Виды положения партнеров при. Интерактивная сторона общения

Как партнёрство, обусловлено попыткой преодолеть недостатки единичного владения. Оно представляет собой договорные отношения, установленные между несколькими предпринимателями с целью совместного владения и управления фирмой. Такая форма организации бизнеса позволяет каждому из них получить желаемую прибыль за счёт обмена результатами деятельности, выраженными в материальной форме. Партнёры объединяют свои способности в ведении дел и управлении денежными ресурсами. Таким образом распределяются риски, а также прибыль и возможные убытки.

Основные формы партнёрства

По мере участия в деятельности фирмы бизнес-партнёрство может быть разным. Партнёры могут играть активную роль в процессе управления предприятием или же несколько участников могут вкладывать свои материальные ресурсы, однако участия в ведении дел не принимать. Сотрудничество в бизнесе может преследовать различные цели для каждого из его участников, распределяя при этом уровень ответственности. Из этого вытекают формы партнёрства:

  1. Коммерческая. Организация, основанная на членстве, цель которой - получение прибыли.
  2. Некоммерческая. В данном случае целью некоммерческой организации является содействие её членам в достижении индивидуальных целей (социальных, культурных, научных, благотворительных и т. д.).
  3. Полное партнёрство. Члены несут солидарную и общую ответственность.
  4. Ограниченное партнёрство. Участники несут ограниченную ответственность.
  5. Стратегическое. При этом один из партнёров является более экономически значимым, то есть более мощным в финансовом смысле, способным обеспечить другую компанию ресурсами для достижения стратегических целей.

Принципы партнёрства в бизнесе

Отношения между людьми, компаниями и другими участниками финансового рынка постоянно увеличивают создаваемую ценность для заинтересованных сторон. Существует ряд принципов, на основе которых строится бизнес-партнёрство:

  1. Добровольность.
  2. Единая цель и интерес.
  3. Взаимозависимость, возникающая вследствие распределения рисков, доходов, полномочий.
  4. Эмерджентность (появление новых свойств в результате объединения усилий).
  5. Обязательства и соглашение о доле партнёров.
  6. Совместная работа.
  7. Разделение ресурсов и компетенций.
  8. Хорошие коммуникации.

Также очень важной для эффективного сотрудничества является этическая сторона взаимоотношений. Она заключается во взаимоуважении и доверии партнёров.

Преимущества бизнес-сотрудничества

Благодаря своим неоспоримым преимуществам очень востребовано в качестве экономического механизма бизнес-партнёрство. Предложение сотрудничать воспринимается сегодня как эффективный способ приумножения собственной прибыли. Причём партнёрство организовывается путём подписания письменного соглашения, без дополнительной бюрократической волокиты.

Оно даёт возможность перераспределить различные риски, а также имеет следующие преимущества:

  1. Объединение ресурсов участников даёт новые возможности для расширения бизнеса. Это не только улучшает перспективы развития кампании, но и делает организацию менее рискованной для банкиров.
  2. Бизнес-партнёрство обеспечивает мотивацию и заинтересованность в достижении высоких результатов работы.
  3. Партнёрская структура организации более привлекательна для международных инвесторов.
  4. Высокая специализация в управлении.
  5. Осуществление коммуникативного обмена.
  6. Обеспечение конкурентных преимуществ участников и достижение баланса конкурентных сил.

Безусловно, сотрудничество подталкивает к созданию уникальной бизнес-идеи. Партнёрство, таким образом, является подспорьем для инновационных источников. Мобилизуется внутренний потенциал организации для осуществления собственных экономических целей.

Основные недостатки партнёрства

При всех положительных возможностях бизнес-партнёрство имеет и определённые недостатки. Они в первую очередь связаны с проблемой разделения власти и несовместимости взглядов участников. Несогласованная политика может обернуться неповоротными, негативными результатами для обеих сторон. Также сложности могут возникнуть при формировании структуры управления бизнесом.

Ещё одним негативным моментом является непредсказуемость партнёрства. Такие факторы, как смерть одного из участников, выход из партнёрства, могут привести к реорганизации компании или её полному распаду.

Выбор партнёра для дальнейшего сотрудничества

Решение привлечь партнёра для осуществления совместной деятельности принимается по различным причинам. В любом случае оно должно обеспечить эффективное бизнес-партнёрство.

Предложение необходимо делать только участникам рынка, способным брать на себя ответственность и обладающим серьёзным потенциалом.

Партнёр должен быть полностью вовлечён во все процессы бизнеса и принимать активное участие в его развитии. Участники партнёрства должны разделять видение стратегии управления предприятием. Только таким образом удастся избежать разногласий и угрозы преждевременного расторжения сотрудничества. Обязательным условием является документальная подкреплённость партнёрства.

Правила ведения совместного дела

Только выбор правильного подхода и соблюдение определённых требований гарантируют успешное бизнес-сотрудничество. Партнёрство станет отличным инструментом и способом увеличения дохода, если будут соблюдены такие моменты:

  • определение конкретной цели, задач и желаемых результотов сотрудничества;
  • изначальное распределение полномочий, обязанностей и доходов;
  • принятие решения о возможности участия партнёра в другом бизнесе;
  • показателей в процессе сотрудничества, что и является проверкой результативности.

Все условия партнёрства должны быть прописаны в письменном виде и подтверждены юридически.

Партнёрство в бизнесе России

Как таковой институт партнёрства в России достаточно молод, хотя некоторые предприятия используют его некоторые элементы в своей деятельности. Существует ряд отечественных предприятий такого плана, а также организаций с участием иностранных партнёров.

Для экономического процветания государства очень важно развивать бизнес и партнёрство. Россия сотрудничает со многими государствами, при этом наращивая инвестиционный капитал.

Более характерным для нашей страны является взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач. Так называемое государственно-частное партнёрство имеет давнюю историю, в том числе в России. Однако особой популярности и востребованности достигло лишь в последние десятилетия.

Партнерство государства и частного бизнеса

Стимулирует возникновение отношений между государством и бизнесом несколько факторов. Во-первых, трудности в социально-экономической жизни значительно усложняют выполнение государством своих значимых функций.

Во-вторых, для бизнеса всегда интересны новые объекты инвестирования. Таким образом, ГЧП выступает альтернативой приватизации общественно важных объектов государственной собственности.

Однако партнёрство государства и бизнеса, в отличие от приватизации, сохраняет определённую хозяйственную деятельность страны. Наиболее активно такие отношения практикуются в таких отраслях:

  • транспорт, в том числе городской;
  • образование и здравоохранение;
  • научная сфера;
  • строительство зданий общественного назначения;
  • финансовый сектор.

При этом государство активно участвует в осуществлении производственной, административной и финансовой деятельности предприятия, таким образом контролируя экономические процессы страны.

Образец договора партнёрства

При наступлении факта сотрудничества между сторонами оформляется договор партнёрства в бизнесе. Образецтакого документа может быть следующим.

Соглашение о партнёрстве

[Дата]

Организация [Название организации], в дальнейшем именуемая Сторона 1, вместе с [Название организации], в дальнейшем именуемой Сторона 2, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1) Предмет соглашения.

2) Ответственность сторон.

3) Порядок расчётов и финансовой отчётности.

4) Порядок разрешения споров и форс-мажорных обстоятельств.

5) Срок действия соглашения.

6) Прочие условия.

7) Реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от конкретной ситуации выбирается наиболее подходящая форма договора. Также используют общие положения, регламентирующие деятельность и подтверждающие согласованное сотрудничество в указанной сфере. В отдельных случаях раскрывается порядок изменения и В конце документа указываются реквизиты и ставятся подписи сторон.

Зарубежные психологи выделяют три основные позиции в общении - Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую даже на протяжении дня, или одна из них может преобладать в поведении человека (трансактный анализ Э. Верна).

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детском возрасте, нередко наблюдается и у взрослых.

Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод, хочет слышать уменьшительно-ласковые слова. Муж в таких случаях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безаппеляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами, оба супруга обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки. Тем не менее, если кто-то из коллег настоятельно будет придерживаться по отношению к ним позиции Родителя или Ребенка, они в свою очередь вынуждены будут занять противоположную позицию.

С позиции Родителя "играются", например, роли строгого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего: "Зайдите завтра!". С позиции Ребенка - роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста - любимца публики, зятя, берущего в долг у тещи не хватающие для покупки машины деньги.
С позиции Взрослого - роли соседа, встретившего знакомого, случайного попутчика, сослуживца, подчиненного, знающего себе цену, и др.

В позиции "Родителя" могут быть две разновидности:
1) "карающий Родитель" - указывает, приказывает, карает за непослушание и ошибки;
2) "опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, опекает, заботится, прощает ошибки.
В позиции "Ребенка" выделяют разновидности: "послушный Ребенок" и "бунтующий Ребенок" (ведет себя "Не хочу, не буду!")

Динамика общения определяется тем, в какой позиции находится собеседник. Два собеседника в позиции Родителя могут успешно общаться, если их общение ведется по поводу кого-то третьего, кого они критикуют, но общение, направленное друг на друга чревато конфликтами.
Успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично, либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично, либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти к позиции Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный ("послушный"), так и конфликтный характер ("бунтующий Ребенок"). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный уровень общения двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Трансактный анализ общения (Э. Берн) позволяет выявлять позиции общающихся на внешнем и психологическом уровне, анализировать манипулятивные игры, в которые играют люди, общаясь друг с другом, маскируя истинные цели и позиции.

Выделяют также позиции общения

1) "доминирование или общение сверху" - "на равных" - "подчинение или позиция снизу";
2) "доброжелательная позиция принятия партнера" - нейтральная позиция - "враждебная позиция неприятия партнера". Из сопоставления этих двух факторов-векторов выявляют 8 индивидуальных стилей общения.

Выделяют "закрытую - открытую позицию в общении". Открытость общения - возможность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других. "Закрытая позиция" - нежелание или неумение человека выразить свои интересы, мнения, изоляция или уход в "оборону" от собеседника, игнорирование его интересов.

"Односторонннее выспрашивание" - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

"Истерическое предъявление проблемы" - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

Стратегия общения может быть не только "открытая - закрытая", но и "ролевое - личностное общение". Ролевое общение исходит из выполняемой социальной роли, а личностное общение - общение "по душам".

Выполняемая та или иная социальная роль обуславливает определенный стиль общения, хотя и преобладающий стиль общения данной личности может накладывать свой специфичный отпечаток на многие исполняемые социальные роли.

С ролями не следует путать маски (вежливости, скромности, строгости, участливости и т. п.), под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Длительно общаясь с человеком, можно определить, в маске он или нет, т.к. в непривычной, экстремальной ситуации истинные эмоции вырвутся наружу, скрываемые убеждения станут явными. Опытный наблюдатель может и в обычной ситуации заподозрить неискренность эмоций партнера по общению, ибо тому трудно убедительно изобразить ложные чувства, изменить по желанию выражение глаз. Иногда маска становится привычной, и тогда человеку в нужный момент не удается стать самим собой, выразить свои чувства. Позтому и длительно носимая маска, и постоянно играемая роль отражаются на свойствах личности, делают ее лучше или хуже.

Выделяют следующие виды общения

1. "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются стандартные фразы, привычные маски вежливости, маски неприступности.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.
3. Формально-ролевое общение, например, при общении врача и пациента регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника каждый из них обходится знанием социальной роли собеседника.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение (например, дружеская беседа), когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый его участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Начиная разговор, вы уточняете свою "модель" собеседника, вносите в нее необходимые коррективы, но одновременно вы даете своему собеседнику информацию о себе, чтобы он правильно "смоделировал" вас. Общаясь, вы бессознательно (или сознательно) подчеркиваете какие-то стороны своей личности ("самоподача"), чтобы у собеседника сложился определенный образ о вас.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрации напоказ доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение - суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1)вежливость, такт - "соблюдай интересы другого"; 2)одобрение, согласие - "не порицай другого", "избегай возражений"; 3)симпатии - "будь доброжелателен, приветлив".

Кодекс делового общения иной

1) принцип кооперативности - "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора";
2) принцип достаточности информации - "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент";
3) принцип качества информации - "не ври";
4) принцип целенаправленности - "не отклоняйся от темы! сумей найти решение";
5) "выражай мысль ясно и убедительно для, собеседника";
6) "умей слушать и понять чужую мысль";
7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Если один собеседник ориентируется на принцип "вежливости", а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика и техника деловой беседы требуют особого отдельного разговора.

Анализ общения каквзаимодействия представляет значи­тельные сложности. Вообще разделение трех сторон общения - восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия практически невозможно.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом - что наши действия "заодно"; в третьем - что партнер затраги­вает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами сто­ят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из

" полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих дейст­вий, и действий партнера, является восприятие положения парт­неров, а также их позиций относительно друг друга. В любом "разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации об­щения ведущий и кто - ведомый.

Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в руслетрансакционного анализа, пред­ставленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями яв­ляются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Ре­пертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие катего­рии: 1




1 Берн Э. Игры, в которые играют люди.: Пер. с англ. - Л.: Лениздат, 1992. - С. 16.

1) состоянияЯ, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, направленные на объективную оценку ре­альности;

3) состояния Я, все еще действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве и представляющие собой архаические пе­режитки.

Неформально проявления этих состояний получили назва­ния Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я - это нормаль­ные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок - это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благо­даря Родителю многие наши реакции давно стали автоматиче­скими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрос­лый перерабатывает информацию и учитывает возможности эф­фективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посред­ником между ними.

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые "в данный момент общения вступают во взаи­модействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Так, она используется В. Зингертом и Л. Лангом в их работе "Руководитель без конфликтов".

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка 1


1 См.: Грамматика общения. С. 139. Л.: ЛГУ, 1990.


Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролиро­вать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности об­щения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия "контролера" - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают кон­троля над взаимодействием.

Стратегия "нанимателя" - адаптация к партнеру. Показа­тельно, что разные ориентации связаны с разным распределени­ем позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на по­нимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаи­модействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: на­пример, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следователь­но, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения - это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость об­щения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде су­ществуют еще и смешанные типы;

Одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!";

Общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на по­мощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку об­щение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все об­стоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последст­вия открытости общения. И вместе с тем, как показывают соци­ально-психологические исследования, максимальная эффектив­ность делового общения достигается при открытом характере.

Перейдем к более конкретной характеристике взаимодейст­вий в деловом общении. Процесс общения всегда можно рас­сматривать как локальный акт: разговор с определенным собе­седником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регу­ляцией определяется во многом эффективность делового обще­ния.

Всякое общение начинается сконтакта. Довольно часто не­успех делового общения предопределен с самого начала: не­удавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задача контактной фазы - побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. 1


1 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - C. 2

По мнению психо­логов, существуют защитные психологические механизмы, кото­рые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны.

При установлении контакта нужно прежде всего продемон­стрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало на­чалу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим добро­желательную атмосферу. Далее - обращение словесное, привет­ствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, вклю­читься в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только ддя того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

Не следует вступать в контакт, когда собеседник за­нят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов "Я", "Мне", лучше на­чать разговор словами "Вы", "Ты" ("Вам не кажется..."."Ты не мог бы..." и т.п.), "наполнять" контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния. *


* См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - С. 4.

Этапориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

Вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и во­влечь его в обсуждение;

Выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

Начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника вактивное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения - это своего рода искусство. Хороша здесь уместная шутка, но, к сожалению, она не всегда приходит на ум. На этом этапе крайне важно определить психологическое со­стояние собеседника и корректировать его. Если у собеседника плохое настроение, желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием - присвоить собеседнику желательное качество: "Зная Вашу старательность...", "Вы такой настойчивый...". Не менее эффективна похвала в адрес собесед­ника, напоминание о приятных событиях, сообщение интерес­ной информации.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: "Помогите, пожалуйста", "Вот кстати", "Как хорошо, что Вы рядом" и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием "поделись трудностями" для включения партнера в активное совместное об­суждение.

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уров­ня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его "зеркалом", войти в его образ:

повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая);

поставить его в роль эксперта: "Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы" и т.д.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование - подчинение также необходимо для обеспечения успешного дело­вого общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: "пристройка сверху", "пристройка снизу" и "пристройка на равных". Практически это градации использова­ния так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помо­щью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навя­зывание собеседнику определенной дистанции служат отличи­тельными признаками классической техники доминирования - "пристройка сверху". Противоположные признаки - принижен­ная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру - "пристройка сни­зу". Партнерское взаимодействие - синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисун­ка обмена взглядами - "пристройка на равных".

В том случае, если негласная договоренность о распределе­нии ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, на­пример, собеседник избрал роль "мудрого наставника", то нуж­но соответственно либо принять роль "почтительного ученика", либо тактично добиваться желательного распределения ролей - два эксперта.

Для этапаобсуждения проблемы и принятия решения с соци­ально-психологической точки зрения характерны эффект кон­траста и эффект асимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически уда­ляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции. 1


1 См.: Практические методы оптимизации межличностаого общения. - М., 1987. - С. 5.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно под­черкнуть единство позиций.

При разногласиях обязательное правило успешного обсужде­ния - контрастные фразы должны быть безличностными, в противном случае они становятся необратимыми и общение завершится неудачей. То есть должно быть зафиксировано, что позиция собеседника исходит из объективных причин, связана с погодой, политикой и т.д., но ни в коем случае не с его лично­стью, его личными качествами 2 .


2 См.: Практические методы оптимизации межличностного общения. - М., 1987. - С. 6.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима на­правленность на партнера, включение его в обсуждение, поэто­му в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью своих суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуж­дению, чтобы решение получилось общим. Если же общее ре­шение не получится, то будут хотя бы известны точки зрения, их обдуманность, что позволяет вести дальнейшее обсуждение. Наиболее полно особенности методов обсуждения и аргумента­ции рассмотрены в упоминавшейся ранее книге П. Мицича "Как проводить деловые беседы".

В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, ко­торое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие де­ловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта - приветливость.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.

2. Каковы функции восприятия в процессе общения?

3. Охарактеризуйте невербальные средства общения.

4. Назовите основные элементы вербального общения и охарактери­зуйте их.

5. Какова роль обратных связей в передаче информации?

6. Расскажите, как надо и как не надо слушать.

7. В чем сущность трансакционного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?

8. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на кон­троль и понимание.

9. Назовите основные этапы делового общения и дайте их краткую характеристику.

Литература

Атватер И. Я Вас слушаю. - М.: Экономика, 1984.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. - Л.: Лениздат, 1992.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело,1992.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1987.

Пиз А. Язык телодвижений. - Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.

Позиции партнеров в контакте хорошо описываются теорией Э. Берна, с которой мы с вами начинали знакомство с психологией. Напомним только ее основные положения:
- в каждом человеке одновременно сосуществуют три “Я” - родитель, взрослый, ребенок, при этом в каждый данный момент времени управление принимает на себя только одна из сторон;
- чтобы коммуникация продолжалась, нужно, чтобы трансакции, идущие от каждого партнера. не пересекались.
Эти позиции, как мы помним называются ролевыми.
П.М. Ершов ввел в этом плане аналогичные понятия, которые хорошо соотносятся с теорией Берна - пристройка сверху, пристройка снизу и пристройка рядом.
Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров, в высшей степени информатина для другого. То, какую позицию мы займем в контакте, срезу же определит и круг психологических ролей, которые нам предстоит исполнять.
В социальной психологии существует признапнное определение: социальная роль - это функция, нормативно одобренный образ жизни, поведенимя, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.
В первом приближении можно выделить 4 разновидности ролевого поведения в контакте:
-формальная роль
-внутригрупповая роль
-межличностная роль
-индивидуальная роль
Формальная роль - это поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию.
Не следует смешивать понятие “функция” и “роль”: функция может быть одна и та же, а роли меняются. Примеры:
- функция покупателя - во всех магазинах одинакова, но исполнение роли покупателя может быть разным в зависимости, например, от качества обслуживания. Можно быть требовательным или предупредительным покупателем, упрямым или уступчивым и т.д., но нельзя высказывать продавцу, что вы думаете о его внешности, личной жизни или умственных способностях. Поэтому, в частности, выглядят так неуместно излишние благодарности или расспросы старушек в магазине.
- функция жены соответствует исполнению определенной социальной роли (проявлять заботу о внешнем виде мужа, о его здоровье, участвовать в темх встречах, куда он приглашается с супругой, и при этом проявлять к нему лояльность и т.д.) не потому, что ты этого хочешь, а потому, что ты обязана это делать как жена. Если такая роль исполняется только на людях, то это актерство; если же эта роль исполняется и наедине, то такой брак вполне прочен, независимо от истинных чувств людей друг к другу.
Здесь важно подчеркнуть еще один момент: исполнение формальной роли не есть притворство.
Внутригрупповая роль - это поведение, которые мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам участниками данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Эту роль человек исполняет в микрогруппе, в том числе в семье, в компании друзей, коллег и т.д. Репертуар этих ролей значительно менее формализован и, соответственно, описывается весьма приблизительно (например, лидер, его приближенные, противники и послушники; арбитр, шут, золушка, козел отпущения; предмет общего обожания и обожатель; наш человек и отщепенец и т.д.). Наиболее ярко эти роли исполняются тогда, когда группа - неформальная, типа компании.
Один и тот же человек, естественно, может играть совершенно разные роли в разных микрогруппах (на работе лидер, дома золушка и т.д.). Кроме того, любая, даже самая формальная группа состоит из живых людей, а не из социальных функций, и между этими людьми постепенно складываются определенные внутригрупповые отношения и, соответственно, исполняются какие-то внутригрупповые роли. Пример: в качестве формальной группа признает начальником одного человека, а в качестве неформальной видит лидером совсем другого.
Есть группы, по существу неформальные, в которых внутригрупповые роли распределены так же жестко, как в формальных группах - социальные функции. Это так называемые примитивные группы, о которых мы поговорим отдельно.
Вывод: независимо от того, отчетливо или неотчетливо побуждает нас группа исполнять ту или иную роль, мы ее либо исполняем, либо сознательно идем на неподтверждение групповых ожиданий (то есть пытаемся исполнять другую роль), но при этом заранее учитываем возможные реакции группы и готовимся к ним (был Шутом, хочу стать Мудрецом; был Своим парнем, хочу стать Отщепенцем).
Межличностная роль - поведение, которое мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений. Здесь классификация еще труднее и еще аллегоричнее - друг, поклонник, враг, завистник, насмешник, помощник, спаситель, губитель и.т.д. Выбор этих ролей, как правило, основан на предыстории взаимоотношений дрвух людей, и она подсказывает одному, чего ждать от другого.
Пример: некто в свое время выступил в функции вашего Спасителя, и вы, соответственно, исполняете по отношению к нему межличностную роль Благодарного друга. Если это продолжается вечно, то приводит к усталости и отторжению с той и другой стороны. Поэтому он, как умный человек, начинает постепенно изменять свою межличностную роль на Объективного человека, и вы это поддерживаете; в результате происходит расширение взаимного репертуара ваших ролей, и контакты продолжаются.
Мы, конечно, вправе не подтверждать чьих-то ожиданий, но было бы глупо с ними не считаться. В противном случае мы быстро, по принципу снежного кома, обрастем конфликтами и наживем недругов в лице людей, которых без всякой натяжки могли бы считать своими приятелями.
Индивидуальные роли - поведение, которое мы строим в соответствии с собственными ожиданиями.
Это, конечно, не означает, что человек постоянно пребывает в раздвоенном состоянии (одна его часть действует, другая наблюдает и поправляет). Как правило, психологический автопортрет (Я-образ) каждый из нас строит на интуитивном уровне. Однако у некоторых людей наблюдается болезненная склонность к саморефлексии, когда этот, большей частью интуитивный, Я-образ становится постоянным предметом анализа и занимает центральное место в размышлениях. Подобная склонность к саморефлексии встречается у немногих и не постоянно, иначе это - клинический симптом.
Подчеркнем разницу: учитывая ожидания значимых для нас реальных партнеров, мы исполняем определенные межличностные или внутригрупповые роли. Индивидуальную роль мы исполняем, учитывая ожидания воображаемых значимых партнеров (матери, воспитателей и т.д.) и выбираем ее так, чтобы поддержать свою Я-концепцию.
Выбор конкретной индивидуальной роли зависит также от ситуации и от ролевой позиции. Пример: в ситуации делового общения человек занял позицию Родителя. Тогда его индивидуальная роль может быть - деспот или снисходительный, великодушный или карающий и т.д.
Чем шире набор усвоенных данных человеком индивидуальных ролей для разных жизненных ситуаций, которые выбираются и исполняются интуитивно, тем богаче личностная индивидуальность каждого из нас, и к этому надо стремиться.
Ролевой веер и актуальная роль. Набор всех усвоенных человеком психологических ролей условно можно назвать ролевым веером. В реальности роли всех уровней человек исполняет одновременно, причем в каждый данный момент времени доминирует какая-то одна. Актуальная роль - это комбинация всех исполняемых психологических ролей в данную минуту.
Человек наиболее закрыт, когда доминирует его формальная роль, и наиболее искренен, если он находит возможность беспрепятственно исполнять свою индивидуальную роль.