Социально организованное взаимодействие. Социальное взаимодействие

Формы социальных взаимодействий

Понятие социальных связей, их виды

Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности.

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко­торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту­пает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу. Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека . К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.

В течение всей жизни человек связан с другими людьми посредством социальных связей, которые проявляются в различных видах и формах.

Социальные взаимосвязи между членами общества или социальной группы крайне разнообразны. В процессе общения с другими людьми человек постоянно отбирает из большого количества разнообразных связей именно те, которые он считает нужным усиливать и развивать. В связи с этим каждый индивид проходит несколько этапов в освоении социальных связей, прежде чем достигает состояния социальных отношений.

Кроме того, именно социальные связи являются основой группообразующих процессов , первым шагом в образовании социальных групп (Рис. 1).

Рис.1. Виды социальных связей

Итак, рассмотрим основные виды социальных связей:

Социальные контакты. Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе. Отметим, что при пространственном контакте индивид не может выделить из общего количества окружающих его людей никаких отдельных обособленных объектов. Он оценивает окружающих людей как некоторое целое.

Выделение из пространственного окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей.

Последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Примером такого контакта может служить покупка газеты, когда покупатель, не обращая внимания на продавца, отдает деньги и получает газету.

Каждый раз, когда индивид начинает общение с другими людьми, он обязательно должен пройти все эти три вида контактов, для того чтобы перейти к более сложным социальным связям.

Более сложный вид социальных связей – это социальное действие . Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано Максом Вебером.

В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Социальные действия - это определенная система по­ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.

Любое социальное действие представляет из себя сис­тему, в которой можно выделить следующие элементы:

ü субъект действия, воздействующий индивид или об­щность людей;

ü объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

ü средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое измене­ние;

ü результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведе­ние» и «действие». Если поведение - это ответная реак­ция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или на­меренным, осознанным), то действие - это только неко­торые виды поведения.

Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Наиболее детально социальное взаимодействие изучил П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.

В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.

Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:

ü наличие двух или более индивидов , обуславливающих поведение и переживания друг друга;



ü совершение ими каких-то действий , влияющих на взаимные переживания и поступки;

ü наличие проводников , передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).

Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл. Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.

В системе отношений можно выделить следующие элементы:

ü субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

ü связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

ü определенная система обязанностей и долженствова­ний или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Среди всего разнообразия социальных отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

Формы социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей . Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "co " - "вместе" и "operari " - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация, прежде всего, связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии (социальном альтруизме). Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, как правило, в обоюдной пользе.

Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).

Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей , набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности ; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции ; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами.

Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.

С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.

Понятие "социальное взаимодействие" означает процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникаций своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. Социальное взаимодействие представляется процессом взаимно обусловленного влияния социальных субъектов друг на друга. Г.В. Осипов утверждает, что категория "взаимодействие" выражает характер и отношения между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, и различающихся по социальным позициям: статусам и ролям. Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Сущность

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей - б кторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

Как известно, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого. Это справедливо для любых систем - и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем - социальных.

Само понятие "эмерджентных свойств" было сформулировано Т.Парсонсом (1937) в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия. Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия. Во-вторых, эти эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры. В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.

Пожалуй, наиболее скрупулезно и детально рассматривает проблемы социального взаимодействия Питирим Сорокин, посвящая им значительную часть первого тома своей "Системы социологии". Давайте попытаемся вслед за классиком российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных людей в единое целое - общество и, более того, превращающее чисто биологических особей в людей - т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа.

Точно так же, как в свое время Конт, Сорокин твердо уверен, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной "социальной клетки" или простейшего социального явления:

" ...индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется " обществом", ни того, что носит название " общественных явлений" ... Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два".

Однако чтобы два и более индивида составляли нечто единое целое, что могло бы рассматриваться как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. все возможные варианты:

"Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов".

Это определение, пожалуй, действительно универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев самые разнообразные примеры, встречающиеся в повседневной жизни каждого из нас.

Если кто-то (случайно или намеренно) наступил Вам на ногу в переполненном автобусе (внешний акт), и это вызвало у Вас негодование (психическое переживание) и возмущенное восклицание (внешний акт), то это значит, что между вами произошло взаимодействие.

И если Вы являетесь искренним поклонником творчества Майкла Джексона, то каждое появление его на экране телевизора в очередном клипе (а запись этого клипа, вероятно, потребовала от певца совершить немало внешних актов и ощутить множество психических переживаний) вызовет у Вас бурю эмоций (психические переживания), а может быть, Вы вскочите с дивана и начнете подпевать и "подтанцовывать" (совершая тем самым внешние акты). При этом мы имеем дело уже не с прямым, а с опосредованным взаимодействием: Майкл Джексон, разумеется, не может наблюдать вашу реакцию на запись его песни и танца, однако вряд ли приходится сомневаться, что именно на такой отклик миллионов своих поклонников он и рассчитывал, планируя и осуществляя свои физические действия (внешние акты). Так что здесь мы тоже имеем дело с взаимодействием.

Чиновники налогового ведомства, разрабатывающие новый фискальный проект, депутаты Государственной Думы, обсуждающие этот проект, вносящие в него поправки, а затем голосующие за принятие соответствующего закона, Президент, подписывающий указ о введении нового закона в действие, множество предпринимателей и потребителей, на чьи доходы окажет влияние этот закон, - все они находятся в сложно переплетенном процессе взаимодействия друг с другом, а главное - с нами. Бесспорно, что здесь имеет место очень серьезное влияние и внешних актов, и психических переживаний одних людей на психические переживания и внешние акты других людей, хотя в большинстве случаев они могут видеть друг друга, в лучшем случае, на экране телевизора.

Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Мы можем осязать рукопожатие; щеки "вспыхивают" при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); опытный боец при приближении к нему опасного противника может сохранять "каменное" выражение лица, однако в кровь его уже впрыскивается адреналин, готовя мышцы к молниеносной атаке; слушая аудиозапись любимого Вами популярного певца, Вы испытываете эмоциональное возбуждение и т.п.

Каковы же основные условия возникновения любого социального взаимодействия? П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия (или, как он именует их, "элемента"):

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. Мы, в свою очередь, могли бы добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает: 4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Всем большой июньский привет!

На большинстве сайтов, на которых я был, тема социального взаимодействия раскрыта прямо скажем слабо. Отсутствуют теории этого взаимодействия и совершенно неграмотно расставлены акценты. Говорю вам это как . Поэтому давайте с этой темой разберемся правильно и подробно, насколько позволят рамки текста.

Понятие социального взаимодействия в социологии

Мало кто знает, что современная программа школ по обществознанию, в части социальной сферы заимствует практически весь материал из социологии. Что за такая эта наука вы узнаете в вузе, если поступите. А мы сейчас поговорим о теме.

Социальное взаимодействие — это система социальных действий, имеющая циклическую природу и направленная на удовлетворение взаимных ожиданий взаимодействующих субъектов. Разберем детально это определение.

Про социальные действия читайте . Циклическая природа означает, что социальные действия производятся субъектами по циклу: действие => обратная связь. Например, пришли вы в магазин, дали продавцу деньги (социальное действие) в ответ получили улыбку и товар, который покупаете (обратная связь).

Взаимные ожидания субъектов — это их установки на данное взаимодействие. Например, ваша подруга продает мороженое: стоит такая вся на жаре в жарком городе, на жарком асфальте и продает прохладное мороженое. Скучно ей. А вы тут такой нарисовались и у вас есть взаимные ожидания: у нее — что вы скрасите ее будний рабочий день, а у вас — что она, может, угостит вас мороженым и вы поболтаете о том о сем.

Под словом «субъекты» — может пониматься как индивид, так и социальная группа. Например, взаимодействовать могут и двое людей, а может и две группы — например на футбольном матче они могут активно перекрикивать друг друга. При этом перекрикивание является здесь и действием и обратной реакцией (слышишь, как другая команда кричит в ответ).

Формы взаимодействия

Социологи выделяют следующие формы социального взаимодействия, про которые не стоит забывать.

Кооперация, или сотрудничество, совместная деятельность по достижению какой-то общей цели или результата. Сегодня в разных компаниях для усиления эффекта от такого взаимодействия разрабатывается и внедряется своя . Например, в компании Google полностью открытое пространство для творчества, работы и отдыха работающих. При этом главная идея: на работе можно жить. Круто.

Конкуренция — еще одна форма социального взаимодействия, выражающаяся в борьбе субъектов за что-либо: достижение целей корпорации или просто за какую-то вещь. Многие спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей и даже шахматы) построены именно на конкуренции.

Конфликт — столкновение разных субъектов по поводу общего блага. Детальнее о видах конфликтов смотрите .

Теории социального взаимодействия

Теории объясняют, как и почему происходит социальное взаимодействие. Многие не понимают, зачем эти теории нужны, ведь они «слишком научные» и их нельзя использовать при решении второй части теста ЕГЭ по обществознанию. На самом деле вполне можно: только не надо указывать авторства теории, а то некоторые эксперты не в курсе этих тонкостей.

Итак первая теория — теория обмена Дж. Хоманса. Согласно его концепции, социальное взаимодействие представляет собой обмен благами между субъектами взаимодействия. Блага, понятно, могут быть как материальные так и не материальные. К примеру, вы общаетесь с другом — вы обмениваетесь впечатлениями. Обмен? Обмен.

Хоманс в своей теории выделял несколько аксиом: предположений, не требующих доказательств. К примеру, аксиома успеха: если человек, совершая некоторые действия добился успеха, то в будущем он скорее всего будет совершать эти же действия. Например, вы идя на экзамен, положили под пятку пять рублей, чтобы экзамен тоже сдать на «отлично». Ну, в приметы вы особо не верите, а тут решили попробовать. И — бац, сдаете на отлично! Как думаете, будете в дальнейшем на экзамен класть под пятку монету? Хоманс говорит, что да, и именно под ту же пятку ту же монету:)))

Есть у него и аксиома пресыщения: когда ты привык получать некое благо, в дальнейшем не будешь напрягаться, чтобы взаимодействовать с людьми по поводу этого блага. Например, есть такой анекдот.

Шел мужик по улице, думал удавлюсь: с работы уволили, жена бросила, ушла. Тут встречает нового русского, своего друга, тот его позвал к себе на работу. В первый же день, новый русский дает ему чек: на, сходи в банк принеси деньги. Мужик — принес. Новый русский половину ему тут же дал — молодец, заработал. И так каждый день. Ну, поднялся мужик: квартиру купил, машину, жена вернулась. Но сам год от года все мрачнее и мрачнее. И его спрашивают, а чего он такой мрачный. Он и отвечает: «Да, понимаете, в банк-то я хожу один, а деньги мы-то делим на двоих!»

Так, что вот такая интересная теория.

Вторая теория социального взаимодействия, не менее интересная: Джорджа Мида, теория символов (полное название «Символический интеракционизм»). Она о том, что социальное взаимодействие представляет собой обмен символами. Все вокруг нас символы и мы активно ими пользуемся. Например, жестами, мимикой, интонацией. Чисто словами мы передаем лишь 7 % информации, остальное — символами.

Разумеется есть и другие теории, но мы их будем разбирать только . Оформляйте подписку на новости, делитесь статьей в социальных сетях с друзьями!

С уважением, Андрей Пучков

Социальное рождается во взаимодействии индивидов. Но чтобы взаимодействовать, индивиды должны прежде всего действовать, что и является основанием для концентрации внимания социологов на социальном действии. Кроме того, в некоторых социологических парадигмах социальные действия рассматриваются как то, без чего общество существовать не может, как то, что, собственно, и составляет суть общества.

Наиболее распространенным, хрестоматийным является определение социального действия, данное Максом Вебером: «социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» .

Наиболее важными характеристиками социального действия являются осмысленность и ориентация на других людей, что позволяет отличать его от другого вида действий, например, физических.

Социальное действие включает следующее: 1) действующее лицо (актор); 2) мотивацию действия; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) лицо, на которое направленно действие; 6) результат действия.

М. Вебер дал классификацию социальных действий. Он выделил следующие их типы:

  • 1) целерациональные действия - действия по достижению определенной цели, результата;
  • 2) ценностно-рациональные действия - действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность;
  • 3) аффективные - действия, совершаемые под влиянием эмоций;
  • 4) традиционные - действия, основанные на реальной привычке.

В соответствии с точкой зрения М. Вебера аффективные и традиционные действия лежат на границе или даже за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам М. Вебер рассматривает приводимые им типы социальных действий как идеальные типы, т.е. как нечто служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие - это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа.

Следует обратить внимание на то, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию (интеракции) как обмену социальными действиями.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Питирим Сорокин определил три условия возникновения любого социального взаимодействия:

  • 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • 3) наличие проводников (например, речевые сигналы), передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этим условиям в современной социологии обычно добавляется наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. В этом многообразии можно выделить несколько групп.

По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли):

  • профессиональное взаимодействие;
  • семейно-родственное;
  • демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами);
  • политическое;
  • религиозное и т.д.

По формам:

  • кооперация - сотрудничество индивидов ради решения общих задач. Кооперация возникает, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда;
  • конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.);
  • конфликт - столкновение взаимодействующих субъектов. Иногда конфликт рассматривают как наиболее острую форму конкурентного взаимодействия.

Социальные взаимодействия порождают социальные связи между индивидами (или группами). Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь возникает в условиях не единичности, но множественности фактов взаимодействия индивидов.

Социальные взаимодействия и социальные связи ведут к возникновению социальных отношений. Социальные отношения - это устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами, которые нормативно определены исходя из занимаемых индивидами (группами) социальных позиций и исполняемых ими социальных ролей.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602.

Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называется социальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:

  • а) индивидов, совершающих те или иные действия;
  • б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;
  • в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;
  • г) обратную реакцию данных индивидов.

Социальное взаимодействие рассматривают различные социологические теории. Наиболее глубоко проблему социального взаимодействия разрабатывали Д. Хоманс и Т. Парсонс. В исследовании социального взаимодействия Хоманс опирался на такие термины обмена действиями, как "деятель" и "другой", и утверждал, что во взаимодействии такого рода, каждый его участник стремится к минимизации собственных затрат и получению максимального вознаграждения за свои действия. Одним из важнейших вознаграждений он считал социальное одобрение. Когда в социальном взаимодействии вознаграждения становятся взаимными, само социальное взаимодействие оформляется во взаимоотношения, базирующиеся на системе взаимных ожиданий. Ситуация несоответствия ожиданиям одного из участников взаимодействия, может привести к агрессивности, которая сама может стать средством получения удовлетворения. В социальном взаимодействии, включающем в себя множество индивидов, регулирующую роль исполняют социальные нормы и ценности. Важной особенностью социального взаимодействия между двумя деятелями является стремление к определённому упорядочению его характера - вознаграждающего или наказующего.

Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.

В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт, то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью. Социальные cвязи устанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:

  • - взаимодействия;
  • -отношений;
  • -контроля;
  • -институциональные связи.

Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.

Основными элементами социальной связи являются:

  • - субъекты (индивиды и группы);
  • - предмет (проезд в транспорте, поход в театр);
  • -механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).

Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.

Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.

Социальные отношения - длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями. Она требует социальной мотивации.

Социальная мотивация - внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней - направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней - стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.

Д.К. Мак-Клелланд ввёл понятие - мотивация достижений , предполагающее оценку индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. Согласно его гипотезе, потребность в достижении стимулируется близкими отношениями с родственниками, которые устанавливают высокие стандарты поведения.

Существуют различные формы взаимодействия.

Кооперация - это совместная деятельность индивидов, групп и организаций для достижения поставленной цели. Кооперация тесно взаимосвязана с конфликтом и конкуренцией. Она в некотором смысле парадоксальна, так как участники конфликта до некоторой степени сотрудничают для поддержания конфликта. Поэтому, вопрос о том, что именно является решающим социальным скреплением общества - кооперация или конкуренция, остаётся открытым.

Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.

Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.

Существование различных представлений о конкуренции не даёт возможность рассматривать её однозначно положительно или отрицательно. Наиболее рационален подход М. Вебера, который предложил оценивать конкуренцию в качестве частного аспекта социальных отношений, последствия которого необходимо индивидуально анализировать в каждом отдельном случае. Понятие "конкуренция" частично совпадает с понятием "конфликт".