Методы реализации реинжиниринга бизнес процессов. Что такое реинжиниринг? Рис.5 Факторы успеха реинжиниринга

Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человече­ство обращаться с этим сокровищем. Н. К. Рерих

Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и прояв­ления этих феноменов.

Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология - фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимают­ся. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутрен­ний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отноше­ние ко всему происходящему вокруг них.

Кроме того, общая психология закладывает основы для изучения человека как существа действующего, творящего, преобразующего окружающую дей­ствительность с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершающего конкретные действия и поступки.

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благород­ство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образован­ным в полном смысле слова.

Н. Г. Чернышевский

Глава ПЕРВАЯ


1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


КОММЕНТАРИИ

Общая психология - отрасль психологической науки, раскрывающая зако­номерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурно­го развития.



Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и живот­ным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявленнях. Психика челове­ка - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. с. все то, что состав­ляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, лич­ность, деятельность и поведение.

Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе кото­рого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность слива­ется с переживаниями.

Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социаль­но-психологическими особенностями.

Деятельность- это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и про­цессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практиче­ское значение.

2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процес­сов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть прак­тическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспи­тания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

Глава первая


1.2. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные на­уки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоре­тически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось разви­тие психики и сознания людей на различных этапах становления общества И человеческих отношении.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлени­ях правильного осмысления функционирования психики и сознания в усло­виях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психоло­гическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психиче­ского развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основ­ных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей выраба­тывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловлен­ность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных обще­ственно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без ре­зультатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологи­ческое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономи­ческого производства, какими психологическими средствами и методами мож­но повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликт­ность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание законо­мерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффек­тивных методов обучения и воспитания.

Глава первая


1.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психология - одна из самых сложных наук, так как носителем психики яв­ляется головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям дея­тельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень мно­гогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явления­ми, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого И свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что резуль­таты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявить, что наибольшую слож­ность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять меха­низмы своего собственного поведения и научиться им управлять.

Ф. Бич

Глава первая


1.4. МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действитель­ности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприя­тие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоцио­нальные и волевые.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, харак­тер и способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каж­дый данный момент времени.

К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы - это психологические фе­номены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием лю­дей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общно­стям.

Именуют богатством блага те, что вовне, Настоящее благо Существует во мне. Р. Тагор

Глава первая


1.5. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИХИКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психологические феномены существуют в форме:

1. Процессов:

^ ощущений, восприятий, пред­ставлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, мотивации, усвоения, запоминания, забывания, обобщения, повторения, привыкания, рефлексии, самоактуализации, самовнушения, самонаблюдения, само­определения, творчества и т. д.;

^ индивидуальных внешних (поведенческих): действий, деятельности, жести­куляции, игр, импринтинга, мимики, подражания, поступков, реакций, упражнений и т. д.;

^ общения, межличностного воспри­ятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, иден­тификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;

^> групповых внешних (поведенческих): ькжгрутюъых отношений и взаимодей­ствия.

2. Состояний:

^ индивидуальных, внутренних (психических): адаптации, аффектов, влече­ний, возбуждения, галлюцинаций, интересов, любви, меланхолии, наме­рений, напряжения, настроений, отчуждения, рассеянности, самоактуали­зации, самообладания, склонности, страсти, стремлений, стрессов, сты­да, тревожности, убежденности, притязаний, привязанности, усталости, утомления, фрустрации, эйфории и т. д.;

> индивидуальных, внешних {поведенческих): готовности, интереса, поведен­ческой активности и т. д.;

^ групповых, внутренних (психологических): конфликтов, сплоченности, внут-ригрупповой поляризации, психологического климата и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): паники; страха, открытости группы, закрытости группы и т. д.

3. Качеств:

> индивидуальных, внутренних (психических): авторитарности, агрессивно­сти, активности, акцентуации, боязливости, инертности, интровертиро-ванности, интуитивности, общительности, работоспособности, решитель­ности, самолюбия, трудолюбия и т. д.;

> индивидуальных, внешних (поведенческих): авторитетности, человечности, внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности, трудолю­бия, фанатизма, честолюбия, эгоизма, экстравертированности и т. д.;

> групповых, внутренних (психологических): совместимости, стиля взаимодей­ствия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эф­фективности совместной деятельности и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): организованности, соперничества и т. д.

Глава первая


1.6. СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воз­действующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдель­ных их свойств, как это происходит при ощущении.

Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Воображение - это психический познавательный процесс создания но­вых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующе­го отражения действительности.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Речь - процесс практического применения человеком языка в целях об­щения с другими людьми.

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения ко все­му тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведе­нием, мобилизовыватъ все свои силы на достижение поставленных целей.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жиз­ни и деятельности.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Кроме того, предметом общей психологии являются психические образова­ния, т. е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков и умений, профессионального мастерства и т. д.), а также психиче­ские состояния, т. е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность.

Общая психология вместе с тем закладывает основы методологии осмыс­ления феноменов других отраслей психологической науки.

Глава первая


1.7. СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людь­ми из обыденной жизни.

Они обладают следующими основными отличительными характери­стиками:

> конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

< интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

^ ограниченностью, т. е. недостаточными представлениями человека о спе­цифике и сферах функционирования конкретных психологических фено­менов;

> основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

< ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или ины­ми житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология - это устойчивые психологические знания, получен­ные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики лю­дей и животных.

Этим знаниям присущи свои особенности:

> обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

> рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

> неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

^ основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания ис­следованы в различных условиях;

^ слабая ограниченность в материалах, означающая, что в научных психоло­гических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливался.

Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Ина­че мы до сих пор сидели бы в пещерах.

А. и Б. Стругацкие

Глава первая


1.8. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину раз­вития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психическо­го на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разум­ную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит счи­тал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки науч­ного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не об­ладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавли­вает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомисти­ческого анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психи­ки, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрез­вычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиоло­гии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экс­периментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихе­виоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую приклад­ную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики.

Глава первая


1.9. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изу­чают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невклю-ченным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является органи­зованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкци­ей; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, по­лученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные во­просы исследователя.

Опрос бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые вы­полняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные про­явления психики индивида (обычно оно включает использование конститу­тивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предпо­лагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).



Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

Организации, которые были созданы давно, как правило используют устаревшие управленческие идеи. Это делает фирмы менее конкурентоспособными. Потребность в реинжиниринге возникает тогда, когда требуется преобразовать бизнес-процессы, реализовать все имеющиеся возможности. Это адекватная мера, если компания пытается выжить среди конкурентов, улучшить свои позиции на рынке.

Что собой представляет реинжиниринг бизнес-процессов

Инжиниринг – это комплекс инструментов для формирования бизнеса. Используемые методы должны способствовать достижению поставленных целей. Бизнес-процесс – это комплекс действий, направленных на создание качественной и конкурентоспособной продукции. Реинжиниринг представляет собой масштабную перестройку деловых процессов. Обеспечивает быстрое улучшение всех ключевых показателей, таких как цена, качество, сервис и скорость развития. Реинжиниринг отличается этими характеристиками:

  • Фундаментальностью. Рассматриваемый процесс отличается масштабностью.
  • Радикальностью. В процессе осуществляются неповерхностные, но глубокие преобразования. Меняется вся существующая система.
  • Скачкообразностью. Реинжиниринг актуален в том случае, если нужно добиться увеличения показателей на 500-1000%. Если показатели нужно улучшить на 10-100%, следует воспользоваться другими инструментами.

Если улучшение бизнес-процентов не отличается рассматриваемыми характеристиками, оно будет носить другое название.

Отличия реинжиниринга от простого улучшения

Рассмотрим основные отличия реинжиниринга от совершенствования:

  • Простое улучшение предполагает постепенное улучшение показателей. Реинжиниринг предполагает радикальный характер.
  • Совершенствование осуществляется на основании уже действующих процессов. При реинжиниринге бизнес-процессы внедряются с «чистого листа».
  • Простые улучшения реализуются на протяжении короткого периода, для полноценных изменений потребуется длительное время.
  • При реинжиниринге новые процессы внедряются по направлению сверху вниз. При совершенствовании – наоборот.
  • Улучшения характеризуются узким охватом, реинжиниринг – широким.

Реинжиниринг отличается повышенными рисками. Простые улучшения характеризуются умеренным риском.

Для каких организаций актуален реинжиниринг

Как уже упоминалось, реинжиниринг отличается высокими рисками, поэтому он практикуется не так часто. Перед проведением преобразований нужно проанализировать, действительно ли они так необходимы. Рассмотрим случаи, когда реинжиниринг необходим:

  • Организации, проигрывающие конкурентную борьбу. Компания может утратить конкурентоспособность из-за относительно высоких цен на товар и низкого качества. Если фирма ничего не предпримет в данном случае, она будет разорена.
  • Организации, в деятельности которой намечаются проблемы. К примеру, на рынке возник новый конкурент, изменилась ЦА, изменился экономический контекст.
  • Компания, у которых нет никаких трудностей, которая желает захватить еще большую долю рынка. Как правило, это фирмы-лидеры, ведущие агрессивную маркетинговую политику.

К СВЕДЕНИЮ! Перед проведением реинжиниринга нужно проанализировать, имеются ли у компании необходимые ресурсы для преобразования.

Основные этапы реинжиниринга

Реинжиниринг подразделяется на четыре этапа:

  1. Формирование нужного образа организации. На рассматриваемом этапе определяются приоритеты, направления развития для достижения поставленных целей.
  2. Анализ нынешних бизнес-процессов. Осуществляется анализ состояния компании, определяется схема деятельности.
  3. Создание новых бизнес-процессов. Бизнес-процессы формируются, тестируются.
  4. Внедрение новых бизнес-процессов. Осуществляется комплексное внедрение.

Это лишь примерная схема внедрения бизнес-процессов. На практике рассматриваемые этапы реализуются параллельно.

Принципы формирования бизнес-процессов

Бизнес-процессы, внедряемые на предприятии, могут быть самыми разными. Однако у них есть общие характеристики. Рассмотрим принципы, на основании которых формируются любые процессы:

  1. Интегрирование процессов и горизонтальное сжатие. Предполагает формирование процессов таким образом, чтобы исполнять работу могло минимальное количество специалистов (в идеале – один сотрудник). Обеспечивает возможность уменьшить число сотрудников на предприятии, а также ускорить работу. Важнейший элемент также – это сокращение числа ошибок. Чем меньше ошибок, тем меньше нужно сотрудников для их исправления.
  2. Децентрализация ответственности. Часть ответственности делегируется сотрудникам. Это делает рутинную работу более творческой, повышает скорость деятельности на предприятии.
  3. Логика реализации. Традиционный порядок – линейное (последовательное) исполнение работ. Усовершенствованный порядок – параллельное решение задач. Это позволяет сэкономить время.
  4. Диверсификация деловых процессов. Традиционные бизнес-процессы отличаются повышенной сложностью и детализацией. Реинжиниринг позволяет решить эту проблему.
  5. Формирование разных типов бизнес-процессов. Современный рынок постоянно меняется. В подобных условиях нужно предусмотреть различные деловые процессы.
  6. Рационализация управления. Постоянные проверки и затраты на управленческие процессы – все это тормозит развитие компании, поглощает ресурсы и не приносит материальной прибыли. По этой причине число проверок сокращается.
  7. Изменение порядка решения задач. Постоянные согласования решений также тормозят деловые процессы и не приносят прибыли. По этой причине они сводятся к минимуму.
  8. Использование преимуществ централизации. Элементы централизации сохраняются за счет инструментов ИТ, которые обеспечивают автономную деятельность при использовании централизованных данных.

Преобразование обеспечивает внедрение современных деловых процессов при сохранении преимуществ традиционного уклона.

Разновидности реинжиниринга бизнес-процессов

Преобразование деловых процессов классифицируется по ситуативному признаку:

  1. Кризисный реинжиниринг. Актуален в том случае, если фирма находится на грани банкротства, она утратила конкурентоспособность, качество продукции ухудшилось.
  2. Развивающийся. Метод используется в том случае, если компания занимает нормальное положение, но хочет захватить еще большую часть рынка.

Также реинжиниринг подразделяется на категории в зависимости от характера преобразований:

  1. Эволюционный. Деловые процессы меняются постепенно или меняются полностью, но организация не переходит на новую форму бизнеса.
  2. Революционный. Происходит полноценное перепрофилирование.

То есть преобразования отличаются по масштабам реализации.

Этапы реинжиниринга деловых процессов

Преобразование подразделяется на следующие этапы:

  1. Подготовка к преобразованиям. Анализируется целесообразность реинжиниринга, подготавливаются необходимые ресурсы.
  2. Планирование. Формируется комиссия, в которую входят специалисты. Она может включать 5-30 сотрудников. Все зависит от размеров предприятия. Комиссия создает план преобразований.
  3. Перепроектирование. Процессы анализируются и изменяются с учетом прогнозов относительно рынка и компании.
  4. Конверсия. Формируется команда конверсии, функция которой – планирование переходных процессов.
  5. Реализация наработок. Ранее подготовленный план воплощается в жизнь.

Без грамотного анализа состояния компании и планирования успешная реализация преобразований невозможна.

Ошибки и риски при внедрении преобразований

Несистемный подход к преобразованию, неверная оценка деятельности компании, отсутствие последовательности и достаточных ресурсов – все это приводит к тому, что реинжиниринг не обеспечивает достижения поставленных целей. Компания тратит много средств на преобразование, однако новые бизнес-процессы внедрить не получается.

2. Герцекович Д.А. Зеркальные пары. Алгоритм «Линза» // Известия ИГЭА. 2007. № 4. С. 35-38.

3. Лебо Ч. и Лукас Д. В. Компьютерный анализ фьючерсных рынков. М.: Альпина, 1999. 304 с.

4. Лин. К. Дейтрейдинг на рынке Рогех. Стратегии извлечения прибыли. М.: Альпина, 2007. 240 с.

5. Швагер Дж. Технический анализ. Полный курс. М.: Альпина, 2001. 768 с.

6. Элдер А. Как играть и выигрывать на бирже. М.: Диаграмма, 2003. 352 с.

7. Эрдман Г.В. Инвестируй и богатей. М.: НТ Пресс, 2007. 224 с.

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ: ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ Е.С.Давыдова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрено понятие реинжиниринга бизнес-процессов. Обоснована необходимость проведения реинжиниринга в рамках деятельности предприятия. Приведены исторические данные об основании теории реинжиниринга. Выявлены задачи, решаемые при проведении реинжиниринга бизнес-процессов, а также выделены этапы его проведения. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: реинжиниринг; бизнес-процесс; этапы; принципы; задачи.

THE EXAMINATION OF THE STAGES AND REALIZATION PRINCIPLES OF BUSINESS-PROCESSES

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author considers the concept of reengineering of business-processes. She proves the necessity to carry out the reengineering within enterprise activity. The historical data on the foundation of the reengineering theory are given. The tasks being solved under the business-processes reengineering are displayed. The stages of its realization are distinguished. 5 sourses

Key words: reengineering; business-process; stages; principles; tasks.

Реинжиниринг бизнес-процессов, или BPR (Business Process Reengineering), начиная с 1990 года вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. Сегодня методы BPR взяты на вооружение уже практически всеми ведущими компаниями мира. За последние несколько лет правительство США инициировало более 400 проектов по реинжинирингу, а на данный момент рынок инструментальных средств поддержки BPR оценивается в 300 млн. долларов и растет со скоростью более чем 40% в год.

Метод революционного преобразования деятельности предприятия, коренной перестройки его бизнеса, который получил название реинжиниринг, появился на Западе в 80-е годы прошлого столетия. Основателями теории реинжиниринга являются Майкл Хам-мер и Джеймс Чампи, которые выпустили книгу «Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе». М. Хаммер в своей работе рассматривает появление BPR как революцию в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов построения предприятий, предложенных 200 лет назад А.Смитом, и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Возможность такой революции обусловлена, в первую очередь, новейшими достижения-

ми в области информационных технологий (ИТ), специалисты которой начинают играть ведущую роль в конструировании бизнеса. БРР является научно-практическим направлением, возникшим на стыке двух различных дисциплин, и поэтому он требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации - понятных и удобных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Подобные средства требуют интеграции ключевых достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга, ориентированных на использование как специалистами в области информационных технологий, так и менеджерами.

Майкл Хаммер и Джеймс Чампи определили реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность» . Иными словами, реинжиниринг - это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального улучшения деятельности фирмы. Реинжиниринг бизнеса означает отказ от традиционного опыта про-

1Давыдова Екатерина Сергеевна, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89025680666, e-mail: [email protected] Davydova Ekaterina Sergeevna, an assistant of the Chair of Finances and Credit, tel.: 89025680666, e-mail: [email protected]

мышленного менеджмента и необходимость решить, как работа должна выполняться наилучшим образом.

Потребность реинжиниринга связывается с высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. БРР, с помощью которого были пересмотрены принципы организации бизнес-процессов на основе разделения труда, предложенные А.Смитом в «Богатстве наций», показал, что они неадекватны современным условиям. Принцип разделения труда, послуживший основой успешному развитию бизнеса в течение последних двухсот лет, исходит из предположения об относительной стабильности существующих технологий, а также постоянно растущем спросе на товары и услуги, при котором потребитель не имеет широкого выбора и довольствуется уже самим наличием продукции. Поэтому наиболее эффективной оказалась иерархическая пирамидальная структура компаний, организованных по функциональному признаку. Управление построено на административно-командных принципах. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим «массовым потребителем». Однако с развитием современных технологий исчезла стабильность, а с ростом конкуренции - изменилась и роль потребителя. Соревнование между производителями привело к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот.

Потребитель в наше время имеет существенно больший выбор не только товаров и услуг, но и технологий. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов: изменение бизнес-процессов превращается в практику повседневной жизни компаний, а инерционность пирамидальной структуры становится тормозом на пути к их выживанию.

Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: «будущий образ фирмы» и «модель бизнеса». Будущий образ фирмы - упрощенный образ оригинала, отражающий главные его черты и не учитывающий второстепенные детали. Модель бизнеса -это представление основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы. Модели составляются и просчитываются при помощи специальных компьютерных программ. Модели бизнеса позволяют определить характеристики основных процессов деловой единицы и необходимость их перестройки - реинжиниринга.

Итак, объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Компании подвергают реинжинирингу не свои отделы продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов.

Основной целью реинжиниринга бизнес-процессов является качественное улучшение отдельных направлений деятельности компании.

При проведении реинжиниринга бизнес-процессов решаются следующие задачи:

1. Определяются бизнес-процессы, приоритетные для эффективной работы компании и соответствующие ее стратегическим целям.

2. Проводится анализ и оценка их оптимальности по параметрам: издержки, качество, скорость, информация, принятие решений и т.п.

3. Строится оптимальная модель выполнения процесса.

4. Определяются критерии качества, предъявляемые к конечному и промежуточным результатам, а также нормативы выполнения.

5. Перерабатываются или разрабатываются заново формы-носители информации о ходе и результатах выполнения каждой операции.

6. Разрабатываются административные инструкции (регламенты), детально регламентирующие последовательность и содержание работ каждого сотрудника, участвующего в бизнес-процессе.

7. Проводится тренинг сотрудников.

В первоначальный период работы по новым стандартам проводится детальный контроль за их выполнением с целью принятия сотрудниками новых моделей поведения и стандартов деятельности, а также оперативного выявления отклонений оптимизированной модели бизнес-процесса от меняющихся условий деятельности.

Весь процесс реинжиниринга можно разбить на этапы:

1. Формирование желаемого образа фирмы. Происходит в рамках разработки стратегии фирмы, ее основных ориентиров и способов их достижения.

2. Создание модели реального или существующего бизнеса фирмы. Воссоздается (реконструируется) система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои цели. Производится детальное описание и составление документации основных операций компании, оценивается их эффективность.

3. Разработка модели нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего бизнеса - прямой реинжиниринг. Для создания модели обновленного бизнеса осуществляются следующие действия:

Перепроектируются выбранные хозяйственные процессы. Создаются более эффективные рабочие процедуры (задания, из которых состоят бизнес-процессы). Определяются технологии (в том числе информационные) и способы их применения.

Формируются новые функции персонала. Перерабатываются должностные инструкции, определяется оптимальная система мотивации, организуются рабочие команды, разрабатываются программы подготовки и переподготовки специалистов.

Создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга: определяется оборудование и программное обеспечение, формируется специализированная информационная система бизнеса. Необходимый для реинжиниринга уровень информационного обеспечения предполагает, что информация должна быть доступна каждому участни-

ку проекта реинжиниринга в любой точке деловой единицы, возможно, одновременно в разных местах она однозначно интерпретируется. Производится тестирование новой модели - ее предварительное применение в ограниченном масштабе.

4. Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и переход от старых процессов к новым, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние рабочего стресса. Эластичность перехода во многом определяется степенью тщательности выполнения подготовительных работ.

Риск при проведении реинжиниринга довольно значителен. Однако следует подчеркнуть, что причины его неудач заключаются в нарушении правил его проведения. Участники реинжиниринга в меру своих знаний и умений могут влиять на результаты. Главное -избегать глобальных ошибок.

Риск реинжиниринга бизнеса можно разделить на две категории:

1) риск, связанный с изменением процесса;

2) риск, связанный с используемой технологией.

По мнению большинства специалистов, 80 % неудач при проведении реинжиниринга вызваны такими «мягкими» факторами, как мотивация, обязательность участия руководства, необходимость экспертного руководства. Для того чтобы гарантировать успех проекта реинжиниринга, необходимо придерживаться следующих принципов:

Несколько рабочих процедур объединяются в одну, т.е. происходит горизонтальное сжатие процесса (по имеющимся оценкам горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 раз);

Исполнители принимают самостоятельные решения, т.е. осуществляется не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов (наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них приводит к значительному повышению отдачи);

Шаги процесса выполняются в естественном порядке;

Процессы имеют различные варианты исполнения

(тот или иной вариант выбирается в зависимости от конкретной ситуации, состояния и т.д.);

Работа выполняется в том месте (подразделении, отделе), где это целесообразно (устраняется излишняя интеграция, что приводит к повышению эффективности процесса в целом);

Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий;

Минимизируется количество согласований путем сокращения внешних точек контакта;

Единая точка контакта обеспечивается уполномоченным менеджером (в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что их не удается объединить силами небольшой команды).

В заключение хотелось бы отметить, что первая отечественная практика применения БРР показала не только необходимость реинжиниринга, но и его возможность. Однако для успешного его проведения важно использование обоснованных методологий и современных инструментальных средств, адекватных решаемым задачам. Впервые появившись в США, БРР как научно-практическое направление за пять лет превратился в одну из ведущих и активно развивающихся отраслей информатики. Сегодня уже начато продвижение консалтинговых услуг и инструментари-ев по БРР и на российский рынок. Применение мирового опыта построения эффективных компаний представляет огромную ценность для нашей страны, проводящей глобальную экономическую реформу и активно внедряющейся в мировую экономическую систему.

Библиографический список

1. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Майкл Хаммер, Джеймс Чампи. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. Манн, Иванов и Фер-бер, 2006. 276 с.

3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.

4. Тельнов М. Реинжиниринг бизнес-процессов. М., 2004.

5. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса. М.: ЭКМОС, 1998.

УДК 339.1, 339.52

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ЛЕСНОГО СЕКТОРА

И.А.Ермолаев1

Московская финансово-юридическая академия, г. Москва, ул. Б. Черемушинская, 17 А.

Рассмотрена роль институтов, регулирующих отношения лесного сектора, с точки зрения влияния на развитие лесной промышленности и внешнеэкономическую деятельность предприятий лесной промышленности. Раскрыты недостатки лесного законодательства. Предложены направления совершенствования правовой среды лесного сектора. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: институты лесного сектора; лесная и деревообрабатывающая промышленность; ценовая политика.

1Ермолаев Илья Алексеевич, аспирант, тел.: 89263450502, e-mail: [email protected] Ermolaev Ilja Alekseevich, a postgraduate, tel.: 89263450502, e-mail: [email protected]