Потребность мотив цель действие результат. Деятельность человека и её основные формы

Исследователи выделяют огромное количество образований мотивационной сферы: потребностей, влечений, желаний, мотивов, целей, интересов и многого другого. Наиболее часто среди них используются всего несколько: потребности, мотивы, цели.

Рассмотрим их взаимосвязь. Как было показано выше, потребность – это психическое состояние человека, характеризующееся ощущением недостатка в чем-либо.

Существующие классификации потребностей базируются на том, что поведение работника направляется теми из них, которые не до конца удовлетворены. Но потребности недостаточно конкретны, и их трудно диагностировать. Поэтому при всей красоте и простоте классификаций, определение ведущих потребностей конкретного работника в конкретный период затруднено.

Одна из самых известных и эффективных классификаций потребностей, разработанная американским ученым – выходцем из России Абрахамом Маслоу, представлена в таблице ниже.


Таблица 2

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Уровни потребностей Конкретные примеры потребностей каждого типа
Физиологические потребности Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте
Потребность в безопасности Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы
Потребность в любви, дружбе, социальной принадлежности Потребность в добрых и любовных отношениях с другими людьми
Потребность в уважении и признании Потребность ощущать себя ценимым другими и самим собою
Потребность в самореализации Потребность развивать и реализовывать свой потенциал, а также транслировать свой душевный и духовный опыт другим людям. Познание, эстетика, творчество

Эти типы потребностей образуют иерархию, в которой потребности более высокого уровня могут удовлетворяться при условии достаточного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Однако чем выше уровень, тем меньше зависимость от потребностей предыдущих уровней.

Примечание 4. Следует отметить, что потребности человека, помимо теории А. Маслоу, рассматриваются также во многих других теориях. Например, Дж. Мак-Клеландом, Ф. Герцбергом и другими (см. раздел «Виды потребностей и содержательные теории мотивации»).

Потребности проявляются в поведении и речи человека. Те потребности, которые значимо чаще других определяют его деятельность, считаются ведущими. Именно на них необходимо опираться при побуждении работника к повышению или улучшению результатов деятельности.

В отличие от потребностей, мотивы указывают на способы, которыми можно удовлетворять потребности. Например, для удовлетворения насущных нужд у человека может возникнуть мотив (внутреннее побуждение человека к действию) «украсть» или «заработать». На формирование доминирующего мотива будут влиять интенсивность потребности, убеждения человека (внутренние факторы) и характеристики ситуации, в которой он находится (внешние факторы). Например, для нормального человека, только что ставшего безработным, наличие убеждения «воровать нельзя» и/или впечатление, что органы охраны правопорядка действуют очень эффективно, скорее повлияют на формирование мотива «заработать», чем мотива «воровать».

Мы полагаем, что полезно будет предложить следующую классификацию мотивов. Учитывая, что мотив – это способ удовлетворения потребности, для наших целей будет полезно разделение этих способов на те, которые связаны с удовлетворением потребностей путем участия в трудовой деятельности («трудовые мотивы»), и путями, не связанными с трудом:

Трудовые мотивы:

- «Материальные» мотивы: ожидание вознаграждения в денежной форме либо в формах, которые можно конвертировать в денежные (опционы, приобретение продукции предприятия по сниженным ценам, возможность использовать имущество предприятия для получения личного дохода и т. п.).

- «Нематериальные» мотивы (см. пример в таблице ниже).

Нетрудовые мотивы (приведены примеры, но далее мы их не рассматриваем):

Мотивы, допустимые с точки зрения общества. Например, стремление к общению с природой, желание заниматься любимым делом или хобби, стремление приобщиться к прекрасному (посещение театров, музеев, чтение художественных книг) и т. д.

Мотивы, недопустимые с точки зрения общества. Например, желание причинить боль, вред себе или другим, стремление нарушить правила («обычные» нормы поведения, законы приказы) и т. д.

Продолжая нашу классификацию, в нематериальных трудовых мотивах можно выделить следующие виды (основанием классификации служит перечень потребностей А. Маслоу), представленные в таблице ниже.


Таблица 3

Виды нематериальных трудовых мотивов как способов удовлетворения потребностей путем осуществления трудовой деятельности

Группы мотивов на основе потребностей Примеры конкретных мотивов
Физиологические мотивы Стремление к комфортным условиям труда (тепло, свет, наличие пространства), нормальный режим труда и отдыха (выходные, обеденный перерыв, паузы), физическая разрядка (спорт), питание, спецодежда и т. п.
Мотивы безопасности Стремление избежать наказания, стремление к стабильности работы предприятия (гарантированность работы и заработка), исполнение обещаний руководителями, медицинское и социальное страхование и т. п. Стремление избежать наказания (часто в литературе употребляется выражение «страх наказания») Желание определенности настоящего и будущего («уверенности в завтрашнем дне»)
Мотивы любви, дружбы, социальной принадлежности Стремление к установлению хороших отношений с руководителем, получение удовольствия от общения с коллегами, ощущение себя частью команды или организации, установление и поддержание неформальных отношений, соблюдение правил и т. п.
Мотивы уважения и признания Получение престижной профессии и места работы, возможность продвижения по службе и повышения квалификации; стремление к формальной или неформальной власти, желание служить примером для подражания и т. п.
Мотивы самореализации Возможность заниматься творчеством, проявлять инициативу, желание помогать коллегам, распространение собственных жизненных принципов, стремление к постоянному саморазвитию

Существуют и классификации мотивов, и методы их диагностики. Кроме того, по мотивам можно «вычислить» потребности работника, а также понимать его цели. Именно поэтому мотивы оказались наиболее перспективными для практики и дали название всей группе методов активизации работников на индивидуальном уровне – «мотивирование».

Более конкретным выражением желаний человека является «цель». Введем определение этого понятия:

Продолжая пример с насущными нуждами, для мотива «заработать» целью нашего безработного может стать «в течение недели найти работу с доходом не менее … руб. в месяц». В свою очередь, эта цель может конкретизироваться и далее: «устроиться на предприятие АБВГД» и т. д.

Одно и то же действие может быть направлено на достижение нескольких целей. Поэтому цели очень конкретны, но, как следствие, и очень изменчивы. Отслеживание изменений целей требует постоянного внимания со стороны руководителя. Через учет целей работника им легче всего управлять. Понимая это, работник может их скрывать от руководителя.

О мотивации и мотивировании

Мотивы проявляются в любой деятельности, но только небольшая их часть осознается самим человеком. Мотивы являются внутренними побудителями человека к активности.

Мотивирование предполагает использование «естественных» мотивов человека (не формирование новых, а использование уже существующих), а для этого нужно уметь их определять у конкретных работников. По сути, мотивирование есть придание деятельности смысла, значимого для сотрудника; увязывание необходимости выполнить работу со значимостью этой работы и ее последствиями.

Так как потребности любого вида присутствуют у человека всегда, но могут быть удовлетворены очень многими способами, то перечень возможных стимулов может быть слишком большим, и для обоснованного выбора конкретного стимула необходима дополнительная информация об убеждениях человека. С другой стороны, использование информации о целях сотрудника может быть затруднено ввиду сложности выявления этих целей и, как правило, их краткосрочности. С учетом этих обстоятельств основное внимание руководителя может быть уделено выявлению и использованию именно мотивов сотрудников.

Важно понимать, что человек свое собственное поведение обычно считает правильным, рациональным, даже если это поведение не соответствует интересам предприятия. Если же руководство при этом считает, что работник работает неправильно, непродуктивно, то проблема, скорее всего, заключается в том, что руководство не объяснило подчиненным, как нужно работать правильно, не поставило работника в такие условия, чтобы правильная с точки зрения предприятия работа стала выгодной работнику.

Методы управления

Любая функция управления, в том числе функция стимулирования или мотивирования, может быть достигнута разными способами. В случае с общими функциями управления говорят о «методах управления». Приведем определения:

Согласно отечественным ГОСТам по управлению предприятиями, различают методы экономические, административные, социально-психологические, идеологические. Мы придерживаемся следующих определений этих методов управления:

Административные методы – методы прямого принуждения к выполнению тех или иных действий.

Экономические методы – методы косвенного побуждения к выполнению каких-либо действий, использующие в качестве стимулов материальное вознаграждение.

Социально-психологические методы – методы косвенного побуждения к выполнению каких-либо действий, использующие в качестве стимулов НЕ материальное вознаграждение, а возможность удовлетворения потребностей путем получения других конкретных благ («результатов», если использовать модель «Эффект» = «результаты действий» минус «использованные ресурсы»). Это могут быть, например, признание окружающих, возможность общения с вышестоящим руководителем, повышение в должности и т. п.

Идеологические методы – методы косвенного побуждения, не предполагающие получения человеком конкретных благ.

Потребности и мотивы - это главные которые побуждают человека к действию. Изучению данного вопроса всегда уделялось пристальное внимание психологами и социологами.

Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность - которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:

  • сила - это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
  • периодичность - это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
  • способ удовлетворения;
  • предметное содержание - те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
  • устойчивость - сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.

Виды потребностей по Ломову

Потребности и мотивы - это достаточно сложные категории. Они включают в себя множество уровней и составляющих. Так, Ломов Б. Ф., говоря о потребностях, делил их на три основные группы:

  • базовые - это все материальные условия для обеспечения жизнедеятельности, а также отдых и общение с окружающими;
  • производные - это потребность в эстетике и образовании;
  • группа высших потребностей - это творчество и самореализация.

Иерархия потребностей Маслоу

Потребности и мотивы имеют многоуровневую структуру. Только тогда, когда полностью удовлетворены нужды низшего порядка, появляются более возвышенные. Исходя из этого А. Маслоу предложил к рассмотрению такую иерархию потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это пища, вода, кислород, одежда и жилье. Если эти потребности не удовлетворены, ни о каких других не может быть и речи.
  2. Безопасность. Имеется в виду стабильное положение, которое вселяет уверенность в долговременном выживании. Чаще всего речь идет о финансовом благополучии.
  3. Потребность в принадлежности. Человек нуждается в том, чтобы быть к кому-то привязанным. Это родственные, дружеские и любовные связи.
  4. Потребность в уважении. Имея твердый фундамент в виде трех предыдущих уровней, человек начинает нуждаться в общественном одобрении. Он хочет быть уважаемым и нужным.
  5. Самоактуализация - это высший уровень потребностей. имеется в виду непрерывный личностный и карьерный рост.

Несмотря на то что данная иерархическая система считается общепринятой, многие исследователи (например, Н.) с ней не согласны. Есть мнение, в соответствии с которым последовательность возникновения потребностей складывается исходя из сферы деятельности субъекта и его личностных характеристик.

Ключевые особенности потребностей

Потребность, мотив, действие... Это напоминает что-то вроде алгоритма. Тем не менее, чтобы разобраться в том, как работает данный механизм, важно понять основные особенности потребностей. Стоит уделить внимание таким моментам:

  • возникают в случае, если наблюдается недостаток каких-либо полезных категорий или переизбыток вредных;
  • сопровождаются состоянием внутреннего напряжения, связанного с поиском предмета, за счет которого будет удовлетворена потребность;
  • целый ряд потребностей является генетически обусловленным, а остальные непременно возникают в процессе жизнедеятельности;
  • после того как потребность была удовлетворена, наступает эмоциональная разрядка, но через некоторое время нужда может возникнуть снова;
  • каждая потребность имеет свой конкретный предмет, который ассоциируется с ее удовлетворением;
  • воспроизведение имеющихся и появление новых потребностей является обязательным условием непрерывного и гармоничного развития личности;
  • в зависимости от того, какой способ выбран для удовлетворения потребности, она может приобретать разное содержание;
  • по мере того, как изменяется качество и условия жизни человека, перечень его потребностей постоянно расширяется;
  • потребности могут значительно различаться по силе, что определяет очередность их удовлетворения.

Что такое мотив?

Потребность, мотив, цель - эти категории можно смело назвать движущей силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Говоря о втором из перечисленных понятий, можно сказать, что это стремление к действиям, которые призваны удовлетворить жизненно важные нужды. Мотив характеризуется такой структурой:

  • потребность (определенная нужда, которую нужно удовлетворить);
  • эмоциональное побуждение (внутренний импульс, который толкает человека на выполнение определенных действий);
  • предмет (категория, за счет которой происходит удовлетворение потребности);
  • способы достижения целей.

Основные функции мотивов

Потребность, мотив, цель - все это влияет на образ жизни и способ деятельности человека. Вторая категория выполняет такие основные функции:

  • побуждение - человеческий мозг получает определенный импульс, побуждающий его к определенным действиям;
  • направление - мотив определяет способ и сферу деятельности человека;
  • смыслообразование - мотив наделяет человеческую деятельность значимостью, наделяет ее определенной идеей.

Как формируется мотив?

Потребности и мотивы поведения формируются в соответствии с определенным механизмом. Он состоит из трех блоков, а именно:

  • Блок потребностей формируется на уровне сознания. В определенный момент человек начинает ощущать дискомфорт, связанный с отсутствием у него каких-либо материальных и нематериальных благ. Желание компенсировать этот недостаток становится причиной возникновения потребности.
  • Внутренний блок - это своего рода нравственный фильтр, который включает в себя оценку ситуации, собственных возможностей, а также предпочтений. Учитывая все эти факторы, происходит корректировка потребностей.
  • В основе целевого блока лежит предмет, который способен удовлетворить потребность. Таким образом, у человека появляется определенное представление о том, как он может добиться желаемого.

Распространенные мотивы

Потребности и мотивы человека достаточно многочисленны. Они формируются в зависимости от образа жизни, убеждений и прочих факторов. Так, к самым распространенным мотивам можно отнести следующие:

  • убеждение - система идей и мировоззрений, которая побуждает человека поступать именно так, а не иначе;
  • достижение - стремление к получению определенного результата, к действию на определенном уровне, обретению желаемого положения в профессии, семье или обществе;
  • успех - мотив, побуждающий не только к достижению высот, но также и к предотвращению неудач (люди, руководствующиеся в своей деятельности данной категорией, предпочитают решать средние и сложные задачи);
  • власть - способность реализовывать свою волю и желание вопреки сопротивлению со стороны окружающих (такие люди хотят доминировать над другими, используя при этом различные механизмы);
  • аффилиация - подразумевает стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, которые вызывают доверие и пользуются хорошей репутацией в деловых или общественных кругах;
  • манипуляция - управление другими людьми с целью удовлетворения собственных интересов;
  • помощь - самореализация путем бескорыстной заботы об окружающих, способность к жертвенности, обусловленная обостренным чувством ответственности;
  • эмпатия - мотив, обусловленный сочувствием и сопереживанием.

Ключевые особенности мотивов

Потребности и мотивы личности характеризуются рядом специфических особенностей. Говоря о второй категории, следует отметить такие ключевые моменты:

  • в процессе жизнедеятельности человека мотивы могут существенно изменяться;
  • при сохранении одного и того же мотива на протяжении длительного периода времени, может возникнуть потребность в изменении способа деятельности;
  • мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными;
  • мотив, в отличие от цели, не имеет под собой какого-то предсказуемого результата;
  • по мере развития личности некоторые мотивы становятся определяющими, формируя общую направленность поведения и деятельности;
  • разные мотивы могут привести к формированию одной и той же потребности (и наоборот);
  • мотив служит для придания направленного вектора психологической активности, которая вызвана возникновением потребности;
  • мотив побуждает к тому, чтобы двигаться к достижению определенной цели или попытаться воздержаться от нее;
  • в основе мотива могут лежать и положительные, и отрицательные эмоции.

Основные концепции мотивации

Потребности, мотивы и мотивация - это звенья одной цепи, которые во многом определяют деятельность человека. В соответствии с этим разработано множество концепций, которые были объединены в три основные группы. Так, могут быть следующими:

  • Биологические побуждения. Если в организме присутствует какой-либо дисбаланс или недостаток чего-либо, он немедленно реагирует появлением биологического импульса. Как результат, человек получает импульс к действию.
  • Оптимальная активация. Организм любого человека стремится поддерживать нормальный уровень активности. Это позволяет непрерывно и продуктивно работать над удовлетворением основных потребностей.
  • Когнитивная концепция. В рамках подобных теорий мотивация рассматривается, как выбор формы поведения. В данном процессе активно участвует мыслительный аппарат.

Нарушения, вызванные нереализованными потребностями

Если потребность, мотив, интерес не были удовлетворены, это может привести к нарушениям деятельности ЦНС. Порой человеку удается за счет механизмов саморегуляции. Тем не менее если внутренних ресурсов оказывается недостаточно, могут возникнуть такие нервно-психические расстройства:

  • Неврастенический конфликт - это противоречие между завышенными ожиданиями или потребностями и недостаточными ресурсами для их реализации. К таким проблемам предрасположены люди, которые не могут адекватно удовлетворить свои влечения и стремления. Для них свойственна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, угнетенное настроение.
  • Истерия, как правило, связана с неадекватной оценкой себя и окружающих. Как правило, человек считает себя лучше остальных. Также причиной может послужить противоречие между потребностями (например, моральными принципами и вынужденными действиями). Для истерии характерна болевая чувствительность, расстройства речи и нарушение двигательной функции.
  • Невроз навязчивых состояний возникает у тех людей, чьи потребности и определены нечетко. Не зная, чего он хочет, человек становится раздражительным и быстро устает. Его могут мучить расстройства сна, навязчивые идеи и фобии.

Взаимодействие между целями, потребностями и мотивами

Многие исследователи считают, что мотив определяет потребность. Тем не менее делать какие-то однозначные заявления было бы неправильно, ведь точное взаимодействие между двумя этими категориями до сих пор не выяснено. С одной стороны, потребность может вызвать у человека один или несколько мотивов. Тем не менее есть и другая сторона медали. Но и мотивы могут побуждать все новые потребности.

Огромный вклад в рассмотрение взаимосвязи между основными категориями внес Леонтьев А. Н. Ему принадлежит разработка механизма сдвига мотива на цель. Также возможна обратная реакция. Так, цель, к которой человек стремится на протяжении длительного периода времени, непременно становится мотивом. И наоборот. Если в жизни человека постоянно присутствует какой-то мотив, он может превратиться в основную цель.

4. Потребности, мотивы и цели деятельности.

а) потребности

С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Личность – это, прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходным побуждением его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

Все потребности человека могут быть разделены на материальные и духовные. Потребности в пище, жилье и одежде являются насущными потребностями человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяет их уровень развития и характер.

Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.

Возникающие в связи с потребностями мотивы вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

б) структура деятельности

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат.

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций. Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.


Которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не означает, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы» . ...

И др. Вызывают интерес и современные комплексные исследования (например, инженерно-психологическая (технико-психологическая экспертиза), психолингвистическая, патопсихологическая и т. п.). 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ При проведении судебно-психологических экспертиз всегда используется комплекс методов. Судебно-психологическая экспертиза предполагает исследование...

И участия в психологических экспериментах. Организация и содержание психологической работы 11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по...

Иванов). § 3. Схема психологического анализа урока Объекты анализа и схема их рассмотрения В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной...

Любая человеческая осмысленная деятельность целесообразна и мотивирована внутренними либо внешними причинами. Она трансформирует окружающую действительность, и поэтому важно понимать цели и движущие мотивы личности через указанные критерии. Для чего это важно? Для прогнозирования причинно-следственных связей и результатов деятельности индивида. Как сам субъект активности, так и окружающее его общество будут использовать эти критерии в своих целях.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества.

Деятельность - это форма реализации целей людей в обществе. В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях. Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность.

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости. Философия - для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат. Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности. Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности. Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности - осознанности ее цели.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе и профессиональной самореализации людей.

Цель деятельности - ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности - показатель персонального развития человека.

Цель деятельности - это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных - теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. СхемаМаслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни - все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности. Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе. Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, - это смысл активности человека, его деятельности.

Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его - приобрести статус начальника, мотив - удовлетворить потребность в признании, результат - высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив - это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели - это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс - это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров - возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив - удовлетворение Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап - учебная деятельность человека. Цель её - обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности.

Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности. Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения ↔ способ ↔ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде. Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

Результат

Финальный этап, ради которого осуществляется любая деятельность, - это запланированный результат. Если он не соответствует ожиданию, человек может испытать фрустрацию - психическое состояние, характеризующее внутреннее опустошение, разочарование. Естественно, такого рода явление не способствует успешности и дальнейшей постановке целей. Поэтому так важно, чтобы результат принес радость. Последнюю нужно отличать от удовольствия. Радость человек испытывает в том случае, если вкладывает в процесс усилия для получения результата. В этом случае сам результат является логичным мотиватором дальнейшей деятельности, потому что людям свойственно стремление к положительным эмоциям.

Результат - это конечный продукт деятельности человека. Одновременно он должен отвечать поставленной цели. Структура деятельности человекасовпадает в этой фазе. Достигнув цели и получив результат, индивид выходит на новый уровень потребности, которую нужно удовлетворить.

Результат часто выступает в форме продукта, но он не всегда имеет материальную оболочку.

Результатом может стать цель, приносящая радость от процесса труда. Если результат деятельности соответствует цели, значит, человек достиг положительного результата. Если нет, то формируется отрицательный опыт, который также должен быть учтен при составлении планов на будущее.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой - самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал. У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития. Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость - это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель - отец «Логики» - называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • понятие мотивации и стимулирования труда;
  • классификацию потребностей и мотивов труда;
  • теории мотивации труда; уметь
  • выявлять мотивирующие факторы содержания работы;
  • разрабатывать системы оплаты труда с учетом мотивирующих факторов;
  • оценивать различные формы удовлетворенности трудом; владеть
  • методами проектирования систем мотивации и стимулирования труда;
  • практическими приемами мотивации труда работников;
  • приемами мотивирования предпринимательской деятельности.

Понятие мотивации, потребности, мотива, цели

Ключевой задачей любой организации, компании, предприятия является хорошая работа, стремление к увеличению эффективности и конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Каждый руководитель знает, что простое увеличение заработной платы не оказывает прямого влияния на рост объема производства и улучшение качества продукции (услуг). При этом нужно также учитывать издержки производства и те последствия, к которым может привести использование необоснованно дорогой рабочей силы.

Поэтому в управлении людьми важное место занимает научно обоснованная система мотивации и стимулирования труда, разрабатываемая одновременно с положением об оплате "[ руда работников.

Прежде чем рассматривать систему трудовой мотивации, содержание ее основных подсистем, уточним смысловое значение ряда терминов (мотивация, потребности, мотив и др.), поскольку в научной литературе эти понятия трактуются неоднозначно. Так, в российской литературе традиционным считается определение мотивации как объяснение внутренних факторов или психологического состояния и отношения человека к тому, что должно быть сделано или достигнуто в качестве цели поведения. В зарубежной литературе под мотивацией понимается «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации» . Общим для этих определений является абсолютный рационализм, что, на наш взгляд, является недостаточным, например, для объяснения поведения предпринимателя, поскольку оно бывает непредсказуемым, рискованным, стохастическим. Иначе говоря, поступки предпринимателя носят скорее иррациональный характер.

Следовательно, существуют также побуждения, формирующиеся на уровне подсознания, которые проявляются в так называемом «эффекте пассионарности» (Л. Гумилев), либо в неосознаваемых мотивах, или в бессознательном влечении (3. Фрейд). Этот момент следует, на наш взгляд, иметь в виду при оценке мотивационных характеристик, в частности, предпринимательской деятельности, поскольку в ней наиболее полно проявляются все психологические свойства (особенности) человека.

Таким образом, мотивация в своем содержательном смысле выступает как сложный процесс формирования у субъекта внутренних побудительных сил к действию под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик сознания (потребностей, интересов, ценностных ориентаций и др.). С точки зрения функциональной роли мотивация может рассматриваться как процесс целенаправленного воздействия на формирование мотивов поведения людей. В таком понимании мотивация - важнейшая функция управления, причем как на корпоративном, так и на национальном уровнях. Поэтому в данном контексте термин «мотивирование» тождественен понятию «мотивация».

Наряду с понятием «мотивация» в литературе часто используется термин мотив, под которым понимается побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Немотивированной, так же как и нецеленаправленной, трудовой деятельности просто не существует. Если мотив побуждает к действию, то цель определяет алгоритм деятельности, следовательно, мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, а цель - к предмету (объекту), на который направлена деятельность. Отсюда появилось понятие «мотив - цель», которое нами будет использовано при структуризации мотивационных принципов. Вектор «мотив - цель» служит для человека своего рода компасом, определяющим структуру и динамику всех других составляющих его деятельности.

Таким образом, основными составляющими мотивационной сферы человека являются потребности, мотивы и цели.

Потребности - это внутренние (психологические или физиологические) побудители активности человека, которые порождают его поведение, направляют на поиск материальных и духовных благ. Потребность ведет к порождению новых потребностей, и это порождение новых потребностей является «первым историческим актом», т.е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде.

Следовательно, потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Ни давление, ни потребность не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношения к ней. Анализ потребностей лучше начинать с их органических форм.

К набору элементарных биологических, врожденных, потребностей, присущих человеку и высшим животным, нужно добавить еще потребность общения - в контактах с себе подобными, в первую очередь с взрослыми индивидами, и потребность познавательную. В отношении этих двух потребностей нужно отметить два важных момента: на первых порах они тесно переплетены друг с другом и составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях ее развития. Они необходимы так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают биологическое существование, то контакт с людьми и познание необходимы для становления субъекта как человека.

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не осознается субъектом: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит «встреча» потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечиванием потребности.

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая проявляется по обстоятельствам то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера. Согласно Генри Мюррею (США), список потребностей таков:

  • 1) доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  • 2) агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  • 3) поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  • 4) отвержение других - стремление отвергнуть попытки сближения;
  • 5) автономия - стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и др.;
  • 6) пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, интра- пуиитивность, признание собственной неполноценности;
  • 7) потребность в уважении и поддержке;
  • 8) потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным;
  • 9) потребность быть в центре внимания;
  • 10) потребность игры - предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  • 11) эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  • 12) социальность (социофилия) - забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  • 13) потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  • 14) потребность оказания помощи;
  • 15) потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  • 16) потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  • 17) потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  • 18) потребность избегания опасности;
  • 19) потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  • 20) потребность суждения - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами» и др.

В истории общества потребности людей как функция их деятельности являются следствием развития производства. Природная вещь перестает быть просто добычей - объектом, имеющим лишь биологический смысл пищи. С помощью орудий человек может видоизменять объект, приспособляя его к собственным потребностям. Так потребности получают возможность развития, вовлекаются в историю, становятся ее элементом.

Производство связано с субъектом не непосредственно, а через потребности. Животные, органические потребности преобразуются в человеческие, «надорганические», опосредованные предметной деятельностью. Потребности - предпосылка и результат не только собственно трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов. Поэтому они выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли. Потребности обусловлены процессом воспитания в широком смысле - приобщением к миру культуры, представленной и предметно (потребности материальные), и функционально (потребности духовные).

Различие этих форм культуры и, соответственно, потребностей материальных и духовных, относительно и определяется содержанием развития производства. Удовлетворение потребностей - это, в сущности, процесс присвоения определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно, как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и других проявлениях, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и вторичные. Различаются также потребности явные и латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентри- ческими.

Потребность первичная относится к естественным нуждам - это потребности в воздухе, пище, одежде, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении.

Потребность познавательная - это потребность в приобретении новых знаний, она складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности.

Развитие потребности в знаниях тесно связано с общим развитием личности, с ее умением и навыками находить в содержании изучаемых наук и в окружающей действительности ответы на жизненно важные вопросы.

Процесс «узнавания» потребности своего предмета называется опредмечиванием.

Опредмечивание - очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения - оно приобретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечивания обнаруживаются важные черты потребностей:

  • - первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  • - быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Потребности вторичные характеризуют человека как существо социальное; важнейшие из них - потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве и пр.

Потребность интровертная отличается направленностью на самого себя. Например, агрессия может выступать в виде чувства вины или самоосуждения.

Потребность латентная никогда не проявляется в актах поведения, но лишь в фантазии, сновидениях и играх.

Потребность общения (потребность в общении; потребность в социальных контактах) обнаруживается у ребенка очень рано: так называемый комплекс оживления можно наблюдать в возрасте полутора-двух месяцев.

Эта потребность у человека остается одной из ведущих, но с течением жизни меняет формы. В первые годы жизни - это потребность в матери и близких, которые ухаживают за ребенком. Позже она направляется на более широкий круг взрослых, затем преобразуется в стремление завоевать уважение в коллективе сверстников. Появляется потребность в друге, в любимом человеке, в духовном руководителе. Еще позже возникает стремление найти свое место в жизни, получить общественное признание и п р.

Потребности общения придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных и даже к их гибели. Некоторые авторы считают ее врожденной; другие полагают, что она формируется у ребенка очень рано, поскольку удовлетворение всех его органических потребностей происходит исключительно с помощью взрослого, и потребность во взрослом становится столь же настоятельной, как в пище, безопасности и др. Но все авторы признают, что эта потребность оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

По А. Маслоу, воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня. Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы.

В иерархии выделяют уровни:

  • базовые физиологические потребности;
  • потребности, связанные с безопасностью, - в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения;
  • потребности, связанные с любовью и приятием, - в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым;
  • потребности, связанные с уважением других и самоуважением;
  • потребности, связанные с самоактуализацией (самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личных возможностей), или потребности личной состоятельности,

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены, прежде чем можно перейти к реализации высших. Без удовлетворения первичных потребностей можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. Чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие - менее 1% людей. Большинство просто слепо относится к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого уровня «блокированы».

Человек, вышедший на уровень самоактуализации (самоактуализирую- щаяся личность), оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков, таких как зависть, злоба, цинизм и т.п., не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения.

Итак, задача человека - стать тем, чем возможно, т.е. самим собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек - высшая ценность, и в конечном счете он отвечает лишь за то, чтобы состояться.

В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие.

В центре концепции - понятие самоактуализации, обозначающее ту силу, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.

Человек, как и все живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти и развиваться. Этой тенденции подчинены все биологические потребности, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития; процесс развития протекает, несмотря на многие препятствия на пути. Человек не таков, каким предстает в психоанализе: он изначально добр и не нуждается в контроле общества, более того, именно контроль заставляет его поступать плохо.

Поведение, ведущее по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, асоциальность, незрелость и т.п. - результат страха и психологической защиты; потребность в самоактуализации в динамике ее проявления - причина становления человека более сложным, независимым и социально ответственным.

Следующей составляющей мотивационной сферы человека является мотив, под которым в психологии понимают совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на который эта активность направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой. В социологии под мотивом понимают познаваемую потребность субъекта в достижении определенных благ, желательных условий деятельности.

Следует иметь в виду, что мотивы как внутренние побуждения активности человека и социальных групп отличаются от внешних побуждений- стимулов, т.е. воздействий объективных условий.

В зависимости от субъекта выделяют мотивы:

  • - индивидуальные;
  • - групповые;
  • - больших социальных общностей.

По объекту насыщения потребности мотивы бывают материальные и духовные, а в более дробных классификациях - экономические, социальные, идеологические, духовные.

По основным видам деятельности мотивы делятся на познавательноинтеллектуальные, практически преобразовательные, коммуникативные и др.

По иерархии мотивы распределяются от наиболее общих, характеризующих направленность деятельности субъекта (концепция жизни, система ценностей), до ситуативных, связанных с удовлетворением частных потребностей, а также взаимосвязей многообразных мотивов, побуждающих сложную социальную деятельность. В таких иерархических структурах могут быть выделены доминирующие, подчиненные, или «фоновые» (например, доминирующей может быть материальная заинтересованность, а на втором плане - творческие интересы, и наоборот).

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некой деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и неосознаваемые.

Мотивы образуют иерархическую структуру, присущую индивиду.

Очень важен вопрос развития мотивов - прежде всего с точки зрения воспитания и самовоспитания личности. Если при анализе деятельности естествен путь: потребность - мотив - цель - действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Как новые мотивы образуются в ходе деятельности - вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Цель - это осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Основа формирования цели у человека - его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности, совместной с другими людьми, к постановке цели перед собой.

В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы: образование цели; осуществление действия; эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата.

Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.

Целеобразование, возникновение цели - центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели - закодированный в мозгу образ будущего, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому).

Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель; выбор одного из имеющихся требований; превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании; превращение побочных результатов действия в цель; преобразование неосознанных предвосхищений в цель; выделение целей промежуточных; переход от целей предварительных к окончательным; образование иерархии и временной последовательности целей.

Исследования целеобразования - одно из важных направлений психологического анализа индивидуальной и совместной деятельности: изучаются зависимость целеобразования от мотивации деятельности; роль эмоций в актах целеобразования; оценки достижимости результата; соотношение общих и конкретных целей.

Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия .

  • Мескон М. X., Альберт М., Хедоцрн Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М. : Дело,1992.
  • Трусова II. В., Пивоварова И. А., Ножкина Т. В. Общая психология: учеб, пособие длявузов. М.: Экзамен, 2005.