Что положено рабочим при акционировании гуп а. Проблемы акционирования муниципальных унитарных предприятий

Последний фактор связан с задолженностью предприятий. Многие предприятия имеют огромную кредиторскую и дебиторскую задол­женность банкам, государству, другим предприятиям и т. п. При оцен­ке имущества предприятий необходимо учитывать их доли, а предла­гаемая цена должна быть пропорционально уменьшена, если предпо­лагается, что обязательства по уплате задолженности будут возложены на покупателей, в данном случае на акционеров. Наличие долгов ус­ложняет положение инвесторов, которые должны сделать выбор меж­ду приобретением акций на существующий капитал или увеличением капитала предприятия, поскольку данная альтернатива влияет на их долю в капитале предприятия.

Акционирование как форма приватизации имеет свои достоинства и недостатки.

ПРЕИМУЩЕСТВА преобразования государственных предприятий в акционерные общества состоят в возможности заинтересовать пред­приятия-смежники в развитии акционерного общества, укреплении его финансового положения путем продажи им акций. Это обстоятельство особенно важно для предприятий, перерабатывающих сельскохозяй­ственную продукцию, предприятий машиностроительного комплекса, имеющих большое количество поставщиков.

НЕДОСТАТКИ акционерной формы собственности заключаются в ограничении производственно-хозяйственной самостоятельности акци­онерных обществ и необходимости делиться частью прибыли с акцио­нерами. Тем не менее для крупных предприятий альтернативы этой фор­ме акционирования нет.

ВЫКУП АРЕНДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ по форме и содержанию на­поминает прямой выкуп. Он может осуществляться сразу или в рас­срочку. При взятии в аренду государственною предприятия коллектив арендаторов образует арендное предприятие, которое самостоятельно выбирает способ управления в соответствии со своим уставом. Оно обязано по договору аренды принимать на себя выполнение государ­ственного заказа. В остальном арендному предприятию предоставля­ется значительная самостоятельность. Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике аренда является способом разгосударствления с последующим образованием на базе арендного предприятия негосу­дарственного предприятия с коллективной, кооперативной или акци­онерной формой собственности.

Инициатива приватизации арендного предприятия может исходить только от коллектива арендаторов.

Важнейшим условием приватизации арендного предприятия является возможность использования для выкупа прибыли предприятия, а также амортизационных отчислений от сто­имости имущества, приобретенного коллективом арендато­ров за период аренды. Это позволяет накопить средства для выкупа и обойтись без кредитов банка и привлечения личных средств членов трудового коллектива.

В республике почти все договоры аренды были заключены до приня­тия закона о приватизации. Поэтому примерно к 2000 г. договоры аренды закончатся. Аренда по различным причинам не смогла успешно решить назревшие проблемы предприятий. Среди этих причин можно выделить следующие.

Рост ставок арендной платы вследствие инфляции и постоянной переоценки фондов привел к ухудшению финансового положения арендных предприятий.

Хозяйственный механизм арендных предприятий таков, что не стимулирует инновационный процесс, появление новых идей у коллектива арендаторов. Поэтому конкурентоспособность арен­дных предприятий не выше, чем государственных.

Организационно-правовая база приватизации не предусматривает, кроме выкупа, форм приватизации, что значительно сужает возможности приватизации имущества коллективом арендаторов.

АКЦИОНИРОВАНИЕ

способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при

приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"; от 24 декабря 1993 г. №2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предпри-:

ятий в Российской Федерации"; от 22 июля 1994 г. № 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении,порядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (про-. дажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.

Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.

а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.

б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.

в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.

г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации,подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.

д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное

размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.

Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.

е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мин-госимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.

ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить "золотую акцию" (см. Акция .

з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра

юридических лиц. АО является его правопреемником.

АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.

Шапкина Г.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АКЦИОНИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа. Акционирование может выступать как этап процесса приватизации. По английски: Corporatization См. также: Приватизация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Способ приватизации государственных и муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г … Юридический словарь

    Процесс преобразования собственности предприятия, когда она переходит из рук государства в собственность акционеров. Государственная собственность распродается через распространение акций, которые приобретают все желающие. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    акционирование - я, ср. action f. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска и продажи акций. Компания, прежде чем начать процесс акционирования или разделения собственности, иначе корпорирования, обращается к фирме с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    акционирование - Процесс трансформации предприятия, собственником которого является либо государство, либо одно физическое лицо в акционерное общество, как правило, открытого типа. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    АКЦИОНИРОВАНИЕ - процесс преобразования государственного предприятия в акционерное общество; может выступать как форма приватизации … Юридическая энциклопедия

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.



Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации :

· аукцион,

· коммерческий конкурс,

· аренда с правом выкупа,

· акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование(преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании : выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.

Акционирование - это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.

Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собс

твенности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:

· переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;

· делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа частным лицам части активов государственных предприятий.

И так: приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый характер (с использованием приватизационных чеков). В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:

· инвестиционная ориентация продаж;

· обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

4. Дальнейшие перспективы развития собственности

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).

В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

Заключение

Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.

Акционирование – один из способов приватизации, характерный для муниципальных или государственных структур. Суть акционирования – превращение предприятия в ОАО. Такие процессы стали популярными еще в 1992 году и продолжаются сегодня.

Акционирование отличается от обычного порядка создания акционерных обществ (АО). Здесь не ставится задача объединить участников и их инвестиции для формирования уставного капитала. Основная экономическая основа – это решение вопросов с имуществом, которое закреплено за компанией и находится в муниципальной (государственной) собственности. Общая стоимость активов такого предприятия – это и есть уставной . Именно на эту сумму и производится выпуск акций, размещаемых впоследствии между юридическими и физическими лицами.

Акционирование – это сложный процесс, который включает в себя множество этапов. С момента решения о создании ОАО до реализации поставленной задачи и продажи акций может уйти не один год. При этом все вопросы четко прописаны в законодательстве о приватизации.

Законодательная основа акционирования

Начиная с 1992 года, когда акционирование только получило свое распространение, и до 1997 года процесс акционирования и приватизации проводился с учетом следующих документов и законов:

Законом Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных компаний - №1531-1 от 3.07.1991 года;

Указом Президента России о мерах по преобразованию государственных структур или добровольных государственных объединений в ОАО - №721 от 1.06.1992 года;

Указом Президента России о государственной программе приватизации компаний, относящихся к муниципальной или государственной собственности - №2284 от 24.12.1993 года;

Указом Президента России об основных положениях программы приватизации компаний, относящихся к муниципальной или государственной собственности (после 01.07. 1994 года) - №1535 от 22.07.1994 года.

Начиная с 1997 года, действует новый Федеральный Закон о приватизации госимущества и основных принципов приватизации госимущества - №123-Ф3 от 21.06.1997 года.

Суть акционирования

Создание акционерного общества на основе приватизируемых государственных (муниципальных) компаний сводится к следующему процессу:

1. В качестве инициатора преобразований может выступать как правительство Российской Федерации, так и различные федеральные органы управления, органы местного управления, государственные руководители субъектов Российской Федерации, физические или юридические лица (если они имеют соответствующие полномочия).

2. В роли учредителей вновь образованного акционерного общества выступают государственные образования (субъекты РФ, муниципальные структуры и так далее).

3. Весь процесс подготовки к акционированию возлагается на специально созданную комиссию по приватизации. Вопрос ее формирования лежит на «плечах» органа по управлению имуществом. В составе комиссии должны быть представители указанной выше организации, а также представители других государственных (финансовых) структур. При необходимости в состав комиссии могут включаться работники муниципальных предприятий (в некоторых случаях – работники антимонопольного органа).

4. Весь процесс акционирования проходит по строго определенному плану приватизации, который готовится комиссией и согласуется с общим собранием работников приватизируемой структуры. После этого сформированный план должен быть утвержден органом по управлению имуществом.

В составленном графике акционирования должен рассматриваться способ преобразования компании в акционерное общество, а также определятся временные промежутки для реализации тех или иных этапов. Кроме этого, в документе отражаются льготы для работников, размер уставного капитала, стоимость выпущенных акций, их тип, сроки и варианты продажи.

План акционирования должен соответствовать типовому плану, который утвержден Правительством России. В свою очередь устав новой организации разрабатывается на основе плана, утвержденного отделом по управлению имуществом.

5. В процессе приватизации работники компании, в которой проводятся преобразования, а также пенсионеры, проработавшие в структуре определенный период времени, могут пользоваться льготами при покупке акций. Ранее по закону предусматривалось несколько вариантов льгот, которые позволяли купить по более низкой цене и предполагали возможность рассрочки.
В период акционирования запрещено увольнять более 10% сотрудников компании в шестимесячный срок, предшествующий решению о приватизации.

6. После проведения акционирования, выпущенные акции могут продаваться на специально организованных аукционах или конкурсах. Организация процесса может возлагаться на Мингосимущество Российской Федерации или другие государственные учреждения, выполняющие подобные функции. Более 50% акций компании, составляющих уставной капитал, должны продаваться на основе коммерческого конкурса. При этом обязательно соблюдение всех социальных или инвестиционных условий.

К социальным условиям можно отнести сохранение за людьми рабочих мест и условий труда, повышение уровня квалификации и переподготовка кадров, сохранение существующей структуры охраны труда, забора о здоровье сотрудников и так далее. При невыполнении победителем оговоренных условий (социальных или инвестиционных) объект приватизации переходит в государственную собственность, а все заключенные с «нарушителем» сделки расторгаются в кратчайший период с обязательным требованием возмещения убытков.

До момента продажи ценных бумаг на организованном для этого аукционе или конкурсе, специальное учреждение выполняет функции акционера и выступает от имени Российской Федерации (или субъекта страны).

7. Структура, которая принимает решение о преобразовании приватизированной компании в акционерное общество, может сразу закрепить в пользу государства какой-то пакет акций или же осуществить выпуск «золотой акции».

8. Новое акционерное общество считается сформированным и начавшим свою деятельность с момента регистрации в государственных структурах согласно действующих законодательных актов. При этом государственное должно быть исключено из реестра юридических лиц.

Акционирование предприятий

На современном этапе любые арендные или государственные компании, которые отличаются платежеспособностью и неплохо развиваются в текущих условиях, подлежат преобразованию в АО. Как правило, интерес привлекают компании, имеющие число работников не меньше:

50 человек, если речь идет о сфере торговли, общественного питания, транспорта, лестной промышленности;
- 100 человек – для других сфер производственной деятельности.

Сегодня разрешено акционирование предприятий в так называемые холдинги. Этот процесс осуществляется за счет выделения части структурных подразделений в самостоятельные АО. При этом владельцами контрольных пакетов акций в таких образованиях являются головные акционеры.

На сегодня есть три формы акционирования компаний – это преобразование:
- в ,
- в концерны;
- в холдинг-компании.

Чаще всего происходит «дробление» крупной структуры на несколько небольших частей. Данную процедуру часто называют реструктуризацией. Объясняется это тем, что крупные компании слишком «неповоротливы» на рынке, эффективность их работы низка и нет необходимой динамики развития. Но это больше отговорка, ведь на Западе даже весьма крупные компании показывают уникальный рост.

Акционирование предприятий подразумевает выполнение целого ряда условий – наличие хорошо развитого рынка акций, а также возможности проведения операций с ценными бумагами (покупки, продажи, обмена). Особую роль в акционировании предприятий играют инвестиционные фонды, которые выполняют посреднические функции между хозяевами именных чеков и специализируемыми компаниями.

Одновременно с этим на сам процесс акционирования инвестиционные структуры почти не влиют.

Акционирование почты России


В начале февраля 2014 года Минкомсвязи был внесен соответствующий проект, подразумевающий перевод предприятия «Почта России» в другую форму – ОАО. При этом планировалось, что 100% всех акций будут находиться в руках государства. С этого же периода начался процесс инвентаризации всего имущества организации и его оценка. Реальные сроки акционирования Почты России устанавливались на период от одного до двух лет.

В Минкомсвязи ставили задачей привлечение как можно большего числа инвесторов за счет продажи ценных бумаг уже по завершении процесса акционирования. Процедура была предусмотрена стратегией развития компании и утверждена на высшем уровне правительством РФ. Только после этого в Госдуме появился законопроект «О почтовой связи».

Особенность нового проекта – создания каждого их отделений Почти России на условия франчайзинга. Планировалось, что такой подход к работе организации позволит существенно оптимизировать процесс доставки почты. При этом почтовые услуги должны будут делиться на два подвида:

- курьерская почтовая связь подразумевает оказание ограниченного набора услуг на определенной территории. При э том небольшие посылки будут получать статус почтового оформления. В этом случае снижаются и упрощается процесс оформления;

- универсальная почтовая связь – это транспортировка любых грузов по любому адресу. При этом для каждой группы багажа действуют свои тарифы.

Для проведения акционирования «Почта России» была исключена из списка стратегических компаний. По завершении процедуры будет произведено обратное включение структуры в соответствующий перечень. По утвержденному плану уже с 2018 года «Почта России» должна стать полностью независимой от государства структуры.

Для достижения поставленных целей планируется в корне изменить структуру компании, улучшить логистику сети, ускорить процесс доставки и поднять на новый уровень качество обслуживания. Кроме этого, посла акционирования в Почте России возможно оказание банковских услуг. Процесс модернизации проходит за счет личных средств компании. Общие составят около 140 миллиардов рублей.

В результате акционирования почты планируется увеличить доход до 300 миллиардов рублей и повысить на 6-7%. Если это удастся сделать, то «Почта России» войдет в пятерку наиболее крупных операторов мира.

На март-апрель 2015 года в компании практически завершен основной подготовительный этап акционирования. На сегодня за предприятием закреплено около 95% всех объектов недвижимости, что и было основной задачей на этапе акционирования. Общее количество объектов «Почти России» составляет – около 30 тысяч зданий различного назначения и около 6 тысяч земельных участков.

Акционирование НПФ

Одновременно с проведением пенсионной реформы в России было принято решение о реорганизации НПФ, то есть его преобразования в акционерное общество. Суть акционирования НПФ – упростить смысл пенсионной реформы, сделать более прозрачной ее деятельность для Банка России и гарантировать своевременно выполнение обязательств перед пенсионерами (в случае банкротства страховой компании).


При этом с 2013 года в законе РФ появились поправки, по которым к работе с накоплениями пенсионеров допускаются два вида фондов:

Те, которые являются частью структуры гарантированных накоплений;
- те, которые имеют форму АО.

Одновременно с этим были четко установлены сроки, согласно которым должны быть произведены все преобразования.

По новой концепции все НПФ, которые регистрируются с начала 2014 года должны иметь форму акционерного общества. Те фонды, которые имели структуру некоммерческих организаций, должны внести соответствующие преобразования и получить статус АО. Граничный срок завершения всего процесса – 1 января 2016 года.

После этого процессу акционирования подлежат фонды, которые ведут свою деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. К ним предъявляются аналогичные требования, но сроки выставляются менее жесткие – до начала 2019 года. Если же общество ведет два вида деятельности, то для него характерен меньший срок – до 2016 года. Тем "нарушителям", которые в установленный термин не изменят свою структуру, грозит .

Основные условия акционирования НПФ следующие:

Вновь образованные структуры смогут выпускать только обыкновенные акции;
- в качестве акционеров не смогут выступать и лица, которые принимают участие в работе актуария, депозитария (ведет депозитарный счет) или оценочных компаний, работающих на конкретный ;
- с момента регистрации и на протяжении пяти лет НПФ не имеет права платить дивиденды акционерам;
- акции НПФ нельзя оплачивать за счет зачета финансовых обязательств фонда;
- запрещено инвестировать капитал пенсионных накоплений или резервов в ценные бумаги НПФ;
- вновь образованным структурам запрещено производить сделки по выдаче кредитов и операции с векселями;
- размер собственного капитала НПФ должен быть не меньше 150 миллионов рублей, а с 2020 года – не менее 200 миллионов рублей;
- величина уставного капитала в период регистрации – от 120 миллионов рублей, а с января 2020 года – от 150 миллионов рублей;

Работа НПФ будет находиться под строгим надзором Банка России, который берет на себя вопросы предоставления и отзыва лицензий.


Преимущества акционирования НПФ :

Акционерные общества – это более прозрачная форма деятельности, способная привлечь большее число инвесторов. Появляется уверенность, что права каждого инвестора будут максимально защищены законом;
- государственный регулятор может контролировать деятельность НПФ и влиять на нее, что только способствует дальнейшему развитию и укреплению структуры;
- обязательства фонов и активов будут определены едиными стандартами;
- работа новых НПФ будет схожа с деятельностью коммерческих структур. В то время, как прежние организации имели некоммерческую форму.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш