Общение и деятельность в социальной психологии кратко. Социальная психология общения: структура, функции, виды общения

Общение играет важную роль в жизни человека. Удовольствие от него сказывается на психологическом комфорте участников коммуникативного процесса, а постоянное недовольство социальными контактами и межличностными отношениями порождает плохое настроение, депрессии, снижение активности, ухудшение здоровья, затрудняют достижение поставленных целей.

Общение как феномен социальной психологии

Социально-психологическая специфика общения

Общение является неотъемлемым аспектом существования человека, важной предпосылкой формирования ее как социального существа, взаимодействия с различными сообществами, а также

необходимым условием существования общества. В процессе общения происходит интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие индивидов, достигается единство и слаженность их действий, что обуславливает формирование общих настроений и взглядов, взаимопонимания, сплоченности и солидарности. Они необходимы в коллективной деятельности, поскольку представляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества. В процессе развития индивида потребность в общении имеет социально-выборочный характер.

Параллельно с потребностью в общении существует потребность в уединении (здесь - общении с собой), которая у одних людей выражена ярко, у других - едва заметна. Это зависит как от конкретной личности, так и от социальной среды.

Уединение - пребывание в самостоятельности изолированно, обособленно, без общения с кем-либо.

Активизация, напряжение социальных контактов и межличностных отношений все острее актуализирует стремление индивида обособиться, сохранить свою независимость. Оно реализуется как потребность отдохнуть, разобраться в себе. Если рядом нет друга, с которым можно обсудить проблемы, индивид начинает общаться с собой, словно роздвоюючи собственное "Я". Умение вести внутренние размышления-диалоги, "разговаривать", "советчиками" с собственной совестью чрезвычайно важное не только для принятия взвешенных решений, избежания ошибок, но и для духовного и профессионального развития человека, сохранения его внутренней гармонии.

Феномен общения проявляется в многочисленных взаимосвязях людей, в обмене деятельностью, информацией, опытом, умениями и навыками, результатами труда. Общение является одним из проявлений человеческой сущности, личностной формой существования и функционирования общественных отношений. Оно отражает объективную потребность людей жить в социуме, объединяться и работать друг с другом. Совместная деятельность не может происходить без координации действий, согласование целей, обмена мнениями, формирования внутреннего мира человека, его сознания, чувств, знаний. А это возможно только благодаря общению.

Общение охватывает различные взаимосвязи, меж-личностные взаимоотношения, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые, являясь неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются, обогащаются.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Узкое толкование этого понятия связано с меж-личностными отношениями человека.

Межличностное общение - процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияние, восприятие друг друга и тому подобное) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

Межличностное общение является взаимодействием людей, в которой каждый участник реализует определенные цели, одновременно познавая и изменяя себя и собеседника.

Для социальной психологии принципиальным является взаимосвязь общения и деятельности. Имея за основу идею их единства, она трактует общение как реальность человеческих взаимоотношений, которые охватывают все формы совместной деятельности людей. Это означает, что любые формы общения относятся к специфических форм совместной деятельности. То есть люди всегда общаются в соответствующей деятельности. Среди ученых есть немало сторонников более широкого взгляда на связь деятельности и общения, согласно которым общение толкуется и как аспект совместной деятельности и как ее продукт, их оппоненты считают общение самостоятельным, незведеним к деятельности феноменом, доказывая, что процесс общения является для человека не только средством, но и целью. Согласно с таким пониманием общения не обязательно предопределяется потребностью в совместной деятельности, оно может реализовываться и как самомотивований процесс.

Итак, общение в социальной психологии трактуется как особый вид деятельности; специфическая социальная форма информационной связи; форма взаимодействия субъектов; самостоятельная и незведена к деятельности категория; процесс межличностного взаимодействия; обмен мыслями, чувствами и переживаниями; существенный аспект человеческой деятельности; реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей; универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается разными формами человеческих отношений, и др. Очевидным является то, что деятельность человека; ее общение с другими взаимосвязаны и обособленно существовать не могут. Любой вид, форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание и тому подобное) реализуются через общение, а общение - через них. Даже общение с собой происходит так, что человек мысленно продолжает разговор со своим партнером.

Общение является социальным явлением, его природа проявляется в социуме. Будучи актом передачи социального опыта, норм поведения, традиций, оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, способствует объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Его социально-психологическая специфика заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит обмен мнениями, интересами, чувствами, деятельностью, информацией. В результате общения реализуются определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от взаимопонимания между партнерами по общению. В межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств, коммуникативный потенциал, социальная значимость личности, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость. Это свидетельствует о необходимости знать отношения между участниками контактной группы, ведь от них зависит система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые при взаимодействии.

Социальная психология изучает не только форму, способы общения, но и его содержание - то, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения.

Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие «тип общения».

Известными и описанными в научной литературе являются следующие типы: http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5

  • - менторский тип общения, который основывается на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений;
  • - «информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. « Информативный » тип общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивности его восприятия, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии;
  • - «вдохновленное» общение считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активным участием каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является, взаимозаменяемость, взаимопомощь, сотрудничество и диалог;
  • - «конфронтационный» тип общения, который сейчас становится дидактически необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять словами и жестами содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому он создает определенное коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 364 с.

Обычно различают вербальные и невербальные средства общения. Основным, универсальным вербальным средством человеческого общения является язык (устный и письменный).

Язык - это основа культуры народа, безграничный неисчерпаемый океан общечеловеческого опыта. http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5 Подчеркивая значение языка в человеческой жизни, народная мудрость ставит ее рядом с другими безусловными ценностями, такими как свобода, добро и др.

Родной язык как средство общения, связывает нас не только с нынешними, но и с прошлыми и грядущими - всеми поколениями нашего народа. Именно поэтому пока существует язык - живет и народ, его же исчезновение привело бы к потере исторической памяти и исчезновение нации, растворения ее среди других человеческих сообществ.

Конечно, знать не только свой, но и другие языки - значит иметь доступ к культурным традициям других народов, намного расширить границы своего общения.

Известно, что никакой, даже самый лучший перевод не сможет передать всю гамму чувств и мыслей, воплощенных в произведениях Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Бальзака, Пушкина и других выдающихся мастеров слова, благодаря которым происходит общение и взаимообогащение разных национальных культур на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Так что не случайно столько вдохновенных поэтических строк в мировой, русской и украинской литературе посвящается именно родному языку, почтению и воспевания его величия и красоты.

Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным. Именно поэтому люди издавна замечали разнообразные качества языка и пытались объяснить их, используя такие слова, как «правильный», «красивый», «доступный» и др. Например, Цицерон считал, что оратор только тогда вызовет восхищение слушателей, когда его речь будет чистой, понятной и красивой. Во время общения язык развивается и совершенствуется. Итак формой ее существования является вещание, т.е. акт использования индивидом языка для общения. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 364 с.

Чтобы четче осознать коммуникативные качества речи и мышления, необходимо выяснить, с чем соотносится она и как это соотношение можно использовать для описания всей гаммы тех смыслов общения, которые в ней скрыты.

Прежде всего речь соотносима с человеком, поэтому она должна быть доступной как для того, кто говорит, так и для получателя информации. Наиболее важным является факт соотношения языка со знаковым механизмом общения. Однако эта очевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все составляющие этого соотношения. Речь идет о том, что речь построена из совокупности и системы знаковых единиц общения, подчиняется законам этой системы, но она не равна ей. В языке знаковые единицы общения получают выбор, повторение, размещение комбинирования и трансформации. http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5

То есть тот, кто говорит или пишет, вынужден самыми задачами и возможностями коммуникации осуществлять выбор, повторения, размещения, комбинирования и трансформацию из большого количества слов и других единиц тех из них, которые соответствуют ситуации речи.

Возникают вопросы: Каким образом эти действия отражаются на коммуникативных свойствах языка и того, кто им в настоящее время пользуется? Может ли тот, кто говорит, убедить собеседника с помощью выбранной системы знаковых единиц общения? Могут ли достичь цели общения собеседники, что выбрали определенный знаковый механизм общения? Каким образом комбинация и трансформация языковых знаков влияет на результат общения? В ответах на поставленные вопросы кроется имеющаяся связь коммуникативных качеств речи человека с ее правильностью (соблюдение норм литературного языка), чистотой (отсутствие посторонних литературном языке слов) и богатством (применение различных языковых знаков), которые в свою очередь являются залогом эффективности общения. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 364 с.

Постоянно связаны между собой язык и мышление: с помощью языка воспроизводится мысль человека и в речи она формируется. Это соотношение дает возможность осмыслить такие качества речи, как ее точность (значения слов соотношении с содержанием и объемом высказываемых понятий) и логичность (связь значений, свойственных словам, словосочетанием и предложением, вошедшим в структуру речи, не противоречит законам логики, законам мышления). http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5

Язык выражает и передает не только мысли, но и чувства, волю людей, те состояния сознания, которые можно назвать эстетическими переживаниями индивида. Язык, что влияет на ум, так и на эмоциональную сферу сознания, поддерживает внимание и интерес собеседника или читателя, обычно называют выразительным . И если при этом формируются конкретно-чувственные представления о действительности, то речь идет о образной речи.

Неопровержим, наконец, факт соотношения языка и условий общения, то есть места, времени, жанра, задач коммуникативного процесса.

Универсальной для общения является естественная речь, с помощью которой можно выразить практически все - от неясного чувства, что зарождается, до самой идеи и понятий.

Живой природный язык отражает душу того лица, которое общается, он полон звуками, выигрывает красками, улыбающийся или мрачный, незримый, как море - весь он блестит и переливается под солнцем нашего «Я».

По языку человека можно определить его этническую и социальную принадлежность. Естественная речь может быть разговорной или литературной, где первое - это живой язык повседневного общения, который не всегда соответствует общепринятым языковым нормам и вбирает в себя диалектные и жаргонные выражения, которые используются лишь в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности, а второе - это естественная речь, обработана мастерами слова, общепринятая в стране, она отвечает определенным нормам и является свидетельством языковой культуры. Зазыкин, В. Г. Психология проницательности / B. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 2010.- 130 с

Наряду с естественным языком важным средством общения являются так называемые искусственные языки: азбука Морзе, язык глухих, разные шифры и др. Зачастую искусственный язык используется в науке, например, различные специальные термины и понятия, математические и химические формулы, условные географические обозначения и т.п. Именно поэтому овладение языком той или иной науки является необходимым пропуском в ее храм. К искусственным языкам относятся также компьютерные языки, благодаря которым происходит общение человека с компьютером и в виртуальном пространстве сети Internet.

Обычно в межличностном общении используется письменная и устная речь.

Письменная речь http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5- это разновидность языка, который дает возможность общаться с собеседниками: и теми, которые являются современниками того, кто пишет, и теми, кто будет жить после него. Ее роль становится решающей в тех ситуациях, где необходимы точность, ответственность за каждое слово.

Для того, чтобы успешно пользоваться письменным языком, нужно постоянно обогащать свой словарный запас, ведь чем богаче и разнообразнее словарь человека, тем богаче и разнообразнее его речь. Письменная речь осуществляется в форме писания и чтения написанного.

Устная речь http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=5 - это разновидность речи, которое воспринимается другими собеседниками на слух. В противовес письменной, устная речь экономнее, т.е. для устной передачи любой мысли необходимо меньше слов, чем для письменного.

В невербальном общении используется система знаков, которые отличаются от языковых средствами и формой их обнаружения. В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства могут усиливать или ослаблять действие друг друга.

Язык невербального общения - это язык чувств, а не только жестов. Недаром говорят, что молчание - золото, а слово - серебро, т.е. молчание иногда бывает краснословнее, чем слова. Или, например, взгляд глазами: с его помощью осознается тот пласт информации и те особенности общения, которые в вербальном языке трудно передать.

Итак, можно согласиться с В. Лабунской которая подчеркивает сложности феномена, каким является понятие «невербального общения». Определяя его, ученый понимает под ним такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и не вербальных коммуникаций.

Из этого следует, что невербальные средства не только полифункциональные, но и являются предметом рассмотрения в различных направлениях психологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции (от лат. Perceptio - восприятие), как вид взаимодействия.

Понятие «невербального общения» является более широким чем понятие «невербальные коммуникации» и «невербальное поведение». В свою очередь понятие «невербальное поведение» более широкое, чем «невербальные коммуникации».

Определяя понятие «невербальные коммуникации», исследователь обращает внимание на то, что оно представляет собой систему символов, знаков, жестов, используемых для передачи того или иного сообщения, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических свойств человека, имеют достаточно четкий круг значений и могут быть описаны, как лингвистические знаковые системы. Зазыкин, В. Г. Психология проницательности / B. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 2010.- 130 с

Что касается понятия «невербальное поведение», то оно, как и поведение в целом, представляет собой сочетание индивидуумных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными, для него характерно единство неинтенциональных (от лат. Intentio - стремление, порыв, направленность мышления, сознания на какой-нибудь предмет), неконвенциональных (от лат. conventio - сделка, договор), бессознательных движений с осознанными, направленными, такими, которые имеют четкие семантические границы.

Основа невербального поведения основывается на различных движениях (жесты, экспрессия лица, выражение глаз, позы, интонционально-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменениями психических состояний человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения.

Речь идет об индивидуальном невербальном поведении и невербальном поведении группы лиц, которая фиксируется как совокупность невербальных интеракций (от англ. Interaction - взаимодействие). Почвой для возникновения невербальной интеракции служат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и, вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения, как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи, первостепенное место отводится социальной психологии.

Вопросам общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, однако, однозначного подхода к проблемам общения в психологической науке не существует, что и позволило нам рассмотреть их более детально и определило направление исследования.

Процесс общения - достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения существуют разные подходы.

Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.

Объектом исследования является общение, как социальное явление.

Предмет исследования - проблемы общения в социальной психологии.

Задачи исследования:

Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.

Проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.

Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.

Определить особенности каждой из функций процесса общения.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении проблем общения, структуры общения, содержания общения, а также разных сторон (функций) процесса общения, их описании и интерпретации.

1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии

1.1 Понятие общения

Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов, психологов, специалистов по социальной психологии, детской и возрастной.

Однако, разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко неодинаковый смысл. Некоторые авторы считают правомерным утверждать, что общение - это язык человека с природой и самим собой. Однако, очень важно определить для себя понятие общения.

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.

Помимо взаимной направленности действий людей при общении, наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект.

Для общения характерно также то, что каждый участник выступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание.

Таким образом, перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация воздействия в отрыве от других черт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко объединяет представление об общении.

При чрезмерном акценте на обмене информации, как сути общения, последнее превращается в коммуникацию - явление, также намного более узкое, чем общение. И, наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от термина "взаимоотношения" имеет важное принципиальное значение.

Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обуславливают форму общения. Общение - это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.

Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния общества на личность. В связи с этим, в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций.

Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные теоретические подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем, они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

1.2 Структура, содержание и формы феномена общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов.

Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию;

3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;

4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);

5) пристройка к субъекту - партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8) корректировка направления, стиля, методов общения;

9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения.

Общение всегда привязано к определенной ситуации, и, в этом смысле, обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.

Субъект общения - человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

Основными потребностями общения выступают: потребность в решении предметных задач деятельности, аффилиация (стремление к принятию, страх отвержения), демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т. д.

Цель общения - конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

Действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий - инициативные и ответные.

Речь - форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако, объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.

Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека.

Стиль общения - индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями того, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом, общение следует понимать как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

2.1 Типы и виды общения

Анализ психологической литературы показал, что по своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.)

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

По длительности общение может быть кратковременное и длительное. По степени завершенности - законченное и прерванное (незаконченное).

По контингенту участников и количеству каналов двухсторонней связи различают также межличностное общение, лично-групповое (например, руководитель - группа, учитель - класс и т.п.), межгрупповое (группа - группа), а также массовое (социально-ориентированное) и внутриличностное (интраперсональное) общение.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Массовое общение (или массовая коммуникация) осуществляется с опорой на современные коммуникационные технологии и средства. Она охватывает широкий спектр типов психологического воздействия: от осведомления (информирования) и обучения людей до убеждения и внушения.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение - авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В этом случае, партнер по общению рассматривается как объект воздействия, он выступает пассивной, “страдательной” стороной. Конечная цель такого общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Манипулятивное общение - тип межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Диалогическое общение - равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и, вместо знания личности собеседника,обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение - ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются, прежде всего, для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Характеристика основных функций процесса общения

В наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. социальный общение коммуникативный перцептивный

Коммуникативная функция общения, или коммуникация, в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом, оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.

С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения:

1) Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и реализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.

2) Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.

3) Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека средством развития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.

Таким образом, в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Так же, бывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема - передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая за потребности в изменении своего эмоционального состояния.

Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема общения является основной для социальной психологии. В следствии сложного данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению.

Изучение общения показывает разнообразное проявление и фиксации данного феномена. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем, содержательные аспекты общения оставались, по существу, за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно, в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело.

Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру:

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

Общение -- сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее -- реципиентом.

Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта, даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельности индивидуальных участников.

При этом, под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные концепции, типы и виды общения, характеристика основных его функций. Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии: информационный, интеракциональный, реляционный. Структура, содержание и формы феномена общения.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2009

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Понятие делового общения, его структура и связь с личностными качествами человека. Некоторые аспекты истории развития делового общения в структуре социальной психологии. Специфика психологического и педагогического подходов к изучению делового общения.

    реферат , добавлен 04.12.2013

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Понятие и классификация общения как основы межличностных отношений. Специфика перцептивной фазы делового общения. Сущность трансакционного анализа. Основные формы трансакта, значение их в бесконфликтном построении разумного, культурного поведения.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2009

    Изучение общения как процесса взаимодействия людей. Теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Особенности общения в студенческой группе.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Предмет, структура и содержание общения, его основные цели, средства и видовые различия. Понятие общения как социально-психологического механизма взаимодействия людей. Невербальные элементы общения. Типы речи: повествование, описание и рассуждение.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2011

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

Вопросы для повторения

1. понятие методологии научного исследования

2. основные требования к научному исследованию в социальной психологии

3. теория и эмпирика в социально-психологическом исследовании. Типы исследования

4. программма социально-психологического исследования

5. проблемы измерения в социальной психологии (валидность)

а) шкалы как способы измерения социально-психологических характеристик

б) надежность и обоснованность данных

в) виды выборки

г) условие применения тестов в социальной психологии

6. методы социально-психологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов)

7. активные методы социально-психологического воздействия (социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, методологические игры, социально-психологическое консультирование)

8. критерии эффективности прикладных исследований


В психологической науке все существующие подходы к изучению общения сводятся к трем сторонам:

· коммуникативная сторона (общение как обмен информацией)

· перцептивная сторона (общение как взаимонимание)

· интерактивная сторона (общение как взаимодействие)

Общение как обмен информацией. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общение не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену информацией.

Информация в ходе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, кодируется и декодируется. Возникает процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Простейшая модель межличностного общения – пара индивидов, связанных между собой и вступивших в диалог. Для ее построения отвечают на следующие вопросы.

Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

Что? (передается) – сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача) – канал

Кому? (направлено сообщение) – аудитория (адресат)

С каким эффектом? – эффективность

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии изучают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются неречевые знаковые системы).

Речь – это самое универсальное средство коммуникации. Речь – процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Разные общественные условия, разные пути развития порождают разную лексику, разный строй языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны и такие факторы, как образование, общая культура и культура речи.

Внешняя речь развернута, ориентирована на других.



Внутренняя речь предназначена для самого себя. Она характеризуется обобщенностью, сжатостью, ориентацией на смысл сообщения.

Важнейшим способом общения как обмена информацией является диалогическая речь.

Диалог предполагает и включает:

· уникальность и равенство партнеров,

· различие и оригинальность их точек зрения,

· ориентацию каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером,

· ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании;

· взаимодополнение позиций участников общения (их соотнесение и является целью диалога).

Отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого построения речи.

В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог – обмен речевыми высказываниями только для поддержания разговора.

Информационный диалог – обмен информацией различного свойства.

Дискуссионный диалог – при столкновении различных точек зрения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие с каждым из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог – самое доверительное общение. Интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении или общих смыслов ценностей и жизни.

Вербальная речь дополняется употреблением неречевых (невербальных) средств общения: кинессикой, паралингвистикой, проксемикой, визуальным общением. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

Кинессика (оптико-кинетическая система знаков ) включает восприятие моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, тела – пантомимика) – отображает эмоциональные реакции человека.

Паралингвистическая система знаков – вокализация речи (качество голоса, его диапазон, тональность).

Экстралингвистика – паузы в речи, покашливания, смех, плач, темп речи.

Проксемика – нормы пространственной (оптимальные дистанции общения: интимная, личностная, социальная, публичная) и временной организации общения (оптимальное время общения – 30 минут).

Визуальное общение – контакт глаз, ранее связывали с интимным общением, сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз (например, общение лицом к лицу или окрик в спину), включаются в более широкий диапазон общения.

Общение как взаимопонимание. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Взаимопонимание может иметь две функции.

1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию;

2) не только понимание, но и принятие , разделение этих целей, установок, которое позволяет не только составить действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающееся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Познание другого человека предполагает одновременное осуществление нескольких процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения. Но в эти процессы включены, как минимум, два человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы и установки своего собеседника, т.е. восприятие человека человеком предполагает идентификацию.

Идентификация – уподобление себя другому. Один из самых простых способов понимания другого человека в реальной ситуации, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Второй такой механизм познания другого – эмпатия (не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы).

Эмпатия – это эмоциональное понимание другого (ситуация другого человека не продумывается, а прочувствывается).

Особое значение для познания в общении имеет и механизм рефлексии. В социальной психологии Рефлексия– осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но и знание того, как он понимает тебя, оценка ситуации и ее перспективы.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению социально-психологических эффектов: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола . Информация о человеке «прочитывается» определенным образом. Она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее. Ярко проявляется эффект ореола при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств, а общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Наиболее ярко эффект ореола проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, или когда суждения касаются моральных качеств.

С эффектом ореола тесно связаны эффекты первичности и новизны. Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления информации о нем.

Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше.

Эффект новизны –в ситуациях восприятия знакомого человека новая информация оказывается наиболее значимой.

Шире все эти эффекты можно рассматривать как проявление особого процесса, сопровождающего восприятия человека человеком – явление стереотипизации .

Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания.

Социальные, профессиональные, этнические стереотипы в общении имеют специфическое происхождение и смысл. Они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при построении выводов на основе ограниченной информации.

Это приводит, во-первых, к определенному упрощению и сокращению процесса познания, хотя и не способствует точности построения образа другого. Во-вторых, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения , когда на основе негативного опыта, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Предубеждения могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда, на основе ограниченной информации об отдельных представителях этнических групп, строятся предвзятые выводы обо всей группе.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Одновременное участие людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее.

Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать (т.е. организовывать совместную деятельность). В психологии все взаимодействия подразделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация способствует организации совместной деятельности, достижений.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время исследованиями психологов установлены позитивные стороны конфликта. Например, описаны 6 типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности и пути их лреодоления. Сходные с этими внутриличностные конфликты возникают у ряда специалистов профессиональной сферы «человек-человек», интенсивно взаимодействующих, контактирующих с людьми.

1. конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного педагога к внутриличностному конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт – следствие плохой организации труда педагога; его преодолеть можно выбрав главные, но реальные и посильные задачи (при рациональных средствах и методах решения).

2. конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя. Работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут оспаривать методы, формы обучения и воспитания, правильность выставления оценок и т.д. Педагогическая позиция, высокая профессиональная культура помогут учителю психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.

3. конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобразительное искусство, физкультуру причисляют к «второстепенным» предметам. В то же время престиж любого школьного предмета зависит, в конечном счете, от личности и качества работы учителя.

4. конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных предписаний и планов, не оставляющих места самодеятельности. При этом деятельность педагога находится под вниманием и контролем общественности и органов управления.

5. конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере . Не многие учителя занимают пост директора школы и его заместителей, имея неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.

6. конфликты, обусловленные несовпадением ценностей , которые пропагандирует учитель в школе с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.

Конкретным содержанием общения как взаимодействия является соотношение индивидуальных «вкладов» в единый процесс деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга.

Совместно-последовательная деятельность общая задача выполняется последовательно каждым участником.

Совместно-взаимодействующая деятельность – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

Способы воздействия в общении. Общение включает три основных способа воздействия:

1. Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. (Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления воздействий через заражение является паника, как эмоциональное состояние массы людей).

2. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на группу или на другого человека. (Основано на некритическом восприятии сообщения или информации. В отличие от заражения, которое обычно носит невербальный характер, (музыка, эмоции, игры, танцы) внушение – носит вербальный характер. Осуществляется через речь, особенно сильно воздействует на впечатлительных, не имеющих жизненных принципов и убеждений, неуверенных людей с неразвитым логическим мышлением.)

3. Подражание – проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу (воспроизведение). Особое значение имеет в процессе психического развития человека.

Лекция 2. 3. Феномен общения в социальной психологии

Вопросы

1. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения.

2. Виды общения.

3. Характеристика коммуникативной стороны общения.

4. Характеристика интерактивной стороны общения.

5. Характеристика перцептивной стороны общения.

Общение как социально-психологический феномен.

Функции общения.

Проблема общения – одна из центральных в социальной психологии. Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по работе какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью . Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Психическое развитие ребенка начинается именно с общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий другие виды деятельности (игра, труд, учебная деятельность). Общение – это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации – передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств.

Категория «общение» достаточно подробно разработанная в отечественной психологической науке. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А. Н. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Б. Г. Ананьев указывает на важность общения как одной из детерминант развития психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я. Л. Коломинский).

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себе обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

3. В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

4. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

5. Под общением понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (Я. Л. Коломинский).

Роберт Семенович Немов выделяет в общении ряд аспектов : содержание , цель и средства .

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств (касание тела), речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения . Традиционно в структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных стороны общения коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения:



Субъекты общения;

Средства общения;

Потребности, мотивация и цели общения;

Способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

Результаты общения.

Функции общения . Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции : информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

А. А. Брудный выделяет следующие функции общения:

§ инструментальная , необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

§ синдикативная , которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;

§ трансляционная , необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

§ функция самовыражения , ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Р. С. Немов считает, что по своему назначению общение многофункционально. Поэтому он выделяет следующие функции общения:

1. Прагматическая функция . Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция . Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе зависит опосредовано его общением с взрослым.

3. Функция подтверждения . В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений . Общение способствует организации и поддержанию межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция . Даная функция реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь) и способствует развитию рефлексии.

Виды общения

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения .

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1.Непосредственное и опосредованное общение . Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств.

2.Межличностное и массовое общение . Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

3.Межперсональное и ролевое общение . В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Роберт Семенович Немов рассматривает виды общения по содержанию , целям и средствами .

*материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

*когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

*кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

*мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

*деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям :

*биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма);

*социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По средствам :

*непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

*опосредованное (с использованием специальных средств и орудий для организации общения);

*прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

*косвенное (осуществляется через посредников).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания :

*«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут));

*формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),

*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));

*светское общение (суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данной ситуации).

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное . Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать на эмоциональном и поведенческом уровнях. Многим высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам) дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка . По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербальных форм общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Также в социальной психологии выделяют императивное , манипулятивное и диалогическое общение . Рассмотрим их более подробно.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Императивная форма общения может эффективно применяться в военных уставных отношениях, в отношениях типа «начальник-подчиненный» в экстремальных ситуациях, в работе при чрезвычайных ситуациях. Но в интимно-личностных, детско-родительских, педагогических отношениях императивная форма общения крайне непродуктивна, так как в первую очередь реализуется установка «сверху-вниз».

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще.

Символом такого типа общения стала концепция, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Дейл Карнеги (24 ноября 1888 - 1 ноября 1955) – американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область. Разработал собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Дейл Карнеги жил по принципу того, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим. Основные произведения: «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» (1926); «Малоизвестные факты из жизни известных людей» (1934); «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936) ещё при жизни автора было продано более 5 млн. экземпляров); «Как перестать беспокоиться и начать жить» (1948); «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги, американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 года на ферме Меривилль в Миссури. Родился в семье фермера в американской глубинке. И хотя его семья жила в большой бедности, тем не менее он за счет собственной настойчивости смог получить неплохое образование. Ораторским искусством заинтересовался еще в школьные годы, активно участвуя во всевозможных диспутах, причем уже тогда учителя отмечали его особенную коммуникабельность. Ещё в школе учителя отмечали особенную коммуникабельность Дейла. По окончании школы Карнеги начал работать рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке и, наконец, решил поучиться ораторскому искусству. Занятия были весьма успешны, и Дейл решил начать собственную практику. Во время учебы в педагогическом колледже в Уорренсберге семья была не в состоянии платить за его пансион и Дейл ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес. У него мог бы развиться комплекс неполноценности, но его мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 года, когда он был студентом предпоследнего курса, оказалось поворотным пунктом в жизни.

Выступления в кружке действительно помогли обрести необходимую веру в свои силы, получить необходимую практику по ораторскому искусству и преуспеть по всем дисциплинам, связанным с ним. За год занятий Дейл завоевал все высшие награды на конкурсах по публичным выступлениям. В ходе работы Карнеги постепенно разрабатывал уникальную систему обучения навыкам общения. Эта система была настолько уникальна, что он решил оформить авторские права на неё, издав несколько буклетов, вошедших в книги "Public Speaking: A Practical Course for Business Men" и "Public Speaking and Influencing Men in Business", 1926.В ходе работы Карнеги сотрудничал Лоуеолм Томасом и позже издал их совместный труд - "Little Known Facts About Well Known People", 1934. Преподавание, лекции и публицистика приносят ему не только первую популярность, но и позволяет сформировать собственную систему обучения навыкам общения, включающую основные правила взаимоотношений между людьми. Он упорно занимается исследованиями в этой области, в результате его система получилась настолько уникальной, что он решает оформить авторские права на неё. Карнеги издает несколько брошюр, которые изначально с жадностью читались его слушателями.

С1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествовует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. 22 октября 1912 года он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ), расположенной на 125-й улице Верхнего Манхэттена. Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов. Прослышав об успехах молодого преподавателя из Нью-Йорка, его курс стали включать в программы обучения взрослых в центрах ХАМЛ соседних городов. Вслед за тем и другие профессиональные клубы стали обращаться к Карнеги с аналогичной просьбой.

В 1933 году главный управляющий издательства "Саймон энд Шустер" Леон Шимкин прослушал его авторский курс в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. На него произвели впечатление не только аспекты курса, связанные с ораторским искусством, но и содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, он предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги. 12 ноября 1936 года вышла самая знаменитая его книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People) – оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй под общим лозунгом «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься». Как и предыдущие издания, эта книга не открывала каких-либо абсолютно новых вещей, неизвестных о человеческой природе, однако она содержала краткие и в то же время емкие советы по тому, как лучше себя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Он убеждал читателей, что понравиться может каждый и каждому, главное хорошо преподнести себя собеседнику. Менее чем за год было распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только в США было продано более 5 млн. экземпляров). С тех пор она издана на многих языках мира. На протяжении десяти лет книга числилась в списках бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймc», что до сих пор является абсолютным рекордом.

Большой секрет искусства обхождения с людьми . На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать. Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута или угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, – это дать вам то, чего вы хотите.

А чего вы хотите? Известный венский ученый доктор Зигмунд Фрейд, являющийся одним из наиболее видных психологов XX века, говорит, что в основе всех наших поступков лежат два мотива, – сексуальное влечение и желание стать великим. Самый проницательный американский философ, профессор Джон Дьюи, выражает это несколько иными словами. Он утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является "желание быть значительным". Запомните это выражение: "желание быть значительным". Это существенно. Вы много прочтете об этом в данной книге.

Итак, чего вы хотите? Не столь многого, но того немногого, чего вы действительно желаете, вы добиваетесь с явной настойчивостью. Почти каждый нормальный взрослый человек хочет: 1) здоровья и сохранения жизни; 2) пищи; 3) сна; 4) денег и вещей, которые можно приобрести за деньги; 5) жизни в загробном мире; 6) сексуального удовлетворения; 7) благополучия своих детей; 8) сознания собственной значительности. Почти все эти желания удовлетворяются, – все, кроме одного. Одно желание, почти столь же сильное и властное, как желание пищи и сна, редко осуществляется. Это то, что Фрейд называет "желанием быть великим", а Дьюи – "желанием стать значительным".

Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Я никогда никого не критикую. Я верю в действенность поощрения человека на работе. Поэтому мне очень хочется хвалить людей, и я терпеть не могу их бранить. Если мне что-то нравится, то я чистосердечен в своей оценке и щедр на похвалу".

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, который использует такой тип отношений с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Эверетт Шостром – один из ведущих критиков «карнегианского» подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Одно из самых известных произведений автора является «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор», в котором собраны полезные советы как распознать манипулятивное общение и противостоять ему. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь внимание). Это приводит часто к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. В случае диалогического общения реализуется установка на равноправие. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений : 1. общение по принципу «здесь и теперь»; 2. использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям; 3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения; 4. содержание общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения); 5. следует персонифицировать общение, то есть вести его от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Одним из видов общения является педагогическое общение . Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

Педагогическое общение – это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанника, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, развитие и взаимовлияние.Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них:

Познавательная (передача учащимся знаний);

Обмен информацией (отбор и передача той информации, которая необходима);

Организационная (организация деятельности учащихся);

Регулятивная (установление различных форм и средств контроля, воздействие с целью сохранения или изменения поведения);

Экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния учащихся) и др. Более детально вопрос о педагогическом общении рассмотрен в курсе возрастной и педагогической психологи.