Отрасли земледелия. Земледелие

1. Почему при такой значительной площади терри­тории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика? Сопоставьте их площадь с пло­щадью сельскохозяйственных угодий других стран (рис. 9).

Действительно, сельскохозяйственные угодья в России занимают небольшие пло­щади (в 2-3 раза меньше, чем в США и развитых странах Европы). Это можно объяснить тем, что большая часть терри­тории страны находится в неподходящем для ведения сельского хозяйства климате, где почвы еще и скованы многолетней мерзлотой. Однако доля пашни в России больше, чем, например, в Канаде и Бра­зилии.

В России наиболее распаханным явля­ется Центрально-Черноземный район, к северу и к югу от него доля пашни уменьшается. К югу увеличивается доля пастбищ, а к северу — сенокосов. Восточ­ная Сибирь — единственный экономиче­ский район, где доля естественных кор­мовых угодий превышает долю обраба­тываемых земель (за счет оленьих паст­бищ).

2. Используя текст учебника, назовите и покажите на карте районы выращивания основных зерновых и технических культур (рис. 12, 13).

Основными зерновыми культурами в порядке убывания их значимости и доли посевов являются пшеница, ячмень, овес, рожь. Заполните пустые графы в таблице 5 с помощью текста учебника.

Культура

Район выращивания

Зерновые

Пшеница яровая, пшеница озимая Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ, Поволжье
Ячмень, овес Нечерноземье европейской части России
Рожь

Крупяные

Гречиха Повсеместно в европейской части страны от широты 57° до 44°
Просо Сухая степь
Рис Пойма Кубани, дельта Волги, Терско-Сулакское междуречье, Приханкайская низменность

Зернобобовые

Горох Черноземье
Соя Низменные районы юга Дальнего Востока и поливные участки на Северном Кавказе

Растениеводство наиболее развито в ле­состепной и степной зонах с плодородны­ми почвами, теплым мягким климатом и оптимальным для земледелия соотноше­нием тепла и влаги. Это Центрально-Черноземный, Поволжский и Северокавказ­ский экономические районы, поэтому их называют основными житницами России.

4. Подумайте, какие отрасли растениеводства рас­пространены практически повсеместно (рис. 12, 13). Почему?

Повсеместно распространено овощевод­ство, поставляющее скоропортящуюся продукцию непосредственно потребите­лям.

5. Перечислите основные отрасли растениеводст­ва в России. Какие из них, на ваш взгляд, имеют наибольшее значение?

Дополните таблицу, которую вы составили для ответа на вопрос 1 к рисунку 12, колонками — «получаемые продукты» и «доля в валовой сельскохозяйственной продукции». С помощью таблицы в 2 выделите отрасли, по которым Россия за­нимает ведущие позиции в мире.

6. Докажите на конкретных примерах, что расте­ниеводство зависит от агроклиматических условий.

Для этого достаточно сравнить карту зо­нальной специализации сельского хозяй­ства и карты распространения отдельных культур с картами природных зон.

В таблице 6 приведены требования культурных растений к климатическим условиям.

7. Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличаются экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство. Заполните пустые графы.

Разница заключается в способах увели­чения продукции. При экстенсивном ве­дении хозяйства увеличиваются сельско­хозяйственные площади без каких-либо изменений в способах ведения хозяйства.

Сельско­

хозяйственная

культура

Температура для роста и созревания, °С

Холодостойкость, °С

Продолжительность вегетационного периода, дни

Сумма активных t° вегетационного периода, °С

Природная

мини­мальная

опти­мальная

Бахчевые (арбузы, дыни) + 12 +20…27 0 100-180 1600- 3200 Пустыни,полупустыни
Виноград Пустыни, полупусты­ни, субтропики
Картофель +8 -2 60-120 800-2000 Южная тайга, сме­шанные леса, ши­роколиственные леса

При интенсивном хозяйстве увеличи­ваются капиталовложения в обрабаты­ваемую землю и в сельскохозяйственных животных. Затраты потом многократно перекрываются возросшими урожаями, удоями и т. п.

Основными способами здесь являются селекция (т. е. выведение новых, более продуктивных и устойчивых к заболева­ниям сортов растений и пород животных), химизация (применение удобрений и средств защиты), мелиорация (орошение, известкование, посадка лесополос), меха­низация (применение разнообразных сельскохозяйственных машин).

8. Какова специализация земледелия в вашем крае? Какими причинами она обусловлена?

Для ответа на этот вопрос определите сначала генеральное направление сель­ского хозяйства в вашем районе по карте на с. 33 учебника или в атласе. Затем уточните его, используя данные краевед­ческих пособий и книг, местных средств массовой информации.

Для того чтобы определить причины именно такой специализации, вспомните особенности климатических условий ва­шего края.

4. Сельское хозяйство. Растениеводство

2 (40%) 4 votes

На этой странице искали:

  • Докажите на конкретных примерах зависимость растениеводства от агроклиматических условий
  • докажите на конкретных примерах зависимость растениеводства
  • перечислите основные отрасли растениеводства в россии
  • какова специализация земледелия в вашем крае
  • отрасли растениеводства в россии

Растениеводство - одна из важнейших отраслей российской экономики, дающая около 2% ВВП и обеспечивающее более половины продуктов питания на столах и в холодильниках россиян. Кроме того, растениеводство является ключевым поставщиком кормов для животноводства и поставщиком сырья для некоторых отраслей промышленности. Наконец, выращивание культурных растений - это огромный сектор на рынке труда, имеющий большое значение в сельской местности.

Трудовые ресурсы в растениеводстве России

Количество лиц, занятых в сельском хозяйстве России, стабильно снижалось на протяжении последних двух десятилетий и к настоящему моменту достигло менее 6 млн. чел. Из них лишь около половины работает непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, остальные занимаются переработкой сельхозпродукции.

Точной статистики касательно того, сколько именно работников занято непосредственно в растениеводстве, вероятно, не существует, поскольку многие хозяйства совмещают выращивание растений с разведением животных. При этом часть персонала задействуется в обоих сегментах, то есть профессии в животноводстве и растениеводстве пересекаются. Кроме того, подсчеты осложняются тем, что в растениеводстве некоторые виды работ (например, сбор урожая) часто поручают сезонным рабочим, которые не состоят в штате предприятия.

Тем не менее, упорное снижение количества занятых в сельском хозяйстве России происходило в значительной степени за счет профессий растениеводства. Эта отрасль активно модернизировалась, в процессе чего ручной труд всё чаще заменялся механическим. Даже сбор фруктов и ягод постепенно переводится с ручной уборки на уборку с помощью специальных комбайнов. Также на снижение количества работников в растениеводстве заметно повлияло снижение посевных площадей в России.

Важно отметить, что всё вышесказанное не касается небольших фермерских хозяйств (в том числе нелегальных), которые на сегодняшний день обеспечивают значительную часть выращиваемых в России овощей, фруктов и ягод. По самым грубым подсчетам в этом сегменте занято порядка 700 тыс. - 1 млн. человек

Структура занятости в растениеводстве


Все профессии, связанные с растениеводством, можно разделить на производственный и управленческо-вспомогательный персонал. Как не трудно догадаться, производственный персонал - это те люди, которые непосредственно занимаются производством продукции или обслуживанием производственных процессов. Это трактористы, комбайнеры, агрономы и т.д. К управленческо-вспомогательному персоналу относятся все те, кто занимаются общим руководством предприятием и другими непроизводственными задачами. Помимо директоров и менеджеров по закупкам/продажам сюда можно отнести секретарей, бухгалтеров, водителей, работников столовой, уборщиц и т.д.

Также в растениеводстве достаточно распространена практика использования временных или сезонных работников, которые на определенных производственных этапах могут составлять значительную часть трудового ресурса предприятия. На сезонные работы (обычно это уборка урожая) нанимают неквалифицированный персонал, поэтому сельскохозяйственной профессии как таковой у них нет. Совсем другое дело - постоянные рабочие, которые числятся в штате предприятия весь год и обладают определенной квалификацией, позволяющей им выполнять более сложные и ответственные виды работ. Сюда относятся все основные профессии растениеводства - агрономы, трактористы, комбайнеры и т.д.

Структура трудовых ресурсов предприятия очень сильно зависит от различных факторов (специализации и размеров хозяйства, климатических условий, в которых ведется деятельность, технологического уровня предприятия и т.д.) Тем не менее, при грубых расчетах можно сказать, что производственный персонал в растениеводческих хозяйствах составляет около 85%, из которых на постоянных рабочих приходится 75%.


Что касается фермерских хозяйств, то структура трудовых ресурсов у них достаточно своеобразна. Во-первых, их персонал редко строго разделен по должностям и профессиям. Как правило, работники занимаются всем понемногу в зависимости от того, что нужно делать в данный момент. Во-вторых, очень часто фермерское хозяйство - это семейный бизнес, в котором заняты члены одной семьи, что делает бессмысленным построение классических трудовых отношений в формате «административный персонал - рядовые работники». Соответственно, профессии людей, которые занимаются растениеводством по этой схеме, также не поддают привычной классификации.

Краткий обзор основных профессий

В растениеводстве существует огромное множество различных профессий и специальностей, поэтому перечислить их все в рамках данной статьи не представляется возможным. Мы рассмотрим лишь самые массовые профессии в России:

  • агроном,
  • семеновод,
  • тракторист/комбайнер,
  • слесарь по ремонту сельхозмашин,
  • инженер-мелиоратор,
  • почвовед,
  • агрохимик.

Агроном - главный человек на сельхозпредприятии в вопросах технологии выращивания растений. Он отвечает за организацию производства всех культур, разрабатывает систему севооборота, внесения удобрений и применения других агротехнических приемов. В его обязанности входит составление карт возделывания культур, планов выполнения работ. Иными словами именно агроном руководит всем производственным процессом, поэтому от него требуется знание общебиологических дисциплин, земледелия, растениеводства, агрохимии, мелиорации, основы селекции и семеноводства, общей экономики отрасли. Агрономов выпускают высшие учебные заведения сельскохозяйственного профиля.

Семеновод также является одной из важнейших профессий людей в растениеводстве. Он работает под руководством агронома и занимается подготовкой семян к посеву, обрабатывает их специальными химикатами для борьбы с болезнями и насекомыми. Также в обязанности семеновода входит уход за растениями, руководство работами по обмолоту, очистке и сушке семян. На него же возложены функции по подготовке хранилищ и емкостей для хранения семян. Для профессии семеновода, как и для агронома, необходимо знание общебиологических дисциплин, земледелия, растениеводства, агрохимии, мелиорации, основ селекции и семеноводства. Профессии семеновода обучают в высших учебных заведениях аграрного профиля.

Трактористы выполняют значительную часть полевых работ в современном растениеводстве, управляя колесными и гусеничными тракторами с навесным оборудованием. В круг должностных обязанностей тракториста входит вспашка и культивация полей, посевные работы, внесение удобрений, разбрызгивание ядохимикатов, выполнение других работ в поле. Тракторист должен не только уметь управлять трактором и навесным оборудованием, но и уметь проводить слесарно-ремонтные работы для оперативного устранения мелких поломок техники в полевых условиях. Хотя уборочный комбайн по своей конструкции и назначению сильно отличается от трактора, на многих предприятиях уборкой урожая с помощью комбайна также занимаются рядовые трактористы. Специалистов этой профессии готовят в профтехучилищах, колледжах и других учебных заведениях этого уровня. При этом широко распространена практика обучения непосредственно на предприятии.


Слесарь по ремонту сельхозтехники и машин не участвует непосредственно в производстве продукции растениеводства. Тем не менее, ни одно серьезное растениеводческое хозяйство не может обойтись без одного или нескольких таких специалистов. Слесарь занимается ремонтом и текущим техническим обслуживанием сельхозтехники и оборудования (тракторов, комбайнов, плугов, культиваторов, сеялок и т.д.) Чтобы выполнять эту работу, нужно хорошо разбираться в современной сельхозтехнике, в том числе в электронике. Таких специалистов готовят с профтехучилищах, а также в вузах сельхозпрофиля.

Чуть менее массовыми в России являются такие профессии людей, занятых растениеводством, как инженер-мелиоратор, почвовед и агрохимик.

Инженер-мелиоратор отвечает за подготовку полей к орошению, под его руководством ведется обслуживание дождевальных установок. Для того, чтобы правильно организовать оросительную систему, необходимо знание геодезии, умение читать рельефные топографические карты, определять уклоны местности. Инженеров-мелиораторов готовят в вузах инженерного и аграрного профиля.

Почвовед исследует характеристики грунтов на полях растениеводческого хозяйства, определяет естественные процессы, влияющие на состояние почвы, готовит рекомендации касательно использования тех или иных участков поля (какие культуры лучше выращивать, как повысить плодородие, как лучше бороться с эрозией и т.д.) Почвоведов готовят в сельскохозяйственных вузах.

Агрохимик руководит проведением мероприятий по повышению урожайности сельхозкультур, под его началом агрохимическая лаборатория хозяйства определяет оптимальные для данной местности сорта растений и систему внесения удобрений. От него требуется знание общебиологических дисциплин, химии, основ селекции и семеноводства. Агрохимиков выпускают вузы.

Земледелие - это отрасль сельского хозяйства, которая благодаря применяемым приемам воздействия на почву сохраняет ее и повышает почвенное плодородие, создает условия для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Основные приемы воздействия на почву, используемые в земледелии,- механическая обработка почвы , внесение удобрений, соблюдение севооборотов и др. Земледелие также и наука, основной раздел агрономии, изучающая общие приемы возделывания сельскохозяйственных культур и разрабатывающая наиболее рациональные способы использования земли.

Из-за разнообразия почвенных, ландшафтных и климатических условий нашей страны приемы и способы воздействия на почву неодинаковы. Основные виды земледелия: устойчивое, сухое, орошаемое, богарное, горное, полярное.

Устойчивое земледелие характерно для районов, где выпадает достаточное количество осадков (Нечерноземная зона России, некоторые области Украины, Белоруссия и др.). Сухое земледелие свойственно районам, где осадков недостаточно и они неравномерны в течение вегетационного периода (Казахстан и другие районы степной зоны). Орошаемое земледелие распространено в зоне сухих степей, богарное - на неполивных участках орошаемых районов (см. Системы земледелия , Мелиорация земель).

Развитие земледелия каждой страны характеризуется определенными системами земледелия, которые показывают интенсивность использования земли, способы восстановления и повышения плодородия почвы. Системы земледелия изменяются под влиянием развития производительных сил общества.

В дореволюционной России земледелие было мелкокрестьянским, технически отсталым, почти все работы проводились вручную. Господствовали соха и деревянная борона. Удобрений почти не применяли.

После Октябрьской революции в нашей стране были созданы крупные хозяйства - колхозы и совхозы, все основные земледельческие работы в которых механизированы. Ежегодно они получают много сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений. Земледелие продвинулось далеко на север. За годы Советской власти значительно увеличилась площадь пашни, которая составила к 1980 г. свыше 227 млн. га. Большое значение имело освоение целинных и залежных земель . Быстрыми темпами развивается орошаемое земледелие. Площадь орошаемых земель в 1980 г. достигла 17,3 млн. га (в 1913 г. их было около 4 млн. га).

Земледелие как наука развивается в тесной связи с почвоведением, растениеводством , агрохимией, агрофизикой, микробиологией и другими сельскохозяйственными науками. Интенсивное развитие науки о земледелии началось с XVIII в. Большой вклад в нее внесли А. Юнг (Великобритания), Ю. Либих (Германия), Ж. Буссенго (Франция), русские ученые М. В. Ломоносов, А. Т. Болотов, И. М. Ко-мов и другие, а во второй половине XIX в. и в XX столетии - А. В. Советов, П. А. Костычев, А. Н. Энгельгардт, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. Р. Вильяме, Н. М. Тулайков, И. А. Стебут, Д. Н. Прянишников и другие. Они разработали научные принципы высокопродуктивного земледелия для разнообразных природных условий нашей страны, предложили конкретные рекомендации по повышению плодородия почв и его рациональному использованию.

Большую роль в развитии научного земледелия сыграло создание научно-исследовательских учреждений. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте зернового хозяйства под руководством А. И. Бараева создана высокоэффективная почвозащитная система земледелия для степных районов Западной Сибири, Алтайского края и Северного Казахстана. Крупные исследования проводятся в связи с осуществлением программы мелиорации избыточно увлажненных и засушливых земель (осушения и орошения). Т. С. Мальцев разработал новую систему обработки почвы для районов Зауралья (см. Обработка почвы).

Современное научное земледелие разрабатывает следующие проблемы: создание культурного пахотного слоя, минимализация обработки почвы (отказ от обработки или сокращение ее до минимума),

Задача сельского хозяйства — производство продуктов питания для человека, кормов для сельскохозяйственных животных и сырья для перерабатывающей промышленности. В сельском хозяйстве различают две ведущие отрасли: земледелие и животноводство. Земледелие — отрасль сельскохозяйственного производства, основанная на рациональном использовании земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур, получения стабильного и качественного урожая. Оно подразделяется на ряд подотраслей:
1) полеводство — изучает приемы выращивания полевых культур (зерновых, кормовых, технических, бахчевых);
2) овощеводство;
3) плодоводство;
4) луговодство и др.
Земледелие как наука зародилось около 10 тыс. лет назад. Сначала оно существовало в виде умений и навыков по возделыванию сельскохозяйственных растений, которые передавались из поколения в поколение сначала устно, потом письменно (до нас дошли глиняные таблички с описаниями, которым около 6 тыс. лет).
Содержание земледелия как науки менялось с развитием производительных сил общества. Сначала оно носило комплексный, энциклопедический характер, объединяя в себе вопросы севооборотов, обработки почв, применения удобрений, мелиорации земель, земледельческой техники, борьбы с вредителями, болезнями и сорняками сельскохозяйственных культур, т.е. включала в себя сегодняшние агрономические дисциплины: земледелие, растениеводство, селекцию и семеноводство, агрохимию, сельскохозяйственную мелиорацию, энтомологию, фитопатологию, механизацию сельского хозяйства и др. По мере накопления знаний с XIX в. началась дифференциация земледелия, от него отпочковался ряд дисциплин и в первой четверти XX в., когда земледелие разделилось на общее и частное (растениеводство), его содержание стало таким, каким оно является в наше время.
Современное земледелие можно определить как науку о рациональном использовании земли. В его задачи входит разработка агротехнических мероприятий по повышению эффективного плодородия почв при помощи физических и биологических методов.
На рис. 1.1 показана взаимосвязь земледелия с другими сельскохозяйственными науками.


Рис. 1.1. Взаимосвязь земледелия с другими сельскохозяйственными науками
Таким образом, земледелие опирается на почвоведение, физиологию растений и сельскохозяйственную микробиологию, находится в тесном контакте с агрохимией, зашитой растений и механизацией сельского хозяйства и, в свою очередь, служит базой для растениеводства.
Основная задача земледелия как отрасли сельскохозяйственного производства — максимальное удовлетворение растущих потребностей общества в продуктах питания, кормах и сельскохозяйственном сырье. По данным статистики, по производству и потреблению сельскохозяйственной продукции сейчас наша страна значительно уступает наиболее развитым странам. В России не обеспечивается питание населения в соответствии с медицинскими нормами (табл. 1.1 и 1.2).
Таблица 1.1 Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения




Особого внимания требует производство зерна. В цивилизованных странах на каждого жителя производится порядка 1 т зерна. Для России это означает ежегодный валовой сбор зерна на уровне 140—150 млн т, тогда как в последние 10 лет оно составляет 70—90 млн т, т.е. около половины от рекомендуемой нормы. Это предполагает увеличение производства собственного зерна за счет повышения урожайности и стабилизации внутреннего рынка.
Если же обратиться к данным по урожайности зерновых культур в нашей стране, то за 100 лет по сравнению с дореволюционным периодом (1913 г.) она увеличилась примерно в три раза, однако остается невысокой и нестабильной, с колебаниями от 0,5—0,7 т/га в засушливые до 2,0—2,2 т/га во влажные годы.
Как показывают статистические данные, мы значительно уступаем цивилизованным странам как по урожайности сельскохозяйственных культур, так и по производительности труда в сельском хозяйстве (табл. 1.3). Пути преодоления имеющегося отставания вытекают из опыта мирового и отечественного земледелия. Это экологически безопасная интенсификация производства, достижение на основе науки и передового производственного опыта высокой культуры земледелия.
С экономической точки зрения интенсификация — увеличение затрат труда и средств на единицу земельной площади при одновременном увеличении выхода продукции. С агрономической точки зрения интенсификация земледелия — увеличение воздействия человека на почву и растения с целью увеличения урожая.


В области земледелия интенсификация осуществляется главным образом за счет механизации, химизации и мелиорации. Интенсификация земледелия характеризуется наиболее полным регулированием факторов жизни растений человеком, что позволяет повысить отдачу использования пашни, т.е., с одной стороны, мы больше вкладываем, с другой — больше берем от земли. Но интенсификация должна проводиться в экологически обоснованных пределах и режимах, иначе она вызывает негативные последствия. Таким образом, задача земледелия как отрасли сельскохозяйственного производства — обеспечить растения всеми факторами роста и развития, а земледелия как науки — разработать приемы их наиболее продуктивного использования.

Лекция, реферат. Земледелие как наука и отрасль сельскохозяйственного производства - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

1. Почему при такой значительной площади терри­тории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика? Сопоставьте их площадь с пло­щадью сельскохозяйственных угодий других стран (рис. 9). Действительно, сельскохозяйственные угодья в России занимают небольшие пло­щади (в 2-3 раза меньше, чем в США и развитых странах Европы). Это можно объяснить тем, что большая часть терри­тории страны находится в неподходящем для ведения сельского хозяйства климате, где почвы еще и скованы многолетней мерзлотой. Однако доля пашни в России больше, чем, например, в Канаде и Бра­зилии.

В России наиболее распаханным явля­ется Центрально-Черноземный район, к северу и к югу от него доля пашни уменьшается. К югу увеличивается доля пастбищ, а к северу - сенокосов. Восточ­ная Сибирь - единственный экономиче­ский район, где доля естественных кор­мовых угодий превышает долю обраба­тываемых земель (за счет оленьих паст­бищ).

2. Используя текст учебника, назовите и покажите на карте районы выращивания основных зерновых и технических культур (рис. 12, 13).

Основными зерновыми культурами в порядке убывания их значимости и доли посевов являются пшеница, ячмень, овес, рожь. Заполните пустые графы в таблице 5 с помощью текста учебника.

Культура

Район выращивания

Зерновые

Пшеница яровая, пшеница озимаяЦентрально-Черноземный район, Северный Кавказ, ПоволжьеЯчмень, овесНечерноземье европейской части РоссииРожь

Крупяные

ГречихаПовсеместно в европейской части страны от широты 57° до 44°ПросоСухая степьРисПойма Кубани, дельта Волги, Терско-Сулакское междуречье, Приханкайская низменность

Зернобобовые

ГорохЧерноземьеСояНизменные районы юга Дальнего Востока и поливные участки на Северном Кавказе

Культура

Район выращивания

Технические

Сахарная свеклаПодсолнечникЛен-долгунец 3. В каких районах (природно-хозяйственных зо­нах) России наиболее развито растениеводство? Почему? Сопоставьте данные карты с картами нас. 20и 21 (рис. 12, 13).

Растениеводство наиболее развито в ле­состепной и степной зонах с плодородны­ми почвами, теплым мягким климатом и оптимальным для земледелия соотноше­нием тепла и влаги. Это Центрально-Черноземный, Поволжский и Северокавказ­ский экономические районы, поэтому их называют основными житницами России.

4. Подумайте, какие отрасли растениеводства рас­пространены практически повсеместно (рис. 12, 13). Почему?

Повсеместно распространено овощевод­ство, поставляющее скоропортящуюся продукцию непосредственно потребите­лям.

5. Перечислите основные отрасли растениеводст­ва в России. Какие из них, на ваш взгляд, имеют наибольшее значение?

Дополните таблицу, которую вы составили для ответа на вопрос 1 к рисунку 12, колонками - «получаемые продукты» и «доля в валовой сельскохозяйственной продукции». С помощью таблицы в 2 выделите отрасли, по которым Россия за­нимает ведущие позиции в мире.

6. Докажите на конкретных примерах, что расте­ниеводство зависит от агроклиматических условий.

Для этого достаточно сравнить карту зо­нальной специализации сельского хозяй­ства и карты распространения отдельных культур с картами природных зон.

В таблице 6 приведены требования культурных растений к климатическим условиям.

7. Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличаются экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство. Заполните пустые графы.

Разница заключается в способах увели­чения продукции. При экстенсивном ве­дении хозяйства увеличиваются сельско­хозяйственные площади без каких-либо изменений в способах ведения хозяйства.

Сельско­

хозяйственная

культура

Температура для роста и созревания, °С

Холодостойкость, °С

Продолжительность вегетационного периода, дни

Сумма активных t° вегетационного периода, °С

Природная

мини­мальная

опти­мальная

Бахчевые (арбузы, дыни)+ 12+20…270100-1801600- 3200Пустыни,полупустыниВиноградПустыни, полупусты­ни, субтропикиКартофель+8

260-120800-2000Южная тайга, сме­шанные леса, ши­роколиственные леса

При интенсивном хозяйстве увеличи­ваются капиталовложения в обрабаты­ваемую землю и в сельскохозяйственных животных. Затраты потом многократно перекрываются возросшими урожаями, удоями и т. п.

Основными способами здесь являются селекция (т. е. выведение новых, более продуктивных и устойчивых к заболева­ниям сортов растений и пород животных), химизация (применение удобрений и средств защиты), мелиорация (орошение, известкование, посадка лесополос), меха­низация (применение разнообразных сельскохозяйственных машин).

8. Какова специализация земледелия в вашем крае? Какими причинами она обусловлена?

Для ответа на этот вопрос определите сначала генеральное направление сель­ского хозяйства в вашем районе по карте на с. 33 учебника или в атласе. Затем уточните его, используя данные краевед­ческих пособий и книг, местных средств массовой информации.

Для того чтобы определить причины именно такой специализации, вспомните особенности климатических условий ва­шего края.

На этой странице искали:

  • отрасли растениеводства в россии
  • какова специализация земледелия в вашем крае
  • основные районы выращивания зерновых и технических культур в россии
  • перечислите основные отрасли растениеводства в россии какие из них на ваш взгляд имеют наибольшее значение
  • Докажите на конкретных примерах зависимость растениеводства от агроклиматических условий