Утеряны архивные документы, необходимые для начисления пенсии. Что делать

Здравствуйте Жаннета Васильевна, с данным вопросом вам лучше всего обратиться непосредственно в ПФ по месту своей регистрации, то есть где вы будете оформлять пенсию, поскольку в настоящее время очень много неясностей в данном вопросе, поэтому лучше вам услышать все это из первых уст.

Какие годы выбрать В ранее действовавшем Федеральном законе № 173 от 17. 12. 2001 существует норма, в соответствии с которой расчет суммы пенсии производится исходя из среднего дохода гражданина за период трудовой деятельности до 31. 12. 2001 года. В соответствии с данной нормой определяется поправочный коэффициент начисления средств, который рассчитывается исходя из сопоставления двух основных показателей: Среднего заработка лица за период трудовой деятельности за любые 60 месяцев, которые он может выбрать самостоятельно. Среднего заработка по территории СССР или РФ в выбранный гражданином временной промежуток. Следует сразу упомянуть, что указанный коэффициент не может превышать значение 1.2, это прописано в статье 30 вышеуказанного закона. В соответствии с ним граждане имели право выбрать любые годы до конца 2001. В 2015 году вступил в силу Федеральный закон № 400, который заменил вышеуказанный нормативный акт. Однако некоторые нормы предыдущего закона о трудовой пенсии остались действительны и в 2016 году. Одной из них как раз является принцип расчета начислений, описанный выше, и сроки, которые могут учитываться при вычислении коэффициента. При этом новый закон будет распространяться только для граждан, которые вступят в трудовые права после 01. 01. 2015 года, для тех, кто сформировал их до установленного срока, нормы сохранятся. Следовательно, с 2002 по 2016 учитывается только страховой стаж и страховые взносы пенсионера. Поэтому для расчета суммы трудовой пенсии в 2016 году применяется только трудовая деятельность пенсионера до 2002. Сведений о каких-либо изменениях в законодательстве на 2017 пока нет, следовательно, говорить о них пока нельзя. Итак, если вы выбрали определенный промежуток времени, дальнейший расчет происходит следующим образом: полученные суммы необходимо делить на стоимость одного балла, которая будет проиндексирована в 2017 с учетом изменения индекса роста потребительских цен за 2016. Данная процедура проводится непосредственно правительством Российской Федерации, после определения этого показателя производится перерасчет (вероятно, как и прежде – 01. 04) и определена сумма пенсии. Из вышесказанного можно сделать вывод, что пенсионеры имеют право выбрать любые 60 месяцев трудовой деятельности, начиная с момента ее начала и заканчивая 01. 01. 2002. При этом не важно, работали ли вы во времена современной России или еще при СССР. Расчет коэффициента для вычисления суммы пенсии производится аналогичным образом.

Какие документы надо сдавать на трудовую пенсию, если сведения о заработной плате сгорели?

В соответствии со ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г № 173-ФЗ для определения расчетного размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Если человек работал в 2000-2001гг и его работодатель производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за этот период, то расчет пенсии может быть произведен из заработка за 2000-2001гг по данным, имеющимся в его индивидуальном лицевом счете. В таком случае дополнительно представлять документы о заработной плате не нужно.


В том случае, если человек желаете, чтобы произвели расчет пенсии из заработка за любые 60 месяцев (5 лет) работы подряд или он не работал в 2000-2001гг, то необходимо представить справки о заработной плате за 5 лет подряд из всей трудовой деятельности, выданные работодателями или государственными (муниципальными) органами (архивами). При этом условие выполнения работы 5 лет подряд у одного работодателя не требуется, т.е. можно представить справки о заработке, выданные разными работодателями, но должно соблюдаться условие хронологической последовательности подряд периодов работы в соответствии с записями в трудовой книжке.

Справки, представляемые для исчисления пенсии, выдаются нанимателем (работодателем), архивным органом на основании документов о выплаченной заработной плате. В соответствии с Общероссийским классификатором Управленческой документации ОКО11-93 (постановление Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 299) документацией по учету труда и его оплаты являются: по оплате труда – расчетно-платежная ведомость, расчетная ведомость, платежная ведомость, лицевой счет. Иных документов по учету оплаты труда нет.
Выписки из штатного расписания об окладе по должности не могут служить документами, подтверждающими фактический заработок.

В тех случаях, когда отсутствуют сведения о заработке за часть периода, предусмотренного статьей 102 Закона, и эти сведения не могут быть представлены в силу различных причин, исключительно по желанию пенсионера, исчисление пенсии может быть произведено из заработка за имеющиеся месяцы, путем деления его на 60 (24). При этом месяцы, за которые отсутствуют сведения о заработке, в заработок для расчета пенсии включаются без сведений о заработке (нулями). Исчислить среднемесячный заработок для назначения пенсии с учетом расчетных данных о заработке по соответствующей профессии за соответствующий год при отсутствии сведений о фактически полученных суммах заработка, нет оснований.

В соответствии с информационным письмом Минтруда РФ и ПФР от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендуют:


1. В случаях утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций и установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

2. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.


Таким образом, если сведения о заработной плате сгорели и пожар произошел по чьей-либо вине, то пострадавшим лицам следует обратиться в суд с иском о взыскании ущерба в порядке гражданского судопроизводства к причинителю вреда со справкой из организации о причине несохранности документов, с указанием даты пожара, причины пожара (в организации должен быть акт об утрате документов и справка пожарной части о дате и причине пожара), а в случае невозможности определения причинителя вреда можно представить выше перечисленные косвенные документы.

Проблема

Здравствуйте!

Моя мать 1959 г. Р. вышла на пенсию в апреле 2014 года. Пенсионный фонд начислил ей 7800 руб. Трудовой стаж ее составляет более 35 лет, она ветеран труда. Однако МПШО "Смена", организация, в которой она отработала с 1978 по 1984 г.г., и где ее заработная плата была наибольшей, ныне не существует. Обращения в РГАСПИ, архив легкой промышленности и политической истории ничего не дали — данные не поступали. Мы обратились в суд. Практика начисления пенсии по комсомольскому билету (взносы за 1978-1981г.г. в нем имеются) существует, однако взносы там только за 56 мес. подряд, далее мать стала кандидатом в члены партии и взносы платила по кандидатскому билету, который не заполнен. Суд требует найти сведения билета, однако обращение в архив снова ничего не дало. Подскажите, имеется ли практика перерасчета пенсии по 56 месяцам (приняв остальные 4 за 0 руб.) так как пенсия ветерану труда, всю жизнь отработавшему в размере 7800, по моему мнению, — просто издевательство!

Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа

2. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Ветераны труда

1. Ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Статья 10. Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов

1. Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 — 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

2. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

3. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 — 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации .

Обратитесь в органы социальной защиты населения по месту жительства возможно Вашей матери полагаются дополнительные выплаты и льготы.

Всего доброго!

Установление заработной платы возможно только по оригиналам платежных документов (лицевым счетам, расчетным ведомостям и иным бухгалтерским документам — п\п 8 п.28 Постановления Верховного Суда РФ от11.12.2012 г. № 30). Комсомольский билет, профсоюзный билет не относятся к указанным платежным документам, а также и свидетельские показания. В исключительных случаях они могут служить для подтверждения трудового стажа.


У Вас есть какие-то вопросы? Задавайте, ответ последует незамедлительно!

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 9

Вопрос: В 1988 - 1992 гг. работала в организации, позднее ликвидированной. Теперь я не могу получить документы по зарплате за тот период. Обращалась в Архивный отдел ЦАО Московского городского объединенного архива. Отвечают, что туда документы не передавались. Обращалась в прокуратуру - посоветовали обратиться в суд. Есть ли смысл обращаться в суд, смогут ли мне помочь в данной ситуации?

Ответ: К сожалению, ситуация, описанная вами, типична. Именно в период 1986 по 1995 гг. документы о стаже и заработке работников чаще всего не доходили до архива. Необходимо с горечью признать, что к настоящему времени ситуация с сохранностью документов тоже обстоит не лучшим образом, особенно в коммерческих организациях.

Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов в архивах, нет. Законодательством предусмотрены лишь процедуры подтверждения трудового стажа. А вот как подтвердить размер заработка - об этом нет нормативных документов. Пенсионный фонд РФ придерживается жесткой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть взяты только из архивных источников и внесены в соответствующие справки на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей и пр.

Так что решить вашу проблему довольно сложно. Если же вы не хотите сидеть сложа руки, то можно попробовать предпринять следующие действия.

Если организация действительно была ликвидирована в установленном порядке, то она обязана была передать наиболее важные документы в архив. Можно попробовать уточнить, как, когда и кто осуществлял ликвидацию организации, чтобы выяснить вопрос о местонахождении документов. Возможно, что их отдали правопреемнику или документы были взяты на хранение в вышестоящую структуру.

В свое время Минтруд и Пенсионный фонд РФ составили совместное Письмо от 27 ноября 2001 г., в котором выработали рекомендации по вопросу определения размера заработка работника в случае утраты первичных документов по зарплате. Однако данный документ применяется лишь в случае утраты документов в результате стихийных бедствий и прочих событий чрезвычайного характера. В остальных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском об установлении юридического факта - размера заработка за определенный период и требованием о возмещении причиненного ущерба к должностному лицу, не исполнившему должным образом свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации.

В любом случае если нет достоверных сведений, то вам придется подтверждать размер заработка косвенными доказательствами. Суд окажет вам в этом необходимую помощь. Например, по запросу суда возможно произвести анализ документов, связанных с исчислением обязательных взносов в Пенсионный фонд РФ за указанный период, или выявить сведения об уплате организацией налогов (в том числе подоходного налога). Самостоятельно вам этой информации не получить, т.к. в отношении большинства таких сведений действует режим служебной тайны.

В рамках судебного производства можно обратиться в местное отделение Пенсионного фонда РФ. До 1990 г. выплата пенсий осуществлялась за счет взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы работников. Начиная с 1990 г. размер взносов в Пенсионный фонд определялся исходя из заработка работника, а начиная с 1996 г. ведется персонифицированный учет. Поэтому если в местном отделении Пенсионного фонда РФ сохранились документы за период 1990 - 1996 гг., то возможно установить фактическую информацию о заработной плате за нужный период в этих временных рамках.

Кроме того, в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает любые факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан (в вашем случае - пенсионных прав). При этом суд должен рассмотреть любые доказательства, которые сможет представить гражданин (в том числе документы, косвенно подтверждающие фактический заработок за нужный период работы), а также показания свидетелей, которые могут подтвердить указанные факты, и др.

Л.Французова

Подписано в печать