Если эклз заканчивается после 1 июля. Что делать, если эклз заканчивается, а поставить фн не успеваете

1. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Для России указанные свободы особенно актуальны. Еще задолго до революции в Российской империи существовал паспортный режим, полицейская регистрация, необходимо было получать разрешения не только для выезда за границу, но и на передвижение внутри страны. Эта система была востребована в Советском Союзе, и с середины 1930-х годов были введены паспорта и режим прописки, т.е. каждый гражданин закреплялся за определенным местом жительства и получал разрешение от властей на проживание. Ограничения и запреты на прописку действовали в столицах, крупных городах и отдельных местностях. Многие категории граждан и даже целые слои населения (например, сельские жители) практически полностью лишались свободы передвижения и легального выбора места жительства. Прописка стала способом тотального контроля за каждым, инструментом давления, манипулирования, ограничения прав. Это усугублялось и тем, что в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего штампа в паспорте ставилась возможность реализации имущественных, трудовых, избирательных, социальных, семейных и других прав граждан. Еще в конце 80-х годов XX в. предложения об отмене прописки воспринимались как нереальные и фантастические. Поэтому действительное воплощение свободы передвижения потребовало кардинальной перестройки законодательства, практики его применения и правосознания прежде всего должностных лиц, хотя рецидивы прошлого еще продолжают сохраняться.

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2006) еще до принятия действующей Конституции декларировал право на свободу передвижения и выбора места поселения в соответствии с международными актами о правах человека. Этот Закон ввел обязательный для граждан регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства, установил перечень ограничений на свободу передвижения и закрепил важный принцип, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Закон ввел два вида регистрации - по месту пребывания (в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристической базе, больнице, другом подобном учреждении, а также жилом помещении, в котором лицо временно проживает) и по месту жительства (в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированных домах и прочих жилых помещениях, где лицо проживает постоянно или преимущественно как собственник, по договору найма, аренды или на иных законных основаниях).

Между тем правовое различие понятий места жительства и места пребывания, как они понимаются в мировой практике, не в виде или характере жилого помещения и даже не во времени фактического проживания в нем, а в юридическом закреплении намерения лица зафиксировать свое местонахождение и свой гражданский статус по определенному адресу, где он будет осуществлять, например, свои избирательные права и выполнять определенные обязанности (платить налоги, состоять на воинском учете и т.д.). Этим место жительства (domicile) как легально закрепленное местонахождение лица, с которым у него установлена постоянная юридическая связь, определяющая его гражданский статус, отличается от места его пребывания (residence), под которым обычно понимается факт временного или даже регулярного пребывания в каком-либо месте или нескольких местах, где лицо периодически проживает, но с которыми его не связывает намерение устроить здесь юридически закрепленное и постоянное жилище для реализации своих прав и выполнения гражданских обязанностей.

Таким образом, лицо по собственной воле определяет, какое из законно занимаемых им жилых помещений будет зафиксировано как его место жительства (domicile), и независимо от времени его фактического проживания в нем оно без его желания не может по произволу власти превратиться в место пребывания на том основании, что он находится там редко и кратковременно. Иное означало бы нарушение конституционного права свободно выбирать место пребывания и жительства.

Для понимания комментируемой нормы весьма важны позиции Конституционного Суда, выраженные им в ряде своих решений. Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(267)). Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(268)) Так, отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием лишения права на жилище (Постановление КС РФ от 25.07.1995 N 3-П*(269)). Временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятие с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания и не может быть основанием для отказа во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке (Постановление КС РФ от 24.11.1995 N 14-П*(270)). Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П *(271)).

Определяя конституционный смысл регистрации, Суд указал, что она является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать места пребывания и жительства. Неправомерно использование регистрации для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации, соответственно, не может быть средством предупреждения или мерой ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(272)).

Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривает ограничение указанных прав лишь на территориях, где введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности: в пограничной зоне в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях*(273), в зонах экологического бедствия или в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8). Этот перечень сформулирован исчерпывающим образом и не может быть расширен в подзаконных актах.

Так, Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции предельный шестимесячный срок регистрации по месту пребывания, установленный постановлением Правительства РФ, указав, что Правительство вышло за пределы своих полномочий, установив неоправданное и непредусмотренное федеральным законом ограничение. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания не может быть поставлен в зависимость от усмотрения органов регистрационного учета, а должен определяться самим гражданином. При этом определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П).

Конституционный Суд решительно выступил против попыток региональных властей самостоятельно регулировать миграционное перемещение путем введения региональных квот, сборов, компенсаций и иных ограничений на проживание на своих территориях, поскольку они не предусмотрены федеральным законом, а их установление не входит в компетенцию субъектов РФ (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П и др.).

Последовательно проводя идею уведомительного характера регистрации, Суд высказался по поводу неконституционной практики применения правил регистрации и сферы компетенции органов, ее осуществляющих. Так, он указал, что при предоставлении лицом документов, удостоверяющих личность и подтверждающих его право проживать по выбранному адресу (ордера, договора, согласия лица, предоставившего жилое помещение), органы регистрационного учета не обладают правом усмотрения и обязаны зарегистрировать это лицо по указанному адресу. Требование о предоставлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Поэтому органы регистрационного учета не управомочены законом проверять подлинность предоставленных документов или их соответствия российскому законодательству. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных отношений вопреки предназначению института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П)*(274).

Свободное определение гражданином РФ и иным лицом, законно находящимся на территории РФ, места проживания и жительства, сугубо учетные цели регистрации и уведомительный ее порядок, отсутствие обусловленности наличия регистрации реализацией иных конституционных прав предполагает, что регистрация в отличие от разрешительной системы прописки не предназначена для полицейского контроля за гражданами, а преследует социально-экономические цели (планирования жилищного строительства и муниципальной инфраструктуры, демографического, статистического учета и т.п.). В свете этого установление административной ответственности и практика паспортных проверок представляются весьма сомнительными с точки зрения положений ч. 1 ст. 27 Конституции.

2. Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться обратно конкретизировано в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 22.07.2008), который опирается на Конституцию, а также на международные договоры РФ и соглашения по указанным вопросам. В соответствии с этим порядок выезда и въезда по-разному регулируется для российских граждан и для иностранцев и лиц без гражданства. Так, для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок въезда в Российскую Федерацию носит разрешительный характер. Виза или иное разрешение на въезд выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по основаниям, указанным в законе, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию ни по каким основаниям.

В соответствии со ст. 15 указанного Закона право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено: а) при допуске его к сведениям, отнесенным к государственной тайне - в зависимости от степени секретности срок ограничения может составлять от пяти до 10 лет; б) до окончания гражданином военной или альтернативной гражданской службы; в) при задержании или осуждении за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него; г) до исполнения обязательств, наложенных на гражданина судом; д) в случае сообщения о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда.

Важно отметить, что перечень ограничений является исчерпывающим и не носит политического характера. Рассматривая положения п. "а" ст. 64 действовавшего прежде УК РСФСР, который квалифицировал бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как одну из форм измены Родине, Конституционный Суд признал это положение очевидно противоречащим Конституции. При этом он отметил, что ограничения в праве на выезд, связанные с обеспечением безопасности и других интересов, носят временный характер и не лишают гражданина самого права свободно выезжать из страны и беспрепятственно в нее возвращаться. Эти ограничения не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами РФ (Постановление КС РФ от 20.10.1995 N 17-П*(275)). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 2 указанного Закона.

Установленные законом ограничения конституционного права на выезд из РФ не являются абсолютными: во-первых, они действуют только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в этом же Законе, а во-вторых, выезд из РФ может быть разрешен гражданину и независимо от истечения этих сроков. Во всех перечисленных случаях временного ограничения конституционного права на выезд из страны орган внутренних дел обязан уведомить гражданина о том, какая организация приняла на себя ответственность за ограничения его права на выезд, что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения (ст. 16 Закона). Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина на выезд из РФ, несут материальную и иную ответственность за ущерб, причиненный ему своими действиями или бездействием (ст. 35 Закона). Указанные решения и действия могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом суд не может ограничиваться лишь формальным установлением факта, например допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а обязан дать оценку обоснованности решения организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации (Определение КС РФ от 08.10.1998 N 146-О*(276)).

Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы РФ и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного места жительства (Постановление КС РФ от 15.01.1998 N 2-П*(277)). Формулируя эту позицию, Суд связал в ней обе части ст. 27 Конституции, исходя из целостности понятия свободы передвижения, которая, как и другие конституционные права и свободы, гарантируется гражданам независимо от наличия или отсутствия у них жилого помещения для постоянного или временного проживания. Конституционный Суд дисквалифицировал при этом правило о выдаче заграничного паспорта лишь по месту жительства, указав, что оно обусловлено только целями рациональной организации деятельности органов внутренних дел и не отвечает положениям ст. 18 и ч. 3 ст. 55 Конституции.

Последняя редакция Статьи 27 Конституции РФ гласит:
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Ст. 27 КРФ

1. Настоящая статья полностью соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это в полной мере касается как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

Закрепление указанных прав в конституционной норме имеет большое значение само по себе, но оно усиливается тем обстоятельством, что со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан, например право собственности и наследования, право на жилище, труд, свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод, упомянутых в комментируемой статье, были связаны прежде всего с паспортной системой и пропиской.

Принятие комментируемой нормы предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 30-х годов ХХ в. закреплялся разрешительный режим выбора места жительства и пребывания в форме прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение. При этом многие нормативные акты, в особенности ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, и население о них не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, - Положение о паспортной системе в СССР было утверждено не законом, а Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.

Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решить ни один жизненный вопрос: устроиться на работу, заключить какие-то сделки, получить высшее образование, пользоваться медицинской помощью и т.д.

Нормы о прописке создавали благоприятные условия различным должностным лицам для злоупотреблений, и многие из них этим пользовались. Институт прописки позволял властям следить за населением, его перемещениями и деятельностью, поскольку сложно было изменить место жительства даже внутри страны, не говоря уже о выезде из нее, поездке в другую страну. Еще хуже обстояло дело в сельской местности, где не было паспортизации и крестьяне (а после проведения коллективизации колхозники) и другие жители сел и деревень не могли вырваться в город, выбрать там себе место жительства.

Прописка для всего населения являлась тяжким бременем, постоянно создавала трудности материального и морального характера, не давала возможности достойно жить и свободно развиваться, используя свой интеллектуальный потенциал. Можно без преувеличения сказать, что институт прописки создавал трудности для нормального существования человека и делал его зависимым от различных властных структур, чиновников. Поэтому отмена прописки и введение вместо нее регистрации означали не просто замену разрешительной, а во многом и запретительной системы регистрационной, не просто совершенствование законодательства, а коренное, без преувеличения можно сказать, социально-революционное преобразование.

В Российской Федерации право на свободу передвижения впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г.

Дважды попытку покончить с пропиской предпринимал Комитет конституционного надзора СССР. В Заключении Комитета от 11 октября 1991 г. N 26 указывалось на неконституционный характер нормативных актов о прописке и на их несоответствие международно-правовым актам. Однако законодательными и другими органами РФ Заключения Комитета не были приняты во внимание, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

Положение стало несколько меняться к лучшему после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и включения в 1992 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. ст. 42 о праве каждого на свободу передвижения. Появилась конституционная база для принятия федерального законодательства. 25 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В Законе наряду с общими положениями раскрыты понятия места пребывания и места жительства, цели введения регистрационного учета, основные правила регистрации и снятия с учета, указаны допустимые, причем исчерпывающие ограничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Провозглашенное конституционной нормой и конкретизированное названным Законом право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства означает, что каждый может в любое время и без чьего-либо разрешения перемещаться по стране, селиться в городе или сельской местности. Что же касается законного нахождения на территории России как условия свободы передвижения, то оно соответствует требованию ст. 15 Конституции РФ о соблюдении всеми законов, а также упомянутым актам международного права.

В отношении лиц, не являющихся гражданами РФ и законно находящихся на ее территории, Закон устанавливает, что они имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории РФ в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами РФ.

Примером, когда упомянутые права не могут быть предоставлены, является нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пересечения Государственной границы РФ, если за это правонарушение в соответствии со ст. 18.1 КоАП наложено взыскание в виде административного штрафа с выдворением виновного за пределы Российской Федерации.

С названным Законом связаны принятые 19 февраля 1993 г. федеральные законы "О беженцах" (в ред. от 28 июня 1997 г.) и "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 23 декабря 2003 г.).

В Законе от 25 июня 1993 г. наряду с общими положениями раскрыты понятия места пребывания и жительства, цели введения регистрационного учета, основные правила регистрации и снятия с учета, указаны основания для введения ограничений на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства и т.п. Этот Закон ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Закон направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и устанавливает свободный уведомительный режим, требующий лишь регистрационного учета граждан России.

Под местом пребывания Закон понимает гостиницы, санатории, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства гражданина, где он проживает временно, например дача, садовый домик.

Под местом жительства Закон понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, общежитие, иные жилые помещения, в которых гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством России.

Целью регистрационного учета в Законе определено обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (СЗ РФ. 1995. N 30. ст. 2939) утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать названные правила. Контроль за соблюдением Правил должностными лицами и гражданами возлагается на органы внутренних дел.

Вместе с тем в Законе закреплено правило, по которому регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами РФ, конституциями и законами республик, например основанием для ограничения права на трудоустройство.

Введенная система регистрации существенно отличается от системы прописки, но и она оказалась не во всем соответствующей Конституции. Об этом свидетельствует рассмотренное 2 февраля 1998 г. Конституционным Судом по запросу губернатора Нижегородской области дело о проверке конституционности п. 10, 12, 21 упомянутых Правил. В запросе указано, что содержащееся в п. 10 Правил ограничение срока регистрации по месту пребывания шестью месяцами и возможность его продления органом регистрационного учета лишь в исключительных случаях, а также возможность отказа гражданину в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, предусмотренные в п. 12 и 21 Правил, по существу, придают регистрации разрешительный характер, т.е. сохраняют институт прописки. Конституционный Суд согласился с доводами заявителя.

В Постановлении по этому делу, в частности, указывается, что перечень оснований для ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства является исчерпывающим и не может расширяться в подзаконных актах и актах Правительства РФ. Закон не предоставляет Правительству право устанавливать обязанность органов регистрационного учета проверять законность выданного ордера или другого документа, представленного в качестве основания для регистрации.

Важную роль в постепенном устранении из нашей жизни архаического института прописки и в реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли и другие постановления Конституционного Суда. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции многие законодательные нормы, ограничивающие право на свободу передвижения и связанные с ними нормы, касающиеся других прав и свобод.

В Постановлении от 25 апреля 1995 г. N 3-П по делу о проверке конституционности ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РФ Конституционный Суд записал: "Из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени "установленный порядок", определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимается в правоприменительной практике исключительно в смысле соблюдения положений о прописке, что (со ссылкой на ч. 1, 2 ст. 54 ЖК) имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой".

Конституционный Суд постановил признать "положение об установленном порядке", содержащееся в ст. 54 ЖК, как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки не соответствующим по содержанию, в частности, ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 40.

Другое дело, рассмотренное Конституционным Судом, было связано не "с вселением в установленном порядке", а, напротив, с выбытием лица из места проживания в связи с его осуждением. В соответствии со ст. 60 ЖК РФ жилое помещение сохраняется за временно отсутствующим нанимателем или членами его семьи в течение 6 месяцев. По истечении этого времени они могут быть признаны в судебном порядке утратившими право пользования этим помещением.

Конституционной Суд в Постановлении от 23 июня 1995 г. N 8-П признал, что в п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК , по существу, установлено правило, в соответствии с которым признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением обуславливается не столько его отсутствием более 6 месяцев, сколько приведением в исполнение приговора суда. Конституционный Суд признал, что это противоречит ст. 2, 55, 40 и ч. 1 ст. 27 Конституции. Применительно к анализируемой статье в Постановлении Суда сказано, что положения оспариваемой нормы противоречат провозглашенному этой статьей праву гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, не ограниченному какими-либо сроками. В Постановлении также отмечается дискриминационный характер оспариваемой нормы, так как ею вводится не предусмотренное уголовным законодательством дополнительное наказание в виде лишения жилплощади.

Признав оспариваемую норму неконституционной, Суд решил, что временное отсутствие лица, в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием для лишения права пользования жилым помещением.

Постановление Конституционного Суда сыграло весьма положительную роль в возвращении к нормальной жизни многих десятков, если не сотен тысяч осужденных. Это утверждение может быть признано особенно убедительным, если учесть, что лишение свободы обычно применяется на срок более 6 месяцев и для вышедшего на свободу лишиться жилья означает беспросветную жизнь и шанс вновь сесть на скамью подсудимых.

Особый интерес с точки зрения состояния законодательства субъектов Федерации по вопросам прописки и регистрации граждан представляет Постановление Конституционного Суда от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы. В указанном Постановлении Суд указал, что реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера.

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены в международно-правовых актах, есть они и в национальном законодательстве России.

Законом исчерпывающе определены основания для ограничения граждан России в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение.

Правило о защите прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства предусматривает, что решения и действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, общественных объединений, государственных служащих, ущемляющие указанное право граждан, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд. Подробно порядок обжалования регламентирован в ГПК РФ и Законе РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в ред. от 14 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970).

Документами, удостоверяющими личность гражданина и необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: паспорт, свидетельство о рождении для лиц, не достигших 16-летнего возраста; заграничный паспорт для граждан, постоянно проживающих за границей, которые временно находятся на территории России, удостоверение личности для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, представив им необходимые документы. Регистрация граждан по месту пребывания производится без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

2. Положением ч. 2 комментируемой статьи о праве каждого свободно выезжать за пределы России и о праве гражданина беспрепятственно возвращаться в свою страну конкретизированы в ФЗ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", с изм. и доп., внесенными ФЗ от 24 июня 1999 г. (СЗ РФ. 1996. N 34. ст. 4029; СЗ РФ. 1999. N 26. ст. 3175).

Выезд из страны и въезд в страну российские граждане осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории России.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию предъявлять документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением России за пределами ее территории, если иное не предусмотрено международным договором России.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым российские граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, признаются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В названном Законе определяется порядок оформления и выдачи документов для выезда ее граждан. Паспорт оформляется в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на 5 лет. При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из России, срок оформления паспорта не должен превышать 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

В соответствии со ст. 15 Закона право российского гражданина на выезд из России может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из России, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или с совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с российским законодательством призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из России, предусмотренных в ст. 15 Закона, орган внутренних дел выдает российскому гражданину уведомление, в котором указываются: основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

Законом (ст. 35) установлено, что должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из России и (или) въезд в Россию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нарушение права граждан на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в страну может быть в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" обжаловано в суд (см. комм. к ст. 46).

Некоторые положения, касающиеся свободы выезда из Российской Федерации, были оспорены в Конституционный Суд и признаны им неконституционными. В их числе Постановление Конституционного Суда от 15 января 1998 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1, 3 ст. 8 ФЗ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова.

Гражданин Российской Федерации А.Я. Аванов, имеющий постоянную прописку по месту жительства в Тбилиси (Республика Грузия), но фактически в течение многих лет проживающий в Москве, в 1996 г. обращался в Управление виз и регистраций Главного управления внутренних дел г. Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

По тем же основаниям Тверской межмуниципальный народный суд Центрального округа г. Москвы отказал в удовлетворении жалобы А.Я. Аванова, сославшись, в частности, на ст. 8 названного ФЗ. При этом суд указал, что А.Я. Аванов в соответствии с данной нормой вправе обращаться за выдачей заграничного паспорта лишь в уполномоченные органы - по месту жительства за пределами Российской Федерации, т.е. в Республике Грузии.

В Постановлении по данному делу отмечается, что существующий порядок выдачи паспорта ограничивает конституционное право свободно выезжать за пределы Российской Федерации для лиц, не находящихся по тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. "Практически невозможным, - указывается в Постановлении, - оказывается получение заграничного паспорта в России для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не обладающих жилым помещением.

Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения".

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции (ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 2 ст. 27) положения ч. 1 ст. 8 указанного ФЗ в части, по существу препятствующей выдаче гражданину России заграничного паспорта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также положение ч. 3 той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче российскому гражданину, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в Российской Федерации. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. редакция ч. 1 и 3 ст. 8 названного Закона изменена.

В 2016 году были приняты поправки к закону о применении контрольно-кассовой техники. Все торговые организации с 2017 года обяжут отправлять электронные копии чеков в ФНС через онлайн-кассы. За последние несколько лет это самая глобальная реформа в сфере розничных продаж. Она коснется даже тех предприятий, которые работают по патентной системе налогообложения, УСН и ЕНВД. Чтобы отвечать требованиям, предпринимателям и торговым организациям предстоит обновить оборудование, отказавшись от касс с ЭКЛЗ.

Требования к онлайн-кассам и отмена ЭКЛЗ

Онлайн-касса - кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем (ФН), который шифрует данные о продажах и по защищенному каналу передает их в ФНС через оператора фискальных данных (ОФД). Онлайн-касса позволяет отправлять копию чека покупателю на электронную почту либо телефон.

Замена касс в 2017 году обусловлена тем, что старые модели ККТ оснащаются электронной контрольной лентой (ЭКЛЗ) и не поддерживают передачу данных по интернету. Это основная причина замены ЭКЛЗ, и во всех онлайн-кассах, регистрируемых с 1 февраля 2017 года, контрольная лента не используется.

Отметим, что онлайн-касса не обязательно представляет собой кассовый аппарат новой модели. Некоторые дорогие модели касс можно доработать, и в этом случае допустима замена ЭКЛЗ на фискальный накопитель с использованием специального комплекта доработки, который приобретается за отдельные деньги. Стоимость замены ЭКЛЗ на ФН в некоторых случаях может оказаться незначительно меньше, чем покупка новой кассы.

Замена ЭКЛЗ в 2017 году: изменения в законе №54-ФЗ

Замена ККТ на онлайн-кассы и сроки замены ЭКЛЗ ККТ регламентируются законом № «О применении контрольно-кассовой техники» в редакции от 15 июля 2016 года.

Поправки в закон меняют схему работы предприятий с налоговыми органами для упрощения документооборота и прозрачности бизнеса. Упростятся процедуры регистрации ККТ и оплаты сервиса, отчетность перед покупателями.

Электронные чеки по закону №54-ФЗ равноценны бумажным, и в любой момент при необходимости их можно восстановить, получив заново. Форма кассовых чеков при этом изменится, количество реквизитов в них возрастет.

Замена ЭКЛЗ: когда менять?

Все новые кассовые аппараты, которые будут ставиться на учет в ФНС с 1 февраля 2017 года, должны иметь встроенный фискальный накопитель и работать по новой схеме. Кассы, поставленные на учет раньше, можно использовать только до 1 июля 2017 года, даже если срок эксплуатации ЭКЛЗ не достиг 13 месяцев. В этом случае потребуется внеплановая замена ЭКЛЗ раньше установленного срока.

Отмена ЭКЛЗ в 2017 году будет проходить постепенно. Сроки перехода с ЭКЛЗ на ФН - с 1 февраля до 1 июля 2017 года для всех предприятий, кроме тех, что работают по патентной системе и ЕНВД. Их также обяжут использовать ККТ с ФН, но с 1 июля 2018 года. Ранее, предприятия, работавшие на ПСН и ЕНВД, могли не использовать кассовые аппараты.

Как происходит замена ЭКЛЗ на ФН?

Как заменить ЭКЛЗ на ФН? В первую очередь нужно узнать дату замены ЭКЛЗ и уточнить, возможна ли замена на ФН для конкретной модели кассового аппарата.

Посмотреть срок замены ЭКЛЗ ККТ можно в чеке активации новой ленты или паспорте от блока ЭКЛЗ, в котором ставится отметка об активации. Плановая замена ЭКЛЗ кассы проводится через каждые 13 месяцев. Когда сроки замены ЭКЛЗ на кассовом аппарате подходят к концу, за 3-4 месяца до их окончания на чеках появляется предупреждение.

Если срок эксплуатации старой ЭКЛЗ истекает в первой половине 2017 года, рациональнее заменить её на ФН по окончании срока действия ЭКЛЗ. Тем же предпринимателям, у кого срок замены ЭКЛЗ установлен на вторую половину 2017 года, лучше не дожидаться последнего момента, когда может возникнуть большой спрос на фискальные накопители и облачные или онлайн-кассы, а провести замену ЭКЛЗ на ФН или покупку новой кассы заранее, без спешки в спокойной обстановке.

Возможность замены ЭКЛЗ и цены на услугу можно уточнить в центре технического обслуживания, который занимается сервисом кассовых машин или напрямую у производителя, в компании i-Retail новое кассовое решение с ФН стоит всего 31 990 рублей, при этом оно предоставляет массу новых возможностей, которые были недоступны на оборудовании предыдущего поколения с аналогичной и даже более высокой стоимостью.

Второй этап замены ЭКЛЗ - в срок подать заявку в ЦТО, с 2017 года отменен. Теперь никто не мешает вам заменить электронную ленту фискальным накопителем самостоятельно. Для того чтобы встать на учет в ОФД, использование центра технического обслуживания так же не является обязательным, но большинство из них могут осуществить эту процедуру вместо самого предпринимателя.

В законе №54-ФЗ указано, что пользователь может выполнить замену ЭКЛЗ и фискальной памяти сам. Стоит помнить, что после самостоятельной замены деталей некоторые сервисные центры могут отказать в гарантийном ремонте. Но оборудование i-Retail идет с уже установленным ФН, поэтому клиенты i-Retail могут не беспокоиться о потере гарантии на приобретенное оборудование. Если вы решили доработать свою старую кассу, то кроме установки вам также понадобится программирование касс при замене ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а следовательно, помощь специалиста и дополнительные расходы. Это может сделать доработку старой кассы даже дороже, чем покупка новой кассы i-Retail ОФД.

Перерегистрация ККМ при замене ЭКЛЗ в 2017 году проходит по следующей схеме:

  • снять ЭКЛЗ с учета в ФНС,
  • обновить кассовое оборудование и программное обеспечение,
  • оформить договор с ОФД,
  • подать заявку на регистрацию новой ККТ в налоговую службу,
  • указать номера ККТ и ФН, данные о торговом предприятии и договоре с ОФД, ИНН,
  • получить карточку регистрации.

Зарегистрировать онлайн-кассу можно по интернету, на сайте ФНС.

Несвоевременная замена ЭКЛЗ: штрафы и как их избежать

За несоблюдение нового закона о замене ЭКЛЗ и использование кассового оборудования без ФН физическое лицо могут оштрафовать на сумму от 10 тысяч рублей, юридическое - на сумму от 30 тысяч рублей. Единственная возможность избежать штрафов - вовремя обновить оборудование. Использование ЭКЛЗ после 1 июля 2017 года будет приравниваться к отсутствию у предпринимателя кассового аппарата.

В рамках закона в качестве онлайн-касс можно использовать так называемую - интернет-приложение, доступное с любого устройства: компьютера, планшета или смартфона. Например, i-Retail, как и другие более дорогие, но менее функциональные кассы с ФН, они шифруют, хранят и передают данные о продажах, позволяют принимать все виды оплаты, распечатывать и отправлять кассовый чек. А кроме того, позволяют видеть подробную статистику продаж, отчеты об остатках продукции на складе, наиболее и наименее ходовых товарах, содержат в себе базу из нескольких миллионов товарных штрих-кодов, умеют работать с весами, запоминают контактную информацию ваших клиентов, позволяют моментально создавать дополнительные рабочие места и торговые точки и многое другое.

Облачные кассы соответствуют требованиям закона №ФЗ-54, но обходятся дешевле, чем модернизация и сервис старых касс или покупка новых, при этом обладают функционалом, который ранее был доступен только крупным торговым сетям. Если замена ЭКЛЗ для ИП или предприятия требуется сразу на несколько торговых точек, такие кассы позволяют хранить всю товарную базу на одном сервере, не копируя ее для каждого отдельного магазина.

Попробовать работать с облачной кассой i-Retail можно бесплатно. Оставьте заявку на сайте приложения и оцените, насколько удобна онлайн-касса для вас.

В 2017 г. все торговые предприятия России должны обеспечить передачу кассовых чеков в Федеральную налоговую службу в режиме онлайн. О том, как подготовиться к новым правилам работы, с какими сложностями могут столкнуться ритейлеры и какова стоимость модернизации оборудования и программного обеспечения в интервью CNews рассказал Алексей Макаров, президент компании «Атол» .

CNews: 4 июля 2016 года президент Владимир Путин подписал 54-ФЗ, согласно которому розничные предприятия должны будут переходить от обычных кассовых аппаратов к онлайн-кассам. Готовы ли к таким изменениям ритейлеры?

Алексей Макаров: Несмотря на то, что все крупные производители контрольно-кассовой техники заблаговременно начали подготовку к переходу на новое оборудование, пока закон не был подписан, ритейлеры не проявляли к нему особого интереса. На сегодня, когда закон принят и стало ясно, что обозначенные в нем сроки не изменятся, работа активизировалась.

С 1 сентября 2016 года ритейлеры могут начать модернизировать имеющуюся у них кассовую технику или закупать новую. Например, на сегодняшний день в реестр контрольно-кассовой техники внесено 2 модели, еще 20 находятся на рассмотрении. Надеюсь, скоро в нем появится еще целый ряд касс, соответствующих новым требованиям.

CNews: Были ли пилотные проекты по внедрению онлайн-касс?

Алексей Макаров: 1 августа 2014 года Федеральная налоговая служба запустила пилотные проекты в четырех субъектах федерации – Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. В пилотах, которые продолжались полгода, участвовали около 4000 кассовых аппаратов, установленных у самых разных ритейлеров. По результатам проектов в идеологию системы были внесены необходимые коррективы.

Вообще, процесс обсуждения реформы был максимально открытым. Новый федеральный закон на всех этапах активно обсуждался и с профессиональным сообществом разработчиков контрольно-кассовой техники, и с ритейлерами. На его подготовку ФНС России потребовалось более 2 лет.

CNews: Как будет строиться взаимодействие торгового предприятия и ФНС после 1 января 2017 г.?

Алексей Макаров: Законом предусмотрено несколько ключевых изменений, касающихся использования контрольно-кассовой техники. Основное из них – данные с кассового аппарата должны в режиме онлайн направляться в Федеральную налоговую службу. Но направляться не напрямую, а через операторов фискальных данных. Операторы фискальных данных будут работать по тем же принципам, что и операторы электронного документооборота, через которых большинство юридических лиц сдает налоговую отчетность в ФНС, – они обеспечивают технологическую возможность электронного взаимодействия ведомства и пользователей.

Все пользователи контрольно-кассовой техники должны подключиться к операторам фискальных данных и передавать им кассовые чеки. Затем операторы фискальных данных отправят их в Федеральную налоговую службу. Таким образом, налоговая служба получит первичные данные о продажах каждого торгового предприятия в режиме онлайн.

Вторым важным изменением является то, что если раньше ритейлеры были обязаны заключать договор на техническое обслуживание с центрами технического обслуживания (ЦТО) и платить им за это абонентскую плату, то теперь они могут сами решать, каким образом обслуживать кассы – силами собственной ИТ-службы, оплачивая услуги специалистов в случае поломки оборудования и пр. Таким образом, расходы ритейлера, связанные с обязательным заключением договора с оператором фискальных данных, могут быть скомпенсированы снижением затрат на обслуживание ККТ.

Еще одно важное изменение – это возможность постановки контрольно-кассовой техники на учет в электронном виде. Раньше после покупки кассы пользователь заключал договор с центром технического обслуживания, а затем нес ее на регистрацию в налоговую инспекцию. Сегодня можно через с помощью электронной цифровой подписи удаленно подать электронное заявление и зарегистрировать кассу. Понятно, что это значительно быстрее и дешевле.

И последнее изменение. Поскольку кассы должны работать в режиме онлайн, все торговые точки обязаны подключиться к интернету. Если связь вдруг прервется, чеки будут собираться в фискальном накопителе, и при первой возможности касса отправит их оператору фискальных данных и получит от него подтверждение доставки. В фискальном накопителе чеки могут храниться до 30 дней, поэтому даже значительные технические проблемы не должны существенно повлиять на работу ритейлера – он будет продолжать обслуживать покупателей.

CNews: Какая модернизация потребуется торговым предприятиям? Обязательно ли им покупать новую ККТ или можно модернизировать уже имеющуюся?

Алексей Макаров: Все зависит от того, какую технику продавец использует сегодня. Большая часть оборудования, купленного в последние годы, подлежит модернизации.

Ритейлерам необходимообратиться к производителям контрольно-кассовой техники и выяснить, возможна ли модернизация оборудования, которое они используют. Если модернизация невозможна, то надо приобрести и зарегистрировать новую кассовую технику. Сделать это можно до 1 июля 2017 года. Замену кассы лучше всего приурочить к моменту окончания срока службы ЭКЛЗ. Вместо покупки нового ЭКЛЗ за те же самые деньги необходимо установить фискальный накопитель.

Также хочу отметить, что Атол принял решение предоставить пользователям оборудования FPrint возможность бесплатной модернизации кассы в соответствии с новыми требованиями 54-ФЗ, если эта ККТ была произведена с 15-го июля текущего года.

CNews: Какова минимальная стоимость кассового аппарата, который должны будут приобрести небольшие торговые предприятия?

Алексей Макаров: Пока еще производители не объявили цены на новое оборудование. Но я думаю, что простейшая касса будет стоить не дороже 15000 рублей. Кроме того, стоимость эксплуатации онлайн-кассы будет ниже, чем используемой сейчас.

CNews: Как новый закон изменит порядок работы интернет-магазинов?

Алексей Макаров: Если вы рассчитываетесь за покупку в электронном виде (например, приобретаете музыку или книги), то теперь интернет-магазин должен предоставить вам электронный чек, который, согласно новой редакции закона, может быть отправлен на ваш e-mail или мобильный телефон.

Если вы заказываете в интернет-магазине товар с доставкой на дом, курьер должен будет распечатать при расчете.

CNews: Как изменится работа кассира на онлайн-кассе?

Алексей Макаров: Кассовый аппарат будет самостоятельно передавать данные в Федеральную налоговую службу, поэтому на работе кассира это отразится только в случае, если покупатель захочет получить электронный чек. Он должен будет сообщить кассиру свой email или номер мобильного телефона, на который его необходимо прислать.

CNews: Какие требования к каналам передачи данных предъявляет система?

Алексей Макаров: Для работы онлайн-кассы достаточно интернета любого качества, даже EDGE. Объемы передаваемой информации небольшие – каждый чек занимает несколько килобайт.

CNews: Недавно ритейлерам уже пришлось произвести замену оборудования в связи с внедрением ЕГАИС. Получат ли они какие-то преимущества перед остальными предприятиями?

Алексей Макаров: Обычно ритейлеры, работающие с ЕГАИС, используют более современные модели контрольно-кассовых аппаратов. То есть для них вероятность того, что кассы можно модернизировать, выше.

Кроме того, в магазинах, работающих с ЕГАИС, явно нет проблем с интернетом, а значит, они смогут избежать дополнительных расходов.

CNews: Надо ли будет получать дополнительную ЭЦП?

Алексей Макаров: ЭЦП ужеимеется у многих – она обеспечивает доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Через личный кабинет происходит взаимодействие компании с налоговой службой, в том числе и регистрация контрольно-кассовой техники.

CNews: Как лучше организовать процесс перехода на новое кассовое оборудование?

Алексей Макаров: Главная рекомендация – начать работу в ближайшее время. Особенно это касается крупных и средних торговых сетей. Ведь если они используют хотя бы 100 кассовых аппаратов, то занимаются заменой ЭКЛЗ каждый месяц. К 1 февраля 2017 года они должны быть готовы к перерегистрации касс. А для этого надо уже сейчас с помощью производителей или ЦТО оценить свой парк оборудования, понять, что можно модернизировать, а что придется заменить, и составить план перехода в зависимости от окончания сроков действия ЭКЛЗ.

Вторая важная задача – это адаптация программного обеспечения к контрольно-кассовой технике, работающей по-новому. Хотя изменения потребуются небольшие, ритейлерам надо удостовериться в том, что вендор или разработчик внесут их вовремя.

В-третьих,мы рекомендуем запускать пилотные проекты сначала на одной кассе, потом в одном магазине, а уже затем распространять на всю сеть. На то, чтобы убедиться в том, что модернизированные модели и программное обеспечение работают, взаимодействие с операторами фискальных данных налажено, электронная регистрация контрольно-кассовой техники происходит без проблем, потребуется время.

CNews: Какова стоимость модернизации оборудования?

Алексей Макаров: Снятие старой контрольно-кассовой техники с учета в среднем по стране стоит 900 руб. Доработка техники «Атол» обойдется клиентам примерно в 5000 рублей. Кроме того, ритейлерам придется приобрести фискальный накопитель – вместе с установкой это обойдется примерно в 6 тысяч рублей. Если установить фискальный накопитель в тот момент, когда подошел срок замены ЭКЛЗ, то никаких дополнительных затрат нести не придется – их стоимость одинакова.

Затем необходимо заключить контракт с оператором фискальных данных. На сегодня такой статус получили 4 компании – «Энергетические системы и коммуникации», «Такском», «Эвотор ОФД» и «Ярус». Стоимость их услуг составляет около 3000 руб в год за одну кассу.

Как я уже говорил, некоторым магазинам придется потратиться на подключение интернета. Если необходимо приобрести новую кассу, то самый простой вариант обойдется примерно в 15 000 рублей. Новый фискальный регистратор стоит около 25000-30000 рублей.

CNews: С какими сложностями могут столкнуться ритейлеры в процессе перехода на новую ККТ?

Алексей Макаров: Самые большие сложности могут возникнуть, если ритейлеры будут откладывать переход на новые кассы на последний момент. Перерегистрация и установка ККТ в короткие сроки чревата множеством проблем.

Сложности могут возникнуть, если ритейлера подведет производитель программного обеспечения – не вовремя проведет модернизацию. «Атол» как производитель и контрольно-кассовой техники, и программного обеспечения уже подготовил обновленные версии ПО. Мы своих клиентов точно не подведем.

Также у магазинов, расположенных в глубинке, могут возникнуть проблемы с подключением к интернету. Субъекты федерации могут разрешить предприятиям, расположенным в определенных населенных пунктах, не передавать данные онлайн. Однако, таких будет немного – ведь 99,9% страны обеспечено доступом в интернет.