В уставе потребительского кооператива представленном для регистрации. Основные положения о потребительском кооперативе

Все вопросы встретившиеся по данному предмету.

«Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом». Эти слова принадлежат:
Аристотелю

Абсолютистскими монархиями прошлого являются:
Австро-Венгрия, Германская империя, Российская империя

Анархистские трактовки власти связывают с именем:
М.А. Бакунина

Антагонистический характер носят:
Классовые конфликты

Аристотель все формы государства разделил на правильные и неправильные. К правильным относится:
Аристократия

В XIX в. терроризм в России использовался членами организации:
Народная воля

В дословном переводе термин «республика» означает:
Общенародные дела

В каком веке формируется специфическая политологическая проблематика?
XVI в.

В каком году началось формирование Д. А. Медведевым списка кадрового резерва (так называемой президентской сотни)?
2009 г.

В каком году произошла «Революция гвоздик»?
1974 г.

В познавательную структуру политической культуры входят такие элементы как:
Политические знания, политическая образованность и способы политического мышления

В чем заключается мобилизационная функция политики?
Создание механизма, предоставляющего индивиду возможности для удовлетворения его личных амбиций

В чем состоит автономный подход к связи морали и политики?
В современном обществе политика и мораль несовместимы.

В. И. Лениным была разработана концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся. Одна из ее основополагающих черт:
Идеологичность

В. Парето выделял два главных типа элит. Один из них:
«Лисы»

Видный деятель либерального движения в России?
Б. Чичерин

Господство официальной идеологии – один из признаков … политического режима:
Тоталитарного

Дайте определение раннефеодальному типу монархии.
Форма правления, для которой характерно становление феодальной собственности, когда феодалы группировались вокруг королевской власти.

Двухпартийная система существует в:
США

Демократическому режиму, в отличие от недемократического, свойственно (ы):
Гарантия свободы средств массовой информации

Для какой функции политической партии характерен анализ состояния и оценка перспектив общества, выявление интересов различных социальных групп, разработка стратегии и тактики обновления общества?
Теоретической

Для какой функции политической партии характерна реализация программных установок, проведение избирательных кампаний, формирование правящей элиты, привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии?
Организаторской

Для какой функции политической партии характерно отражение интересов той или иной социальной группы, класса, слоя, категории избирателей?
Представительской

Для какой функции политической партии характерно распространение в массах соответствующего мировоззрения, пропаганда программных целей и задач?
Идеологической

Для какой функции политической партии характерно то, что политические партии, ведя агитационно-пропагандистскую работу, повышают политическую грамотность избирателей, делают ситуацию, сложившуюся в обществе им понятной?
Социализаторской

Для юридической теории происхождения государства характерно представление, что:
Государство – правовое закрепление отношений власти и человека

Земли как субъекты федерации существуют в:
ФРГ

Идентификация в политической культуре:
Человек осознает свою групповую принадлежность, предполагающую осознание своих интересов и того, что является выгодным и полезным, так и осознание форм участия в политической жизни

Иракские войска были введены в Кувейт в:
1990 г.

Исламский фундаментализм – это:
Идеология, которая обосновывает право на власть для мусульманской общины

К конструктивным функциям конфликтов относят:
Интеграцию*общества

К началу ХХI в. представительство женщин в парламентах было самым высоким в:
Скандинавских странах

К основным мировым идеологиям относится:
Консерватизм

К представителям неоконсерватизма относят:
Д. Вулси

К строго централизованным партиям можно отнести:
НСДАП

К теоретическим методам политологии относится:
Исторический метод

К функциям любого государства относится:
Сохранение территориальной целостности страны

К эмпирическим методам политологии относится:
Социологический опрос

Как называется власть, возникшая в результате разделения труда и сконцентрированная в руках правящего лица?
Индивидуализированная

Какая внутренняя функция государства отвечает за развитие общества и внутриобщественных отношений?
Политическая

Какая из перечисленных функций относится к функциям политологии?
Аксиологическая

Какая из теорий пытается объяснить феномен лидерства?
Теория черт

Какая из характеристик является признаком авторитарного политического режима?
Запрет оппозиции

Какая из цитат принадлежит У. Черчиллю?
«Демократия – худшая из всех форм правления, за исключением всех остальных».

Какая политическая культура существует в традиционном обществе?
Подданническая

Какая система существует, как правило, в странах с пропорциональной избирательной системой?
Мультипартийная

Какая трактовка происхождения власти говорит о том, что власть – это способность достижения целей?
Телеологическая

Какая функция политической культуры вырабатывает у человека стремление к осмыслению* политических реалий?
Ориентирования

Какая функция политической системы использует обеспечение общественного признания политики и власти?
Регулятивная

Какие составляющие можно выделить в функционировании партий как политического института?
Социальная сущность, социальная роль, способ функционирования

Каким понятием оперировал Г. Моска для обозначения элиты?
«Политический класс»

Какими выдающимися качествами личности объясняется феномен лидерства?
Ум, незаурядные способности

Какое животное является символом Демократической партии США?
Осёл

Какое направление деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?
Разработка программ развития общества

Какое слово является антонимом к понятию «социализм»?
Капитализм

Какое утверждение об элитном слое является верным?
Политическая элита связана с экономически господствующими слоями.

Какой из мыслителей был приговорен к смертной казни, но из уважения к закону отказался от побега, который мог спасти ему жизнь?
Сократ

Какой известный деятель мечтал об уничтожении капиталистического общества, надеясь построить совершенный строй - коммунизм?
К. Маркс

Какой мыслитель предполагал, что государство есть форма превосходства богатых над бедными, победителей над побежденными?
Т. Мор

Какой мыслитель считал, что истоки власти находятся в сознании и подсознании людей?
З. Фрейд

Какой политолог считает, что:
«женщине при продвижении во власть необходимо добиваться здравого баланса сочетания как «мужских»,

Какой политолог считает, что: «женщине при продвижении во власть необходимо добиваться здравого баланса сочетания как «мужских», так и* «женских» качеств, демонстрируя электорату свои личностные особенности»?
О. Г. Овчарова

Какой признак отличает демократический политический режим?
Подчинение меньшинства большинству

Какой теории происхождения государства не существует?
Политическая

Какой тип легитимности власти прививает исполнителям мессианскую идею?
Харизматическая

Какому понятию соответствует определение: «Попытка ради получения политических дивидендов переориентировать общественное мнение в национальных интересах своего государства и переосмыслить историческое прошлое»?
Историческая политика

Какую организацию возглавлял П. И. Пестель?
Южное общество декабристов

Когда появился термин «политическая культура»?
в XVIII в. *

Кого можно назвать одним из «отцов» прикладной политологии?
Ч. Мерриама

Кому принадлежат следующие слова: «...Нежелание заниматься политикой не освобождает от ее результатов»?
О. Бисмарку

Кому принадлежат слова: «Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики»?
Н. М. Карамзину

Корпоративные режимы являются разновидностью:
Авторитаризма

Кто ввел в научный оборот термин «политика»?
Аристотель

Кто вошел в историю, как создатель российской психологической теории права?
Л. И. Петражицкий

Кто выдвинул теорию «Москва – третий Рим»?
монах Филофей

Кто заложил основы системного анализа и структурного функционализма?
Т. Парсонс

Кто занимал важное место в составе* политической элиты во главе с Б. Н. Ельциным?
Интеллектуалы из старой партийной элиты

Кто разработал закон «олигархии»?
Р. Михельс

Кто считал, что все достижения цивилизации – результат деятельности великих лидеров?
Г. Тард

Кто является основоположником исторической науки?
Геродот

Культура либерализма стала предметом исследований для:
Р. Рорти

Либерализм как идейное течение зародился в:
Англии

Метод ивент-анализа – это:
Метод изучения политических ситуаций, в рамках которого политический процесс представляется как ряд событий

Моделирование реальной политической ситуации предполагает такой метод как:
Имитационной игры

Монополия на власть какой-либо одной партии или группировки – это специфическая черта:
Авторитаризма

На какие уровни делятся методы политологии?
Эмпирический и теоретический

Название теории французского учёного Л. Дюги?
«Идеология солидарности»

Назовите виды политического участия по М. Веберу:

Назовите виды политического участия* по М. Веберу:
Случайное, «по совместительству», «профессиональное участие»

Назовите крупнейшую информационную утечку в начале XXI в.
Деятельность WikiLeaks

Назовите революционера, скомпрометировавшего себя убийством товарища:
С. Г. Нечаев

Назовите тип внешнеполитического конфликта, при котором государство без объявления войны вмешивается в дела другого государства, выступая помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства:
Интервенция

Не характеризует тоталитарный режим такой признак как:
Система сдержек и противовесов властей

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению:
Авторитарному

Одним из направлений в народничестве было:
Заговорщическое

Одним из способов легитимации власти является:
Традиционный

Одной из исторических форм власти являлась:
Анонимная

Одной из функций демократической политической власти является:
Поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность

Олигархия – это:
Власть немногих

Определить политический режим в государстве можно на основании информации о (об):
Методах осуществления государственной власти

Основная идея либерализма – это:
Приоритет имеет отдельный индивид

Основной политологический труд Г. Гегеля называется:
«Философия права»

Основной регулятивной установкой в правовой сфере выступает:
Равенство всех социальных слоев перед законом

Основной функцией политической идеологии является:
Овладение общественным сознанием

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В какой статье современной российской конституции это указано?
17

Основным оппонентом партии консерваторов в Великобритании на протяжении XX в. являлись:
Лейбористы

Основополагающей истиной национал-социализма является:
Вседозволенность арийской расы, злейшими врагами которой выступают цыгане и евреи

Основоположником социал-реформизма является:
И. Кант

Особой характеристикой демократического государства является:
Политический плюрализм

Особый тип партийной организации – «антипартийные партии» выдвинул:
Э. Хейвуд

Первый в истории референдум был проведен в:
Швейцарии

Первый в мировой истории парламент возник в:
1215 г.

Первым марксистом в России был:
В. Г. Плеханов

Первым с требованием реформации церкви выступил:
М. Лютер

По мнению Г. Лебона, главную роль в социальной жизни играет:
Толпа

Политическая власть – это, прежде всего, власть государственная. В истории политической мысли первым эту точку обосновал…
Н. Макиавелли

Политическая власть возникла в результате потребности людей в:
Управлении общественными отношениями

Политическая партия – это:
Общественно-политическая организация, объединяющая политически активных граждан на основе программы и устава в их борьбе за достижение и использование власти

Политический режим, отличающийся контролем над обществом, насаждением национальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется:
Тоталитаризм

Политический режим, стремящийся к полному контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека, называется:
Тоталитарный

Политический террор – это:
Устрашение, подавление, преследование по политическим мотивам насильственными методами

Политология - это:
Наука о законах развития политической сферы общественной жизни, ее содержании, структуре и функциях

При каком государственном деятеле был упущен шанс эволюции российского государства к ограниченной монархии?
Анна Иоанновна

Приверженцы фашизма стремятся к:
Установлению политических режимов, отличающихся крайним этатизмом и национализмом

Примером материализации какого подхода служит политическая практика М. Бакунина?
Аполитичного

Примером материализации морализаторского подхода в политике служит:
Махатма Ганди

Примером правого тоталитарного режима является:
Нацистская Германия

Причиной появления концепции политической культуры стал:
Крах в Германии режима Веймарской республики

Продолжите фразу: «В общей политологии можно выделить два блока: политология теоретическая и политология …»
Прикладная

Прославленным оратором в Древнем Риме был:
Цицерон

Родоначальниками либерализма являются:
Т. Гоббс и Дж. Локк

С каким именем связывают понятие «культ личности»?
И. В. Сталин

С чьим именем связано формирование специфической политологической проблематики?
Николо Макиавелли

Самым нестабильным государственным образованием является:
Конфедерация

Синонимом понятия «плебисцит» выступает:
Референдум

Сколько основных типов партий выделяет М. Дюверже?
Две

Согласно одной из классификаций, стиль лидерства у Г. А. Явлинского:
Торговец

Согласно теории Н. А. Бердяева, в обществе наблюдается застой, а в государстве нарастает нестабильность, когда коэффициент элиты составляет:
Менее 1%

Социальная роль партии заключается в том, что она:
Является правящей или оппозиционной

Способ урегулирования социально-политических конфликтов, для которого характерно преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, способствующий функционированию политической власти:
Политическое маневрирование

Способ урегулирования социально-политических конфликтов, для которого характерно целенаправленное воздействие на массовое сознание через каналы средств массовой информации:
Политическое манипулирование

Теорию «сверхчеловека» разрабатывал:
Ф. Ницще

Теория ситуационного анализа исходит из:
Относительности и множественности лидерства

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот:
И. Гердер

Термин «политическая культура» ввел* в научный оборот:
И. Гердер

Укрепление новой государственности в 2000-е гг. в России стало главным приоритетом для тандема:
В. В. Путин – Д. А. Медведев

Учение Фомы Аквинского стало официальной доктриной:
Католицизма

Чем объясняется существование элиты в обществе?
Индифферентностью и политической пассивностью большинства граждан

Что на сегодняшний день является основным каналом рекрутирования в федеральную законодательную власть?
Бизнес

Что понимается под объектом политологии?
Политическая сфера общественной жизни

Что послужило усилением исламского фактора в мире в конце 1970-х гг.?
Революция в Иране 1979 г.

Что такое «джихад»?
Священная война мусульман против «неверных»

Что такое «лебенсраум»?
Жизненное пространство для арийской расы по доктрине А. Гитлера

Что такое «легитимность»?
Законность власти, правомерность ее действий, справедливость требований, предъявляемых субъекта к объекту власти, соответствие основополагающим целям общества и общепринятым идеалам и ценностям.

Что такое групповой уровень политического сознания?
Отражение политической жизни для какой-либо политической партии, общественно-политического движения

Что такое норманнская теория?
Концепция о зарубежном характере появления государства на Руси

Что характеризует тоталитарный режим?
Всесторонний контроль государства над жизнью общества

Что является главным элитообразующим признаком по леволиберальным теориям?
Обладание командными позициями

Что является одним из признаков тоталитарного государства?
Одна государственная идеология

Легальность – юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам. Легальность устанавливается и гарантируется государственной властью и носит рациональный характер.

Форма легализации власти – законодательство, например, акты о престолонаследии, об избрании парламента, президента и т.д.

Она понимается: а) незаконный захват власти лицом группой лиц; б) присвоение чужих властных полномочий (превышение полномочий). Например, узурпацией можно считать победу на выборах в результате фальсификации.

Легальная власть может быть нелигитимной.

Легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Легитимность – это качество взаимоотношений государственной власти и подвластных. Данное явление не юридическое, но политическое, морально-ценностное, психологическое и выражается в следующем.

Добровольное признание ценности государственной власти и ее праве управлять. Признание есть следствие того, что власть соответствует представлениям и ожиданиям населения, выражает его коренные интересы. От этого зависит эффективность государственной власти.

Типы легитимации (М. Вебером)

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что приобретает власти высокую стабильность и устойчивость;

- рациональная (демократическая) легитимность, ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры.


Существуют и другие типы легитимности. Один из них - идеологическая легитимность . Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Технократическая легитимация – власть д/б профессиональной

Понятие "легитимность" происходит от латинского слова legitimus (согласный с законами, законный, правомерный). Легитимность означает согласие народа с властью, положительное отношение к действующей власти большинства населения, а также признание ее правомерности мировым сообществом в целях установления официальных и неофициальных отношений. Легитимность власти определяется ее способностью решать внешние и внутренние проблемы страны.

Не следует смешивать понятия легитимности и легальности. Легальность означает только законность власти, а легитимность - гораздо более глубокое понятие, означающее, что власть принимается массами, они согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок - наилучшим для страны. Легитимность власти предполагает, что законы исполняются основной частью общества. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять, ее соответствие представлениям людей о справедливости, обоснованности каких-либо действий власти, наличии мотивации для того, чтобы подчиняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Термин "легитимность" возник в начале XIX в. во Франции. Изначально он применялся по отношению к власти короля как единственно законной, легитимной, в отличие от насильственной смены власти Наполеоном.

Обеспечение легитимности власти - ее легитимизация.

Легитимизация означает признание или подтверждение законности (легитимности) какого-либо права или полномочия, в том числе права политической власти на принятие политических решений и осуществление политических поступков и действий.

Критериями легитимности власти считаются либо развитость демократических процедур (выборность власти), либо способность власти поддерживать стабильность и порядок в обществе, даже если она была установлена в результате переворота или революции.

Признаками легитимности власти служат убеждение большинства граждан в правомерности власти и существующего строя, а также свобода выражения граждан своей воли.

Можно выделить несколько типов легитимности власти :

  • o власть, основанная на праве наследования престола. В данном случае многие необходимые действия, непопулярные в народе, могли выполняться только с применением насилия;
  • o харизматический тин, когда власть базируется на конкретном человеке, выделяющемся сильными лидерскими качествами (харизмой) (примеры из истории: Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Гитлер, Сталин, Черчилль, Рузвельт и др.);
  • o либерально-демократический, или конституционный тип легитимности, характеризующийся свободным волеизъявлением граждан, выборностью органов власти. Такая легитимность наиболее распространена в современном мире;
  • o этнический тип легитимности, предполагающий формирование властных структур по национальному признаку. Данный тип легитимности формируется при высокой активности лиц коренной национальности, провозглашении идей национального государства.

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть - характерная черта политической жизни любого общества, любой эпохи. Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения - исполнения.

По мнению М. Вебера, существует три вида легитимизации:

  • o традиционная - многовековая привычка подчинения (царям, императорам, князьям и пр.);
  • o харизматическая - вера и подчинение авторитету некоей харизматической личности;
  • o рациональная - подчинение такой власти, которая ясна, понятна и действует на основе демократических законов (легитимность выгоды подчинения).

Используются следующие средства легитимизации: информирование о целях и задачах проводимой политики, о ее экономической целесообразности, соответствии интересам народа, формирование национальной идеи и пр. При этом власть должна показать, что она способна справиться с этим. Наиболее универсальное средство легитимизации власти - выборы и референдумы, позволяющие людям ощутить свою причастность к власти, зависимость власти от народа.

Важным инструментом легитимизации служат средства массовой информации, которые позволяют манипулировать общественным сознанием.

Средства легитимизации власти зависят в первую очередь от политического режима, установленного в том или ином государстве.

Выделяют следующие основные политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Для того чтобы при демократическом режиме власть была легитимной, она должна быть подконтрольной обществу, и доступ в политику отдельных его членов должен быть непростым и максимально прозрачным.

Есть некоторые основные признаки современных демократических режимов. В подлинно демократическом обществе народ активно участвует в политике , причем такое участие закрепляется законодательно. Прежде всего, участие граждан в политике осуществляется в форме избирательного процесса, который позволяет народу принять или не принять существующую власть, показать, насколько легитимной они ее считают.

При осуществлении избирательного процесса весьма важны уровень социально-экономического развития государства, высокая гражданская культура населения, которые определяют требования к кандидатам.

Как утверждал французский философ, писатель и политический деятель Жозеф де Местр, каждый народ в конечном счете достоин своего правительства. И еще одна цитата: "Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели" (Бернард Шоу).

Другим признаком подлинной демократии можно считать многопартийность, которая позволяет всем представителям общественных групп, даже тем, которые являются меньшинством, заявлять свою точку зрения по поводу действий власти. Демократия должна быть суверенной, т.е. независимой от вмешательства других государств или международных организаций.

Если политический режим подлинно демократичный, созданы условия для свободного волеизъявления народа, гражданам обеспечены справедливость и свобода, тогда они считают такую власть легитимной.

В России используются все основные средства легитимизации власти:

  • 1)правовое обеспечение выборности власти;
  • 2)политический плюрализм;
  • 3)местное самоуправление;
  • 4)информатизация общества;
  • 5)взаимодействие общества и власти.

Правовое обеспечение выборности власти . По итогам всенародного референдума в 1993 г. была принята Конституция РФ, в соответствии с которой и построена политическая система в нашем государстве. В Конституции утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...".

Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвования, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Принята система нормативных правовых федеральных и региональных актов, закрепляющих принципы избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации.

Вместе с тем при формировании демократического режима учитываются нормы и международного права, причем, в соответствии с Конституцией РФ, нормы международного права имеют приоритет по отношению к нормам внутреннего права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Считается, что международное право в большей степени, чем национальное, отражает идеи гуманизма и справедливости.

Если бы результат референдума был иным, Российской Федерации бы не было, скорее всего, страну ожидал распад, как СССР.

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.

Конституция РФ определяет, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Народ как источник власти осуществляет ее:

  • o непосредственно через выборы и референдумы;
  • o через органы государственной власти;
  • o через органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, обладают активным избирательным правом, за исключением тех, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

Демократические, свободные выборы в органы государственной власти, местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Предусмотрены меры административной и уголовной ответственности за нарушения норм избирательного права. Например, к административным правонарушениям относятся: нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей; вмешательство в работу избирательных комиссий; неисполнение решения избирательной комиссии; нарушение порядка предоставления сведений об избирателях; нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока), представителя средств массовой информации; нарушение правил предвыборной агитации; подкуп избирателей; непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов; и пр.

Меры уголовной ответственности предусмотрены за такие правонарушения, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов; и пр.

Политический плюрализм предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.

Согласно Конституции в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.

В Конституции РФ указано, что общественные объединения равны перед законом. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений. В России, помимо равенства перед законом, закрепляется равенство общественных объединений между собой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений как в общественной, так и хозяйственной деятельности.

Закрепленный в Конституции принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего сведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Но, участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" граждане Российской Федерации имеют право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из политических партий. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Местное самоуправление должно способствовать приближению публичной власти к населению, становлению гражданского общества в нашей стране. В России проходит становление местного самоуправления (с момента принятия Конституции РФ), созданы его законодательные основы, накоплен большой опыт работы муниципальных образований. Становление местного самоуправления приближает Россию к по-настоящему демократическому обществу, потому что дает возможность уйти от традиционной для России моноцентрической модели организации власти.

Взаимодействие общества и власти обеспечивается разнообразными средствами. Создана Общественная палата Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 "Об Общественной палате Российской Федерации". Согласно данному закону Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. Общественная палата оказывает поддержку некоммерческим организациям России. В 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты.

Организовано изучение общественного мнения, например, создан Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), регулярно проводятся социологические опросы, в том числе по проблемам отношения к действующей власти, и др.

Информатизация общества. В современном мире информация становится практически основным источником власти. Контроль за информационными ресурсами и потоками позволяет власти успешно проводить свою политику. Однако прямой контроль уже невозможен, поэтому зачастую власть сама производит определенную информацию и ее интерпретацию.

В соответствии с принципами демократического общества граждане имеют право на доступ к информационным ресурсам, в том числе к информации о деятельности органов управления. Не менее важна и организация обратной связи между населением и властью. Большую роль в информатизации общества играют средства массовой информации.

Таким образом, в целом в Российской Федерации создается демократический режим. Вместе с тем проблема легитимизации власти существует в связи с большими масштабами коррупции, фактами излишнего администрирования, бюрократизма, боязни немалой части государственных и муниципальных служащих открытости и гласности в работе, оторванности от нужд граждан и пр. Сохраняется высокая социальная дифференциация, уровень жизни достаточно большой части населения крайне низкий. Пока еще чрезвычайно слабо развито местное самоуправление. Отмечаются аполитичность населения, его низкая правовая культура.

Без легитимной власти не удастся создать суверенную демократию, при которой и система власти, и ее действия формируются российскими гражданами.

Любая власть нуждается в легитимности.

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Усвоение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности — традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) — но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соотносятся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность).

Технократическая легитимность

Наряду с традиционными типами легитимности власти (традиционной, харизматической и рационально-правовой) существует и такой тип, как технократическая легитимность.

По той простой причине, что политика имеет дело с интересами и судьбами миллионов людей и цена ошибок в этой сфере нередко принимает форму трагедий целых народов, вопрос об эффективности политики и политиков стоит особо остро. Именно с этим вопросом связана технократическая легитимность, ядро которой составляет требование к власти быть компетентной, быть профессиональной. Следует иметь в виду, что для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что с необходимостью предполагает наличие особых знаний и опыта. Если же это не так, то политика превращается в политиканство, теряет эффективность. Очень образно суть технократической легитимности выражают русские народные пословицы: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Не знаешь броду, не суйся в воду».

В качестве формулы, отражающей соотношение (взаимозависимость) между легитимностью и эффективностью власти, выступает правило: степень легитимности власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Если этой эффективности, что называется «кот наплакал», то изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

Если через эту призму оценить власть в постсоциалистической России, то ей явно не достает профессионализма. Известно, что побежденным и основательно разрушенным во второй мировой войне Германии и Японии, для того, чтобы совершить «экономическое чудо» и возродиться как «птица феникс из пепла», понадобилось каких-нибудь 15-20 лет. Мы же за такой же отрезок времени (если датировать старт рыночных реформ августом 1991 г.) пока что даже не восстановили в полном объеме то, что (по недомыслию или по злому умыслу) основательно разрушили.

Не случайно 26 октября 2006 г. — на следующий день после общения Президента РФ В. Путина в прямом эфире с народом, в ходе которого ему пришлось «отдуваться» за все «грехи» власть исполнительную имущих — тогдашний председатель федерального правительства М. Фрадков поставил членам своего кабинета неутешительный диагноз: «коллективная безответственность», связанная с «организационной немощью и недостаточным знанием предмета» . То есть того, чем руководишь и чем управляешь.

Типы легитимности

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную , опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую , которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную , проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к этому последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую , которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую (онтология — учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

Наиболее важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на основе законности. Это структурная легитимность (первый вид). Она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Такая легитимность может выступать в двух формах. Во-первых, это традиционная легитимность , которая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в соответствии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, это чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность , т. е. общественное признание передачи власти в соответствии с установленными законами о выборах органов власти.

Однако приобретение правителями полномочий на законной основе еше не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности. Злоупотребление властью , нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Для этого предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. Например, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, который претендует на доступ к политической власти, вею харизму — Божественный дар, благодать. Доверие граждан в этом случае имеет эмоциональный характер и основывается на личной симпатии к лидеру. При этом с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности являются идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. В настоящее время появляются новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности — формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности , т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы для этой цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Легитимность политической власти

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово «легитимность» происходит от лат. legitimus - законный. Но не всякая законная власть может быть легитимной. Уже в Средние века возникают теоретические обоснования того, что монарх, становящийся тираном и не выполняющий своего предназначения, лишает свою власть легитимности. В этом случае народ имеет право свергнуть такую власть (об этом, в частности, говорил Ф. Аквинский).

Легитимность — это уверенность народа в том, что власть будет выполнять свои обязательства; признание авторитета власти и добровольное подчинение ей; представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий, в том числе и насилия. Легитимная власть, как правило, способна обеспечивать стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.

М. Вебер выделял три основных типа политического господства и соответствующие им формы легитимности:

  • традиционное господство - легитимность, основанная на традициях патриархального общества, например, монархия — традиционная легитимность;
  • харизматическое господство - легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка — харизматическая легитимность;
  • господство, основанное на рационально созданных правилах — рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.

Кроме перечисленных существуют и другие виды легитимности, например: онтологическая, идеологическая, структурная и др.

Онтологическая легитимность в наибольшей степени свойственна древнему и традиционному обществам, когда существующие нормы бытия воспринимаются людьми как естественным (внечеловеческим) образом установленный порядок, а его нарушение — как катастрофа, анархия, хаос. Это признание человеком (обществом) существующего порядка как нормы бытия, которое распространяется не только на общество, но и на все космическое пространство. Такая легитимность тесно связана с жизнью и смертью канонизированного политического вождя нации. Его жизнь олицетворяет собой власть и порядок, а смерть — анархию и хаос. История знает немало примеров, когда после смерти своего вождя народ испытывал страх перед будущим. В качестве примера можно привести смерть В.И.Ленина, И. В. Сталина, Ким Ир Сена (Северная Корея) и др.

В основе идеологической легитимности лежат определенные идеологические «конструкции» — привлекательные идеи, обещания «светлого будущего» или «нового мирового порядка», религиозные догмы и т. д. Так, коммунистическая идеология и обещания скорого построения коммунизма во многом обеспечивали легитимность советскому режиму власти; идеи национал-социа- лизма способствовали легитимизации фашистского режима в Германии. Некоторые страны Ближнего и Среднего Востока возвели ислам в ранг государственной идеологии.

Структурная легитимность основывается на утвердившихся в обществе правилах и нормах установления и смены власти, например, конституции (конституционная легитимность). Если большинство граждан недовольны существующей в обществе политической властью, то они «терпят» ее до новых выборов.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется се легитимизацией, а потеря ею легитимности - делегитимизацией.

Любая политическая власть, даже самая реакционная, стремится выглядеть в глазах своего народа и в глазах мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Один из самых распространенных приемов — замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Нелегитимная и неэффективная власть боится вступать в диалог с обществом и со своими оппонентами, чтобы окончательно не проявить свою несостоятельность. Поэтому она всеми способами стремится ограничить деятельность независимых средств массовой информации или поставить их мод свой контроль.