Локальные нормативные акты образовательной организации. Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к статье 6.7 КОАП РФ

1. При применении комментируемой статьи следует помнить, что юридические лица могут привлекаться к административной ответственности только при подтверждении возможности совершения ими всех действий, направленных на предотвращение совершения соответствующего правонарушения. Бюджетные образовательные организации, ответственные за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, зачастую не в состоянии предпринять таких действий в силу ограниченности финансовых средств, расходуемых строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной учредителем сметой. В каждом случае необходимо ставить вопрос об отсутствии вины учреждения в допущенных нарушениях, с учетом обстоятельств дела, а также предпринятых мер по устранению нарушений.

2. В случае подтверждения факта совершения административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, бюджетной образовательной организацией целесообразно ставить вопрос о возможности признания такого правонарушения малозначительным по правилам, содержащимся в ст. 2.9 КоАП РФ.

Так, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств п. Дубинино" обратилось в суд к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю с требованием об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП. Удовлетворяя заявление, суд исходил из следующего.

Согласно оспариваемому постановлению, учреждение было признано виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, выразившемся в некачественной чистке светильников общего освещения, которые были загрязнены слоем пыли после проведенного ремонта, а также в том, что в учебных помещениях между оконными рамами была обнаружена пыль, так как окна и оконные проемы мылись изнутри менее 3 раз в год по причине ветхости (окна не открывались). Указанные нарушения предусмотрены п. 6.12 СанПиН 2.4.4.1251-03, п. 9.1 СанПиН 2.4.4.1251-03.

Однако, назначая наказание, административный орган не учел, что приведенные нарушения характеризуются признаком малозначительности, поскольку отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в то же время невыполнение установленных требований в значительной степени обусловлено значительным физическим износом здания, невозможностью проведения всех необходимых ремонтных работ вследствие ограниченности финансирования. Указанные нарушения следовало признать малозначительными согласно ст. 2.9 КоАП РФ и освободить учреждение от административной ответственности (см. подробнее Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 по делу N А33-3832/2013).

Любое предприятие, компания или фирма имеют среди своей документации действующие локальные нормативные акты, которые могут быть дисциплинарными правилами, должностными инструкциями или разными положениями. Локальный акт может относиться:

  • к разряду общеустановленных (обязательных) актов для любого предприятия,
  • к разряду актов, добровольно созданных работодателем.

Какими бы ни были локально-нормативные акты организации, важно, чтобы они существовали в рамках закона, то есть не имели противоречий с законодательством. Существует ещё один характерный признак такого фирменного документа. Локальный акт является обязательным для исполнения как для работодателя, так и для его подчинённых.

В данной статье рассмотрим всевозможные особенности этой разновидности документов.

Локальный акт - это…

Следует начать с того, что трудовой кодекс Российской Федерации (пятая статья ТКРФ) регулирует отношения между работодателем и работником посредством охраны труда, возможных соглашений и актов с нормами трудового права. Локальные акты организации с приведёнными в них нормами трудового права также регулируют рабочие отношения.

Подобный документ является общеустановленным для всех работодателей. Он соответствует и иной документации, которая содержит подобные критерии. Об этом говорит восьмая статья (первая часть) трудового кодекса. Однако какое-то определённое значение за понятием «локальный акт» не закреплено:

  • кто-то считает, что это локальные акты организации, которые содержат многократное повторение существующих правил поведения сотрудников, и устанавливает их работодатель (это неполное определение);
  • более правильным и полным будет следующее значение: «документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями».

Особенности документа (локально-нормативного акта)

  1. Возможные изменения в нём определяются работодателем.
  2. Нормы, содержащиеся в документе, не противоречат закону или трудовому договору.
  3. Он утверждается в виде инструкции или положения руководителем-работодателем (закрепляется в письменном виде). В некоторых случаях - при взаимодействии с профсоюзом организации.
  4. С этим документом обязательно знакомят сотрудника, подтверждая данное действие его личной подписью.
  5. Имеет законную силу со дня, когда он будет принят, или другой прописанной на бумаге даты.
  6. Прекращает своё действие, когда истекает его срок или в случае отмены работодателем/судом.

Какие документы относятся к локальным нормативным актам организации?

Ниже на фото приведен характерный для большинства организаций перечень документов, являющихся локальными нормативными актами.

Как принимаются локальные акты учреждения?

Каждый локальный нормативный акт организации проходит определённые этапы. Сначала он разрабатывается, потом согласовывается, затем утверждается, после чего только получает законную силу и вводится в действие.

Подобная последовательность создания таких документов может также устанавливаться характерным локальным актом (к примеру, согласно существующему в организации положению о порядке принятия локальных нормативных актов - образец акта приведён на фото).

Этап разработки локально-нормативных актов организации

Документ разрабатывается непосредственно специально занимающейся этой деятельностью (по назначению руководства) рабочей группой лиц (или лицом-исполнителем) на основании имеющегося приказа. Это может осуществить как простой сотрудник кадров или главный бухгалтер, так и объединение начальников подразделений.

Этап согласования локальных актов

После разработки локальный акт обязательно находится в процессе согласования с другими структурными подразделениями или отделами. При этом общие замечания, комментарии, согласие/несогласие работники отражают на отдельном специальном бланке.

Этап утверждения локальных актов учреждения (организации)

После процесса согласования документ направляется на утверждение начальству.

Перед тем как вынести своё решение, руководитель должен направить проект с обоснованием в профсоюзную организацию. Данный представительный орган со стороны сотрудников имеет максимум пять дней на рассмотрение и выдвижение в обратном порядке своего письменного мнения по поводу этого локального акта.

Если профсоюз соглашается с предложенным локальным актом, то этот документ вводится в своё действие.

Если же профсоюз не предоставил согласия, или же предоставил, но с учётом некоторых пожеланий, то руководитель обязан не позднее трёх дней (после получения ответа) организовать с представительным органом дополнительные консультации для достижения взаимопонимания и принятия решения.

Локальные акты школы

Стоит отдельно остановиться на документации в общеобразовательных учреждениях, которые могут самостоятельно создавать собственные локальные нормативные базы из актов потому, что Закон «Об образовании» Российской Федерации гласит, что устав общеобразовательного учреждения должен иметь определённый перечень локальных актов. Но при создании дополнительных документов, что вносят дополнения к существующему уставу (например, это могут быть новые локальные акты школы), необходимо обязательно зарегистрировать их в ИФНС. В противном случае возникнут несоответствия в нормативно-правовой базе организации.

Локальные акты учреждения общего образования являются законными и официальными правовыми документами. Они принимаются в надлежащей последовательности для регулирования отношений внутри школьной деятельности, отражённой в уставе организации.

Локальные акты школы должны отражать следующие принципы:

  • Они созданы для определённого образовательного учреждения и действуют, соответственно, в стенах одной организации.
  • Они представляют собой официальные письменные правовые документы, содержащие в себе все обязательные реквизиты.
  • В процессе создания и введения локального акта задействованы все субъекты процесса образования.

Виды локальных актов общеобразовательного учреждения

Школьные документы, а также локальные акты доу (дошкольного образовательного учреждения) могут быть нормативными. Такая документация содержит перечень определённых правил и норм, которые должны соблюдаться в обязательном порядке всеми участниками процесса образования. Для него характерно продолжительное во времени применение. Такие акты детализируют и дополняют правовую норму в отношении каждой отдельной школы.

Выделяют также и индивидуальные локальные акты. Как правило, они однократны и используются для закрепления определённого решения с юридической точки зрения.

Какие документы относятся к локальным школьным актам?

Локальные акты об образовании представляют собой постановления, решения, приказы, инструкции, правила, положения и договоры. Они отражают и регулируют разные стороны деятельности школы. К сведению, такую же разновидность документации имеют локальные акты доу. Рассмотрим каждый документ.

  • Постановления: эти локальные акты могут быть индивидуальными правовыми документами и нормативными. Они отражают в себе решение управляющего органа школы.
  • Решения: общее собрание сотрудников принимает локальные Такие документы очень часто носят характер рекомендаций.
  • Приказы: такой документ издаёт директор образовательного учреждения для разрешения основных задач. Например, ниже, на фото, приведён образец акта - приказ об утверждении правил внутреннего распорядка школы.
    Органы, которые управляют школой, такими документами, как постановления и приказы, утверждают положения, правила, инструкции.

Как должны оформляться локально-нормативные акты

Трудовым законодательством не создано определённых требований относительно оформления подобных документов. Но существует ГОСТ Р6.30-2003, включающий информацию о необходимых требованиях, которые нужно соблюдать при создании и оформлении локального акта. Согласно ему, любой документ (за исключением письма) оформляется на специальном бланке и содержит следующую информацию:

  • полное и сокращённое название организации (то наименование, что указано в учредительных документах);
  • указание прописными буквами наименования после названия организации;
  • дата утверждения и последовательный номер акта при регистрации;
  • указание места создания и оформления документа;
  • наличие подписи(ей) согласования;
  • указание в конце документа информации о приложениях;
  • соблюдение структуры документа, в которую входят все необходимые положения (общие, основная часть и заключительные);
  • разделы (с номером и заголовком), пункты и подпункты обязательно являются содержательной частью документа;
  • проводится обязательная в середине верхнего поля листа (начиная со второй страницы).
  • Обязательно наличие грифа утверждения руководства организации в правом верхнем углу. Утверждение может быть представлено либо простой подписью начальника, либо отдельно созданным приказом. Всё заверяется печатью.

Ознакомление с актом сотрудников организации

После утверждения локально-нормативного акта он проходит стадию регистрации в специальном журнале и получает индивидуальный номер и указание даты, с которой он вступает в законную силу.

С этим актом руководство обязано ознакомить тех своих сотрудников, деятельность которых затронута в самом этом документе, согласно статье 22 (часть 2) трудового кодекса Российской Федерации. Процесс ознакомления отражается на специальных ознакомительных листах в виде отдельного приложения к локально-нормативному акту, а также отражается в журнале ознакомления.

Как локальные акты хранятся

Все оригинальные акты должны храниться в одном месте (канцелярии, приёмной или отделе кадров). Копирование документов происходит при распространении документа среди отделов и структурных подразделений.

Подобные локальные документы имеют неограниченный срок хранения в соответствии со списком типовых управленческих архивных документов, которые формируются при работе государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

Тема 1 Устав образовательной организации

Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

Правила приема обучающихся, воспитанников;

Продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

Порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

§ 1.3. Порядок принятия, утверждения и регистрации устава образовательной организации

По Закону РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 13) устав гражданской образовательной организации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательной организацией и утверждается ее учредителем.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления . Таким образом, в каждом муниципальном районе и городском округе должен быть принят нормативный правовой акт, определяющий порядок утверждения устава. Отсутствие такого нормативного правового акта является нарушения законодательства в области образовании со стороны соответствующего уполномоченного органа местного самоуправления. Следует отметить, что устав норма Закона РФ «Об образовании» об утверждении устава учредителем не означает, что устав утверждается одним органом власти, выполняющим функции учредителя. Так, в порядке утверждения устава может быть описана достаточно многоступенчатая процедура утверждения, предусматривающая участие в утверждении нескольких органов государственной власти или органов местного самоуправления, выполняющих функции учредителя в рамках различных процедур визирования, согласования и т. д.

Подпункт 12 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» уточняет, что к компетенции образовательной организации относится «разработка и принятие устава коллективом образовательной организации для внесения его на утверждение». Под коллективом, по нашему мнению, следует понимать не только работников образовательной организации, но и других участников образовательного процесса: обучающихся, родителей (законных представителей). Устав может быть принят на общем собрании участников образовательного процесса или на их конференции.

Несколько сложнее дело обстоит с утверждением устава при создании образовательной организации. Устав является необходимым условием для государственной регистрации создания образовательной организации как юридического лица, в связи с этим он должен быть утвержден до формирования коллектива образовательной организации. Отдельные типовые положения содержат норму, регулирующую данную ситуацию. Так, в соответствии с п. 34 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования , утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000, закрепляется, что в создаваемом образовательном учреждении устав утверждается учредителем на срок не более 1 года. Представляется, что во вновь создаваемых образовательных организациях иных типов и видов (например, школах) до формирования коллектива устав может утверждаться учредителем на срок не более года. Целесообразно, чтобы такая норма присутствовала в акте органа местного самоуправления, устанавливающем порядок утверждения уставов, а затем и в самом уставе.

Любые изменения и дополнения в устав образовательной организации принимаются в том же порядке, что и сам устав.

Разработанный, принятый и утвержденный учредителем устав (изменения в устав) подлежат государственной регистрации. Порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц урегулирован Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » от 8 августа 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В отношении регистрации изменений в учредительные документы государственных и муниципальных образовательных учреждений действуют регистрационные формы и порядок регистрации, предусмотренный для коммерческих организаций , а сама регистрация осуществляется в территориальных органах Федеральной налоговой службы (налоговых инспекциях) (пункты 4.1., 4.2., 5 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Уставы негосударственных (частных) образовательных организаций регистрируются в специальном порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций в органах Министерства юстиции Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

Контрольные вопросы к теме 1

1. Перечислите признаки устава как основного локального акта образовательного учреждения

2. Перечислите специальные требования к содержанию устава образовательного учреждения

3. Опишите алгоритм внесения изменений в устав образовательного учреждения

Тема 2 Понятие, признаки и виды локальных актов

§ 2.1. Понятие локального акта

Система локальных актов образовательной организации является предметом надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, который является одной из основных функций органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования. При проведении мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, лица, осуществляющие надзор, проверяют, прежде всего, содержание нормативной правовой базы образовательной организации, разработанной и принятой на локальном уровне, а затем непосредственную деятельность организации, т. е. как данные локальные акты реализуются на практике.

Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации.

§ 2.2. Признаки локального акта

Рассмотрим подробно признаки, которым должны соответствовать все локальные акты образовательной организации.

1. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты:

(а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);

(б) дату издания;

(в) порядковый (регистрационный) номер

(г) подпись уполномоченного должностного лица

(д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательной организации (например, локальный акт, определяющий годовой календарный учебный график, должен иметь визу согласования с органом местного самоуправления, подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми.

2. Локальный акт образовательной организации основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т. е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах . Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», а также типовому положению об образовательной организации соответствующего типа и вида. Кроме того, необходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами и нормативными актами органов власти субъектов РФ. Кроме того, некоторые вопросы деятельности муниципальных образовательных учреждений могут быть урегулированы на местном уровне, в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления.

Нормативной основы функционирования образовательных учреждений

Инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом.

Несмотря на различия в темпах и характере изменений образовательной ситуации в различных регионах страны перед руководителями образовательных учреждений возникают общие проблемы. Прежде всего это связано с установленным Законом РФ "Об образовании" самоопределением в форме образовательных учреждений и необходимостью формирования правового поля их деятельности. Демократизация образования определяет государственно-общественный характер управления, благодаря которому объединяются и взаимодействуют, координируют свои действия государственные и общественные объединения, структуры управления, организации.

На межрегиональных семинарах-совещаниях, проведенных Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования в 1999-2001 гг., уже было отмечено, что в соответствии со ст.2 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это - компетенция образовательного учреждения. За органами образования - рекомендации и контроль.

Минобразование России, проанализировав итоги проведенных проверок, отмечает, что при разработке правового поля деятельности образовательных учреждений обозначались следующие проблемы:

1. Определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с утвержденным уставом;

2. Разработка локальных актов образовательного учреждения как юридического документа в соответствии с установленной формой;

3. Определение задач и функций государственно-общественных форм самоуправления образовательного учреждения;

4. Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования .

Если две первые из перечисленных проблем носят организационный характер, то две последние указывают на то, что на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля.

Относительно несложно специалистам органов управления образованием проверить решение первых, организационных, проблем. Примерный перечень локальных актов уже обсуждался на совещании по вопросам инспектирования в г. Пскове, опубликован в сборнике информационных материалов по итогам этого совещания и в методических рекомендациях "Локальные акты образовательного учреждения" Госинспекции при Минобразовании России. Поэтому при проверке уставов, которые являются основополагающим документом для формирования правового поля деятельности образовательных учреждений, необходимо выделить перечень локальных актов для данного учреждения и сравнить его полноту с тем перечнем, что дается в приложении к уставу.

Пункт 1.7 "б" ст.13 "Устав образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании" показывает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: "структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности". Поэтому необходимо определить:

Какие органы управления действуют в данном образовательном учреждении;

Каковы их функциональные управленческие связи;

Действуют ли они в соответствии с утвержденным положением (локальным актом).

Это относится к совету образовательного учреждения, педагогическому совету, родительскому комитету, общему собранию трудового коллектива, методическим объединениям по специальностям, советам старшеклассников, советам выпускников и другим органам самоуправления образовательного учреждения (п.2 ст.35 Закона РФ "Об образовании").

Классическим организационным методом распределения и закрепления задач, функций (обязанностей), прав и ответственности, установления взаимосвязей является регламентирование. Регламентирование осуществляется с помощью положений, должностных инструкций и других регламентов.

Технология составления положений

Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, учреждений и их структурных подразделений.

Как правило, положения состоят из следующих разделов :

1. Общая часть (общие положения).

2. Взаимосвязи с другими органами самоуправления.

3. Основные задачи.

4. Функции (обязанности).

6. Ответственность.

7. Организация управления.

8. Делопроизводство.
Раздел "Общая часть (общие положения)" включает в себя:

Определение статуса органа самоуправления в системе управления;

Указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется;

Степень самостоятельности;

Участие в реализации целевой программы или выполнении целевых функций управления.

Раздел "Основные задачи" определяет:

Направление деятельности органов самоуправления;

Задачи, за выполнение которых несет ответственность данный орган самоуправления.

Раздел "Функции (обязанности)" содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органом самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел "Права" определяет права органа самоуправления, обеспечивающие выполнение этим подразделением своих функций.

Раздел "Организация управления" содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например при наличии групп, комиссий и т.д.), определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел "Взаимосвязи с другими подразделениями" разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями) - всевозможными общественными советами и комиссиями, профсоюзом и т.д.

Раздел "Ответственность" предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. Но, как правило, в этом разделе делается такая запись: "орган самоуправления несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций".

Раздел "Делопроизводство" - это ведение протоколов заседаний, планирование деятельности, составление отчетов.

Технология составления должностных инструкций

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

5. Договор образовательного учреждения с родителями.

6. Договор образовательного учреждения с учредителем (учредителями).

7. Правила поведения обучающихся.

8. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

9. Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников.

10. Трудовой договор (контракт) с работниками.

11. Должностные инструкции работников, в том числе административно-хозяйственного персонала, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, психолога и др. по форме:

а) общее положение;

б) должен знать...;

в) функциональные обязанности;

г) права, компетенция;

д) организация деятельности и др.

12. Положение о методическом объединении педагогов.

13. Положение об аттестационной (экзаменационной) комиссии.

14. Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

15. Положение о конфликтной комиссии при проведении устных экзаменов.

16. Положение о временных комиссиях при совете образовательного учреждения (ревизионная, по приемке в эксплуатацию установленного оборудования и др.).

17. Положение о формах получения образования в данном образовательном учреждении (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий, положение о классах коррекции и классах компенсирующего обучения и др.).

18. Положение об объединениях обучающихся, воспитанников (положение о научном обществе обучающихся и др.).

19. Положение о стипендиях для обучающихся.

20. Положение об учебном кабинете.

21. Инструкции по безопасности и правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах, в учебных кабинетах.

22. Решения педагогических советов, приказы по образовательному учреждению.

23. Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

24. Положение о предпринимательской деятельности образовательного учреждения.

25. Положение о конкурсном приеме учащихся в образовательное учреждение.

26. Положения о школьной предметной олимпиаде, о конкурсах.


Приложение 2

Примерный перечень локальных актов

для учреждений начального профессионального образования***

1. Должностные инструкции.

2. Положение о педагогическом совете.

3. Положение о методическом объединении.

4. Положение о методическом совете.

5. Положение о совете учителей НПО.

6. Положение о внебюджетном фонде.

7. Положение о попечительском совете при внебюджетном фонде.

8. Положение о студенческом совете.

9. Положение о студенческом общежитии.

11. Положение о материальном стимулировании педагогических работников, о надбавках и доплатах.

12. Положение о студенческом научном объединении.

13. Положение об олимпиаде, конкурсе.

14. Положение о смотре учебных кабинетов, мастерских.

15. Положение о дополнительных образовательных услугах, в том числе платных.

16. Положение об аттестационной комиссии при проведении итоговой аттестации выпускников.

17. Положение о конфликтной комиссии.

18. Положение об экспертной комиссии.

19. Положение о приеме обучающихся.

20. Положение о приемной комиссии.

21. Положение об учрежденческой комиссии по аттестации педагогических ­кадров.

22. Положение о внутриучрежденческом контроле.

23. Положение о родительском комитете.

24. Договор с родителями.

25. Правила внутреннего распорядка.

27. Договор с базовым предприятием.

28. Положение о производственной практике.

29. Договор о взаимодействии органов местного самоуправления с ПТУ.

30. Положение о получении основного общего образования на базе ПТУ.

«Введено в действие» «Рассмотрено»

Приказ № 3 от 10.01.2014 Протокол № 4 от 10.01.2014

Директор школы Председатель пед.совета

Г.А.Гайзатуллина Г.А.Гайзатуллина

ПОЛОЖЕНИЕ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новотинчалинская средняя общеобразовательная школа им.Н.Г.Фаизова Буинского муниципального района Республики Татарстан» о составлении рабочей программы учителя -предметника
1.Общие положения

1.1. Данное положение составлено на основании следующих документов:


  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Федеральный компонент разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

  • Положение содержит требования к оформлению календарно-тематического планирования учителя-предметника.
1.2. Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

  • Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой и требованиями Государственного образовательного стандарта.

  • Календарно-тематическое планирование, разработанное учителем, согласовывается с руководителем методического объединения и утверждается директором школы не позднее 15 сентября.
1.3. Задачами составления календарно-тематического планирования являются:

  • Определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

  • Определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;

  • Формирование рациональной системы работы по вооружению учащихся системой знаний, умений и навыков по предмету.
1.4. Степень разработанности календарно-тематического плана является критерием профессионализма учителя.

1.5. При разработке календарно-тематического плана учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:


  • Прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;

  • Разработку программы необходимых мер, последовательности действий;

  • Выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;

  • Точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;

  • Определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

2 . Структура календарно-тематического планирования

учителя-предметника :


    1. Титульный лист.

    2. Пояснительная записка.

  • Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;
2.3.Собственное тематическое планирование учебного предмета.
3. Требования к оформлению титульного листа

Титульный лист должен содержать следующие сведения:


  • «Согласовано»: руководитель РМО…….. /И.О.Ф./, дата

  • «Утверждаю»: директор МБОУ Новотинчалинская СОШ ……/И.О.Ф./, дата

  • Название школы

  • Название документа

  • Название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане)

  • Класс

  • Ф. И. О. учителя

  • Учебный год

4. Требования к оформлению пояснительной записки

В пояснительной записке необходимо указать:


  • Документ(ы) на основании которого(ых) составлено календарно тематическое планирование (базисный учебный план, Федеральный государственный стандарт, Примерная программа, авторская программа, рекомендованная МО РФ)

  • УМК учителя (методическое пособие, учебник, рабочие тетради, др.)

  • Класс

  • Количество часов в неделю согласно учебному плану школы: федеральный, региональный, школьный компонент. Количество часов – резерв. Общее количество.

  • Образовательная технология (традиционная, развивающая, др.). Образовательная модель («Школа России», «Гармония», «Школа 2100», др.)