Профессиональная деформация личности. Причины профессиональной деформации

Замечали ли вы, что некоторые профессии видны невооруженным глазом? Стоит посмотреть на человека с выраженным цинизмом и сарказмом и можно предположить, что перед нами врач. Юрист всегда найдет, что сказать из опыта или припомнит какую-нибудь статью. Учитель старается все как можно подробнее объяснить, научить. Диктор обладает хорошо поставленной, быстрой и четкой речью. Психологи задают много вопросов и хотят как можно глубже вас «копнуть».

Продолжать можно долго, но в каждом случае речь идет об одном и том же – профессиональных деформациях личности. Проще говоря, о переносе профессиональных качеств, навыков и привычек в жизнь.

К сожалению, часто можно услышать чью-то историю болезни, начинающуюся со слов «Мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина…». Но так не должно быть, это и есть пример профессиональной деформации.

Впервые феномен профессиональных деформаций был описан в 60-х годах XX века. Начиналось все с изучения профессии учителя. На сегодняшний день известно, что чаще профессиональные деформации возникают в профессиях типа «человек-человек» (социономических профессиях). Это обусловлено тесным взаимодействием, обоюдным влиянием специалиста и клиентов на друг друга.

В таких профессиях отношение специалиста к клиенту должно быть:

  • как к равному участнику взаимодействия;
  • нравственное;
  • уважительное и гуманное;
  • но без лишней жалости и нервозности, чтобы сохранить собственное психическое здоровье.

Профессиональные деформации вытекают из профессиональной адаптации. Так, например, врачу необходимо научиться некой эмоциональной холодности в отношении людей. Но иногда эта холодность поглощает человека, тогда он становится подобием машины (робота) везде, в любых сферах жизни, а не только в профессиональной. Ну, а к пациенту в итоге врач обращается как к объекту, а не субъекту.

Рассмотрим особенности деформаций на примере профессии психолога:

  • отождествление пациентов с их диагнозами и разговоры только в этом контексте («самая странная социофобия на моей практике»), употребление жаргонных слов;
  • общение с клиентами и их родственниками с нескрываемым раздражением, демонстрацией занятости и важности;
  • оскорбления клиентов по их диагнозам, синдромам и симптома («этот психопат»).

Очевидно, что это негативные деформации, не имеющие ничего общего ни с этическим профессиональным кодексом, ни с элементарными нормами общечеловеческой морали.

Можно ли заметить профессиональные деформации? Да, если человек осознает переживания и не заглушает их. Ощущается это как рассогласованность в и во взаимоотношениях с людьми. Если человек говорит от своего лица («Я устал за сегодня»), а не обвиняя других («Меня достали и утомили эти клиенты»), переживает и рефлексирует по этому поводу, то есть шанс выявить деформации и избавиться от них.

Профессиональные деформации не возникают за короткий промежуток времени, на это уходят годы. В результате профессиональной деятельности меняется:

  • активность специалиста;
  • уровень энергетических запасов;
  • активность психомоторных реакций;
  • структура отношений с окружающими людьми;
  • позиция относительно профессиональных вопросов.

Кроме того, меняется устойчивость психики и организма в отношении внешних раздражителей. Отмечается угасание или ослабление позитивных психических свойств. В совокупности это опасно и профессиональными деформациями личности.

Профессиональные деформации встречаются у всех людей, но не всегда они характеризуются как проблемные и требующие корректировки. Важен уровень выраженности деформаций и их влияние на жизнедеятельность человека как личности, гражданина и члена семьи.

Модель деформаций, или факторы, вызывающие их

На возникновение профессиональных деформаций оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. К внешним относится все то, что регламентирует профессиональную деятельность:

  • нахождение в какой-либо структуре, иерархии;
  • выполнение обязанностей, социального заказа;
  • инструкции, учебники, методички.

Если специалист принимает инструкции как единственную истину, то тем самым принуждает себя к деформациям и формальному (функциональному) отношению к другим людям (клиентам). При таком дифференцированном отношении к человеку (только в рамках диагностик, методик, классификаций) специалист, естественно, изменяет свое сознание.

В итоге если специалистом руководит только «как надо», «что должно быть», «я лучше знаю», «так должно быть», то сознание его становится неподвижным и стереотипным. Не секрет, что теория всегда очень отличается от практики. И если специалист применяет что-то, не анализируя реальные условия жизни конкретного человека, а слепо следуя учебникам, то тут недалеко не только до профессиональных деформаций личности, но и до непрофессионализма.

Кроме этого, влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Вероятность возникновения профессиональных деформаций выше у людей:

  • с неподвижными нервными процессами;
  • узостью профессии и ее культивированием;
  • склонностью к формированию жестких стереотипов поведения;
  • рефлексией;
  • чрезмерной самокритичностью;
  • нравственными пробелами воспитания.

Чем больше человек подвержен созданию и следованию стереотипам, тем сложнее ему усваивать что-то новое, мыслить иначе, видеть проблемы и решать их. Все мировоззрение в итоге вертится только вокруг профессии. Нет других интересов или хобби, а если и есть, то ходит он туда с коллегами и говорит о работе.

Очень часто профессиональным деформациям предшествуют , которые человек вынужден включать, чтобы сохранить свое «Я». К наиболее популярным механизмам относится:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • проекция,
  • рационализация,
  • идентификация,
  • отчуждение.

Чем выше эмоциональное напряжение на работе, тем больше вероятность развития деформаций. Эмоциональная обстановка в свою очередь очень часто угнетается по мере роста стажа труда.

Деформации могут быть следствием эмоционального выгорания. Это неустойчивое психическое состояние, возникающее на фоне повышенной эмоциональности на работе и сопровождающееся раздражением, тревожностью, перевозбуждением и нервными срывами. Как следствие – усталость от работы, неудовлетворенность, потеря перспектив роста, профессиональные деструкции (деформации) личности.

Виды деформаций

Принято выделять 3 типа деформаций:

  1. Общепрофессиональные деформации. Возникают под продолжительным влиянием условий труда и особенностей самой деятельности.
  2. Типологические деформации. Возникают в результате взаимного влияния особенностей личности и трудовой деятельности, узкой направленности профессии.
  3. Индивидуальные деформации. Возникают на основе индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей, способностей, мотивов.

Кроме того, все деформации делятся на деструктивные и конструктивные. Например, усвоение пунктуальности и исполнительности во всем – полезная деформация, но ее переход в педантизм, требовательность (самотребовательность) и раздражение от нерасторопности других – деструктивные деформации.

Существует и еще одна популярная классификация (Э. Ф. Зеер):

  1. Общепрофессиональные деформации. Типичные для какой-либо профессии деформации. Например, подозрительность охранников.
  2. Специальные профессиональные деформации. Изменения в рамках узкой специализации, например, обвинительность прокурора, изворотливость адвоката.
  3. Профессионально-типологические деформации. Комплекс особенностей профессии и личности. В рамках этого можно выделить три группы деформаций: профессиональной направленности (изменение мировоззрения, ценностей, мотивов), способностей (постепенно развиваются синдромы типа превосходства или нарциссизма), черт характера (усиление каких-либо черт, например, властолюбие).
  4. Индивидуальные деформации. Подразумевают развитие под влиянием особенностей профессии сверхкачеств или акцентуаций характера (трудоголизм, сверхобязательность).

Что интересно: деформации могут отражаться не только на личности, но и на человеке как индивиде. Например, спортсмены отличаются физической развитой формой, а военные – идеальной осанкой. Но это скорее положительные деформации. Среди отрицательных можно отметить психосоматические заболевания.

На практике разграничить сферу работы (одних норм) и жизни (других норм) практически невозможно. Потому люди тяжелых профессий (полицейские, сотрудники специальных служб и МВД, палачи, психиатры и психологи) нередко сами оказываются в плену психических расстройств, заболеваний, угнетающих состояний и даже подвержены суициду.

Конечно, нельзя нарушать из-за общих принципов трудовые инструкции, как и регулярно подавлять усвоенные личностью общественные нормы. Потому можно заключить, что неправильно выбранная профессия – предвестник деформаций.

Профилактика деформаций

Таким образом, профессиональные деформации – это изменения в познавательных процессах личности и дезорганизация ее психологии. В контексте проблемы деформаций обычно говорят о деструктивных изменениях, снижающих работоспособность человека, понижающих продуктивность, вызывающих развитие негативных личностных черт и признаков в поведении. В широком смысле профессиональная деформация – след (положительный или отрицательный), который оставляет человеку профессия.

Признаки профессиональных деформаций:

  • возведение своей профессии в абсолют (единственная достойная форма активности);
  • ригидность в поведении (невозможность менять поведение вне работы);
  • следование определенным поведенческим стереотипам и профессиональным ролям;
  • снижение работоспособности, ухудшение производительности;
  • усталость;
  • утрата знаний, навыков и способов выполнения работы (обеднение репертуара).

При ухудшении трудовой деятельности обязательно происходит и замедление , так как она развивается только в условиях активности и какой-либо , для взрослого человека – трудовой.

Особую роль в проявлении и профилактике деформаций играет . Важно иметь развитую систему морально-нравственных качеств и норм. Их носитель – человек и продукты культуры. Но именно нравственные нормы, к которым человек обращается в сложных ситуациях выбора или ситуациях, которые не прописывает частный профессиональный кодекс, оказывают регулирующее влияние на деятельность.

Очевидно, что развивать нравственные качества (долг, ответственность, честность) можно только самостоятельно, читая книги, просматривая фильмы, занимаясь социальной деятельностью. То есть нужно формировать в себе моральную воспитанность.

Риск развития деформаций возрастает, если ценности (моральные убеждения и требования) человека как личности и как субъекта профессии, то есть общественная мораль и профессиональная, расходятся. Если такие ситуации возникают часто, а человек отдает предпочтение нормам профессии, то личностные деформации не заставят себя ждать. Ярким примером такого противоречия может быть противостояние общественного убеждения «не убей» и исполнители смертных приговоров, либо случая эвтаназии в медицине или ситуации выбора, кого спасать, если есть шанс спасти лишь одного человека.

Если подобный выбор изначально делается легко, то человеку не стоит бояться деформаций, ведь нормы профессии уже соответствуют его личностному самосознанию. Если же выбор непросто делать ни в первый год работы, ни через 5 лет, то возрастает стрессовое влияние профессии. В таком случае стоит обучиться техникам саморегуляции или сменить сферу деятельности.

Интересно с точки зрения профилактики деформаций и расстройств выглядит практика в Греции, которую используют в отношении осуществляющих смертный приговор людей. Там узаконен расстрел как форма смертельного приговора. Так вот, исполняют его несколько человек, а патроны им выдают наполовину боевые, а наполовину холостые. Таким образом, ни у одного исполнителя нет четкого ощущения себя как палача.

Однако практически для любой профессии важно умение переключаться с одной роли на другую, разграничивать семью и работу. Для этого нужно:

  • вырабатывать гибкость ;
  • развивать артистичные умения;
  • учиться менять восприятие людей.

В противном случае и дома, и на работе возникают , разногласия, а сам человек страдает от деформаций.

Исследования позволяют сделать вывод о многообразии форм «проявления профдеформации». Назовем основные:

Формализм в работе;

Снижение активности и интереса к служебной деятельности;

Сокращение системы коммуникаций общения;

Узость кругозора, прфессиональная ограниченность;

Неаккуратность в ношении формы одежды;

Некорректность поведения;

- "корпоративный дух";

Искажение восприятия людей и явлений;

Бездушие и черствость;

Грубость, грессивность;

Излишняя подозрительность и др.

Значительны различия в проявлении признаков профдеформации у сотрудников в зависимости от стажа работы:

До 5 лет службы - незначительная, маловероятная, здесь наиболее распространен начальный уровень профдеформации;

6-10 лет - вероятность преимущественно средняя, начальный и средний уровни распространены одинаково;

11-15 лет - вероятность деформации высокая, очень высокая, возникает глубинный уровень;

Свыше 15 лет - деформация практически неизбежна.

Причин рассматриваемого явления много, они условно разделены нами на 2 группы.

Первая группа - психологические, они скрыты в личности сотрудника и проявляются вследствии дефектов социализации личности. Эти дефекты в развитии ценностно-ориентационной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы (отрицательные черты характера, вредные причины, недостаточный общий культурный уровень и пр.)

Вторая группа причин коренится в специфика профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением с криминальной средой.

Низкий уровень научной организации труда сотрудников вызывает перегрузки, ведущие к тому, что у них появляются защитные формы поведения в виде неаккуратности в работе, формальном подходе к оформлению документов и др. В зависимости от типа личности отмечается эмоциональные срвыв, неврозы, попытки суицида. Такой тип реакции усугубляется тем, что сотрудники чаще всего не владеют методами психологической саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, релаксационно-медитативными упражнениями.



Обобщая сказанное можно сделать вывод о том, что профдеформация сотрудника УИС представляет собой рассогласование (нарушение) в структуре его личности, отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

Причинами и условиями, вызывающими профдеформацию, мы считаем:

Значительнвй объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля;

Злоупотребление служебным положением; проблемы в воспитательной работе, низкий уровень организации служебной подготовки личного состава;

Смещение ценностных акцентов: сотрудники считают свою работу менее важной, чем деятельность других служб УИС;

Неустойчивость психологического климата;

Отсутствие требовательности, ответственности за порученное дело, сурового осуждения со стороны коллектива;

Некомпетентность руководящего состава;

Неблагоприятные условия труда - деятельность работника связана с психическими перегрузками;

Неукомплектованность кадров;

Нерешенные бытовые проблемы;

Недостаточная эффективность труда;

Неправильная дисциплинарная практика;

Отрицательное влияние криминогенной обстановки;

Бесперспективность служебной деятельность;

Несоответствие образования занимаемой должности.

Указанная группа причин воздействуют на сотрудников в комплексе. Эти причины, в основном, отражают объективные условия формирования профдеформации, однако ее возникновение и развитие во многом способствуют личные субъективные качества ее носителя.

Воздействие на человека внешних условий общественной жизни опосредовано внутренним отношением: эффект внешнего воздействия зависит от внутреннего состояния организма.

Сущность наиболее значимых изменений личности при профдеформации заключается в следующем:

Во-первых, это гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм и т.д.;

Во-вторых - актуализация и развитие социально негативных черт, таких, как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность;

В-третьих - угнетение и дальнейшая атрофия качеств, которые субъективно оцениваются как второстепенные, излишние. Данные изменения затрагивают профессиональную самооценку, мотивацию, перцептивные средства общения. Некоторые характеристики приобретают извращенную форму. В наибольшей мере это касается такой важной сферы правосознания, как ценностные представления о целях, методах и приемах профессиональной деятельности;

В-четвертых - несоразмерное, дисгармоническое, а в дальнейшем - искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств, их групп. Таких, в частности, как гибкости и шаблонности профессионального, объективности и тенденциозности восприятия и понимания других людей, служебных и внеслужебных интересов, органических и культурно-эстетических потребностей. Главным принципов здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим вектором, а подчинение, угнетение одного за счет абсолютизации другого.

Система критериев профессиональной деформации сотрудников включает:

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности. В его основе лежит своеобразный профессиональный стереотип объекта, постепенно складывающийся у сотрудника. Для этого стереотипа показательны высокая устойчивость и схематизм, отрицательная эмоциональная окраска. Приобретая в конечном итоге характер осознанной установки-убеждения, он функционирует по логике самоподкрепления - принимает как закономерное все, что подтверждает стереотип, и отбрасывает как случайное все иное. Конкретными показателями предвзятого отношения служат обвинительный уклон и презумпция первичной вины объекта; абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность; многочисленные психологические барьеры.

2.Произвольно-субъективную интерпретацию нормопослушного поведения.

Она имеет два основных аспекта. Первый заключается в допустимости умышленного (не случайного) нарушения регламентации служебной деятельности, культивировании сомнительных и откровенно негативных элементов образа жизни объекта. Содержательную основу такой интерпретации образуют дефекты правосознания и морально-волевая ненадежность как неспособность противостоять незаконному воздействию со стороны заинтересованных лиц. Конкретными показателями здесь выступают злоупотребление, превышение, неприменение (в ситуациях, предусматривающих применение) властных полномочий; личное установление или содействие запрещенным связям с заинтересованными лицами; использование недозволенных средств, методов и приемов при решении оперативно-служебных задач.

Второй аспект связан с размывание адекватной профессиональной мотивации, разочарованием в деятельности, неверие в возможность достижения ее официальных целей. Внешними проявлениями служат формально-пассивное выполнение обязанностей, нарушение служебной дисциплины, особенно в условиях ограничительного контроля, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

3. Перенесение стиля служебного общения с объектом деятельности, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы, общение и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Такое перенесение вначале осуществляется подсознательно, а в дальнейшем имеет тенденцию к автоматизму. Характерным признаком является "прилипание" к сотруднику отдельных элементов образа жизни объекта деятельности, изменение в речи. Последнее заключается в обеднении лексикона, увеличении числа бранных слов и выражений, тотальной жаргонизации.

4. Профессиональное "огрубление" личности сотрудника. Оно заключается в сужении круга интересов и потребностей, их упрощение вплоть до примитивизма, эмоционально-чувственном оскудении. Служебная деятельность и все связанное с ней становится самодовлеющей, единственно важной для личности сферой активности, а остальные выполняют роль сателлитов. В рамках "огрубления" может возникнуть феномен "трудоголизма"- страстной увлеченности деятельностью, постоянной потребности в ее выполнении, профессиональном фанатизме крайней степени.

Эмпирическими признаками профессионального "огрубления" служат продолжительное нахождения под всякими предлогами на работе при отсутствии в этом очевидной необходимости; устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы(во внерабочее время, выходные, отпуски); ощущение удовлетворения от нахождения в служебной среде, ношение уставной формы одежды; социо-профессиональная изоляция (ощущение корпоративной общности с узким кругом желаемых партнеров в сочетании с предостерегающе подозрительным отношением к иным категориям граждан).

5. Изменения в образе "Я". Данные изменения затрагивают прежде всего профессиональный компонент образа "Я": представления сотрудника о профессионально важных качествах, степени их соответствия деятельности, возможностях компенсации, удовлетворенность компетентностью и занимаемой должностью, социальным призванием как профессионала, перспективами роста.

Конкретными показателями деформационных изменений образа "Я" выступают устойчиво завышенная профессиональная самооценка; снисходительность в профессиональной оценке коллег с возможной ориентацией на мнение начальника; болезненное реагирование на любую критику или контроль за своей деятельностью; фиксированная ориентация на личный профессиональный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости.

Негативные последствия профдеформации требуют применения комплекса мер по ее предупреждению и коррекции по трем направлениям: организационно-управленческом, восстановительно-реабилитационном и психолого-воспитательном.

Проблема профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений интересует также исследователей за рубежом, где данное явление также имеет распространение. С. Милграм псле проведенных экспериментов с законопослушными гражданами США пришел к такому выводу: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины». Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что «надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный».

Одним из средств профилактики профессиональной деформации сотрудников УИС – психологическая подготовка.

4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, ГУИН, УИН по Саратовской области:

Александров Ю.К. Справочник практического работника в пенитенциарных учреждениях. М., 2001.

Основы психологии управления: Программа. Для начальников служб и инспекторского состава УИС. М.: ГУИН Минюста России. 2003.

Прикладная юридическая психология: Учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.

Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1997.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А.М. Столяренко. М., 2003.

Эндрю Койл. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека // Пособие для тюремного персонала. Международный центр тюремных исследований. Лондон, 2002.

«27» января 2006 г. Подпись руководителя ___________

13 542 0 Замечали ли вы за своими родными, знакомыми или коллегами, что иногда они забывают о том, что находятся не на работе? Есть среди ваших близких те, кто даже в обычных жизненных ситуациях ведет себя как на работе: как учитель, как психолог, как командующий военной частью? Думаю, практически все могут привести такие примеры. Такое поведение человека в обычных жизненных условиях вызвано профессиональной деформацией, которая чаще приносит вред, чем пользу. Вы спросите какая в этом польза? К примеру, бывшие военные очень хорошие бизнесмены. Их стойкость и сила характера, выдержка, дисциплина, твердость в принятии решений все эти качества помогают в суровом современном бизнесе. Итак, проблема профессиональной деформации личности: причины, виды, факторы, последствия и профилактика.

Профессиональная деформация встречается у представителей многих профессий, среди которых чаще всего можно увидеть людей, которые по долгу службы постоянно работают с большим количеством людей – врачи, учителя, военные, психологи, управленцы в самых разных областях деятельности.

В приведенной шутке фотограф стал снимать пальто на камеру, а как проявляется деформация у других? Военный начинает командовать дома, не делая различия между взводом солдат и семьей, учительница начинает учить не только детей в школе, но и соседей, делая им замечания по любому поводу. Откуда тянутся причины такого поведения? На самом деле, у этих людей, может, и есть желание вести себя нормально, но одни просто боятся измениться, а другие не могут признаться себе в том, что разочаровались в своей профессии.

Среди причин деформации можно назвать большие нагрузки, специфические условия работы, однообразие функций, жесткий регламент, постоянные столкновения с проблемами чужих людей.

По мнению психологов, профессиональная деформация развивается из профессиональной идентичности, когда человек настолько привыкает только к одной социальной роли, что не может из нее выбраться. Он становится исполнителем своих обязанностей не только на работе, но и дома. Вот только оценить уровень своей профессиональной деформации сложно, так как для этого требуется умение посмотреть на себя со стороны, причем максимально критично. За объективным мнением психологи советуют обратиться к близкому человеку.

Деформация уже близко, если :

  • близкие все чаще говорят тебе, что с тобой сложно иметь дело;
  • тебе часто говорят, что разговор с тобой напоминает разговор с психологом / учителем / следователем / юристом / врачом – ты переносишь в обычную жизнь профессиональный язык общения;
  • твой круг знакомых практически полностью состоит из коллег;
  • все твои разговоры рано или поздно сводятся к рабочим вопросам;
  • тебя интересует только то, что относится к твоей профессии;
  • ты воспринимаешь знакомых как объект своей работы;
  • ты исключаешь наличие у себя и своих коллег проявлений эмоций и переживаний в рабочей обстановке;
  • ты связываешь свой успех исключительно с профессиональной деятельностью;
  • ты боишься потерять работу, профессию, коллег.

Как проявляется профессиональная деформация?

Как проявляется деформация? Приведем несколько примеров.

Учитель. Деформация учителя заключается в том, что со временем он начинает искусственно выискивать ошибки в ученических работах, придираться. В домашней обстановке он продолжает оценивать действия членов семьи, родственников, знакомых, выставляя им оценки (даже если оценки ставятся мысленно!). Доходит до того, что он дает оценку и действиям посторонних людей, которые просто попадаются ему на улице: он оценивает приемлемость их поведения, возмущается отсутствием воспитания.

Менеджер турфирмы. Проявление деформации у представителя этой профессии заключается в том, что как только он слышит чей-нибудь рассказ о совершенной поездке или планируемом путешествии, он начинает задавать чисто профессиональные вопросы и давать такие же рекомендации. Выглядит это так: а каким маршрутом летели, а как вам аэропорт в этом городе, на какой сезон планируете отпуск, почему выбрали эту страну, как вам тот отель и т.д.

Врач. Профессиональная деформация врача заключается в том, что он уже «на автомате» начинает оценивать здоровье человека, даже при пожатии руки: он сразу отмечает пульс, температуру, влажность ладони. Начинает искать связи между внешним видом собеседника и заболеваниями, дает советы типа: что-то ты неважно выглядишь, у тебя мешки под глазами, надо сходить провериться и т.д.

И так в любой другой профессии. Маркетолог может оценивать каждый рекламный ролик, попавшийся ему во время просмотра телевизора, психолог будет пытаться вывести собеседника на разговор с целью покопаться в его проблемах (хотя собеседник в этом вовсе и не нуждается), программист будет постоянно алгоритмизировать любой даже самый простой процесс.

Причины профессиональной деформации

Многолетняя профессиональная деятельность просто не может постоянно сопровождаться непрерывным
профессиональным развитием личности. Периоды стабилизации, когда вы никуда практически не движетесь, неизбежны. В начале профессионального пути эти периоды недолговременны, затем начинают становиться все длиннее, достигая года и более. В таких случаях эти периоды уже классифицируются психологами как периоды профессиональной стагнации личности. Стагнация наступает даже тогда, когда уровень вашей деятельности достаточно высок, но реализуется ваша работа стереотипно, с помощью одних и тех же приемов. Дальнейшая стагнация приводит к деформации, когда человек уже настолько увяз в своей профессии, что выбраться назад не может – он может исполнять в обществе только эту роль.

Предпосылками деформации являются :

  • однообразные функции и действия, которые в итоге приводят человека к психологическому барьеру : ему уже будет сложно приспособиться, если он окажется в новых условиях;
  • акцент на мотивы выбора профессии : это может быть стремление доказать свою значимость, приобрести определенный социальный статус, добиться власти;
  • сверхожидания в начале профессиональной деятельности, которые в итоге не соответствуют реальности.

Эти факторы являются лишь предпосылками, которые в итоге рано или поздно приведут к профессиональной деформации работника.

Основными причинами ее развития являются :

  • нежелание работать в этой области – некоторые понимают, что эта работа не для них, сразу, кому-то нужны годы;
  • профессиональная усталость, накапливающая за годы работы;
  • возрастные изменения – в молодости эта профессия была для вас подходящей, а сейчас вы выполняете свои функции автоматически, хотя с возрастом цели поменялись;
  • непонимание целей своей работы;
  • монотония – постоянная однообразная работа;
  • перегруз служебными делами;
  • высокая самоуверенность;
  • высокий уровень нервозности, утомляемость;
  • постоянный стресс;
  • неправильная дисциплина;
  • отдача всего себя работе при непризнании ваших заслуг коллегами;
  • напряженность, конфликты среди коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, когда творческий подход и новые идеи отвергаются без обсуждения;
  • невозможность дальнейшего обучения, повышения квалификации, профессионального роста.

Причины деформации у конкретного человека могут быть несколько иными – каждый из нас индивидуален. Общими же причинами можно назвать монотонность работы, однообразные функции, высокий уровень стресса, утомляемость, профессиональную усталость.

Виды профессиональной деформации

Изменения личности человека в результате профессиональной деформации разделяют на четыре типа:

  1. Общепрофессиональные – изменения, которые характерны для работника конкретной профессии (например, работник полиции каждого встречного рассматривает как возможного преступника);
  2. Специальные – деформации, возникающие у работника конкретной специализации (например, изворотливость у юристов, так необходимая им в работе);
  3. Профессионально-типологические – изменения, связанные с наложением на личность некоторых психологических особенностей работы (например, умение справляться с толпой у руководителя компании);
  4. Индивидуальные – деформации, которые могут проявиться у представителя любой профессии и вызываются активным развитием профессиональных качеств (например, чувство повышенной ответственности может быть характерно для работника любой профессии).

Последствия деформации

Профессиональная деформация может быть как полезной, так и проносить серьезные проблемы.

Начнем с пользы . Иногда деформация действительно полезна, потому что некоторые чисто профессиональные навыки могут очень помочь в обычной жизни. Например, человек, занимающий пост начальника, может применить свои способности для организации какого-нибудь семейного мероприятия. Врач всегда знает как оказать первую медицинскую помощь. Главное, не стоит забывать о границе между работой и жизнью. Вы можете ненадолго включать в себе профессионального работника в обычных условиях, но только ненадолго.

Негативных последствий деформации гораздо больше:

  • Чувство административного восторга – когда человек, получивший мало-мальски значимую должность, смотрит на окружающих свысока;
  • Эмоциональное выгорание – когда работа поглощает настолько, что психологический защитный барьер падает, человек сгорает и не видит смысла в жизни;
  • Управленческая эрозия – когда в результате деформации руководитель превращается в неэффективного и скорого на расправу тирана;
  • Снижение адаптивности личности – когда человек не ищет в своей профессии ничего нового;
  • Ухудшение взаимоотношений с окружающими – когда шаблоны общения на работе переносятся на обычную жизнь.

Чтобы таких последствий деформации избежать, надо вовремя заметить первые ее признаки и устранить их. Так проблема имеет психологическую природу, то все ее причины кроются в нас самих, а, значит, и победить ее можем только мы сами.

Профилактика профессиональной деформации

Начните с самостоятельной проверки того, насколько деформация проявляется именно в вас. Советуем использовать два приема:

Прием № 1: ответьте сами себе на вопрос «кто я?». Ответов должно быть не менее 10, каждый из них запишите на листе бумаги. Затем к каждому ответу придумайте три определения «какая я?». Определения не должны повторяться. Записали? А теперь анализируем записанное. Чего не хватает в списке? Какие роли ты не учла, потому что их число ограничено 10, но они для тебя важны? Важнее ли они тех ролей, которые ты записала? Если важнее, то именно на эти социальные роли (жена, подруга, мама, болтушка и т.д.) и стоит обратить внимание. Также проанализируй и характеристики, которыми ты себя описала в каждой роли.

Прием № 2: нарисуй круг и отдели от него сектор, отражающий объем твоих функций как работника. Остальную часть круга раздели между остальными своими интересами. Теперь проанализируй, объем каких ты хотела бы увеличить? За счет каких секторов? Вот тебе и ответ на вопрос, о каких сферах жизни ты практически забыла, задвинув их работой.

Для предотвращения профессиональной деформации проводите такую самодиагностику почаще, а также выполняйте следующие рекомендации:

  • Развивайте в себе способность к самокритике;
  • Старайтесь быть открытыми к новым знаниям и новому опыту;
  • Не забывайте отдыхать и расслабляться;
  • Выходите из зоны комфорта;
  • Постарайтесь снизить уровень эмоциональных затрат в своей работе;
  • Поддерживайте правильный режим сна и питания, занимайтесь спортом;
  • Участвуйте в нестандартных для себя проектах на работе;
  • Активизируйте свою социальную жизнь, общайтесь с друзьями, заводите новых знакомых;
  • Работайте с людьми других профессий и интересов, разносторонне развивайтесь.

Профессиональная деформация сопровождается психологическим дискомфортом, постоянной напряженностью, конфликтами, кризисами. Успешное и своевременное разрешение профессиональных трудностей позволит вам дальше развиваться и как личности, и как профессионалу в своем деле. Кроме этого, предотвратив проявления профессиональной деформации, вы избавитесь от .

В следующем видео вы увидите наглядный пример профессиональной деформации личности.

30-41. Служебный этикет -это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности. Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.п.. "В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступке уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и движется иначе, чем умный человек," - писал Ж. де Лабрюйер. Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на "Вы", ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными. На светских раундах, по правилам этикета, разговаривают о приятных и интересных вещах, не обсуждают личную жизнь, внешность присутствующих, деловые проблемы, пытаются улыбаться. Этикет - это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами). Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально- психического климата и подъему настроения, повышению производительности труда. Ученые советуют руководителю :

Стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз; научиться поощрять подчиненных; признавать свои ошибки; уметь наказывать; не спорить по пустякам; быть доброжелательным, деликатным;

всем сотрудникам :

Обладать общей культурой; - Порядочно относиться к другим; - Уважать человеческое достоинство коллег; - Не лицемерить, не лгать; - Быть вежливыми; - Свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения;

Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.

Служебный этикет предполагает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу. Этикет служебных взаимоотношений обязывает:

Быть вежливым ко всем клиентам (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения); встречи начинать вовремя; на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы; принятые решения выполнять в указанные сроки; работников быть в хорошем и опрятном одежде.

Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами, росту прибылей фирмы. Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета. Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.

40. Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью пере писки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент. Деловое общение реализуется в различных формах:

Деловая беседа;

Прием подчиненных;

Деловые переговоры;

Деловые совещания и собрания;

Публичные выступления.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Принципы делового общения.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы ХХ века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal рublic relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

42. Понятие и виды профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Рассматривая параметры профессиональной деформации личности, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, облагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессиональная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса. Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала. В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий).

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

«Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией».

1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций.

3. Способность к рефлексии.

4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций.

5. Коммуникативные навыки.

6. Противостояние чужому влиянию.

7. Саморегуляция.

8. Способность к принятию и эмпатии.

9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”.

10. Познавательный интерес.

11. Появление новых форм самореализации.

1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.

2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).

3. Консультирование окружающих.

4. Принятие роли "учителя".

5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.

6. Idea fixe - "работа над собой".

7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.

8. Пресыщение общением.

9. Эмоциональная холодность.

10. Цинизм.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

42-43. Профессиональная деформация - когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определенных профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов - в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

Проявления

Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг, синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия.

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

Первая систематизация

Должностная деформация - руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

Адаптивная деформация - пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

Профессиональная деградация - крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:

Общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации - деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности - искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.

Деформации, обусловленные чертами характера - ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

Индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие).

Причины

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения трудовой деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное и личное поведение человека.

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип отечественной психологии -принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Принято считать, что трудовая и социальная деятельность является ведущей характеристикой зрелой личности. В процессе трудовой деятельности человек развивает свои задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и интересы. Именно профессиональная деятельность накладывает отпечаток на личностные характеристики человека. Необходимо также учитывать, что, с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, а с другой - само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под се влиянием.

Одним из первых, кто обратил внимание па деформирующую роль профессиональной деятельности, был известный социолог П. А. Сорокин. Он начал с того, что успешно восполнил пробелы в изучении влияния профессий на поведение людей с психологической и медицинской точек зрения. Была осуществлена подробная разработка программы и методов исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации, что послужило дальнейшей отправной точкой в изучении проблем профессиональной деформации личности и поиске возможных путей преодоления и разрешения этих проблем.

Рассматривая профессиональную деформацию в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности".

Деформация личности профессиональная - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деформация негативно сказывается как на производительности труда, так и на взаимоотношениях личности в профессиональной и личной сферах.

Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в пространстве и времени. Профессиональный разделенный труд не только формирует или переформирует личность специалиста, но и иногда, в наиболее крайних формах, деформирует личность.

Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, знаниях, в углублении интересов, в творчестве и т.п. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного повеления людей, у них обостряется внимательность, бдительность, готовность противостоять уловкам и ухищрениям.

У человека, занимающимся профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Формирование профессиональных стереотипов являются неизбежным атрибутом профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Решение типовых задач, с которыми сталкивается человек в ходе своей работы, совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения. Человек начинает планировать свою деятельность и строить свое поведение в соответствии с принятым решением, независимо от того, насколько эффективно это решение новым задачам.

Р. М. Грановская так отмечает влияние профессиональной роли на личность: "Па профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и даже не загружающими сознание. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту".

Сформированные упрощенные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение новой задачи не замечается. Одна из форм профессиональной деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность, а главное - успешность деятельности. Ежедневно выполняя определенные задачи, специалист и не замечает, как начинает пользоваться стереотипными действиями. Закрепляется излишняя шаблонность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на семейное и дружеское общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, экономичными, быстрыми и бессознательными. Вместе с тем ежедневное выполнение стереотипных задач развивает ригидность мышления и поведения. Индивид не обращает внимание на отрицательные сигналы своего внепрофессионального окружения и, соответственно, не видит необходимости в изменении своего поведения. Ярким проявлением профессиональной деформации у военных служит развивающаяся со стажем работы ригидность поведения, мышления, ценностей и установок. Это приводит к затруднению установления и поддержания ими социальных связей, а их поведение характеризуется бедностью ролевого репертуара.

Со временем формируются и профессиональная усталость, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, утрата профессиональных умений и навыков, снижение работоспособности. Изменения эмоционально-личностной сферы негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими людьми, а также на развитии самой личности. У человека вырабатывается стереотип поведения как в профессиональной деятельности, так и личной жизни.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, социальные работники, полицейские). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям, равнодушии и безразличии.

Профессиональные деформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений, желании давать указания в любой ситуации; у психологов - в стремлении навязать определенную картину мира, не учитывая желания самого человека; у работников правоохранительных органов - в подозрительности и настороженности; у программистов - в склонности к алгоритмизации, в попытках искать ошибки в различных жизненных ситуациях; у управленцев - в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций. Таким образом, профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на другие сферы жизни.

Необходимо отметить, что избыточно развитое профессионально важное качество превращается в профессионально нежелательное. Так, ответственность в принятии решений переходит в авторитарность, переоценку собственных возможностей, нетерпимость к критике, властность, потребность командовать другими людьми, грубость, отсутствие стремления учитывать чувства и интересы других людей, требование к безоговорочному подчинению, что в конечном счете приводит к деспотизму. Демонстративность становится не просто одной из личностных черт, а потребностью к постоянной самопрезентации, чрезмерной эмоциональности, расцвечивании своих внешних поступков, экзальтированностью. Именно демонстративность начинает определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Желание во всем соответствовать выбранной профессии проявляется в тотальной погруженности в профессиональную деятельность, в фиксации на собственных профессиональных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании назидательных и обвинительных высказываний, безапелляционных суждений, в речи появляется много профессиональных жаргонизмов, которые используются и в повседневной жизни. Овладев какой-либо технологией, индивид считает ее единственно верной и правильной. Профессиональное мировоззрение становится определяющим, вытесняя философское, гуманистическое мировоззрение, тем самым ограничивая способы реагирования на различные ситуации.

Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений, в лицемерную пропаганду моральных принципов и норм поведения. Потребность контролировать проявляется в сверхконтроле, потребности контролировать все свои эмоции, сдерживании чувств, чрезмерном контроле своей деятельности, скрупулезности следования инструкциям, подавление спонтанности. Умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, способность донести важную информацию до аудитории переходит в монологизм речи, нежелание выслушивать мнение другого человека.

Профессиональное мышление становится ригидным, человек оказывается неспособным гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, принимать решения, соответствующие новым обстоятельствам, проявляет приверженность устоявшимся технологиям, отрицание любых инноваций. Ему становится комфортно лишь в тех ситуациях, где работают наработанные ранее методы и приемы, стереотипные приемы превращаются в штампы как в мышлении, так и в речи. Из богатого арсенала способов решения выбираются только какие-то одни трафаретные, шаблонные способы без учета особенностей ситуации и действующих лиц.

Противоположным ригидности можно считать так называемый инновационный невроз, когда повое становится не средством для улучшения жизни, а самоценностью: новации ради новаций. Человек любые традиции начинает воспринимать как отжившие, ненужные и требует их "отменить", искренне верит в любую появившуюся теорию и пытается сразу претворить ее в профессиональную деятельность.

Рефлексивность из механизмов развития личности и деятельности превращается в самоцель: человек постоянно возвращается к одним и тем же ситуациям, пытается постоянно анализировать их.

Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов. Во-вторых, при рутинном исполнении профессиональных действий или операций существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение, происходит замена цели деятельности на цель действия или операции, т.е. важным становится лишь совершение определенных действий. Например, у медицинского работника главным становится не лечение, а заполнение истории болезни.

Следствием профессионально-личностных деформаций являются психическая напряженность, конфликты, как в профессиональной, так и личностной среде, снижение продуктивности в профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Неизбежным атрибутом профессионализации специалиста является формирование стереотипов - образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.

Стереотипизация является одним из достоинств нашей психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры. Помимо шаблонных действий профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции.

Стереотипы и стереотипные установки представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, перешедших в подсознательный план. Сотрудник пользуется этими знаниями, навыками, умениями и считает, что существующий когнитивный уровень сможет постоянно обеспечивать эффективность деятельности. В ряде профессий подобные стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости в следственной деятельности. Этот феномен получил название "обвинительный уклон" и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами.

Для обнаружения профессиональной деформации бывает вполне достаточно понаблюдать за человеком, анализируя его общение с другими людьми, стереотипность выполнения заданий. Профессиональная деформация личности может проявляться в употреблении профессионального жаргона в повседневной жизни, в манерах поведения, даже в физическом облике (например, искривление позвоночника и близорукость у служащих, проводящих свой день за компьютером).

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику и затрагивает различные стороны психики (мотивационную, когнитивную, эмоционально-личностную). Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Было выявлено, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем постепенно начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте утраченных положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

Вместе с тем в эмоционально-личностном отношении профессиональная деформация создает у человека чувство уверенности и непогрешимости в своих знаниях и оценках, тем самым ограничивая когнитивные функции. Продолжая заниматься профессиональной деятельностью, сотрудник не замечает, что и новые задачи старается выполнить привычным, но уже не эффективным способом (например, продолжает использовать бумажный, а не электронный документооборот).

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен трудоголизма, когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни, в том числе и к личной. В некоторых случаях человек настолько сосредоточен на своей деятельности, что на другие интересы и развлечения у него просто не остается времени. Иногда такой "уход" в профессию может быть следствием нерешенных семейных проблем. Кроме того, отдавая себя полностью работе, такие люди неосознанно рассчитывают на свое признание со стороны общества. Если внепрофессионального пространства не существует, то любые неудачи и проблемы в профессиональной сфере становятся жизненной трагедией, потерей смысла жизни.

Согласно концепции Э. Ф. Зеера профессиональная деформация личности может проявляться в трех видах:

  • 1) собственная профессиональная деформация. Под воздействием постоянных эмоциональных и нервных нагрузок на психику человек стремится отгородиться от них и избежать их, автоматически включая психологическую защиту от разного рода потрясений, и в определенной степени этим деформирует личность;
  • 2) приобретенная профессиональная деформация. Специалист в процессе своей профессиональной деятельности, направленной на преодоление отдельных проявлений отклоняющегося поведения, набирается негативного опыта;
  • 3) выработанная профессиональная деформация. Приобретенная профессиональная деформация под воздействием продолжающейся профессиональной деятельности и специфических особенностей личности специалиста трансформируется в иную форму, существенно отличную от приобретенной.

Э. Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформаций:

  • 1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии, например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый индивид воспринимается как потенциальный нарушитель);
  • 2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации, например, в юридических и правозащитных профессиях - у следователя - правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора -обвинительность;
  • 3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, когда происходит усиление отдельных черт характера - некоторые функционально нейтральные свойства личности трансформируются в профессионально отрицательные качества. В результате складываются профессиональные и личностно обусловленные комплексы:
    • - деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);
    • - деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);
    • - деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, ""должностная интервенция", доминантность, индифферентность);
  • 4) индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций, например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут мешать освоению новых профессий, что становится особенно актуальным в наши дни. Например, при происходящей демобилизации из армии множество бывших военных вынуждены искать новую работу. Однако их ригидность, жесткость позиции, труднокоррегируемость старых установок и стереотипов поведения не дает им возможность эффективно работать в новых условиях, вызывая конфликты в новых деятельностях.

Крайняя степень профессиональной деформации получила название профессиональной деградации. В этом случае происходит изменение ценностных ориентиров личности. Стереотипы профессиональной деятельности изменяются, личность начинает формально относиться к своим обязанностям, ее не интересует, насколько эффективна теперь ее деятельность.