Социальные гарантии на предприятии. Социальная гарантия - это что? Система социальных гарантий

1. В комментируемой статье отражены основания прекращения доверенности, являющейся односторонней сделкой. Их перечень является исчерпывающим и делится на действия: в частности, это отмена доверенности и отказ от нее, которые представляют собой односторонние сделки, и события, в частности - смерть гражданина. Отмена доверенности и отказ от нее не требуют согласия представителя или представляемого.

Доверенность может быть прекращена по желанию представляемого, а доверенность, выданная в порядке передоверия, - по желанию представляемого по этой доверенности или по желанию представляемого по основной доверенности путем отмены им основной доверенности.

2. Первое основание прекращения доверенности - истечение ее срока. Срок действия доверенности определяется в самой доверенности. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Предусмотренное в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи основание прекращения действия доверенности не распространяется на удостоверенную нотариусом доверенность, предназначенную для совершения действий за границей и не содержащую указание о сроке ее действия. Такая доверенность согласно п. 2 ст. 186 ГК РФ сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность. Это положение не означает, что на такого рода доверенности не распространяются иные основания прекращения, предусмотренные п. 1 комментируемой статьи.

3. Вторым основанием прекращения доверенности является отмена доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно. Последнее является новеллой, внесенной ФЗ от 07.05.2013 N 100-ФЗ. Это основание представляет собой одностороннюю сделку и не требует согласия представителя. Оно ничем не обусловлено и может быть осуществлено в любое время. Исключение составляют безотзывные доверенности (см. комментарий к ст. 188.1 ГК РФ).

Порядок прекращения нотариально удостоверенных доверенностей путем отмены конкретизирован п. 10 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей. Так, нотариус разъясняет представляемому, что он обязан известить об отмене доверенности лицо, которому доверенность выдана, а также известных третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность, и затребовать возврата доверенности от представителя. В случае отмены представляемым доверенности передача соответствующего заявления может быть оформлена через нотариуса по правилам ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.

4. Третье основание - отказ лица, которому выдана доверенность. При этом лицо, которому выдана доверенность, обязано согласно п. 3 ст. 189 ГК РФ немедленно вернуть доверенность, но не обязано извещать об этом третьих лиц, что подтверждается также судебной практикой. Нормы п. 1 ст. 189 ГК РФ распространяются лишь на лицо, выдавшее доверенность. Действия, предусмотренные подп. 2, 3 п. 1 комментируемой статьи, являются односторонними сделками и не зависят от воли другого лица. Данные сделки по форме должны соответствовать той форме, в которой была совершена доверенность (ст. 156 ГК РФ).

5. Подпункт 4 п. 1 комментируемой статьи в качестве основания прекращения действия доверенности называет прекращение юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность. При этом не являются основаниями для прекращения действия доверенности смена исполнительного органа организации, смерть руководителя юридического лица, лица, уполномоченного совершать доверенности от имени юридического лица, или прекращение с ним трудовых, корпоративных отношений.

Прекращение юридического лица осуществляется путем реорганизации, кроме выделения (ст. ст. 57, 58 ГК РФ), ликвидации (ст. 61 ГК РФ), исключения из Единого государственного реестра юридических лиц. При реорганизации в форме выделения и преобразования действие ранее выданных доверенностей не прекращается.

6. Пятое и шестое основания прекращения доверенности связаны со смертью физического лица, выдавшего доверенность, или лица, которому выдана доверенность, а также с признанием их недееспособными, ограниченно дееспособными или безвестно отсутствующими.

Порядок признания гражданина недееспособным определен ст. 29 ГК РФ, гл. 31 ГПК РФ, ограниченно дееспособным - ст. 30 ГК РФ, гл. 31 ГПК РФ, безвестно отсутствующим - ст. ст. 42 и 43 ГК РФ, гл. 30 ГПК РФ. Момент прекращения доверенности зависит от даты вступления соответствующего решения суда в законную силу.

Последствия прекращения доверенности отражены в ст. 189 ГК РФ. Кроме того, прекращение доверенности по названным в комментируемой статье основаниям влечет отсутствие полномочий действовать от имени доверителя. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка в силу п. 1 ст. 183 ГК РФ считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку, что подтверждается и судебной практикой, в частности при совершении сделки по доверенности, утратившей силу в связи с истечением срока ее действия.

7. Новеллой ГК РФ стало урегулирование возможности доверителя отменить не только основную доверенность, но и доверенность, выданную в порядке передоверия (п. 2 комментируемой статьи). Обратной взаимосвязи между доверенностью и передоверием нет, т.е. передоверие не прекращает действие доверенности и полномочий представителя.

8. Применимое законодательство:

ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

1. Действие доверенности прекращается вследствие:

1) истечения срока доверенности;

2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно, при этом отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме;

3) отказа лица, которому выдана доверенность, от полномочий;

4) прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;

5) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

6) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

7) введения в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

2. Лицо, которому выдана доверенность, во всякое время может отказаться от полномочий, а лицо, выдавшее доверенность, может отменить доверенность или передоверие, за исключением случая, предусмотренного статьей 188.1 настоящего Кодекса. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно.

3. С прекращением доверенности теряет силу передоверие.

Комментарий к Ст. 188 ГК РФ

1. В комментируемой статье отражены основания прекращения доверенности, являющейся односторонней сделкой. Их перечень является исчерпывающим и делится на действия, в частности отмена доверенности и отказ от нее, которые представляют собой односторонние сделки, и события, в частности смерть гражданина. Отмена доверенности и отказ от нее не требуют согласия представителя или представляемого.

Доверенность может быть прекращена по желанию представляемого, а доверенность, выданная в порядке передоверия, может быть прекращена по желанию представляемого по этой доверенности или по желанию представляемого по основной доверенности путем отмены им основной доверенности.

2. Поскольку перечень оснований прекращения доверенностей является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию, и иные юридические факты не рассматриваются в качестве оснований прекращения доверенности судебной практикой. Так, например, при ответе на вопрос, сохраняют ли силу доверенности, выданные руководителем должника до возбуждения дела о банкротстве, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было обращено внимание на то, что введение арбитражным судом процедур банкротства не прекращает действие доверенностей, выданных руководителем должника до возбуждения дела о банкротстве, поскольку такое основание для прекращения доверенностей не содержится ни в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», ни в комментируемой статье.

Предусмотренные упомянутыми доверенностями полномочия должны осуществляться представителем от имени должника в порядке и с учетом ограничений, установленных для должника Законом о банкротстве.

В случае отстранения руководителя должника и возложения исполнения его обязанностей на арбитражного управляющего последний вправе отменить ранее выданные доверенности должника по общим основаниям прекращения доверенности, предусмотренным в ст. 188 ГК РФ.

В то же время в настоящей статье не указано такое основание прекращения доверенности, как реализация полномочия, на осуществление которого выдана доверенность.

3. Первое основание прекращения доверенности — истечение ее срока. Срок действия доверенности определяется в самой доверенности и не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Данное основание не распространяется на удостоверенную нотариусом доверенность, предназначенную для совершения действий за границей и не содержащую указание о сроке ее действия. Такая доверенность согласно п. 2 ст. 186 ГК РФ сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность. Это положение не означает, что на такого рода доверенности не распространяются иные основания прекращения, предусмотренные п. 1 комментируемой статьи.

4. Вторым основанием является отмена доверенности лицом, выдавшим ее. Это основание является односторонней сделкой и не требует согласия представителя. Оно ничем не обусловлено и может быть осуществлено в любое время. Доказательства извещения об отзыве доверенности должны быть выражены в письменной форме, что важно не только для гражданско-правовых, но и для процессуальных отношений. Порядок прекращения нотариально удостоверенных доверенностей путем отмены конкретизирован п. 10 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей. Так, нотариус разъясняет представляемому, что он обязан известить об отмене доверенности лицо, которому доверенность выдана, а также известных третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность, и затребовать возврата доверенности от представителя. В случае отмены представляемым доверенности передача соответствующего заявления может быть оформлена через нотариуса по правилам ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате, согласно которой нотариус передает заявления граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением. Заявления могут передаваться также с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств. Расходы, связанные с использованием технических средств для передачи заявлений, оплачивает лицо, по просьбе которого совершается нотариальное действие. По просьбе представляемого ему может быть выдано свидетельство о передаче заявления.

———————————
Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2001 г. N 5-Г02-40 // СПС «КонсультантПлюс».

Нотариус по желанию заявителя свидетельствует подлинность подписи представляемого на заявлении. В этом случае нотариус делает отметку об отмене нотариально удостоверенной доверенности в Реестре нотариальных действий. В случаях, когда через нотариуса отменяется доверенность, выданная в порядке передоверия, он делает отметку об этом на основной доверенности.

Экземпляр доверенности, находящийся у представителя, по возможности должен быть возвращен представляемому. На экземпляре доверенности, хранящемся в делах нотариуса, целесообразно сделать отметку об отмене доверенности.

5. Третье основание — отказ лица, которому выдана доверенность. При этом лицо, которому выдана доверенность, обязано согласно п. 3 ст. 189 ГК РФ немедленно вернуть доверенность, но не обязано извещать об этом третьих лиц, что подтверждается также судебной практикой. Пункт 1 ст. 189 ГК РФ распространяется лишь на лицо, выдавшее доверенность.

———————————
Постановление ФАС Уральского округа от 19 сентября 2007 г. N Ф09-7570/07-С5 по делу N А60- 31230/2006; Определение ВАС РФ от 22 января 2008 г. N 18159/07 // СПС «КонсультантПлюс».

Согласно п. 2 комментируемой статьи основания, предусмотренные подп. 2, 3 п. 1 этой же статьи, являются односторонними сделками и не зависят от воли другого лица. Данные сделки по форме должны соответствовать той форме, в которой была совершена доверенность (ст. 156, п. 1 ст. 452 ГК).

Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, — отказаться от нее. Соглашение об отказе от права лица, выдавшего доверенность, отменить ее, а лица, которому доверенность выдана, отказаться от нее, ничтожно. К такому соглашению применяются нормы ст. ст. 166, 167 ГК РФ.

6. Подпункты 4, 5 комментируемой статьи в качестве основания прекращения действия доверенности называют прекращение юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность. Не являются основаниями для прекращения действия доверенности смена исполнительного органа организации, смерть руководителя юридического лица, лица, уполномоченного совершать доверенности от имени юридического лица, или прекращение с ним трудовых, корпоративных отношений, что подтверждается и судебной практикой.

———————————
Постановление ФАС Центрального округа от 28 марта 2008 г. по делу N А68-1379/07-100/2 // СПС «КонсультантПлюс».

Определение ВАС РФ от 26 июля 2007 г. N 8522/07 по делу N А48-7356/06-8; Постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2006 г. N А14-10058-2005/297/29, от 28 января 2005 г. N А09-3199/04-23 // СПС «КонсультантПлюс».

Прекращение юридического лица осуществляется путем реорганизации, кроме выделения (ст. ст. 57, 58 ГК), ликвидации (ст. 61 ГК), исключения из Единого государственного реестра (ст. ст. 21.1, 21.2 Закона о регистрации юридических лиц).

7. Шестое и седьмое основания прекращения доверенности связаны со смертью физического лица, выдавшего доверенность, или лица, которому выдана доверенность, а также с признанием их недееспособными, ограниченно дееспособными или безвестно отсутствующими.

Порядок признания гражданина недееспособным определен ст. 29 ГК РФ, гл. 31 ГПК РФ, ограниченно дееспособным — ст. 30 ГК РФ, гл. 31 ГПК РФ, безвестно отсутствующим — ст. ст. 42 и 43 ГК РФ, гл. 30 ГПК РФ. Момент прекращения доверенности зависит от даты вступления соответствующего решения суда в законную силу. Согласно ст. 177 ГК РФ доверенность, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, оспорима и может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения. Доверенность, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.

При объявлении гражданина умершим наступают те же последствия, что и в случае смерти. Время прекращения доверенности связано со вступлением решения суда в законную силу. Согласно п. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

8. Доверенность, прекратившая свое действие в связи со смертью лица, которое выдало доверенность, или лица, которому выдана доверенность, а также отменяемая в связи с наступлением других событий, указанных в п. 1 комментируемой статьи, перестает действовать, начиная со следующего дня после наступления события, а не с момента получения извещения об этом другой стороной.

Последствия прекращения доверенности отражены в ст. 189 ГК РФ (см. комментарий к этой статье). Кроме того, прекращение доверенности по названным в комментируемой статье основаниям влечет отсутствие полномочий действовать от имени доверителя. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка в силу п. 1 ст. 183 ГК РФ считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку, что подтверждается и судебной практикой, в частности, при совершении сделки по доверенности, утратившей силу в связи с истечением срока ее действия.

———————————
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 марта 2005 г. N А39-2776/2004-108/5 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Пункт 3 настоящей статьи обусловливает правило, согласно которому с прекращением доверенности теряет силу передоверие. Лицо, которому выдана доверенность, может передоверить совершение соответствующих действий другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. О передоверии см. комментарий к ст. 187 ГК РФ.

Так, например, доверенность в порядке передоверия утрачивает действие в связи с истечением срока действия доверенности. При этом срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

Обратной взаимосвязи между доверенностью и передоверием нет, т.е. передоверие не прекращает действие доверенности и полномочий представителя. Доверенность, выданная в порядке передоверия и прекратившая свое действие, подлежит возврату лицу, выдавшему основную доверенность. Доверенность, выданная в порядке передоверия, может быть отменена представителем, выдавшим данную доверенность. Лицо, действующее на основании такой доверенности, также вправе от нее отказаться. В случае если доверенность, выданная в порядке передоверия, отменена представителем, то данная доверенность может быть возвращена как ему самому, так и лицу, выдавшему основную доверенность.

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны:

    регулировать рынок рабочей силы через смятение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;

    содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);

    рассчитываться на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

    пригодных для работы в современных условиях;

    тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

    кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

    кто вообще не может работать;

    кто не стремится работать.

Для полной ясности вопроса о социальных гарантиях приведем некоторые выписки из законодательства по этому вопросу.

    Гарантии в реализации права на труд: свобода выбора занятий и работы; государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни; государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы; безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т. д.

    Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т. д.

    Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.

    Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

    Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.

    Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.

    В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.

    Закон строго определяет размер пособий по безработице.

    Закон определяет также условия и сроки выплаты пособия по безработице и т. д.

В условиях формирования рыночной системы хозяйствования обостряется противоречие между необходимостью проведений жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей, которая становится необходимым элементом функционирования цивилизованного общества.

Изучение данной проблемы позволяет определить социальную защиту как систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, обеспечивающих достойное и социально приемлемое качество жизни человека. Основными институтами социальной защиты человека являются государство, профессиональные союзы и другие общественные объединения. В то же время социальная защита строится на социальных гарантиях. Эти гарантии зафиксированы законодательством.

Социальное партнерство

1. Понятие социального партнерства

2. Субъекты социального партнерства

3. Коллективный договор

Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.

Основные принципы социального партнерства : соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работодатели и государство.

Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:

– от имени работников – профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;

– от имени работодателя на уровне организации – руководитель органи-зации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на национальном, отраслевом и территориальном уровнях – представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;

– от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней

Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Украине, а также в регионах, городах и в организациях.

Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации , как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.

Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на государственном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях , а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях. Современные условия развития экономики определяют необходимость заключения генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных и коллективных соглашений. По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономи-ческих отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами, их подписавшими. Национальные (государственные) генеральные соглашения являются трехсторонними и заключаются между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, правительством Украины. Генеральные соглашения определяют, как правило, общие принципы социально-экономической политики данного периода и охватывают совокупные интересы работников и работодателей. В них должны предусматриваться положения о принципах регулирования трудовых соглашений, в том числе заработной платы, и минимальных социально-экономических гарантиях исходя из роста цен и уровня инфляции.

Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками отраслевых согла-шений могут являться также три стороны – соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объе-динения работодателей), Министерство труда и социальной политики Украины.

Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.

Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные, так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели, предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений.

Примерная структура тарифного соглашения следующая:

1. Сфера действия.

2. Прием на работу и испытательный срок.

3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.

4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).

5. Отпуск.

6. Социальная защита.

7.Рабочее время.

8. Изменение режима работы.

9.Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.

10. Выплаты заработной платы.

11. Правила оплаты времени болезни.

12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.

13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.

14. Оплата командировочных.

15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.

16. Методы оценки произведенной работы.

17. Урегулирование спорных вопросов.

18. Прочие положения.

19. Вступление соглашения в силу, прекращение действия соглашения.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Коллективный договор базовый документ для социальной политики предприятия, в отношении тех людей, которые на нем работают.

Процесс подготовки и заключения коллективного договора на предприятиях имеет общие черты и сохраняет традиционный характер. Изучение колдоговорного процесса представляется возможным с двух сторон: во-первых, необходимо выделить этапы разработки колдоговора и исследовать характер организационно-методической работы; во-вторых, следует проанализировать содержание колдоговора, его структуру.

Организация работы по составлению нового колдоговора начинается с формирования комиссии. Ее членами на паритетных началах являются представители администрации и профсоюза. Приказом первого руководителя предприятия определяется график совместных действий, в котором указываются сроки проведения колдоговорной компании, составления отчета по выполнению действующего колдоговора, сбора предложений от работников. Работа профкома над отчетом и составлением проекта нового текста проводится совместно со специалистами предприятия. Существует практика, когда проект коллективного договора готовят освобожденные члены профкома.

На следующем этапе работы проводится обсуждение проекта в трудовом коллективе. Обобщение опыта обсуждения коллективного договора работниками предприятий позволяет выделить следующие формы:

    Обсуждение на цеховых собраниях, в процессе текущей работы – на оперативках.

    Использование стендов с ящиками для сбора предложений.

    Организация “прямых линий” с генеральным директором, с председателем профкома.

    Выделение специальной рубрики в многотиражке.

    Проведение анкетирования для выяснения предложений по совершенствованию коллективного договора.

К проблемам организации переговорного процесса можно отнести следующее. Во-первых, привлечение начальников цехов и отделов, мастеров участков в качестве посредников сбора предложений по разработке коллективного договора. Такая практика может быть расценена как применение администрацией тактики отсеивания “ненужных” предложений. Эта политика изменяет сущность социального партнерства, т. к. применяется “негласная” форма давления на работников, нарушается принцип равноправия партнеров. Администрация создает собственные органы, которые пытаются выполнять функции профсоюза, тем самым утрачивается связь работников с представителями, выражающими их интересы. В этом случае профсоюзному комитету уместно расширить спектр демократичных способов сбора предложений.

Во-вторых, обсуждение проекта колдоговора на производственных совещаниях, оперативках делает, с одной стороны, изучение текста колдоговора более доступным, с другой – поверхностным. Поскольку эти формы коммуникации осуществляются в рамках управления предприятием, поднимаемые на них вопросы должны носить производственный характер. Для коллективного обсуждения содержания колдоговора существуют достаточно традиционные формы – профсоюзные собрания, собрания трудового коллектива.

На последующих этапах согласительная комиссия дорабатывает проект с учетом потупивших замечаний и предложений, отдает его профсоюзному комитету и работодателю. После этого данный проект передается на согласование совету директоров, а затем выносится для обсуждения и принятия на конференцию трудового коллектива. Как правило, на всех предприятиях, на колдоговорную конференцию члены согласительной комиссии выходят с согласованным проектом.

Участники социального диалога противоречивы в определении относительно срока, на который должен заключаться коллективный договор. Опыт показывает, что наиболее приемлемым считается принятие колдоговора на два года. На предприятиях, где принимают коллективный договор на один год, стороны партнерства объясняют это сложившейся традицией, быстрой сменой финансовых обстоятельств. Такая ситуация характерна, когда согласи-тельная комиссия работает лишь в период колдоговорной компании, когда в ходе текущей работы коллективный договор не изменяется и не дополняется. С учетом нестабильности экономического положения в стране наиболее эффективной формой сотрудничества между профсоюзной организацией и работодателем следует считать постоянно действующую комиссию по разработке и внесению изменений в коллективный договор. В этом случае появляется возможность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию на предприятии и вносить необходимые поправки в коллективный договор.

К другим формам социального партнерства на предприятии можно отнести комиссии по охране труда, социальному страхованию, трудовым спорам и др.

Деятельность комиссий по охране труда направлена в основном на решение текущих вопросов, касающихся, например, питьевого режима, выдачи молока на “вредных” участках, обеспечения спецодеждой и т. д. По итогам проверки выпускается приказ, предписывающий устранить нарушения, здесь же оговариваются ответственные за решение вопроса и санкции за невыполнение. Комиссия с согласия технического инспектора, который курирует предприятие по этим вопросам, вправе приостановить производственный процесс там, где условия не отвечают обеспечению безопасности работников и окружающей среды.

В состав комиссий входят представители, как администрации, так и профсоюзной организации. Например, в большинстве случаев работу комиссии по охране труда возглавляют заместители председателей профкома. Участие профсоюзных лидеров в работе комиссий облегчает процесс взаимопонимания субъектов партнерства.

Сегодня преобладает тенденция принижения роли профсоюза на предприятии. Ослабление позиций профсоюзных организаций объясняется рядом причин. Во-первых, происходит вытеснение профсоюза из основной сферы деятельности предприятия – производственной. Профкомы зачастую не имеют доступа к информации о деятельности предприятия, о его финансовом положении.

Механизмы притеснения профсоюзной организации со стороны работодателей различны: председателей профкомов выводят из совета директоров, не приглашают на оперативные совещания либо создают явный перевес сил представителей административного корпуса по сравнению с профсоюзной стороной при решении производственных вопросов на заседаниях согласительной комиссии. В этом случае принцип паритетности нарушается, профсоюз не может отстоять наказы своих рядовых членов. В такой ситуации имидж профсоюзной организации как представителя прав работников предприятия разрушается.

Во-вторых, раньше, в условиях советского общества, руководители предприятий воспринимали профсоюз как неотъемлемую часть административной системы, в качестве структурного подразделения предприятия. Появление собственника на предприятии, нового типа руководителей обнажило противоположность интересов этих социальных групп. Сегодня отчетливо прослеживается стремление администрации минимизировать свои расходы на социальные нужды, это проявляется в отказе финансирования социальной сферы и в снижении социальных выплат и льгот работникам предприятий. Поэтому для профсоюзных лидеров насущным является изменение тактики действий – выйти на собственника предприятия, научиться строить отношения с людьми другого типа мышления.

В-третьих, вытеснение профсоюза из привычных сфер деятельности приводит к существенному сокращению функций, выполняемых ранее профсоюзной организацией на предприятиях. Вместе с тем новая экономическая ситуация требует от профсоюзных организаторов пересмотра своих прежних функций – от “распределения путевок” к участию в формировании фонда заработной платы на предприятии, к решению проблем охраны труда, к поддержанию существующих социальных гарантий и льгот и, при возможности, расширения их списка.

В-четвертых, ослабление позиций профсоюзных организаций объясняется недостаточными знаниями экономики, трудового законодательства. Привлечение специалистов со стороны не приветствуется, прежде всего, самими профсоюзными лидерами. В качестве аргументов приводятся отнюдь не финансовые трудности. В первую очередь они указывают на этические моменты, которые могут привести к конфронтации с администрацией. Складывается безысходная ситуация: сами не способны, позвать других – психологически не готовы .

Одной из причин ослабления профсоюзной организации является преобладание личных отношений между профсоюзными лидерами и администрацией. На большинстве предприятий администрация и профсоюз связаны неформальными отношениями. Использование традиционного способа – личного обращения председателя профкома к руководству вряд ли можно отнести к “работающим” механизмам социального диалога, поскольку данный механизм зависит от субъективного фактора: расположения или неприятия работодателя к профсоюзному лидеру. Отношения между сторонами партнерства следует строить, используя, прежде всего, правовые механизмы. При формализации отношений с помощью документов легче отстаивать либо опровергать точку зрения участников социального диалога.

Таким образом, статусная позиция профсоюзной организации на предприятии может быть охарактеризована с двух сторон. В одном случае формируется профсоюз как самостоятельная влиятельная сила, имеющая собственную позицию по социально значимым вопросам и умеющая отстаивать эту позицию перед администрацией. В другом – снижается роль профкомов в регулировании социально-трудовых процессов на предприятии, их деятельность сводится к традиционным функциям по распределению социальных благ и формальному представительству интересов работников перед администрацией.

На предприятиях между профсоюзной организацией, представляющей интересы работников, и администрацией, представляющей интересы работодателя, ведется социальный диалог с разной степенью эффективности. Процесс становления института социального партнерства не завершен: требует совершенствования правовая база, необходимо организационное оформление субъектов (в частности стороны работодателя), необходимо отработать систему механизмов ведения переговоров.

Совершенствование социального партнерства на микроуровне – процесс, далеко выходящий за пределы его организации на предприятии. Развитие партнерских отношений на микроуровне тесно взаимосвязано с изменением системы социального партнерства на региональном и национальном уровнях. Данный вопрос, прежде всего, касается соотнесения соглашений вышестоящих уровней с колдоговором. Необходимо формирование и законодательное закре-пление вертикальной структуры системы социального партнерства: Генераль-ного соглашения, регионального (трехстороннего) соглашения, отраслевого (та-рифного) соглашения, территориального (тарифного) соглашения и колдого-вора, согласование их по срокам заключения. Следует разработать механизмы, которые обеспечили бы их распространение на каждое предприятие. Кроме того, насущным остается вопрос о расширении границ ответственности работодателей за выполнение условий соглашений всех уровней.

Остается не решенной задача включения собственников в отношения социального партнерства. Одним из способов их привлечения к социальному диалогу может стать экономическое стимулирование: в законопроектах необходимо предусмотреть некоторые льготы тем предприятиям, которые качественно и полностью выполняют условия коллективного договора.

Участники социального партнерства четко не представляют: кого считать работодателем? Понятия “собственник”, “работодатель” как профсоюзной стороной, так и администрацией четко не сформулированы.

Для работодателей традиционного “советского” типа существование профсоюза – привычное явление, поэтому они стремятся работать одной командой. Руководители нового типа стремятся к поддержанию “социального спокойствия” на предприятии, поэтому идут “на контакт с профсоюзом”. Но они не воспринимают профсоюз в качестве равноправного партнера.

Для профсоюзной стороны проблема состоит в том, что у них ограничена возможность равноправного участия в переговорном процессе. Зачастую профсоюз не воспринимается в качестве равнозначного партнера. Слабость профсоюзной стороны объясняется недостатком (неполнотой, недостоверностью) информации, необходимой для переговорного процесса, отсутствием у работников достаточных экономических, правовых знаний, позволяющих разобраться в действительном положении дел на предприятии. С другой стороны, профсоюзным лидерам не хватает мастерства для ведения переговоров. Возможным путем решения названных проблем может стать создание института (регионального, отраслевого, территориального и т.д.) независимой экспертизы экономического положения предприятия. Кроме того, насущным становится организация центров по обучению мастерству ведения переговоров, где основное внимание необходимо сосредоточить на получение знаний о методах и процедурах переговорного процесса.

Таким образом, развитие социального партнерства в Украине наталкивается на целый ряд трудностей. Основная трудность состоит в том, что до сих пор не сформировались главные субъекты общественного партнерства. Профсоюзные объединения дробятся на соперничающие группировки, а работодатели и предприниматели разобщены по многим ассоциациям и союзам. Если на низовом уровне такая разобщенность сторон – не помеха для сотрудничества, то на общегосударственном и отраслевом уровнях она серьезно затрудняет нахождение общих согласованных решений.

Тормозит развитие сотрудничества партнеров на различных уровнях несовершенство нашего трудового законодательства, в частности отсутствие отдельного закона об использовании индивидуальных контрактов (договоров) в гибких формах занятости.

Профсоюзы и работодатели привыкли к тому, что генеральные соглашения ежегодно подписываются сторонами с большим запозданием по срокам и по многим пунктам не выполняются. Трехсторонняя процедура согласования интересов социальных партнеров с участием правительства нередко носит необязательный и формальный характер, ибо стороны фактически не несут ответственности за срыв соглашений. В отличие от западных государств, где коллективные договоры и соглашения считаются нормативными документами на уровне закона, в Украине они во многих случаях остаются лишь на бумаге и в виде рекомендаций.

Наряду с преобладающей коллективно-договорной системой и прямым регулированием трудовых отношений со стороны государства взаимодействие работника и работодателя может определяться и в индивидуально-договорном порядке. В этом случае имеют место прямые отношения между работодателем и работником. Функционирование рынков труда в развитых странах с рыночной экономикой в последнее десятилетие характеризуется активным внедрением индивидуально-договорных механизмов, сузивших сферу действия коллективных отношений. Однако, если рынки труда развитых стран имеют сложившуюся инфраструктуру, отлаженные механизмы переквалификации и перераспределения рабочей силы, позволяющие работнику в любое время «встроиться» в систему трудовых отношений, то в условиях рынка в нашей стране работник лишен подобной возможности.

Другим «отягчающим» обстоятельством является неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников. В этой связи в настоящее время уровень развития законодательной базы и инфраструктуры социальной защиты работников определяет предпочтительность коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений по сравнению с индивидуально-договорным регулированием взаимоотношений работников и работодателей. За формирующимися в Украине в последние годы моделями социального партнерства – будущее, которое должно быть глубоко осмыслено всеми участниками переговорных процессов на разных уровнях, в противном случае неизбежно нарастание социальной нестабильности в обществе вместо процессов разрешения и согласования противоречивых устремлений всех социальных групп населения.

Как уже отмечалось, субъектами коллективно-договорного регулирования выступают собственник или уполномоченное им лицо (юридическое или физическое) и работники. Различия целей субъектов данной системы могут приводить к конфликтам между результатами коллективных переговоров и экономической политикой государства, особенно в период экономических кризисов, обостряющих проблемы инфляции и безработицы. В подобных условиях коллективно-договорная система может стать фактором, подстегивающим инфляцию.

Существуют три возможных способа разрешения возникающего противоречия между общенациональными и групповыми интересами. Первый способ связан с так называемой политикой социальной ответственности сторон. Реакцией на взрыв инфляции и беспокойство правительства относительно экономической стабильности становится сознательное ограничение и умеренность требований профсоюзов в области заработной платы. В коллективных соглашениях на первый план выступают технологические требования, предусматриваются сокращение рабочих часов, ранний уход на пенсию, поощрение частичной занятости, увеличение отпусков, внутренние перемещения как защита от безработицы.

Естественно, что этот способ не может выступать кардинальным решением проблем, особенно в условиях гиперинфляции и массовой безработицы, а служит лишь временным средством сглаживания противоречий.

Коллективные и индивидуальные трудовые договоры и соглашения призваны обеспечить реализацию основных социальных прав персонала. Они лишь часть правового поля, на базе которого функционируют трудовые отношения, идет согласование социально-экономических интересов работников и работодателей.

Решение социальных вопросов, вызывающих психологическую напря-женность персонала, может эффективно осуществляться, если в организации сформировались и соблюдаются демократические нормы поведения.

Конкретизируя общедемократические нормы поведения, можно выделить следующие основные права персонала.

Занятость и оплата труда. Каждый имеет право на свободный выбор и реализацию своей профессии согласно порядку, действующему в соответствующей области.

Любой труд должен быть оплачен в справедливом размере. Для этого рекомендуется, чтобы:

– рабочим и служащим была дана гарантия справедливой оплаты труда, позволяющая им жить на адекватном жизненном уровне;

– рабочие и служащие, работающие на основе трудового соглашения, отличающегося от договора по постоянной работе на полный рабочий день, получили соответствующую оплату труда;

– оплата труда не может удерживаться, отчуждаться или подвергаться аресту только согласно законам государства; в соответствии с этими положениями рабочие и служащие должны оставаться со средствами, необходимыми для покрытия жизненных издержек для себя и своей семьи.

Право свободного передвижения. Все рабочие и служащие имеют право свободного передвижения на всей территории Украины с оговоркой ограничений, оправданных по причинам общественного порядка, безопасности и здоровья.

Профессиональное обучение. Все рабочие и служащие должны иметь доступ к профессиональному обучению и должны обладать этой возможностью в течение всей трудовой жизни. Условия доступа к профессиональному обучению не могут содержать дискриминацию по гражданству.

Территориальные органы управления, организации или социальные партнеры должны создавать в сфере их компетенции условия для повышения и совершенствования квалификации, позволяющие всем желающим проходить переобучение, повышать уровень квалификации и получать актуальные знания, особенно в связи с современными техническими достижениями.

Равноправие мужчины и женщины. Равенство возможностей между мужчинами и женщинами должно быть обеспечено и непрерывно развиваться. С этой целью везде, где это необходимо, надо принять меры, направленные на обеспечение осуществления равноправия мужчины и женщины, в первую очередь по таким вопросам, как получение работы, оплата труда, социальная защита, общее и профессиональное обучение, а также возможность служебного продвижения.

Охрана здоровья и безопасность условий трудового процесса. Все рабочие и служащие должны иметь удовлетворяющие нормам условия трудового процесса по отношению к охране здоровья и безопасности. Надо принимать соответствующие меры по гармонизации условий труда.

Охрана труда детей и молодежи. Интеграция молодежи в трудовую жизнь обеспечивается путем профессионального обучения. Минимальный возраст при вступлении в трудовую жизнь должен быть не ниже возраста освобождения от обязательного обучения.

Вся работающая молодежь должна получать адекватную оплату труда. Надо принимать необходимые меры для изменения положений трудового права, касающихся работающей молодежи, таким образом, чтобы они соответствовали требованиям индивидуального развития личности и потребностям в профессиональном обучении и доступе к работе.

По истечении срока обязательного обучения молодые люди должны иметь возможность получить основное профессиональное обучение, чтобы приспособиться к требованиям будущей трудовой жизни.

Особенно надо ограничить рабочее время всех рабочих и служащих моложе восемнадцати лет, причем нельзя обходить это требование, прибегая к сверхурочной работе, работе в ночное время. Исключения могут быть допущены в случае определенных видов профессиональной деятельности, установленных правовыми положениями.

Пожилые люди. Все рабочие и служащие пенсионного возраста должны обладать средствами в размере, гарантирующем им адекватный жизненный уровень, а каждый человек, достигший пожилого возраста, не имея, однако, права на пенсионное обеспечение, должен иметь возможность получать в случае заболевания достаточные пособия, средства социальной помощи, которые соответствуют его специфическим потребностям.

Рынок труда и его регулирование

1. Рынок труда, его структура

2. Модели рынка труда

3. Элементы рынка труда: спрос, предложение, цена рабочей силы

4. Сегментация рынка труда

6. Инфраструктура рынка труда

Частью общей стратегии любого правительства в области общественных отношений выступает система социальных гарантий. Это направление предусматривает целенаправленную деятельность власти по разработке и реализации решений, касающихся непосредственно каждого гражданина и его положения. Создание тех или иных форм защиты осуществляется с учетом различий между группами населения.

Значение

Основная цель, которую преследует гарантий, это формирование защиты всех элементов, составляющих структуру общества, а также отдельных индивидов от деструктивных процессов, которые имеют место на тех или иных этапах развития. Деятельность власти направлена на развитие формирующих население групп, классов, слоев, этнических сообществ. Такая политика должна содержать определенные стратегические установки, ориентированные на достижение глобальных для страны целей. Основа, на которой формируются социально-экономические гарантии, это информация, которую получают при сборе статистических сведений и выполнении общественных исследований. Анализ и осмысление полученных данных позволяет выработать грамотную стратегию по реализации особо значимых целей, решению актуальных задач.

Политика власти в сфере доходов

Различия в показателе прибыли на душу населения именуются дифференциацией. В рыночном хозяйстве она всегда была и остается характерным признаком. отмечается и в странах, которые давно встали на путь развития, и которые находятся сейчас в самом его начале. Особенно характерен рост ее показателей для России. На смягчение установившегося неравенства как раз и ориентированы государственные социальные гарантии. Это считается сегодня первоочередной задачей Правительства страны. Решение данного вопроса предусматривает поддержание оптимального соотношения между доходами занятой (активной) части населения и нетрудоспособных граждан. Реализуется эта задача посредством введения налогов и трансфертов для жизнедеятельности людей или достижения ими определенного уровня жизни.

Снижение показателей дифференциации

В качестве основных направлений в данной политике выступают:

  • Перераспределение, регулирование, перерасчет поступлений граждан.
  • Поддержание беднейших категорий и так далее.

Перераспределение доходов производится посредством дифференциации налогов, получаемых из разных источников. Регулирование прибыли заключается в непосредственном вмешательстве в первичное направление денежных потоков путем установления или минимальной величины зарплаты или верхнего предела ее номинального размера. Наибольшее значение, однако, имеет поддержка беднейших слоев населения.

Социальная гарантия

Это определение выступает в качестве ключевого понятия в разработке программ, направленных на защиту населения от разного рода деструктивных общественных и политических процессов в стране. Оно включает в себя различные нормативы, которые обеспечивают гражданам общепризнанный уровень потребления - минимальный стандарт качества жизни с учетом возможностей национального хозяйства.

Основные требования

Институт общественной защиты граждан должен соответствовать следующим условиям:

  1. Иметь достаточный и необходимый объем.
  2. Располагать материальными и финансовыми ресурсами.
  3. Предусматривать адресность.
  4. Учитывать территориальные особенности.
  5. Обладать механизмом доведения помощи до получателей.

Характеристика

Социальная гарантия - это элемент, который обеспечивается населению в соответствии с конституционными положениями. Она может быть:

  • Общенациональной.
  • Региональной.
  • Отраслевой.

Защита трудоспособного населения

Социальные гарантии работникам - это инструменты обеспечения нормальных условий профессиональной деятельности и получения оплаты за нее. В России в качестве одного из таких средств выступает установление МРОТ. Во многих странах введена минимальная часовая зарплата. На сегодняшний день МРОТ в России находится на достаточно низком уровне. Это говорит о том, что проводимая политика в сфере занятости населения не дает нужного эффекта.

Социальные гарантии и компенсации

Это отдельное направление деятельности власти. Оно ориентировано в сторону нетрудоспособного населения, которое сегодня особенно нуждается в защите. Стратегия власти должна создавать оптимальные условия с учетом каждой категории таких граждан. Поступления на их обеспечение разделяются на три группы:


Классификация льгот

Они представлены в виде дотаций на:

  1. Оплату коммунальных услуг и жилья.
  2. Покупку лекарств.
  3. Бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на топливо и техобслуживание.
  4. Налогообложение.
  5. Предоставление путевок в санатории и на курорты.
  6. Проезд на внутригородском и междугороднем общественном транспорте.

Виды пособий

Денежные компенсации предусмотрены:

  1. По бедности.
  2. Матерям и детям.
  3. Инвалидам.
  4. Ветеранам, пенсионерам и пожилым людям.
  5. Вынужденным переселенцам и беженцам.

Функции

Любая социальная гарантия - это элемент общественного института защиты населения. В его рамках ставятся крупномасштабные цели и задачи. Их достижение и реализация осуществляется по разработанной Правительством программе. Четкое следование принятой схемы должно обеспечивать предполагаемый эффект. Социальная гарантия -это, кроме прочего, эффективный инструмент стабилизации положения граждан. Она исполняет следующие функции:


Заключение

Основные задачи, которые стоят перед охватывают стимулирование и поддержание экономического развития, подчинение производственной сферы интересам потребителей. Вместе с этим, благодаря внедрению разработанных программ, усиливается трудовая мотивация, деловая предприимчивость населения. Все это в свою очередь способствует достижению и последующему повышению уровня жизни, сохранению природного и культурного наследия, самобытности и национального своеобразия.