Проект по рисованию (подготовительная группа) на тему: Жостовские подносы. Жостовская роспись

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Жостовские подносы» Подготовила воспитатель подготовительной группы Павлюкова Ирина Олеговна.

Непременный участник русского чаепития. на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

В музее Жостова

Роспись подноса

Творческий союз художников

Жостово Жостово – это яркие цветы, фрукты, пейзажи, сюжетные композиции, написанные на металлическом подносе, покрытом лаком. – это яркие цветы, фрукты, пейзажи, сюжетные композиции, написанные на металлическом подносе, покрытом лаком.

Цветы на железных подносах Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Цветы полевые Всем известные незабудки, колокольчики, ромашки и васильки, созданны густым широким мазком

Ягодки на подносе В букетах подносов можно увидеть ягоды: Смородинку, Крыжовник, Рябинку, Клубничку, Малинку.

Вот такие они, цветы Жостова

Цветы и птицы

Бортики Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

Формы подносов Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков

Ощущение праздника и радости жостовского подноса Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски.

Работа с детьми

Итоги нашего творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жостовские подносы.

Трудоемкая роспись Жостова упрощена для дошкольников и приносит много радости детям. Потому, что кажется сложно, а на самом деле просто!Хороший подарок мамочке на праздник!...

Конспект занятия.Роспись Жостовского подноса.

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)

Цель: -знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово; Задачи: 1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовског...

Уютный, эргономичный двухэтажный дом из клееного бруса возведен в Подмосковье для семьи с двумя детьми. Визитной карточной проекта стало и удачное архитектурное решение строения, и наличие панорамных окон, ведь одно из главных пожеланий заказчиков наряду с высоким уровнем комфорта состояло в том, чтобы внутрь дома проникало как можно больше естественного света.

«Большие окна не только визуально придают строению легкость. От того, сколько света проникает в дом, зависят самочувствие и настроение всех членов семьи, поэтому данный проект отличает наличие окон практически в каждом помещении, включая прихожую и спортзал, построчную и ванные комнаты. Жилое пространство дома организовано максимально рационально. Входную зону составляют прихожая и девятиметровая гардеробная. Далее следуют холл и двусветная гостиная. Несмотря на то, что между гостиной и столовой нет дверей - только широкий проем, помещения все же смотрятся изолированно. Их разделяет стена: со стороны гостиной вдоль нее расположен камин, со стороны столовой - телевизионная зона. При кухне предусмотрена кладовая с холодным температурным режимом, из которой, как и из столовой, есть отдельный выход на террасу. Кроме того, на первом этаже обустроена гостевая комната, рядом с ней оборудован небольшой спортзал, а также постирочная и два санузла. Второй этаж традиционно приватный. Здесь расположены спальня, две детские, ванные комнаты и гардеробная. В оформлении дома преобладают спокойные, нейтральные тона, за исключением детской ванной, для облицовки которой выбрали яркую керамическую плитку. Для стен из бруса в интерьерах большой частью использовали декоративные оттеночные покрытия.»

Массивный дровяной камин с широким дымоходом и застекленной топкой подчеркивает масштаб двусветной гостиной. Облицованный плиткой «под кирпич», он создает атмосферу тепла и уюта. В качестве напольного покрытия для помещений выбран керамогранит с текстурой камня - практичный и простой в уходе материал, который внес в интерьер мотивы дома с историей.

Дом, где рационально использован каждый сантиметр, возведен из экологически чистой древесины, благодаря чему в нем создан комфортный микроклимат.

Интерьер столовой представлен классическим сочетанием стекла, дерева и камня. Черная матовая мебель контрастирует со светлыми тонами отделочных материалов. Резной деревянный комод на фоне кирпичной стены смотрится строго, но элегантно. Из столовой есть отдельный выход на террасу. Чтобы не терять полезную площадь, в холле у окна под лестницей обустроили рабочее место.

Кухня отделена от столовой раздвижными перегородками с остеклением, при необходимости ее легко интегрировать в общее парадное пространство.

Недостаток естественного освещения в кухне компенсируют стеклянные элементы дверей и потолочный витраж, создающий иллюзию окна в перекрытии. С его рисунком рифмуется классический орнамент напольной плитки. Кроме того, в кухне использовано много отражающих поверхностей: глянцевая каменная столешница, «фартук», выполненный из черного стекла, бытовая техника в корпусе из нержавеющей стали.

В оформлении главной спальни гармонично сочетаются разнофактурные материалы - деревянная обшивка мансардного потолка, обои с орнаментом дамаск, текстиль. Изящества обстановке придали кованые столики и кровать с ажурным изголовьем, обтянутым натуральной кожей, люстра с хрустальными подвесками. Также элегантно смотрится и ванная комната при спальне.

Самый яркий декор - в детских спальнях. Рабочее место в одной из комнат расположено за невысокой, расписанной вручную перегородкой.

Кроме жилого дома на участке построены баня и садовый павильон, которые образуют уютный внутренний двор. Они также возведены из клееного бруса и вместе с главным строением составляют гармоничный ансамбль.

Современное общество вступило в фазу активного информационного развития. Интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства. Ученик сегодня вынужден адаптироваться к новым условиям существования – ускоряющемуся развитию технических возможностей и многократному увеличению количества доступной информации.

Успешное функционирование ученика в условиях быстро развивающегося информационного общества неразрывно связано с его способностью к учению и самообучению, со способностью найти, оценить и использовать информацию с применением всех доступных технологий, с его информационной грамотностью и культурой.

Поэтому очень важно уже с юных лет воспитывать у ребенка потребность в получении знаний, прививать ему новые навыки самостоятельного поиска и систематизации информации.

Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого ученика к огромному количеству информации. Но возможность обладания не есть обладание . Чтобы доступ к информации превратился в обладание информацией, ученик должен быть подготовлен сразу в двух направлениях:

Поэтому необходимо:

    Поднимать уровень общей компьютерной грамотности на более высокий уровень;

    Уделять внимание развитию интеллектуальных навыков более высокого порядка, требующих аналитических способностей, оценочных, дедуктивных, которые позволят решать задачи, стоящие перед обществом в настоящем, и те, что встанут в будущем.

На современном уровне развития общество в целом и отдельный человек в частности часто не задумывается о собственной культуре и национальных традициях, буквально растворяясь в поликультурном мире. На мой взгляд, в школе необходимо уделять особое внимание воспитанию у подростков чувства гордости за свою страну и культуру своего народа. Нежелание знать историю страны, историю народа и его культуру невероятно обедняет человека, ведет к его духовной деградации. Именно поэтому на своих уроках уделяю особое внимание изучению народных художественных промыслов .

Наша задача – создать условия для развития личности каждого ребенка, воспитать его как носителя культуры своей страны. За основу своей деятельности я взяла компьютерные технологии, которые в большей степени способствуют достижению поставленных целей и задач. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

· организовать урок на качественно более высоком уровне;

· активизировать работу учащихся на уроке;

· учесть психологические, возрастные особенности детей;

· понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей;

· повысить качество знаний по предмету.

Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ребенок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишенном сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задает вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

Характерной особенностью школы XX I века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области «Искусство». Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс «Изобразительное искусство», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств (декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, архитектуры) в их взаимосвязи.

Применение информационных технологий открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.

Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации.

При работе над презентацией решается несколько вопросов:

· дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;

· акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

· систематизация материала;

· использование и создание иллюстрированного материала;

· создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, таким образом создается собственная мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителя.

Когда мы говорим об использовании ресурсов сети Интернет, надо обязательно учитывать возраст детей. Так для учеников 9-12 лет достаточно работы по одному сайту. Для учащихся более старшего возраста одного сайта мало. Им необходимо давать перечень сайтов (в приложении).

В своей педагогической практике работаю над проблемой внедрения в процесс обучения метода проектов .

Технология проектного обучения (метод проектов) является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни.

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не только усвоение суммы знаний и прохождение образовательных программ, но и реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Приведу пример совместного проекта учащихся 5 класса. Тема проекта «Жостовская роспись» .

Данная тема представляет особый интерес в курсе изучения изобразительного искусства. На мой взгляд, жостовская роспись одна из самых красивых и завораживающих. Мастер жостовской росписи творит в свободной манере, что дает возможность фантазировать, импровизировать (ведь именно умение творчески мыслить и прививается на уроках изобразительного искусства). Букеты на подносах окрашены в яркие разнообразные тона, что прививает эстетический вкус учащимся.

Цель данного проекта : помочь учащимся осознать особенности культурного процесса своей страны, обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах России, выявить творческие способности учащихся.

Задачи проекта:

Развитие культурной личности, расширение зоны понимания ребенком окружающего мира;

Изучение истории народных промыслов, связанных с ними легенд и сказаний через поиск информации в различных источниках;

Исследование современного состояния промысла;

Изучение этапов изготовления изделия;

Поиск информации о самых знаменитых мастерах в истории промысла;

Изображение изделий народных промыслов;

Составление презентаций и докладов учащимися;

Повышение ИКТ-компетентности учащихся.

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесссоставная часть современной школы.

Субъекты деятельности : учитель, учащиеся, родители (оказывают помощь в подготовке выступлений, создании презентаций).

В школе учителя становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащихся. Особое значение имеет проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ ученика к сокровищам национальной и мировой культуры.

Использование в образовательной деятельности компьютерных технологий значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.

Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска, плакаты.

Каждый учащийся класса участвовал в подготовке определенной части общего проекта. Учащиеся свободно могли выбрать, что именно они подготовят к уроку: доклад об этапах изготовления подносов, музыкальное сопровождение, иллюстративный материал, заготовки-шаблоны для работы на уроке. Это означало, что поиск решения поставленной задачи в большей мере ложился на самих учащихся, что с одной стороны давало им свободу, а с другой – накладывало определенную ответственность в подготовке материала к выступлению. Консультативная помощь оказывалась учителем.

На решение этой задачи учащимся отводилось 2 недели. В их распоряжении находились не только учебники, библиотечные фонды, но и ресурсы Интернета.

Все участники проекта достойно справились с предложенным заданием, осуществив поиск и отбор наиболее важного и интересного материала и представив его на суд других участников проекта.

Учащиеся говорили об особенностях жостовского промысла, сравнивали особенности данной росписи с другими народными промыслами (Гжелью, Городцом, Хохломой). В чем уникальность жостовской росписи? Таков основополагающий проблемный вопрос проекта.

Вывод, сделанный учащимися, показал, что жостовская роспись отличается особой манерой письма, разнообразием цветочных композиций и мотивов, да и сама роспись выполняется на металлических изделиях.

После обмена информацией об особенностях росписи учащимся было предложено самостоятельно украсить подносы-заготовки, представив себя мастерами жостовской росписи. Ребята работали без предварительного рисунка (именно так работают жостовские живописцы).

В ходе осуществления проекта учащиеся смогли осуществлять поиск информации по интересующей их проблеме, вести отбор необходимого материала, пользуясь различными источниками сети Интернет, осуществляя подготовку и разработку презентаций в программе PowerPoint .

Данный проект, на мой взгляд, достиг своей цели с том, что привлек внимание учащихся к изобразительному искусству вообще и повысил их интерес к изучению народных промыслов, обратил внимание учащихся на прекрасный мир декоративно-прикладного искусства. Результатом стало активное участие ребят в школьных выставках, областных и всероссийских конкурсах изобразительного искусства, а также получение новых знаний и навыков работы.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные технологии позволяют ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности.

Можно отметить, что использование Интернет увеличивает познавательную активность учащихся, делает учебно-воспитательный процесс привлекательным для школьников в ставшей привычной для многих из них форме получения знаний. Для учителя – это возможность по-новому взглянуть на организацию урока, неоценимая помощь в подготовке к уроку, но самое главное, на мой взгляд, это уникальная возможность увлечь ученика своим предметом.

История Жостово и

Жостовского промысла

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных мастерских, заводов и фабрик. Главная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, богатый орнамент и своеобразные натюрморты.

История

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне. 1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров.

История жостовской росписи

Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытицинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого (“долгого”) мазка. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов - букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.

Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла - А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.