Преимущественно умственный труд примеры. Физиология труда: умственный труд и его особенности

Cтраница 1


Умственный труд отделен от физического труда в наибольшей степени в профессиях тяжелого ручного труда низкой квалификации, где роль рабочего сводится к исполнению несложных операций, требующих лишь физической силы. Сюда в особенности относятся профессии грузчиков, откатчиков и других рабочих, занятых прежде всего на вспомогательных и подсобных ра - Оотах.  

Умственный труд включает в себя все виды деятельности человека, требующие напряженной работы головного мозга, центральной нервной системы и зрительного напряжения.  

Умственный труд включает в себя способность мышления и понимания событий, проистекающих в процессе труда.  

Умственный труд связан с психоэмоциональным напряжением, вызванным затруднительными ситуациями и риском в экстремальных ситуациях.  

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.  

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) - человек выполняет функции руководителя и управляет коллективом людей.  

Умственный труд - объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.  

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.  

Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают его.  

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии улиц умственного труда.  

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.  

Умственный труд существенно отличается от физического. Нельзя, например, период врабатывания для умственного труда, как для физического, считать равным десяткам минут: он занимает в норме всего несколько минут, а для восприятия несложной речи - около 15 секунд. Основываясь на данных об устойчивости внимания, время лекции следует продлить до 90 - 100 минут без перерывов, а не приравнивать ее к уроку в школе. Ничто так не утомляет и не раздражает при умственном труде, как частые отвлечения. Из практики известно и лекторам и слушателям, что три лекции с двумя перерывами пройдут быстрее, чем с обычными во многих вузах пятью перерывами.  

Умственный труд, - отмечал К. Д. Ушинский, - едва ли не самый тяжелый.  

Умственный труд - составная часть общественно полезной деятельности людей, проявляется преимущественно в нервно-психических усилиях, необходимых для воспроизводства и развития процессов познания и преобразования природы и общества. Доля умственной деятельности отражает степень содержательности Tpv - ra, его интеллектуализации, что o6vc ювлено использованием достижений научно-технического прогресса и творческой инициативы трудящихся.  

Умственный труд представляет собой работу с информацией и, следовательно, мерой его интенсивности является количество воспринимаемой и перерабатываемой информации в единицу времени. Сущность нормирования умственного труда и его элементов заключается в определении оптимальной интенсивности работы с информацией исходя из скорости восприятия и мышления, с учетом утомления.  

Умственный труд — это выполнение работы, связанной с прие­мом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.

Классификация умственного труда.
1. Операторский труд
— группы профессий, связанных с управ­лением машинами, оборудованием, технологическими процесса­ми.
2. Управленческий труд — это руководители учреждений, пред­приятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории лиц характерно:
— большой объем информации для постоянного использования;
— дефицит времени;
— ответственность за принятие решения.
3. Творческий труд — требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий высокую интенсивность внимания, напряженность мышления к большой объем памяти.
4. Труд медицинских работников — характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объемом памяти, напряженностью мышления, ответственностью за здоровье и жизнь другого человека
5. Труд учащихся и студентов — требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций — зачетов и экзаменов.

Заболеваемость при умственной деятельности

При правильной организации умственного труда не наблюдается его отрицательного влияния на организм человека. Есть и поло­жительное влияние умственного труда на здоровье. Например, труд конструкторов не имеет больших эмоциональных срывов и напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, у телефонисток (де­фицит времени при обработке информации) составляет 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руководя­щих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умст­венного труда:
— повышенная нервно-эмоциональная напряженность;
— гипокинезия;
— избыточная масса тела;
— курение;
— наследственная предрасположенность.

Механизмы умственного труда

Изменения физиологических функций при умственном труде.
Умственный труд, в отличие oт физического, характеризуется менее выраженными изменениями функций в организме.

Основным условием трудового процесса при выполнении умст­венной работы является поддержание устойчивой доминанты. Психическая деятельность, осуществляется всем мозгом том в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психи­ческой деятельности.

Вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структу­ры мозга, Во время умственной деятельности локальные про­цессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоот­ношения в обоих полушариях головного мозга.

Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локаль­ные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например. Если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Огромная роль при­надлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), кото­рые объединяют неспецифические формы активности с посту­пающей чувствительной (афферентной) информацией.

Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетель­ствуют о возрастании нервного напряжения, которое обуслов­лено следующими факторами трудового процесса:

1. необходимость одновременного наблюдения за несколь­кими меняющимися во времени производственными про­цессами;
2. восприятие и переработка большого объема различной информации;
3. дефицит времени для переработки значимой информа­ции и принятия решения;
4. частое переключение внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимость использования разных информационных потоков;
5. необходимость поддержания в течение длительного вре­мени высокой интенсивности внимания, памяти, мышле­ния;
6. выполнение работ в ночное время;
7. возможность возникновения аварийной ситуации и де­фицит времени, отпущенный на ее устранение
8. повышенная ответственность за принимаемые решения.

Специфическая особенность умственного труда — сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.

Общие изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности.

В процессе умственного труда наблюдается психическая актив­ность, которая протекает с участием нейронов многих отделов мозга:
— коры;
— подкорковых образований;
— лимбической сиситемы.

При умственной деятельности функционируют оба полушария мозга. В результате выполнения любой умственной деятельности происходит общая активация мозга, одновременна отметается повышение локальной активности, которая зависит да вида психического процесса (перцептивная, моторная, вер­бальная, мнестическая). Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоции играют роль организатора целена­правленной умственной деятельности.

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умст­венной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необхо­димо различить близкие по зиачению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению при­водит ответственность работы.

В целом, при умственном труде имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической деятельности, по­этому рассматривают нервно-эмоциональное напряжение. Для обеспечения умственной деятельности существенное значе­ние имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, том выше активность этих стресс-реализующих систем.

Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напря­жения имеет положительное значение для деятельности цен­тральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость перера­ботки информации.

Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрас­тают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система.

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, осо­бенно в левом полушарии. Постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, сопро­вождающее умственную деятельность, приводит к развитию за­болеваний.

Напряженная умственная деятельность сопровождается значительным увеличением обмена веществ, что связано с непроиз­вольным сокращением скелетных мышц, которые не имеют пря­мого отношения к выполняемой работе.

Физиологическая характеристика труда в условиях зрительного напряжения

Под контролем зрения совершается до 80-90% трудовых опера­ций. Профессии (операторы, сортировщики, огранщики и др.) объединяет общий фактор — зрительное на­пряжение, которое может служить и самостоятельным фактором, который определяет физиологическую нагрузку на организм ра­ботающих.

Напряжение умственного труда усиливается в том случае, когда зрительное напряжение сочетается с другими факторами трудо­вого процесса:
— дефицит времени;
— плохая освещенность;
— высокая ответственность.

При работе в условиях зрительного напряжения изменяется рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения, сокращаются границы по­ля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информаций. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее и к развитию патологии зри­тельного аппарата.

Принципы профилактики зрительного утомлении и перенапряжения

Снижение зрительного переутомления можно осуществить при соблюдении следующих принципов:

1. устранить пульсации освещенности рабочего места, постоянную смену полей зрения, резкие световые и цветовые контрасты, сильную освещенность, слепящие поверхности
2. при работе с дисплеями необходимо регламентировать яркость фонового свечения экрана, яркость и контрастность изображе­ния, ширину линий, частоту мелькания изображений. Операторы должны иметь возможность изменять по своему усмотрению на­клон корпуса, высоту пульта с клавиатурой, высоту экрана, рас­стояние от экрана до глаз;
3. с целью предотвращения развития перенапряжения органов зрения необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха, включающий:

— распорядок и продолжительность рабочего дня,
— введение регламентированных перерывов в работе,
— сеансов релаксации;
— выполнение упражнений для глаз,
— соблюдение рекомендаций для организации активного отдыха.
— проведение окулистами отбора лиц на работу, которая требует напряжения органов зрения.

Организация трудового процесса при умственной деятельности

Для умственной деятельности характерно то, что после завер­шения она может продолжаться и бывает трудно ее остановить, поэтому для достижения, этой цели необходимо переключение. Особенно эффективно переключение с умственной деятельности на физический труд.

Особенности утомления при умственном труде:
— чувство слабости;
— расстройство внимания;
— ухудшение памяти и мышления;
— ослабление воли;
— сонливость
— моторные нарушения: координации, снижение силы, торопливость при выполнении.

Развитие утомления зависит от состояния организма человека, внешних и эмоциональных факторов. Продолжение работы при развивающемся умственном утомлении происходит при повыше­нии эмоциональной напряженности.

Основные принципы организации умственной деятельности бы­ли сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н. Е. Введенским:

1. В работу нужно входить постепенно.
2. Должен быть определенный ритм работы, так как рит­мичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Необходимо придерживаться обычной последовательно­сти в деятельности, что предполагает регулярную, организо­ванную и плановую работу.
4. Необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть актив­ным и сочетаться с физическими упражнениями.
5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.

Рекомендации, ориентированные на повышение качества умст­венного труда:
1. поддержание профессиональных знаний на уровне, дос­таточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;
2. поддержание умеренного и постоянного уровня произ­водственной нагрузки;
3. соблюдение ритмичности в работе;
4. создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
5. перерывы на отдых должны быть заполнены деятельно­стью, которая снимает психо-эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специ­альные психогигиенические процедуры);
6. во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пре­делах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сер­дечных сокращений.

Таблица 1. Характеристика признаков утомления при умственном труде.

Признак

Начинающее­ся переутом­ление

Легкое пере­утомление

Выраженное

переутомле­ние

Тяжелое пе­реутомление

Снижение
трудоспособ­ности

Мало выра­женное

Выражено
заметно

Выражено
достаточно

Выражено
резко

Компенсация
волевыми
усилиями снижения
трудоспособ­ности

Не требуется

Полная компенсация

Неполная
компенсация

Незначитель­ная компенса­ция

Эмоциональ­ные сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами
неустойчивое
настроение

Раздражительность

Угнетение, резкая раз­дражительность

Расстройство
сна

Трудно засы­пать или про­сыпаться

Сонливость

Бессонница

Снижение
умственной
работоспособности

Трудно сосредоточиться

Временами
забывчивость

Заметное
ослабление
внимания

Лечение

Упорядочить отдых, заня­тия физкуль­турой

Очередной отпуск и отдых

Срочный очередной отпуск, организован­ный отдых

Лечение в стационаре или в поли­клинике

Отрицательное влияние умственного труда на организм

Умственный труд вызывает нервно-эмоциональное напряжение, что приводит к обострению восприятия, внимания, памяти, проявлению вегетативных сдвигов. Для каждого вида деятельно­сти необходим определенный оптимальный уровень эмоциональ­ной напряженности, при котором реакции организма оказывают­ся наиболее совершенными и эффективными.

При умственном труде эмоции являются организаторами целе­направленного поведения. Во время выполнения умственной работы существенные изменения претерпевают психические про­цессы. В начале работы внимание, запоминание, выполнение «тестовых» задач постепенно улучшается — врабатывание. Значительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психику - быстро появляется усталость.

При непродолжительном эмоциональном возбуждении эмоции положительно влияют на работоспособность, при деятельном эмоциональном напряжении может наблюдаться обратный эф­фект.

В процессе эмоционального возбуждения происходит:
— ускорение обмена катехоламинов (адреналин, норадреналин), их синтез и выход;
— стимуляция энергетических процессов
— стимуляция минерального обмена
— повышение возбудимости нейронов;
— повышение уровня глюкозы в крови;
— повышение содержания свободных жирных ки­слот (риск атеросклероза);
— увеличение частоты сердечных сокращений;
— повышение артериального давления.

Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает значительного неблагоприятного действия на орга­низм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которые в норме спо­собствуют развитию процессов адаптации и повышают функциональные резервы организма, приводят к обратному результату — снижению адаптации. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека яв­ляется чередование умственного и физического труда, использо­вание комплекса физических упражнений.

Питание при умственном труде

При умственном труде во внеслужебное время энергетические затраты не превышают 371-460 кДж (90-110 ккал), в рабочие часы составляют 9623-10042 кДж (2300-2400) в сутки.

На здоровье работников умственного труда и их работоспособ­ность значительное влияние оказывает:
— гипокинезия
— недостаточность моторно-висцеральных рефлексов;
— избыточная масса тела;
— раннее развитие атеросклероза.

Под гипокинезией понимают малую двигательную активность и почти полное прекращение какой-либо физической работы. Ак­тивно функционирующая мышечная система является фактором, который обеспечивает нормальные функции других систем орга­низма, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной и спо­собствует нормализации обмена веществ.

Недостаточная мышечная нагрузка в условиях относительно высококалорийного питания неизбежно приводит к увеличению мас­сы тела. Неблагоприятные последствия избыточного питания на фоне небольшой физической нагрузки позволяют считать, что одним из основных принципов рационального питания при ин­теллектуальном труде является снижение калорийности потреб­ляемой пищи до уровня энергетических затрат.

Необходимо изменить режим питания, увеличив число приемов небольших количеств пищи до 4-5 раз в сутки. Поскольку уме­ренно ограниченное питание рассчитано на многолетнее приме­нения, оно должно быть сбалансированным и полноценным, обеспечивать удовлетворение всех потребностей организма и ис­ключать какие-либо элементы недоедания и пищевую недоста­точность.Умеренно ограниченное питание предусматривает высокое раз­нообразие с использованием широкого ассортимента пищевых продуктов.

При построении суточного пищевого рациона необходимо со­блюдать следующие принципы:
1. Энергетическая ценность рациона в пределах 2400-2500 ккал, в том числе углеводы должны обеспечивать 1100-1400 ккал; жиры 720-810 ккал; белки 400-460 ккал.
2. В среднем при умеренно ограниченном рационе суточная норма белка 57-69 г, жира 63-77 г, углеводов 300-350 г.
3. Количество белка животного происхождения должно со­ставлять не менее 50% от суточной нормы, при этом половина данного количества должна обеспечиваться молочным белком.
4. Необходимо одну четверть жировой части рациона отнести за счет сливочного масла, другую — растительное масло, третью и четвертую — жир, содержащийся в самих пищевых продуктах, и кухонные жиры (маргарин), используемые с кулинарной целью.
5. Из общего количества углеводов на долю сахара должно приходиться не более 15%. Желательно, чтобы за счет углеводов картофеля, овощей и фруктов обеспечивалось не менее 25% общего количества углеводов (примерно 80-100 г.).

При малой физической нагрузке подлежат ограничению углево­ды, особенно низкомолекулярные. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности, связанной с продолжительной умственной работой, неизбежно приводит к увеличе­нию массы тела и ожирению.

В питании работников умственного труда особое значение имеют отдельные компоненты, которые обладают липотропными и противосклеротическими свойствами. К липотропным веществам относится аминокислота метионин, которая содержится в творо­ге. При умственном труде источником метионина и других серо­содержащих аминокислот могут служить сыры, куриное мясо, рыба, в которой содержание ука­занные аминокислот почти в 1, 5 раза больше, чем в твороге. Среди растительных культур следует отметить бобовые и рожь, являющиеся хорошим источником серосодержащих аминокислот.

При умственном труде организм нуждается в первую очередь в витаминах, которые стимулируют окислительно­-восстановительные реакции. Такими свойствами обладают вита­мины В2, В6, С, Р, PP. Не меньше важны витамины с липотропным и антисклеротическим действием: холин, инозит, витамины Е и В12, фолиевая кислота, а также витамин F.

Для работников умственного труда большое значение имеет пре­дупреждение скрытых форм витаминной недостаточности, кото­рые не имеют четко выраженных симптомов, однако известны нарушения общего характера: понижение работоспособности, особенно умственной. В развитии атеросклероза и гипертонической болезни скрытые формы витаминной недостаточности играют важную роль и час­то способствуют прогрессированию данных заболеваний.

Наиболее рациональным является режим питания с четырехра­зовым приемом нищи, при котором достигается лучшее перева­ривание нищи и максимальное усвоение питательных веществ. При таком режиме промежутки между приемами пищи не пре­вышают 4-5 часов, поэтому создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат, обеспечивается наиболее полная об­работка пищи соками, которые наиболее полноценны по перева­ривающей силе.

Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь ежесуточно отдых 10-11 часов. Позд­ний ужин лишает секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез, поэтому ужинать следует не позднее, чем за 3 часа до сна. При четырех­разовом питании рекомендуется на завтрак 25% суточного ра­циона, на второй завтрак 15%, на обед 35%, на ужин 25%.

Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов.
Первое место в структуре заболеваний студентов занимает ги­пертоническая болезнь. У студентов технических вузов она об­наруживается в 8-9%, у медиков — в 1%. Второе место занимают гипотонические состояния. Затем идут острые и хронические тонзиллиты (3,5-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная бо­лезнь встречается чаще. Выражена распространенность близору­кости, процент которой также выше на старших курсах.

Режим труда и отдыха.
Студенты работают до 12 часов ежедневно. Около 30% студентов затрачивают на учебный процесс также и часть ночного времени. Даже в не экзаменационный период 30-40% студентов недосыпа­ют. До 30% студентов не имеют свободного времени. Эти данные указывают на то, что у студентов большая нагрузка и нерацио­нально организован отдых.

По данным литературы лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо вынуждены поздно принимать ужин. В суточном рационе преобладает жирная и углеводная пища, недостаточно содержание белка, особенно животного происхождения. Студенты мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной непод­вижности. Процент студентов, занимающихся спортом, не пре­вышает 23%.

По данным гигиенических исследований установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ и его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории. Температура воздуха в помещении возрастает на 3-5 градусов, влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня в плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26 градусов, относительная влажность 80%, а уровень углекислого газа превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых за­нятий и экзаменов.

Установлено, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень, внимания, уменьшается объем памяти, замедляется час­тота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомление (снижение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы). Эти сдвиги особенно выражены во второй половине рабочей недели. По данным электроэнцефалографии, в конце дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности.

По результатам исследования крови, наиболее утомительной для студентов является самостоятельная работа, на втором месте практические занятия и наименьшие сдвиги наблюдаются на лекции. Во время экзамена повышаются температура тела и артериаль­ное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, количество гемоглобина, уровень сахара, следова­тельно, наблюдается активация симпатической нервной системы.

Наиболее глубокие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и ответа экзаменатору. Частота сердечных сокра­щений достигает 168 ударов в минуту, частота дыхания — 33 в минуту. Показатели восстанавливаются только через день. Перед экзаменом происходит некоторое уменьшение поля зре­ния, восстановление до нормы происходит только через 8-15 ча­сов. Перед ответом на экзамене снижается функция внимания, восстановление осуществляется после окончания экзамена.

Вегетативные сдвиги в период сессии наименее выражены у сту­дентов, которые регулярно занимаются спортом и имеющих вы­сокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее зна­чительные изменения функций вегетативной нервной системы, чем устный экзамен.

Список используемых сокращений:

АКТГ — адренокортикотропный гормон
ДО — дыхательный объем
КПД — коэффициент полезного действия
КОС — кислотно-основное состояние
МОД — минутный объем дыхания
МОК — минутный объем крови
рО 2 — напряжение кислорода в крови
рСО 2 — напряжение углекислого газа в крови
ЦНС — центральная нервная система
ЧД — частота дыхания
ЧСС — частота сердечных сокращений

Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на профессиональную структуру работающего населения.С каждым годом увеличивается число лиц, занятых умственным трудом .

Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля интеллектуального компонента. Проведение четкой грани между физическими и умственными формами трудовой деятельности людей становится все более затруднительным.

Между тем, общепринятое деление труда на физический и умственный до сих пор остается в силе. К умственному труду принято относить работы, связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека.

В настоящее время выделяют две основные группы форм умственной (интеллектуальной) деятельности человека: в сфере материального производства и вне его.

К первой относятся профессии инженерного профиля , связанные с проектированием производственного процесса (например, конструкторы), а также с выполнением эксплуатационных (инженеры, техники, мастера, операторы), учетных (бухгалтеры, статистики) и управленческих (руководители предприятий, объединений) функций.

Ко второй - профессии, занятые в области научной деятельности (ученые) , прикладных знаний (учителя, врачи, психологи), литературы и искусства (писатели, артисты, художники).

Все формы интеллектуального труда основаны на внутренней психической активности человека, имеющей своим материальным субстратом работу головного мозга. Преимущественная нагрузка на центральную нервную систему и незначительная, в сравнении с физическим трудом, активность мышц обуславливают относительную энергетическую экономность интеллектуальной деятельности.
Тем не менее все формы умственного труда сопровождаются определенными затратами энергии, вызывающими утомление работающих людей. При этом разные профессии требуют различного расходования энергетических ресурсов человеческого организма.

В зависимости от величины энергозатрат интеллектуальный труд может быть, по аналогии с тяжестью физических работ, разной степени напряженности, которая определяется по количественным и качественным показателям нагрузок на психические функции человека .

К первым относятся: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), количество поступающих к работнику информационных сигналов, размер предметов труда, их число и многие другие.

Ко вторым - уровень эмоционально-волевого напряжения, личный риск, ответственность за безопасность других лиц, степень сложности решаемых производственных задач.

Учитывается также график сменности, на основе которого к наиболее напряженной относят работу с чередованием смен, включающую ночные, вахтовые дежурства, характерные, в частности, для большинства морских профессий.

Как известно, жизнь каждого человека подчинена определенной ритмике, которая проявляется и в общении, и в познании, и в труде. Иными словами, человеческая активность организована во времени, образуя единую систему суточных, недельных, месячных и многолетних ритмов. В них проявляется строгая биологическая периодичность физических и психических функций всего живого, обусловленная природными циклическими явлениями (смена дня и ночи).

Нарушение этого естественного ритмического процесса вызывает напряжение регуляторных систем организма (в первую очередь мозга), ответственных за перестройку его временной организации. Таким образом, навязанный человеку в течение длительного времени трудовой режим, не соответствующий нормальным биологическим ритмам, является одним из факторов, повышающих рабочие нагрузки.

Любая профессия требует от человека усвоения определенных программ действий. И в этом смысле к основным чертам интеллектуального труда относятся - сложность и переменность или чрезмерная упрощенность таких программ, связанная с технизацией современного производства.

Понятие "сложность программы" может включать в себя, во-первых, количество сигналов, поступающих к работнику от различных объектов окружающей его социально-производственной среды и несущих информацию о их свойствах и связях.
Во-вторых, это могут быть различные представления и понятия, которыми человек оперирует в процессе практической деятельности. Чем больше различного рода составляющих в программе трудовых действий исполнителя, тем сложнее содержательная сторона умственного труда.

Например, в трудовые функции капитана входят разнообразные умственные рабочие операции: прокладывание курса корабля по карте, оценка навигационной обстановки, принятие нестандартных решений в затруднительных производственных ситуациях (авария, несчастный случай, травма), непосредственное участие в разрешении межличностных конфликтах между членами плавсостава и многие другие.

Сложными программами действий руководствуются также представители творческих профессий (ученые, архитекторы, конструкторы), устанавливающие новые связи между явлениями и предметами реального мира, открывающие новые закономерности. Творческий труд связан с высоким эмоциональным напряжением исполнителя, которое нередко ведет к большим затратам энергии, развитию у него значительного утомления и переутомления. Поэтому творческие профессии относятся к категории наиболее напряженных.

Все выше рассмотренные примеры дают представление о "переменности программ" трудовых действий, как второй важной особенности многих видов умственной деятельности. Возможность перестройки наличных программ и создание новых в зависимости от видов труда не всегда возможно. Например, профессии судовых радистов, телеграфистов (при работе с ключом), счетоводов характеризуется, как правило, постоянными программами действий. Это является од-ним из ведущих факторов монотонности - однообразия деятельности. Чем больше выражена однотипность рабочих функций, тем выше степень монотонии труда и его напряженности.

Человек умственного труда

сущ. , кол-во синонимов: 3

Интеллектуал (11)

Интеллигент (10)

работник умственного труда (3)


  • - Способ сравнения интеллектуального развития, свойственного данному возрасту, с хронологическим возрастом...
  • Большая психологическая энциклопедия

  • - развитие умственное: уровень - совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий...

    Педагогический терминологический словарь

  • - реализуется в форме государственного законодательства о труде и занятости...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - English: Safety working conditions Состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно...

    Строительный словарь

  • Большой экономический словарь

  • - часть общего отклонения прямых затрат на оплату труда, рассчитываемая умножением разницы между фактически затраченными часами рабочего времени и стандартными часами на стандартную ставку начисляемой заработной...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - Фраза синонимична ругательному дурак, тупица,поскольку подобная инвалидность означает, что у человека поехала крыша...

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) оскорбление; 2) об интеллигенте...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - сущ., кол-во синонимов: 5 ошибка мироздания ошибка природы паноптикум тупиковая ветвь эволюции ходячее недоразумение...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 легко...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 духовно зрелый развитой...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 малоразвитый не имеющий достаточного кругозора...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 интеллектуал интеллигент человек умственного труда...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 трудящийся...

    Словарь синонимов

"человек умственного труда" в книгах

Глава 6 ПРИДВОРНЫЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ЛЕКАРИ И ЛЮДИ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

Глава 6 ПРИДВОРНЫЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ЛЕКАРИ И ЛЮДИ УМСТВЕННОГО ТРУДА Императоры, потомки богини Солнца, начиная с X века властвовали обычно недолговременно, но императорский род никогда не прерывался. Дворец их находился в Киото, где на землях, предоставленных им

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ В СЛУЧАЕ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ В СЛУЧАЕ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА Работники умственного труда – это работники, навыки и знания которых неразрывно связаны с товарами или услугами, производимыми их организацией-работодателем. Поэтому это название применимо к

10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья Долг руководителя заботиться о здоровье как важнейшей социально-экономической категории, выражающейся количественно в продолжительности деятельности и жизни, сохранении

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Труд как главный фактор правильного воспитания. Необходимость умственного труда и его духовное значение]

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Труд как главный фактор правильного воспитания. Необходимость умственного труда и его духовное значение] 6) Мне очень хотелось бы, чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы, главным образом, на значение качества его.

1) Количество труда и стоимость труда. [Неразрешимость проблемы обмена труда на капитал в ее рикардовской постановке]

Из книги Том 26, ч.2 автора Энгельс Фридрих

1) Количество труда и стоимость труда. [Неразрешимость проблемы обмена труда на капитал в ее рикардовской постановке] Глава 1-я - «О стоимости» - сразу же открывается у Рикардо отделом I, носящим заголовок:«Стоимость товара, или то количество любого другого товара, на

ГЛАВА 5 ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО УМСТВЕННОГО

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

ГЛАВА 5 ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО УМСТВЕННОГО Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не

СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА

автора Тоффлер Элвин

СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА Суперсимволическая экономика делает устаревшим наше представление не только о безработице, но и о труде. Чтобы понять это, понять вызываемую этим борьбу, нам нужны новые термины. Сегодня подразделение экономики на «сельское хозяйство»,

ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Метаморфозы власти автора Тоффлер Элвин

ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА В Нью-Гэмпшире Сунуну действовал недостаточно изобретательно. Отнести что-либо к разряду конфиденциальной информации или воспрепятствовать доступу - это старая тактика. Теперь в распоряжении тех, кто хочет контролировать

Из книги автора

Интенсивность умственного труда В XIX веке всякий, имеющий хоть какое-то образование, работающий не руками, а головой, работал не долго, 5–7 часов. И работал он совсем не так интенсивно, как мы с вами.Пролетариат начинал работать очень рано, лет с 14-ти, а вот средний класс

Глава 3. Пролетарии умственного труда

Из книги Могущество и бессилие компьютера автора Кочетков Геннадий Борисович

Глава 3. Пролетарии умственного труда 1. «Офис будущего» В 80?е годы компьютеризация проникла в сферу управления частных капиталистических компаний и государственных организаций. Традиционный офис, учреждение, где осуществляется обработка, составление различных бумаг,

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Как вылечиться от разных болезней. Рыдающее дыхание. Дыхание Стрельниковой. Дыхание йогов автора Александр Иванов

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА Никто не будет спорить с тем фактом, что правильное чередование физического и умственного труда, отдыха и нагрузок является важнейшим средством поддержания здоровья. Вроде бы в этой сфере все давно исследовано и

Интенсивность умственного труда

Из книги Человек будущего автора Буровский Андрей Михайлович

Интенсивность умственного труда В XIX веке всякий, имеющий хоть какое-то образование, работающий не руками, а головой, работал не долго, 5-7 часов. Главное же - и он работал не так интенсивно, как мы с вами.Пролетариат начинал работать очень рано, лет с 14, а вот средний класс -

Советы служителям Церкви и людям умственного труда, ведущим сидячий образ жизни

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Советы служителям Церкви и людям умственного труда, ведущим сидячий образ жизни СИ, 308-310:225. Переедание особенно вредно тем, кто обладает спокойным темпераментом; такие люди вообще должны есть поменьше, а побольше заниматься физическим трудом. Есть люди, одаренные яркими

Революция умственного труда началась

Из книги Репортаж из XXI века автора Васильев Михаил Васильевич

Революция умственного труда началась Полтора столетия назад не было ни счетно-решающих машин, ни электроники- науки, из которой они развились. Была только мечта - создать механизм, способный выполнять ту работу, которую мог бы делать лишь один, но зато самый

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или « ». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.

Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.


С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.


Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.


Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa , состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика - в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.


В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит. А при физических нагрузкаххлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях