Что такое настоящая благотворительность. Благотворительность

Что такое благотворительность?

В самом общем виде благотворительность – оказание безвозмездной помощи. По определению Д. Берлингема, это "деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни".

Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство.

Немалую роль в неоднородности понимания термина "благотворительность" играет и устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным, а потому сакральным и жертвенным.

Так, "корпоративная благотворительность" приобрела свое название скорее за неимением другого определения социальной деятельности коммерческих организаций. Это явление, опирающееся на традиции шефства и социальных программ организаций советского времени, широко распространено, но в настоящий момент переживает стремительные изменения. Именно этими изменениями вызван интерес бизнеса к понятиям и технологиям социальной ответственности, социального партнерства, социальных инвестиций и т. д.

Необходимость поиска новых путей в развитии благотворительности продиктована чисто экономическими причинами. Находясь в экономической модели социализма, бизнес не являлся чем-то отчужденным от общества, он выполнял производственные функции и являлся базисом для всеобщей социальной надстройки. Являясь шефом какого-либо социального или культурного объекта, предприятие ничего не требовало взамен. В условиях частной собственности и конкуренции предприятия не могут придерживаться такой модели благотворительности, которая описывается двумя словами "отдал и забыл".

"Государственный рэкет" (общепринятый термин, обозначающий выдавливание государственным аппаратом средств бизнеса на реализацию общегородских или общерегиональных социальных программ) начал утрачивать свою эффективность прямо пропорционально уменьшению зависимости бизнеса от государства.

Сегодня уже на принятие решения о социальных программах большее воздействие имеют инвестиционные, нежели административные рычаги.

Итак, сегодня, термин "благотворительность" обозначает весь спектр социальной активности компаний. Именно поэтому стимулирование благотворительности проводится одновременно в нескольких направлениях.

Если бы терминологическая база успевала за жизнью, мы могли бы разделить стимулирование программ социальной ответственности, программ социальных инвестиций, внутренних корпоративных социальных программ и благотворительности. Но на сегодняшний момент мы лишены возможности провести такое разделение, а потому практики стимулирования благотворительности рассматриваем вкупе, так, как они выявлены в муниципальных документах.

Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд "ЛУКОЙЛ").

Частная благотворительность – наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.

Кроме этого горизонтального деления благотворительности есть также деление вертикальное – по масштабам деятельности и объему средств. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения – детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты – для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).

Филантропия – слово греческого происхождения (philanthropia), означающее "любовь к людям". В словарях говорится, что "филантропия" – то же самое, что благотворительность, то есть это – полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать "любовью к людям", то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью. С одной стороны, такое вложение средств стратегически направлено на общественное благо в целом (сохранение экологического баланса), с другой – благотворительность помогает отнюдь не людям, а животным. Если так, то разница между филантропией и благотворительностью лежит не в конкретных формах действия, а исключительно в сфере мотивации. Хотя по большому счету, помощь не конкретным людям и их группам, а вложение средств в природу, искусство, науку рано или поздно "дойдет" до общества в виде улучшения экологической обстановки, новых открытий, произведений искусства и т.д.

Меценатство. Изначально меценат – имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Конкретных примеров его деятельности до нас дошло не много, но о том, что таковая имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: "Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!". На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.

Спонсорство – этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем верно. Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.

Социальная ответственность бизнеса. Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества. Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.

В определении особое значение имеет слово "ответственность" – нельзя быть ответственным за то, что от тебя не зависит, или за то, что не имеет к тебе никакого отношения. Социальная ответственность бизнеса чаще всего выражается в поддержке местных сообществ в регионах присутствия компании (что приобретает наибольшие масштабы в случае с градообразующими предприятиями, когда компании фактически выполняют функции местной администрации: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее). Нередко бизнес считает для себя необходимым хотя бы отчасти нейтрализовать вредное влияние, которое оказывает выпускаемая им продукция. Например, табачные компании занимаются изданием и распространением информационных брошюр о вреде курения и поддержкой научных исследований в области рака легких.

деятельность, посредством которой обладатели частных ресурсов добровольно и безвозмездно распределяют их в целях содействия нуждающимся людям, решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися понимаются не только те, кто живет в нужде, но и те, кто испытывает недостаток в дополнительных средствах для реализации своих общественно ценных (напр., профессиональных) интересов. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так и способности и энергия людей. Много общего есть в мотивах и ценностных основаниях благотворительности и милостыни, но как определенного рода общественная практика благотворительность отличается от последней: милостыня представляет собой индивидуальное и частное действие, благотворительность же носит организованный, по преимуществу безличный характер и даже в случаях обеспечения реализации индивидуальных начинаний (проектов) имеет в виду общественно значимые цели. В отличие от гуманитарной помощи в чрезвычайных обстоятельствах, которая осуществляется на основе как государственных, так и благотворительных фондов и которая должна быть систематической и непременной (не зависящей от чьей-то доброй воли), благотворительность представляет собой помощь в насущно необходимом, а в ряде случаев-поддержку людей и организаций просто в желаемом. Как направленное на общее благо благотворительность представляет собой деятельность, цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей и которая не преследует задачу получения прибыли.

В благотворительных акциях иногда могут реализовываться частные интересы их организаторов, попечителей или доноров, чем определяется необходимость строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. Еще до недавнего времени возможность осуществления частных интересов служила поводом для суровой критики самой благотворительности. Наиболее типичные классические аргументы заключались в следующем: а) с помощью благотворительности приобретается и расширяется власть (П. Гольбах), б) трудящихся отвлекают от классовых противоречий (П. Лафарг), в) устраивается развлечение (Л. Н. Толстой). В наше время к ним присоединяются новые доводы: благотворительность может являться для спонсоров формой рекламы или способом сокращения суммы налога, а также средством отмывания «нечистого» капитала. Негативистская критика указывает на действительные пороки в общественных нравах, однако в отношении собственно благотворительности она представляет собой морализирование, поскольку в ней благотворительная деятельность смешивается с рекламой, бизнесом, политикой, развлечением, а ее действительное социально-нравственное значение игнорируется.

Аргументы иного рода выдвигаются в утилитаристской критике, основанной на анализе социальных последствий и социально-экономических составляющих благотворительности (Гегель, Дж. С. Милль). Эта критика, ставя вопрос о справедливости и эффективности благотворительности, подвергает сомнению истину морального сознания, что благотворительность сама по себе всегда справедлива. С социологической точки зрения посредством благотворительности осуществляются две важные социальные функции: сохранения и воспроизводства общества (попечение о бездомных, голодающих, об одиноких стариках и брошенных детях, о тяжело больных и попавших из-за независящих от них обстоятельств в беду и т. д.) и развития общества (поддержка социально перспективных инициатив). Во второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и единственную цель-поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в материальной необеспеченности (т. е. предоставление максимально необходимой помощи при минимальном поощрении людей к тому, чтобы они именно на такую помощь полагались). Утилитаристская критика подготовила интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов благотворительности, что в наибольшей степени проявилось в политике и практике американских филантропических фондов (Рокфеллера, Карнеги. Форда), возникших во 2-й пол. 19-нач. 20 в.

Этическая критика (ее развивали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) переносит акцент в рассуждении о благотворительности с прагматических на ценностные и духовные проблемы. Утилитаристский и этический подходы к благотворительности существенным образом дополняют друг друга. Ориентировавшаяся на универсальную мораль милосердия, этическая критика представляла собой важный вклад в преодоление нравственных отклонений и моральной «амбициозности» благотворительности. На основе утилитаристской критики, сориентированной на социальную этику справедливости и здравого смысла, были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.

Благотворительность. Нужно ли заниматься благотворительностью?

Стремление помочь нуждающимся, внести часть средств на оплату операции или лекарств для больных, продуктов и одежды для нуждающихся – порыв очень благородный.

9 причин заниматься благотворительностью

Перечисляя какую-то сумму в благотворительный фонд, ты сможешь дать выход накопившимся чувствам любви и сострадания. Это – естественно, и это может принести удовлетворения и даже удовольствие.
Добрые дела всегда возвращаются к тем, кто их делает. Поэтому, попав в трудную жизненную ситуацию, ты сможешь рассчитывать на помощь.

Оказывая помощь людям, ты, возможно, заглаживаешь какой-то неблаговидный поступок, совершенный в прошлом. Это дает возможность успокоить свою совесть.

Публичные личности часто зарабатывают себе позитивный имидж, занимаясь благотворительностью.

Помогая людям, мы сохраняем человечность, не даем сердцу очерстветь, стряхиваем с себя груз цинизма, который неизбежно появляется с годами.

Людям свойственно быть благодарными за оказанную помощь. Пусть они никогда не узнают вашего имени – их добрые мысли, положительная энергетика, направленная в ваш адрес, сделают свое дело.

Регулярное жертвование, ставшее привычным и обязательным, дисциплинирует и развивает силу воли.
Благие дела повышают собственную самооценку. Когда тебя одолеет апатия и все начнет валиться из рук, - просто вспомни, сколько ты помогла незнакомым людям, поделившись с ними своими деньгами, вещами, продуктами или временем.

Благотворительность – отличный способ поддержать единство всех живых существ, обитающих на Земле. Помнишь – «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»?

Говоря о благотворительности, хочется процитировать словами доктора В. В. Синельникова:
«Слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ означает буквально творить благо. То есть сделать кого-то счастливее и радостнее в жизни. Другими словами, благотворительность – это бескорыстная деятельность для блага окружающих. В чём может выражаться эта деятельность? Что мы можем дать безвозмездно людям, что принесёт им счастье? И чем можем пожертвовать?

Начнём с того, что благотворительная деятельность возможна только в том случае, если человек принимает людей и этот мир. Принимает без претензий и обид. Он верит в справедливость происходящего в этом мире с ним самим и с другими людьми. Бескорыстная деятельность возможна только в том случае, если человек верит в счастье. Он осознаёт себя частью этого мира, частью целого. Делая благо для части – делаешь благо для целого, то есть для Бога. А счастье – это и есть ощущение себя частью целого.

И надо отметить, что этот первый шаг – самый сложный. Очень трудно любить этот мир безусловной любовью, верить в его справедливость, брать на себя ответственность за свои мысли и поступки. Но начинать нужно. И я подскажу вам, как сделать этот шаг без особых усилий с вашей стороны. В принципе, мы все делаем это каждый день. Просто мы не вкладываем силу в наши действия. А действие это называется – пожелание ЗДРАВИЯ. Необходимо, всего-навсего, правильно здороваться с людьми, вкладывая особый смысл и образ в своё приветствие. Оказывается, наши предки заложили первый этап благотворительности в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

«Здравствуйте» – это пожелание здравия, а здоровье, как мы уже знаем, означает гармония с самим собой и с окружающим миром, а гармония – это счастье. Именно с таким смыслом и чувством и нужно здороваться с людьми. Хорошо, если вы при этом ещё и будете совершать поклон, отдавая дань уважения этому человеку, как частичке Бога на Земле.

Второй шаг - не менее важный, чем первый. Называется он БЛАГОДАРНОСТЬ. И в этом волшебном слове заложен смысл благотворительности – дарить благо. Поистине русский язык – магический язык.

Желательно, чтобы человек всегда пребывал в благодарственном умонастроении. Это очень важно. Нужно быть благодарным за всё, что даёт нам Жизнь. Нужно быть благодарным всем: Богу, родителям и детям, Природе, людям. Причём, чувство благодарности должно присутствовать в нас независимо от поведения окружающих. Одни в этом мире дарят нам радость, другие преподносят уроки. Благодарить нужно одинаково и тех и других, причём вторых даже больше, чем первых, так как они дают нам возможность духовно прогрессировать.
Следующий этап называется РАДОСТЬ. Испытывать радость – значит дарить Свет окружающему миру. Ра-дасть.

Помните – мы дети Солнца, мы – светящиеся существа. Дарить Свет – это наша суть.
Теперь разберём, что такое ЖЕРТВА. Жертва – это добровольный отказ от чего-нибудь в пользу кого-нибудь или чего-нибудь.

Что можно жертвовать?

Жертвовать можно:

1) продукты и готовую пищу;

2) вещи, в том числе и одежду;

3) кров, ночлег;

4) деньги;

5) знания;

6) свои чувства через дар искусства: пение, музыка, картины, книги, танец и др.;

7) жертвовать свою жизненную энергию и время через свой труд (учить, лечить, строить, готовить пищу и т.д.); жертвовать своё тело (ткани и органы), свою жизнь. Например, воин жертвует своей жизнью ради свободы своего народа. Спасатель также жертвует своей жизнью ради спасения человека.

Оказывается, не каждое пожертвование может принести счастье другому человеку, а значит, и тому, кто жертвует. Например, если вы дадите пьянице деньги, которые он потратит на выпивку – это будет пожертвование, но не будет являться благотворительностью. Мало того, такая деятельность может даже привести к потере Силы Благочестия и к деградации того, кто жертвовал. Именно поэтому очень важно знать, как правильно осуществлять пожертвования.

Веды говорят, что существует несколько видов пожертвований:

1) пожертвование в благости (то есть благотворительность);

2) пожертвование в страсти;

3) пожертвование в невежестве.

Чем они отличаются друг от друга?

Если мы жертвуем то, что приводит к деградации сознания человека, то это будет пожертвование в невежестве.
Например, мэр города устраивает «благотворительную» акцию: в честь Дня Победы выдать каждому ветерану по бутылке водки и по упаковке сосисок. Это, несомненно, будет пожертвование в невежестве, так как и водка, и мясные продукты приводят к разрушению разума. В данном случае глава города не ведает, что творит. Но ответит он за это по полной программе.

Пожертвование в невежестве всегда приводит к деградации обоих: и того, кому жертвуешь, и того, кто жертвует.
Если мы жертвуем с мыслями о получении какой-то выгоды (не обязательно материальной, это может быть и желание славы, мысль «какой я хороший»), то это тоже не будет являться благотворительностью. Это будет пожертвование в страсти, так как в таком случае мы не действуем бескорыстно.

Пожертвование в благости или благотворительность – это всегда бескорыстная деятельность. Идея благотворительности одна – дать благо людям. И при этом не думать о плодах. А это ох как не просто. Бескорыстие не завладевает сразу всем нашим существом. Обязательно появляется желание хотя бы себя похвалить, а особенно, чтобы это сделали другие. Поэтому для занятия благотворительностью уже необходимо какое-то количество личной силы. А приобрести эту силу поможет безупречная жизнь, жизнь по Прави, воздержание от соблазнов.

Благотворительность - это высший уровень сознания.

Теперь важно понять, что можно жертвовать, как, кому и где.

Я уже писал ранее о том, что в зависимости от нашего мировоззрения и миропонимания на нас в этом мире неизбежно действуют три основные силы: добродетели (или благости), страсти и невежества. Поэтому мы должны осознавать, что в этом мире одни люди добродетельны, другие живут в страсти, а третьи – в невежестве. В соответствии с этим и наши действия в отношении каждого человека должны быть разными.

Человеку, который находится в невежестве, нежелательно жертвовать деньги, так как они могут быть использованы во вред. Лучше дать то, что он может тут же съесть или выпить, например, хлеб, яблоко, молоко. При необходимости можно дать и одежду, предоставить ночлег, оказать помощь в трудную минуту.

Человеку, который живёт в страсти, также нежелательно жертвовать деньги, так как он сильно к ним привязан, и они дадут ему только лишнее напряжение. Страстному человеку помимо еды, одежды и крова, лучше давать знания, мудрый совет.

Человеку добродетельному, праведному, святому можно жертвовать всё, даже свою собственную жизнь.

Благотворительность совершается в нужное время, в нужном месте, и нужным людям.

Нежелательно давать деньги в таких местах, как рынки и вокзалы, улицы и метрополитен, транспорт. Хотя мы знаем, что именно эти места особенно любят нищие, так как там большое скопление людей. Но мы должны быть внимательны к себе и людям и не идти на поводу у чувства жалости.

Деньги можно давать около храма и в святых местах. Даже если их получит далеко не благостный человек, это всё равно будет благоприятно для него и для вас, так как у нищего будет укрепляться вера в Бога.
Ещё одно важное правило. Совершать пожертвование нужно с уважением к тому человеку, которому жертвуешь. Необходимо поблагодарить его и сделать поклон. Если вы пожертвуете достойному человеку без должного внимания и уважения, то можете даже пострадать за это.

Так много условий, - скажите вы. - Может быть проще не жертвовать совсем?
Нельзя, дорогие мои. Отказ от пожертвования приводит к чёрствости сердца, остановке в духовном развитии и, в конце концов, к деградации.

По большому счёту, мы не можем не жертвовать. Мы все делаем это каждый день. Только делаем без должных знаний, а потому нередко страдаем за это, не осознавая откуда приходит это страдание.
Если просят, нужно давать всегда, но не всегда то, что просят. Раз человек подошёл к вам, значит вы ему действительно что-то должны, но вопрос что? Вселенная, Бог обращаются к нам через этого человека. Мы что-то задолжали этому миру. Через людей мы освобождаемся от жадности.

Научитесь давать, дарить. Чтобы избежать потерь в жизни, есть один проверенный способ. Нужно научиться вовремя отдавать в окружающий мир. И не обязательно деньги. Это может быть физическая помощь и моральная поддержка. Можно делиться знаниями и позитивным опытом. Это может быть просто радость или любовь, тепло своей души. Найдите нуждающегося человека в этом мире и начинайте помогать ему совершенно бескорыстно.

Если тебя просят о помощи - это значит, что ты способен помочь этому человеку. Где-то внутри тебя есть решение. Мало того, помогая этому человеку в его беде, ты получаешь своеобразную прививку. Ведь каждый человек - это проекция тебя самого в этом мире. Помогая кому-то решить его проблемы, вы получаете определенное знание и опыт, а значит, избежите такой же проблемы в своей жизни. Помогая достойному человеку в его благостных делах, - получаешь благ гораздо больше.

Есть золотое правило благотворительности:
Человек, который занимается благотворительной деятельностью, получает столько благ, сколько благочестия есть в том человеке, которому он сделал пожертвование или на сколько благочестивой деятельностью он занимается.
Например, если вы пожертвовали святому человеку, то получите благ во столько раз больше, во сколько раз его святость больше вашей.

Или, если вы жертвуете деньги на строительство какого-то заведения, создание какой-то организации, то получите благ столько, сколько благ получат люди от этого заведения или организации.

Важно также знать ещё одно правило:
Человек, занимающийся благотворительностью, не всегда получает то же самое, что он жертвует, но всегда получает то, что ему нужно на данный момент.

Например, вы бескорыстно пожертвовали деньги на какое-то дело. В ответ Вселенная может подарить вам здоровье, возможность духовного развития, благополучные отношения, большее счастье в семье, встречу с нужным человеком, настоящего друга и т.д. Деньги вы тоже можете получить, но только в том случае, если они вам действительно нужны. Давая благо другим, вы получаете то, что вам нужно по судьбе. Главное – не ждать отдачи, не думать о плодах, иначе это перестанет быть благотворительностью и превратится в пожертвование в страсти. А оно кроме напряжения от ожидания и разочарования ничего не принесёт.

Благотворительность увеличивает Силу Благочестия и даёт человеку возможность изменить свою судьбу».

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Осуществление пожертвований или добровольная деятельность на благо других людей. Отличие от филантропии состоит в том, что благотворительность не является запланированной или систематической деятельностью с целью изменения общества, а может быть одноразовой акцией. Эст.: heategevus.

Отличное определение

Неполное определение

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

добровольные пожертвования, деятельность юридических и физических лиц, благодаря которой общественные и частные ресурсы добровольно направляются их собственниками для помощи заведениям, организациям, конкретным людям, которые нуждаются в ресурсах для разрешения индивидуальных, профессиональных, культурных и общественных задач. Благотворительность отождествлена такими понятиями как творение блага, благодеяние, что в религиозном понимании обозначают проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. В древние времена религиозно-нравственная благотворительность ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку. Позднее - безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учреждений людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Благотворительность характеризуется, прежде всего, вниманием к людям, не способным в силу объективных и субъективных причин обеспечить себе минимум для существования. В XVIII - начале XX вв. термины «благотворительность» и «призрение» понимались как синонимы. История благотворительность развивалась от подаяния милостыни до системы нормативно-правовых актов, юридически закрепляющих существование данного общественного явления. Благотворительность рассматривается как составляющая и неотъемная часть национальной истории, ее истоки и распространение неразрывно связаны с этногенезом и культурогенезом государства. Мотивационные акценты и содержание благотворительности изменяются, приобретая особые качественные характеристики в каждую эпоху, но всегда связаны с общественной заботой о будущем. Благотворительность является могучим стимулом для самоутверждения человека, для поисков путей к образованию, науки и самосовершенствованию. Создаются определенные формы системной постоянной помощи социальным службам в оказании в большей мере материальной помощи нуждающимся. К сожалению, не пропагандируется имидж благотворителя как подвижника, патриота страны; отсутствует система поощрения деятельности благотворителей; процесс изучения традиций благотворительности осуществляется фрагментарно; отсутствует целостная картина ее развития.

Для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть крупным предпринимателем или обладать серьезным временным и личностным ресурсом.

Один из первых русских социологов Лев Ильич Мечников был уверен, что человеческое общество развивается по иным законам, чем животный мир с его естественным отбором. В процессе исторического развития, считал Мечников, борьба за существование постепенно вытесняется процессом кооперации. В этом-то и проявляется общественный прогресс: чувство солидарности, сопричастности, ощущение себя как части социума рождает привычку помогать друг другу и вместе двигаться вперед.

Как ученый, Мечников отличался непоколебимой верой в природную доброту человечества. Возможно, он был не так уж далек от истины: ведь один из ключевых трендов современного мира - повсеместное развитие благотворительности.Корпорация «Российский учебник» с радостью следует этому одному из самых позитивных трендов современности.

Почему люди совершают добрые дела?

Благотворительным считается любой акт добровольного оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Учитывая, что каждый день во всех частях света десятки тысяч людей добровольно совершают добрые дела, мы можем смело заявить, что Лев Мечников, при всей идеалистичности своей научной доктрины, был в чем-то прав.

Современные ученые, психологи и социологи, считают, что, во-первых, значительная часть человечества имеет склонность к альтруизму. Во-вторых, помогая другим, практически все люди чувствуют себя лучше, осознают собственную значимость, повышается их самооценка, снижается общая тревожность. Немаловажную роль играет и чувство коллективной ответственности за планету, на которой мы живем, и осознание себя как части социума. Помогая другим, мы помогаем и себе:

  • делаем окружающий нас мир более добрым и милосердным;
  • наблюдая результат своих добрых дел, осознаем, что мы способны влиять на ситуацию, изменить мир к лучшему;
  • делимся результатами собственного успеха с окружающими людьми;
  • осознаем свою сопричастность, связь с мировым сообществом, помогаем ему двигаться вперед.

Какая бывает благотворительность?

Чаще всего, говоря о благотворительной деятельности, мы вспоминаем имена крупных предпринимателей и магнатов, таких как Генри Форд и Билл Гейтс . Построив свои гигантские корпорации и достигнув огромного успеха, они считали своим долгом делиться плодами своего успеха со всем человечеством: помогать молодым ученым, пересылать крупные суммы в фонды борьбы с неизлечимыми заболеваниями, открывать бесплатные школы. Так, Билл и Мелинда Гейтс за все годы деятельности потратили на благотворительные цели свыше 28 миллиардов долларов, Уоррен Баффит – более 25 миллиардов. Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг , хотя сравнительно недавно построил свой капитал, уже потратил полмиллиарда долларов на поддержку образовательных проектов в США.

Действительно, самые «громкие» акты благотворительности связаны с материальной поддержкой. Это может быть передача еды, воды, одежды, медикаментов нуждающимся людям, или перевод суммы денег на расчетный счет человека, борющегося с тяжелым заболеванием, или предоставление любых материальных благ на нужды других людей (беженцев, жителей стран, находящихся в тяжелой экономической ситуации, голодающих в Африке и Юго-Восточной Азии и т.д.).

Однако в современном мире большое значение приобретают и другие формы благотворительности. Например, бескорыстное и бесплатное выполнение работ и оказание услуг. К такой форме благотворительности можно отнести и обыкновенный субботник, и бесплатную консультацию врача, и деятельность волонтеров, которые устраивают праздники в детских домах. Эти добрые дела обычно не поражают масштабом, но оказывают огромную поддержку отдельным людям и повышают общий уровень доверия и благожелательности в обществе.

Еще одна форма благотворительности - безвозмездная передача собственных знаний и умений последователям. Это могут быть бесплатные лекции и мастер-классы, поддержка научно-исследовательскими институтами молодых ученых и перспективных проектов, образовательные инициативы.

Для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть крупным предпринимателем или обладать серьезным временным и личностным ресурсом. Каждый из нас может выбрать для себя удобную форму благотворительной деятельности: установить шефство над многодетной семьей, регулярно пересылать небольшие суммы в благотворительный фонд, стать донором крови или пожертвовать хорошие книги в районную библиотеку. Все это акты благотворительности, не менее важные, чем деятельность Потанина и Цукерберга.

Благотворительность в России

Изучением явления благотворительности в настоящий момент занимаются многие международные исследовательские центры. Если верить результатам их исследований, в России благотворительное движение имеет свои особенности. Так, по данным РБК, в 2013 году по стремлению капитала к благотворительности Россия занимала 127-е место из 145 в мире. Якобы фонд Билла и Мелинды Гейтс «за год отдает на благотворительность вдвое больше, чем 15 крупнейших российских олигархов вместе взятые за три года».

Однако в вопросах благотворительности объем капитала, направленного на благое дело, не является основным критерием. Благотворительность - это точно такая же работа, как и ведение бизнеса: здесь нужен четко проработанный план, профессиональный менеджмент, качественная обратная связь. Важно не то, сколько денег было направлено на те или иные нужды, а то, насколько эффективно были использованы эти средства.

С чего начинается доброе дело?

О практике благотворительной деятельности корпорации «Российский учебник»* рассказывает руководитель по внешним связям Екатерина ЛАТЫПОВА :


Издательства, которые сейчас объединились в корпорацию «Российский учебник», всегда оказывали поддержку различным организациям: школам, медицинским учреждениям, библиотекам. В свое время издательство «Дрофа» опекало вольер с дрофами в Московском зоопарке. Однако это едва ли не единственный благотворительный акт, о котором стало известно в широком кругу: в основном мы работали по прямым заявкам и обращениям. Нам пишут, просят о помощи, мы откликаемся.

- Почему же о благотворительной деятельности издательств известно не так много?

У нас нет задачи рассказывать о том, что и для кого мы сделали. Для нас это вполне естественно: укомплектовать школьные библиотеки или провести бесплатные занятия для детей. Это часть нашей социальной ответственности.

- Скажите, какая форма поддержки сейчас представляется вам наиболее актуальной?

Мне и моим коллегам нравится идея о том, что лучший способ помочь - давать не рыбу, а удочку. То есть мы можем вливать все больше и больше материальных средств в «проблемные» сферы, но если при этом не воспитывать молодое поколение, не прививать детям привычку совершать маленькие добрые дела (необязательно связанные с деньгами или материальными благами), то наша деятельность будет не вполне эффективна. Сейчас, когда мы стали крупной и сильной корпорацией, можем взяться за действительно большое дело: посодействовать формированию правильного мировоззрения.

Если бы вам сейчас представилась возможность поговорить с младшими школьниками о благотворительности, что бы вы сказали им в первую очередь?

В первую очередь, я бы сказала, что в современном мире невозможно развиваться, если ты не замечаешь других и не помогаешь им. Что помощь бывает очень разной, это необязательно деньги. Простое доброе слово, внимание, несложная регулярная работа на благо других людей - это естественная и нормальная практика для современного человека. И еще - заниматься благотворительной деятельностью можно не только в рамках большой организации. Удобно, конечно, сотрудничать с фондами или покупать варежки в Макдоналдс, но можно и самому творить добро, главное - видеть, кто нуждается в твоей помощи, и осознавать свои силы. Благотворительность - это та сфера, где один в поле очень даже воин.

Я часто читаю в новостях о благотворительных инициативах школьников и педагогов. Как приятно, что школьники под руководством классных руководителей помогают больным детям, пожилым одиноким людям, покупают канцтовары, игрушки в детские дома.

Вот в апреле этого года учащиеся школы № 25 города Владимира собрали подарки детям-сиротам. Это необыкновенно воодушевляет! Педагоги, обратите внимание: здорово, когда учебные проекты по биологии или окружающему миру не только занятны, но и социально значимы, и несут в себе доброе зерно.

Вы тоже можете помочь!

Сотрудничать с крупным благотворительным фондом могут не только крупные компании. В качестве благотворителя может выступить семья, учитель, школьный класс, инициативная группа родителей с детьми.

Начинающим благотворителям хотим дать два совета. Во-первых, выбирайте проверенные крупные фонды, а во-вторых, не стесняйтесь! Набирайте номера телефонов, указанные на официальных сайтах, задавайте вопросы, уточняйте, как и на что будут потрачены ваши пожертвования, попросите отчета - многие фонды с удовольствием предоставляют такие данные, независимо от того, какую сумму вы потратили.

Кроме того, не забывайте, что доброе дело - это не всегда о деньгах. Участие в благотворительных мероприятиях и марафонах в качестве волонтеров – отличная возможность для школьников и их классных руководителей почувствовать, что они в силах помочь другим и сделать мир немного добрее.

Благотворительные фонды , в которые уже сейчас можно обратиться, чтобы сделать доброе дело:

Подари жизнь

Фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Учрежден актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой . Основные задачи – сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онко- и гематологическими заболеваниями, привлечение общественного внимания к проблемам больных детей, оказание социальной и психологической помощи больным детям.

Год основания: 2006.

Чем помочь: основная форма помощи – денежные переводы на расчетный счет фонда.

Дарящие надежду

Международный фонд помощи животным. Основная сфера деятельности - привлечение населения к решению проблемы бездомных животных гуманными способами, в частности поиск новых хозяев для животных из приютов, стерилизация.

Год основания: 2010.

Чем помочь: вы можете выступить в роли благотворителя или волонтера: помочь бездомным животным, находящимся в питомнике, найти новый дом. Всего несколько телефонных звонков и объявлений в соцсетях – и вы оказали ощутимую помощь.

Милосердие

Создан более 10 лет назад для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Отличительная черта фонда - адресность и оперативность: в описании каждого проекта подробно говорится, что и для каких организаций можно сделать прямо сейчас.

Год основания: 2006.

Чем и как помочь: на официальном сайте фонда вывешен постоянно обновляющийся список вещей, продуктов, детских товаров, которые можно закупить и передать детям. Также поможет и просто публикация баннера фонда на собственной странице в соцсетях.


Подсолнух

Фонд основан продюсером и режиссером Тимуром Бекмамбетовым и продюсером Варей Авдюшко . Цель проекта - помогать детям с нарушениями иммунитета. Всего под опекой фонда находится более 600 детей в возрасте от 0 до 18 лет со всех регионов России. Фонд развивает несколько направлений, среди которых доступное лечение, правовая поддержка семей, где растут дети с иммунодефицитом, сопровождение и развитие подопечных фонда, меры по созданию всех условий для их самореализации. Еще одна задача фонда - повышение осведомленности о первичном иммунодефиците в общественных кругах, содействие ранней диагностике заболеваний.

Год основания: 2006.

Чем и как помочь: заболевания иммунной системы подчас требуют очень дорогостоящих медикаментов, поэтому минимальные денежные пожертвования будут очень кстати. Можно содействовать фонду при помощи информационной поддержки. Для школьников подойдет такая форма, как спецвыпуск школьной газеты или вебинар собственного производства, освещающий проблему иммунодефицита.


БИМ

Деятельность этого фонда началась с создания первого в России приюта для домашних животных. В настоящий момент открыто пять приютов на территории Москвы и Подмосковья, в которых содержится более трех тысяч животных. Помимо собак и кошек, здесь обитают гуси, белки, вороны, голуби, совы, лисы, ежи, даже медведи, пострадавшие от вырубки лесов, или отказники из цирков и зверинцев.

Год основания: 1986.

Чем и как помочь: в любой момент можно пожертвовать любую сумму на корм и содержание животных. Есть возможность договориться насчет волонтерской деятельности.

Благотворительный фонд Константина Хабенского

Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями головного мозга . Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга.

Год основания: 2008 г.

Чем помочь: на портале фонда можно оказать адресную благотворительную помощь детям с онкологическими и другими заболеваниями головного мозга, а также молодым взрослым в возрасте от 18 до 25 лет, являвшимся Благополучателями Фонда в период до достижения ими возраста 18 лет. В 2017 году на счета фонда было перечислено более 130 млн руб.


Александра ЧКАНИКОВА

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.