Психологические тесты для собеседования при приеме на работу. Что делать, если вам необходимо пройти психофизиологическое обследование? Психофизиологическое обследование интеллектуальных способностей

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Восприятие, внимание и память у детей

4-5 лет

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).

В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.

Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является развитие ребенка дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс развития восприятия, внимания и памяти в период дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие восприятия, внимания и памяти взаимосвязано. Оно зависит от приобретаемого ребенком опыта в процессе его общения и деятельности.

Выделяем следующие задачи исследования:

1. Сделать анализ литературы по проблеме психического развития в дошкольном возрасте.

2. Изучить особенности развития восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста.

Методологической основой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, изучавших закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах: О. М. Дьяченко, Е.В. Филипповой, З.М. Истоминой, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Т.В. Куд- рявцева, Н.С. Лейтеса, Э.П.Торренса, Д. Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Глава 1. Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

1.1 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка.

Если опыт детей пред дошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка 4-5 лет запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей.

Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у пред дошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.

Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.

Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.

Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.

В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.

Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.

Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.

Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада.

На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются. Младшие дошкольники ещё во многом похожи на детей пред дошкольного возраста. Игры их вначале бедны содержанием и часто сводятся к многократному повторению одних и тех же действий. У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме, представляет для малышей значительные трудности.

Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детей в большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства, несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.

Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-то неизменным. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с окружающим, организуя их игры и занятия, формируя дружный детский коллектив, приучая каждого ребёнка подчиняться в своих действиях определённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.

Деятельность детей становится более организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Дети постепенно привыкают играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг с другом свои действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразный характер.

В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа.

В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов.

Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.

Вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности, не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимают характер организованной учебной деятельности.

Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.

Вместе с тем отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаях обнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдалённым целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине и вождям советского народа.

Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему, новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,- педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.

1.2 Развитие восприятия в дошкольном возрасте

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека.

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.

Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.

Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами.

В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.

Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и т. п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер.

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.

В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. По мнению выдающегося психоаналитика, детского психолога и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать.

Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Например, в оценочных суждениях детей о взрослых выделяются указания на их внешний вид ("Она всегда нарядная, красивая, светлая"), проявленное к ним отношение ("Она меня кружит, обнимает"), информированность, умения взрослого ("Когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже"), нравственные качества ("Она ласковая, веселая"). Восприятие детьми друг друга зависит от того, насколько популярен или же отвержен ребенок в детском сообществе. В специальных исследованиях выявлено, что чем выше положение старшего дошкольника в группе, тем выше его оценивают сверстники, и наоборот. Оценивая детей, к которым проявлялась симпатия, дети шести лет называют в подавляющем большинстве лишь положительные качества сверстников: "красивый", "хорошо рисует", "умеет читать", "интересно рассказывает сказки" и т. п. О тех сверстниках, к которым нет симпатии, дети отзываются негативно: "бьет", "плохо играет", "жадный" и т. п.

Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей.

1.3 Развитие внимания в дошкольном возрасте

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может концентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить.

Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

1.4 Развитие памяти в дошкольном возрасте

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.

Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы. Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения словесной грамматики (и только 30% - структурной), где надо просто зубрить, а не понимать. Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам.

Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.

Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.

Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

Вывод

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Раннее детство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Таким образом, благодаря познавательным процессам - восприятию, вниманию и памяти - дети активно познают окружающий их мир, людей, животных, множество различных предметов и явлений.


Психическое и физическое формирование ребёнка – это два взаимосвязанных понятия. Психическое здоровье характеризуется когнитивными функциями. Дети – это очень благодарные люди, и развитие внимания у детей дошкольного возраста при регулярных занятиях даёт очень хорошие результаты.

Внимание – это не изолированная психическая функция. Работа с ребёнком наряду с тренировкой внимательности подразумевает подключение памяти, воли и остальных психических процессов в совокупности. Развивать эти функции целесообразно параллельно. Например, невозможно воспринять и воспроизвести информацию, если страдает память. А запоминать информацию человек не может, если он невнимателен. В свою очередь, внимание невозможно без адекватных мыслительных процессов.

Внимание необходимо человеку, чтобы суметь вовремя отреагировать на изменяющиеся обстоятельства внешней среды. В процессе эволюции этот феномен развивался и оттачивался. Составляющие компоненты процесса – настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу — постоянно совершенствовались и оттачивались у наших предков.

Для того чтобы внимание развивалось, оно постоянно должно подкрепляться ответными реакциями и действиями. Мышцы, которые реализуют ответную реакцию, следует постоянно тренировать.

Вся познавательная деятельность ребёнка, направленная на объект исследования, складывается из следующих факторов:

  • избирательное восприятие объекта;
  • осмысление;
  • проговаривание вслух или про себя;
  • воображение;
  • переключение с одного объекта на другой.

Для того чтобы тренировать внимание у ребёнка, надо, чтобы объект изучения был привлекательным для него, и возникало желание что-то с ним сделать.

Виды внимания

Существует деление на следующие виды внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное;
  • чувственное;
  • интеллектуальное;
  • природное;
  • социально обусловленное.

Все эти виды взаимосвязаны, один перетекает в другой при определённых обстоятельствах. Для формирования произвольного внимания необходимо к тренировке подключать работу с волей, мышлением, речью.

Функции, свойства внимания

Внимание выполняет следующие задачи:

  • активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
  • восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
  • замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
  • обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.

Свойства внимания:

  • Концентрация – способность сосредоточиться на конкретном объекте.
  • Распределение на несколько объектов без ущерба для восприятия.
  • Интенсивность – чем больше интерес к какому-либо виду деятельности, тем выше интенсивность внимания.
  • Устойчивость — возможность сохранять внимательность длительное время, заниматься изучением какого-либо вопроса длительное время.

Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться.

  • Способность переключения.
  • Возможность противостоять отвлекающим моментам.

Быть полноценным объектом могут только тот предмет или действие, которое интересно ребёнку в конкретное время или обеспечивает какие-то потребности организма.

Способы оценки внимания

Для оценки функций существуют специальные индивидуальные и групповые тесты, методики. К самым распространённым относятся:

  1. Методика поиска начала и конца линий на рисунке.
  2. Для оценки распределения, переключения, устойчивости, утомляемости используется методика, при которой детям даётся задание отметить определённым образом разные фигуры, например, треугольник – точкой, квадрат – галочкой и т. д. Время на выполнение диагностики — 2 минуты.
  3. Параллельно оценивается краткосрочная память. Для этого ребёнку дают разноцветные картинки, просят поискать предметы и разложить эти изображения в заданной последовательности. А потом спрашивают, на каком месте та или иная вещь лежала первоначально.

Очень большое значение при проведении диагностических процедур имеет желание ребёнка участвовать в них.

Нарушения внимание

В зависимости от того, какая форма невнимательности преобладает, говорят о следующих видах нарушения внимания:

  1. Снижение устойчивости, концентрации — затрудняет познавательную деятельность и ведёт к нарушению мыслительных процессов, к сложностям с обучением.
  2. Уменьшение объёма – количественный показатель, который позволяет сконцентрироваться на нескольких отличительных свойствах предмета одновременно, ориентироваться на улице.
  3. Значимым нарушением является неспособность воспринимать информацию на слух, следовать словесным инструкциям. Данное расстройство говорит о том, что человек не воспринимает речь как носитель информации.
  4. Полное отсутствие внимания.

Пограничные состояния, протекающие с нарушением внимания:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • весенние гиповитаминозы;
  • социальная запущенность;
  • скандалы в семье;
  • астения после болезней;
  • нерегулярное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание.

Патологические состояния, характеризующиеся сниженным вниманием:

  1. При маниакальных состояниях наблюдается ускорение ассоциативных процессов, пациенты не отслеживают события, которые могут происходить вокруг из-за того, что не успевают на них сосредоточиться: наблюдается порхающее сознание.
  2. При эпилепсии наблюдается инертность мышления, пациенты вязнут в неважных деталях и не могут охватить все необходимые детали объекта. Основной отличительный признак эпилептического типа – витиеватые фразы, вязкость мышления, ненужные усложнения.
  3. Последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции проявляются взаимосвязанными нарушениями внимания, снижением интеллекта и другими функциями.
  4. Умственная отсталость характеризуется сложностью переключения с одного задания на другое. При постановке новой задачи дети соскальзывают на старое, уже знакомое решение, не могут следовать полученным инструкциям, синтезировать информацию, сделать выводы. Наблюдается сужение круга интересов. У этих пациентов невозможно развить произвольный вид внимания.
  5. Одним из первых симптомов шизофрении является нарушение активного внимания, что ведёт к нарушению познавательной деятельности, выхватыванию второстепенных деталей из происходящих вокруг событий. Сфокусироваться на обозначенном объекте ребёнок не может. Он моментально переключается и теряет интерес к происходящему.

Вышеперечисленные патологические состояния должен диагностировать врач специалист. Когда имеется нарушение, стоит обратиться на консультацию, провести диагностический поиск и следовать полученным инструкциям. Зачастую при данном виде расстройства бывает достаточно регулярно заниматься, следуя определённым этапам, последовательным упражнениям в развитии внимания у детей.

Методики тренировки внимания

Для тренировки внимательности в детском и взрослом периодах жизни существуют свои подходы, закономерности. Настоятельно рекомендуется создать условия для комфортного обучения, предварительного объяснения предстоящих занятий, позитивной эмоциональной окраски, доверительного общения.

Этапы развития внимания у детей:

  1. На протяжении первого года жизни у детей существует только непроизвольная внимательность.
  2. К началу второго года жизни постепенно совершенствуется исследовательская деятельность – это зачатки целенаправленного внимания.
  3. Со второго по третий годы дети могут выполнять словесные инструкции, целеустремлённо ищут взглядом названный предмет.
  4. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять запутанные инструкции. Он постепенно развивает целенаправленную фиксацию, может стойко удерживать внимание не только на предмете, но и анализировать его свойства и взаимосвязь с факторами окружающей среды.
  5. В пяти – шестилетнем возрасте совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкций. Это хорошо видно в играх.
  6. В семилетнем возрасте волевое внимание уже сформировано. Его объём, устойчивость будут совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.

Хороший эффект дают развивающие игры, которых великое множество. Отличительно чертой этих манипуляций служит то, что дети легко обучаются тому, что окрашено позитивными эмоциями, подразумевает чередование умственной и физической активности.

Методики занятий

Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.

При развитии внимания у детей 4-5 лет надо основываться на стремлении ребёнка в этот период времени к самостоятельности.

Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.

Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.

В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок. Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.

Все недостатки воспитания и дефекты общения, которые были у ребёнка в это время, трансформируются в плохие привычки, отрицательные черточки в поведении.

Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:

  • отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
  • расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
  • сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.

Логические задания включают обычно следующие техники:

  • определить различия двух картинок;
  • построить конструктор из образца;
  • сложить пазлы из 4-5 частей;
  • 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
  • обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
  • знать названия профессий, стран;
  • пересказывать любимые сказки;
  • охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
  • назвать насекомых, рассказать про них;
  • увидеть неправильно нарисованные фигуры.

Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.

Старшие дошкольники

В этот период времени, развивая внимание у детей старшего дошкольного возраста, надо учитывать, что ребёнок уже полностью владеет языком, правильно произносит слова, строит предложения.

Ему подвластны мелкие и крупные движения, обобщающие слова, интонация, восприятие произведений искусства, музыки. Дети в этом возрасте любят следующее времяпрепровождение:

  • рисовать;
  • лепить из глины, пластилина;
  • вырезать;
  • клеить;
  • делать поделки, аппликации;
  • помогать дома.

Особенности развития младших школьников

При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни. Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка. Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.

Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности. При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.

Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:

  1. Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
  2. Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
  3. Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
  4. Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
  5. Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
  6. Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
  7. Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.

Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.

Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.

Заключение

Формирование внимания заключается в регулярной, повседневной, целенаправленной деятельности. Занятия должны проходить в комфортных условиях. Постепенно создаются тренировочные ситуации с попыткой отвлечь внимание ребёнка и приучить его не реагировать на внешние раздражители. Демонстрация важности выполняемых действий, значимости труда ребёнка позволит воспитать дисциплинированность, серьёзное отношение к занятиям, сформировать поведенческие навыки, улучшить память и внимание.

Необходимо помнить, что на фоне перенесенных инфекций, интоксикаций после инфекционных заболеваний наблюдается снижение всех функций нервной системы. Те же явления развиваются при авитаминозах. Для поддержания функций нервной системы необходимо, чтобы в питании был достаточный набор витаминов и микроэлементов. Особое значение имеют витамины группы В, аскорбиновая кислота, селен, магний.

Человека долгое время не покидает ощущение, что тест не просто ошибочен - он унизителен!

ТЕСТЫ: ЗА И ПРОТИВ

Действительно, прохождение психологических тестов способно надолго оставить неприятный осадок, а непонимание происходящего вполне может являться для испытуемого источником дополнительных стрессов в дальнейшем. Впрочем, потенциальный работодатель крайне редко берет на себя труд сохранить душевный комфорт соискателя.

Как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob, большинство работодателей - 60% - считают психологическое тестирование необходимой составляющей собеседования. Они полагают, что для успешной работы на желаемой должности специалист должен не только обладать необходимыми знаниями и навыками, но и демонстрировать определенные свойства характера. К примеру, для менеджера по связям с общественностью это - коммуникативные навыки, для врача - устойчивость к стрессам и переработкам, для бухгалтера - усидчивость, и так далее. И чтобы определить, обладает ли нужными чертами соискатель, пришедший на собеседование, нужно нарисовать его психологический портрет.

Среди соискателей за использование психологического тестирования на собеседовании высказываются только 47 процентов опрошенных. При этом каждый третий (34%) убежден, что собеседование - это не то место, где нужно лезть в душу.

ОБХОДИМ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Дабы не попасть в коварные ловушки психологов и суметь представить себя в наилучшем виде, необходимо понимать, что при приеме на работу чаще всего используются следующие виды психологических тестов:

Личностные. Они могут быть как комплексными, так и узконаправленными, когда тестируется буквально один-два фактора, например, лидерские качества, коммуникабельность, способность к самоконтролю, агрессия, внимательность, стремление к успеху и т.д. Это самые «хитрые» тесты, поскольку направлены на выявление очень субъективных параметров. Самая распространенная ловушка заключается в том, что один и тот же вопрос в несколько измененном виде встречается в тесте два-три раза. Естественно, ответ во всех случаях должен быть одним и тем же.

Интеллектуальные. Здесь вас ждут вопросы на определение IQ, логические и математические задачи. Основная задача для соискателя - набрать максимальное количество баллов. Задания, как правило, несложные, на внимательность, и все что нужно - это сосредоточиться на вопросах.

Проективные. Испытуемому предлагается выстроить ассоциативные ряды с заданными рисунками, словами, цветами и т.д. Лучший способ пройти данное тестирование - просто запомнить правильные варианты ответов (см. «В ТЕМУ»).

Профессиональные. Поскольку данные тесты направлены на выявление профессиональных знаний и навыков, обмануть их практически невозможно. Приятная новость: тест достаточно объективен, поэтому специалисты в своем деле показывают хорошие результаты.

В ТЕМУ

Оценка цветом

На собеседовании соискателю вполне могут предложить пройти цветовой тест Люшера, который относится к проективным тестам. Процедура тестирования состоит в упорядочивании предложенных цветов по степени их приятности для испытуемого.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации тестируемым, но только при точном соблюдении целого ряда условий, - поясняет психолог Марина Деркач. - Испытуемый должен отвлечься от ассоциаций, связанных с модными тенденциями и общепринятыми вкусами, и выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Необходимо использовать исключительно сертифицированные материалы при естественном освещении, причем попадание на таблицу прямого солнечного света недопустимо. Важно понимать, что малейшее искажение цвета полностью нивелирует все результаты!

Впрочем, открывает секрет психолог, тест Люшера, будь он лицензионный или нет, очень легко обмануть. Для успешного прохождения не выбирайте первым черный, коричневый и серый цвета - это свидетельствует о психологическом неблагополучии испытуемого. А чтобы казаться «идеальным», нужно выбрать цвета в следующей последовательности: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный.

Как обойти психологические тесты при приеме на работу?

Невротик, находящийся в тяжелой депрессии, асоциальный тип с низким уровнем интеллекта. Не удивляйтесь, именно такой психологический портрет может получиться в результате Вашего профессионального тестирования при приеме на работу. Сегодня различные методики исследований личностей соискателей становятся все более популярными у работников кадровых служб. Практически ни одно собеседование уже не обходится без психологических тестов. Как же обойти «коварные» ловушки менеджеров по персоналу и суметь представить себя «в лучшем свете»?

Для начала стоит выделить основные виды психологических тестов, используемые кадровиками.

1. Личностные (могут быть как комплексными, так и узко направленными, когда тестируется только два-три фактора, в том числе здоровье, соответствие должности, коммуникабельность, лидерские качества, стремление к успеху и т.п.);

2. Проективные (”кляксы Роршаха”, тест Люшера и пр.: испытуемому предлагается выстроить ассоциативные ряды с заданными рисунками, словами и т.д.);

3. Интеллектуальные (вопросники на определение IQ, лингвистические, логические и математические задачи);

4. Профессиональные (выявляющие профессиональные знания и навыки).

У каждого из этих видов есть свои «подводные камни». Но для начала можно выделить одно общее правило эффективное для прохождения любых тестов – уровень мотивации. Если Ваше отношение к ним будет слишком легкомысленным, это также плохо, как если Вы будете сильно волноваться. Психологи выделяют три пограничных состояния мотивации человека на достижение определенного результата:

1. Отсутствие мотивации (безразличен результат),
2. Гипермотивация (стрессовое состояние вследствие несоразмерно высокого значения, придаваемого будущему результату, избыточной мотивированности),
3. Оптимальная (средняя) мотивация.

Поэтому в любом случае Вам надо научиться контролировать свое психологическое состояние. Научиться «не накручивать» себя и не теряться в стрессовых ситуациях. Чтобы «морально подготовиться» к тестированию имеет смысл потренироваться дома. Например, в Интернете есть большое количество различных тестов. Также можно изучить специальную литературу по этой тематике. Но только не вздумайте показывать свою осведомленность при кадровике, рискуете сильно оскорбить его профессиональные чувства и задеть его самолюбие, рискуя тем самым впасть в немилость. Поэтому на собеседовании лучше всего прикинуться «неучем».

Итак, преступим к разбору самих тестов. Самые «хитрые» это личностные тесты, поскольку они направлены на выявление достаточно субъективных параметров. «Самый безнадежный случай для соискателя – попасть на прием к сотруднику отдела персонала самому увлекающемуся составлением теста. Поскольку из-за нехватки профессиональных знаний многие вопросы в таких тестах построены по принципу: ответьте «да» или «нет» на вопрос «Давно ли Вы перестали пить по утрам?». Сами понимаете, что такие исследования будут направлены доказать непригодность кандидата к работе, а не выявить его какие-либо личностные качества. Во всех же остальных случаях шансы на хороший результат теста зависят от Вас», – рассказывает Станислав Куликов генеральный директор специализированной рекрутинговой компании «Петро-Стимул».

Правило первое: собеседование это не прием у психолога, не стоит заниматься самопознанием в отделе кадров. Поэтому, отвечая на вопросы теста, ни в коем случае не нужно выкладывать о себе всю правду. В подобных исследованиях и так заложена погрешность на «вранье». Поэтому Ваша задача отвечать на вопросы, как среднестатистическое большинство. Претензия на оригинальность в этом случае неуместна, если только Вы не устраиваетесь арт-директором рекламного агентства или другим творческим специалистом.

Такие тесты содержат несколько видов «вопросов-ловушек», которых впрочем, несложно избежать, если о них знать. Самая распространенная: один и тот же вопрос, в чуть-чуть различающейся формулировке, помещают в тест два раза. Следите, чтобы в обоих случаях ответ был одинаковым, иначе Вас заподозрят либо в неискренности, либо в неустойчивости самовосприятия, а и то, и другое для будущего работника плохо. Другой вид «ловушек» - вопросы, на которые человек, как правило, предпочитает солгать. Например, “Всегда ли вы платите за проезд в общественном транспорте?”, “Переходя улицу, будете ли вы ждать зеленого сигнала светофора, если не видно машин?”, “Вы когда-нибудь бывали раздражены?” и т.п. Не стоит на них отвечать так, как ответил бы “сознательный член общества”. Ничего ужасного в том, что Вы не заплатили кондуктору, нет. А вот если критическая масса “вранья” в ответах превысит определенную величину, достоверность ваших ответов на тест в целом будет оспорена. И Вас в лучшем случае направят на повторное тестирование, а, скорее всего, просто сразу механически отсеют.

«Еще один универсальный способ пройти личностный тест: отвечайте на вопросы от имени другого лица, этакого «Идеального героя». Представьте себе человека, который идеально подходящего на то место, на которое претендуете Вы, и постарайтесь ответить так, как ответил бы на вопросы он, - говорит Станислав Куликов, - Только не «заиграйтесь», поскольку, выступая от чужого имени легче запутаться в ответах». Главное помните, при прохождение любого личностного теста Вы должны продемонстрировать следующий оптимальный набор качеств:

Физическое и психическое здоровье;
наличие интеллекта;
честность и добросовестность;
коммуникативные качества;
трудоспособность;
организаторские способности и способность рационально распределять рабочее время;
способность анализировать свои ошибки и делать выводы;
рационализм и прагматизм;
стрессоустойчивость и способность сохранять хладнокровие в кризисных ситуациях;
эмоциональную стабильность и предсказуемость;
оптимизм и стремление к росту;
вежливость и этичность.

Отдельного внимания заслуживают проективные тесты. Самый популярный из них тест Люшера . Правда профессиональные психологи возражают против его применения в кадровом отборе, поскольку изначально они предназначены для диагностики психологического состояния человека в определенный момент времени, и отслеживания его динамики. К сожалению, кадровиков это не останавливает, для них главное простота и удобство в использовании подобных исследований. Самый действенный способ пройти тестирование это просто запомнить правильные варианты ответов. Их можно найти в специальной литературе. Как правило, это следующая последовательность выбора цветов: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. Но запомните, если дважды повторить идеальный порядок - это может насторожить тестирующего, поэтому при одной из попыток слегка измените последовательность, например, перенесите синий цвет (положительно интерпретируемый во всех трактовках теста) на более раннюю позицию. И, главное, ни в коем случае не выбирайте первым черный цвет, серый и коричневый. Поскольку это свидетельствует о Вашем психологическом неблагополучии.

Далее по популярности следуют тесты на интеллект . Здесь основная задача для соискателя - набрать максимальное количество баллов. Правда, результаты подобных исследований показывают не наличие ума как такового, а умение человека механически решать стандартные задачи. Так что вполне вероятно, что если Вы постоянно набираете минимальное число баллов, это, скорее всего, свидетельствует о Вашем нестандартном мышлении, а не об отсутствие такового.

Самые распространенные ошибки, которые допускают соискатели в подобных тестах, связаны с невнимательностью. Поэтому прежде чем приступать к ответам тщательно ознакомьтесь с правилами заполнения исследования.

Правило номер два, отвечайте на все вопросы. Даже, если Вы не знаете правильного ответа, всегда есть шанс просто угадать его. К тому же, многие вопросы, так же как и в личностных тестах, бывают, похожи между собой - следовательно, есть возможность решить их "по аналогии".

И, наконец, третий тип тестов – профессиональные . Их «обмануть» практически невозможно. Да, и не нужно. В таких опросниках речь идет сугубо о профессиональных вещах. Так что, если со специальными знаниями у Вас полный порядок, бояться не стоит.

Но главное, нужно помнить о принципе «предупрежден - вооружен». К тестам стоит относиться, так как они того заслуживают. То есть не стоит их недооценивать или наоборот слишком переоценивать. Поэтому, если Вы будете «морально» подготовлены, собраны и уравновешены, успех Вам гарантирован. «В использовании психологических тестов при приеме на работу нет ничего предосудительного. Это нормальная практика.

Другой вопрос в том как они будут использоваться. Конечно, подобные исследования не должны становится единственным критерием при отборе кандидатов. Поскольку они не способны учитывать «человеческий фактор» - это уже работа менеджера по персоналу, которую он не вправе перекладывать на различные методики», - говорит Станислав Куликов генеральный директор специализированной рекрутинговой компании «Петро-Стимул».

Кстати, на сайте mirtestoff.ru Вы можете пройти множество бесплатных онлайн тестов без смс и регистрации.

Любой наниматель желает видеть в своем штате работников исключительно разумных, трудолюбивых, ответственных и предусмотрительных людей. Успешное выполнение различного рода заданий требует наличия не только конкретных умений и навыков, но также и особых личностных качеств. Однако, чтобы узнать о кандидате на вакантную должность такой объем информации, нужно наблюдать за ним в течение длительного времени. В этих целях для новичков устанавливают испытательные сроки. И все же, несмотря на возможность нанимателя в случае разочарования в работнике с ним распрощаться через считаные месяцы, большинство руководителей хотят создать стабильный штат сотрудников с минимальной текучкой трудящихся. Для проведения грамотной и успешной кадровой политики многие начальники имеют в своем арсенале такое оружие, как психологические Рассмотрим, в чем заключается их суть, какие сведения они помогут раскрыть о кандидате и в каких формах они существуют.

Пожелания руководителей

Для начала уточним пожелания нанимателей, касающиеся состава их штата, а именно определим, для установления каких качеств они используют психологические приемы при приеме на работу. Во-первых, это, разумеется, компетентность индивида, его профессиональное соответствие вакансии. Несмотря на то, что для занятия отдельных должностей безусловным является наличие дипломов о соответствующем образовании, наниматели хотят узнать и уровень сообразительности, и возможность применения полученных теоретических базисов в деятельности.

Во-вторых, важными являются правильные личностные характеристики соискателей. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, аккуратность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, целеустремленность, рационализм, честность и вежливость. Таким образом, наниматель, используя разновидные психологические выявляет как профессиональные, так и личностные качества своих потенциальных тружеников.

Основные виды воздействия

Для того чтобы получше узнать кандидата на вакансию, используется множество методов. Вопросами грамотного подбора персонала занимаются специально образованные в организациях отделы или центры. Основными приемами, которыми орудуют кадровые работники, являются разнообразные анкеты, тесты, предлагаемые для прохождения соискателям, собеседования. Необходимо детально рассмотреть каждый из них.

Немного об анкетировании

Существует ряд вопросов, на которые кандидату предлагается ответить самостоятельно. Как правило, анкета представляет собой фиксированный список вопросов об основных характеристиках соискателя. К ним относятся дата и место рождения потенциального труженика, его образование, адрес, контактные номера телефонов, семейное положение, гражданство. Анкетирование является спасением для кадровой службы ввиду удобства его использования и полноты полученной информации. Однако не только вышеуказанные вопросы наниматель желает задать кандидатам на вакансии.

Анкетные вопросы о профессиональных качествах

Сведения о полученном соискателем образовании, а также другая информация, связанная с уровнем компетентности потенциального работника, устанавливаются в первую очередь. Если кандидат не обладает нужными знаниями, а в отдельных случаях и соответствующим опытом, то, несмотря на его, возможно, выдающиеся социальные качества, наниматель не будет заинтересован в сотрудничестве с таким человеком. Чтобы иметь возможность оценить профессиональное соответствие индивида вакантной должности, в анкетах прописывают ряд вопросов.

Во-первых, нанимателю интересно узнать о полученном соискателем образовании. Вопросы, которые присутствуют в анкетах практически всех организаций, касаются места, времени и формы обучения, наименования специальности, квалификации, темы диплома, ученых степеней и званий, дополнительного образования, знания иностранных языков.

Во-вторых, важным является определение опытности кандидата. Для того чтобы получить соответствующую информацию, в анкетах указываются периоды работы, занимаемые должности, обязанности, уровень зарплаты, причины ухода из компаний. Ответы на этот круг вопросов проясняют для нанимателя, как часто и по какой причине человек покидал предыдущие места работы, каким образом менялись возлагаемые на него обязанности.

В-третьих, наниматель, безусловно, заинтересован в разносторонних и легкообучаемых людях, поэтому в анкеты зачастую включаются вопросы, касающиеся наличия не только узкопрофильных умений, но и других профессиональных навыков. К ним относятся, к примеру, степень владения ПК и другой оргтехникой, наличие водительского удостоверения.

Помощь анкетирования при установлении психологических качеств

Для того чтобы о кандидате на вакансию у руководителя компании сложилось полное и разностороннее мнение, в анкетах задаются психологические вопросы при приеме на работу. Они касаются, во-первых, мотивации и стимулов, которые движут человеком при устройстве в конкретную организацию. Что именно повлияло на выбор человеком компании: хороший коллектив или престиж фирмы, уровень платы за труд, возможность самореализации, получения новых знаний или перспективы карьерного роста, стабильность, близость к месту жительства? Какие цели ставит перед собой кандидат на ближайшие годы? Все эти сведения, безусловно, будут оценены нанимателем.

Во-вторых, психологическая содержит ряд вопросов об увлечениях соискателей. На первый взгляд, желание нанимателя знать о том, как человек предпочитает проводить свободное время, кажется странным. Однако именно ответ на этот вопрос проясняет активность индивида, его разностороннее развитие, жажду жизни и способность отдыхать.

В-третьих, психологические приемы при приеме на работу призваны определить информацию о самооценке человека. В настоящее время не редкость встретить в анкетах просьбы указать свои лучшие и худшие характеристики, свои основные личностные черты. Ответы на все эти вопросы впоследствии обязательно оцениваются руководителем предприятия.

Плюсы и минусы анкетирования

Анкетирование является самым распространенным приемом, который используется нанимателями для знакомства со своими потенциальными тружениками. Безусловными его преимуществами являются простота, возможность указания в анкете множества разноплановых вопросов, быстрота, удобство использования, равно как и полнота отраженной в ней информации. Однако есть и серьезные недостатки этой методики. Так, при заполнении анкеты кандидату проще всего обмануть потенциального работодателя, указав лишь положительные сведения о своей личности, которые и желает увидеть наниматель. К тому же составление перечня вопросов - дело ответственное. Чтобы получить полную информацию о соискателе и избежать возможного двойного толкования ответов кандидатов на поставленные вопросы, фирмам приходится привлекать к составлению анкет широкий круг специалистов - юристов, психологов, социологов.

Психологические тесты при приеме на работу

Ответы на вопросы, содержащиеся в анкетах, человек дает сознательно. Это значит, что достоверность полученных сведений нельзя определить как безусловную, ведь всегда есть возможность приукрасить истинное положение вещей. Поэтому, чтобы получить действительную характеристику кандидатов, фирмы используют психологические тесты при приеме на работу. Человек выполняет их задания бессознательно, а значит, полученные результаты можно трактовать как соответствующие реальности. Кроме психологических могут применяться и тесты, позволяющие определить уровень интеллекта и оценить профессиональные качества человека.

Тест IQ

В наши дни очень распространенным является предложение кандидатам на вакансии выполнить задания, которые укажут на степень развития логического и пространственного мышления, на возможность запоминать несколько фактов одновременно, на умение сопоставлять и обобщать определенные знания. Наиболее известным и грамотно составленным является тест IQ, который был составлен Айзенком. Результат выполнения такого рода заданий даст более подробный ответ о сообразительности кандидата, в частности по сравнению с анкетированием, где испытуемый самостоятельно себя описывает.

Тесты, выявляющие личностные качества

Не только уровень интеллекта потенциального сотрудника хотят узнать наниматели. В настоящее время используется и психологическое тестирование при приеме на работу. Представители кадровой службы предлагают соискателям выполнить определенные разнородные задания, в которых правильного ответа в традиционном его понимании нет. При этом испытуемые действуют бессознательно, так что процент обмана крайне низок. Приведем некоторые примеры психологического теста при приеме на работу.

Первый из них - это определение любимого цвета. Потенциальному работнику предлагают разложить 8 разноцветных карточек в порядке от наиболее приятного оттенка к самому непонравившемуся. Чтобы пройти психологический тест при приеме на работу грамотно и понравиться руководителю компании, необходимо знать суть этого эксперимента. Здесь цвета означают конкретные потребности человека. Как правило, красный - это активность, жажда действия. Желтая карточка символизирует целеустремленность и надежду. Зеленый цвет указывает на потребности в самореализации. Синий нравится постоянным и часто привязывающимся людям. Серый цвет описывает состояние усталости и желание покоя. Фиолетовый окрас карточки указывает на стремление уйти от реальности. Коричневый цвет символизирует желание чувствовать защищенность. И наконец, выбор черной карточки указывает на нахождение соискателя в состоянии депрессии. Разумеется, первые 4 цвета являются наиболее благоприятными, и поэтому они находятся в начале.

Второй пример тестирования - это рисование. На листе бумаги соискателям предлагается изобразить дом (символ потребности в безопасности), человека (степень зацикленности на своей личности) и дерево (характеризует жизненную энергию человека). Следует помнить, что элементы рисунка должны быть пропорциональны. Не забудьте о таких элементах композиции, как тропа к дому (коммуникабельность), корни у дерева (духовная связь с людьми, коллективом), плоды (практичность).

Преимущества и недостатки тестирования

Плюсами такого приема при определении личностных, а равно и профессиональных качеств соискателя являются неожиданность, интересность, возможность получения верного результата. Но не все так однозначно. Следует помнить, что при прохождении такого рода тестов на результаты может повлиять настроение человека. К тому же каждый по-разному оценивает элементы действительности. К примеру, для одного черный цвет указывает непременно на депрессию, а для другого - на превосходство, изысканность и смелость.

Психологическое собеседование при приеме на работу

Непосредственное общение руководителя компании с потенциальным тружеником также является важным этапом при оценке личности кандидата на вакансию. При беседе можно задать уточняющие вопросы, также оценить речевые навыки интервьюируемого, его самообладание, уверенность в себе, а также реакцию. В процессе общения можно узнать информацию как о личностных, так и о профессиональных характеристиках потенциальных работников.

Собеседование: за и против

Конечно, подобный способ знакомства с кандидатом на вакансию по душе нанимателям, ведь они могут таким образом оценить не только внутренние качества человека, но и его внешность. К сожалению, здесь очень много субъективизма, ведь руководителям часто присущи стереотипные представления об идеальном работнике, и если внешний вид кандидата нанимателем не был оценен, то он не захочет узнавать и о его внутренних качествах.

Воздействие за рамками приема на работу

Психологические приемы помимо начальной стадии общения с потенциальными тружениками применяются нанимателями и в процессе совместной трудовой деятельности. К тому же используют их не только руководители компаний, но и другие категории работников в своей профессиональной деятельности. К примеру, существуют различные психологические приемы работы с детьми. Ребенок не всегда бывает откровенен со своими родителями и учителями, поэтому иногда для установления причин его неэтичного поведения используются различные тесты или опросники. Наниматели, в свою очередь, используют также психологические приемы работы с нарушениями дисциплины. Как свидетельствуют различные на людей и на производительность их трудовой деятельности в большей степени влияют поощрения и благоприятные отношения, но никак не порицания со стороны начальства.