Благотворительность простыми словами. Сообщение о благотворительности


Можно сказать, что благотворительность сегодня в тренде. Представляю вашему вниманию реальные истории очень состоятельных людей, которые пожертвовали всё свое состояние.

1. Владислав Тетюхин (бывший совладелец крупной металлургической компании)

Свердловский олигарх в 80 лет не стал покупать себе виллу в тёплых странах и не завёл толпу супермоделей. Он продал все свои акции, и на вырученные 3,3 миллиарда построил медцентр в Нижнем Тагиле.

В будущем миллиардер планирует построить гостиницу, новые дома для сотрудников клиники на 350 квартир, общежитие для студентов, транспортный блок и вертолётную площадку.


Сейчас Тетюхин занимает здесь пост генерального директора и в свои 82 на работу приезжает строго по графику в 9:00 утра шесть дней в неделю! Сам он живет в 44 километрах от Тагила в городе Верхняя Салда. А местные чиновники прозвали бизнес Тетюхина альтруизмом. Мэр Нижнего Тагила даже пообещал назвать в честь него остановку общественного транспорта около медцентра.


2. Чак Фини (создатель Duty Free)

В 1988-м журнал "Forbes" поместил Чака Фини на 31-ю строчку своего списка богачей, и это было отчасти неверно – к тому моменту богатство Фини уже собственно не принадлежало ему. Фини анонимно жертвовал свои деньги всевозможным учреждениям и организациям – часто даже сами получатели не знали, кто был их благодетелем, а зачастую с них бралось слово о неразглашении.


Детище Чака Фини – фонд "The Atlantic Philanthropies", от лица которого и делаются все пожертвования. По общей оценке этот фонд уже сделал пожертвований на сумму свыше 6,2 млрд. долларов США.


Известно, что у Чака есть пятеро детей, а с первой женой он развёлся. Кстати, семейство его живет вполне обеспеченной жизнью обычных миллионеров, и лишь сам Чак Фини предпочитает принцип необходимой достаточности.


3. Браин Берни (имел бизнес в области подбора кадров и строительства)

У этого миллионера всё шло отлично, пока в его дом не пришла беда. У его жены диагностировали рак. Это оказало решающее влияние на магната, который много занимался благотворительностью. Он передал значительную часть своего состояния на создание целой колонны медицинских машин. Эти машины ездили по маленьким деревням в северной Англии и оказывали больным высокотехнологичную медицинскую помощь. Зарплату врачам Фред Берни платил из своего кармана.


Спустя долгие годы борьбы с болезнью, его жена выздоровела. На радостях Браин Берни продал большую часть имущества и отдал всё на благотворительность. Узнав об этом, его жена, решила подать на развод, так как не собиралась жить в нищете.


Браин Берни не стал препятствовать разводу и отдал положенные средства. После этого он переехал в маленькую квартиру над помещением своего благотворительного фонда, чтобы полностью посвятить себя делу борьбы с раком. Сейчас он живет на небольшую пенсию и ездит в подержанной машине.


4. Ли Лиюань (успешный инвестор)

Китайская бизнесвумен Ли Лиюань сделала многомиллионное состояние в 1980-х годах на удачных инвестициях в производство одежды и предприятия угольной промышленности. Однако сейчас от былых богатств не осталось и следа. Мало того – на Ли висят огромные долги.


Всё своё состояние бывшая миллионерша потратила на 75 сирот, которых она усыновила. А сейчас она даже не в состоянии самостоятельно их прокормить. На настоящий момент её долг составляет больше 300 000 $.


Ли получает пожертвования из благотворительных организаций и частных лиц, однако многие дети нуждаются в длительном и дорогом лечении или операциях, и поступающих денег катастрофически не хватает.


Сейчас мода на благотворительность набирает обороты.

Вот некоторые богатеи, которые в скором времени откажутся от всего.

5. Улав Тун (Норвежский миллиардер)

Всё свое состояние (около 6 миллиардов долларов) он решил потратить на финансирование медицинских исследований. Он решил, что деньги, которые он зарабатывал в течение своей жизни, лучше потратить на полезное дело. «Всё равно я не смогу забрать их с собой», - поясняет он.


Сам Улав живет довольно скромно. Он женат, но детей у него нет. Поэтому всё свое богатство он решил пожертвовать. «У меня есть велосипед и лыжи, а ем я немного. Так что, думаю, всё будет хорошо», - постоянно повторяет он в многочисленных интервью.


6. Тим Кук (генеральный директор Apple)

Его состояние оценивается в 800 млн. долларов. Практически все заработанные средства 54-летний бизнесмен планирует потратить на благотворительность после предоставления образования своему 10-летнему племяннику.


Он не распространяется, на какие цели будет направлять средства, хотя и говорит, что понемногу начал жертвовать деньги. Кук сообщил, что намерен выработать системный подход к благотворительности, а не просто подписывать чеки.


7. Саудовский принц аль-Валид

Не так давно принц заявил, что пожертвует все свое состояние на благотворительность. В первую очередь он хочет помогать организациям, которые занимаются борьбой за права женщин, а также спонсируют изучение неизлечимых болезней, помогают жертвам стихийных бедствий и популяризуют здоровый образ жизни.


Состояние аль-Валида, на 2015 год, оценивается в 21,5 млрд долларов. Инвестор занимает 22-ю строчку в списке самых богатых людей мира.

Как видите, все эти истории об одном, но развязка всегда разная и неоднозначная.

А если бы у вас были несметные богатства, как бы вы ими распорядились?

Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями. Благотворительность может быть направлена как на помощь отдельным лицам, так и на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства . Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был "истинным отцом бедных". В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Отличительной чертой благотворительности этого периода была "слепая" раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не производились.

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения богадельни, финансируемые за счет государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю для нового Покровского мужского монастыря (район современной Таганской улицы Москвы). Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.

По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте , ремеслу, наукам.

Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным "кормовые" деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. При императрице Екатерине II в 1775 году были созданы Приказы общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. Средства на их содержание формировались в основном за счёт пожертвований частных лиц и учреждений, а также государственных дотаций.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием "Учреждения императрицы Марии Федоровны". Основными направлениями деятельности "Учреждений" и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.

Особое развитие получает частная благотворительность в период царствования Александра I. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, создала общества Имперское человеколюбивое и Женское патриотическое. На счету этого общества находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, амбулатории и больницы. Финансовую основу составляли взносы, которые жертвовали частные лица и целые сословия.

Так уж сложилось, что в мире существует довольно чёткое разграничение людей на бедных и богатых. Это обусловлено множеством факторов, в том числе занятостью населения, экономическим развитием страны и другими.

Одной из высоких моральных ценностей, которые прививают детям их родители, является забота о ближнем. Таким образом, получается, что человеку свойственно протягивать руку помощи нуждающимся, если есть такая возможность.

Подобные действия можно назвать благотворительностью. И таковой она будет до тех пор, пока помощь будет оказываться бескорыстно, на добровольных началах. В этой статье мы приведем яркие примеры благотворительности в истории. Быть может, и вас такая информация вдохновит на совершение добрых поступков.

Понятие и виды

Перед тем как привести примеры благотворительности, разберёмся, что же люди подразумевают под этим понятием. Если не вдаваться в дебри терминологии и опустить непонятные слова, определение можно сформулировать следующим образом:

“Благотворительность - пожертвование частных или корпоративных ресурсов, а также средств в пользу третьих лиц, которые нуждаются в помощи”.

Другими словами, если человек передаёт свои деньги, одежду или другие ценности тем людям, которые в этом нуждаются, и не требует никакой оплаты, компенсации или возмещения, то это и будет благотворительностью. Причём помогать можно не только людям. Есть достаточно много животных, которые нуждаются в опеке и заботе.

Выделяют 6 основных видов такой деятельности. Рассмотрим каждый из них и приведем примеры благотворительности.

Корпоративная

Такой благотворительностью могут заниматься на добровольной основе коммерческие организации. Причем это может быть как совершенно не связано с основным направлением деятельности юридического лица, так и наоборот (к примеру, благотворительные фонды).

Компании могут финансировать различные общественные начала, социальные проекты (не только государственные), покупать лекарства, принимать участие в организации помощи нуждающимся.

Кто не стоит в стороне?

Приводя примеры благотворительности компаний, можно назвать банки “ВТБ” и “Россия”, которые ежегодно перечисляют порядка 1-2 миллиардов рублей на помощь нуждающимся.

Стоит отметить, что в последнее время из общей благотворительной помощи, которая оказывается в России, на долю корпоративного вида припадает около 75 %. Таким образом, он является доминирующим в нашей стране.

Для сравнения приведём такой факт: за 2015 год в США две трети от общей суммы благотворительных пожертвований были сделаны а не бизнесменами.

Частная

Суть этого вида заключаются в том, что обычные люди проявляют милосердие и жертвуют свои личные деньги, одежду, имущество и любые другие ценности на благотворительность.

При этом если юридические лица могут делать перечисления, к примеру, в детские сады самостоятельно, то частные вложения в основном предполагают передачу средств через благотворительные фонды.

В свою очередь эта организация уже самостоятельно распоряжается вложенными средствами, к примеру, для помощи в той или иной сфере жизни города, района или государства.

Что касается масштабов, то, как уже было сказано выше, в России такой вид благотворительности менее распространен, чем в США. Возможно, это связано с тем, что слишком много мошенников у нас пытаются заработать на простых людях, выдумывая сюжеты о больных детях, нуждающихся в срочном лечении. Конечно, это не единственная уловка, но именно таким образом в большинстве случаев нечестные люди выманивают непосильным трудом нажитые средства.

И если за рубежом все подобные фонды проверяются, то у наших управленцев до этого ещё не дошли руки. Поэтому многие благотворительные организации считаются простым населением обычными машинами для заработанных нечестным путем.

Приводя примеры благотворительности, которая является частной, нельзя обойти стороной Билла Гейтса. Этот человек стал известным не только благодаря Microsoft Corp и программе Windows. Он - один из известнейших людей, которые жертвуют колоссальные суммы на благотворительность. Трудно поверить, но в течение своей жизни он уже успел безвозмездно направить более 36 млрд долларов США в те или иные сферы благотворительной помощи.

Филантропия

Филантропия - это и есть благотворительность. Само слово происходит из греческого языка и означает любовь к людям. Таким образом, филантропия является видом безвозмездной помощи людям.

Есть достаточно интересные примеры благотворительности, которую можно классифицировать как филантропию. Вы знали, кто такой Евангелис Заппас? А именно благодаря его пожертвованиям состоялись самые первые современные Олимпийские игры в 1859 году.

Если рассматривать такие примеры благотворительности в России, то к известным людям относится который финансирует собственный фонд. Благодаря ему инвертируется большое количество средств на сохранение культурного наследия и здорового развития молодежи.

В РФ знают и гражданина который пожертвовал почти всё свое состояние на строительство лечебно-реабилитационного центра на Урале. А это целых 3 млрд рублей. А вы, обладая подобным капиталом, смогли бы отдать все свои деньги на благотворительность и жить, как обычный среднестатистический человек?

Меценатство

Часто люди путают меценатство и филантропию. Конечно, эти понятия обозначают благотворительность. Однако они отличаются сферами, в которых оказывается безвозмездная помощь. Так, меценаты занимаются тем, что помогают развитию культуры, науки, искусства.

Яркие примеры благотворительности в наши дни, которую можно назвать меценатством, - это деятельность таких людей, как Роман Абрамович, и другие. Они успели себя проявить как известные меценаты.

Абрамович потратил на такую деятельность более 111 миллионов долларов. Он известен как спонсор многих культурных проектов, также немало внимания уделяет искусству.

Потанин ведет себя несколько скромнее, но все же сумма, выделенная на благотворительность, большая - порядка 28 миллионов долларов США. Кроме вклада в развитие образования и поддержание культурного наследия, он также помогает детям.

Спонсорство

Часто с экранов телевизоров мы слышим о том, что спонсором той или иной передачи является какой-нибудь производитель алкогольных напитков. Что же на самом деле означает это понятие?

По правде говоря, понимание спонсорства как рекламы существует, однако это неправильно. Ведь благотворительность означает деятельность, которая не может нести финансовую прибыль.

Приводя примеры современной благотворительности, можно называть любые акции, которые компании делают в поддержку животных, детей, мира и т. п. Такими являются благотворительные мероприятия от Coca-Cola. В чём же выгода компании?

За то, что она финансирует мероприятие, оно может раздавать всем футболки со своим логотипом, предлагать бесплатно свою продукцию, то есть продвигать свой бренд. В этом и проявляется скрытый интерес любой организации. При этом есть несомненная польза для общества.

Социальная ответственность

В основном это понятие связано с компаниями и организациями. Есть определённый законодательный минимум, который должны выполнять фирмы в своей работе. Это выражается в отчислениях налогов, пошлин, исполнении норм и законов.

Если компании соблюдают этот минимум, а также выполняют то, что делать не обязаны, однако, и этим приносят пользу обществу, то можно сказать, что они социально ответственны.

Социальная ответственность компаний - это бескорыстная помощь, которая касается их хозяйственной деятельности. Примером может послужить строительство детских садиков, школ и других объектов частными фирмами.

Благотворительность - это модно

Выше мы рассмотрели всего лишь некоторые примеры благотворительности и меценатства. С одной стороны, здорово то, что в мире достаточно много людей и компаний, которые заботятся не только о своей выгоде, но и готовы бескорыстно помочь нуждающимся.

Тот же Билл Гейтс смог организовать порядка 40 миллиардеров на то, чтобы они завещали своё состояние благотворительным фондам. А это действительно заслуживает уважения.

Конечно же, существуют и другие примеры благотворительности в наши дни. В России немало людей, которые хоть и не обладают миллиардным состоянием, но все же проявляют жалость и помогают тем, кто столкнулся с бедой и нуждается в помощи.

Что такое благотворительность?

Благотворительность -- деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися в данном случае понимаются не только живущие в нужде, но и те люди (гражданские активисты, специалисты, лица творческих профессий, учащиеся) и общественные (т.е. некоммерческие и неполитические) организации, которые испытывают недостаток в дополнительных средствах для решения индивидуальных, профессиональных, культурных и гражданских задач. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так способности и энергия людей. В последние десятилетия (по крайней мере, начиная с шестидесятых годов, когда получили особенное развитие так называемые неправительственные организации) сложилось устойчивое представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной (добровольной, «волонтерской») деятельности -- как об общественной (т.е. некоммерческой и неполитической) деятельности в собственном смысле этого слова.

Как показывает широкая мировая практика, благотворительность по большому счету представляет собой как бы оборотную сторону успешного (временами и изворотливого) бизнеса. Но одновременно она по своей природе противоположна бизнесу: бизнес стяжателен, сориентирован на извлечение прибыли, на накопление средств с целью их вложения и извлечения еще большей прибыли. Филантропия же по внутреннему смыслу этой деятельности бескорыстна, с ее помощью средства распределяются, прибыль расточается. Однако кажущаяся противоположность, предпринимательства и благотворительности снимается тем, что в социальном плане они во многом представляют собой разные стороны одной медали. И не случайно практически во все времена филантропия -- в равной мере, как и предпринимательство -- вызывала и жадный интерес, и скепсис, и подозрение как безусловно нужное, но сплошь и рядом нечистое дело. С одной стороны, в благотворительности несомненно усматривалось большое благо и возможность спасения для многих, даже вконец потерявших надежду. С другой -- в благотворительности видели источник социального и морального зла, «самообман нечистой совести».

Критика благотворительности

Наиболее радикальной по негативизму является точка зрения, согласно которой благотворительность как таковая бессмысленна и безнравственна, поскольку она не исправляет, а только усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Такая точка зрения была последовательно выражена, например, в очерке П. Лафарга «О благотворительности». Близкие аргументы высказывал и Л.Н. Толстой. Радикальные критики филантропии указывали на то, что организованная представителями высших классов благотворительность на деле является: (а) разновидностью бизнеса (порой весьма выгодного), (б) инструментом политического и идеологического влияния, (в) средством организованного развлечения для богачей, так что сплошь и рядом организация филантропической деятельности стоит больших денег, чем те, что идут на действительную помощь страждущим. При этом сами благотворительные мероприятия обставляются с такой помпезностью, что именно своей формой привлекают внимание, манят к себе.

Другие критики указывали на тесную зависимость между благотворительностью и властью, в частности, властью церкви, которая проповедует милосердие и настаивает на его пользе. Кто собирает милостыню, тот и распределяет ее и тем самым властвует. О том, насколько существенна эта зависимость, можно судить по тому, что наиболее решительные в новой европейской истории революции (такие, как Великая французская и Октябрьская в России) рано или поздно накладывали запрет на благотворительную деятельность. Масштабы благотворительности резко ограничены в любом тоталитарном государстве: запрещая благотворительность, государство стремится сконцентрировать в своих руках распределительные функции и увеличить тем самым собственную власть.

Насколько справедливы и корректны подобного рода критические аргументы? То, что благотворительность может быть организована как развлечение, конечно, дурно, но значит ли это, что надо отказаться от благотворительности вообще, в том числе организованной как развлечение? Так же и то, что благотворительность используется с целью достижения власти, расширения влияния, хотя бы влияния на общественное мнение, еще не повод для того, чтобы осуждать благотворительность саму по себе и отказываться от нее.

В свое время Б. Мандевиль обратил внимание на то, что мотивом благотворительности и милосердия, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков.

Гордость и тщеславие не делают чести никому. К благотворительности нередко присоединяются и прагматические мотивы, когда благодаря мудрости и рачительности законодателя суммы, потраченные на благотворительность, не облагаются налогом. Если не ожидать, что благотворитель как таковой должен непременно: представлять совершенный по добродетельности нравственный характер, то естественно будет признать: оттого, что социально положительное действие совершается по таким корыстным мотивам, социальная ценность самого действия и значимость благотворительности в целом нисколько не снижается.

Опросы и исследования, проводившиеся американскими учеными (например, Р. Уитноу, Ч. Клэри, Дж. Снайдером), позволяют сделать вывод о том, что для многих американцев активное участие в благотворительных акциях и программах обусловлено, с одной стороны, желанием противостоять вездесущему меркантилизму, почувствовать себя человеком, поскольку работа не дает им такого чувства, и преодолеть чувство вины перед обездоленными и нуждающимися, а с другой -- войти в группу и сохранить свою принадлежность к ней, больше узнать о чем-то, развить какие-то умения, получить информацию для карьерного продвижения и т.д. Не все из этих мотивов можно отнести к высоко нравственным, в смысле альтруистическим, однако оказывается, кто и эгоистические мотивы могут работать на общее благо и способствовать тому, что число людей, вовлеченных в благотворительные программы, растет.

Социальные критики благотворительности неоднократно указывали на то, что с помощью благотворительности имущие классы пытаются откупиться от эксплуатируемых ими трудящихся и снять остроту социальных антагонизмов. Благотворительность в самом деле направлена на ослабление социальных противоречий. Но надо сказать, что социальные (государственные и гражданские) институты и механизмы в любом обществе призваны «амортизировать» напряжения и конфликт. И благотворительность как общественный институт, а именно, институт социальной помощи, более или менее успешно выполняет эту социально компенсирующую роль.

Нельзя не согласиться и с той трезвой мыслью, что, в конечном счете, принципиальные цели благотворительности -- избавление общества от нищеты -- могут быть решены лишь при масштабных структурных социальных преобразованиях. Однако даже при страстном стремлении к такому справедливому обществу, в котором не будет нужды в благотворительности, не следует принципиально отказываться от благотворительности в существующем несовершенном и несправедливом обществе. Если же не предаваться упованиям на возможность установления такого общественного порядка, при котором не будет нуждающихся, то нужно признать, что благотворительность (по крайней мере, не как способ улучшения общества, а как помощь конкретным людям) будет необходима всегда.

Негативистская критика филантропии явно или неявно указывает на неискренность, лицемерие, двойственность филантропической деятельности. При этом не принимается во внимание, что приписываемая благотворительности двойственность не существенна для нее. Так, благотворительность, в чем бы она ни заключалась, может использоваться для камуфляжа частных интересов организаторов благотворительной акции. Но благотворительность сама по себе, например, оказание помощи больным и неимущим или поддержка молодых дарований, и камуфляж партикулярных и корпоративных интересов -- явления, по природе своей различные. Своекорыстие не становится возвышеннее оттого, что оказывается прикрытым филантропией. Но и филантропия сама по себе возникает отнюдь не вследствие своекорыстия и не перестает быть филантропией, т.е. человеколюбием, по изначальным своим мотивам, оттого, что своекорыстие свивает под ее крышей надежное гнездо.

Критерий эффективности

Мы видели, что требованием милосердия предписывается оказание заботы и помощи каждому нуждающемуся, тем более просящему о помощи. Не отказать в просьбе о воспомоществовании, подать милостыню -- есть всего лишь учтивость, говорил Толстой. Несколько иначе -- в благотворительности, хотя, как было сказано, благотворительность представляет собой одно из воплощений милосердия.

Рассуждая о счастье и независимости человека в счастье, Сенека, специально оговаривал, что мудрец не станет отказываться от богатства, если оно зарабатывается или обретается праведным образом. Не откажется еще и потому, чтобы иметь возможность дарить -- благотворительствовать. Но он не будет одаривать всякого.

Нельзя признать этот пассаж Сенеки вполне строгим. Предлагаемые им основания для благотворительности нуждаются в дополнительном обсуждении и уточнении. Однако Сенекой, по сути дела, первым была поставлена проблема критериев «отбора кандидатов» для помощи. Он отошел от сугубо моральной, нормативно-универсальной точки зрения, согласно которой помогать, конечно, нужно всем. Он поставил вопрос в прагматическом ключе: если всем все равно не хватит, тогда -- кому?

Особенно актуальной проблема эффективности социальной помощи и распределения благотворительных средств стала в новое и новейшее время, когда процессы индустриализации и модернизации приводили к появлению массы обездоленных и невозможности обеспечения помощи им традиционными методами (милостыни или прямой передачи материальных ресурсов). Когда благотворительность перестала носить индивидуальный -- от лиц к лицу -- характер, встал вопрос о социальных последствиях социально-экономических составляющих и, в конечном счете, о справедливости благотворительной деятельности.

В благотворительности своеобразным образом проявляется милосердие. Но в той мере, в какой благотворительность становится фактором общественных процессов и отношений, она должна проверяться на соответствие справедливости, т.е. принципу, который, в частности, регулирует баланс отданного и полученного. Трезвый прагматический расчет потребовал внести коррективы в практику благотворительности: благотворительные акции не должны нарушать равновесие обмени, снижать ценность распределяемого блага и способствовать безделью обездоленных.

Посредством благотворительной деятельности, во-первых, осуществляется право любого нуждающегося на помощь. Но, во-вторых, благотворительностью провоцируется появление надежды на помощь и формирование привычки получать помощь. Известная конфуцианская мудрость гласит, что лучше подарить голодному сеть и научить ловить рыбу, чем все время кормить его рыбой, спасая от голода. Тем самым будет удовлетворено право каждого человека на помощь, а одновременно будет дана каждому надежда на решение его проблем собственными силами.

Благотворительность, конечно, необходима нуждающимся. Вместе с тем она должна способствовать тому, чтобы число людей, нуждающихся в посторонней помощи, сокращалось. Однако именно благотворительность, организованная как профессиональная и широкомасштабная деятельность, порождает слои населения, которые обречены на иждивенчество, которые не способны, не умеют и не желают себе помочь. Поставленная на поток благотворительность обусловливает появление групп людей, которые живут за счет того, что организуют помощь бедным. Неявная заинтересованность в сохранении бедности и бедных оказывается составной частью их профессиональной мотивации. Такая общественная помощь, решая одни текущие проблемы, порождает другие, более серьезные: живущие за счет помощи в любом случае оказываются униженными, чувство зависимости порождает раздражение, злобу, становится источником дополнительного социального напряжения.

Об этом с тревогой говорили разные социальные мыслители еще в середине прошлого века. С особой остротой эта проблема встала во второй половине нашего столетия в так называемых обществах благосостояния, развернувших широкие программы социального обеспечения. В первую очередь США, но также Канада, Германия, Швеция, Нидерланды, Франция и другие экономически развитые страны столкнулись с фактом появления массового и самовоспроизводящегося слоя иждивенцев, живущих только на пособие по бедности и ни на что другое не способных, как на получение социальной помощи.

С общесоциологической точки зрения; посредством благотворительности решаются две важные социальные функции: во-первых, функция сохранения и воспроизводства общества и, во-вторых, функция развития общества, к которой относится поддержка социально перспективных инициатив и начинаний; даже частичное осуществление которых оказывается невозможным из-за отсутствия средств.

В этой второй функции благотворительность должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их иждивенчестве. Проблема, строго говоря, заключается в том, чтобы предоставление максимальной необходимой помощи в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они особенно на нее полагались. В таком виде эту проблему сформулировал Дж.С. Милль. Ее теоретическое осмысление может способствовать определению критериев принятия филантропических решений, с одной стороны, и оценке эффективности филантропических действий -- с другой.

Очевидно, что помощь не всегда развращает. Помощь может стимулировать инициативу, активность, изобретательность. Но для этого, за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей, сама помощь должна строиться таким образом, чтобы именно тонизировать, а не расслаблять нуждающегося, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости самопомощи. В этом должен состоять главный критерий любых благотворительных программ. Милль сформулировал своеобразное «прагматическое правило» благотворительности.

Благотворительность, безусловно, должна спасать от голода и нищеты. Но благотворительность теряет всякий смысл, если подрывает индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению.

Благотворительность: этика или социальная инженерии?

Переосмысление роли благотворительности в жизни общества подготовило интеллектуальную почву для смены принципиальных и прагматических приоритетов благотворительности, для изменения взгляда на благотворительность как элемент и фактор общественной жизни.

Во второй половине XIX в. в деятельности филантропических организаций, главным образом американских, происходит радикальный перелом: благотворительность все менее рассматривается как способ раздачи благ бедным; ее задача усматривается в улучшении состояния общества в целом. В частности, признается, что благотворительность призвана обеспечивать людей не предметами потребления, а средствами, с помощью которых они могут сами себе помочь; помощь, таким образом, совершенно определенно усматривается в том, чтобы нуждающиеся перестали быть зависимыми и смогли стать ответственными за свою жизнь. Но для этого сама благотворительность как целенаправленная деятельность должна была стать иной: просвещенной, научной, технологичной, контролируемой.

В отличие от старой филантропии, несшей в себе дух патернализма, новая филантропия должна стать деятельностью, имеющей в виду планомерное развитие общества и широкомасштабное улучшение жизни людей. Методология нового подхода к благотворительной помощи, заимствованная из социальной инженерии, заключалась в следующем: (а) сформулировать проблему в терминах объективно фиксируемых критериев; (б) определить поддающиеся контролю цели; (в) подобрать средства по реализации этих целей и достижению конструктивных практических результатов.

Примечателен в этом плане опыт известного промышленника и впоследствии одного из крупнейших в XX в. филантропов Дж. Форда. В духе своего времени он исходил из принципа, что действительная помощь нуждающимся заключается в том, чтобы предоставит им самим возможность зарабатывать себе на жизнь. Как и Сенека, Форд выступал не против благотворительности -- он выступал против расточительности: расточительно, оказывая организованную помощь, занимать физически и психически здоровыми работниками рабочие места, на которых можно использовать частичный и неквалифицированный труд. Примером частного решения проблем в Детройте, где находились заводы Форда, была организация на коммерческой основе бесплатной специальной профессиональной школы для детей рабочих и рабочей молодежи. Форд практически взялся реализовать совет, предложенный Конфуцием, -- учить ловить рыбу, а не раздавать ее.

Однако поворот в деле благотворительности не следует трактовать односторонне: отказаться от раздачи не обеспеченных трудом, благ и организовать обучение и переквалификацию нуждающегося населения. Сама проблема организованного оказания помощи неоднородна по своим задачам. Вопрос, не стоит таким образом, что надо перестать раздавать продукты и деньги и начать раздавать, знания и умения. Люди нуждаются в разном и в разной степени. Кому-то не хватает денег, чтобы организовать выставку тропических бабочек, а кто-то не знает, чем накормить своего ребенка. Стало быть, формы помощи должны быть различными как в плане объекта (кому помогают) и предмета (чем помогают) помощи, так и в плане социальных функций самой помощи (какие задачи решаются благотворительной помощью).

Сегодня развитые индустриальные общества могут позволить себе содержание больших масс малообеспеченных людей. Современные благотворительные проекты предусматривают не только поддержание достаточного жизненного уровня неимущих, но в широком масштабе -- финансирование различных ручных, образовательных, социально-культурных, экологических и т.п. программ. Однако нереалистично было бы полагать, что с их помощью действительно можно разрешить социальные противоречия даже в развитых обществах «золотого миллиарда» человечества. Более того, благотворительность сама по себе -- и как система перераспределения благ, и как сфера специальной деятельности -- остается источником серьезных проблем социально-этического, нравственного порядка.

Этическая критика благотворительности производит сдвиг в рассуждении с прагматических вопросов на ценностные и нормативные и подводит тем самым к более специфическим и человекоориентированным темам. Этическое рассуждение о филантропии стремится выявить ее нравственный смысл с точки зрения заповеди любви. В ходе такого рассуждения проясняется и само человеколюбие.

В этой связи представляют интерес размышления Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского о благотворительности. По сути дела исторически они относятся к тому же времени, когда в Западной Европе и в Америке происходит радикальное переосмысление социальной миссии благотворительности. В России в то время не было условий для прагматизации принципов и методов филантропии. Но осознание того, что Принципы и методы филантропии должны отвечать нравственным критериям, несомненно было.

И Достоевский, и Толстой в кринке благотворительной практики точно указали на важные этические проблемы. Но таким образом рассуждение о благотворительности было переведено в более широкий, несомненно и нравственно, и духовно значимый, но проблемно иной план -- общих нравственных задач человека, путей его самоодоления и совершенствования.

Прагматически-инженерный и этический подходы к благотворительности существенным образом дополняют друг друга. Надо иметь в виду, что этическая критика благотворительности представляет собой важный вклад в преодоление, во-первых, нравственных искажений в филантропии и, во-вторых, моральной «амбициозности» филантропии (указанием на то, что в благотворительности проявляется нравственная зрелость, но не совершенство человека). В ходе утилитаристской критики благотворительности были предложены принципиальные критерии, привнесшие в филантропическую деятельность рачительность и расчет: свободные финансовые средства и материальные ресурсы должны аккумулироваться с наибольшей эффективностью и распределяться таким образом, чтобы благо частных лиц при их желании могло максимальным образом способствовать увеличению блага общества в целом.

И хотя в рамках тех или иных благотворительных программ эти критерии инструментализируются сообразно программным целям, в основе общей оценки конкретных благотворительных программ лежит их вклад в дело процветания общества и повышения благополучия его граждан.

Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века. До этого времени, «добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. В советское время - люди, которые как «добровольцы» ехали на Целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество» в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое.

Волонтерство - это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. А этого российская история знает множество примеров. Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Был задан тон, в соответствии, с которым патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества - от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее саму.

Но нельзя сказать о том, что благотворительность, добровольчество было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов. Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер.

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Феномен благотворительности привлекает внимание историков, социологов, психологов, философов, культурологов, экономистов, юристов и других специалистов. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления - его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ.

Одной из ключевых проблем исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный терминологический аппарат и соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности как явления.

Среди исследований данного вопроса можно встретить работы, в которых благотворительная деятельность трактуется чрезвычайно узко. Существуют варианты определения благотворительной деятельности как проявления сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего помочь неимущему. Также существует определение благотворительной деятельности только как материальной помощи нуждающимся, которая оказывается как отдельными лицами, так и организациями. С другой стороны, некоторые авторы дают более расширенное понятие благотворительности. Благотворительная деятельность в социальной сфере приравнивается к социальной работе или деятельности организаций, представляющих третий сектор. Кроме того, часто понятие благотворительности смешивается с понятием призрения незащищенных слоев населения, и при этом не разделяется добровольная активность граждан, их объединений и деятельность государственных структур. При этом необходимо заметить, что исторически понятие «призрение» включает предоставление пропитания и ночлега.

Существует определение благотворительности как негосударственной добровольной безвозмездной деятельности в социальной сфере, направленной на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования.

Взяв во внимание все существующие трактовки благотворительности, их недостатки и достоинства, появляется возможность предложить авторское определение института благотворительности и благотворительной услуги. Такое определение способствует конкретизации и уточнению определения благотворительной деятельности.

Благотворительная деятельность с социальной сфере представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе передачи материальных, нематериальных ресурсов и денежных ресурсов между экономическими субъектами на индивидуальной и безэквивалентной основах. Таким образом, благотворительная деятельность в социальной сфере, как социально-экономический институт, представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуг.Благотворительная услуга является в конечном итоге фактом проявления благотворительной деятельности.

Благотворительная услуга может быть классифицирована по различным признакам: по субъекту благотворительности; по объекту благотворительности; по наличию цели; по форме предоставления благотворительности; по способу предоставления благотворительной услуги; по продукту благотворительности.

Благотворительная деятельность - это помощь нуждающимся в ущерб своему собственному благосостоянию или свободному времени, но при условии, что она не причиняет вред другим людям и осуществляется в рамках закона, приносит пользу не только получателям благ, но и обществу в целом, снимая с него часть социальных обязательств. Отсюда к благотворительности относятся такие деяния, которые в общепринятом смысле слова укладываются в понятие «общественная польза», состоящая в индивидуальной помощи конкретному человеку, что является выгодным для общества в целом.