Кто проверяет управляющие компании. Куда жаловаться на управляющую компанию? Ревизия договорных обязательств

Такие организации контролируют многие области деятельности УК, а именно:

Перечень контролирующих органов в данной сфере

Федеральный уровень

На федеральном, то есть государственном уровне, УК контролируют следующие органы:

  1. Министерство строительства РФ. Этот государственный орган занимается утверждением нормативов коммунальных услуг, критериев их качества и порядка их предоставления. Также Минстрой регулирует финансовую сторону учета тепловой энергии и воды.
  2. Минэнерго РФ. Такой орган осуществляет разработку схем и нормативов теплоснабжения домов, которых должны придерживаться все УК.
  3. Федеральная антимонопольная служба. Она занимается определением принципа образования цен на ресурсы и коммунальные услуги.

Региональный уровень

Основной контроль над деятельностью УК в сфере ЖКХ лежит именно на инстанциях регионального уровня, которыми являются следующие организации:

  1. Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
  2. Комитет по тарифам.
  3. Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.

На региональном уровне контроль в сфере ЖКХ осуществляется не только официальными государственными службами, но и профильными некоммерческими организациями. Действует целая сеть региональных центров, поддержка развитию которой осуществляется Минстроем России.

Также за качеством и безопасностью коммунальных услуг следит Роспотребнадзор. В его задачи входит:

На федеральном уровне качество работы управляющих компаний контролируется комиссией Министерства строительства. Именно этот орган разрабатывает правила содержания и проведения ремонта многоквартирных домов.

Службы, осуществляющие мониторинг тарифов

Такой инстанцией является комитет по тарифам. В некоторых регионах такой инстанции нет, но в этом случае его обязанности лежат на таких инстанциях как региональная энергетическая комиссия или региональное министерство энергетики. Работа комитета по тарифам регулируется ФЗ № 210 .

На федеральном уровне стоимость тарифов на коммунальные услуги регулируется Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой.

Пошаговая проверка деятельности УК

Если собственники квартир не уверены в честности свой УК и в качестве оказываемых ей услуг, то они могут проверить ее деятельность. О том, как осуществить это проверку стоит рассказать пошагово:


Контроль деятельности управляющей компании осуществляют специальные государственные инстанции, также проверить работу в сфере ЖКХ и контролировать тарифы могут сами собственники квартир. Причем производить такую проверку лучше при первых признаках нарушений.

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Для нашей страны общественный контроль в сфере ЖКХ представляет собой достаточно новое явление. Его возникновение объясняется ограниченным числом сотрудников в региональных Госжилинспекциях – к каждому дому невозможно приставить инспектора. В результате появляются общественные структуры, контролирующие работу жилищно-коммунального хозяйства. Управляющим компаниям нужно знать, как работают общественные советы ЖКХ, чтобы эффективнее справляться со своими задачами и избежать дополнительных проблем.

Как общественные структуры контролируют сферу ЖКХ

Под инициативными гражданами понимаются как простые жильцы, так и созданные ими группы общественного надзора. Статья 1 ФЗ-212 позволяет собственникам жилья выполнять контролирующие функции на общественных началах в личном качестве или в составе некоммерческих частных организаций.

Закон защищает право граждан на общественный надзор за деятельностью компаний ЖКХ. Создающиеся для этого субъекты могут объединяться в ассоциации и союзы для проведения совместных мероприятий. Например, в городах часто появляются ассоциации ТСЖ и советов многоквартирных домов, влияющие на работу сферы ЖКХ.

Изучение ФЗ-212 поможет УО разобраться с тем, в каком порядке работают общественные контролеры в лице отдельных граждан или их объединений.

Субъекты общественного надзора в ЖКХ по закону наделяются рядом прав. Инициативные граждане и домовые советы могут:

  • заниматься общественным надзором в ЖКХ в формах, отмеченных в ФЗ-212;
  • организовывать мероприятия, направленные на осуществление общественного надзора, а также становиться их участниками. Четкие характеристики мероприятий не описываются, вероятно, тут нужно ориентироваться на пункт 1;
  • запрашивать при ведении контроля информацию у любых властных органов независимо от их уровня, и у любых организаций из сферы ЖКХ. Исключение составляют только охраняемые законом сведения, в том числе, персональные сведения частных лиц и гостайна;
  • посещать профильные органы власти и компании ЖКХ при учете их графика работы и общих регламентов;
  • готовить и отправлять властным органам, компаниям ЖКХ и представителям СМИ документы с результатами проведенного контроля;
  • передавать необходимые материалы в прокуратуру и другие инстанции, отстаивающие права граждан, если выявляются какие-то нарушения;
  • обращаться в суд для защиты интересов;
  • использовать прочие права, которые дает российское законодательство.

Сферу ЖКХ на государственном уровне контролируют Госжилинспекции и органы жилищного контроля в муниципалитетах. Именно эти специальные органы наделяются ключевыми контролирующими функциями. Общественники могут направлять им обращения, просить консультаций и реакции на нарушения со стороны администрации или ресурсоснабжающих организаций.

Чем муниципальный надзор в ЖКХ отличается от общественного

За определенными государственными и муниципальными органами закрепляется обязанность по надзором за отраслью ЖКХ. В том числе, в этом участвует Роспотребнадзор. Он отслеживает соблюдение санитарно-экологических норм, определяющих качество и безопасность ЖКУ.

Роспотребнадзор проводит следующие действия:

  • исследует питьевую воду на чистоту и отсутствие возбудителей болезней;
  • замеряет шумы и вибрации, которые в многоэтажках создают элементы вентиляции и отопления, лифты и прочее оборудование;
  • контролирует проведение дезинфекций, а также действий по уничтожению насекомых-вредителей и грызунов;
  • контролирует состояние мусоропроводов и участков с мусорными баками.

Если управляющая компания не соблюдает СанПиНы в части качества воды для питья и содержания многоэтажек, то по статьям 6.4 и 6.5 КоАП РФ она наказывается штрафами:

  • 20 000 рублей при первой фиксации отклонений от норм;
  • 30 000 рублей - при вторичном несоответствии.

В случае предоставления ЖКУ несоответствующего качества УО несут административную ответственность, определенную в статье 14.4 КоАП РФ. Если нарушается порядок формирования расценок, то штраф от Роспотребнадзора составит до 30 000 рублей. При повторном отклонении от правил он увеличится уже до 50 000 рублей.

В случае необоснованного превышения тарифов штраф рассчитывается как умноженный на два размер излишне полученного дохода. При занижении тарифов штрафные санкции составят 100 000 рублей.

За тем, как эксплуатируется, содержится и ремонтируется жилфонд, следит Госжилинспекция на федеральном уровне и ее подразделения в регионах. ГЖИ проверяет находящиеся в ее ведении дома и при обнаружении недостатков выдает предписания об их устранении. Несоблюдение законов в сфере ЖКХ ведет к приостановке или отъему лицензии организации.

В ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" указано, что общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких...

Граждане и общественные объединения осуществляют общественный контроль деятельности управляющих организаций в форме: ...

Органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов и организаций, в отношении которых осуществляется общественный ...результатам общественного контроля , ...

Аннулировать лицензию УК можно только через суд. Для этого Госжилинспекция направляет в судебный орган письменное обращение с указанием на нарушение УО или ТСЖ лицензионных требований. Обращение в суд от ГЖИ поступает при наличии соответствующего решения комиссии по лицензированию. Основным законодательным положением для этого служит статья 199 ЖК РФ. Она говорит о возможности аннулирования лицензии при лишении УО вследствие нарушений права управлять 15 процентами и более от общего обслуживаемого метража многоэтажных домов.

Порядок аннулирования лицензии выглядит следующим образом.

1. Госжилинспекция два и более раз за год выдает УО предписания об устранении несоответствия условиям лицензирования.

2. При невыполнении управляющей организацией этих предписаний или их несоответствующем выполнении два и более раз через суд ей назначается административное наказание.

3. В сложившейся ситуации Госжилинспекция получает право на исключение из перечня лицензий данных о тех многоэтажках, в которых УК не соблюдала лицензионные условия.

4. Лицензионная комиссия обязана рассмотреть вопрос об отзыве разрешительных документов, если из реестра исключено больше 15 процентов от общего метража домов, обслуживаемых управляющей организацией.

5. Если лицензионная комиссия принимает решение о лишении УК лицензии, то ГЖИ использует его как основание для обращения в судебный орган с требованием об аннулировании разрешительных документов.

После аннулирования лицензии УК продолжает управлять многоэтажным домом. Так она работает до избрания владельцами квартир новой организации.

Органы исполнительной власти и самоуправления на местах занимаются муниципальным контролем в области ЖКХ через специальные комитеты. Они проводят плановые и внеплановые проверки для оценки соответствия деятельности управляющих организаций положениям нормативных актов, подготовленных на федеральном и муниципальном уровне.

Для проведения плановой проверки нужно, чтобы прошел 1 год:

  • с окончания последней плановой проверки;
  • с момента начала обслуживания управляющей организацией многоквартирного дома.

Внеплановые проверки связаны с получением сообщений о нарушениях со стороны граждан, организаций и органов власти. В таком случае ответственные за муниципальный контроль в ЖКХ начинают незапланированные проверочные действия. Это возможно при нарушениях, связанных с:

  • выбором управляющей организации;
  • порядком заключения с УК соглашения на управление МКД;
  • правилами содержания и ремонта общего имущества дома;
  • прописанными в договоре управления обязательствами управляющей компании;
  • применением предельных индексов при расчете оплаты коммунальных услуг.

Внеплановая проверка проводится без получения согласия прокуратуры и без предупреждения подвергающейся ей УО.

По ФЗ-294 от 26 декабря 2008 года деятельность надзорных органов ведется прозрачно для защиты прав представителей бизнеса.

Различные общественные советы в ЖКХ - это аналог контролирующих органов. Они не могут напрямую выписать УК штраф, но способны направить жалобу в вышестоящую инстанцию или обратиться с иском в суд. К примеру, в июле 2017 года глава одной из работающих в Калининградской области управляющих организаций получил штраф на 25 000 рублей за ненадлежащее обслуживание многоквартирного дома. Проверка проводилась на основании жалобы в прокуратуру, поступившей от владельцев квартир. Другая УК из Липецка оказалась вынуждена прекратить обслуживание нового дома из-за того, что жильцы были решительно настроены на подачу в отношении нее искового заявления в суд.

Эксперты полагают, что общественные советы и прочие подобные контролирующие организации в ЖКХ приносят определенную пользу. Они позволяют потребителям быть вовлеченными в управление домами и оказание коммунальных услуг. Однако есть здесь и сложности. В первую очередь, они связаны с отсутствием у жильцов желания или возможности обсуждать соглашения об управлении общедомовым имуществом.

Из-за незнания жилищного законодательства и отсутствия отлаженных механизмов взаимодействия владельцы квартир нередко создают помехи управляющим организациям, выполняющим свою работу. Например, жильцы не предъявляют претензий УО и напрямую обращаются в Госжилинспекцию. Управляющая компания выплачивает штраф, после чего дополнительно тратит время и средства на устранение возникшей проблемы. Жилищные инспекторы не будут углубляться в тонкости ведения деятельности, при обнаружении несоответствия какому-то из многочисленных нормативных актов они просто выпишут штраф и дополнят его предписанием.

Чтобы подобных ситуаций не происходило, управляющей компании рекомендуется наладить хорошие отношения с владельцами квартир, особенно с теми, кто регулярно выражает активную позицию. На это потребуется некоторое время и грамотная работа по информированию граждан о том, как им проще и быстрее решить свои проблемы. Налаженная обратная связь будет полезна обеим сторонам.

С точки зрения государства отношение к общественным советам в ЖКХ тоже двоякое. С одной стороны, нет строгих законодательных норм, заставляющих органы власти и ведомства безусловно исполнять предложения и требования общественников. С другой стороны, объединившиеся на принципах самоорганизации представители общества могут быть очень настойчивыми, поэтому их мнение следует учитывать. Отсутствие взаимодействия в таких случаях нередко негативно оборачивается для власти, особенно если общественники привлекают на свою сторону журналистов.

Несомненная польза от общественных советов в ЖКХ заключается в активном ведении многими из них информационно-просветительской работы. Эти объединения могут заниматься бесплатным консультированием граждан и регулярно освещать в средствах массовой информации новинки отраслевого законодательства. В результате повышается правовая грамотность граждан, которые часто помнят о своих правах, но забывают об обязанностях. Если управляющие организации работают добросовестно, а конкурентная борьба осуществляется на равных условиях, то общественный контроль в сфере ЖКХ только улучшает общую ситуацию.

Формы общественного контроля в ЖКХ

ФЗ-212 предполагает несколько вариантов осуществления общественного контроля.

1. Общественный мониторинг. В этом случае ведется наблюдение за работой управляющих организаций.

По закону мониторингом могут заниматься общественные объединения в виде комиссий, советов, инспекций и палат в ЖКХ, а также некоммерческие организации. Любой вид общественного контроля подразумевает обязательное ведение мониторинга.

2. Общественная проверка. Ее могут проводить, в том числе, советы МКД и заинтересованные граждане.

Проведением общественных проверок занимаются общественные инспекторы. Однако относительно перечня прав таких жилищных инспекторов в законодательстве есть определенные разночтения. ФЗ-212 отсылает искать права этих инспекторов в жилищных нормативных актах. В пункте 5 статьи 20 ЖК РФ говорится только о правах жилищных инспекторов, работающих на уровне страны и муниципалитетов.

Общественные контролеры все же должны работать на основании порядка, закрепленного в законодательстве. В законах этой темы нет, поэтому в статье 6 ГК РФ отдельно было отмечено, что права общественного инспектора по жилфонду совпадают с теми, которые имеет инспектор, назначенный государством или муниципалитетом.

Получается, что инспекторы на общественных началах обладают комплексом прав на совершение следующих действий.

1. Запрашивать данные и бумаги, необходимые для отслеживания соблюдения обязательных условий. Их запросы могут основываться на мотивированных запросах представителей власти на всех уровнях, компаний и частных лиц.

2. Беспрепятственно посещать многоквартирные дома, относящуюся к ним территорию и помещения общего назначения. Беспрепятственно входить на обозначенные объекты с условием предъявления удостоверения и ксерокопии распоряжения руководства общественного органа о проводимой проверке.

3. Посещать и обследовать квартиры с согласия их собственников.

4. Проводить испытания, экспертизы и прочие необходимые в рамках надзора действия. Отслеживать соблюдение правил проживания в социальных наемных домах.

5. Проверять соответствие уставной документации ТСЖ, ЖСК и прочих потребительских объединений требованиям нормативных актов.

6. При наличии заявлений от собственников помещений в МКД проверять обоснованность и правомерность:

  • решения общедомового собрания о создании ТСЖ;
  • избрания участников ТСЖ, ЖК или иного объединения потребителей на общем собрании;
  • получения кем-то членства в ТСЖ и избрания правлением товарищества его руководителя;
  • выбора правлением ЖК или иного кооперативного образования своего руководителя;
  • выбора на общем собрании управляющей организации и подписания с ней соглашения об управлении (по статье 162 ЖК РФ);
  • заключения соглашения об управлении МКД и прописанных в нем условий;
  • заключения с УО соглашения на работы и услуги, в рамках которых будет ремонтироваться и содержаться общая собственность многоэтажки;
  • заключения с гражданами, упомянутыми в части 1 статьи 164 ЖК РФ соглашений, обязующих тех ремонтировать и содержать общую собственность дома;
  • прописанных в этих документах условий.

Организатор общественной проверки должен предупредить руководство проверяемого объекта о времени, методах и продолжительности запланированных инспекционных мероприятий. Максимальная длительность проверочных действий - 30 дней.

При подготовке проверки у управляющей организации могут быть запрошены необходимые инспекторам бумаги и дополнительные материалы.

После осуществления общественной проверки составляется акт, отражающий ее результаты. В нем указывается следующее:

  • основание для запуска проверочных действий;
  • изученные в ходе проверки бумаги и материалы;
  • установленные проверяющими случаи и обстоятельства отступлений от норм. При отсутствии нарушений это также фиксируется в документе;
  • результаты проверки, способы устранения недостатков, возможные советы по их ликвидации.

Итоговый акт получает руководитель УК. Кроме этого, бумага может быть передана в прокуратуру, Госжилинспекцию, в органы власти и прочим интересующимся лицам, а также размещена в Интернете.

3. Общественная экспертиза. Законодательство позволяет организовать такую экспертизу любой организации, занимающейся общественным контролем в сфере ЖКХ. Однако проводить ее должны специалисты, имеющие необходимое образование и квалификацию. В связи с этим у организаторов могут возникнуть определенные сложности.

На проведение экспертизы после ее объявления отводится 120 дней. По итогам подготавливается заключение с обоснованным экспертным мнением и предложениями по исправлению ситуации. Заключение передается задействованным организациям и представителям, а также размещается в Интернете.

4. Общественное обсуждение. Организующему его лицу нужно:

  • заранее рассказать о выдвигаемой на обсуждение теме, времени проведения мероприятия и его регламенте, а также дате получения результатов;
  • обеспечить всем участникам возможность свободного ознакомления с материалами по обсуждаемым вопросам.

5. Публичные слушания. Общественные контролеры, органы власти и работающие в сфере ЖКХ организации могут организовать собрания с привлечением простых граждан. Люди в ходе общественных слушаний обсуждают вопросы с наибольшей социальной значимостью. Чаще всего проведением публичных слушаний занимаются общественные контролеры, работающие под контролем органов власти, например, общественные палаты. Такие мероприятия проводятся в ситуациях, описанных в законодательстве.

Слушания организуются и осуществляются с соблюдением особых требований - они должны быть публичными и открытыми. Для мероприятия необходимо подготовить и оснастить помещение, которое вместит ожидаемое количество граждан.

В организации слушаний много общего с процедурой проведения общественного обсуждения. Подведение и обнародование итогов слушаний происходит по той же схеме, которая действует для общественных обсуждений.

При существовании нескольких форм общественного контроля в сфере ЖКХ самыми удобными и эффективными признаются общественные проверки и общественные обсуждения. Управляющим организациям нужно помнить, что гражданам в проведении контроля могут помогать специализированные центры.

Как работают центры общественного контроля в ЖКХ

В стране идет развитие системы общественного контроля. Общественные инициативы из регионов поддерживаются ресурсными центрами, для координации всего этого существует общероссийский центр. Региональные общественные советы в ЖКХ и другие подобные объединения поддерживаются местными властями и центрами на уровне субъектов.

На федеральном уровне координацией работы общественников занимается Национальный центр общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Задачей региональных центров является поддержка в конкретных субъектах деятельности активистов и профильных организаций. Для обеспечения эффективной координации создается реестр работающих в ЖКХ некоммерческих организаций, формируется общественный совет или иной орган, объединяющий всех участников. Чтобы повысить уровень координации, разрабатывается и реализуется совместный рабочий план по защите прав потребителей. С людьми ведется разъяснительная работа на связанные с ЖКХ темы, предлагаются различные инициативы для повышения качества функционирования отрасли.

Региональный центр предоставляет все необходимые виды поддержки (информационную, методическую, организационную) своим НКО и активистам. Кроме того, он занимается их обучением и консультированием. Регистрация такого центра может происходить в качестве самостоятельной организации. В то же время он может быть не юридическим лицом, а совместным проектом властей и общественников.

Региональные центры получают информационную, методическую, организационную и юридическую поддержку и сопровождение от национального центра.

Чем занимается национальный центр:

  • разрабатывает и поддерживает общий сайт общественных контролеров, на котором региональные центры могут зарегистрироваться и пользоваться личным кабинетом;
  • занимается обучением сотрудников региональных центров, предоставляет им информационно-методические материалы, рассчитанные на профессионалов разных профилей. Отдельные материалы могут готовиться для ознакомления граждан и размещения в СМИ;
  • разрабатывает методические рекомендации для работы региональных центров, а также предлагает им планы для проведения различных мероприятий;
  • помогает региональным центрам рассматривать жалобы граждан;
  • организует сбор наиболее эффективных практик для использования общественными контролерами, создает условия для обмена опытом между региональными центрами;
  • собирает, анализирует и обобщает сведения об обстановке в жилищно-коммунальном хозяйстве в регионах страны;
  • обрабатывает предложения региональных центров, направленные на улучшение работы ЖКХ, и в том числе, на оптимизацию действующих нормативов;
  • организует взаимодействие между региональными центрами и органами власти на федеральном уровне.

Приемные в таких центрах предоставляют гражданам консультации по правовым вопросам. За помощью они могут обратиться по телефону, в письме, на сайте НП «ЖКХ-контроль» или при личном визите.

Управляющие компании и РСО при взаимодействии с отдельными потребителями понимают, что их ранее проконсультировали в общественной приемной. Обязанностью таких приемных является разъяснение существующих норм законодательства, общее консультирование и организационная поддержка в части общения с представителями УО.

Общественные приемные становятся посредниками между гражданами и государственными контролирующими органами. Они помогают жильцам в составлении обращений, отслеживают их обработку, итоги и последствия проводимых процедур.

В общественной приемной ведется журнал звонков с фиксацией дня обращения, его содержания и результатов рассмотрения (промежуточных и конечных). Оформляется журнал заявок в электронном виде.

Действия общественных организаций при обнаружении нарушений законодательства будут следующими:

  • дать людям адресные консультации, провести организационную работу и при необходимости помочь в подготовке обращения в контролирующие органы;
  • направить запрос в контрольные и надзорные органы;
  • проконтролировать рассмотрение жалоб, проводимые по ним проверки и принимаемые меры;
  • сообщить в СМИ об обнаруженных нарушениях законодательства и результатах их устранения;
  • объяснить нарушителям, к каким правовым последствиям приводят их действия.

При отсутствии реакции контролирующих органов на жалобы общественники наращивают собственные усилия в решении проблемы. Они получают поддержку своих действий со стороны регионального центра. Подобные ситуации рассматриваются на заседаниях совещательного органа, работающего вместе с руководством региона, либо на регулярных мероприятиях, посвященных освещению проблем жилищно-коммунального хозяйства. К совещаниям привлекаются представители власти, суда, надзорных органов, предприятий ЖКХ, общественных советов и прочих подобных организаций, а также средств массовой информации.

Примеры реальной работы общественников с управляющими компаниями

Случай 1. Нижегородская область, проект ШОК. Отмена незаконных требований управляющей организации.

Жительница города Заволжье Нижегородской области Клавдия Михайловна Ложкарева в качестве председателя совета МКД обратилась в Госжилинспекцию весной 2016 года. Она пожаловалась на незаконное повышение тарифов на ремонт и содержание жилья, которое произвела управляющая компания ООО «Жилсервис 1».

Жилищные инспекторы провели проверку на основании письменной жалобы и подтвердили наличие нарушений. УК действительно незаконно подняла тарифы, поэтому ГЖИ вынесла ей предписание о выполнении перерасчета и возврате переплаченных средств жильцам дома по адресу ул. Грунина, 11. Руководство управляющей организации не согласилось с выводами Госжилинспекции и отказалось возвращать собственникам помещений деньги. УК оспорила предписание и обратилась в арбитраж.

Одновременно с этим управляющая компания пожаловалась на Ложкареву в полицию. В заявлении руководство УО указало, что председатель совета МКД причиняет ущерб ее репутации, а также наносит моральный вред совершаемыми общественными действиями. Последний был оценен истцом в 12 000 рублей.

Ложкарева не поддалась давлению и осталась руководить советом МКД. Она провела опрос в соседних многоэтажках и выяснила, что их жильцы платят за ЖКУ в двойном размере. Далее последовало обращение к общественникам - проекту ШОК. Ложкарева познакомилась с ними на семинаре. Кроме этого, она обратилась к другим общественникам, контролирующим сферу ЖКХ и депутатам городской думы Заволжья. В результате было принято совместное решение о проведении проверки законности тарифных ставок на ЖКУ, действующих во всех микрорайонах города.

Проверка установила, что тарифы на самом деле оказались завышенными без каких-либо законных оснований. Нарушителями оказались все работающие в Заволжье управляющие компании.

Ложкарева рассчитала разницу, которую получали УО в результате незаконного завышения тарифов. Она составляла от 1 рубля до 4,88 рубля с квадратного метра. За счет этого управляющие организации смогли за 2015 год получить необоснованный заработок в размере 10-12 миллионов рублей. Субъективная оценка состояния домов и прилегающих к ним территорий позволила женщине прийти к выводу, что УК не направляли эти деньги на благоустройство, а расходовали их по своему усмотрению (в том числе, расхищали).

Ложкарева предложила подготовить коллективное заявление для его направления в полицию. Правоохранительные органы провели на основании этого документа проверку, но она оказалась безрезультатной, так как не нашлось признаков совершенного преступления. Активистка и здесь не сдалась. Она отправилась на местное телевидение и предложила горожанам требовать от управляющих компаний исполнения законодательства и возврата переплаченных ими средств. Люди обратились с заявлениями о проведении перерасчета, но их требования были проигнорированы.

Ложкарева решила идти дальше и занялась изучением документации. Правоохранители отказали ей в возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество». Они сослались на наличие в договорах управления пункта, позволяющего поднимать тарифные ставки на коэффициент инфляции. Ложкарева считает, что это противоречит нормам законодательства.

Активистка изучила официальные ответы правоохранительных органов и пришла к выводу о том, что информация из договоров не проходила проверку на подлинность. Она объяснила это отсутствием проверок протоколов общих собраний, а также легитимности данных собраний. Кроме этого, полицейские взяли из договора формулировку «тарифы могут быть увеличены», но ею нельзя обосновывать повышение цен в одностороннем порядке.

Ложкарева вновь обратилась к ЖК РФ и выяснила, что базовое законодательство о формировании тарифов на ЖКУ не претерпело изменений. В соответствии с ним тарифы все так же должны утверждаться на общедомовом собрании собственников помещений или по решению органа местной власти.

В итоге активистка смогла добиться своей цели. Арбитражный суд второй инстанции заставил управляющую компанию провести перерасчет и возвратить жильцам дома 11 по улице Грунина переплаченные средства. После этого Ложкарева занялась отслеживанием того, как будут возвращаться деньги.

Случай 2. Кострома, возвращение неправомерно отчужденных площадей из общего имущества многоэтажки.

В МКД достаточно много общих помещений, которые могут быть переведены из общей собственности в пользование коммерческим структурам. Речь идет, к примеру, о технических подвалах, чердачных площадях, колясочных и даже камерах для сбора мусора. В некоторых случаях УК и жильцы могут возвратить помещения, если их передача производилась с нарушением правил.

Национальный центр, занимающийся общественным контролем в сфере ЖКХ, производит фиксацию таких отчуждений, и в его базе накоплены сотни тысяч подобных случаев. Чаще всего отчуждение становится возможным из-за неправильного определения статуса объекта. Такую оценку проводят специалисты муниципального комитета ЖКХ. Они при определении статуса могут не учесть назначение объекта, заложенное в проекте.

Здесь действует следующий порядок. Объект вносится в перечень собственности муниципалитета и потом передается арендатору. На него получается справка из БТИ и сведения вносятся в государственный реестр прав, где помещение признается собственностью муниципалитета. Когда эти процедуры проведены, объект может быть продан, то есть он перестает контролироваться собственниками квартир. Схожие ситуации сейчас наблюдаются и в новостройках, когда нарушаются требования законодательства о долевом участии при строительстве жилья. В результате отчуждены могут быть и земельные участки с придомовых территорий, и различные элементы инфраструктуры многоэтажки.

С вопросами неправомерного отчуждения сталкиваются, в том числе, и сами управляющие компании. Часто это происходит при получении в управление нового дома, в котором предыдущая УО не проявляла особого интереса к данным вопросам. При ведении застройки на городских землях отчуждения могут составлять от 10 до 90 процентов. Здесь все определяется близостью дома к центральной части города.

Итогом такого развития событий становится появление различных препятствий в работе управляющих компаний:

  • невозможно обеспечить инженерному оборудованию нормальное содержание;
  • снижается комфорт для жильцов;
  • появляются трудности с проведением капитального ремонта;
  • не получается внедрить энергосберегающие технологии.

В некоторых случаях ущерб становится крайне серьезным. Фиксируются десятки случаев обрушений домов, при которых гибнут люди.

Положительные изменения в ЖКХ происходят только в том случае, если учитываются права собственников помещений и требования УК, непосредственно защищающих их.

Статистика показывает, что суды в последнее время принимают ту точку зрения, которая направлена именно на защиту прав жильцов. В Москве зарегистрировано около 100 положительных решений в подобных спорах, в Костроме более 50. Принимаются они и в других городах, в том числе, в Новосибирске, Твери, Воронеже. Владельцы жилья в таких спорах обычно оказываются правы, но им приходится тратить время и немалые средства на отстаивание своей позиции в суде.

В региональных центрах, занимающихся общественным контролем в сфере ЖКХ, в настоящее время имеются письма Минстроя, адресованные руководителям регионов и работающих там подразделений Госжилинспекции. Эти письма заставили местные администрации обратить внимание на проблему. В ГЖИ стали более интенсивно заниматься вопросами защиты прав на общедомовое имущество. Наиболее успешно в этом направлении работают Госжилинспекции в Московской, Воронежской, Костромской и Мурманской областях.

В отдельных регионах ситуация противоположная. Например, в Санкт-Петербурге, Калининградской и Кемеровской области стоило бы с большим вниманием заняться данными проблемами. В этих субъектах федерации факты незаконного использования подъездов и подвальных помещений получили большое распространение, и такая практика создает немало проблем:

  • снижается качество содержания жилья;
  • падают темпы выполнения капитального ремонта;
  • быстрее изнашиваются несущие конструкции, особенно в домах, считающихся историческим фондом.

Случаи вынесения администрациям предписаний ГЖИ об исключении общедомового имущества из реестра региональной или муниципальной собственности в таких субъектах единичные. Представители Госжилинспекции достаточно редко синхронно обрабатывают ситуации с органами прокурорского надзора. Даже если такое взаимодействие происходит, то итогом его обычно становится констатация факта получения прав собственности муниципалитетом и совет управляющей организации или жильцам обращаться за решением в суд.

В то же время есть способ ликвидации прошлых ошибок и возврата помещений в общедомовую собственность без запуска судебного разбирательства. Например, колясочная - это один из таких общих объектов. По закону он считается общей собственностью, ставшей таковой в момент, когда в доме оказалась приватизированной первая квартира.

По закону зарегистрировать права на жилплощадь в многоэтажном доме можно только вместе с правами на общедомовое имущество. По этой причине колясочная при регистрации жилых помещений и переходит в статус общедомового имущества. При дальнейшем переводе объекта в собственность муниципалитета появляются конкурирующие права собственности, прошедшие государственную регистрацию. Владельцы квартир свое право собственности регистрировали с опорой на закон, и через некоторое время администрация сделала спорный объект собственностью города. Очевидно, что вторую регистрацию вполне можно признать необоснованной из-за отсутствия такого права.

Управляющие компании и собственники помещений заинтересованы в более активном участии Госжилинспекции в разбирательстве подобных спорных ситуаций с администрацией. Нужно понимать, что регистрация права муниципалитета не ведет к прекращению прав собственников на объект. Именно такую трактовку неоднократно давал Верховный суд. Для исправления ситуации достаточно лишь распоряжения главы администрации об исключении из реестра прав неправомерно внесенной туда записи о наличии у города отдельных прав на общедомовое имущество.

Описанная позиция уже используется для исключения общих помещений из госреестра прав в Москве и Санкт-Петербурге. Число подобных случаев невелико, и в регионах власти пока не торопятся перенимать данную практику.

Многое здесь зависит от жилищных инспекторов, которым необходимо составлять компетентные предписания и заключения. Эти документы упростили бы борьбу с юридическими заблуждениями. Активные действия Госжилинспекции могут повлиять и на работу глав городских администраций по исправлению подобных ошибок. При возможности решить вопрос простыми переговорами не потребуется запускать судебное разбирательство.

Например, костромской центр общественного контроля в сфере ЖКХ совместно с городской администрацией успешно решает такие вопросы, поднятые общественниками. Постепенно опыт Костромы перенимается другими городами: Воронежем, Тверью, Калининградом, Липецком. Интерес к описанной практике проявляется во Владимире, Сыктывкаре, Барнауле и в Крыму.

Есть несколько преимуществ, появляющихся при создании комиссии по поиску объектов общедомового имущества в реестре собственности муниципалитета, собранной из представителей администрации и общественников:

  • значительно сокращаются сроки восстановления прав;
  • исключаются расходы на разбирательства в суде;
  • не происходит нецелевого расходования средств городского бюджета;
  • мобилизуются ресурсы управляющих организаций и владельцев помещений, что повышает качество содержания многоэтажки и прилегающей к ней территории.

Рассчитанная до 2020 года Программа стратегического развития ЖКХ одной из своих целей ставит разработку мероприятий по восстановлению прав собственников квартир на общее имущество. Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ подготовил несколько собственных предложений для реализации этого замысла.

1. Подготовка и утверждение в субъектах федерации мер, позволяющих жильцам многоэтажек обеспечить их права на общее имущество. Раскрытие информации из реестра собственности муниципалитетов в МКД всем желающим.

2. Формирование органами власти на местах комиссий для выявления объектов, соответствующих критериям общедомового имущества и находящихся в региональной или муниципальной собственности. В такую комиссию должны входить представители профильных ведомств и работающих в регионе общественных советов ЖКХ, а также группы заинтересованных владельцев жилья в МКД.

3. Формирование на федеральном уровне комиссии, которая будет заниматься обеспечением прав собственников квартир и соответствующего содержания общедомового имущества. Задача комиссии - оказание методической помощи регионам и муниципалитетам, а также синхронизация ведущейся ими работы. В комиссии должны работать представители Минстроя и специалисты-волонтеры.

4. Организация представителями Госжилинспекции семинаров и круглых столов для работников управляющих компаний и муниципальных образований, на которых будут рассматриваться проблемы прав собственности и использования общедомового имущества.

Эти предложения поступили от НП «ЖКХ контроль» и получили одобрение заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса. Чиновник отметил, что региональные представительства Госжилинспекции должны помогать решать проблемы УО и жильцов, связанные с возвращением отторгнутых ранее помещений в состав общедомового имущества. Отдельно была отмечена необходимость решения таких споров без обращения в суд.

В качестве примера для всей страны был представлен опыт региональной комиссии из Костромской области, занимавшейся возвратом общедомового имущества в многоэтажках. Члены комиссии регулярно производили оценку недвижимости и выявляли признаки общего имущества МКД, после чего искали случаи незаконного перехода объектов муниципалитетам. Несколько последних лет комиссия вела успешную работу, в результате чего управляющие организации и жители региона получили обратно более 50 подвальных помещений, чердаков, колясочных и других объектов. Похожая положительная практика существует в Москве и Санкт-Петербурге.

Требования законодательства постоянно ужесточаются, поэтому УК задумываются о поиске дополнительных средств для ремонта домов, а жильцы - об экономии на коммуналке. При отсутствии возможности распоряжаться общедомовым имуществом планы и идеи по сокращению расходов и получению дополнительного дохода рушатся. Если камеры для сбора мусора, колясочные, помещения технического назначения и находящееся в них инженерное оборудование при поддержке администрации уходит третьим лицам, то дома однозначно становятся менее комфортными и безопасными для проживания.

Управляющие организации и собственники жилья, недовольные сложившимся положением, сначала по одиночке обращались в контролирующие органы, но нужного результата не получили. Тогда стало понятно, что надо действовать слаженно, и произошло объединение вокруг действующей в Костроме Ассоциации ТСЖ и ЖСК. Ассоциация наладила взаимодействие с организациями, решающими аналогичные вопросы в других регионах страны.

Проблема была детально изучена членами ассоциации, которые разобрались в причинах ее возникновения и дали юридическую оценку сложившейся ситуации. Был сделан вывод о том, что муниципалитеты отчуждают в свою пользу помещения с нарушением законодательства. В ЖК РФ говорится об отсутствии каких-либо законных оснований для отчуждения помещений. Если изучать вопрос с технической точки зрения, то происходящее характеризуется как прямой ущерб имеющемуся в доме инженерному оборудованию, и никак иначе.

За полгода было рассмотрено 11 объектов, в числе которых оказались подвальные помещения технического назначения, и их признали удовлетворяющими требованиям статьи 36 ЖК РФ. Комиссия пригласила для проведения заседаний представителей Госжилинспекции, прокуратуры, областного суда, региональной коллегии адвокатов и Общественной палаты, а также независимых специалистов. Однако участники подвергли деятельность комиссии критике.

Костромская администрация посчитала, что объекты при создании реестра собственности муниципалитета были квалифицированы неправильно, поэтому и отчуждение помещений нужно считать неправомерным.

Участники заседания потребовали проведения более активных действий и создания условий для полного исключения в будущем случаев, когда муниципалитеты отчуждают общедомовое имущество. При этом УК и собственникам нужно помогать возвращать объекты и создавать механизмы для исправления таких ошибок без судебных разбирательств.

Минрегионразвития одобрило позицию Общественной палаты и назвало наработанный за последние годы опыт защиты прав владельцев квартир полезным, так как прямым следствием его применения является восстановление целостности инженерного оборудования. От него зависит то, насколько безаварийным окажется процесс использования многоэтажек. В этой связи ведомство подготовило для регионов страны письмо с рекомендациями о распространении опыта администрации Костромы по формированию межведомственных комиссий. Эти комиссии занимаются поиском и возвратом управляющим организациям и собственникам квартир общедомового имущества.

Главным итогом можно считать, что механизм оказался запущенным. Аналогичные комиссии стали появляться в других регионах, в том числе, в Калининграде и Мурманске. При работе комиссий выясняется, что все общедомовые помещения, оказавшиеся в собственности муниципалитетов, при государственной регистрации прав не имели правоустанавливающих документов. Это означает, что их необходимо возвращать управляющим компаниям и владельцам квартир в качестве общедолевой собственности. Со стороны муниципалитетов совершенные ранее действия с недвижимостью были явно ошибочными, поэтому УК и граждане могут решать описанную проблему без судебного разбирательства.


    Когда управляющая компания берет на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, это означает, что она должна обеспечить максимально благоприятные. Безопасные и комфортные условия для проживания в этом доме для всех без исключения жильцов. Управляющей компанией обеспечивается и правильное содержание всего имущественного добра, которое принадлежит на общих правах всем жильцам и собственно ТСЖ. Все хорошо звучит только на бумагах, а когда дело доходит до практики и надлежащего исполнения компанией своих обязательств, предписанных договором, выясняется, что энтузиазм исполнителей куда-то девается, просто исчезает. Чтобы такого не происходило в вашем товариществе, необходимо в заключенном договоре на обслуживание многоквартирного дома указать пункт, в котором будет четко предписано, как деятельность ТСЖ и кем будет контролироваться и проверяться. Здесь же должно и четко быть указано, какое наказание, или какие санкции будут предприняты в отношении правления, если оно не будет выполнять свои обязательства или будет выполнять не соответствующим договору образом.
    Рассмотрим для начала, что же вообще такое "контроль над деятельностью управляющей компании" и как он проводится. К контролю можно отнести как мероприятия, способствующие надлежащему исполнению и предоставлению услуг жильцам, так и проверочная деятельность, наблюдение и проверка на соответствие состояния и работоспособности объектов коммунального хозяйства. Деятельность по контролю над управляющими организациями может осуществляться различными лицами или компаниями. К примеру, сами собственники помещений могут контролировать свое ТСЖ. Можно для этих целей привлечь аудиторскую компанию, инженерных специалистов и специалистов другого профиля. В некоторых случаях, согласно действующему законодательству, контролирующими структурами могут быть органы по самоуправлению и государственные уполномоченные лица.
    При обнаружении каких-либо нарушения в деятельности ТСЖ, контролирующая организация должна отразить их в соответствующих документах. Со своей стороны собственники помещений не должны молча наблюдать за тем, что происходит в их доме и безучастно соглашаться со всеми проводимыми мероприятиями. Каждый собственник помещения имеет полное право предъявлять требования, высказывать пожелания и собственное мнение по поводу того или иного мероприятия в доме. Все высказанные пожелания обязательно фиксируются, также как и жалобы жильцов, и заявления. После того, как принята жалоба или заявка, она должна быть не просто выполнена, а проконтролирован весь процесс по ее выполнению, причем надлежащему. Контролю должны быть подвластны и услуги, которые оказываются коммунальными предприятиями, с которыми ТСЖ заключает договора.
    Для каждого собственника должна быть доступной и открытой любая информация, которая может касаться деятельности ТСЖ, товарищества собственников создаются на добровольной основе, все делается ради того, чтобы хорошо было самим жильцам, поэтому они должна понимать и видеть, постоянно убеждаясь, что ТСЖ действует именно в интересах жильцов. В договоре должны быть сразу указаны те услуги, которые ТСЖ будет предоставлять. Изменение договора практически невозможно, поэтому сразу необходимо продумать все пункты. которые должны быть в договоре. Иначе потом довольно сложно потребовать от каких-либо организаций, принимающих участие в управлении многоквартирным домом, выполнения того, что договором не предусмотрено.
    Контроль деятельности коммунальных и управляющих организаций обязательно регулируется законодательством государства. Это самый главный Закон о защите прав потребителей, на основании которого определяется и наказание за невыполнение услуги, и ее надлежащее качество.
    Собственник в данном случае является самым обычным потребителем коммунальных услуг и других услуг, связанных с управлением домом. Поэтому он может контролировать самостоятельно качество выполнения работ и предъявлять претензии, если качество не соответствует, по мнению собственника, должному уровню.
    Осуществление контроля - важная и нужная мера. Какой бы добропорядочной не выглядела компания, управляющая домом, от ее деятельности зависит благосостояние всех жильцов в доме, поэтому не стоит лениться и тщательно продумывать каждый пункт договора при его составлении и подписании. От бдительности самих жильцов и компетентных органов зависит комфорт и безопасность всего дома.

    Работа организаций в сфере ЖКХ редко полностью удовлетворяет потребителей. Особенно много претензий у жильцов возникает к управляющим компаниям. О том, можно ли контролировать работу УК, ТСЖ и куда пожаловаться недовольным потребителям, расскажем далее.

    Как контролировать управляющую компанию ЖКХ, вышестоящая организация

    Если жильцы многоквартирного дома отказались от ТСЖ и самостоятельного управления в пользу УК, они заключают с выбранной компанией договор. Она осуществляет свою деятельность на основании данного договора, требований жилищного законодательства.

    По ЖК РФ собственники МКД вправе производить проверку работы управляющих организаций. С этой целью УК ежегодно предоставляют им письменные отчеты о проделанной работе.

    Кроме того, жильцы могут запрашивать у своей компании другие бумаги (о тарифах на ЖКУ, выполненных услугах и т.д.), не запрещенные стандартами раскрытия информации. Не менее важной возможностью влияния на управляющую компанию, является право ее смены.

    Деятельность функционирующих в области ЖКХ компаний контролируется и регулируется на всех уровнях власти.

    Различные структуры, осуществляющие надзор, имеют свою специализацию и полномочия в этой отрасли. На уровне РФ эти функции осуществляют следующие органы:

    • Министерство строительства РФ. Этот орган занимается установлением нормативов в области ЖКХ. Кроме того, он дает разъяснения по вопросам предоставления коммунальных услуг.
    • Минэнерго РФ также курирует жилищно-коммунальную сферу, в частности, электроэнергетику и газоснабжение.
    • Федеральная антимонопольная служба в Москве следит за законностью установления тарифов на ЖКУ.

    Определенным образом контроль за управляющими компаниями ведет и Роспотребнадзор. Он оказывает поддержку потребителям в разных правовых отраслях. Другим органом, способным оказать помощь потребителям являются жилищные инспекции.

    Они действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом в связи с изменениями в законодательстве они не осуществляют непосредственный надзор за УК. В связи с введением лицензий для УК Госжилнадзор теперь проверяет ее надлежащее использование.

    Официальные власти на местном уровне также принимают участие в регулировании сферы ЖКХ. Они вправе осуществлять самостоятельный мониторинг ситуации или реагировать на обращение потребителей. Согласно ст. 165 ЖК РФ они могут провести внеплановую проверку работы УК при обращении собственников помещений в МКД, совета дома.

    Куда жаловаться на управляющую компанию

    Потребителям не всегда удается самостоятельно проконтролировать УК. Если на запросы потребителей организация не отвечает, на претензии не реагирует, то требуется помощь со стороны. Для начала следует направить жалобу руководству УК и добиться получения официального отказа.

    После получения ответа собственники могут предъявить свои претензии в следующие органы:

    1. Роспотребнадзор. Согласно ЗоЗПП указанный орган является надзорным в сфере защиты прав потребителей. В рамках исполнения своих полномочий он рассматривает поступающие от граждан обращения. Роспотребнадзор может реагировать на претензии от потребителей и в области предоставления ЖКУ.
    2. Жилищная инспекция. Этот орган занимается непосредственно контролем за соблюдением законодательства и интересов потребителей в жилищной сфере.
    3. Прокуратура. С заявлением в Прокуратуру следует обращаться, если другие меры не возымели должного действия. Если при прокурорской проверке будут выявлены нарушения, то виновных лиц привлекут к ответственности.
    4. Суд. Обращаться в судебные органы стоит при необходимости взыскать полученный ущерб, обжаловать незаконные действия должностных лиц, понудить к исполнению обязательств, возникновении иных споров подсудных данному органу.

    Жаловаться на недобросовестно исполняющую свои обязанности компанию можно также в администрацию города. Если спор заключается в завышенных тарифах на ЖКУ, то помощь потребителям может оказать Федеральная антимонопольная служба.

    Могут ли собственники провести ревизию УК

    По жилищному законодательству управляющие организации подконтрольны избравшим их собственникам МКД. Они обязаны ежегодно отчитываться перед ними о проделанной ими работе за истекшее время.

    Организация, которая управляет домом, также должна по требованию собственников предоставлять другую документацию, информацию, связанную с оказанием ЖКУ. Перечень сведений, которые вправе получать жильцы, установлен Постановлением от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

    Согласно этому документу предприятия, управляющие МКД, обязаны раскрывать сведения обо всех выполненных работах, их стоимости, использовании общего имущества дома. Следовательно, жильцы вправе проводить ревизию их деятельности.

    Как проверить управляющую компанию, этапы, аудит

    Если у собственников МКД возникли подозрения в добросовестности действий УК. Они вправе проверить ее деятельность (провести аудит). Правда делать это следует с умом в несколько последовательных этапов.

    Для начала нужно запросить в организации документацию по оказанным услугам, их стоимости, применяемым тарифам. УК не должна быть против ее предоставления, так как обязана отчитываться перед избравшими ее собственниками.

    Далее они могут самостоятельно проверить финансово-хозяйственную деятельность УК (провести аудит). Но проверять финансовую документацию людям без специальных знаний будет сложно. Жильцы МКД могут уполномочить на это специализированную организацию (эксперта).

    Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний

    В сфере ЖКХ так много проблем, что контроль за ней ведут не только государственные (муниципальные) органы, но и общественные силы. Во многих регионах действуют общественные платы, при которых создаются надзорные комиссия.

    К примеру, создана Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний в Московской области, СПб. Эта организация на общественных началах контролирует действия организаций в сфере управления МКД.

    Oфopмляем жaлoбу нa УК, образец жалобы

    Жалобы на действия управляющих компаний возникают очень часто. Но для того, чтобы заявленные претензии не составить без ответа, жалобу важно составить правильно. Единого образца для нее не предусмотрено, поэтому пишется он в свободной форме.

    Однако любой официальный документ должен содержать определенные реквизиты, соответствовать некоторым правилам. В шапке жалобы указывается подавшее ее лицо (ФИО, адрес, контакты), а также органа, в который она направляется. Далее пишется, как сам документ называется.

    Главная часть жалобы - это описание ситуации, в которой потребители считают свои права нарушенными. Описание не должно быть слишком длинным и эмоциональным. В жалобе должны отражаться факты, сведения о нарушениях, требования заявителя и их обоснование.

    Документ подписывается самим жалобщиком или его представителем. Образец жалобы можно . ⇐

    Обращение в Жилинспекцию

    Как было сказано выше, одной из надзирающих организаций в области ЖКХ, являются жилищные службы (инспекции). Они реагируют на обращения граждан по поводу соблюдения нормативов и стандартов оказания ЖКУ, интересов потребителей.

    Отправить жалобу в Жилинспекцию можно через почту или сайт организации. Кроме того, потребители при наличии такой возможности могут передать свою жалобу лично. Главный момент, на который стоит ссылаться в жалобе – это нарушение законодательства в области ЖКХ.

    Обращение в Роспотребнадзор

    Данный орган надзирает в первую очередь за исполнением ЗОЗПП. С этой целью он также рассматривает обращения потребителей. Головной офис в Москве выполняет руководящие задачи, контролирует деятельность подразделений на местах. Подать жалобу в это орган также можно лично, почтой или через сайт.

    В прокуратуру

    Прокуратура следит за законностью и правопорядком в стране. Многие потребители, жалуясь, на неконтролируемость УК, обращаются именно в Прокуратуру. Она может привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон.

    В суд

    Потребители, недовольные качеством предоставленных УК услуг, нередко обращаются в суд за решением проблемы. Судом могут рассматриваться споры о понуждении к исполнению обязательств, компенсации причиненного ущерба, возврата средств при двойном начислении платы в квитанциях.

    Обращение в суд должно начаться с тщательной подготовки. Истцу следует правильно определить предмет своих требований, надлежащий судебный орган, составить иск. Иски составляются письменно с указанием наименования адреса суда, а также сторон спора.

    Для того, чтобы получить положительное решение истцу нужно грамотно обосновать свой иск, представить доказательства нарушения закона со стороны УК. Если решение первой инстанции не удовлетворит истца, он может обжаловать его в вышестоящий суд.

    Исковое заявление в суд на управляющую компанию: . ⇐