Мультимедиа пособие. Электронное дидактическое мультимедийное пособие "такие разные профессии"

Выходные данные сборника:

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сахарникова Лариса Эдуардовна

аспирантка, ГГПИ им. В.Г.Короленко, г. Глазов

Проблемы управления организацией являлись объектом исследования во все времена. В XXI веке «наука управления» стала развиваться еще активнее. (А. Файоль, Ф. Тейлор, А.К. Гастев, М.П. Керженцев, О.А. Ерманский и др.).

Сегодня есть круг профессионально подготовленных управленцев, накопивших значительные научные управленческие знания. Однако, по мнению ученых (Т.П. Афанасьева, В.С. Лазарева, С.И. Самыгина и др.) проблема состоит не в недостатке управленческого знания, не в содержании, а в его нацеленности, организованности и в технологиях его осуществления.

Применительно к дошкольному образовательному учреждению (в дальнейшем ДОУ) используются оба понятия. Заведующий ДОУ руководит образовательным процессом, управляет функционированием и развитием ДОУ. В нашем исследовании мы будем употреблять понятие « управление».

Многие ученые М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в своих научных исследованиях определяли управление как стимулирующий элемент социальных изменений, планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели организации.

А. Файоль рассматривал управление как деятельность руководителя по реализации целей организации.

По мнению Л. Берталанфи управление – это совокупность взаимосвязанных элементов: люди, задачи, технологии, ориентированные на достижение целей в условиях меняющейся среды.

В. Весин, характеризуя управление, указывает, что наиболее адекватен для понятия управления термин «воздействие», т.е. реальное влияние управления на сознание, поведение и деятельность людей. По мнению автора, управление имеет место тогда, когда некий субъект управления на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения и развития. Воздействие – это результат деятельности, взаимодействия, отношения . Похожие идеи можно найти в работах Л. Басовского, В. Глущенко, А. Игнатьевой, Н. Шайденко и др.

В дошкольном образовательном учреждении взаимодействия могут носить субъектно-субъективный характер .

Мы проанализировали понятия «управление» применительно к организациям разного типа. ДОУ - это открытая, социальная, педагогическая система, которая имеет свои особенности, свою организационную структуру. Под управлением ДОУ Л.А. Поздняк понимает - целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении целей и задач воспитания на уровне современных требований .

Следует отметить, что все приведенные понятия объединяет общий элемент – это «управление направлено на достижение целей организации».

Однако все понятия различны, т.к. они были сформулированы в рамках разных подходов к управлению: процессного, системного, ситуационного, деятельностного.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций. Сторонник данного подхода А. Файоль выделяет пять исходных функций управления: планирования, организация, мотивация и контроль.

Ю. Белая, Ф. Третьяков в управлении ДОУ предлагают использовать следующие функции: мотивационно–целевую, планово – прогностическую, диагностическую, организационно- исполнительскую, коррекционно- регулятивную, контрольно- диагностическую. Несомненно, что все функции взаимосвязаны и по рейтингу одинаковы. Однако на наш взгляд, приоритет следует отдать планово-прогностический, контрольно-диагностической функциям, так как руководитель ДОУ должен планировать и прогнозировать перспективы развития коллектива, а контрольная функция позволяет удерживать организацию (ДОУ) на заданном уровне .

Системный подход отражен в работах зарубежных и отечественных ученых Ч. Бернарда, Г. Саймона, В. Афанасьевой, А. Аверьянова, Э. Юдина и др., при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов – таких, как люди, структура, задачи и технологии. Эти элементы ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды .

Ч. Бернард утверждал, что руководитель может достигнуть превосходных результатов своей деятельности, выполняя три важных условия:

· обеспечение системы коммуникаций;

· приложение усилий, необходимых для действия системы;

· формулировка и определение цели системы .

По мнению Р. Фатхутдинова в системном подходе к управлению, возможно использовать следующий алгоритм работы:

· процесс принятия решения начинается с четкого формулирования целей;

· вся проблема рассматривается как целое, выявляются все последствия каждого частного решения;

· выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей.

Мнение ученого дополняет исследования Л.Е. Басовского, который утверждает, что подход к эффективному управлению состоит в умении руководителя:

· своевременно выделять проблемы, которые необходимо преодолеть в управлении организацией. Необходимо представить, что происходит внутри самой организации, между организацией и внешней средой;

· определять общие, присущие всей организации характеристики – это поможет уменьшить трудности при решении сложных задач в управлении организацией;

· учитывать особенности организации и ее положение, которые подразделяются на две основные категории: внутренние и внешние по отношению к учреждению.

Внутренние переменные являются характеристиками организации. Они контролируемы и возникают в результате управленческих решений, определяющих, что должна дать организация и кто должен дать необходимую работу.

Внешние переменные являются факторами среды, находящейся вне организации и оказывающей на нее серьезное влияние (социальные факторы, государственное регулирование). Их влияние всегда необходимо учитывать, т.е. важен ситуационный подход по отношению к организации .

По мнению Г. Кунц, С. Доннел, теоретиков ситуационного подхода, процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации.

Ситуационный подход, при котором концентрируются на том, что пригодность различных методов управления, стиля руководства, а так же использование принципов управления определяется ситуацией, поскольку существует обилие факторов (как в самом учреждении, так и в окружающей среде). Эффективное управление – это управление по обстоятельствам или по ситуации. Все ситуационные перемены и все функции управленческого процесса взаимосвязаны настолько, что их необходимо рассматривать в комплексе.

Деятельностный подход - это особый вид профессиональной деятельности, имеющий особую цель, средства, процесс и результаты.

Следует отметить, что современные подходы на управление, которые сложились в результате освоения зарубежного опыта и накопления собственного, позволяют использовать их применительно к любой организацией, но с учетом ее особенностей. Поэтому все перечисленные подходы к управлению, возможно, использовать в ДОУ.

Эффективность используемых подходов, по мнению ученых (А. Файоль, Ф. Тейлор, М. Стогдилл, Е.В. Клипер, Г. Паркинсон, К.Ю. Белая, Л. Поздняк, А.Н. Троян и др.) зависит от деловых и морально этических качеств руководителя. От того насколько руководитель предприимчив, компетентен в области теории управления, объективен в отношении к сотрудникам.

Грамотное управление ДОУ предполагает изучение потребностей социальных заказчиков в тех или иных образовательных группах, контингента воспитанников, педагогов, и как результат - качество предоставляемой услуги - качество дошкольного образования.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней качество образования определяют как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности .

По мнению М.А. Поташника качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, то есть может и должен быть предметом проектировочной работы любого субъекта управления (от ученика до начальника регионального органа управления.) .

Следовательно, процесс управления качеством дошкольного образования – это средство оценки успеха учреждения. Качество дошкольного образования, на наш взгляд, зависит от компетентности руководителя, от умения устанавливать обратную связь со всеми субъектами в ДОУ.

Список литературы:

1.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В.Г. Афанасьев – М., 2005. – 68 с.

2.Веснин В.Р. Менеджмент персонала [Текст] / В.Р. Веснин. – М., 2002.–137 с.

3.Басовский Л.Е. Менеджмент [Текст] / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра, 2003 – 154 с.

4.Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель-ученик: методическое пособие для учителя [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.

5.Коротков Э.М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э.М. Коротков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 139 с.

6.Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М Поташник, А.М. Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 113 с.

7.Поздняк Л.В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ [Текст] / Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - №5. - 2006. – С. 8.

8.Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф. Тейлор. – М.: Республика, 1992.-146с.

9.Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.

10.Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков. – М., 1997. – 164с.

В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного воспитания, определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.

Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей на демократической основе могут быть решены успешно только при условии хорошей организации труда на основе принципов управления и высокого профессионализма руководителей дошкольных учреждений.

Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения.

Демократизация и гуманизация жизни дошкольного учреждения, ее поворот в сторону ребенка, возможны на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителей.

Настало время, когда основу управления дошкольным учреждением должны составлять не только отдельные удачные решения, опыт лучших руководителей. Руководителю необходимы глубокие знания основных положений науки управления: социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.

Управлять научно - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в педагогическом процессе и направлять (планировать, организовывать) его в соответствии с этими тенденциями и учетом объективных возможностей.

Управление дошкольным учреждением - это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Цель управления дошкольным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования этих систем, в достижении высокой эффективности воспитательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.

Управление современным дошкольным учреждением - сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования: выявления и распространения передового опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения.

Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением.

Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:

  • педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;
  • компетентность всех участников в вопросах управления;
  • новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитание ребенка);
  • педагогическое сотрудничество с родителями и школой;
  • создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);
  • заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;
  • обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);
  • перераспределение ответственности в коллективе.

В управлении дошкольным учреждением единоначалие и коллегиальность выступают как противоположности единого процесса.

Наиболее важные вопросы жизни и деятельности дошкольного учреждения рассматриваются на коллегиальном уровне.

В управлении дошкольным учреждением соотношение единоначалия и коллегиальности проявляется в решении вопросов на Совете педагогов, при коллективном просмотре работы, на производственном совещании, собрании трудового коллектива. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решений, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.

От руководителя в значительной степени зависит подбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собраниях трудового коллектива, создание деловой обстановки, согласованности работы коллектива.

Согласованная деятельность всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работником дошкольного учреждения целей.

Только опираясь на помощь своих заместителей и общественные организации, руководствуясь принципом делегирования ответственности и централизации контроля, четко определяя сферы влияния всех руководящих органов, их полномочия, заведующий может добиться действенного общения членов коллектива по вертикали и горизонтали.

Руководство педагогической работой требует от заведующего практичности и глубины ума; он должен применять знания, опыт, в той или иной жизненной ситуации, доходить до сущности педагогических явлений.

Заведующий постоянно должен заниматься своим самовоспитанием. Привожу наиболее распространенные методы самовоспитания и самоуправления:

  • Метод напоминания. Зная свой недостаток, руководитель постоянно напоминает себе о нем. В некоторых случаях письменно. Например, на столе лежит листок, на котором написано: “Сдерживайся!”, “Не нервничай!”.
  • Метод стоп-кран. Как только начинают разгораться страсти, руководитель предупреждает себя: “Нет, так нельзя дальше. Нужно вести себя по-другому и найти более гибкие подходы”. Это заставляет остановить бурю и иначе взглянуть на себя, людей и ситуацию.
  • Метод сдерживания. В острых ситуациях руководитель начинает убеждать себя, что дальнейшее “повышение напряжения” не приведет ни к чему хорошему. Сдерживаться трудно, хочется ответить ударом на удар, но он сознательно сдерживает себя, собственные эмоции, уходит от ситуации, погружаясь в другие дела, где-то выговариваясь и т.п.
  • Метод объяснения до действий. Объяснение побуждает обе стороны понять причины остроэмоциональных отношений.

Важное место в процессе управления принадлежит управленческому решению.

Управленческое решение – это программа действий, выраженная в директивной форме. Всякое решение определяет цель, к достижению которой обязан стремиться руководитель или коллектив.

Решение принимается при наличии проблематичной ситуации, характеризующейся различием между необходимым и существующим положением дела.

Управленческие решения по своему содержанию значительно отличаются друг от друга. Всякое управленческое решение должно содержать ответ на вопрос о том, как должна быть решена проблема.

Управленческие решения должны быть научно обоснованы, компетенины, своевременны, целенаправленны; отличаться четкостью исполнения, конкретностью, последовательностью, гибкостью и подвижностью, лаконичностью, ясностью и строгостью формы.

Принимается решение на основе достоверной информации о состоянии объекта, а также среды, в которой он действует. Независимо от формы, формулировка решения должна отражать сущность вопроса.

В выработке управленческого решения можно выделить четыре этапа:

Первый этап – выявление проблем и определение цели.

На втором этапе осуществляется четкое формулирование цели и задач решения, необходимых условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге должно появиться письменное изложение основных позиций решения, схемы, диаграммы, графики, логически и наглядно выражающие замысел решения и пути его реализации.

Третий этап – обнародование подготовленных вариантов решения, мотивировка необходимости его принятия и исполнения, убеждение в этом коллектива. На этом этапе проводится сбор мнений, оценок по предложенному проекту решения, творческое обсуждение его основных положений, анализ сделанных замечаний, предложений и возражений.

Четвертый этап – окончательная устная и письменная корректировка решения, придание ему официального значения.

Эффективность управления дошкольным учреждением во многом зависит не только от качества принимаемых решений, но и от их количества. Издание приказов по любому поводу снижает их важность.

Заведующему очень важно установить взаимосвязь с теми, кто должен отвечать за выполнение приказа, определить задачу каждого из них. Один работник сразу видит необходимость решения, другой не принимает решения, третий вообще не видит проблемы.

Одним из эффективных способов усвоения задачи является ее речевая формулировка и установка на передачу исполнителям. Обращения заведующего к подчиненному могут блокировать или стимулировать желание выполнять принятое решение. Это во многом зависит от уровня воспитания руководителя.

В наше время организация ДОУ представляет динамически изменяющийся процесс, имеющий множество особенностей. Та база, которая регулировала организацию ДОУ в советский период, с течением времени сильно видоизменилась. Несмотря на то, что система дошкольного образования сохранила некоторые черты, оставшиеся по наследству от советских ДОУ, один лишь фактор того, что в России стал активно развиваться сектор негосударственной организации ДОУ, накладывает особенный отпечаток на тенденции нынешнего развития этой области управленческой и организационной деятельности.

На основании этого можно выделить некоторые практические рекомендации, призванные помочь широкому кругу лиц, занятых в делопроизводстве и организации ДОУ.

Нижеследующие рекомендации касаются такого важного аспекта, как культура планирования управленческой деятельности, и учитывают особенности взаимодействия специалистов двух типов, которые в равной степени заняты в данном процессе. Речь идёт об администраторах и педагогах.

  • Администрация ДОУ должна действовать в едином информационном поле с педагогами.

Это означает, что все решения, принимающиеся касательно управленческой, воспитательной и иной деятельности учреждения, должны осуществляться при равной степени осведомлённости специалистов первого и второго типа. Нельзя допускать разобщённости деятельности педагогов и администраторов, между ними должно быть создано особое информационное пространство, в котором они будут иметь равные права и получать одновременный доступ к планам ДОУ в различных направлениях.

  • Из вышеописанной рекомендации вытекает необходимость в постоянно поддерживаемой обратной связи между педагогами и администраторами.

Педагоги должны осведомлять администрацию о результатах своей работы, придерживаясь своего ежедневного плана. Получая подробные сведения о работе педагогов сверх той информации, которая предписывается обязательной отчётной документацией, администраторы получают возможность для более точной корректировки педагогической деятельности на месте.

  • Организация ДОУ должна предусматривать стандартизацию и оптимизацию всех процессов, включённых в неё.

Если речь идёт о негосударственном ДОУ, образовательные стандарты, принятые в нём, должны быть соотнесены с государственными образовательными стандартами. Также должна быть разработана система стандартов для измерения качеств участников образовательного процесса, т.е. педагогов и воспитуемых. Это позволит получить многие преимущества: администрация сможет легко и быстро анализировать деятельность педагогов, а те, в свою очередь, с лёгкостью смогут анализировать результаты воспитательного и образовательного процессов в ДОУ.

  • Современная организация ДОУ предполагает построение совместно-взаимодействующей модели ведения деятельности.

Только использование модели такого типа позволяет значительно повысить качество работы ДОУ во всех направлениях. Все участники процессов, происходящих в ДОУ, несмотря на должностные обязанности, должны активно взаимодействовать друг с другом, согласно служебной иерархии. И такая система должна быть принята как в больших государственных ДОУ, так и в малых частных ДОУ.

  • Управление деятельностью ДОУ должно иметь чётко обоснованную научную и методическую базу.

Все сотрудники должны обладать высокой компетенцией и профессионализмом, подтверждёнными соответствующим образованием и опытом работы. К работникам ДОУ должны предъявляться высокие требования, соотносимые с их должностными правами и обязанностями. К примеру, администраторы, занятые в организации ДОУ, кроме профессиональных качеств должны иметь и личностные качества, необходимые для успешного управления коллективом. К таким качествам относится умение находить общий язык с другими администраторами, подчинёнными, с родителями и с детьми, высокий уровень ответственности, умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях и многие другие.

  • Как и в любой другой организации, в каждом конкретно взятом ДОУ должна быть выработана своя собственная философия.

В это понятие включается оригинальность образовательного и воспитательного процессов, отличающее ДОУ от подобных заведений, иерархия приоритетов и ценностей, творческий подход к работе всех участников ДОУ, некоторые специфические обычаи, традиции, характерные для данного ДОУ, а также успешная взаимосвязь и сотрудничество ДОУ со смежными организациями

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

«Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал»*. В.А. Сухомлинский

Дошкольное образование в России -- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется как правило в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения -- ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы Василий Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация -- воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования -- ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения -- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования -- приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли радикальные изменения во всех сторонах жизни общества, в том числе в системе образования. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер.

В 1983 г. был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. Он сформулировал принципы многообразия видов ДУ (ДС с приоритетным осуществлением, ДС компенсированного вида, ДС--школа и др.). В законе закреплено право родителей на выбор образовательного учреждения.

Начиная с 1980-х гг., было создано и апробировано множество комплексных и парциальных образовательных программ. Ведется интенсивная работа по созданию методических программ. Вместе с тем в системе дошкольного образования наблюдается негативная тенденция: снижение количества детских учреждений и числа детей в них. В январе 2000 г. состоялось Всероссийское совещание народных образовательных учреждений, доказывает, что значительно уменьшились не только количество ДОУ, но и их наполняемость. В целом по показателям 2000-2001 гг. системой дошкольного образования охвачено примерно 60 % детей. Резко уменьшилось количество ведомственных садов, переданных муниципальным органам. Плата за содержание детей значительно возросла. Дошкольные учреждения недостаточно финансируются государством и органами власти. Низок уровень заработной платы воспитателей.

1. Характеристика уровней управления

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Система управления состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней .

На первом уровне управления находится заведующая детским садом, которая осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участников образовательного процесса. Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях. Педагогический совет правомочен:

принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав;

утверждать расписание занятий;

определять направление воспитательно-образовательной деятельности учреждения;

утверждать годовой план работы ГОУ;

принимать программы воспитания и обучения в учреждении;

рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;

рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми в различных группах, а так же все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;

На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения.

Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре. На этом уровне объектом управления являются дети и их родители.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, - цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.

Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка.

Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения.

2. Принципы управления и их взаимосвязи

Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов управления .

"Под принципами управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях".

Анализ специальной литературы и опыт организации педагогического процесса в ДОУ позволил выделить следующие принципы управления:

Целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания.

Все эти принципы являются руководством к действию в развивающем и развивающемся ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность:

Информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую, планово-прогностическую, регулятивно - коррекционную, мотивационно-целевую.

Особенностью данных функций управления является их взаимосвязь :

информационно-аналитическая функция предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя;

мотивационно-целевая функция предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);

планово-прогностическая функция обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования ДОУ;

организационно-исполнительская функция относится к каждому циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной модели к организации деятельности в ДОУ; практическое распределение обязанностей, рациональную организацию труда;

контрольно-диагностическая функция предполагает сочетание административного и общественного контроля внутри ДОУ с самоанализом участников педколлектива (взаимопосещения при организации различных видов детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.);

регулятивно-коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление ДОУ с помощью оперативных линий.

Управление педагогическим процессом в ДОУ на научной основе актуализирует проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей.

Анализ опыта работы в ДОУ позволяет выделить следующие методы управления:

Организационно-административные, психолого-педагогические, общественного воздействия:

организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДОУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника;

психолого-педагогические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности;

метод общественного воздействия характеризуется участием педагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении.

Задача руководителя ДОУ - помочь каждому педагогу найти в себе силы и нереализованные возможности для повышения своего профессионального мастерства.

Названные методы управления отличаются друг от друга, но "в комплексе представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных целей и реализации функций управления" (А.Н. Орлов).

Вместе с тем анализ опыта практической работы показывает, что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.

Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

"Стиль руководства также создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений," - отмечают В. Лазарев, Т. Афанасьева.

Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: "Быть членом коллектива - это значит...", "Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии "Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса.

Изменения, происходящие в системе образования, существующая Концепция дошкольного воспитания, привели к появлению новых характеристик педагогического процесса, являющихся производными от новых принципов, таких, как принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова).

Основные функции ДОУ на этом этапе - создание условий для подготовки детей к адаптации в обществе, самоопределению в нынешней и будущей жизни. Педагогические задачи мы видим в следующем:

развитие индивидуальности ребенка;

установление взаимоотношений ребенка с предметным миром и социумом;

сохранение самобытности детского коллектива при взаимопроникновении и взаимодействии взрослой и детской субкультур;

помощь в самоорганизации личности.

3. Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации

Идея децентрализации управления, определенная в законе РФ «Об образовании», вызвала необходимость разработки новых схем управления дошкольным образовательным учреждением.

Рассмотрим, как меняется структура управления на конкретном примере: Детский сад №183 г.Москвы.

Детский сад существует более 45 лет. Учреждение одним из первых в Москве перешло на финансовую самостоятельность, стало оказывать платные образовательные услуги, вышло на экспериментальную деятельность, открыло группы кратковременного пребывания и получило статус Центра развития ребенка.

Одновременно менялась и система управления детским садом, пройдя три этапа становления от традиционного управления ДОУ (приложение 1) через структурно-функциональную модель управления к функционально-целевой модели.

В результате преобразования детского сада в Центр развития ребенка (ЦРР), то есть в ДОУ нового вида и статуса, появились дополнительные подразделения, новые штатные единицы и должности, в том числе руководящие. Процесс управления детским садом стал более сложным и многоплановым. По существующему положению о ЦРР расширяется социальное партнерство с различными государственными и общественными организациями сферы образования. Так, взаимодействие с семьей означает работу не только с семьями воспитанников ДОУ, но и с семьями, проживающими в микрорайоне и имеющими детей дошкольного возраста, которые не посещают детский сад.

В сложившейся ситуации стало необходимым передать часть специфических функций управления от заведующей к руководителям структурных подразделений (например, руководителям психолого-педагогической и административно-хозяйственной служб). Для этого была разработана новая структурно-функциональная модель управления ЦРР (приложение 2).

С внесением изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» на основании Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признали утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления В РФ» в сфере дошкольного образования произошли значительные изменения. Начался массовый переход ДОУ на финансовую самостоятельность, расширились рамки социального партнерства ДОУ, повысились требования к качеству образования дошкольников.

В ЦРР увеличилось количество реализуемых программ и технологий, продолжилась работа в режиме эксперимента, появился Центр «Социальное партнерство». При этом резко возросли объемы выполняемых работ и нагрузка на структурные подразделения, усложнилось взаимодействие между ними. Одновременно, в процессе отработки новых образовательных программ и технологий, повысился инновационный потенциал педагогического коллектива, возросли активность и творческий подход в решении общих задач ДОУ.

При совершенствовании механизма работы педагогического коллектива детского сада необходимо, в первую очередь, опираться на профессиональное самоуправления, что позволяет распределять или делегировать часть функций управления, в том числе временно, членам коллектива.

В целях усиления сплоченности коллектива детского сада и привлечения наиболее активной его части к управлению ДОУ потребовалось изменить структуру управления. В процессе работы сложилась новая модель, которая включает в себя временные и постоянные функциональные группы, состоящие из представителей разных структурных подразделений, в том числе рядовых сотрудников (приложение 3). Временные группы создаются для решения конкретных задач (например, в рамках эксперимента или для планирования определенной работы). Постоянные группы проводят мониторинг педагогической работы, экспертизу образовательных программ, в том числе экспериментальных, выявляют инновации и определяют способы их внедрения. Такая работа ведется в течение учебного года.

В соответствии с уставом ЦРР в нем созданы следующие функциональные группы:

Дежурных администраторов;

Аналитико-диагностическая;

Экспертная;

Инновационно-экспериментальная;

Планирования.

Каждая группа составляет план работы, ведет протоколы заседаний и другую документацию. К примеру, дежурные администраторы ведут информационные таблицы показателей функционирования учреждения, позволяющие выявить закономерность или случайность в отдельных недостатках и пути их устранения. Аналитико-диагностическая группа ведет контрольно-аналитический журнал по мониторингу качества образования. Эксперты составляют профессиограммы воспитателей, сводный обзор новинок методической литературы, дают оценку инновациям педагогов детского сада. Группа планирования проектирует и координирует работу по стратегическому и текущему планированию деятельности образовательного учреждения. Экспериментально-исследовательская группа осуществляет координацию и мониторинг деятельности служб в рамках эксперимента или внедрения инноваций.

Работа творческих групп направлена на повышение эффективности и качества образования, прогнозирование тенденции развития учреждения, повышение профессионального единства педагогов и формирование творческой атмосферы в коллективе.

Способы достижения поставленных целей таковы:

Оценка эффективности мероприятий по стимулированию творческой личности педагога и формирование педагогической культуры в ДОУ;

Комплексный анализ поведенческой культуры педагогического коллектива;

Соблюдение локальных актов (Устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка);

Тестирование как коллег по работе, так и детей;

Определение ценностного ориентирования сотрудников ЦРР;

Оценка самообразования педагогов и роста профессионального мастерства.

Методический совет координирует деятельность четырех групп (аналитико-диагностическая, экспертная, инновационно-экспериментальная и группа планирования). Кроме того, при методическом совете создаются временные группы педагогов, деятельность которых определяется возникшей необходимостью. Например, группа наставников работает в том случае, когда в учреждение приходят новые неопытные педагоги; инициативная группа молодых специалистов создается в случае, когда в учреждение работают не менее трех молодых специалистов; творческие группы создаются для решения конкретных задач (участие в проектах, грантах, конкурсах, семинарах, выставках…). Взаимодействие инновационно-экспериментальной группы со структурными подразделениями определяется темой эксперимента.

Заключение

управление дошкольный педагогический образовательный

Итак, система управления - это совокупность управляемого объекта (люди и деятельность) и устройства управления (комплекс средств сбора, обработки, передачи информации иформирования управленческих решений), действие, которое направлено на поддержание или улучшение работы объекта.

Исходя из вышеизложенного, создаваемая в ДОУ система управления базируется на взаимодействии систем валео-педагогического мониторинга - основа устройства управления и педагогического менеджмента и обеспечивает возможность:

* принятия управленческих решений на основе объективной точной информации об управляемом объекте;

* планирования и организации достижения намеченных целей на основе принятых внутренних стандартов (критериев оценки результатов образовательной деятельности);

* определения темпов прироста различных показателей развития ребенка за определенный промежуток времени, что более предпочитаемо и достоверно, чем среднестатистические показатели.

* длительного наблюдения за каждым отдельным ребенком, группой, ДОУ в целом, что позволяет более точно определить эффективность работы образовательного учреждения, предпринять своевременные действия по регулированию и коррекции педагогической системы для поддержания ее на запрограммированном уровне и достижения поставленных целей;

Оперативное проведение вышеописанной работы в масштабах ДОУ требует программно-технических средств, экспертных систем, создания компьютерной версии автоматизированной нформационно-аналитической системы управления.

Освоение новой технологии управления - управления по результатам - требует также преобразования организационной структуры управления:

1. Структурной упорядоченности, иерархии уровней управления. Мы выделили три уровня педагогического управления людьми:

1-й (высшее звено управления) - заведующий, научный руководитель (консультант), руководитель службы мониторинга;

2-й (среднее звено управления) - старший воспитатель, методист; на этих уровнях руководители создают развивающее пространство для профессионального саморазвития, педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности;

3-й (низшее звено управления) - организационно-деятельностные службы (МО, блоки: медико-реабилитационный, коррекционно-развивающий, образовательный) и. специалисты, педагоги, организующие развивающее в отдельности.

Сущность управления людьми - в создании того развивающего пространства, в котором и будет происходить саморазвитие человека - педагога и ребенка.

Список использованной литературы

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сб. нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. - М., 1997.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. - М., 1998.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. -- М. : Просвещение, 1978. -- 429 с.

4. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 2001.

5. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. -- М. : Просвещение, 1989.

6. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. - М., 2004.

7. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. -- М. : Издательский центр «Академия», 2002. -- 112 с

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М., 1993.

9. Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921--2001 гг.). -- М. : МПГУ, 2001. -- С. 3.

10. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. Л.А. Парамоновой. - М, 2004.

11. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А. Соломенникова. - М, 2003.

12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн.пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.

13. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. - М., 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2013

    Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.

    отчет по практике , добавлен 24.06.2010

    Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2014

    Сущность педагогического менеджмента. Описание гностической, проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной и контролирующей функций управления системой дошкольного образования. Разработка эффективной модели управления детским садом.

    диссертация , добавлен 25.09.2014

    Теоретические основы финансового механизма образовательных учреждений, оценка структуры образования. Проблемы экономического реформирования системы образования. Анализ особенностей экономического воспитания дошкольников, разработка занятий по экономике.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

    отчет по практике , добавлен 31.01.2011

    Стратегические направления развития дошкольного образования. Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации. Совершенствование правовой базы привлечения внебюджетных источников финансирования ДОУ №75 города Ангарска.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2010

    Управление дошкольным образовательным учреждением, сущность, задачи, функции и формы педсоветов. Алгоритм подготовки, проведения педсоветов и принятия решений. Рекомендации для управленцев дошкольных учреждений по подготовке и проведению педсоветов.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2013

    Предостережение педагогов от такой типичной ошибки, как сообщения родителям о негативных особенностях воспитанника, которая может спровоцировать недоверие к педагогу. Организация и руководство заведующей дошкольным учреждением в работе с родителями.

Существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Особенно продуктивным является использование мультимедийных пособий для организации многократного повторения изучаемого материала, для организации самостоятельной работы в ходе практических занятий и во вреаудиторное время, для интенсификации учебного процесса с целью повышения результативности учебной деятельности каждого ученика, для организации контроля за их деятельностью и развития у них умений и навыков самоконтроля.

Возможности мультимедийных технологий, на наш взгляд, реализуются через введение и активизацию учебного материала, для наглядного представления, для демонстрации, для выявления неточностей в работе каждого студента и учащегося.

Многие исследователи отмечают, что мультимедийные пособия позволяют повысить интерес к процессу обучения, увеличить объем читаемого материала, что позволяет повысить качество всего процесса обучения в школе и в вузе. Мультимедийная среда включает комплекс программ, объединяющих задания по рисованию, сопоставлению, конструированию, что привлекает учащихся к обучению в игровой форме. Важным элементом деятельности в мультимедийной среде, кроме того, является предоставление личного самовыражения для развития интереса и мотивации, что и обеспечивает мультимедийная среда.

Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как организовать совместную работу в учебной группе. Мультимедийные пособия позволяют индивидуализировать процесс обучения, т.к. обучающиеся могут изучать именно тот материал, который их интересует в данный момент, повторять материал столько раз, сколько им нужно, что способствует индивидуальному восприятию учебной информации. Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения тех учащихся, у которых возникают сложности с запоминанием и усвоением изучаемого материала.

Эффективным способом обучения в мультимедийной среде является использование гипертекста, включающего звуковые и зрительные образы. Гипертекст – это форма организации текстового материала, при котором единицы текста представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов, связей между ними. В тексте могут быть представлены иллюстрации, карты, схемы, иногда требуется уточнить понятие, встретившееся на иллюстрации. После изучения уточняющего материала (в котором могут встретиться понятия, нуждающиеся в уточнении) пользователь возвращается к исходной точке. Гипертекст представляет собой удобную среду для быстрого усвоения знаний.

Таким образом, мультимедиа является эффективной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и студентов и способствовать повышению их мотивации.

9.6 Телекоммуникационные проекты: организация и проведение. Дистантное обучение

На рубеже XX- XXI веков потребности современного общества обусловили создание и развитие мира системы дистанционного образования, которая представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемый широким слоям населения с помощью специализированной информационной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информации на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь, почта и т.д.). Эта среда есть системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение потребностей пользователей.

Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве (или) во времени. Внедрение дистанционной формы в процесс обучения позволяет обеспечить дополнительную практику учащимся на уроке в школе, путём вынесения трудоёмких заданий на дистанционное выполнение. Целесообразность использования модели интеграции очной и дистанционной форм обучения обуславливается возможностью её использования для профильного обучения (Полат Е.С.).

Интегрированный в учебный процесс дистанционный курс обучения создаёт наилучшие условия для решения проблемы выбора учащимися специализации. Более того, дистанционный курс может являться как частью учебного процесса, так и самостоятельным дистанционным курсом.

Дистанционное обучение в системе среднего и высшего профессионального образования – это система взаимосвязанных средств, организационных форм, методических приёмов взаимодействия субъектов образовательного процесса на расстоянии с использованием информационных и компьютерных телекоммуникаций, базирующаяся на специальном учебно-дидактическом комплексе, который предусматривает свободный выбор уровня подготовки и темпа обучения, а также предполагает влияние обучающегося на содержание учебной программы на основе данных обратной связи.

В результате сравнительного анализа существующих моделей дистанционного обучения были выделены наиболее адекватные технологии:

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) – обучение в малых группах, что является высокоструктурированной, системной стратегией, когда обучаемые работают в небольших группах над одной проблемой;

Интерактивное обучение (interactive learning) – взаимодействие участников процесса обучения на расстоянии, обусловленное реакцией живого собеседника;

Метод проектов - совместная работа обучающихся над единым проектом, когда участники работы над проектом озабочены размышлениями, исследованием, следовательно, поиском, сбором необходимой информации, её обсуждением между собой и партнёром;

Индивидуально-автономный подход к обучению- самостоятельное обучение на расстоянии с помощью преподавателя –координатора и разнообразной учебной информации, представленной в виде учебных пособий, видео- и аудио записей, мультимедийных курсов и т.д.;

Разноуровневое обучение- организация учебного процесса, при котором каждый обучающийся имеет возможность овладеть учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных возможностей;

Модульное обучение - образовательный процесс, в котором обучаемый самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуальной программе.

Дистанционный курс обучения (сетевая модель) будет эффективен, если он отвечает определённым требованиям, а именно имеет:

1) собственное пространство;

2) чёткую, логичную, интуитивно-понятную структуру;

3) необходимое количество ссылок на разнообразные ресурсы (дополнительные материалы, словари и т.п.);

4) чёткий план игры;

5) чёткую систему оценивания;

6) удобную систему общения;

7) возможность своевременного и систематического информирования участников о событиях игры (в том случае, если это не противоречит замыслу автора).

Говоря о технической стороне разработки курса, необходимо отметить, что программная оболочка курса дистанционного обучения, должна отвечать тем целям, которые ставятся его авторами.

Несмотря на то, что в некоторых случаях возможна реализация учебного процесса с использованием технических средств, не имеющих прямого отношения к имеющейся программной оболочке, в структуру курса должны входить следующие компоненты:

1) общие сведения о курсе;

2) документация учебного процесса;

3) средства общения;

4) текущие объявления;

5) справочная информация;

6) задания для контроля и самоконтроля;

7) методические указания по работе с курсом.

Опыт использования телекоммуникаций в России и за рубежом

Проект литературной персонификации . Литературная персонификация используется как средство создания мотивации для внимательной работы с текстом, к которому у обучаемых нет интереса. Двух учеников из Блэксбурга (Вирджиния, США) попросили выйти из класса и пройти в библиотеку, так как они вели себя довольно вызывающе во время работы над текстом «Ромео и Джульета» В. Шекспира. Учитель дал им задание написать Шекспиру письмо и изложить в этом письме, почему им неинтересно изучать его произведения. Так завязалась переписка этих двух школьников и В. Шекспира (учителя).

Организация проектной деятельности студентов в сетях. Особенности проектно-организаторской деятельности в развитии личности студента. Гендорный подход в организации проектной деятельности как условие формирование социального партнерства и социализации молодежи. Цели проектирования на основе гендорного подхода: педагогическое обучение в сотрудничестве, получение эффективных результатов в совместной деятельности; психологическое формирование способности понимать и принимать друг друга; способствовать обогащению социального опыта, социального партнерства полов, как важнейшего аспекта социализации. Виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные, саморазвивающие и др.

Условия организации проектной деятельности обучающихся: подготовленность педагога к проектной деятельности, наличие гибких учебных планов и программ, проявление субъектности и творчества в совместной деятельности «преподаватель - студент». Внешние и внутренние условия.

9.7 Социальный сервис «Вики»

В настоящее время существует ряд исследований, посвященных использованию некоторых интернет-ресурсов в учебных целях (Э.Г. Азимов, Е.Н. Вильшинецкая, 2001; , 2008; Л.В. Кудрявцева, Е.С. Полат, 2001; П.В. Сысоев, B/ Alexander, 2007; R. Godwin-Jones, 2003; B. Lamb., 2007, J. Rudolph, 2004; E. Wenge,2003 и др.), однако возможности использования такого интернет- ресурса, как социальный сервис «Вики» не были до конца исследованы и заслуживают более детального рассмотрения. Так как интернет-ресурсы уже не могут рассматриваться как дополнительный вид учебных ресурсов, а должны рассматриваться как отдельный полноценный вид учебных ресурсов, то необходимо создать и отдельную методику работы с данными ресурсами, в частности, с социальным сервисом «Вики», которая будет направлена на формирование:

· коммуникативной компетенции;

· социокультурной компетенции;

· информационно-коммуникационной компетенции;

· умений осуществлять поиск, отбор, анализ, синтез информации, т.е. информационной компетенции;

· умений представлять результаты работы с интернет-ресурсами, критически оценивать предоставляемую информацию, обсуждать ее, высказывать свое мнение, дополнять и корректировать данные, полученные из Интернета, т.е. учебно-исследовательской компетенции;

· умений использовать ресурсы социального сервиса «Вики» для образования, самообразования.

При обучении студентов работе с социальным сервисом Веб 2.0 формируется ИКТ-компетенция (компетенция в сфере информационно-коммуникационных технологий). Существует много определений данной компетенции. Например, А.В. Хуторской определяет ее как умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) (Хуторской А.В., 2002), Е.П. Белан определяет данную компетенцию как «опыт обращения с самой информацией, а не с её средствами» (Белан Е.П., 2007), И.А. Зимняя в состав «компетенций информационных технологий» включает: прием, переработку, выдачу информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерную грамотность; владение электронной, Интернет-технологией» (Зимняя И.А., 2004: 10).

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что, несмотря на многообразие различных определений, только Д.М. Грицков, П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев делают акцент не только на способность работать с информационными технологиями, но и на ответственность создателя информации за ее распространение.

Учебные «Вики»-страницы (закрытые «Вики»-страницы, служащие для выполнения конкретных учебных целей), создаваемые студентами, будут использованы исключительно в учебных целях самими создателями и их одногруппниками. Следовательно, студенты будут создавать учебные интернет-ресурсы. Данные ресурсы П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев определяют как «текстовые, аудио- и визуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование коммуникативной компетенции и развитие когнитивных умений обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации. (Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2009: 42). Выделим общепедагогические особенности Интернет-ресурсов образовательного назначения:

· практически неисчерпаемы (в отличие от других материальных ресурсов), сохраняются и постоянно увеличиваются;

· возникают в результате не просто умственного труда, а его творческого начала;

· побуждают обучаемых к умственной работе, полемике;

· помогают сформировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме,

предоставляя разнообразие точек зрения специалистов и простых обывателей на обсуждаемую тему;

· представляют в сжатом виде опыт, накопленный специалистами за долгое время работы.

Р.К. Потапова отмечает, что «обучающийся запоминает только 20% того, что видит, от 20 до 30% того, что слышит, 50% того, что видит и слышит одновременно и 80% того, что видит, слышит и делает одновременно» (Потапова Р.К., 2005: 36). Поэтому использование учебных интернет- ресурсов, в частности социального сервиса «Вики», вне всякого сомнения может служить повышению эффективности обучения (Потапова Р.К., 2005).

Так как социальный сервис «Вики» является одним из видов социального сервиса Веб 2.0, представляется целесообразным дать определение данному понятию. Согласно определению П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева, основанного на взглядах Т. О’Рэйли на данную проблему (О’Рэйли Т., 2005), Веб 2.0 – это «платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами. Слово социальный (сайт или сервис) является ключевым и обозначает отличительную характеристику Веб 2.0 – ресурсы создаются людьми, для людей и стимулируют синхронное и асинхронное общение в сети Интернет » (Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2009: 123). В свою очередь А.В. Филатова выделяет ряд характеристик Веб 2.0, а именно: индивидуальное производство и создаваемый пользователями контент, использование коллективного разума, грандиозные объемы информации, сетевые эффекты, доступность (Филатова А.В., 2009: 9). Также социальные сервисы Веб 2.0 характеризуются открытостью, децентрализацией и общением больших социальных групп, контролем со стороны пользователей, отсутствием непосредственной обратной связи, наличием массовой анонимной, разрозненной аудитории; анонимностью, способствующей самораскрытию и самовыражению; участием индивидуальных пользователей в развитии ресурса или службы (Филатова А.В., 2009: 10).

Анализ различных определений социального сервиса «Вики» позволяет утверждать, что имеется значительный разброс в толковании того, какие именно компоненты входят в данный сервис, что свидетельствует о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции: под социальным сервисом «Вики» понимают «свободно пополняемый набор взаимосвязанных Веб-страниц, гипертекстовую систему для хранения и изменения информации – базу данных, где каждая страница может быть легко дополнена любым пользователем, обладающим необходимыми умениями оперирования «Вики»-системой» (B. Leif, W. Cunningham, 2001: 14); Д. Мэттисон (D. Mattison) утверждает, что ««Вики» может быть блогом, но блог не обязательно является «Вики»» (D.Mattison, 2003). У. Каннингем, создатель первой «Вики»-сети, дал определение «Вики» как «свободно расширяющегося собрания веб-страниц, связанных гиперссылками, которое представляет собой гипертекстовую систему хранения и редактирования информации, своеобразную базу данных» (B. Leuf, W. Cunningham, 2001). Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что различные исследователи ставят акцент на разные компоненты «Вики»-сервиса: некоторые считают его банком (базой) данных, некоторые выделяют его гипертекстовость, иные же вообще практически отождествляют его с блогами.

Социальный сервис «Вики» – это «вид социального сервиса Веб 2.0, позволяющий одному человеку или группе людей создавать и размещать свой материал в сети Интернет» (Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2009: 147). Контенты (содержание сайтов, включающее текстовый материал, фотографии, картинки, аудио- и видео-файлы, ссылки на другие ресурсы сети Интернет) данного сервиса составляют в основном научно-популярные или популярные статьи на разных языках. Тематика статей определяется создателями данных контентов. В отличие от блогов, которые имеют линейную структуру, т.е. все сообщения располагаются в хронологическом порядке, «Вики»-страницы могут быть полностью переработаны, однако это не значит, что первоначальное содержание нельзя вернуть. Авторы текста могут вернуться к первоначальной версии, если переработанный вариант их не устраивает.

Еще одним отличием «Вики» от блогов является способ оповещения о появлении новых контентов. В блогах обычно используются RSS-фиды (RSS Feeds) для систематизации информации и оповещении пользователей о появлении новых контентов. В социальном сервисе «Вики» обычно используется система оповещения с помощью e-mail. Кроме того, язык гипертекстовой разметки «Вики» проще, чем язык разметки блогов. Многие «Вики» предлагают возможность поиска информации, многие блоги такой опции не предоставляют.

Социальный сервис «Вики» предоставляет возможность студентам донести свои идеи до других, а также узнать различные точки зрения о предложенной им проблеме, так как одной из отличительных черт данного сервиса является то, что создателями «Вики»-страниц может быть неограниченное число пользователей различных культур, социокультурных групп и жизненных убеждений, находящихся на неопределенном расстоянии друг от друга. Такая возможность стимулирует студентов к занятию активной позиции в образовательном процессе, повышает их уровень заинтересованности, стимулирует мыслительную деятельность. Результат собственного труда, который становится общедоступным, вызывает определенные положительные эмоции, давая дополнительную мотивацию учебе.

Еще одной отличительной чертой «Вики» является то, что данный сервис обеспечивает быстрый доступ к информации (в переводе с гавайского языка, откуда и было заимствовано данное слово «wiki-wiki» означает «быстро»).

Быстроту обеспечивает то, что обычно большинство «Вики»-страниц имеют гипертекстовый характер, предоставляющий удобные возможности работы с текстами за счет системы перекрестных ссылок между ними. Согласно определению О.Е. Фаевцовой, «гипертекст – это форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как сложная система возможных переходов и связей между ними» (О.Е. Фаевцова, 2006: 75). При такой организации текста отдельные слова, фразы или термины становятся ссылочными, т.е. с них осуществляется переход на другие страницы, где содержится информация, относящаяся к упомянутым единицам.

Данный способ организации информации является методически оправданным, так как он позволяет структурировать, классифицировать и выстраивать учебный материал в иерархическом порядке, чем обеспечивается адаптивность материала к особенностям каждого студента. Обучаемый индивидуализирует процесс своего обучения, свое восприятие информации. Он также сам определяет содержание и важность информации, размещаемой на «Вики»-страницах. Изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основной информации.

Однако наряду с достоинствами гипертекста, существуют и некоторые недостатки данного вида организации информации. Особенно явными данные проблемы становятся при поиске информации в сети Интернет с целью дальнейшего ее анализа, синтеза и использования при создании собственных «Вики»-страниц. Т.А. Болдова выделяет следующие виды проблем при использовании гипертекста: 1) речь идет о «потерянности» в гиперпространстве, о дезориентации, обучаемому не хватает собственного актуального стандарта или он не знает, как можно взять какую-то информацию; 2) речь идет о перенапряжении рабочей памяти человека из-за огромного количества информации (когнитивная перегрузка) (Т.А. Болдова, 2004: 18). Для того чтобы избежать данных проблем, преподаватель должен:

· четко обозначить задачи и цели поиска информации по каждой теме, т.е. объяснить студентам, какого характера материал необходимо найти (текстовый, графический, комбинированный) и какое содержание должно преобладать: найти определение понятий, составить список дат и фактов, найти мнения известных личностей по обсуждаемой проблеме и т.д.;

· объяснить базовые принципы поиска и отбора информации;

· сформировать четкие стандарты и критерии поиска и отбора информации;

· составить хотлисты по каждой теме для того, чтобы студенты могли сначала ознакомиться с базовой информацией, а затем искать дополнительную, показывая собственные умения поиска и отбора информации;

· научить студентов разбираться в огромном объеме предлагаемой информации и отделять основную информацию от второстепенной;

· научить студентов обобщать содержащуюся в тексте информацию, кратко и лаконично отражать ее на своей «Вики»-странице.

Третьим свойством «Вики» является то, что все гиперссылки на «Вики»-страницах связаны друг с другом, что обеспечивается простотой создания страниц и ссылок на эти страницы. Поэтому чаще всего страницы «Вики» связаны между собой внутри всей «Вики»-системы, что позволяет студентам быстро перейти со своей «Вики»-страницы на страницы сокурсников, отреагировать на предложенный ими материал, обсудить его, высказать свое мнение, что обеспечивает оперативность учебной дискуссии.

Четвертым свойством «Вики» является почти анонимное авторство создаваемых страниц. В рамках учебных проектов преподаватель определяет подтемы, над которыми будут работать студенты, однако, дополнять или изменять текст может любой участник группы, что обеспечивает отличную базу для коллективной работы и дает студентам возможность более свободно выразить свою точку зрения, не боясь, что их осудят или посчитают не очень умными.

Пятым свойством данного сервиса является то, что коллективная работа облегчает учебную задачу. Студенческий коллектив, в котором четко распределены обязанности, зачастую справляется с объемом культуроведческого учебного материала вдвое большим, чем изучается отдельными студентами. Работа, на которую у каждого члена учебной группы ушло бы два – три дня, выполняется за два – три учебных занятия.

Шестым свойством «Вики», важным для образовательного процесса, является то, что структура данного сервиса не навязывает строгих рамок его использования. Правила оформления информации формируются в ходе работы над определенной темой, а не навязываются каким-то конкретным лицом или рамками самой системы, то есть пользователю предоставляется «живая», динамическая система, в которой имеются разные возможности, и при этом данная система позволяет ему быть самостоятельным и активно действовать.

Седьмое свойство заключается в том, что, как отмечает исследователь Е.Д. Патаракин, тексты WikiWiki связаны между собой при помощи самой простой системы адресации. Само слово – название ресурса – и является его адресом в базе данных. Причем для англоязычных клонов WikiWiki такой адрес является устойчивым, и мы можем уверенно использовать адрес http://c2.com/cgi-bin/wiki.cgi?WikiWikiWeb для того, чтобы сослаться на страницу о WikiWikiWeb. Такая простота требует введения определенных правил. Для того чтобы такая возможность поддерживалась, необходимо иметь однозначные образцы-шаблоны, использованию которых можно научить программного агента. Различные клоны Wiki могут быть устроены по- разному и пользоваться разными правилами, но главным всегда будет вопрос поиска шаблонов. Например, в классическом варианте WikiWiki в качестве шаблона использовалось следующее выражение:

"+(+)+";

Что на языке регулярных выражений означает:

· обязательная одна и еще сколько угодно букв в нижнем регистре или цифра;

· обязательная латинская буква в верхнем регистре;

· обязательная одна и еще сколько угодно букв в нижнем регистре или цифра (Патаркин Е.Д., 2004).

Технология публикации «Вики»-страниц основана на новой системе языка гипертекстовой разметки, которая позволяет легко отделить содержание текста от разметки, широко использовать метаданные (структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемых сущностей для целей их идентификации, поиска, оценки, управления ими), а также механизирует и тем самым упрощает процесс создания документов. Такая механизация играет ведущую роль в обеспечении автоматической связи между разрозненными документами.

Восьмое свойство «Вики» – это возможность легко проконтролировать изменения, вносимые в каждую «Вики»-страницу. Если какая-то запись заменяется новой, то эта новая запись как бы приклеивается на доску поверх старой записи. При этом все предыдущие записи сохраняются. С одной стороны, это позволяет проследить историю изменений каждой из записей в базе данных WikiWiki. С другой стороны, это гарантирует сохранность данных и определенную защищенность поля совместной деятельности от ошибочных или намеренных деструктивных действий.

И, наконец, девятым свойством социального сервиса «Вики», чрезвычайно важным для учебного процесса, является демократизация отношений между преподавателем и студентами, т.к. отношения между ними, приобретая характер партнерства, перестают носить характер принуждения и подчинения. Преобладающим становится индивидуально-личностное начало, учебная деятельность носит характер сотворчества преподавателя и студента.

Одним из главных умений при работе с социальным сервисом «Вики» является умение создавать собственные гипертексты. Несмотря на относительную простоту «Вики»-программ, данным умением студенты овладевают не сразу, ибо для решения задачи создания гипертекста необходимо владеть не только ИКТ-компетенцией, но и владение некоторыми традиционными умениями письменной речи. Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез дают следующее определение письменной речи: «Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста» (Гальскова Н. Д., Гез Н. И., 2008). Согласно их концепции, при построении письменного текста автор следует, как прави­ло, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат. Эта цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксичес­кой и лексико-грамматической структуре текста. Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных выска­зываний. Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внут­ренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и организация их в грамматически оформленные предложения, аб­зацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, ком­бинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых действий развертывается при этом в соответствии с коммуникативным намерением автора.

Для того, чтобы тексты были качественными, они должны обладать следующими характеристиками:

1) композиционно-структурной завершенностью и логико­смысловой структурой;

2) единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;

3) соотнесенностью заголовка с содержанием;

4) индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и ре­ципиента;

5) предметным содержанием;

6) коммуникативными качествами;

7) монообъектными или полиобъектными связями (Гальскова Н. Д., Гез Н.И., 2008).

Однако существует ряд специфических требований, которые должен выполнять студент для создания качественных гипертекстов. Студент должен уметь:

· создавать, именовать, сохранять, архивировать собранную ин­формацию;

· создавать текст на компьютере с использованием таблиц и изобразительной наглядности;

· соблюдать нормы письменного этикета, принятые в той или иной языковой культуре;

· создавать тексты на основе прочитанного, использовать ссылки и цитирование источников;

· аргументировать свою позицию, приводить примеры;

· вести диалог/полемизировать с реальным или потенциальным оппонентом;

· образно и понятно выражать собственные мысли;

· описывать результаты собственных наблюдений, опыт;

· давать развернутые ответы на проблемные вопросы;

· пользоваться не только печатными изданиями, но и информацией из различных ресурсов сети Интернет для создания собственной страницы;

· преобразовывать и адаптировать найденную в сети Интернет информацию согласно теме «Вики»-страницы;

· критически относиться к получаемой информации, исправлять лексические, грамматические и орфографические ошибки в найденных в сети Интернет текстах.

Привлекательность «Вики», как отмечает Л.К. Раицкая, связана с тем, что они создают содержательную среду, способствующую развитию творческих способностей учащихся и студентов благодаря стимулированию любознательности, нерегламентированности и многовариантности обучения, формированию и развитию дивергентного (нестереотипного) мышления, которое характеризуется при способности выдвигать одновременно множество правильных идей быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью (Раицкая Л.К., 2007: 45-49).

Преподаватели могут создавать «Вики» -страницы с разными целями: для того, чтобы следить за ходом дискуссии и выявлять сферы, представляющие трудность для студентов; для аккумуляции и хранения знаний и для создания так называемых «обществ практикующих» (communities of practice). Как отмечает исследователь Годвин-Джоунс (Godwin-Jones, 2003), «Вики» предоставляют идеальные условия для создания «обществ практикующих», которые будут фиксировать информацию, относящуюся к определенной области знаний. Данная информация будет изменяться, обогащаться и дополняться с течением времени посредством решения проблемных вопросов в ходе дискуссии заинтересованных индивидов.

«Вики» обладают такими свойствами, которые Венджер (Wenger, 2001) считает ключевыми для создания и эффективной работы «обществ практикующих», среди них: возможность виртуального доступа, различные виды интеракции (взаимодействий и взаимовлияний людей и групп друг на друга), легкость при обсуждении проблем, ценная информация, связь между различными предметными областями, возможность личного и коллективного творчества, демократичность, эволюция с течением времени. Данный сервис дает возможность студентам обсуждать различные темы в рамках учебных предметов, внеклассных мероприятий и других интересующих их сфер. Возможность создать личную «Вики»-страницу и начать дискуссию позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более личностно-ориентированным, т.е. учитывать интересы и мнения не только всей группы, но и конкретных личностей. Создание «Вики»-страниц не требует больших усилий от пользователя, что позволяет студентам концентрироваться на содержании контента, а не на технической стороне процесса письма и облегчает преподавателю задачу контроля за работой студентов. Как отмечают Сорн С., Сайкс Дж. и Оскоз А. (Thorne S., Sykes J., Oskoz A., 2008: 529) работа с «Вики»-страницами ведет к созданию более точных, разнообразных и информативных текстов.

  • ВНЕШНЕЕ ВНУШЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА
  • Выбор режимов адресации, посредством которых будет осуществлен доступ к данным, размещенным в оперативной памяти
  • Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебн. Пособие.-М.:Финансы и статистика,2004.-352 с