Эффективные и простые методы создания идей. Мозговой штурм или поиск единомышленников

Discussiya.com

На определенном жизненном этапе многие люди осознают то, что у них появилось желание открыть свое собственное дело, свой бизнес. Такое желание возникает у всех от разных причин – это может быть желание реализовать себя, свой потенциал и свои идеи, это может быть потребность в том, чтобы обеспечить себя и своих близких и приобрести твердую уверенность в завтрашнем дне. Чтобы не двигало человеком в желании открыть свой независимый бизнес – в основе любого бизнеса всегда будет лежать идея, и практически вся успешность дела зависит от того, насколько правильная идея выбрана и как точно она сформирована.

Но это вовсе не говорит о том, что идея должна быть уникальной – она может быть уже воплощена кем-то другим, а Вы можете пойти по стопам ее первооткрывателей. Хотя уникальность идеи – это практически уже залог успеха, а второй путь заимствования чужой идеи может привести к разочарованию, так как часто это может вылиться в плагиат, который редко ведет к чему-то хорошему.

Самый ключевой этап, который способствует формированию бизнес – идеи заключается в том, что человек, желающий открыть свое дело, должен хоть немного понимать, в какой сфере деятельности он бы желал работать и каким бы хотел видеть свой бизнес. Подумав над тем, в какой отрасли Вы хотели бы вести свой бизнес, проанализируйте то, какие ресурсы должны быть затрачены и в каких масштабах, проведите здесь соответствие своим возможностям.

Для того чтобы бизнес был успешным неотъемлемой частью является то, что он должен быть достаточно интересен своему владельцу, ведь на развитие бизнеса всегда уходит много времени и сил, а если выбранная сфера деятельности будет не интересна человеку, не будет его увлекать, то это будет значительно тормозить все развитие. Подумайте о своих талантах, сильных сторонах и преимуществах, выбирайте только ту сферу деятельности, в которой Вы сможете проявить и использовать эти свои положительные качества – это станет мощным толчком к прогрессированию.

Определившись с желаемой сферой деятельности, необходимо провести подробное исследование выбранной сферы, собрав как можно больше информации о рынке, а так же проведя простое и эффективное упражнение для себя. Для этого нужно просто на листке бумаги выписать для себя все преимущества и недостатки желаемой отрасли, в которой Вы хотели бы воплощать свой бизнес. Подумайте обо всех «за» и «против», определите, что будет в перевесе, а затем уже приступайте к конкретному формированию идеи-плана, если конечно преимущества затмили все недостатки выбранной отрасли.

Затем решите, каким будет способ организации Вашего дела. Это может или воплощение своей собственной уникальной идеи, или же возможна покупка уже готового бизнеса. Также можно купить франшизу, взять некоторые элементы из уже реализованных идей для бизнеса, о копировании и плагиате говорить не будем, так как не очень это хорошее дело, которое чаще всего способно лишь разочаровать и принести уйму проблем и неприятностей.

Воплощение своей новой, уникальной идеи проблематично в том, что толкает человека на риск, ведь идея никогда не была воплощена в жизнь и совершенно неизвестно, принесет ли она желаемый успех. Однако если удача окажется на Вашей стороне, то это тот единственный путь, который может привести к самому большому успеху, богатству и известности, ведь самые успешные люди – это те, которые в свое время стали первооткрывателями того, что принесло им такой успех.

Покупка франшизы – это достаточно быстрый путь к успешному развитию бизнеса, при условии правильный действий. Плюс этого способа начинания бизнеса в том, что начинать его приходиться не с полного нуля, но и, конечно же, такого успеха, как открытие чего-то нового и уникального он может не принести, но все-таки большая популярность этого способа говорит о его выгодности.

Но чаще всего конечно в современных рамках появления и развития нового бизнеса наблюдается полное или частичное копирование чужих идей, что является путем достаточно простым, по сравнению с тернистым путем воплощения своей уникальной идеи, и достаточно проверенным. Ведь если воплощенная идея уже принесла успех своему создателю, то многие захотят пойти по этой протоптанной дорожке.

Решив стать предпринимателем, необходимо отчетливо понимать то, что чем больше будет развиваться бизнес, тем больше будет меняться жизнь, и часто это будет происходить кардинально и достаточно неожиданно, поэтому нужно быть готовым ко всем изменениям и нововведениям на своем пути к обретению своего успешного и выгодного дела. Энтузиазм и уверенность в своих поступках, и готовность осваивать новые знания - вот то, что поможет обрести стабильность и успешность в любой сфере предпринимательской деятельности.

Каждый из нас мечтает создавать тонны идей во всех сферах своей жизни: отношениях, бизнесе, написании книги и создании новых продуктов. Несмотря на то, что создание идей может показаться мистическим или случайным процессом, существуют практические рекомендации и уроки, которые мы можем применять всегда, для того, чтобы повысить свои шансы получить хорошие идеи.

Что же влияет на количество и качество новых идей?

Ассоциации, ассоциации и еще раз ассоциации

Каждый человек хочет иметь десятки идей в день, но много ли людей задумывались о том, что же такое идея? Подумайте хотя бы пару секунд об этом, ответьте сами себе.

На самом деле, все намного проще, чем кажется. Идеи - это , связи. Любая идея, неважно какого уровня, это связь между предыдущими идеями. И эти ассоциации возникают в нашем мозгу постоянно, независимо от того, хотим мы чтобы они возникали или нет. В связи с этим можно сделать очень простой вывод: невозможно создать идею из ничего. Идея создается путем связи нескольких уже существующих и любой мозг проводит свои уникальные ассоциации между этими понятиями.

Еще одной важной характеристикой ассоциаций является то, что появление идеи невозможно предсказать. Очень часто идея появляется, когда человеческий мозг создает ассоциацию между двумя несвязанными между собой концепциями и в неожиданной манере. Так работает , так работает создание идеи любого уровня.

Креативность и продуктивность

Из-за непредсказуемости появления невозможно и целенаправленно искать определенную идею, ведь по сути вы не знаете, чего ищете. Однако вы можете повысить свои шансы появления новой идеи, если будете увеличивать количество связей и ассоциаций в своей голове. Приятная новость состоит в том, что любая гениальная идея - это набор крайне простых идей. Если вы восторгаетесь каким-то известным изобретателем, то наверняка можете взять любую его идею и хотя бы понять, как она могла прийти ему в голову. Вы обнаружите, что сложнейшая идея создается по кирпичикам из простых, даже примитивных, идей. Истинное волшебство состоит именно в том, чтобы взять пару простейших идей, провести между ними связь и найти идею более высокого порядка. Затем взять десяток таких идей и создать из нее нечто потрясающее.

Лауреат Нобелевской премии Линус Паулинг сформулировал очень простую мысль: «Лучший способ найти хорошую идею - иметь много идей» . Поэтому быть плодовитым в этой сфере и есть способ создавать отличные идеи. В вопросах творчества количество в итоге выливается в качество. Вы не можете создать гениальную идею, если не создавали до этого простых.

Поэтому мы должны развенчать известный миф о том, что гениям приходят только лучшие идеи, да еще и сразу. Дело в том, что нам известны только лучшие изобретения и концепции. И они бы не были столь гениальны, если бы их создатели не генерировали тонны идей. Например:

  • Эйнштейн известен своей теорией относительности, однако помимо этого опубликовал 248 других работ
  • Бах писал одну кантату в неделю даже будучи уставшим или больным
  • Моцарт создал более шестисот произведений
  • Эдисон получил 1093 патента. Кстати, список всех патентов вы можете увидеть в Википедии в статье под названием «List of Edison patents»

Еще одним интересным моментом является то, что если изучить биографии известных гениев, можно увидеть, что их величайшие изобретения шли рядом с величайшими провалами. И иногда за провалом сразу же возникал величайший успех (как и наоборот). Поэтому все, о чем вы должны думать - создавать массу идей, любых, где угодно и когда угодно.

Вот шесть советов для создания образа мышления идейного изобилия:

Ожидание появления идей

В первую очередь избавьтесь от мысли, что вы не творческий человек. Выбросьте из головы предвзятое мнение, что идеи это удел избранных. Иногда уже этого достаточно.

Приветствуйте глупые идеи

Причина и творческого кризиса в том, что вы ожидаете сразу гениальных идей. Так не бывает. Всегда боритесь за количество, формируйте ассоциации. Многие люди даже не дают своим идеям развиваться, потому что боятся ярлыка «глупая идея». Глупая идея может стать основой для идеи более высокого уровня, что подтверждает интерес современного мира даже к Шнобелевской премии.

Будьте готовы к любому опыту

Ваш разум хватает любой опыт, которому вы подвергаетесь. по разным местам, знакомьтесь с другими людьми, попадайте в разные ситуации и это станет вашим двигателем для новых ассоциаций. Читайте новые журналы и книги, которые раньше не читали. Связи формируются именно так, им нужно давать новую пищу.

Схватите свою идею немедленно

Это должно стать вашей привычкой. Используйте любые доступные для вас средства и инструменты: веб-сервисы, дневники, приложения, диктофон. Как только появилась какая-либо идея, сразу же запишите ее. Существует мнение, что так вы говорите своему мозгу, что цените его усилия.

Будьте благодарны за идеи

Если вы получили новую идею, благодарите себя и свой мозг за это. Привычка поощрять свой мозг за создание новой ассоциативной связи очень помогает относиться к ним как к новому опыту, а не обыденному процессу в вашей жизни.

Осознайте, что идеи приходят всплесками

Абсолютно нормально, если вы на протяжении недели генерируете совершенно никудышные идеи. Крайне важно пережить этот момент философски и не посыпать голову пеплом. Спокойно дождитесь момента, когда вас «прорвет» и вы едва будете успевать их записывать. Очень важно знать, что идеи приходят пачками при попытке уснуть и во сне. В этом случае мозг начинает формировать ассоциации на подсознательном уровне, когда отключено.

А какие советы о генерации идей можете дать вы? Оставляйте свои версии в комментариях.



МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕЙ

Идеи – это капиталы, которые приносят проценты лишь0 в руках таланта.

(Антуан де Ривароль )

Все возникающие проблемы должны быть решены по возможности с положительным эффектом, однако не всегда существуют готовые решения. В процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, руководство организации принимает много решений по всем направлениям, проводит поиск вариантов для ликвидации проблем, а также разрабатывает методики формирования новых идей на базе своей организации для быстрого разрешения подобных вопросов.

Самыми распространенными методами формирования идей часто называют следующие методы:

«мозговой штурм» и его разновидности;

Индивидуальный, письменный, прямой и массовый виды, а также известны двойной метод, метод с оценкой идеи, обратный метод, метод «корабельного совета», метод «конференции идей»;

Метод фокальных объектов;

Морфологический анализ;

В зависимости от конкретной проблемы или задачи, может применяться тот метод, который будет наиболее эффективен, или несколько методов, их перекрестное применение часто дает наиболее высокий конечный результат.

1. МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Процесс генерации подразумевает быстрый сбор различных вариантов ответов (решений) по конкретному поставленному вопросу для дальнейшей экспертной обработки и прогнозирования результативности отобранных вариантов решения.

«Мозговой штурм» – это метоп, который основан на процессе генерации информации, проводимом группой специалистов.

Существуют некоторые принципы, сформировавшиеся в процессе использования метода «мозгового штурма».

1. Цели и ограничения должны быть четко обозначены.

2. Всем участникам метода должна быть предоставлена максимальная свобода, выражающаяся в:

Безграничной свободе идей;

Обязательном высказывании мнения каждого участника.

3. Формирование состава участников должно быть тщательным, необходимо помнить:

Об ограничении количества группы;

Об определении наименований специальностей, необходимых для выполнения поставленной задачи;

Создании соответствующей психологической атмосферы;

Об определении уровня квалификации участников;

Возможности целенаправленного введения в группу инакомыслящего участника.

4. Нужно заранее определить, как будет протекать «мозговой штурм». Например, сбор всех вариантов на каждом уровне, затем оценка жизнеспособности каждого варианта и выбор лучшего, а затем «расширение» каждого одобренного варианта.

5. Роль ведущего в группе подразумевает следующее:

Наличие навыков создания необходимой атмосферы;

Наличие навыков управления группой.

В процессе использования метода «мозгового штурма» в различных ситуациях во многих сферах жизнедеятельности, данный метод разделился на девять видов, которые могут быть использованы в соответствии с предъявляемыми требованиями области исследования. Виды «мозгового штурма»:

Можно сказать, что данный метод имеет несколько особенностей, например, таких, как высокая вероятность возникновения конфликтов, большой объем работы, а также зависимость результатов от профессионализма участников.

Индивидуальный метод;

Письменный метод;

Прямой метод;

Массовый метод;

Двойной метод;

«мозговой штурм» с оценкой идей;

Обратный метод;

«корабельный совет»;

«конференция идей».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕТОД

При использовании данного метода число участников может быть сведено до минимума, до одного человека. Суть его в том, что в течение десяти минут сотрудник должен зафиксировать на диктофон или на бумагу свою идею, но без оценки.

Положительный эффект индивидуального метопа заключается и экономии и оперативности получения результата.

ПИСЬМЕННЫЙ МЕТОД

Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

ПРЯМОЙ МЕТОД

Прямой метод характерен тем, что его проведение сведено к минимуму времени и максимуму общения. Другими словами, ведущий может прямо спросить каждого участника, ограничив при этом его время и область изысканий. В группе создается неформальная атмосфера, что должно расположить участников к общению и творчеству.

МАССОВЫЙ МЕТОД

Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

МЕТОД «КОНФЕРЕНЦИИ ИДЕИ»

Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

МЕТОД «КОРАБЕЛЬНОГО СОВЕТА»

Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

ОБРАТНЫЙ МЕТОД

При использовании этого метода – разновидности «мозгового штурма» – весь процесс поиска новой идеи делится на отдельные этапы, которые должны быть выполнены правильно, иначе произойдет срыв всего процесса из-за неверного выполнения одного этапа. Чаще всего данный метод может содержать следующие этапы:

Составление перечня всех вероятных недостатков, которые уже существуют, могут появиться, а могут не появиться в будущем.

Последующее их ранжирование по уровню сложности или объему возможного ущерба.

Метод называется обратным, так как он используется не для создания новых идей, а для анализа уже существующих явлений или планов на предмет наличия недостатков.

МЕТОД «С ОЦЕНКОЙ ИДЕЙ»

Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

Генерации идеи;

Выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

Отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

Обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

Отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

Проведения презентаций каждого варианта;

Коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

Использование этого метопа возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

ДВОЙНОЙ МЕТОД

Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

«мозговой штурм»;

Обсуждение каждого выдвинутого варианта;

Выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания. Чаще всего в начале работы разрабатывают и уточняют план действий:

Деление объекта, который необходимо усовершенствовать;

Уточнение цели;

Отбор случайных объектов;

Описание каждого случайного объекта по характерным свойствам, признакам;

Перенесение свойств, случайно выбранных объектов на заданный объект, смешение и получение новых свойств и признаков;

Применение свободных ассоциаций для получения новых свойств на основе смешения различных признаков и свойств в предыдущих этапах;

Письменная фиксация новых ассоциаций и идей относительно поставленной задачи, объекта;

Проведение оценки всех полученных вариантов;

Отбор жизнеспособных вариантов.

Оригинальным подходом считается поиск и последующее развитие различных сочетаний Г тем свободных ассоциаций, связанных с поставленной задачей.

К отрицательным сторонам – невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Сущность метода морфологического анализа состоит в том, что поставленная проблема разделяется участниками процесса на более мелкие этапы, которые в последующем будут проанализированы и оценены отдельно друг от друга. В процессе анализа составляются все возможные варианты сочетаний вероятных свойств и принципов действий, затем для каждого составляется соответствующий проект. Общепринято использование следующего порядка применения данного метода.

1. Отбор необходимой системы и определение целей.

2. Построение «морфологического ящика», т. е. оси координат. На данном этапе вероятны затруднения с выбором осей «ящика», в таком случае можно воспользоваться некоторыми шагами:

Расширить варианты систем осей координат для «ящика»;

Провести сравнения между найденными вариантами;

Выявить главные и существенные свойства осей, выбрать те оси, которые отвечают требованиям поставленной задачи.

3. Составление окончательного варианта осей координат «ящика».

4. В случае необходимости – введение «универсальных осей», которые могут служить добавочным критерием при проведении оценки вариантов решения проблемы. Например, можно использовать такие оси «ящика», как «энергопитание», «назначение», «соответствие» и т. д.

5. Составление графического вида готовой таблицы, в которую необходимо занести все выбранные данные по конкретной проблеме.

6. Отбор только тех сочетаний, которые соответствуют заданным требованиям.

7. Анализ полученных результатов по всем возможным направлениям и описание каждой вероятной ситуации.

Существуют некоторые особенности проведения морфологического анализа проблемы. Во-первых, при составлении морфологического ящика необходимо проводить сравнение, как минимум, двух объектов; во-вторых, участники процесса должны чувствовать и четко понимать весь процесс и все предлагаемые составные части «ящика», все грани осей. И, в-третьих, в таблице необходимо ввести понятия «начало», «нуль», отправной точки всего процесса.

Преимущество данного метода в том, что его может использовать даже один сотрудник при необходимости решить срочную задачу или проблему.

Проведение морфологического анализа предполагает построение двухмерной таблицы, в которой обе оси координат – это свойства некоторой системы, а клетки в этой таблице – пустые места для записи различных идей.

4. ТРЕНИНГИ

Понятие «тренинг» чаще всего используется как термин групповой работы людей. Изначально это понятие зародилось в научной психологии, но с течением времени стало очень распространенным во многих сферах современной жизни, в том числе и в менеджменте.

Если рассматривать конкретный «морфологический ящик», то можно понять суть действия данного метода. Осями координат выбраны идеи, в данном случае всегда будет срабатывать прямая зависимость количества вариантов решений от числа идей по обеим осям. Если же ввести третью ось координат, то количество вариантов увеличится пропорционально данным третьей оси координат.

Тренинг – это занятие, на котором человеку даются необходимые навыки, предоставляется возможность их отработать и закрепить.

В менеджменте тренинги используются как способ повышения уровня знаний сотрудников без отрыва от производства, улучшения психологической атмосферы в коллективе, а также для выявления новых потенциалов в каждом человеке. Кроме того, тренинги могут использоваться с целью ускоренного решения некоторых срочных проблем, вопросов и задач на производстве. Таким образом, область применения тренингов в различных сферах деятельности человека постоянно расширяется и углубляется.

На данный момент тренинги чаще всего применяются:

Для приобретения недостающих знаний;

Для устранения и исправления некоторых недостатков сотрудников;

Для закрепления полученных навыков;

Для обретения повышенной устойчивости к негативным влияниям.

Одним из важных моментов использования тренингов в организациях является возможность обыграть определенную ситуацию, возможные последствия и так далее, наработать определенные рефлексы, способные оказать положительную помощь сотруднику в работе и в жизни.

Очень распространено на данный момент использование тренингов в качестве обучения сотрудников в группе, т. е. применяется командный метод работы с сотрудниками в организации.

Положительными факторами использования и применения тренингов в организации служат не только повышение эффективности коллективного труда, но и вклад отдельно взятого человека в общий труд, повышение уровня его профессиональной компетенции, снижение числа конфликтных ситуаций на рабочих местах, выравнивание общей поведенческой линии каждого участника тренингов и улучшение общего психологического климата.

В качестве вывода можно сказать, что применение тренингов в деятельности человека, организации стало постоянным инструментом управления жизненными процессами при осуществлении хозяйственной деятельности на современном рынке товаров и услуг.

СУЩНОСТЬ ТРЕНИНГА

Сущность тренинга включает в себя в числе прочего:

Повышение квалификации специалистов путем развития их профессиональных навыков;

Развитие организационно-управленческих связей в организации.

Со стороны организации следует найти баланс, который уровняет возможности сотрудников и организации и удержит их в лоне организации.

В целом, тренироваться можно в любой области производства и науки, следовательно, предметом тренинга могут быть любые направления жизнедеятельности. Различное значение в сущность тренинга вкладывают потребители и организации, предоставляющие услуги по бизнес-тренингу. Например, такие организации предлагают:

Достижение нового уровня с помощью их тренеров;

Получение новых возможностей личностного роста в организации;

Улучшение коммуникационного обмена;

Другие преимущества в зависимости от вашего уровня.

Следовательно, при выборе тренинга необходимо проявлять максимум внимания. Дело в том, что сотрудники будут рады получить дополнительное обучение за счет организации, а затем могут оценить себя выше и уйти в другую. Это естественный риск, но не нужно из-за него снижать качество обучения. Желательно найти компромисс, условия которого могли бы удовлетворить обе стороны.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГА

Тренинги имеют некоторые существенные различия с общеизвестными семинарами, среди которых можно назвать самые главные:

Активное участие участников тренинга;

Активное слушание участников тренинга;

Возможность самореализации и самовыражения участников тренинга.

Активное участие участников

Одним из главных отличий тренинга от семинаров является то, что участники тренинга вынуждены принимать очень активное и непосредственное участие в процессе проведения тренинга. Это обеспечивает получение практических навыков на тренингах и практических решений тактических проблем на рынке товаров и услуг.

Активное слушание участников

Для того чтобы повысить отдачу от тренинга, участники должны не только слушать тренера, но и обдумывать его слова, реагировать на них. Такой метод называется активным слушанием участников тренинга. Грамотное использование психологического ритма человеческого мозга тренерами-консультантами на тренингах обеспечит необходимую степень эффективности запоминания теоретического и практического материала. Также положительной особенностью активного слушания является возможность управления мыслительными процессами и вниманием всей группы с помощью различных ролевых игр и других методик педагогики.

Приобретение таких знаний и навыков способствует повышению эффективности работы, сотрудники становятся более самостоятельными, ответственно принимают решения.

Возможность самореализации участников

Если в обыденной жизни сотрудники не могут или не имеют возможности донести свои мысли, дела до общества, своих коллег и руководства, то на тренингах такие возможности даются каждому человеку. Очень часто многие люди просто не знают о том, какие способности «дремлют» в их подсознании, и при грамотной помощи консультанта такие способности открываются, что может привести к повышению самооценки сотрудника и пересмотру его жизненных позиций. Кроме того, участие в тренингах дает возможность взаимно обмениваться опытом среди присутствующих на данном мероприятии.

ПРОБЛЕМЫ ТРЕНИНГА

Как у каждого мероприятия, так и у любого тренинга есть свои проблемы, которые часто являются препятствием для выполнения своих функций, а также повышения качественного профессионального уровня. Самой распространенной проблемой тренингцентров считается недостаток профессионалов, которые могли бы проводить учебные мероприятия. Также российской организации сложно найти специалиста, владеющего русскими разработками и методиками, а не преподающего традиционные и инновационные методики Запада, так как западные методики не всегда могут способствовать развитию российского бизнеса. Современное положение на российском рынке сложилось так, что при росте популярности бизнес-тренеров, уровень стоимости услуг на их профессиональные услуги снижается.

Тренинг предоставляет участникам возможность самореализоваться.

Кроме перечисленных проблем существует еще одна очень странная проблема, которая может просуществовать сравнительно долго: после проведения консультаций клиент может отказаться от рекомендаций И предпочитает действовать по собственному плану.

Нехватка специалистов

Одна из главных проблем тренинговых организаций – это явная нехватка кадров: тренеров, консультантов, экспертов. Общеизвестно, что даже самый лучший специалист не может выполнять больше работы, чем позволяют человеческие способности. Очень часто бывает так, что один квалифицированный специалист несет на себе ответственность за все, что только можно: за проведение тренингов, за аналитическую работу по отраслям, за внутренние работы организации по сбору и распространению тренинговой информации и т. д. Для того, чтобы организации могли осуществлять свою деятельность на рынке в полном объеме и на высоком уровне необходимо располагать обязательным ресурсом кадров, от профессиональности которых зависит процесс развития многих хозяйствующих субъектов рынка.

Засилие западных методик

Отсутствие современных отечественных методик на российском рынке привело к тому, что популяризовались западные методики проведения тренингов и обучения сотрудников различных организаций без адаптации к российским реалиям рыночной структуры. На создание российских методов требуется время, и на данном этапе участникам рынка – организациям придется использовать западные методики, приспосабливая их к нашим условиям, внося свои изменения, найденные опытным, практическим путем.

Не способствует стабильности и то, что процесс решения российских проблем К проводится с помощью западных методик, которые не всегда дают желаемый результат.

Обесценивание услуг консультанта

На российском рынке товаров и услуг на фоне появления новых видов организаций, предоставляющих услуги по проведению тренингов, снижается уровень спроса на данную (новую!) услугу. Вероятно, это связано с тем, что не еще все субъекты рыночной экономики осознали необходимость использования данных услуг. Организации отказываются предоставлять своим сотрудникам возможность обучения на производстве и оплачивать из своего бюджета, довольствуясь дипломами вузов. Надежда на то, что можно воспользоваться временными бесплатными консультациями иностранных специалистов-консультантов отрицательно влияет на развитие консультативного бизнеса в России.

Проведение аналитической работы в организации с последующими тренингами для сотрудников не всегда оказываются эффективными. Подобные случаи не редкость на российском рынке товаров и услуг: тратятся значительные финансовые ресурсы, но по определенным причинам (недоверие, самоуверенность или простое непонимание) не используются полученные результаты, которые могли бы в подавляющем большинстве случаев повысить эффективность деятельности организации.

САМООБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Само понятие «самообучение в организации» подразумевает самостоятельную работу сотрудника по повышению уровня своего образования, опираясь на помощь коллег и руководства. Значение данного метода обучения сотрудников уже известно на практике, оно широко применяется во многих сферах жизнедеятельности, постоянно расширяя свои возможности на всех уровнях управления. В зависимости от вида деятельности организации процесс самообучения сотрудников на базе организации может быть различным, но общие основы всегда одинаковы. Таким образом, процесс самообучения можно представить как несколько последовательных этапов, например:

Постановка и описание проблемы;

Проведение активного слушания хозяина проблемы;

Поиск вариантов решения проблемы методом «мозгового штурма» и использование чужого опыта;

Процесс принятия решения хозяином проблемы;

Осуществление положительной обратной связи.

После того как проблема была названа и определились все ее составляющие, можно перейти к следующему шагу – это поиск необходимых ресурсов.

Использование техники активного слушания позволяет повышать уровень пропаж в торговле, увеличивать объемы заказов, а также завоевывать новые ниши на рынке товаров и услуг.

Постановка и описание проблемы

Процесс постановки проблемы и ее последующее описание являются первым этапом в цепочке решения проблемы. Только после осмысления и обозначения проблемы можно сделать следующий шаг по направлению к результату. Суть постановки проблемы состоит в том, чтобы понять разницу между настоящим, текущим положением дел и желаемым уровнем, который необходимо достичь. Кроме того, необходимо понять и тот факт, что сама по себе проблема не есть некоторая неприятность, которая имеет статус нерешаемости, и в ней не надо никого винить. Ресурсы для решения проблемы желательно искать среди доступных ресурсов в организации, т. е. использовать собственные ресурсы. В случае, когда недостаточно собственных ресурсов, надо искать и использовать сторонние ресурсы, т. е. чужие ресурсы, например чужой опыт при решении подобной проблемы.

Активное слушание

Активное слушание заслуживает более внимательного изучения, чем простои интерес, уже только потому, что оно универсально в применении. Эту технику можно использовать в любой сфере жизнедеятельности, в том числе в профессиональной и в обыденной жизни. Техника «активное слушание» чаще всего включает в себя несколько шагов, которые раскрывают весь процесс использования данной техники.

Слушатель не должен много говорить и давать советы;

Слушатель должен быть терпеливым, не должен торопиться завершить разговор;

Слушатель не должен выражать агрессию, не должен притворяться в собственных высказываниях.

Необходимо создавать раскрепощенную атмосферу для общения. Вторым шагом можно использовать стадию встречных вопросов по обсуждаемой теме. Однако необходимо помнить о том, что некоторые вопросы могут остановить разговор и решение проблемы не будет найдено, поэтому не нужно использовать критику, спорить.

Достоинства техники «активное слушание» немногочисленны, но неоспоримы: экономия рабочего и личного времени обеих сторон, отсутствие передачи проблемы в другие руки, получение навыков самостоятельного поиска решения проблем, а также укрепление дисциплины.

На фоне раскрепощенной обстановки сотрудник быстрее изложит суть своей проблемы.

Желательно использовать все возможные вербальные и невербальные методы общения для того, чтобы сотрудник четко понял искреннюю заинтересованность в его проблеме.

«Мозговой штурм» и чужой опыт

Следующим этапом в общей последовательности должен быть поиск вариантов решения с использованием методов «мозгового штурма». Все участники группы должны высказать все возможные и невозможные идеи по обозначенной теме в определенный срок. В качестве дополнительной помощи при поиске решений используется опыт присутствующих участников группы, так как существует большая вероятность того, что кто-то из участников уже имеет определенный опыт решения проблем в аналогичной сфере или владеет некоторой информацией по данной теме. Положительными эффектами являются экономичность, расширенные возможности поиска решения проблемы, а также извлечение дополнительных результатов из работы группы, например получение новой информации, нового сотрудничества, обогащение чужим опытом.

Процесс принятия решения

На основании набранного материала относительно конкретной проблемы, можно провести отбор самых жизнеспособных и интересных вариантов решения поставленной задачи, проблемы. Часто таких вариантов несколько, и между ними может быть определенная конкуренция, т. е. выбранные варианты должны быть подвергнуты дополнительной обработке и анализу. Чаще всего используется повторение предыдущего этапа – проведение «мозгового штурма» и использование чужого опыта присутствующих участников группы. При повторном анализе выбирается основной вариант решения, а в «запасе» необходимо оставить те варианты, которые набрали очень высокие баллы в процессе оценки всех предложенных на рассмотрение вариантов решений.

В результате, за небольшое время появляется не общий вариант решения проблемы, а несколько рабочих и несколько запасных вариантов.

Заключительный этап называется обратной связью, тан паи по законам психологии любой результат необходимо закреплять только положительными эмоциями.

Положительная обратная связь

После того как выскажутся все участники группы самообучения модератор (ведущий) должен закрепить эффект положительными высказываниями участников в адрес выступавшего хозяина проблемы.

Существует несколько оснований для образования положительной обратной связи всех участников:

Повышение уверенности в своих профессиональных возможностях;

Укрепление внутреннего человеческого самосознания;

Повышение уровня мотивации, поиску новых ориентиров в процессе работы.

ОБУЧЕНИЕ С ТРЕНЕРОМ

Главное преимущество этого метода в том, что в групповом общении раскрываются скрытые возможности всех участников, одни знания дополняются другими, происходит обмен практическим и теоретическим, а также жизненным опытом. Тренер выполняет несколько функций: ведет мероприятие, контролирует поведение всех участников тренинга, а также является лектором и т. д. Такой метод распространен в организациях, в которых постоянно требуется обучение сотрудников новым навыкам. Это актуально при большой текучести кадров, в связи с расширением структуры или изменением направлений деятельности, по другим причинам.

«Обучение с тренером» обычно подразумевает общение в группе.

5. МЕТОД АНАЛОГИЙ

Основой метода аналогий является принцип заимствования подобных идей из совершенно других областей и сфер жизни и науки. Для того чтобы использовать на практике метод аналогий, необходимо провести следующие действия:

Выделить основную причину затруднений; максимально приблизить ее к форме понимания специалистами других областей науки и производства;

Определить цели и ограничения;

Найти и определить родственные области науки и производства;

Организовать группу специалистов;

Организовать проведение процесса «мозгового штурма»;

Отобрать варианты решения из общей массы предложенных.

Кто-то может сказать, что создание идей – это процесс тонкий и творческий, не терпящий даже малейших попыток его структурировать и уже тем более загнать в какие-либо рамки. И отчасти эта мысль правильна. Но лишь отчасти. И если вы оказались в вакууме, и ни одна идея не спешит осчастливить вас своим визитом, то, скорее всего, вы делаете что-то не так.

Конечно, творчество зачастую интуитивно. Можно даже сказать, что кто-то от природы обладает более высокой креативностью, а кого-то муза лишь иногда балует своими визитами. Но не стоит полностью полагаться на свой природный дар в надежде, что идея придет сама по себе. И не нужно отчаиваться, если вы не наделены креативными способностями от рождения. Есть масса способов приручить музу и заставить ее работать на вас. Вам не нужно заново изобретать колесо, все уже давно придумано до нас.

Итак, давайте для начала разберемся, какие же способы генерации идей существуют.

Самый популярный метод, о котором знают все. Брейншторм – это несложный, понятный и зачастую веселый способ генерации идей. Суть его состоит в том, чтобы каждый участник группы выражал свои идеи устно или письменно (зависит от типа мозгового штурма: устного или письменного соответственно). Сказанные либо написанные идеи обсуждаются, трансформируются и в итоге превращаются в полноценную концепцию.

Все достаточно просто. Мозговой штурм в устной форме – это достаточно шумное и забавное действие, которое буквально выжимает из вас все соки. Но полученная в результате брейншторма идея радует настолько, что усталость не имеет значения.

2. Расшифровка

Для того, чтобы сгенерировать идею с помощью этого способа, вам понадобиться всего лишь текст на любом непонятном вам языке. Любые иероглифы будут даже лучше. Старайтесь расшифровать этот текст, пользуясь формами символов. Возможно, какой-то символ что-то вам напомнит, и идея внезапно возникнет из-за ассоциации с обнаруженной формой символа.

3. Непрямые стратегии

Метод заключается в том, что нужно сделать несколько карточек, на которых будут написаны какие-либо действия. Создавая идею, вытаскивайте карточки и выполняйте написанное на ней действие. Действия эти могут быть совершенно разнообразные: начиная от “Поставить себя на место потребителя” и вплоть до “Станцевать румбу”. Оба действия дают равные шансы на то, что идея все-таки посетит вас.

В данном случае вам нужно будет визуализировать шесть шляп: красного, желтого, зеленого, белого, черного и синего цветов. Мысленно надевая белую шляпу, вы должны анализировать лишь сухие числа и факты. В черной шляпе вы должны видеть лишь негатив, а в желтой – позитив. Надев красную шляпу, вы можете позволить себе эмоции, а в зеленой шляпе вы генерируете идеи. Ну и в синей шляпе вы должны подвести итоги своей работы.

5. Метод фокальных объектов

Суть его заключается в объединении различных объектов в одном. К примеру, берем кровать и помним, что она должна быть для мальчика. Допустим, что мальчик у нас увлекается игрой World of Warcraft. Совмещаем кровать и WoW и создаем такую кровать, которая была у темных эльфов в игре.

6. Метод синектики

Для генерации идей этим способом вам нужно нарисовать таблицу и начать придумывать аналогии. Таблица будет состоять из двух столбцов. В первый записывают прямые аналогии, во вторую – непрямые (противоположные тем, что в первом столбце, к примеру). Предположим, у нас есть кофе, наша задача – разнообразить ассортимент. Прямая аналогия – горький кофе, ее противоположность – сладкий кофе. В соответствии с противоположной аналогией добавляем сироп либо ликер в кофе и получаем вкусный напиток.

7. Морфологический анализ

В этом случае вам нужно будет взять ваш объект и разобрать его на мелкие детали, изменить эти детали и собрать объект заново. К примеру, нам нужно сделать необычный гель для душа. Если добавить в обычный гель отшелушивающие элементы и мерцающие частички, которые остаются на коже, даже если гель смыть, и приправить все это каким-нибудь необычным и вкусным запахом, то получится достаточно неординарный гель-скраб с потрясающим ароматом. А еще мерцающие частички будут придавать коже сияние.

8. Автобус, кровать, ванна

Суть этого метода проста – идея может прийти в вам когда угодно. И обычно это происходит в самых необычных местах. Поэтому иногда лучше просто выждать, пока идея созреет, и не давить на нее, чтобы не упустить момент.

9. Ловушка

Еще один довольно распространенный метод, которым особенно часто пользуются писатели. Заключается он в том, что идеи нужно записывать в блокнот, на диктофон, зарисовывать и так далее. Главное – закрепить их на каком-либо носителе, а потом уже обращаться к уже записанным идеям и пытаться вывести из них что-то особенное.

10. Ментальные карты

Пользуясь этим методом, вы будете записывать идеи не абзацами или тезисами, как это обычно делается. Вы будете создавать своеобразную карту. Для этого в центр листа вам нужно поместить основной объект или идею, нарисовать ветви, ведущие от цента к краям листа, и на этих ветвях записывать или зарисовывать идеи и ассоциации.

11. Инверсия

Название говорит само за себя – вам нужно отталкиваться от противоположного. Если вам нужно придумать, как улучшить сервис – подумайте, как можно его ухудшить, например. Довольно простой и действенный метод.

12. Абсурд

Автор не до конца уверен в том, что этот способ существует, но то, что он действенный – это факт. Этот метод основывается на методе мозгового штурма. Если во время мозгового штурма почти никакие идеи не отбрасываются и обсуждается их большинство, то в “абсурдном” методе принимаются буквально все идеи (кроме клише, конечно же), даже если они откровенно идиотские. Задача того, кто сказал абсурдную идею (она могла быть предложена даже и для смеха), состоит в том, чтобы обосновать ее. И в пока рассказчик будет доказывать, что его идея не настолько идиотская, как может показаться, остальным участникам группы может прийти в голову дополнение или совершенствование этой изначально абсурдной идеи, которое превратит ее в гениальную. Ну или автор идеи может настолько хорошо объяснить свою идею, что она перестанет быть абсурдной. В общем, попробуйте этот метод, возможно он вам поможет.

Теперь, когда мы разобрались с методами генерации идей, давайте рассмотрим такую вещь, как визуализация идей.

Человеку дано зрение не только для того, чтобы не потеряться и ни на что не наткнуться. Визуальное восприятие мира – это очень важная часть нашей жизни, поэтому глупо пренебрегать ею во время создания идей.

Визуализация идеи – это выражение идеи в графическом формате (рисунок, текст, диаграмма и т.д.). Способами визуализации может послужить как набросок (для небольшого проекта), так и полноценная схема во всю стену (для крупных проектов). И если с первым вариантом все понятно, то на втором стоит остановиться поподробнее.

Все помнят, что практически в любом детективном фильме или сериале мы можем видеть, как этот самый детектив размещает на стене различные фото, записки, заметки, вырезки из газет и мелкие вещи. Затем, по ходу расследования, он соединяет эти элементы нитью. Этот процесс делается не для того, чтобы развлечь вас, зрителей (хотя, и для этого тоже). Визуализация дела, которым занимается детектив, позволяет последнему видеть четкую и полную картину, не упуская ни малейшей детали.

Теперь давайте посмотрим, как мы можем это применить в нашем случае. Не имеет значения, работаете вы сами или же в команде. Работая над объемным проектом, соорудите что-то похожее на стену детектива. Пускай изначально на вашей стене будет полный беспорядок, в ходе работы вы постепенно организуете вашу стену. Добавляйте туда свои идеи, ассоциации, мысли, структурируйте все это и разделяйте на колонки. Если же вы работаете в команде – пускай все участники группы работают со стеной. Вам может показаться, что это приведет к полнейшему хаосу. И вы будете правы. Но хаос будет только поначалу. Постепенно он рассосется, и вы сможете увидеть красивую и четкую идею.

О важности визуализации идей вам расскажет Том Вужек

Все методы и советы, приведенные выше, – это своеобразная основа, которую вы можете видоизменять и совершенствовать. Сухое следование каким-либо методикам может не только не дать вам результатов в виде новых идей, но и привести к совершенно противоположному эффекту. Поэтому выбирайте тот метод, который вам приятен, подстраивайте его под себя и удивитесь, насколько легко создать идею.