентября 2000 г.). Указами Президента РФ вносятся изменения в ст. 65 Конституции, в которой перечислены субъекты РФ в случае изменения наименования субъекта.

Источниками конституционного права России являются также и акты палат Федерального Собрания РФ - Совета Федерации и Государственной Думы - постановления, принимаемые по вопросам их компетенции, и регламенты, устанавливающие внутреннее устройство и порядок деятельности палат.

Нормативные договоры (международные и внутригосударственные) также играют значительную роль в конституционно-правовом регулировании.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особое значение в современной правовой системе России имеют внутригосударственные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, Договор РФ и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г.; Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга» от 13 июня 1996 г. и многие другие подобные договоры.

Как уже отмечалось, в романо-германской (континентальной) правовой системе судебные решения не признаются источниками права, за ними лишь признается право толкования (разъяснения) нормативно-правовых актов. В России правом официального толкования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, он дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Только в период с 1995 по 2000 г. Конституционный суд РФ принял одиннадцать постановлений о толковании отдельных положений Конституции РФ. В частности это постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ» от 31 октября 1995 г., постановление Конституционного суда РФ «По делу о толковании положений ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» от 11 июля 2000 г. и др.

1.3. Конституционное право России как юридическая отраслевая наука и учебная дисциплина

Конституционное право как юридическая наука в первую очередь изучает конституционное право как отрасль права и относится к отраслевым юридическим наукам. В предмет ее изучения входят также история конституционного законодательства, практика его применения, разработка рекомендаций по совершенствованию и другие вопросы теоретического и практического прикладного характера. Конституционное право как учебная дисциплина, изучаемая в образовательных учреждениях юридического профиля, включает в себя не все вопросы, входящие в предмет конституционного права как науки, а лишь наиболее разработанные и общепризнанные из них.

Изучаемая нами наука и учебная дисциплина, а также отрасль права долгое время в России называлась не конституционным, а государственным правом. Споры о правильном наименовании продолжаются и по сей день. Одни считают, что между этими названиями нет принципиальной разницы и употребление того или иного термина зависит от традиции. Так, в Германии и других немецкоязычных странах (Австрии, Швейцарии) традиционно используют термин «конституционное право». Германская традиция была воспринята и в дореволюционной России. После 1917 г. это название сохранилось из-за формальной роли советских конституций и тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских ученых употребляют термин «конституционное право» как своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

В большинстве современных стран используют термин «конституционное право». В России исходя из сложившихся традиций употребляются три наименования данной отрасли, науки и учебной дисциплины - «конституционное право», «государственное право» и «конституционное (государственное) право».

Германскими юристами иногда различаются понятия «конституционное право» и «государственное право» по объему регулируемых этими отраслями общественных отношений. С одной стороны, конституционное право шире государственного, так как конституция включает в себя нормы, относящиеся к собственности, семье, охране природы и т. д., а законодательство, относящееся к «конституционному праву», развивает эти исходные положения. С другой стороны, более широкой отраслью является «государственное право», выходящее за пределы конституционных норм, включающее многие вопросы государственного управления, административного, финансового права.

Существует мнение, что «конституционное право» - это разновидность «государственного права». Так, К. В. Арановский - автор одного из вузовских учебников - считает, что везде, где образовалось государство, действует и законодательство, регулирующее властные отношения, имеется политическая практика. Это происходит независимо от наличия или отсутствия конституции. Поэтому науку государствоведения в рамки конституции заключать не следует. Предмет государствоведения - это именно государственное, а не конституционное право. Конституционное право - лишь разновидность государственного права, которая привилась в отдельных странах. На земле существуют целые регионы, где конституция остается инородным по происхождению и чуждым по духу явлением. К. В. Арановский с этой точки зрения предпочитает термин «государственное право», а его учебник называется «Государственное право зарубежных стран».

В предмет изучения других отраслевых наук обычно входит и изучение основных принципов институтов аналогичных отраслей права зарубежных стран. Зарубежное конституционное право в нашей стране традиционно выделяется в самостоятельную отрасль знаний и учебную дисциплину. В советский период существовало три науки и учебные дисциплины - «Советское государственное право», «Государственное право социалистических стран» и «Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости»; две последние науки выделялись из идеологических соображений. В настоящее время изучаются две науки и дисциплины - «Конституционное право России (Конституционное право РФ)» и «Конституционное право зарубежных стран (Иностранное конституционное право)». Следует отметить, что конституционное право - это единственная отрасль права, изучаемая в рамках двух наук и дисциплин. Вопросы иных отраслей права в зарубежных странах при необходимости изучаются в соответствующих отраслевых науках, в целом посвященных российскому праву.

В последние годы появились крупные исследования по сравнительному конституционному праву, где сопоставляются конституционное право России и конституционное право зарубежных стран.

Конституционное право как наука и учебная дисциплина тесно связано с другими юридическими науками и дисциплинами.

С одной стороны, конституционное право взаимодействует с теорией государства и права. Являясь фундаментальной юридической наукой, теория государства и права разрабатывает методологию изучения всех юридических наук, обобщает и анализирует данные остальных юридических наук. Конституционное право, в свою очередь, обогащает научный потенциал теории государства и права своими достижениями. Особо тесной является взаимосвязь конституционного права с теорией государства как составной частью общей теории государства и права. Имеются целые разделы, совместно изучаемые науками теории государства и права и конституционного права. В первую очередь это вопросы, касающиеся форм государства: форм правления, государственного устройства и политического режима. Совместно обеими науками изучаются вопросы организации и функционирования органов государственной власти. В теории государства и права этот раздел обычно называется «Механизм государства». Каждая из наук изучает эти вопросы исходя из специфики своего предмета исследования. Предмет теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а конституционное право в большей степени изучает конкретные конституционно-правовые нормы, касающиеся форм государства, системы органов государственной власти и т. д.

С другой стороны, конституционное право России взаимодействует практически со всеми отраслевыми юридическими науками, как материальными, так и процессуальными. Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с юридическими науками публично-правового цикла: административным правом, муниципальным правом. Вместе с муниципальным правом конституционное право входит в одну специальность по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук - 12.00.02.

Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права. Например, конституционная норма о запрещении обратной силы закона (ст. 54 Конституции РФ) воплощается в уголовном материальном праве (ст. 10 УК РФ), а норма о презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ) - в уголовно-процессуальном праве (ст. 14 УПК РФ). Таким образом, имеется прямая взаимосвязь науки конституционного права и наук уголовного права и уголовного процесса.

Конституционное право взаимодействует и с науками частноправового цикла. Так, исходными для гражданского права являются нормы конституционного права о свободе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), о праве частной собственности (ст. 35 и 36 Конституции РФ).

Конституционное право имеет взаимосвязь с неюридической общественной наукой - политологией. Последняя изучает государство в системе других общественных институтов, составляющих политическую систему: политических партий, движений и т. д. Политология также изучает формы государства, но в рамках своего предмета исследования. То же самое можно сказать и о социологии, изучающей государственные институты во взаимосвязи с другими социальными явлениями. В последнее время предпринимаются попытки выделения новой учебной дисциплины «Государствоведение», стоящей на стыке теории государства, конституционного права, политологии и социологии. Понятие «государствоведение» имеет и иной смысл - вместе с правоведением оно объединяется в понятие юридической науки вообще.

Конституционное право - отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а также иных лиц, участников правовых отношений.

[править]Конституция

Ядром конституционного права является право - правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина .

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологическойдоктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

[править]Регулируемые общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

[править]Методы регулирования

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер.А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборахПрезидента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа
  • сравнительно-правовой
  • системный
  • правового моделирования
  • статистический
  • конкретно-социологический
  • диалектический

[править]Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относят:

1. физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы , лица с двойным гражданством и лица без гражданства);

2. государство (посредством государственных органов);

3. субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования ;

4. социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы , классы - в социалистических государствах и др.);

5. общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании ).

[править]Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов:

1. политическая система, государственный суверенитет и форма правления ; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;

2. государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);

3. избирательное право и избирательная система;

4. законодательная власть и статус депутатов;

5. исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;

6. судебная власть и статус судей ;

7. конституционный контроль;

8. местное управление и самоуправление.

Конституционное право РФ как отрасль российского права - система правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения. Критериями разделения массива правовых норм на отрасли служат два основных признака: предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию, а с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, имеют свои характерные особенности, позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом:

1. Отношения, регулируемые конституционным правом, возникают во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, нравственной.

2. Конституционное право регулирует не все общественные отношения в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отношения, составляющие основу построения всей правовой системы, других отраслей права. Данные отношения являются своеобразным «каркасом», соединяющим в единое целое все многообразие правовых норм разных отраслей права, определяя основные задачи и принципы их функционирования, направленность их воздействия на общественные отношения.

Базовые общественные отношения, регулируемые конституционным правом, касаются двух крупных областей правового регулирования. Это, во-первых, принципы отношения человека и государства, и, во-вторых, устройство государства и организация государственной власти.

Регулирование отношений человека и государства происходит путем закрепления приоритета человека в системе ценностей общества, признания, соблюдения, гарантирования и защиты его естественных и неотъемлемых прав. Права, принадлежащие человеку от рождения, приобретают качественно новую характеристику - они защищаются силой государства. Кроме того, существование государства обусловливает существование комплекса прав человека, прежде всего, политических, которые напрямую связаны с государством и без него не существуют. Регулирование отношений человека и государства находит отражение в таких институтах конституционного права, как основы конституционного строя и основы правового статуса человека и гражданина.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется через:

1) установление основных принципов устройства государства и организации государственной власти в числе основ конституционного строя - базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственных институтов;

2) установление формы государственного устройства: Россия, как известно, является федеративным государством, поэтому одним из наиболее важных аспектов регулирования российской государственности является упорядочение отношений Федерации и ее субъектов, определение предметов их ведения и полномочий. Этот комплекс отношений и соответствующих им норм охватывается институтом федеративного устройства;

3) установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали: система органов государственной власти (федеральной и региональной) и система местного самоуправления и его органов.

Отдельное место занимает Конституция РФ, которая является одновременно и источником, и предметом конституционно-правового регулирования. В качестве предмета регулирования Конституция РФ выступает как концентрированное внешнее выражение связи человека и государства, устройства государства и организации государственной власти, имеющее огромное значение для нормального

существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права.

Таким образом, конституционное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения Лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства; 3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные.

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях:

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования, нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство РФ; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными или правонаделительными) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений такие нормы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона РФ «О гражданстве РФ»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К таким нормам относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, норма ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, норма ч. 1 ст. 68 Конституции РФ: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки» определяет, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого). 5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ, устанавливающая порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также от того, какой акт является источником нормы. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированных государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории РФ, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект РФ, муниципальное образование).

Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта б силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта РФ, население муниципального образования.

2. Государство и его территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

Конституционное право РФ - одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

Другие особенности.

4. Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права - совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

Императивные методы:

Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

Диспозитивные методы:

Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

Вопрос 2: Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) нормы конституционного права - это продукт правотворческой деятельности государства;

2) конституционно-правовые нормы - это государственно-властные предписания;

3) конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме;

4) конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5) конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства;

6) конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов;

7) конституционные нормы имеют поведенческий характер, поскольку с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты;

8) конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями;

9) еще одним свойством конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения;

2. представляют собой модель регулируемых общественных отношений;

3. отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

4. обладают общеобязательным характером.

Классификация конституционно-правовых норм может быть осуществлена по нескольким основаниям:

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения.

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность.

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Правовой институт понимается как совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное пра¬во является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами Конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право, ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы консти¬туционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права.

Предметом конституционного права является система общественных от¬ношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его поли-тическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Та¬ким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы

правового положения личности, т. е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Конституционно-правовые нормы и институты.

Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект Федерации решает самостоятельно.

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

    наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;

    внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Каждый конституционно-правовой ин­ститут включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

КПРФ Лекции Плотников обзорные в феврале

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

С консти­туционного права начинается формирование всей системы нацио­нального права, всех отраслей, и в этом его системообразую­щая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связа­но с политикой и политической системой. Властные отноше­ния соприкасаются не только с индивидуальными проявлени­ями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объедине­ния, которые путем выборов участвуют в формировании ор­ганов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Конституционное право призвано закреплять осно­вы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современ­ная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения. В де­мократическом государстве это право непрерывно развивает­ся, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной Рос­сии, в которой многие демократические институты еще не окрепли.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что КП регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни.

Другая особенность предмета КП состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы КП регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом КП охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы. Таким образом, предметом КП являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими.


Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между чело­веком и государством): т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества;

Разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами;

Основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Итак, можно сделать следующий вывод. Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления