Ил 62м расположение топливных баков. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии

События имеют свойство повторяться. 31 год назад над территорией СССР был сбит корейский "Боинг-747", вторгшийся в воздушное пространство Союза на 500 км.

В 2014 году над территорией Украины был сбит малазийский "Боинг-777", отклонившийся от обычного курса на 200 км. Общими в этих историях являются Боинги, непосредственное участие спецслужб США и целый ряд очень темных моментов. Если первая провокация была организована против Советского Союза и привела к обострению холодной войны, то вторая явно направлена против России и ее последствия мы увидим в ближайшее время.

1983 год

Для того, чтобы лучше понять трагедию корейского Боинга, необходимо вспомнить, каким был мир тридцать лет назад.

В 1978 году в Афганистане случилась революция и началась борьба за власть между различными группировками. США поддерживали моджахедов, снабжали их оружием и усадили в президентское кресло свою марионетку Амина. Тем самым они пытались превратить Афганистан в очаг нестабильности у границ СССР. В конце декабря 1979 года, согласно советско-афганскому договору о взаимопомощи, Советский Союз ввел в страну войска. Дворец Амина взят штурмом. К власти пришел дружественный Союзу президент Кармаль. В Афганистане разгорается гражданская война, в которую оказывается втянут СССР.

США и целый ряд их союзников по НАТО осуждают введение советских войск. Холодная война набирает новые обороты, грозя перерасти в горячую.

Америка демонстративно играет мускулами и проводит провокации вблизи советских границ. В 1982 году две авианосные группы ВМС США огибают Камчатку и выходят в Охотское море, на берегах которого располагались базы советских ракетных подводных лодок. Такая же операция повторяется в 1983 году, когда три авианосца США проводят учения в районе Алеутских островов.

В том же году шесть американских самолетов вторгаются в воздушное пространство СССР в районе Малой Курильской гряды и имитируют бомбометание по острову Зеленый.

Советские вооруженные силы в связи с этим укрепляются и перевооружаются. Устаревшие Миг- 21 и Миг-23 в этом регионе заменяются ан более новые Миг-31 и Су-15. Усиливается контроль за воздушными и морскими границами государства.

Именно в такой момент и происходит вторжение корейского пассажирского лайнера на советскую территорию.

Если свести эту историю к скупым фактам, то 1 сентября 1983 года самолет "Боинг-747" южнокорейской авиакомпании, совершал обычный международный рейс КАЛ-007 Нью-Йорк – Анкоридж (Аляска, США) – Сеул (Южная Корея). В ходе полета он нарушил воздушное пространство СССР, после чего был сбит истребителем Су-15. Лайнер упал в море около острова Сахалин. Погибли 269 человек.

Конструктор Су-15, Леонид Анцелиович, проводивший изучение этой катастрофы, пишет: "Всё началось, после набора высоты, когда пилоты корейского лайнера забыли передвинуть тумблер управления системой навигации из позиции "Автопилот включён / ИНС-контроль выключен" в третье положение, когда ИНС обеспечивает заранее установленный самолёту курс по отведенному воздушному коридору через Японию. Теперь же автопилот поддерживал постоянный магнитный курс – прямо на Сеул, но через территорию СССР".

С этого момента и начинаются первые нестыковки и возникает множество вопросов, на которые до сих пор нет однозначного ответа:

Как мог самолет, оснащенный первоклассными средствами навигации, отклониться от трассы более чем на 500 км?

Как опытный командир самолета мог не заметить, что летит не над водой, а над землей?

Почему экипаж "Боинга-747" не скорректировал курс, когда вышел в зону Камчатки, хотя точно знал, что его маршрут вплоть до Японии проходит над океаном?

Не случилось ли так, что во все три компьютера были введены неверные координаты?

Возможно ли, что экипаж пренебрег обязанностью сверить координаты ИНС с координатами на полетных картах, как это обычно делается?

По какой причине самолет не просто беспомощно блуждал два с половиной часа в воздушном пространстве Советского Союза, а достаточно четко маневрировал, дабы оказаться над наиболее важными стратегическими объектами?

Почему наземные диспетчерские службы, отвечающие за трассу Нью-Йорк – Сеул, не приняли никаких мер, чтобы вернуть машину на давно выверенный, отработанный курс?

"Нью-Йорк таймс" писала: "Командир рейса 007 Чон Бен Ин (45 лет) ушел в отставку с действительной службы в звании полковника ВВС в 1971 году. В следующем, 1972-м, он поступил на службу в южнокорейскую компанию "Кориэн эйрлайнз". Он опытный пилот, имеющий за плечами 10627 часов полетного времен (из них на "Боинге-747" – 6618 часов). На тихоокеанской трассе R-20 работал более пяти лет; в 1982 году награжден за безаварийную работу. Иными словами, это ас южнокорейских ВВС. Поэтому просто бессмысленно утверждать, что он чем-то был "отвлечен" во время полета".

Командир Чон в своем последнем радиоконтакте с Токио уверенно доложил, что находится в 181 км юго-восточнее японского острова Хоккайдо. На самом деле он находился ровно в 181 км севернее острова. Почему авиадиспетчеры не сообщили ему об ошибке?

Советское руководство утверждало, что Чон специально увел свой авиалайнер с курса, чтобы пройти над засекреченным районом. На острове Сахалин расположены военно-морской центр и шесть военно-воздушных баз, имевшие стратегическое значение. На полуострове Камчатка осуществлялись испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет. На побережье Охотского моря в зоне, над которой пролетал самолет была расположена база советских атомных подводных лодок.

Время полета этого самолета над стратегическими военными объектами четко совпадает с появлением в этой зоне спутника-шпиона "Феррет-Д", который фиксировал увеличение интенсивности работы советских радиолокационных средств над Камчаткой, Сахалином и Курилами.

На станциях радиоперехвата ВВС японских сил самообороны в Вакканай и Немуро дежурные диспетчеры получали исчерпывающую информацию о ходе полета южнокорейского "Боинга-747".

На американской базе Мисава в префектуре Аомори также перехватывали содержание радиосвязи советских истребителей с командным пунктом ПВО. С максимальной загрузкой работали средства радиоперехвата американских ВМС в Камисэтани, в пригороде Иокогамы, которые немедленно направляли полученную информацию в Агентство национальной безопасности (АНБ) США. Туда же отправлялись данные радиоэлектронной разведки, поступавшие от американского самолета RC-135. Причем разведывательный самолет RC-135 в течение некоторого времени сопровождал «Боинг-747». АНБ в свою очередь ежеминутно докладывало в "ситуационную комнату" в Белом доме о ходе операции с южнокорейским самолетом.

Таким образом, все это выглядит, как спецоперация по выявлению слабых точек в противовоздушной обороне СССР.

Адвокаты Мэлвин Бэлаи и Чарлз Харман, представляющие интересы семей экипажа лайнера, свидетельствуют о том, что пилоты "Боинга" за крупную сумму наняты американскими спецслужбами. Вдовы командира "Боинга" и его помощника рассказали, что их мужьям пообещали солидную сумму в долларах, если они нарушат воздушную границу СССР и пролетят над советской территорией. Вдова командира Чхон И Чжи рассказала: "Мой муж не скрывал страха перед этим полетом. За два дня до рейса он стал нервничать еще больше и застраховал свою жизнь на крупную сумму в пользу семьи. "Мне очень не хочется лететь – это весьма опасно", – сказал он мне на прощание".

Отставной офицер Иосиро Танака, бывший высокопоставленный сотрудник японской военной разведки, в 1997 году опубликовал книгу "Правда о полете КАЛ-007", в которой заявил, что южнокорейский "Боинг-747" выполнял задание американских спецслужб. Он утверждает, что ЦРУ сознательно направили южнокорейский пассажирский самолет в советское воздушное пространство, чтобы вызвать переполох в системе противовоздушной обороны СССР и выявить ее засекреченные и обычно молчащие объекты. По мнению Танаки, США в то время прилагали все усилия для сбора информации о советской ПВО на Дальнем Востоке, которая в 1982 году была модернизирована и значительно усилена.

На протяжении 18 часов, после падения самолета, никакой информации в СМИ по этому поводу не было. Первым о сбитом самолете заявил государственный секретарь США Джордж Шульц, объявив, что специалисты американской разведки, анализируя информацию, выданную компьютерами КАЛ-007 установили, что он сбит в воздухе советскими военными.

Два дня представители Советского Союза не давали никаких комментариев. Затем ТАСС опубликовало заявление относительно "неопознанного самолета", который "грубо нарушил государственную границу и вторгся на большую глубину в воздушное пространство Советского Союза".

Страсти накалялись. Представитель США в ООН, Джин Киркпатрик заявила, что: "Цивилизованные страны не признают отклонение от маршрута преступлением, за которое полагается смертная казнь".

В ответ Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко заявил: "Советская территория, границы Советского Союза — священны. Независимо от того, кто прибегает к провокациям подобного рода, он должен знать, что понесет всю тяжесть ответственности за подобные действия".

Через восемь дней после крушения самолета начальник Генерального штаба Николай Огарков выступил по советскому телевидению. Признав косвенным образом, что советские истребители "остановили" авиалайнер двумя ракетами класса "воздух – воздух", он утверждал, что советские службы наземного слежения перепутали КАЛ-007 с американским самолетом-шпионом, находившимся в том же районе. Маршал обвинил корейский авиалайнер в причастности к шпионажу в пользу Соединенных Штатов. Огарков рассказал о параллельных курсах, по которым летели КАЛ-007 и американский самолет RC-135, выполнявший разведывательную миссию.

Бортовые самописцы с корейского самолета оказались в руках СССР и был проведен их детальный анализ, который показал, что: "На всем протяжении полета инерциальные системы находились в работоспособном состоянии; экипаж, используя их показания, регулярно докладывал на наземные пункты управления (в основном через самолет КАЛ-015) о расчетном и якобы фактическом времени пролета поворотных пунктов маршрута, расположенных на международной трассе, о направлении и скорости ветра, остатке топлива, чем заранее готовил неопровержимое, с точки зрения экипажа, алиби. Даже в момент декомпрессии (аварийная ситуация после попадания ракет – в 6.24.56 1 сентября по сахалинскому времени и 22.24.56 31 августа по московскому времени) экипаж ничем не выдал преднамеренного характера отклонения от маршрута".

" – Мы испытываем...

– Полную декомпрессию, – вставляет командир Чан Бьюинг-Ин, явно уже в маске.

– Быстрая декомпрессия. Снижаюсь на 3 тысячи метров, говорит Сон".

Это были последние слова, переданные экипажем КАЛ 007 по радио.

Спустя неделю после авиакатастрофы советское правительство заявляет, что проникший воздушное пространство СССР самолет-нарушитель уничтожен истребителем Су-15.

"Черные ящики" были переданы для анализа международным организациям в 1993 году.

3.12. Летный экипаж КАЛ-007 не выполнил надлежащих навигационных процедур, которые обеспечивают выдерживание воздушным судном заданной линии пути в течение всего полета.

3.32. Командование ПВО СССР сделало вывод, что КАЛ-007 – разведывательное воздушное судно RC-135 США, перед тем как отдало приказ о его уничтожении. Советской стороной не предприняты исчерпывающие усилия по опознанию воздушного судна, хотя оставались сомнения относительно его принадлежности и типа.

3.33. Военные радиолокационные посты оборонного ведомства Японии располагали информацией о том, что какое-то воздушное судно следует в воздушное пространство СССР над островом Сахалин. По данным представителей Японии, они не знали, что это гражданское воздушное судно, отклонившееся от заданной линии пути.

Фактически в докладе никто не представлен в качестве главного виновника случившегося. Остается загадкой и что случилось с телами пассажиров. Этот вопрос экспертами ИКАО подробно не рассматривался.

Советские водолазы исследовавшие места падения крупных обломков, нашли останки всего десятка тел. Водолазы-эксперты с высокой вероятностью определили: судя по отсутствию пассажиров, да и по другим параметрам, останки "Боинга" не принадлежали южнокорейскому рейсу. Тем не менее в воде было выловлено множество предметов. Через 25 дней после катастрофы командующий пограничными войсами Сахалина, генерал-майор КГБ Романенко принял в Невельске делегацию Японии и США и передал ей 213 мужских, женских и детских туфель, сандалий и кроссовок, которые нашли плавающими или прибитыми к берегам островов Сахалина и Монерона. Сортировка показала, что эту обувь носили 198 человек. Родственники опознали, что найденная обувь принадлежала их детям и близким, находившимся на борту рейса 007 в ту роковую ночь.

Несколько слов о том, как самолет был сбит.

Впервые в воздушном пространстве СССР он был зафиксирован, когда пролетал над Камчаткой. В воздух были подняты несколько Мигов, но из-за помех они потеряли его с экранов своих радаров и вернулись на аэродром, так как не обладали достаточным запасом топлива. Боинг вышел в нейтральное пространство и продолжал свой рейс. Вторично он зашел на советскую территорию над Сахалином и тогда в воздух был поднят истребитель Су-15, пилотируемый летчиком Владимиром Осиповичем. Истребитель догнал Боинг, но летчик утверждает, что не имел данных о внешнем виде гражданских самолетов. Его тренировали только на военных моделях. Тем не менее он видел включенные бортовые огни и то, что самолет продолжает движение по заданному курсу. Получив команду открыть предупредительный огонь из бортовых пушек, он выпустил несколько очередей снарядов, но среди них не было трассирующих, поэтому экипаж лайнера их просто не заметил. Затем он получил приказ на уничтожение нарушителя и выпустил по нему две ракеты, одна из которых попала в фюзеляж. После чего самолет сначала начал набирать высоту и попытался выровнять траекторию полета, но затем развалился в воздухе на три больших обломка, которые упали в разных местах океана.

Профессор Анцелиович писал: "Сочетание многих фактов позволяет сегодня утверждать, что подтекание керосина из пробитых топливных отсеков лайнера и искрение перебитой электропроводки через 1 минуту и 44 секунды вызвало их взрыв, который разорвал самолёт на три больших фрагмента".

Существует и еще одна версия этой авиакатастрофы. По ней, границу СССР нарушил беспилотный "Боинг" – двойник, имитировавший полет рейса КАЛ-007. А пассажирский "Боинг" был уничтожен на своей международной трассе по указанию директора ЦРУ США Уильяма Кейси.

Бывший заместитель представителя IKAO в Монреале Владимир Подберезный, принимавший участие в расследовании этой катастрофы, утверждает: "В тот день действительно в воздушном пространстве Дальнего Востока сбито три самолета. Первым пострадал самолет-разведчик, – скорее всего, "P-3 Орион". Это произошло за 10-12 минут до уничтожения беспилотного "Боинга" летчиком Су-15 Осиповичем. Уничтожение самолета-разведчика не входило в планы „воздушной операции“. Как говорится, случайное совпадение: на "экране" радиолокационного прицела Су-15 отметка разведчика оказалась ближе, чем беспилотного "Боинга". Вторым – в 6.24.56 (время сахалинское)– уничтожен (взорван) беспилотный (пустой) "Боинг". Через 4 минуты (6.28.49) взорвался на своей международной воздушной трассе "Боинг" рейса КАЛ-007. Первые обломки его найдены через восемь дней у побережья острова Хоккайдо, к северу от острова Хонсю".

По мнению этого эксперта: "Два "Боинга-747" поднялись с аэродрома Анкориджа. Один из них, "Боинг-747-200B", — беспилотный, двойник южнокорейского, имитирующий его полет как нарушителя воздушного пространства СССР. Двойник и E-3A сблизились и в течение 10 минут шли вместе. Далее они разделились. E-3A развернулся на юго-восток, в сторону международной трассы, со снижением высоты, пытаясь выйти из зоны видимости радиотехнических войск ПВО СССР. Беспилотный "Боинг" (без пассажиров, но напичканный чемоданами, различной одеждой – мужской, женской, детской) пошел по сейчас уже известному маршруту нарушения.

Параллели

Документы свидетельствуют, что никогда раньше во время регулярного рейса корейский лайнер не отклонялся от утвержденного плана полета.

Малазийский Боинг также ранее никогда не отклонялся от обычного маршрута, который пролегал над Азовским морем. Почему именно в тот день был изменен его привычный курс и почему он был направлен в потенциально опасную зону над территорией Украины, могут дать ответ украинские диспетчеры. Или военные, отдававшие приказы диспетчерам.

Как и в случае трагедии 1983 года, так и в нынешней ситуации, США возлагают вину за сбитый самолет на главного геополитического противника. Тогда это был СССР, сейчас – Россия.

В 1983 году все санкции против Советского Союза закончились тем, что США и ее 11 союзников на 2 месяца прекратили полеты своих авиалайнеров над территорией СССР.

Весьма подозрительной видится и бесследная пропажа в марте 2014 года еще одного малазийского "Боинга-777".

По материалам:

Леонид Анцелиович.«Корейский боинг. Как он был уничтожен?»
, . , , , , , - Игорь Муромов. «100 великих авиакатастроф»

На фото: обложка журнала "Time", вышедшего после катастрофы корейского "Боинга-747".

30 лет назад, 1 сентября 1983 года, произошел трагический инцидент в воздушном пространстве СССР, в ходе которого советским истребителем «Су-15» был сбит пассажирский «Боинг 747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (рейс Korean Air 007, KAL007 (KAL-007) или KE007).

Боинг 747-230B, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк — Сеул (с дозаправкой в Анкоридже), вошел в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над советской территорией и был сбит истребителем-перехватчиком Су-15, после чего упал в океан и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа, никто не выжил. Среди жертв был член Палаты представителей США Ларри Макдональд (англ. Larry McDonald ).


На момент катастрофы самолет отклонился от курса более, чем на 500 километров. Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

По версии советской стороны, в это же время в воздухе недалеко от границы находился американский самолёт-разведчик RC-135, с которым ПВО и спутали рейс KAL007.

RC-135

Истребитель-перехватчик догнал пассажирский «Боинг 747» и некоторое время сопровождал его. Перехватчик, находясь вне зоны видимости пилотов KAL007, сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки, израсходовав в общей сложности 243 снаряда.

В своих воспоминаниях пилот перехватчика Геннадий Осипович отмечает, что выстрелы были сделаны бронебойными, а не трассирующими снарядами (их просто не было), поэтому пилоты лайнера просто не могли заметить предупредительных выстрелов. Также он не пытался связаться с самолётом по радио, — это требовало перехода на другую частоту.
Лётчик признался, что не смог идентифицировать самолёт-нарушитель, — «нас этому не учили». Однако Осипович уверен, что его присутствие не осталось незамеченным, поскольку самолёт-нарушитель снизил скорость до 400 км/ч (скорость по прибору), что советский пилот принял за попытку ухода от перехвата — дальнейшее снижение скорости привело бы к сваливанию перехватчика в штопор (по мнению комиссии ИКАО, расследовавшей данный инцидент, снижение скорости было вызвано началом набора высоты для занятия другого эшелона).

В 18:26 GMT, поступил приказ с земли об уничтожении нарушителя, и истребитель Су-15 сбил лайнер, выпустив по цели две ракеты Р-98. Одна из ракет взорвалась рядом с хвостом лайнера, повредив системы управления.
«Кориэн Эйр 007...» - успел выкрикнуть в радиоэфир пилот авиалайнера. Потом тишина.

Через 12 минут самолёт, спирально снижаясь с высоты 9000 м, упал в море недалеко от острова Монерон. Все находившиеся на борту погибли.

Находившиеся неподалеку японские рыбаки почувствовали запах горящего топлива.

Пораженный ракетой лайнер рухнул в море южнее острова Сахалин, но, как особо подчеркивали, в советские территориальные воды (“это его потом подводным течением в нейтральные вынесло”). Дальше появились разговоры, что было несколько попыток принудить пилотов “Боинга” к посадке, но они якобы проигнорировали все требования.

В газетах появились карты полета южнокорейского лайнера. Он последовательно пролетел вдоль побережья Камчатки, затем вклинился на территорию СССР в районе Елизово (база атомных подлодок возле Петропавловска-Камчатского), затем вышел в нейтральные воды Охотского моря. Достигнув Сахалина, “Боинг” также прошел над запрещенными для полетов районами этого острова. Поэтому и было принято решение его сбить...

Времена были достаточно мрачные, разгул андроповщины. Помните, как тогда охотились за "нарушителями трудовой дисциплины", проверяя документы у тех, кто днем находился например в кинотеатре?
Понятно, что и так симпатий к "империи зла" на Западе никто не питал, кроме леваков, находившихся на содержании у СССР. Ну а трагедия со сбитым пассажирским самолетом и вовсе вызвала серьёзное обострение и без того "холодных" на тот момент отношений между СССР и США.

На Западе разгорелся настоящий информационный шторм. Различные международные организации объявляли санкции в отношении Советского Союза. В частности, был введен 14-суточный запрет на полеты самолетов “Аэрофлота”. Публика узнавала об этом по косвенным признакам - в период европейских футбольных кубковых турниров нашим командам приходилось вылетать в страны соцлагеря, а уже оттуда, с пересадкой на другой самолет, добираться к местам игр.

Президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости». Рейган также заявил, что после завершения разработки система навигации GPS будет свободно доступна для гражданских целей, таких как воздушная навигация.

Госсекретарь США Джордж Шульц назвал действия советской стороны “неадекватными”. ЦРУ официально опровергло намеки советских дипломатов на то, что “Боинг” выполнял шпионское задание этого ведомства. Один американский конгрессмен сказал: «Атаковать безоружный гражданский самолет - все равно, что атаковать автобус со школьниками».

Два дня представители Советского Союза не давали буквально никаких комментариев. Затем СССР опубликовал заявление относительно «неопознанного самолета», который «грубо нарушил государственную границу и вторгся на большую глубину в воздушное пространство Советского Союза». ТАСС утверждал, что истребители-перехватчики сделали только предупредительные выстрелы трассирующими снарядами. В заявлении имелись также намеки на то, что полет выполнялся под руководством американцев со шпионскими целями.
Руководство СССР заявило, что “военное руководство могло отдать приказ истребителям на уничтожение сбившегося с курса южнокорейского “Боинга”.

В ответ США обнародовали материалы “прослушки” с японской базы в Вакканае, и всем стало ясно, что и советское командование, и пилоты все прекрасно знали, и действовали абсолютно осознанно...
Полученная из Управления национальной обороны Японии пленка показывала, что самолет был хладнокровно сбит.

Страсти на международной арене накалялись. «Цивилизованные страны не признают отклонение от маршрута преступлением, за которое полагается смертная казнь». - бушевала Джин Киркпатрик, представитель США в Организации Объединенных Наций. Оцепеневшие от ужаса делегаты прослушали ленту с записью радиопереговоров советского пилота.

Реакция советского министра иностранных дел Андрея Громыко была воинственной: «Советская территория, границы Советского Союза - священны. Независимо от того, кто прибегает к провокациям подобного рода, он должен знать, что понесет всю тяжесть ответственности за подобные действия».

Особое возмущение и гнев были в Южной Корее. В Сеуле прошли многотысячные акции и шествия протеста против «варварских» действий СССР, сжигали советские флаги.

Через восемь дней после крушения самолета начальник Генерального штаба Николай Огарков выступил по телевидению с новой версией. Признав косвенным образом, что советские истребители «остановили» авиалайнер двумя ракетами класса «воздух-воздух», он представил два противоречивых оправдания.
С одной стороны, он утверждал, что советские службы наземного слежения перепутали «КАЛ-007» с американским самолетом-шпионом, находившимся в том же районе.
С другой стороны, он обвинил корейский авиалайнер в причастности к шпионажу в пользу Соединенных Штатов. Чисто военное решение об уничтожении пассажирского авиалайнера было принято командующим Дальневосточным военным округом, а не высшим военным или гражданским руководством, как объяснил Огарков.

Западные наблюдатели подняли на смех оба высказывания. Действительно, американский разведывательный самолет RC-135 за два часа до ракетной атаки прошел в 145 километрах от «КАЛ-007», следуя в противоположном направлении . Согласно записям, советский летчик-истребитель наблюдал корейский авиалайнер, который в полтора раза больше RC-135 . Он дважды сообщал, что он видит навигационные и проблесковые огни .

Что же касается обвинения в шпионаже, то здесь имеется несколько любопытных обстоятельств. Командир корабля Чон постарался увести свой авиалайнер с курса над очень засекреченным районом. На острове Сахалин были расположены военно-морской центр и шесть военно-воздушных баз, имевшие чрезвычайно важное значение. На полуострове Камчатка осуществлялись испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет. Это был жизненно важный рубеж советской обороны. В Охотском море, раскинувшемся между ними, курсировали атомные подводные лодки,- чьи ракеты были направлены на цели в США. Тем не менее специалисты полагали, что не было никакой нужды подвергать опасности жизни гражданских лиц, осуществляя тайную разведывательную операцию. «Боинг-747», летя ночью на большой высоте, не мог собрать никакой информации ни о чем .

Президент Южной Кореи Чон Ду Хван раздраженно отверг объяснение маршала Огаркова: «Никто в мире, кроме советских властей, не поверит, что 70-летнему старику или четырехлетнему ребенку позволили бы лететь на гражданском самолете, задачей которого было нарушение советского воздушного пространства в шпионских целях».

Рассказывает летчик Геннадий Осипович :
«Как обычно, 31 августа заступил на дежурство. В шестом часу дают наконец мне команду «воздух». Я запустил двигатель, включил фару, так как полоса еще не освещена, и стал выруливать. Мне передали курс - море. Быстро набрал указанные 8 тысяч метров - и пошлепал. Почему-то был уверен: наши пустили контрольную цель, чтобы проверить дежурные средства, потренировать нас. А меня подняли как наиболее опытного.

Прошло уже восемь минут полета. Вдруг штурман наведения передает: «Впереди цель - самолет-нарушитель. Идет встречным курсом». Погода тогда стояла нормальная. Сквозь редкие облака я вскоре увидел самолет-нарушитель. Что значит «увидел»? Разглядел впереди летящую точку размером от двух до трех сантиметров. Мигалки у нее включены.

Минутку: что такое летчик-истребитель? Это вроде как овчарка, которую все время натаскивают на чужого. Я видел, что впереди идет тот самый - чужой. Я же не инспектор ГАИ, который может остановить нарушителя и потребовать документы. Я шел следом, чтобы пресечь полет. Первое, что должен был сделать, - посадить его. А если не подчинится, любой ценой пресечь полет. Других мыслей у меня просто не могло быть.

Так вот, приблизившись, я захватил его радиолокационным прицелом. Тут же загорелись головки захвата ракет. Зависнув от него в 13 километрах, я доложил: «Цель в захвате. Иду за ней. Что делать?» Земля отвечает: «Цель нарушила государственную границу. Цель уничтожить...»

Первая ракета ушла, когда удаление между нами было 5 километров. Только теперь я по-настоящему рассмотрел нарушителя: больше Ил-76, а по очертаниям чем-то напоминает Ту-16. Беда всех советских летчиков том, что мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний. Я знал все военные самолеты, все разведывательные, но этот не был похож ни на один из них. Однако я ни минуты не думал, что собью пассажирский самолет. Все что угодно, только не это! Разве мог я допустить, что гонялся за «Боингом»?.. Теперь видел, что передо мной большой самолет, с включенными огнями и мигалками.
Первая ракета попала ему в хвост - вспыхнуло желтое пламя. Вторая снесла половину левого крыла - тут же погасли огни и мигалки.

Встретили меня как героя. Весь полк встречал! Молодежь смотрела на меня с завистью. А старики сразу взяли на абордаж - ставь бутылку!.. Помню: инженер полка обнял, руку трясет и кричит: «Все сработало, молодец!» Словом, ликование. Ведь не каждый день нарушителя удается «завалить». Правда, уже на земле у меня возникло какое-то непонятное ощущение. И когда позвонил комдив, я поинтересовался на всякий случай: не наш ли был? «Нет, - ответил он мне. - Был иностранец, так что верти дырку в погонах для новой звездочки».

Все это было утром 1 сентября. А потом началось невообразимое. Прилетела комиссия. На меня все вдруг стали смотреть как на сукиного сына, - разумеется, кроме полковых ребят.
Уже позже я много раз прокручивал в голове ту ситуацию. И могу честно сказать: не было у меня мысли о том, что летит впереди пассажирский самолет. Я видел перед собой нарушителя границы, которого надо уничтожить. За время службы много раз поднимался на перехват, мечтал о такой ситуации. Знал: если нарушитель появится, я его не упущу. Даже сон за несколько лет до этого видел очень похожий на то, что произошло в действительности. Так что не упустить нарушителя - это, если хотите, суть летчика-перехватчика.
Вскоре позвонил министр обороны Устинов - и все, словно по команде, снова заулыбались. Сразу прилетели корреспонденты Центрального телевидения...»

Геннадий Николаевич Осипович, пилотировавший тогда Су-15, в настоящее время на пенсии. Сам Геннадий Осипович неоднократно заявлял, что лишь выполнял приказ, но никогда не считал, что сбитый им самолёт — обычный пассажирский авиалайнер. Как просто быть не виноватым, совсем простым, простым солдатом...

До сих пор доморощенные конспирологи пытаются свалить гибель пассажирского самолёта на американцев. Мол, и пассажиров в "боинге" не было, и сбили его сами амеркианцы, а не СССР... И вообще, правильно советские летчики сделали, что сбили корейских шпионов! В общем, конспирология на марше.
При этом совки старательно избегали неудобных вопросов к советской стороне: как, даже прошляпив самолет над Камчаткой, можно было умудриться не посадить его на Сахалине? Ведь времени для организации этого дела оставалось уйма - можно было спокойно поднять необходимое количество истребителей с пилотами соответствующей квалификации. Да и без квалификации - как истребитель со скоростью, втрое выше “Боинга”, и на порядок маневреннее последнего, не смог выполнить задачу? Ведь ее выполнение - обязательное условие подготовки каждого пилота ПВО, заступающего на дежурство?

По оценкам западных экспертов, в ту ночь видимость на высоте более 10 000 метров должна была быть хорошей. Более того, от советских пилотов, так же как и от пилотов США и других западных стран, требуется умение различать силуэты самолетов. Горбатый «Боинг-747», который называют «баклажан», ни с чем не перепутаешь. Окрашенный в белый цвет реактивный лайнер летел над облаками, освещенный полумесяцем. К тому же специалисты разведки сходятся на том, что операторы советских радарных станций ведут журнал, куда заносятся сведения обо всех коммерческих рейсах, чьи маршруты проходят рядом с границей.

Потом пилот 805-го утверждал, что он якобы сделал 120 предупредительных выстрелов трассирующими снарядами. Лента с записью его переговоров эту версию не подтверждает. Как только «КАЛ-007» достиг точки, откуда до международного воздушного пространства оставалось 90 секунд лета - примерно 19 километров, - «Су-15», топливные баки которого пустели с ужасающей быстротой, произвел залп и лишь ненадолго задержался, чтобы увидеть результаты.

Похоже, “Боинг” и не собирались сажать. Выбор на сознательное уничтожение пассажирского самолета был сделан на самом высоком уровне - и падение “Боинга”, чтобы “концы в воду”, в океан, скорей всего, не случаен - унес он в пучину немало тайн...
К тому же, политика “закручивания “гаек”, которую начал Андропов, требовала сильных средств - почему не в виде проявления решительности на Дальнем Востоке? Поэтому Советское руководство и ответило на вызов американского президента Рейгана. Жаль только, что паны подрались, а 269 ни в чем неповинных людей погибли. Кстати, за всю историю “холодной войны”, начиная с 1951 года, было сбито 10 американских самолетов. Все они, кроме последнего, были военными самолетами-разведчиками. Последним, как раз, оказался “Боинг-747” рейса КАЛ-007...

На протяжении многих недель после катастрофы отряды японских военных спасателей прочесывали пляжи Хоккайдо в поисках обломков разбившегося неподалеку самолета. Были, обнаружены личные вещи пассажиров, а также человеческие останки. Но «черный ящик», который смог бы пролить свет на то, как произошла трагедия, таи и не был найден.

Специалисты не стремились к отмщению, а хотели разрешить загадку. Не может ли подобная ужасная навигационная ошибка повториться снова? Расследования, исследования и предположения ни к чему не привели. Однако в результате расчетов, выполненных после имитации условий полета на механическом стенде компании «Боинг» на заводе в Сиэтле, было предложено одно довольно убедительное объяснение. Когда командир авиалайнера Чон вылетал из Анкориджа, он не смог сверить заранее запрограммированный курс полета с системой ИНС, поскольку высокочастотный радиомаяк аляскинского аэропорта был временно отключен для профилактики. Положившись при взлете на свой компас, пилот установил по нему курс 246. Отклонение от предписанного маршрута «Ромео-20» в таком случае составило бы всего 9° по компасу. Если командир экипажа продолжал идти этим курсом и не переключился на ИНС, его ошибка вкупе со скоростью ветра в верхних слоях атмосферы могла привести «КАЛ-007» прямо под ракеты бдительных советских истребителей-перехватчиков...

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана. Кроме того, была установлена прямая связь между диспетчерскими службами всех трёх стран...