Что такое соискатель. Кто такие соискатели работы? Понятие и принципы соискательства

Приблизительность овладела

Торопящимися людьми.

Что-то учат, о чем-то знают,

В общем - сеют, в среднем - стригут,

Приблизительно объясняют,

Относительно берегут.

Р.И. Рождественский

Гораздо труднее увидеть проблему, чем най­ти ее решение. Для первого требуется во­ображение, а для второго - только умение.

К. Бернар

Бытует мнение, что кандидатские диссертации пишут исклю­чительно аспиранты. Однако это не так. Во-первых, аспирантура бы­вает очной и заочной. Во-вторых, существует и такая организацион­ная форма выполнения диссертационного исследования, как соиска­тельство, но при этом следует иметь в виду, что соискатель в про­цессе обретения ученой степени может прикрепляться к кафедре вуза (подразделению НИИ) для сдачи кандидатских экзаменов и (или) для выполнения диссертационного исследования, т.е. выступать как бы в роли аспиранта (докторанта), а может представить уже выполненную диссертацию к защите и таким образом стать соискателем. Причем - официально, и на титульном листе автореферата диссертации указы­вается: на соискание ученой степени...

Иными словами, несмотря на различия аспирантуры и соис­кательства, на финише диссертационного марафона эти различия ис­чезают. Как аспирант, так и не аспирант, выполнивший диссертаци­онное исследование в режиме соискательства, представляя диссерта­цию, становятся соискателями ученой степени кандидата юридиче­ских наук, и из официально закрепленного Перечня документов, представляемых соискателем ученой степени в диссертационный совет, подчас невозможно определить, кто представляет диссертацию и документы по Перечню - бывший аспирант либо бывший соиска­тель - не аспирант.

Различие же между двумя организационными формами вы­полнения диссертационного исследования - аспирантурой и соиска­тельством - заключается в организации и процессе выполнения этого исследования, контроле за ним и форме отчетности. Жаль, что Государственный образовательский стандарт послевузовского профес­сионального образования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки» пока не утвержден, хотя проект его широко обсуждался 17-18 ноября 2000 г. на ежегодном собрании Ассоциации юридических вузов России и даже был опубликован, а «россыпью» рассылается дорабо­танный документ под названием «Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального об­разования по отрасли 12.00.00 «Юридические науки», который имеет регистрационный номер, но не имеет даты утверждения Мини­стерством образования РФ и даты регистрации в Министерстве юс­тиции РФ, т.е. нормативным актом не является (во всяком случае, автор данной работы пришел именно к такому выводу). А утвер­жденный приказом Министерства образования РФ от 11 января 2000 г. № 1062 Макет государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук здесь мало чем поможет, хотя даже общее количество запрограмми­рованного в нем времени на выполнение аспирантом-очником науч­но-исследовательской работы, выполнение и защиту диссертации (6480 часов, 100 недель, т.е. при пятидневной рабочей неделе аспи­ранту науке следует отдавать 10,8 часа в день) не может не вызвать ничего, кроме удивления и восхищения столь высоким мнением раз­работчиков данного документа об усидчивости и работоспособности наших аспирантов. Притом, что средняя продолжительность жизни наших женщин - 639 тыс. часов, а мужчин и того меньше - 517 тыс. часов.

В самом первом приближении в аспирантуре более жесткий контроль, в очной - еще и обязательность сдачи зачетов по информа­тике, педагогике и т.п.. но ежегодная аттестация предполагается в обеих формах, а внешний контроль - со стороны кафедры, к которой прикреплен аспирант либо соискатель - ничто по сравнению с кон­тролем внутренним - самого молодого ученого, выполняющего дис­сертационное исследование.

Нельзя обойти молчанием и такую важную разницу, как ю. что учеба в очной аспирантуре дает отсрочку от призыва в армию, что для немалого числа молодых людей мужского пола служит серь­езным основанием для поступления в аспирантуру. Может быть, по этой причине, как отмечает главный ученый секретарь ВАК В. Нево-:иш. число обучающихся в аспирантуре увеличилось с 52 тыс. в 1997 г. до 90 гыс. сегодня (в 2003 г. - М.К.), но в среднем в стране защищается лишь около 30 процентов аспирантов, и недавно колле­гия Минобразования России приняла решение: если в течение трех лет в данной аспирантуре будет защищаться менее четверти аспиран­тов, она будет закрыта.

И в самом деле, если человек, пусть и молодой, внутренне на­целен на результативную самостоятельную научно-исследователь­скую работу в форме диссертации, то он будет ее делать вне зависи­мости от эффективности внешнего контроля, на прохождении кото­рого он, кстати, может часто спотыкаться. Ибо среди многих фор­мальных требований здесь есть и, как нередко это бывает при форма­лизации каких-либо отношений, немало устаревших, а подчас и про­сто бессмысленных. Если он внутренне нацелен лишь на «прохожде­ние» внешнего контроля, он его пройдет, но конечного результата - в форме завершенной диссертации - часто может не быть. Автор на­стоящей брошюры с такими случаями сталкивался неоднократно и уверен - не в контроле дело. Дело в божьей искре, в том, «зажегся» или нет исследователь.

Итак, с чего начинать молодому человеку, желающему зани­маться правовой наукой, если он утвердился в том, что это его дело? С определения собственной, если можно так выразиться, организа­ционной формы в этом деле. Прискорбно, когда такой молодой че­ловек, придя к своему будущему научному руководителю, изъявляет желание заняться научной работой, но на вопрос, в каком качестве, соискателя либо аспиранта, а если аспиранта, то очного или заочного, отвечает вопросом: а в чем разница? - и просит ему разъяснить это, или, что еще прискорбнее, предлагает своему будущему научному руководителю самому за него решить этот вопрос. Выбор организа­ционной формы выполнения диссертационного исследования для конкретного молодого человека обусловлен различными факторами: наличием в собственном вузе (НИМ) аспирантуры именно по его на­учной специальности, наличием выделенных именно в этом году мест в аспирантуре по его специальности, особенно в очной, дающей право на отсрочку от призыва в армию, что для отдельных молодых людей определяюще важно, наличием в вузе диссертационного сове­та, принимающего к защите кандидатские диссертации именно по его научной специальности, и т.д. Уяснить преимущество той или иной организационной формы и выбрать наиболее приемлемую будущему

ученому поможет специальный документ - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвер­жденное Министерством общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. В целом это довольно объемный документ, содержащий 95 пунктов, и в нем имеются специальные разделы, оп­ределяющие, что есть докторантура, что такое перевод сотрудников учреждений высшего профессионального образования на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, что есть аспирантура, что такое подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства, что такое кандидатские экзаме­ны, и т.д. Кстати, есть и подобные, значимые для юридической науки, акты ведомств, например: Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел РФ (утверждено приказом МВД РФ от 7 августа 2003 г. № 160, зарегист­рировано в Минюсте РФ 26 августа 2003 г., рег. № 5000); Инструкция об организации подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Погра­ничной службы Российской Федерации (утверждена Приказом ФПС РФ от 26 апреля 2002 г. № 282, зарегистрирована в Минюсте РФ 21 июня 2002 г.. рег. № 3520 (с изменениями от 17 ноября 2002 г.); было - Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Академии налоговой полиции ФСНП России (утверждалось приказом ФСНП РФ от 2 августа 2002 г. № 365, зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2002 г., рег. № 4144).

Следует обратить внимание и на то, что соискатель ученой степени кандидата наук может прикрепляться как для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов (на срок не более двух лет и в этом случае научный руководитель ему не утверждается), так и для под­готовки кандидатской диссертации (в этом случае он прикрепляется на срок не более трех лет). Вообще в Положении подробно излага­ются процедура прикрепления соискателя к кафедре (подразделению НИИ), права и обязанности соискателя, дается перечень предъявляе­мых и рассматриваемых при этом документов и т.д.

Изучение начинающим ученым-юристом данного документа поможет определиться во многих организационных вопросах и по­зволит избрать оптимальную организационную форму выполнения диссертационного исследования.

Что касается кандидатских экзаменов, которые ему пред­стоит сдавать, то здесь картина определенной стала лишь недавно: решением ВАК России от 26 марта 2003 г. в соответствии с п. 13 По­ложения о порядке присуждения ученых степеней установлен пере­чень дисциплин, по которым должны сдаваться экзамены соискате­лями ученой степени кандидата наук: 1) история и философия науки; 2) иностранный язык; 3) специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации. В сравнении - до этого нововведения вместо эк­замена по истории и философии науки сдавался экзамен «филосо­фия» (а одно время его вообще собирались отменить), а вместо экза­мена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссерта­ции сдавался экзамен по специальности - в широком "понимании этого термина. Таким образом, нововведение со сдачей экзамена по специальности служит дополнительным и весьма серьезным дово­дом к сдаче его «за два месяца до защиты диссертации», а не в самом начале работы над диссертацией. Видимо, следует проинформиро­вать читателя о некоторых возникших в последнее время тенденциях к вытеснению из преподавания юристам иных, общественных наук, а также иностранных языков. Вот что по этому поводу заметил Н.М. Азаркин: «Смена парадигмы юриста, наше самопознание, наше преображение, наше воскрешение - в очищении юриспруденции от связей с иными общественными науками, в полном их вытеснении из подготовки юристов». И далее: «... так важно при смене юспара-ДИГМЫ вытеснение из учебного процесса иностранных языков, кото­рые пышным цветом проросли в период «бешеного» строительства «общеевропейского дома».

Следует обратить внимание на то. что установленные упомя­нутым выше Положением о подготовке научно-педагогических кад­ров сроки выполнения диссертационных работ различны для разных организационных форм (три-четыре года) и весьма условны. Окон­чив аспирантуру без зашиты диссертации в установленный Положе­нием срок, молодой человек приобретает кое-какие преимущества по сравнению со специалистом, имеющим высшее профессиональное юридическое образование, каким он был до окончания аспирантуры, но ведь он не только к этому стремился, хотя преподавать в юриди­ческом вузе он сможет - неостепененных преподавателей вузов в России становится все больше, да и средний возраст остепененных все время растет. По данным Министерства образования РФ, за по­следние десять лет средний возраст работающих в научно-образова­тельной сфере кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докто­ров наук - с 54 до 62 лет. Но для начинающего молодого человека это слабое утешение.

Вообще же, по мнению автора, вся работа над кандидатской диссертацией по любой научной юридической специальности, если она грамотно методологически организована и ведется не лишенным способностей к науке человеком, занимает около 1тыс. человекочасов. Если повезет - 950, не повезет - 1200 и больше; и этот совокуп­ный объем энергии-времени может занять и два года, и четыре года, и десять лет. Иногда отдельные мэтры от науки говорят молодым, как бы хвастаясь: я кандидатскую диссертацию написал за два ме­сяца. Это возможно лишь в том случае, если два месяца занял сам процесс написания текста диссертации, но за пределами этого срока остается огромный объем подготовительной, аналитической и иной работы. Подготовить за такой короткий срок диссертацию невоз­можно, как невозможно за месяц или два родить ребенка. Поэтому сколько времени названным Положением отведено для выполнения диссертационного исследования в той или иной организационной форме - вопрос второстепенный. Главное - готов ли сам молодой человек именно в данный момент тысячу часов своей личной жизни отдать науке. Ведь это время можно потратить на другое - на диско­теки, тусовки, застолье.

С организационной формой выполнения диссертационного исследования связан выбор научной специальности, по которой будет выполняться конкретное диссертационное исследование. Дело в том, что аспирантура, как очная, так и заочная, открывается в вузах и НИИ не по всей номенклатуре научных специальностей. Можно, на­пример, выбрать нужную и важную научную специальность, скажем, арбитражный процесс, а именно по этой научной специальности в данном вузе (ИМИ) аспирантура не открыта. Можно поступить в аспирантуру того вуза (НИИ), где открыта аспирантура по данной спе­циальности (а >то в другом городе), но можно также прикрепиться и в качестве соискателя ученой степени (не аспиранта) именно по нуж­ной специальности в данном (родном) вузе (НИИ). Во втором случае возможности у вуза (НИИ) существенно шире, и обычно они опреде­ляются наличием потенциального научного руководителя у данного соискателя незначительно меньшей мере - открытыми в аспиранту­ре специальностями.

В России существуют лишь несколько - в разрезе каждой науки - мощных НИИ (вузов), где открыты аспирантура и диссерта­ционные советы по всем (или почти всем) научным специальностям профильной для данного НИИ (вуза) науки. Отрадно отметить, что в их числе и Институт государства и права РАН, где есть и аспиран­тура, и диссертационные советы по всем без исключения юридиче­ским научным специальностям.

В настоящее время номенклатура научных специальностей по праву определена приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 31 января 2001 г. № 47 «О номенклатуре специаль­ностей научных работников», где под шифром 12.00.00 указана наша отрасль - «Юридические науки», в рамках которой и названы сле­дующие группы специальностей и специальности (под соответст­вующим шифром): 12.00.01 - Теория и история права и государства; история правовых учений; 12.00.02 - Конституционное право; муни­ципальное право; 12.00.03 - Гражданское право; предприниматель­ское право; семейное право; международное частное право; 12.00.05 - Трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 - Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.08 -Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 - Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспер­тиза; оперативно-розыскная деятельность: 12.00.10- Международное право, европейское право; 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура; 12.00.14 - Административное право, финансовое право, информаци­онное право; 12.00.15 - Гражданский процесс: арбитражный процесс. И по всем этим научным специальностям присуждается ученая сте­пень. Кроме того, ученая степень по юридическим наукам присужда­ется и по другим научным, но не юридическим специальностям: по специальности 05.13.19 - Методы и системы защиты информации, информационная безопасность; по специальности 05.25.05 - Инфор­мационные системы и процессы, правовые аспекты информатики; 05.26.01 - Охрана труда (по отраслям): 05.26.02 Безопасность в Чрезвычайных ситуациях (по отраслям): 05.26.03 Пожарная и про­мышленная безопасность (по отраслям): 19.00.06 Юридическая психология; 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и техно­логии: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития; 25.00.26 - Землеустройство, кадастр и мониторинг земли.

Номенклатура научных специальностей меняется довольно часто, при этом в основе новой классификации нередко лежат субъ­ективные основания. Не может считаться идеальной и нынешняя но­менклатура научных юридических специальностей. Например, нет и не было в ней таких жизненно важных и буквально «стучащихся» в двери научных специальностей, как: образовательное право (а ведь вплотную стоит вопрос о кодификации законодательства об образо­вании); миграционное право (страна «неожиданно» столкнулась с необходимостью законодательного регулирования миграционных - причем, в огромных масштабах - процессов, и как же мы оказались неготовыми к ним; а теперь уже нужно и это законодательство ко­дифицировать ибо сегодня у нас уже действуют 12 базовых миграци­онных законов с огромным количеством подзаконных и ведомствен­ных актов); медицинского права (ведь явно это не подотрасль граж­данского права), спортивного права (проблемы, «вдруг» возникшие вокруг наших спортсменов на международных соревнованиях в по­следнее время наглядно показали, сколь сильно мы отстаем в право­вом регулировании отношений, связанных со спортом, от многих за­рубежных правовых систем - даже толком защитить их в междуна­родных спортивных судах не можем). Нет в ней теперь специально­сти, связанной с правовым обеспечением управления в сложных эко­номических и социальных системах, а между тем нужда в научных, в том числе диссертационных, исследованиях по этой проблематике велика. В юридической литературе справедливо критикуют объеди­нение в одну специальность 12.00.03 гражданского права и предпри­нимательского права, и наоборот, «разведение» по разным специаль­ностям гражданского права и гражданского процесса, предпринима­тельского права и арбитражного процесса с их объединением в спе­циальности 12.00.15.

А если говорить по большому счету, то к классификатору на­учных. «ВАКовских» специальностей, как и к общепринятому члене­нию науки на отрасли, могут быть предъявлены и более серьезные претензии. Факт, что вопрос: а какая отрасль науки у нас "отвечает» за будущее? - останется без ответа. То есть каждая в отдельности от­расль науки «заглядывает» в будущее, прогнозирует его - в своем секторе, даже организует - по мере возможностей. Но не более. Вся медицина, например, нацелена на лечение людей для того, чтобы в будущем, после лечения, больной человек стал здоровым, а в профи­лактическом плане - чтобы здоровый сегодня человек в будущем не заболел. Вся агрономическая наука нацелена, в той или иной мере, на селекцию, на улучшение будущих: урожая, поголовья... Ну, а юри­дическая наука, соответственно, на то, чтобы разрабатываемые на основе ее достижений законы, как и формирующаяся на основе ее достижений правоприменительная практика в будущем - как бли­жайшем, так и более отдаленном - были более эффективны и резуль­тативны, чем законы и практика вчерашнего и сегодняшнего дней.

И все же какая отрасль науки нацелена на изучение и органи­зацию будущего нашего общества в целом? Изучением прошлого за­нимается историческая наука. Хронологический вектор от настояще­го в прошлое - это история, которая послойно занимается исследова­ниями своего хронослоя: от истории древнейших времен (древнего мира) до новейшей истории. А кто отвечает (изучает, пусть только исследует, не организует) тот же общий хронологический вектор, но в направлении из настоящего в будущее? Футурология? Фантастика? Прогностика? Таких отраслей науки нет. во всяком случае - в офици­альных классификациях.

Значит, нет и общеупотребительного понятийного аппарата, общепринятых категорий и терминов; нет, соответственно, устояв­шейся методологии научного поиска в этом векторе, общего для всех отраслей наук и сходного - в этом плане - с общеисторической мето­дологией. Естественно, отсюда и устойчивый скепсис в обществе от­носительно всяких программ развития (всей ли экономики или ее от­дельных отраслей, либо иных сфер общественной жизни) с более-менее четко определенными временными рамками. При этом: факт, что любому нормальному человеку, и ученые здесь не исключение, совсем небезразлично, каким будет его и его детей и внуков будущее: в каком обществе ею потомки будут жить; какой там, в будущем, будет экономическая база жизнедеятельности общества; какие законы там будут действовать...

И чтобы хоть как-то сейчас обеспечить это будущее, кое-где, в том числе и в Российской Федерации (на общероссийском уровне) и даже и некоторых се субъектах создаются фонды будущих поколе­ний, стабилизационные фонды и пр. Однако без научного обеспечения прогнозируемого будущего, включая научно-правовое, как же «беззубы» эти фонды... Ведь еще Сенека говорил: «Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным».

Автор искренне надеется, что кто-либо из начинающих уче­ных вплотную займется данной проблемой, и ВАКовский классифи­катор научных специальностей будет расширен и дополнен. Будет ли это научная специальность «история», только со знаком плюс, либо будет совсем иная ветвь номенклатуры научных специальностей - не суть важно. Главное: мы же осознанно отвергаем жизненный прин­цип «после нас хоть потоп», коим руководствуются люди, не учиты­вающие общеизвестное положение о том, что жизнь - это миг между прошлым и будущим. Но именно жизнь - сегодняшняя - создает это будущее, и его нельзя создавать вслепую, без научного осмысления.

Возвращаясь к вопросу: аспирантура или соискательство, следует добавить - препятствием при поступлении в аспирантуру может стать ограниченность мест, причем не только бюджетных, ли­бо высокая (относительно) стоимость оплаты аспирантуры по дого­вору - во многих вузах и НИИ по этому вопросу действуют локаль­ные нормативные акты. В таком случае есть смысл избрать для себя иную организационную форму выполнения диссертационного иссле­дования - соискательство.

В принципе принятие решения по такому судьбоносному для начинающего ученого вопросу - дело самого начинающего ученого. Естественно, он должен решить этот вопрос с учетом совета своего будущего научного руководителя, у которого могут быть свои сооб­ражения на сей счет, да и кругозор его в этой сфере заведомо шире.

В то же время следует указать и на ошибочность одного уко­ренившегося мифа: кандидатскую диссертацию нельзя, мол, выпол­нять без научного руководителя. Просто во многих НИИ и вузах ру­ководители отделов аспирантуры действуют по шаблону (им так привычнее) и требуют от аспиранта, прикрепляющегося в качестве соискателя, а то и от поступающего в аспирантуру письменное согласие будущего научного руководителя, а подчас даже тему будущей диссертации. На каких либо нормативных документах такие требования не основаны, не основаны они и на здравом смысле, что будет видно из нижеследующего текста. Кандидатская диссертация может выполняться - по форме и без научного руководителя. Выше при­ведена формула кандидатской диссертации по Положению 1975 г. в соответствии с которой диссертация может быть выполнена самостоятельно или под руководством доктора наук. В формуле ныне действующего Положения, также упомянутого выше, о самостоя­тельности или «несамостоятельности» выполнения кандидатской диссертации вообще ничего не говорится. Ясно, что формула, закре­пленная в Положении 1975 г., была не вполне корректна, так как в ней не учитывалось, в частности, что кандидатская диссертация мо­жет выполняться и под научным руководством кандидата наук (это вполне допускается сейчас). Безусловно, научный руководитель дол­жен быть не «вчера защитившимся» кандидатом наук, а зрелым, мас­титым ученым. И этот вопрос решает, т.е. утверждает данного канди­дата наук в роли научного руководителя конкретного аспиранта (со­искателя) для выполнения кандидатской диссертации по конкретной теме, ученый совет НИИ (вуза).

Кроме того, у аспиранта (соискателя) могут быть два науч­ных руководителя либо научный руководитель и одновременно на­учный консультант, что, кстати, в последнее время встречается все чаще. Например, если кандидатская диссертация выполняется на стыке двух научных юридических специальностей (права и процесса) либо исследуются проблемы правового регулирования специфиче­ских (медицинских, в частности) отношений, то такой «парный» подход весьма целесообразен.

Вряд ли надо доказывать, что начинающий, молодой по воз­расту ученый-юрист (как и специалист иного профиля) без научного руководства не обойдется, и исключения из этого правила чрезвы­чайно редки. Однако если за диссертационное исследование берется практик - «зубр», да если он к тому же еще и публикации по теме имеет, и лекции читает, то научный руководитель ему требуется в гораздо меньшей степени, как правило, для решения сугубо органи­зационно-оформительских задач, а зачастую, исходя из конкретной ситуации, и вовсе не нужен.

Соискателю ученой степени это понадобится…

Итак, имеет смысл уточнить, кто есть такой соискатель? А «соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру […] и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения [выделено мною ] в аспирантуре …» Кроме того, «соискательство является формой работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления [выделено мною ] в […] аспирантуру …»

«Соискатели пользуются [выделено мною ] необходимым оборудованием, кабинетами, библиотеками и т.п. по месту прикрепления. Руководители высших учебных заведений, научных учреждений, организаций и предприятий, где работают соискатели, оказывают им помощь в создании необходимых условий для работы над диссертациями ».

Относительно сроков соискательства: прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов и для подготовки кандидатской диссертации осуществляется на срок три года. Соответственно, формально соискательствовать будущий кандидат ХХХ наук может не более 3-х лет. Однако на практике это удовольствие у некоторых «Эйштейнов » этой страны и нашего времени растягивается и дольше… Ну что тут можно сказать: «Эйнштейны » они такие «Эйнштейны «…

Всем известно, что есть такой тип, как «вечный студент» . Однако, есть и «вечные соискатели» .

Однако, несмотря на это, «вечные соискатели» числятся таковыми гораздо дольше, ибо кандидатские экзамены сроков годности не имеют.

Впрочем, желающим получить престижный статус соискателя следует учесть немаловажный факт, что в большинстве вузов, вузиков и НИИ бесплатное соискательство предусмотрено только для сотрудников этих заведений и их родственников. Однако соискательство может осуществляться также по договорам , заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц. Так что отсчитывайте денежку…

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 марта 2014 г. N 247 г. Москва «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня»

Регистрационный N 32577

В соответствии с пунктом 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074), приказываю :

1. Утвердить прилагаемый Порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечень.

2. Результаты кандидатских экзаменов, полученные до вступления в силу настоящего приказа, подтвержденные удостоверением об их сдаче, выданным в установленном порядке до вступления в силу настоящего приказа, считать действительными.

3. Признать утратившими силу:

раздел VI. Кандидатские экзамены Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1998 г., регистрационный N 1582), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 780 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2000 г., регистрационный N 2181), от 27 ноября 2000 г. N 3410 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2000 г., регистрационный N 2490);

приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 696 "Об утверждении перечня кандидатских экзаменов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 г., регистрационный N 5612).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечень

1. Настоящий Порядок устанавливает правила прикрепления лиц к образовательной организации высшего образования, образовательной организации дополнительного профессионального образования, научной организации (далее - организации) для сдачи кандидатских экзаменов без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), срок прикрепления, правила сдачи кандидатских экзаменов и их перечень.

2. В перечень кандидатских экзаменов входят:

история и философия науки; иностранный язык;

специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (далее - специальная дисциплина, диссертация).

3. Кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Прикрепление к организации лиц для сдачи кандидатских экзаменов осуществляется путем их зачисления в организацию (далее - прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов) в качестве экстернов для прохождения промежуточной аттестации.

4. Для сдачи кандидатских экзаменов к организации прикрепляются лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра (далее - прикрепляющееся лицо).

5. Прикрепление лица для сдачи кандидатских экзаменов по направлению подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - направление подготовки), соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации 1 (далее соответственно - научная специальность, номенклатура), по которой подготавливается диссертация, допускается в организацию, имеющую государственную аккредитацию по соответствующей программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

6. Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов осуществляется на срок не более шести месяцев.

7. Прикрепляемое лицо в сроки, установленные организацией для приема документов, необходимых для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, подает на имя руководителя организации заявление о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов (на русском языке), с указанием в нем наименования соответствующего направления подготовки, по которому будут сдаваться кандидатские экзамены, и наименования научной специальности, отрасли наук, по которой подготавливается диссертация.

В заявлении о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов также фиксируются:

факт ознакомления с копией свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и приложений к нему;

факт согласия прикрепляемого лица на обработку его персональных данных, содержащихся в документах и материалах, представленных им для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о персональных данных 2 .

Указанные факты заверяются личной подписью прикрепляемого лица.

8. К заявлению о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов прилагаются документы, определенные локальным актом организации, в том числе копия документа, удостоверяющего личность прикрепляющегося лица; копия документа о высшем образовании, обладателем которого является прикрепляющееся лицо, и приложения к нему.

В случае личного обращения прикрепляемое лицо вправе представить оригиналы вышеуказанных документов, в этом случае их копии изготавливаются организацией самостоятельно.

9. При подаче документов, необходимых для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, взимание платы с прикрепляемых лиц запрещается.

10. В случае представления прикрепляемым лицом заявления, содержащего не все сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, и (или) представления документов, необходимых для рассмотрения вопроса о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов, не в полном объеме, организация возвращает документы прикрепляемому лицу.

11. Программы кандидатских экзаменов разрабатываются и утверждаются организациями на основе примерных программ кандидатских экзаменов, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации 3 .

12. Для приема кандидатских экзаменов создаются комиссии по приему кандидатских экзаменов (далее - экзаменационные комиссии), состав которых утверждается руководителем организации.

13. Состав экзаменационной комиссии формируется из числа научно-педагогических работников (в том числе работающих по совместительству) организации, где осуществляется прием кандидатских экзаменов, в количестве не более 5 человек, и включает в себя председателя, заместителя председателя и членов экзаменационной комиссии.

В состав экзаменационной комиссии могут включаться научно-педагогические работники других организаций.

Регламент работы экзаменационных комиссий определяется локальным актом организации.

14. Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по специальной дисциплине правомочна принимать кандидатский экзамен по специальной дисциплине, если в ее заседании участвуют не менее 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук.

15. Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по истории и философии науки правомочна принимать кандидатский экзамен по истории и философии науки, если в ее заседании участвуют не менее 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук, в том числе 1 доктор философских, исторических, политических или социологических наук.

16. Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по иностранному языку правомочна принимать кандидатский экзамен по иностранному языку, если в ее заседании участвуют не менее 2 специалистов, имеющих высшее образование в области языкознания, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, и владеющих этим иностранным языком, в том числе 1 кандидат филологических наук, а также 1 специалист по проблемам научной специальности, по которой лицо, сдающее кандидатский экзамен (далее - экстерн), подготовило или подготавливает диссертацию, имеющий ученую степень кандидата или доктора наук и владеющий этим иностранным языком.

17. Оценка уровня знаний экстерна определяется экзаменационными комиссиями в порядке, установленном локальным актом организации.

18. Решение экзаменационных комиссий оформляется протоколом, в котором указываются, в том числе, код и наименование направления подготовки, по которой сдавались кандидатские экзамены; шифр и наименование научной специальности, наименование отрасли науки, по которой подготавливается диссертация; оценка уровня знаний экстерна по каждому кандидатскому экзамену; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), ученая степень (в случае ее отсутствия - уровень профессионального образования и квалификация) каждого члена экзаменационной комиссии.

19. Сдача кандидатских экзаменов подтверждается выдаваемой на основании решения экзаменационных комиссий справкой об обучении или о периоде обучения, срок действия которой не ограничен. Образец справки об обучении или о периоде обучения устанавливается организацией самостоятельно.

1 Пункт 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074).

2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038).

3 Пункт 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. N 248 «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»

О Б З О Р

Установлен порядок прикрепления лиц для написания кандидатской диссертации без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Лица с высшим образованием, подтвержденным дипломом специалиста или магистра, прикрепляются к вузам, организациям дополнительного профобразования и научным организациям на срок не более 3 лет.

Указанные вузы и организации должны иметь диссертационный совет, которому Минобрнаукой России предоставлено право проведения защиты диссертаций по соответствующей научной специальности.

Для рассмотрения вопросов, связанных с прикреплением для подготовки диссертации, создается специальная комиссия. Она формируется из числа научных и научно-педагогических работников. Ее состав утверждается руководителем вуза (организации).

Лицо подает на имя руководителя вуза (организации) личное заявление о прикреплении для подготовки диссертации. В нем необходимо указать научную специальность, по которой предполагается написание диссертации, контактную информацию, способ уведомления о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении (по почте или в электронной форме). Прилагаются копии паспорта и диплома, а также список опубликованных заявителем (в т. ч. в соавторстве) научных работ и (или) полученных им патентов (свидетельств). Фиксируется согласие лица на обработку его персональных данных. Заводится личное дело.

Комиссия отбирает наиболее способных и подготовленных к самостоятельной научной (научно-технической) деятельности лиц. Решение принимается в течение 30 рабочих дней.

С лицом, прошедшим отбор, заключается договор. В нем прописываются условия и срок подготовки диссертации, иные условия, не противоречащие законодательству России. Далее издается распорядительный акт о прикреплении лица к вузу (организации), который размещается на официальном сайте последнего.

Прежние положения о подготовке кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства признаны утратившими силу.

Источник : Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 марта 2014 г. N 248 г. «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»

Каждый человек, который хотя бы раз в своей жизни трудоустраивался, обращался к будущему работодателю или его рекрутеру в качестве соискателя. Проще говоря, соискателем является человек, претендующий на вакантное или свободное рабочее место в организации или на предприятии.

Иногда соискателей несколько и работодатель вынужден устроить своеобразный конкурсный отбор среди претендентов в попытке выявить самую достойную кандидатуру .

В этом случае должность получит настоящий профессионал, обладающий не только работоспособностью и необходимыми навыками, но и другими, не менее важными человеческими и деловыми качествами (например, умением общаться с людьми или принимать важные решения в экстренных ситуациях).

Зачастую поиском кандидатов на вакантные места занимается не сам работодатель, а специалисты специального агентства, которым он доверил эту миссию.

Работа каждого такого рекрутера осложняется тем простым фактам, что он должен не просто верить предоставленной в документах информации, но и уметь проверять её подлинность и достоверность. Причём речь идёт зачастую не о банальных вещах вроде имеющегося , а например, о заявленной в пунктуальности или любом другом положительном качестве работника.

Рекрутеру часто приходится работать не с совсем порядочными людьми , поэтому он вынужден, что называется, глядеть во все глаза, выискивая в соискателе даже минимальные изъяны и недостатки.

Кто он - идеальный соискатель?

Не вызывающий сомнений соискатель в глазах рекрутера должен обладать определенными качествами.

Пунктуальность

Нет ничего хуже опоздания на ! Его претенденту на должность вряд ли простят. Если человек не смог просто не опоздать на встречу, как ему можно доверить более важные производственные задачи?

Опаздывающий человек автоматически причисляется к безответственному типу работников, которых вряд ли захочет видеть у себя на работе любой даже самый лояльный работодатель.

Аккуратность

Неряшливый внешний вид, растрёпанная причёска, невыглаженные брюки или недопустимая броскость в одежде - ещё один повод «внести претендента в чёрный список».

Например, будет крайне глупо прийти на собеседование в летней майке и шортах. Этим претендент наглядно продемонстрирует, что не имеет ни малейшего понятия в деловом дресс-коде. Повышенные требования к внешнему виду выдвигаются, конечно, для определённых должностей и профессий.

Менеджер должен не только уметь общаться с персоналом или покупателями, но и выглядеть прилично. Если же принимают на работу грузчика, работодатель не будет требовать от него хождения в деловом костюме. Очевидно, что и на собеседовании на этот пункт не обратят особого внимания (подобные требования к этой вакансии ни одному работодателю не придёт в голову внести в свой список!).

Честность

Многие претенденты склонны преувеличивать свои навыки и достоинства. Иногда дело доходит до предоставления ложной информации или недостоверных документов. Поэтому рекрутеры уделяют особое внимание проверке подлинности предъявленных документов, а также самой личности кандидата (как он и что о себе говорит).

Умение общаться

Умеющий общаться человек. Речь идёт не только о коммуникабельности, но и о характере претендента . Высокомерие с большой долей вероятности будет внесено в разряд отрицательных качеств соискателя.

Гордый и заносчивый человек всегда способен обострить отношения в коллективе, да и распоряжения непосредственного начальника он норовит исполнять по-своему, учитывая лишь собственное мнение. Такие недостатки позволительны разве что высококлассным специалистам, без которых предприятию не обойтись.

Тактичность и воспитанность

Ничего нет хуже фамильярности и чрезмерной шутливости. Даже если сам рекрутер якобы любит пошутить, не стоит быть с ним на одной волне. Возможно, развязанное поведение рекрутера - это всего лишь и его умения вести себя сдержанно и адекватно в любой ситуации.

Кого возьмут на работу?

Соответственно к идеальному в глазах рекрутера соискателю выдвигаются следующие базовые требования:

  • Наличие специфических умений и навыков, требующихся для конкретной профессии или должности (профессионализм).
  • Отсутствие вредных привычек (в первую очередь, курения, алкоголизма).
  • Подходящее работодателю семейное положение работника. Оно беспокоит далеко не всех работодателей, ведь куда важнее профессионализм работника, чем количество его детей. Но иногда этот пункт имеет решающее значение. Например, если речь идёт о трудовой деятельности по .
  • Подобающий внешний вид (важен для профессий, связанных с общением с людьми и сферой обслуживания).
  • Сниженная конфликтность и умение находить общий язык с коллективом.
  • Достоверная информация в резюме и других . Рекрутеры зачастую созваниваются с бывшими коллегами или начальниками претендентов, чтобы ещё раз проверить поданную информацию.
  • Исполнительность, умение понимать и слышать распоряжения непосредственного руководителя.

Как ищут специалистов?

Основные проблемы с поиском новых работников возникают у работодателя, когда он пытается самостоятельно подобрать персонал. Более разумный подход - поиск через рекрутинговые агентства или порталы . В этом случае снижается риск ошибиться в выборе, ведь дело доверено специалистам.

Наиболее частые методы, которые используются работодателями:

  • Поиск среди сотрудников. Руководитель обычно обращает внимание на перспективных специалистов ниже рангом и предлагает им занять более престижное место. Иногда специалиста находят по рекомендации другого сотрудника. Но этот метод не приветствуется, так как руководители пресекают кумовство.
  • Поиск через объявления в интернете или СМИ. Основная сложность в этом случае возникает с количеством претендентов. Работодателю придётся самостоятельно произвести отбор лучшего кандидата.
  • Обращение в рекрутинговое агентство (услуги платные). Следует отметить, что эти специалисты иногда берут деньги и с соискателей в счёт оплаты за размещение резюме на сайте агентства.

Соискательство – это одна из форм подготовки научных кадров. К ней часто прибегают различные сотрудники вузов и НИИ.

Причина выбора именно такой формы, как правило, такова: человек подготовил кандидатскую диссертацию во время свой работы, а потому не нуждается в обучении в аспирантуре.

Соискательство подразумевает, что человек лично ведёт работу над диссертационным исследованием.

Если результаты будут достаточно приемлемыми, то он может в дальнейшем претендовать на степень кандидата наук.

Отличия от аспирантуры

Основное отличие от аспирантуры заключается в том, что соискатель в принципе не проходит какой-либо курс обучения, также он не участвует в педагогической работе на кафедре и другой активности, которая присуща аспирантам. Он только готовит диссертационное исследование – и всё.

Обычно к данному подходу прибегают уже опытные научные сотрудники и работники научных/учебных заведений, у которых имеется достаточно знаний и опыта для подготовки диссертации, но которым не требуется обучение по тематике диссертации, которую они выбрали.

Также соискателю, если сравнивать с аспирантурой, не требуется сдавать какие-либо вступительные экзамены. Он просто зачисляется приказом руководителя учреждения по результатам позитивного заключения кафедры, к которой прикреплён соискатель, также по результатам собеседования с будущим научным руководителем.

Мнение эксперта

Чем сегодня плоха система соискательства? Прежде всего, не поступив в аспирантуру, вы не получите диплом об её окончании с пометкой “преподаватель-исследователь”. С 2014 год аспирантура — это третья ступень образования после бакалавриата и магистратуры. Скорее всего, именно такой диплом в будущем станет “пропуском” к преподавательской деятельности».

Нина Кузнецова

Эксперт проекта

Требования

Для того чтобы стать соискателем, необходимо соответствовать нескольким требованиям.

Если человека прикрепляют к научному или учебному заведению, важно, чтобы у него имелось высшее профессиональное образование, либо степень кандидата наук, если это соискатель степени доктора наук.

Также необходимо соответствовать определённым квалификационным требованиям, которые устанавливаются ВАК.

Как стать соискателем?

Для подготовки кандидатской диссертации, соискатель должен подать на имя руководителя заявление и приложить к нему копию диплома о высшем профессиональном образовании, а также опционально удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов.

Если человек прикрепляется для подготовки докторской диссертации, то нужно подать на имя руководителя заявление и приложить к нему копию диплома кандидата наук.

Если по приказу руководителя человек был прикреплён как соискатель, то в 3-месячный срок он должен предоставить кафедре тему диссертации и индивидуальный план по её подготовке. Они должны быть утверждены руководством учебного заведения. Периодически соискатель должен также отчитываться на кафедре и аттестоваться каждый год. Иначе человек может быть просто отчислен.

Мнения и отзывы

Честно говоря, я начала писать работу без поступления в аспирантуру. И, конечно, сильно пожалела. Так как в моем университете совета для защиты не было и нет и по сей день. В итоге мне нужно ехать в другой город, где мне, конечно, могут помочь с защитой, но все это, если честно, больше похоже на сражение или битву. А еще на игру в русскую рулетку. Последние годы очень усложнили процедуру соискательства.