Что такое специфические товары в таможенном деле. О

Современная пространственная структура российской экономики во многом обусловлена физико-географическими факторами или многовековым историческим наследием: огромная территория и ее периферийное положение в Евразии, суровые климатические условия и низкая плотность населения на большей части территории, пространственный разрыв между сосредоточениями природных ресурсов, населения, производства. Многие свойства современной территориальной структуры российской экономики обусловлены природно-географическими и историческими особенностями ее развития, к которым относятся:

o огромная территория;

o периферийное положение в Евразии;

o суровые климатические условия;

o низкая плотность населения;

o многоэтнический и многоконфессиональный состав населения;

o пространственные разрывы между сосредоточением природных ресурсов, населения и капитала.

Другая группа современных региональных проблем - это следствия социально-экономического развития, осуществлявшего в советский период. До конца 80-х годов проводилась активная политика изменения размещения производительных сил страны, результатами которой явились масштабное освоение природных ресурсов периферийных регионов и общий сдвиг производительных сил на Восток и Север, индустриализация и урбанизация ранее отсталых аграрных регионов, создание новых транспортных коммуникаций. Однако многие формы пространственной организации, характерные для централизованного управления и экстенсивного освоения использования ресурсов, стали нежизнеспособными в новых экономических, социальных, политических условиях: чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, большие расстояния между производителями и потребителями, монопрофильные города, сращивание социальной инфраструктуры поселений с производственными предприятиями и др.

А.Гранберг выделяет пять переходных процессов, оказывавших наибольшее влияние на проблемные региональные ситуации в 90-х годах:

· формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

· демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;

· открытие национальной экономики для внешнего рынка;

· длительный экономический кризис;

· изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений “центра” и регионов.

Динамика населения. Процесс депопуляции, начавшийся еще в 80-х годах в некоторых центральных и западных регионах европейской части России, постепенно охватил большую часть территории страны. Положительный естественный прирост пока сохраняется только в некоторых регионах, где концентрируются этнические меньшинства с традициями высокой рождаемости, а также в главных нефтегазодобывающих регионах с относительно молодым населением. Положительное сальдо внешней миграции (за счет республик бывшего СССР) в 3-4 раза превышает интенсивность межрайонной миграции. По этой причине 8 из 11 экономических районов имеют положительное сальдо миграции. Наиболее тревожная тенденция - стихийный отток населения с Дальнего Востока, главным образом, из его северной части. Наибольший миграционный прирост получал Северный Кавказ, что только усугубляло его социально-экономические проблемы.


В целом демографические тенденции 90-х годов усилили неравномерность размещения населения. Впервые в истории России происходит процесс стягивания населения с Севера и Востока к наиболее заселенному европейскому ядру.

Динамика производства и инвестиций. В соответствии с современной статистической методологией в качестве важнейшего показателя уровня регионального производства рассматривается валовой региональный продукт (ВРП). Но поскольку официальные расчеты ВРП ведутся только с 1994 г., анализ более длинных динамических рядов должен проводиться по отраслям производства, прежде всего по важнейшей части «реального» сектора – промышленности.

За наблюдаемые годы в суммарном ВРП наиболее существенно увеличились удельные веса г. Москвы и Тюменской обл. (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа), что является свидетельством усиления конкурентных преимуществ центров торгово-посреднической и финансовой деятельности и регионов-экспортеров сырья. Экономический вес других регионов, как правило, уменьшался.

Распределение субъектов Федерации по объемам ВРП крайне неравномерно. Первые 10 регионов производят 46% суммарного ВРП. В то же время на долю 19 регионов с наименьшими объемами ВРП приходится всего 4% суммарного ВРП. Половину суммарного России производят первые 12 регионов. Используемые для характеристики равномерности распределения ВРП по регионам кривая Лоренца и коэффициент Джини показывают, что это распределение регионов значительно более неравномерно, чем по населению.

Наибольшее падение промышленного производства происходило в регионах с высокой концентрацией машиностроения (в том числе военного) и легкой промышленности, то есть отраслей, потерявших значительную часть внутреннего спроса или не выдерживающих конкуренцию мирового рынка. Гораздо в меньшей степени сократилась промышленное производство в тех регионах, где значительный удельный вес занимают отрасли, интенсивно работающие на мировой рынок (нефтегазовая промышленность, черная и цветная металлургия). Различия динамики регионов по ВРП во многом объясняются макроструктурным фактором. Москва и Санкт-Петербург вошли в стадию постиндустриального развития, когда стабилизация и даже сокращение промышленного производства компенсируется ростом производства услуг; однако экономика преимущественно индустриальных и индустриально-аграрных регионов продолжает сильно зависеть от динамики и структуры промышленного производства.

Закономерностью экономического роста является то, что он начинается с небольшого числа регионов, далее число таких регионов возрастает, они образуют все более широкие ареалы роста и, наконец, этот процесс результируется в положительном темпе прироста всей национальной экономики. Так, в 1993-1996 гг., когда в целом по стране продолжалось падение промышленного производства, оно увеличилось: в 1993 г. – в 7, 1995 г. – в 17, в 1996 г. – в 6 субъектах Федерации. В 1997 г. рост охватил уже 45 регионов, что привело к общероссийскому росту (на 2%). В 1999 г. рост промышленного производства зафиксирован в 77 регионах, а в целом по стране он превысил 8%.

За 90-е годы объемы инвестиций существенно уменьшились во всех субъектах Федерации. Это одна из наиболее негативных черт экономического кризиса с долговременными последствиями. Хотя отдельных регионах в разные годы происходил небольшой рост инвестиций, но вслед за инвестиционным всплеском, как правило, возобновлялось падение.

Главные причины инвестиционного спада во всех регионах имеют макроэкономический характер: высокие налоги на предпринимательский доход, высокая цена кредитных ресурсов, значительные долги предприятий, ограниченность бюджетных средств, высокие инвестиционные риски. Инвестиционный климат в отдельных регионах улучшается, что создает предпосылки для появления полюсов инвестиционного роста.

Уменьшающиеся масштабы инвестиций явно недостаточны даже для простого воспроизводства основного производственного капитала с учетом его нарастающего износа, не говоря уже о создании прогрессивной технической базы для устойчивого экономического роста. Поэтому в начале нового века необходимо резкое ускорение инвестиционного процесса во всех регионах страны.

Занятость и доходы населения . Снижение численности занятых в экономике с начала 90-х годов охватывает всю территорию страны. При этом главные напряженности возникают на уровне дробных регионов и поселений.

В разрезе субъектов Федерации небольшой рост занятости произошел в Дагестане, что нетипично для Северного Кавказа. В Москве, с ее диверсифицированной структурой рынка труда, снижение занятости было незначительно (менее 2%), так же, как и в наиболее динамичном регионе – Тюменской области. Наибольшее снижение занятости происходит в трех группах регионов: аграрно-индустриальных, депрессивных индустриальных с концентрацией предприятий ВПК, а также в ряде регионов Крайнего Севера (например, в Магаданской обл. - почти в 3 раза).

Дифференциация регионов по индексу занятости гораздо меньше, чем по динамике производства. Это может объясняться, во-первых, наличием сильных социальных и правовых ограничителей снижения занятости, во-вторых, тем, что относительно меньшее снижение занятости сочетается с большим снижением производительности труда.

Проблемы занятости тесно связаны со структурными изменениями в экономике регионов. Главной тенденцией является перемещение труда из промышленности и строительства в сферу услуг, особенно в торгово-посредническую деятельность. Возросла также доля занятых в сельском хозяйстве, что явилось своеобразной реакцией населения на экономический кризис (частичная деиндустриализация и дезурбанизация).

Все более трудной социальной проблемой во многих регионах становилась безработица. Современная региональная статистика (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда) использует два показателя: 1) общая численность безработных и 2) официально зарегистрированные безработные. Наибольшая интенсивность безработицы среди субъектов Федерации (свыше 20% общей и свыше 6% зарегистрированной) – в слаборазвитых регионах, традиционно имеющих значительные неиспользуемые трудовые ресурсы. Наиболее остро проблема безработицы проявляется в малых и средних городах с концентрацией военной и легкой промышленности, на незавершенных стройках промышленных комплексов, в горнорудных поселках Крайнего Севера, «закрытых» зонах.

Региональная динамика доходов населения в рассматриваемом периоде отражала неравномерное вхождение регионов в рыночные отношения. Небольшое число регионов уходят в отрыв по величине реальных денежных доходов на душу населения: Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область. Отстающие по динамике реальных доходов регионы образуют три группы: традиционные отсталые регионы Северного Кавказа и Поволжья; индустриальные депрессивные регионы Урала и южной Сибири; часть регионов Дальнего Востока и Забайкалья, испытавшие совместное негативное воздействие переходных процессов.

Одним из следствий неравномерной региональной динамики доходов населения является усиление их территориальной концентрации. Первые 10 субъектов Федерации получают 47% суммарных доходов населения. На долю же 18 регионов с наименьшими объемами доходов (в их число входит 16 национально-государственных образований и автономных округов) приходится менее 2% суммарных денежных доходов.

Внешнеэкономическая деятельность. Движение России к открытой экономике в разной степени охватило все регионы. Благодаря увеличению экспорта регионы смогли поддерживать производство конкурентоспособной продукции; расширение импорта решало задачи насыщения региональных рынков потребительскими товарами (особенно продовольствием).

Первое место во внешней торговле, занимаемое Москвой (29% экспорта и 38% импорта), не означает, что Москва экспортирует только продукцию собственного производства, а всю импортируемую продукцию потребляет. Большая часть московского «экспорта» - это продукция других регионов, а большая часть московского «импорта» далее транспортируется для использования в другие регионы. Более прямой смысл имеют показатели высокого удельного веса в экспорте Западной Сибири и Урала. В первом случае это прямые экспортные поставки нефти и газа, во втором случае – экспорт металлов и другой продукции тяжелой промышленности. Реальное участие этих районов в экспорте значительно выше, так как существенная часть произведенной в них продукции реализуется на экспорт резидентами Центрального и Северо-Западного районов.

Распределение по регионам иностранных инвестиций исключительно неравномерно. Только одна Москва сосредотачивала свыше 65%. Объемы иностранных инвестиций в другие регионы не только малозначительны, но и неравномерны по годам. Несмотря на то, что в ряде регионов ведется активная работа по улучшению инвестиционного климата, ситуация с динамикой и территориальным распределением иностранных инвестиций свидетельствует о существовании значительных барьеров для продвижения иностранного капитала в регионы.

Усиление неоднородности экономического пространства . Вопрос о том, увеличивается или уменьшается неоднородность, или дифференциация экономического пространства, имеет важное значение с разных точек зрения. Уменьшение пространственной неоднородности (дифференциации) создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства российского государства. Усиление неоднородности порождает противоположные тенденции, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов.

Говоря о негативных сторонах неоднородности экономического пространства, эксперты не имеют в виду в качестве идеала равномерное размещение по территории страны различных отраслей хозяйства и видов деятельности, поскольку как раз их неравномерное размещение является неизбежным свойством любого организованного (структуризованного) экономического пространства. Неоднородность понимается прежде всего как мера различий региональных уровней экономического развития (экономической активности) и уровней (качества) жизни.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось тремя комплексами причин. Во-первых, неодинаковой адаптируемостью к рыночной конкуренции регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов). В-третьих, возникшим фактическим неравенством субъектов Федерации в экономических отношениях с "центром".

По объемам ВРП на душу населения - размах вариации ряда из 79 регионов (без 9 автономных округов и Чечни) в 1998 г. составил 18,4 раза (на краях ряда - Тюменская область и Дагестан). Столь огромная внутренняя дифференциация уникальна для одного государства и сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира. Аналогичное соотношение между регионами Европейского Союза составляет 4,6 раза.

Распределение регионов по величине ВРП на душу населения сильно асимметрично. В 2004 г. число регионов, имеющих величину ВРП на душу населения выше среднероссийской было всего 21 (они производили 79% суммарного ВРП), а ниже среднероссийской – 67. При этом с момента проводимых наблюдений увеличивается число наиболее отсталых регионов, в которых величины ВРП на душу населения – менее 50% от среднероссийской. Среди регионов, имеющих наибольшие величины ВРП на душу населения (свыше 150% от среднероссийской) – Москва и северный пояс субъектов РФ, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Феномен "северного ВРП" объясняется тем, что здесь концентрируются предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого, не следует, что все эти регионы благополучны. Здесь наиболее тяжелые природно-климатические условия, наивысшая стоимость жизни, самые высокие инвестиционные издержки на единицу физического объема основного капитала; отсюда идет отток населения. Таким образом, первенство по ВРП на душу населения (в фактических ценах) и тяжелое социальное положение оказываются совместимыми. Это должно служить предостережением от фетишизации ВРП как универсального экономического индикатора.

Растущая дифференциация регионов России по величине ВРП на душу населения происходила на фоне снижения общего уровня производства в стране. При этом установлена корреляционная зависимость: чем выше исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше падение ВРП. Процесс такого типа предлагается называть регрессивной дивергенцией.

Анализ дифференциации региональных уровней доходов населения проводится по более широкой схеме с привлечением данных о различиях стоимости жизни, распределении доходов по группам населения, использовании доходов. Региональные различия стоимости жизни лишь несколько сглаживают региональную дифференциацию душевых доходов по покупательной способности (максимальное различие между регионами снижается с 12,5 до 10,7 раз). Наибольшую тревогу вызывают регионы, в которых за чертой бедности проживает более половины населения (среди них республики Марий-Эл, Дагестан, Тыва и Читинская обл.).

В настоящее время вопросы классификации товаров являются основой таможенного контроля. Это положение закреплено в ст. 52 Таможенного Кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и гл. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» .

ТН ВЭД ТС - система классификации товаров, применяемая при декларировании товаров для регулирования внешнеэкономической деятельности и ведения статистики в таможенной сфере. ТН ВЭД разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ.

Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос классификации товара является одним из ключевых в правоприменительной практике таможенных органов, а от точности отнесения товара к той или иной позиции ТН ВЭД зависит и ставка пошлины, и порядок применения мер нетарифного регулирования. Без знания принципов построения ТН ВЭД и основ классификации невозможно осуществлять законное перемещение товаров через таможенную границу, а, следовательно, нельзя говорить об эффективности функционирования отрасли в целом.

Товары 87 группы включают наземные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

По данным ФТС России, в 2011 году импорт легковых автомобилей увеличился по сравнению с предыдущим годом на 43,3% - до 984 тысяч единиц. За данный период в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на 18,59 миллиарда долларов. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано 850,6 тысяч автомобилей на 17,71 миллиардов долларов, из стран СНГ - 133,4 тысячи на 878,9 миллиона долларов.

Импорт грузовых автомобилей в РФ в 2011 году вырос на 85,6% по сравнению с 2010 годом и составил 99,7 тысяч единиц. Грузовиков было завезено на 2,51 миллиарда долларов. Страны дальнего зарубежья поставили в РФ 98,9 тысяч грузовых автомобилей на 2,47 миллиарда долларов, страны СНГ - 0,8 тысячи на 39,6 миллиона долларов .

Сложность классификации товаров 87 группы связана с широким ассортиментом транспортных средств, разнообразием исходных материалов для их изготовления, способов производства, мест изготовления.

Несмотря на наличие довольно большого массива исследований, посвященных проблемам декларирования транспортных средств в целом, очень мало внимания уделяется конкретно проблеме классификации последних по ТН ВЭД. В учебной литературе дается лишь общая товароведная характеристика данной группе товаров и весьма формально освещается влияние тех или иных классификационных признаков на определение кода Товарной номенклатуры. В этих условиях возникает потребность в адекватной систематизации идентификационных признаков товара и представления их в виде, пригодном для практического использования в процессе классификации.

Объектом исследования является ТН ВЭД и классификация товаров по ней.

Предмет исследования включает анализ общих положений и отдельных проблем, касающихся классификации транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ТС.

Целью работы является изучение проблем классификации транспортных средств 87 группы ТН ВЭД ТС.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Определить, какое значение имеет классификация объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

Изучить нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

изучить проблемы классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

определить классификационные признаки ассортимента транспортных средств товарных позиций 8702 и 8703 ТН ВЭД ТС;

изучить судебную практику по теме;

выявить пути минимизации таможенных рисков при классификации товаров группы 87 ТН ВЭД ТС.

Создание Таможенного союза оказало серьезнейшее влияние на таможенное законодательство. Изменения коснулись, в том числе, и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Классификация товаров при таможенном декларировании законодательно закреплена в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Учебной литературы по таможенной классификации мало. Учебное пособие Е.И. Андреевой и А.В. Нестерова «Классификация товаров в таможенных целях» посвящено особенностям и сферам применения товарных номенклатур, используемых в практической деятельности таможенных органов, таким как единая товарная номенклатура внешней торговли, номенклатура Совета таможенного сотрудничества, стандартная международная торговая классификация, особое внимание уделено ТН ВЭД СНГ и России. В пособии раскрывается значение ТН ВЭД, правила ее интерпретации, содержание разделов и групп основных товарных номенклатур, пути совершенствования ТН ВЭД.

В учебно-практическом пособии «ТН ВЭД России. Основы классификации товаров» рассмотрены особенности структуры и сфера применения номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ. Приведены основные номенклатуры, предшествовавшие Гармонизированной системе и использованные в качестве базы для ее разработки, изложены основные положения Конвенции о Гармонизированной системе.

С 1 января 2010 года в силу вступила единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Сформированная годами основа товарной номенклатуры, несмотря на все интеграционные процессы, осталась неизменной. Что касается кода, то и его структура осталась прежней. Основные изменения произошли на уровне десятого знака.

Таможенный союз предполагает наличие единой таможенно-тарифной политики для трех государств. Основой таможенно-тарифной политики является Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС), систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС.

ТН ВЭД - это систематизированный перечень товаров, который включает в себя наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации. Международной основой ТН ВЭД ТС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ.

Каждый товар имеет свой десятизначный код. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть - субпозицию, десять - подсубпозицию.

Кроме того, первые шесть цифр соответствуют кодам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, поскольку, как отмечалось ранее, ГС является международной основой ТН ВЭД ТС. Седьмой и восьмой знаки относятся к Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак объединяет наши товары с товарами стран СНГ, десятый - используется в рамках Таможенного союза. Также ТН ВЭД ТС используют Таджикистан, Киргизия, планируют использовать - Абхазия и Южная Осетия.

Помимо участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, Российская Федерация является постоянным членом Всемирной таможенной организации. Раз в пять лет происходит изменение товарной номенклатуры в рамках этой организации. Последний пятилетний цикл завершился в 2011 году, поэтому с 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция товарной номенклатуры.

Таможенному союзу пришлось учесть все закрепленные в ней изменения. Было внесено двести двадцать наборов поправок. Поправки в основном коснулись товаров сельского хозяйства и продуктов их переработки (включая лесное хозяйство и рыболовство), продуктов, имеющих отношение к окружающей среде, а также товаров с низким объемом торговли. Появились три новые товарные позиции, такие как биодизель, водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, женские и детские санитарно-гигиенические средства.

В связи с вступлением России в ВТО решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 был принят Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) и новая редакция ТН ВЭД ТС , которые вступили в действие с 23 августа 2012 года.

Товаров, перемещаемых через границы государств, - сотни тысяч - охватить все их невозможно. Поэтому были разработаны Основные правила интерпретации ГС (ОПИ), имеющие обязательную силу. Существует шесть основных правил. Правила 1-5 регламентируют порядок определения четырехзначного кода товара, то есть определяют правила отнесения товара к той или иной товарной позиции.

Правило 6 применяется после того, как определен четырехзначный код товара и определяет дальнейшую процедуру включения товара в подходящую субпозицию и подсубпозицию.

Использовать Правила классификации можно только последовательно, переходя от Правила 1 к Правилу 2, от Правила 2 к Правилу 3 и так далее до Правила 6.

Используя их, можно отнести тот или иной товар к определенной товарной позиции.

Для единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров на территории государств ТС принято Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров , Решением КТС от 18 ноября 2011 года №851 утверждены Пояснения к ТН ВЭД ТС . Кроме этого выпущено 18 решений Комиссии Таможенного союза, разъясняющих классификацию товаров , в т.ч. 87 группы: полуприцепа-кормовоза, автомобилей-самосвалов, подметально-уборочной машины, транспортных средств типа PickUp, многоцелевых легких бронированных транспортеров и транспортно-гусеничных машин, автомобиля-эвакуатора.

Но, несмотря на это, проблемы, связанные с классификацией товаров по ТН ВЭД ТС остаются, транспортные средства 87 группы не являются исключением. Об этом свидетельствует количество заявок на принятие предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС, осуществляемое таможенными органами (рис., приложение)

Проблема классификации транспортных средств осложняется тем, что специальной литературы нет. Единственный учебник по товароведению - автора С.Л. Калачёва . Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Товароведение и экспертиза товаров». В нем рассматриваются ассортимент, конструкции, принципы функционирования и качество велосипедов, мопедов, мотоциклов, легковых автомобилей и прицепов к ним. Относительно остального ассортимента транспортных средств 87 группы учебной литературы по товароведению нет.

товарная группа ТН ВЭД ТС включает 16 товарных позиций. Критерием разделения товаров по позициям является их назначение. Внутри товарных позиций критерии зависят от вида транспортного средства. Например, для товарной позиции 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили» на уровне субпозиции классификационным признаком является тип двигателя и рабочий объем цилиндров двигателя (не более 1000 см3; более 1000 см3,но не более1500 см3, 1500 см3, но не более 3000 см3 и т.д.). На уровне подсубпозиции в качестве классификационных признаков выступают: назначение (для медицинских целей, оборудованные для проживания и т.д.), срок изготовления (новые, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска прошло более 5 лет). В отдельную подсубпозицию (8703 90 10)выделены электромобили.

Величина таможенной пошлины возрастает с увеличением рабочего объема цилиндров двигателя и даты выпуска автомобиля, поэтому при проведении таможенного контроля легковых автомобилей необходима внимательная проверка технических документов на транспорт.

При классификации товаров 87 группы, помимо товароведных познаний, необходимы знания технических характеристик и конструкционных особенностей транспортных средств.

Например, характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в товарную позицию 8703, являются следующие:

б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;

в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;

г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки, как людей, так и грузов;

д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).

В спорных вопросах проводится автотехническая экспертиза, включающая осмотр транспортного средства, анализ международного стандарта ИСО 3833-76 «Дорожные транспортные средства. Типы. Термины и определения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы».

При таможенном контроле транспортных средств особое внимание уделяется графе 31 ТД, в которой должны быть заявлены необходимые и достаточные сведения для однозначной классификации транспортного средства в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Список использованных источников

таможенный контроль правовой транспортный

1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983) // Таможенные ведомости. - №8. - 1996.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза: Федеральный закон от 2 июня 2010 г. №114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» // СЗ РФ. - 2010. - №23. - Ст. 2796 и ч. 2 Ст. 108.

3. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС): Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров: Решение Комиссии Таможенного союза №522 от 28 января 2011 года (ред. от 19.08.2011) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ 29.07.2002. - №30. - Ст. 3012.

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - №48. - Ст. 6252.

7. О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров: распоряжение ФТС РФ №34-р от 01.03.12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Требование: О признании незаконным решений таможенного органа о классификации товара: постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2012 №Ф03-6581/2011 по делу №А51-6368/2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Андреева Е.И. Классификация товаров в таможенных целях / Е.И. Андреева, А.В. Нестеров // Учеб. пособие. - М.: РИО РТА, 2009. - 108 с.

Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД / Н.П. Бондаренко - Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 240 с.

Импорт автомобилей в Россию в 2011 году увеличился [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С.И. Истомин - М.: Деловой двор, 2009. - 280 с.

Калачёв С.Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств личного пользования: Учебник / С.Л. Калачёв - М.: Дашков и Ко, 2011. - 312 с.

Катушёнок В. Номенклатура от желаний не зависит. / В. Катушёнок // Таможня. - 2012. - №16. - С. 4-7.

Коник Н.В. Таможенное дело: учеб. пособие. / Н.В. Коник - М.: Омега-Л, 2009. - 192 с.

Пояснения к ТН ВЭД ТС (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года №851) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Таможня не даёт добро [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима / А.Е. Татаринов // Юрист. - 2008. - С. 12.

ТН ВЭД России. Основы классификации товаров / под ред. А.Н. Мячина. - M.: ТИРЕКС, 2006. - 984 с.

Для таможенного права нормы гражданского права могут иметь косвенное значение.

Таможенно-правовое отношение возникает по поводу им-ва, перемещаемого через таможенную границу.

Под товаром не важно в каком состоянии… понимается любое движимое им-во, включая валюту и валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии и т.д., перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, а так же движимое им-во, отнесённое к недвижимым вещам.

Транспортные средства международной перевозки – для таможенных целей транспортные средства рассматриваются как не товар. Они имеют особый статус (остановка в определённом месте, времени, маршрут следования и время следования в пути).

Основания классификации товаров в таможенно-правовых отношениях: деление всех товаров на 2 большие группы: товары таможенного союза и иностранные товары. Тем самым законодатель чётко разделяет институт «гражданства товара», то есть, принадлежность товара к определённой таможенной тер-рии в зависимости от страны происхождения.

Им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле только тогда, когда оно перемещается через таможенную границу. Термин «движимое» им-во означает, что им-во движется по отношению к таможенной границе в связи с её пересечением. Это движение – свойство не товара, а субъекта, реализующего свою волю на перемещение товара. Товар имеет непосредственное отношение к волеизъявлению соответствующего суб-та.

Товары не просто перемещаются, они перемещаются либо на, либо с таможенной тер-рии, только тогда им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле.

Таможенный транзит – это таможенная процедура, которая определяет статус. А способом является транспортировка, перемещение (откуда, куда и зачем).

В соотв с ТК ТС, под товарами ТС признаются товары, находящиеся на тер-рии ТС, которые:

1. Полностью произведены на тер-рии гос-в-членов ТС

2. Везены на таможенную тер-рию ТС

3. Приобрели статус товаров СТ

4. Это все товары, которые изготовлены из вышеперечисленных и так же приобрели статус

Например, телефон со знаком РСт приобрёл статус товара.

Страна происхождения - это атрибут публично-правового образования, который определяет гражданство товара. Под страной происхождения понимается страна, где товар был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Под страной происхождения может пониматься конкретное гос-во, группа стран, таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если для этого имеется цель.

При определении страны происхождения имеют значение 2 аспекта:



1. Либо кода они полностью произведены (на основании соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном). Такими товарами признаются: полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в том числе, из морского дна; продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране, животные, родившиеся и выращенные в данной стране, продукция, полученная посредством охотничьего или рыболовного промысла в данной стране или судном данной страны, продукция, полученная с морского дна и из морских недр за пределами территориального моря при условии, если данная страна имеет исключительные права на разработку данных ресурсов. Так же это отходы и лом, полученные при переработке в данной стране. Продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах данной страны (микробы, новые вещества). Все товары, которые получены из вышеперечисленных видов продукции.

Если принимает участие более, чем 1 страна и если нет оснований для признания страной происхождения группы стран, то страной происхождения признаётся страна, в которой были осуществлены соответствующие операции, отвечающие критериям достаточной переработки и являющиеся основанием для признания соответствующей страны страной происхождения.

Критерий достаточной переработки. Их 3:

1. Формальный – изменение товарной позиции товара по товарной номенклатуре на уровне первых 4 знаков. Если меняется хотя бы одна цифра, то товар меняется и если эти операции произведены, то признаётся страна, где поменялась товарная позиция.

2. Стремосной – правило адвалорной доли. Это изменение стоимости товара когда процентная доля стоимости использованных материалов и добавленной стоимости достигает определённой доли цены товара (используется, как правило при производстве иностранных автомобилей)



3. Технологический – совершаются соответствующие операции, которые и признаются операциями, отвечающими критериям достаточной переработки.

Документом, подтверждающим страну происхождения является либо декларация о происхождении товара, либо сертификат. Определение страны происхождения товара когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товара. Ставка таможенной пошлины или её снижение. Декларация - это заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или декларантом, а сертификат – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара, который выдаётся уполномоченным органом страны вывоза. В том числе и торгово-промышленными палатами.

Различают товары в зависимости от направления перемещения:

1. Ввозимые

2. Вывозимые

3. Транзитные

С точки зрения статуса товаров в процессе перемещения:

1. Выпущенные(в отношении которых осуществлены все необходимые таможенные операции)

2. Невыпущенные (находящиеся в процессе совершения таможенных операций и как правило, под таможенным контролем)

3. Условно выпущенные (переданные субъекту, но с особыми ограничениями)

В зависимости от зависимости эффективности достижения целей таможенного дела:

1. Товары, во ввозе которых ТС или гос-ва-члены ТС абсолютно не нуждаются (нефть для нашего ТС, газ, алкогольная продукция). Может меняться в разные периоды времени.

2. Товары- потенциальные конкуренты с продукцией национальных производителей (автомобили, парфюмерия)

3. Товары, которые не выпускаются и не могут быть произведены на тер-рии гос-в – членов ТС (экзотические фрукты, технологии)

Товары для личного пользования (перемещаемые в сопровождаемом багаже – пересекают одновременно и вместе с лицом его перемещающим; товары в несопровождаемом багаже – перетекают таможенную границу в иное время, нежели лицо, их перемещающее, но они связаны с перемещением самого лица, товары, имеющие интерес для таможенного контроля – переданные международному перевозчику без перемещения субъекта), и товары коммерческие.

ТЕМА.

1. Возникновение и формирование таможенно-правовых институтов в дореволюционной России.

2. Таможенно-правовое регулирование в период СССР

3. Формирование и совершенствование современного таможенного дела в РФ

Таможенное дело представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности: установления, осуществления, таможенного контроля и пресечения нарушений порядков и условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, их таможенного декларирования и деятельности таможенных посредников.

Перемещение товаров: понятие, субъекты и содержание

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза «перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза - это ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза». «Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом до их выпуска таможенными органами». «Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом до фактического пересечения таможенной границы». Таможенной границей Таможенного союза (далее - таможенная граница) являются пределы таможенной территории Таможенного союза. Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Товаром является любое движимое имущество, а также иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу, перемещаемые через таможенную границу ТС. Классификации товаров. В первой классификации в зависимости от происхождения выделяются товары таможенного союза и иностранные товары. Товарами ТС считаются товары, находящиеся на таможенной территории ТС. Иностранными товарами считаются товары, не являющиеся товарами ТС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров. Во второй классификации в зависимости от назначения выделяются: товары для предпринимательской деятельности; товары для личного пользования; припасы. Товарами для предпринимательской деятельности следует считать товары, перемещение которых предназначено для получения дохода от коммерческой или производственной деятельности. Товарами для личного пользования считаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, пересекающих таможенную границу ТС. Припасами называются товары, необходимые экипажу и пассажирам во время международных перевозок.

Три классификации лиц, перемещающих товары. В первой классификации выделяются физические и юридические лица. Во второй классификации выделим иностранные лица и лица государств - членов Таможенного союза. В третьей классификации выделяются три группы лиц: участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), туристы и перевозчики. Участниками ВЭД считаются физические и юридические лица, перемещающие товары для предпринимательской деятельности. Туристы - это физические лица, перемещающие товары для личного пользования. Перевозчики - это юридические лица, осуществляющие водные, воздушные и железнодорожные перевозки.

Перемещение, как процесс, представляет собой совокупность последовательных операций с товарами при их ввозе или вывозе. При ввозе товаров, предназначенных для предпринимательской деятельности, процесс перемещения состоит из следующих операций: прибытия товаров на таможенную территорию ТС; таможенного транзита; временного хранения товаров; соблюдения тарифных и нетарифных мер; распоряжения товарами. При вывозе товаров процесс перемещения состоит из следующих операций: соблюдения тарифных и нетарифных мер; таможенного транзита; убытия товаров с таможенной территории ТС. Все товары перемещаются в соответствии с определенной таможенной процедурой. Таможенная процедура - это «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами».

Отнесённые к недвижимым вещам транспортные средства.

Транспортные средства, понимаемые как транспортное средство в таможенном деле , к товарам не относятся.

Российские товары

Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведённых или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.

Иностранные товары

Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами (см. выше)


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Товар в таможенном деле" в других словарях:

    Товар [в таможенном деле] - Товар любое движимое имущество (в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии), перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 21.05.93 N 5003 I, ст.5 … Словарь юридических понятий

    Товар - 3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в… … Официальная терминология

    - (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… …

    Брокер - (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора

    Цена - (Price) Определение понятия цены (стоимости) и стоимости товара Информация о понятих цены, стоимости товаров, рыночной и закупочных цен, цене производства Содержание (Price) — фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество … Энциклопедия инвестора

    Система мероприятий, направленных к охране национальной промышленности от чужеземного соперничества. Наиболее достигающими цели считаются: 1) обложение таможенными пошлинами иностранных изделий, с целью сократить их привоз, поднять цену, и тем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

    Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

    ВТО - это международная финансовая организация ВТО: вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона