Ролевые модели поведения. Диктат общества и ролевые модели поведения через архетипы

Для каждого влюбленного на планете существует лишь один такой человек, после взгляда или улыбки которого в душе переполняет радость и счастье.

Если ты спросишь, люблю ли я тебя, просто промолчу, но мысленно скажу, что счастье без тебя невозможно.

Истинное счастье видеть любимую улыбку родного человека в огромной безликой толпе. Именно в этот момент понимаешь, что все проблемы и заботы уходят на второй план.

В наш высокотехнологичный век для счастья не нужно миллионов, можно просто поставить хорошую аватарку в контакте и наслаждаться признаниями в любви от поклонников. Для большего настроения можно добавить плитку молочного шоколада.

Душу переполняет счастье, когда твой любимый человек просыпается от того, что ты случайно отвернулась от него на другой бок и перестала обнимать. Такие моменты поистине бесценны для каждого человека.

Часто вспоминается тот глупый момент знакомства, когда он показался ей безумно скучным и посредственным, а теперь они безумно любят друг друга и счастливы вместе.

Ты – счастье… Немного странное и не понятное….доводящее до нервных срывов и жуткого страха….но счастье..

Счастье – это когда ты в любой момент можешь приехать к другу, и он тебе обрадуется.

Быть счастливой прекрасно! А счастье – это когда твои дети здоровые!!! (Если согласны – ставьте плюс)

Какое это огромное счастье – любить и быть любимым.

Счастье – влюбиться в человека, который уже влюблён в тебя.

Как хорошо быть любимой, счастливой, здоровой и строить планы на будущее!

Ты обязательно найдешь дорогу к счастью, просто выбери правильное направление =)

Все люди приносят счастье, но одни своим присутствием, а другие своим отсутствием…

Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят!

Смысл в жизни ищет тот, кто не нашёл в ней счастья …

Женщина счастлива, когда видит улыбающиеся глаза своего мужа и знает, что она является причиной этой радости.

Она забыла своих лживых подруг.. забыла парней,с которыми раньше общалась, возможно даже по – дружески.. сидит постоянно дома.. но она счастлива.. ведь это всё сделано не зря.. Потеряв всех остальных она обрела.. счастье.. счастье быть с ним..

Счастье влюбляться в человека, который в тебя уже влюблен…

Быть любимым – это больше, чем быть богатым. Так как быть любимым – значит быть счастливым. за деньги счастья не купишь

Счастье – это когда он, которого не разбудят даже будильники, просыпается от того, что я перестала его обнимать.

Счастье не зависит от количества денег…Но грустить лучше в “Бентли”, чем в маршрутке…

Счастлив тот, кто полностью уверен, что кому-то он дороже всех на свете!!!

Счастье – это когда ты положив ножку ему на колени, сидишь на диване, а он на ней – рисует сердечки фломастером

Счастье близко, надо только уметь различать его от всего остального

Секунды без любимого - часы. Часы с любимым - секунды…

Я СЧАСТЛИВА! для этого у меня есть ВСЕ, даже ты, милый, просто ты еще этого не знаешь

Только у меня сердце стучит ради тебя.

Знаешь, что такое для меня счастье? Счастье - это Ты и Я!

Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин

Я чувствую запах твоих духов за сотни метров… Не потому, что стойкие.. а потому что дышу тобой!

Каждый раз, когда я закрываю глаза, я забираю у себя кусочек счастья…Потому что не вижу тебя

Счастье есть. Я его знаю. Я знаю его номер телефона, привычки, цвет его глаз. Они красивые. У него ласковые руки и он шикарно целуется…

Чтобы я была счастлива, нужно всего одно условие – твое присутствие в моей жизни.

Счастливая девушка, не та, у которой много поклонников, а та, у которой есть один, кроме которого, ей никто не нужен!!!

Может он и не самый лучший, но самый нужный для меня.

Любовь надо ценить какая бы она не была: счастливая или несчастная, разделенная или нет, потому что, это может быть последние такое сильное чувство, которое вы испытаете…

Маленькой и Слабой быть можно только тогда, когда рядом с тобой есть Большой и Сильный.

Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят …

Счастье есть. Я его знаю. Я знаю его номер телефона,привычки,цвет его глаз. Они красивые. У него ласковые руки и он шикарно целуется.

Как хорошо быть чьей-то навсегда. И знать, что это не слова пустые. Как хлеб делить и душу и года. Глядеть в глаза безмерно дорогие. Как хорошо быть чьей-то навсегда. И знать, что не оставит, не обманет. И вытащит из под любого льда. И никогда любить не перестанет…

Быть любимым – это больше, чем быть богатым. Так как быть любимым – значит быть счастливым. За деньги счастья не купишь …

Когда находишься с любимым человеком, часы летят как секунды…

любовь – это счастье любимого человека

Счастье – это когда ты лежишь, рядом с ней, и наблюдаете за тем как падают звёзды, и при этом не загадаешь ни одного желания ведь она есть у тебя.

Иногда для счастья достаточно увидеть человека, по которому безумно скучаешь.

Счастье… это – блюдо… на двоих… по другому… просто… не бывает..

Любовь – это наркотик. Поначалу возникает эйфория, легкость, чувство полного растворения. На следующий день тебе хочется еще. Ты пока не успел втянуться, но, хоть ощущение тебе нравится, ты уверен, что сможешь обойтись без них. Ты думаешь о любимом существе 2 минуты и на 3 часа забываешь о нем. Но постепенно ты привыкаешь к нему и попадаешь в полную зависимость. И тогда, ты думаешь о нем 3 часа и забываешь на две минуты.

Если у меня спросят что такое СЧАСТЬЕ, я отвечу Счастье это если я буду рядом с Тобой

Счастье - это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой

– Какого цвета счастье? – Зеленого. – Почему? – Это цвет его глаз

Ирина Олеговна Тюрина, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, консультант, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение к обучающимся. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика.

Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие и т. д. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.Проанализируем взаимоотношения, которые возникают между подчиненным и руководителем.

Одинаково ли действуют руководители, организуя процесс и режим труда? Что делает руководитель, выполняя роль организатора трудового процесса? Один строго фиксирует опоздания подчиненных и сурово наказывает их. Руководителя такого типа можно назвать дисциплинатором-формалистом. Выполняя роль дисциплинатора, он акцентирует только формальные моменты, прописанные в служебном уставе. Дисциплинатор - первая роль руководителя.

Другой руководитель при организации трудового процесса делает основной упор не на дисциплине, а на конечном результате. Статус тот же самый - руководитель, но модель поведения иная. Эта модель предпочтительнее, она ближе к демократическому стилю управления.Подчиненный ожидает от такого руководителя четких указаний, конкретной постановки задачи, определения требований, которым должен соответствовать конечный продукт, а также гибкого руководства, умения учитывать привходящие обстоятельства, ориентации на конечный результат, на инициативу и ответственность, а не на присутствие на рабочем месте. В первой модели задания могут быть нечеткими, главным становится присутствие на работе, проявление послушания и усердия. Такой руководитель больше напоминает бюрократа, для которого основное - соблюдение формы и порядка на рабочем месте.

Зная своего руководителя, подчиненные будут определенным образом реагировать на него, выстраивать собственную линию поведения. От второго руководителя они станут ожидать строгой оценки качества продукции и позволять себе нарушать трудовой режим. А от первого - формалистского требования соблюдения режима, четкой явки и присутствия на рабочем месте, позволяя себе, если дисциплина соблюдается, ослабить внимание к качеству продукции.Таким образом, руководитель-автократ контролирует постоянно весь процесс, он, как говорится, "стоит над душой" - это детализированный контроль. А руководитель-демократ контролирует только «вход в систему», давая задание и требуя результат, осуществляя общий контроль.

Каковы ожидания подчиненных относительно оценки руководителем их квалификации? Первое ожидание состоит в том, что руководитель оценит квалификацию подчиненного по достоинству, второе - в том, что он продвинет в нужный момент, поскольку подчиненный - квалифицированный и грамотный специалист.

Другое ожидание подчиненных связано с тем, что руководитель будет защищать интересы своего коллектива перед вышестоящими, не будет подставлять подчиненных. В зависимости от этого строят свое поведение и они: защищают своего начальника или подставляют его.

Еще одна роль руководителя - кормилец. Она совпадает с функцией кормильца в ролевой структуре семьи. Главе семейства приписывается роль заботиться о пропитании семьи, начальник должен делать то же самое в отношении своих подчиненных. В организации эта роль руководителя не зафиксирована уставом, она относится к числу неформальных.

Что подчиненные ожидают от своего начальника прежде всего? Хорошей зарплаты, которая выплачивается в срок. Для этого требуются хорошие связи с вышестоящим начальством, пробивная способность, искренняя забота о подчиненных, деловая хватка. Когда все это в наличии, подчиненные чувствуют себя за руководителем как за каменной стеной. Они могут простить ему множество других недостатков. Но если он не выполняет этой главной функции, ему припомнят все другие грехи. И здесь его не спасут ни интеллигентность, ни демократичность.

Что ожидают подчиненные друг от друга? Каждый надеется, что ему помогут в случае, если он обратится за советом, что его выручат в трудную минуту. Это свод неформальных норм и обязательств.

Если начальник не выполняет функцию кормильца, он обязан компенсировать ее определенными льготами. Например, он может позволить своим подчиненным неявку на работу, несвоевременную сдачу задания, подработку на стороне. Как правило, подчиненные оценивают его верно.

Третья важная роль начальника - быть подчиненным. Начальник цеха является руководителем по отношению к своим подчиненным и подчиненным - по отношению к вышестоящему начальству. Если начальник цеха на хорошем счету у своего начальства, это хорошо и для его подчиненных. Но когда непосредственный начальник не ладит с вышестоящими, гнев последних докатывается и до подчиненных. Вместе с тем начальника-лизоблюда не любят все подчиненные. Он лишает их возможности гордиться своим начальством. А это очень важное чувство.

Конечно, на этом список ролей руководителя не исчерпывается. Например, важное значение имеет такая функция, как налаживание отношений со своими подчиненными. Можно сказать, что руководитель - друг подчиненных, с которым они могут посоветоваться, «поплакаться в жилетку». Если начальник дистанцировался и держится с подчиненными формально, увеличивается вероятность того, что они в удобный момент подставят его.

Подставка - очень распространенная модель поведения в организации. Подчиненные подставляют друг друга, своего начальника, последний подставляет подчиненных и т. д. Подставить - значит выставить коллегу в невыгодном для того свете, обронить мимоходом, как бы невзначай, компрометирующую информацию, не защитить его в нужное время.

Сотрудники пользуются подставкой как оружием в служебных взаимоотношениях. Одних они защищают, других подставляют и тем самым показывают свое отношение к ним. Подставка может быть намеренной и непреднамеренной. Она может выступать орудием в соперничестве или являться показателем элементарной невоспитанности и недалекости.

Если сравнить три роли руководителя - кормильца, дисциплинатора и подчиненного, то сразу обнаружится их несовместимость. Как разные статусы в статусном наборе человека могут противоречить один другому, так и роли могут быть несовместимы между собой, не совпадать, мешать друг другу.

В ролевом арсенале руководителя можно обнаружить и такую роль, как "компетентный человек". Начальник имеет право отдавать распоряжения и тогда, когда он понимает смысл заданий, и тогда, когда он в них не разбирается. Начальник есть начальник. Быть глупее, необразованнее, некомпетентнее своих подчиненных - иногда тяжкий крест, а иногда нормальное состояние, с которым обе стороны управленческого процесса прекрасно уживаются. Подчиненные говорят: начальник не такой эрудированный и умный, как его подчиненные, зато он никого не трогает, деньги людям выбивает, заботится о них, и вообще - душа-парень. Это значит, что отсутствие одного качества компенсируется присутствием других.

К числу ролей можно присоединить то, что обычно называют отношением. Например, отношение к труду - это ролевая модель поведения. Человек проявляет свое отношение к работе через поведение и конкретные действия: в одном случае он спешит на работу и последним уходит с нее, дома только о ней и думает, а в другом - с огромным трудом поднимает себя с постели и первым мчится домой, где напрочь забывает о постылой работе. И отношения между товарищами по работе также нужно считать ролевой моделью.

Отношение к работе включает целый набор ролей. Одна из них - быть исполнительным. Из чего она складывается? Нормы плюс ожидания. Нормы задаются служебным уставом. Они могут быть писаными и неписаными.

Ролевое поведение руководителя и подчиненных в организации предписано сводом специальных правил. Последние именуются служебными требованиями.Подчиненный, например, не имеет права отказываться от задания, которое ему дал начальник. У исполнителя нет права выбора. Право выбора есть только у руководителя.Исполнительный человек должен вовремя приходить на работу. Это вторая грань ролевой модели.Отношение к труду может формироваться по разным моделям.

В системе «руководитель - подчиненный» существует целый набор ролевых моделей, заданных организационной структурой. Они называются в соответствии с названием организационного принципа.

Если ты получил задание от своего начальника, то отчитываться за него ты обязан только перед ним. Если ты получаешь задание от чужого начальника, ты имеешь право его не выполнять. Другой начальник, даже директор завода, обязан давать распоряжения конкретному исполнителю только через его непосредственного руководителя, и никак иначе. К сожалению, этот принцип в жизни то и дело нарушается. Директор, минуя непосредственного начальника, раздает указания исполнителям, и второму не остается ничего другого, как терпеть произвол.

Принцип единоначалия был введен для того, чтобы избежать противоречия между двумя начальниками. Чье задание вы должны выполнять? Непосредственного начальника или директора? Только первого и никогда второго. Так гласит закон рациональной организации и так учит наука. Однако в жизни совсем по-другому, из-за чего в повседневной реальности постоянно возникают дисфункции и статусные несовместимости.

Как их исправлять? Директор должен вызвать начальника и спросить: чем загружен твой подчиненный и можно ли ему поручить такое-то дело? Что получается, если задания не идут через непосредственного руководителя? Директор на самом деле подставляет вашего руководителя, как бы говоря, что с тем можно не считаться. Оба они - и директор, и начальник - несостоятельны как менеджеры. Когда два начальника, не согласовав между собой действия, выдают одному подчиненному противоречивые указания, они на самом деле дают тому повод манкировать служебными обязанностями и интриговать. Подчиненный может натравить одного начальника на другого.

Конкретные управленческие ситуации, столкновения, разгул страстей, распекания начальника, свары, конфликты - такова мозаика повседневной организационной реальности. Кажется, что в них нет никакой системы. На самом деле за ними стоит железная логика.Повседневная жизнь организации, как ткань ковра, плетется из незаметных событий, намеков, жестов, слов. Все они закреплены за строго определенными ролями. Если вы начальник, то должны постоянно надувать щеки и делать важное лицо. Не обязательно умное, главное - важное. Даже если вы сморозили глупость, подчиненный может подумать, что за этим кроется второй смысл. Подчиненный всегда принимает позу исполнительности и полной готовности либо изображает постоянную занятость. Хотя последняя модель поведения присуща и тем и другим.

Еще одна модель поведения - постоянно демонстрировать свою нужность организации. Одни доказывают, что могут достать для коллектива все на свете, другие своей компетентностью показывают собственную незаменимость. Быть нужным организации, может быть всего лишь первичному коллективу, - это дополнительный, а часто единственный, страховочный ремень. Не будь его, и вас на месте уже не было бы.

Множество поведенческих моделей возникает по поводу распределения заданий. Задания бывают выгодными и невыгодными, трудными и легкими. Кому и как раздаст их руководитель? Пожилым и заслуженным (либо любимчикам) достаются выгодные и легкие, молодым - все оставшиеся, Распределяя задания, начальник проявляет свое отношение к подчиненным.Соответственно он формирует у них будущую реакцию на себя. Первые - старые и любимые, обласканные, - будут во всем ему потакать. Молодые и нелюбимые превратятся в недоброжелателей.

Итак, ролевой набор - это совокупность ролей, предписанных данному статусу. Статусы принадлежат человеку, а должности принадлежат статусу. У одного статуса несколько ролей, у одного человека несколько статусов. Чем богаче жизнедеятельность общества, чем оно демократичнее, тем шире ролевой набор, больше выбор возможных моделей поведения.

Таким образом, мы можем вывести ещё одну закономерность: в закрытом обществе ролевой набор узкий, в открытом обществе ролевой набор широкий. Чем более открытым является общество, тем шире и разнообразнее набор ролей, предписанных одному статусу.

Чем крупнее организация, и чем больше в ней уровней управления, тем уже ролевой набор и беднее разнообразие ролевых моделей. В такой организации выше уровень бюрократизации. Отсюда следует обратный вывод: чем ближе мы к малому бизнесу, тем разнообразнее ролевые модели, шире их набор, предписанный данному комплексу, и меньше писаных пра

Другие материалы

  • Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе
  • Объема и структуры диалога и его возможного исхода. Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения Именно роль в игре и органически связанные с ней действия представляют собой...


  • Ролевые игры и социально-психологический тип личности - участника ролевой игры
  • Рассматриваются в трех аспектах: в социологическом - как система ролевых ожиданий, то есть заданная обществом модель роли, влияющая на формирование личности человека и овладение им социальными ролями; в социально-психологическом - как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; в...


  • Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора
  • Должно проводится в русле сопоставления «Что было и к чему пришли». После года подготовки и работы по развитию творческих способностей детей, после их участия в ролевой игре мы провели контрольное тестирование по тому же тесту, что и в первый раз, только с другими аналогами. Результат тестирования...


  • Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению
  • Типологического описания, поскольку полученная типология адекватно отражает закономерности развития ролевой игры как средства обучения профессионально-педагогическому общению в языковом педвузе. Ситуация как методическая категория. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться...


    В ор­ганизации, захватывают большую инициативу. Здесь, однако, есть одна проблема. Поскольку организационный статус образуют мно­гие переменные, то представляется непонятным, какая именно вы­зывает эти различия в поведении. Изменения статуса. В течение нашей жизни статус изменяется множество раз. ...


  • Управление статусно-ролевыми конфликтами руководителем организации
  • Своей роли в организации, или это идет борьба за приоритет (противостояние руководителей различных уровней). Руководители бывают различных уровней и обладают различной степенью влияния на принятие решение. В этой работе мы рассмотрим стили руководства при статусно-ролевых конфликтах руководителя...


  • Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников
  • Факты. Таким образом, интерес к процессу, способу решения превращается в интерес к теории, к основанию знания. Глава 2. Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников 2.1 Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению...

    Данные, можно прийти к следующим заключениям: - гипотеза подтверждена: существует зависимость брачно-ролевых ожиданий от пола, а именно то, что для девушек предпочтительнее модель современного брака, а для юношей – традиционного, это можно объяснить влиянием социализации образования в системе...


  • Гендерные аспекты конфликтов в современной организации
  • 1 Программа социологического исследования Проблема исследования: Эффективное управление любой современной организацией невозможно без успешного регулирования отношений между ее сотрудниками. Конфликты не только возможны, но иногда и желательны, так как во многих ситуациях помогают выявить...


  • Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся
  • 2.2 Методика исследования влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся Цель исследования: Изучить мнение опрошенных о влиянии ролевых игр на психологическое развитие как метода социальной работы, направленного на профилактику асоциального поведения...

Общество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Была бы я чуть более свободна во времени, сочинила бы свой текст, вариант глубокого рерайта и умной компиляции. Но, в целях экономии ресурса подводка утащена и скопонована из статей, размещенных в Википедии. Да и глупо соревноваться в формулировках с людьми, занимающимися изучением общества и социальными процессами на научном уровне:)


Эдвард Шилз (1911-1995), американский социолог выделял следующие критерии общества:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у общества есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

В современной социологической литературе утвердился подход к обществу как к существующему в социальном пространстве и времени «сгустку» социальных связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, наиболее общими чертами которого являются автономность, самовоспроизводимость, большая интегрирующая сила и высокий уровень саморегуляции.

В этом подходе выделяют следующие отличительные признаки общества:
- наличие социальной общности, которая выражает общественную природу жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий;
- существование в социальном пространстве и социальном времени; причём социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем;
- наличие специальных органов для осуществления саморегуляции и воспроизводства общества - социальные институты брака, семьи, воспитания, образования, религии...

Аксиология - теория ценностей, раздел философии.

Система ценностей - понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»). Человек опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений. Подробнее в соответствующей статье в Википедии.

Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности - это абстрактные, общие понятия, а нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе. Подробнее в соответствующей статье в Википедии.

Теория социального действия возникла в 1920-х годах XX века. Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения.

Юрген Хабермас (1929 - настоящее время), немецкий философ и социолог, создатель концепций коммуникативного действия и этики дискурса.
Социальное действие по Хабермасу - часть его Теории коммуникативного действия. В рамках своей теории Хабермас выделил 4 идеальных типа социального действия в современной социальной теории:
1. Стратегическое действие - действие, направленное на достижение эгоистических целей с учётом поведения одного или более индивидов. Это действие является частично рациональным, т.к. человек выбирает наиболее эффективный способ достижения собственной цели. Люди в данном случае рассматриваются как средства или препятствия в достижении эгоистических целей. Центральное понятие - принятие решения на основе сознательного выбора между различными вариантами. Данный тип действия восходит к Аристотелю и обычно называется телеологическим. На этой самой распространенной модели основаны теории принятия решений и теории игр в экономике и социальной психологии.
2. Нормативное действие - это поведение, которое основано на нормах и ценностях, которые разделяются в данной группе. Центральным аспектом в данном случае выступает следование нормам. Рациональность данного действия заключается в том, что людям необходимо просчитывать объективные последствия своих действий с точки зрения принятых норм. Ожидания участников имеет не когнитивный характер (в смысле прогноза того или иного события), а нормативный (участники ожидают определенного поведения, основанного на норме). Данная модель восходит к Дюркгейму и Парсонсу; на ней основана теория ролей.
3. Драматургическое действие - действие по созданию имиджа, в основе которого лежит самовыражение человека. Иными словами, это действие по представлению самого себя окружающим. Человек в данном действии раскрывает свою индивидуальность. Ключевое понятие данное модели - самопрезентация, то есть некая игра, стилизация выражения собственных желаний перед лицом другого. Драматургическое действие разработано в работах Ирвина Гофмана.
4. Коммуникативное действие – действие в согласии с другими участниками для достижения совместной цели. В основе концепта – понятие интерпретации. Коммуникативное действие относится к взаимодействию как минимум двух субъектов, которые стремятся к взаимопониманию и достижению согласия по поводу самой ситуации действия. Особое значение имеет язык как средство коммуникации. Данная модель в социологии разрабатывалась Мидом и Гарфинкелем.

Ключевые термины:
- общество,
- система ценностей общества или социальные ценности (абстрактные, общие понятия),
- система норм общества (правила и принципы поведения людей в различных ситуациях, закрепленные юридически и неписанные)
- самовоспроизводимость общества,
- высокий уровень саморегуляции общества,
- органы (институты) саморегуляции и воспроизводства общества,
- социальное пространство и социальном время,
- социальные связи и взаимодействия людей,
- социальные действие по Хабермасу: стратегическое, нормативное, драматургическое и коммуникативное.

Теоретическая выкладка получилась длинной, спасибо, что осилили:) А теперь двигаюсь в сторону того, что хотела сказать.

Тезисно:
У общества есть определенные задачи. Самый минимум из которых - сохранить себя, воспроизвестись. У общества есть правила от всем известных оглашенных до неписанных, не всеми членами общества улавливаемых и интерпретируемых однозначно. Общество формирует ролевые модели поведения. Общество ожидает от конкретных своих членов, живых людей определенного поведения (ожидаемое поведение человека, следование ролевой модели), следования нормам, всем, неписанным и даже замалчиваемым в том числе. Общество и все его компоненты не являются константой, все изменяемо; например подвижки в патриархальной модели семьи, смешение гендерных ролей. При смене ценностей и норм общества случаются конфликты отмирающей модели и формирующейся модели. Социальное поведение человека, в терминах, предложенных Хабермасом, может нести в себе конфликт; например следование нормам общества (роли) vs самовыражение и презентация себя обществу.

Если говорить о стремлении общества к стабильности и самосохранению, к самовоспроизводству, не забывая о патриархальных правилах и нормах (которые сейчас лихорадит и шатает) институтах семьи и воспитания... можно заметить, что от отдельных людей ждут очень-очень определенных действий. И вот это ожидание может отдельными людьми ощущаться как давление, диктат, навязываемая социальная роль.

А что если попробовать прокинуть ниточки от ожидаемых ролей к архетипам? Взглянуть на архетипы как на роли, которые общество одобряет и не одобряет, ожидает их исполнения и не заинтересовано в их реализации? Это ключевой момент поста. Дальше можно не читать:)

Одобряемые обществом архетипы, с поправкой на гендер:
все: Славный Малый (Сирота)
мужчины: Воин, Искатель, Правитель; отчасти Бунтарь, Творец и Мудрец
женщины: Любовник, Опекун; отчасти Творец

Пояснения.
Славный Малый (Сирота) → ядро общества → основной электорат, масс-маркет; умнее быть не нужно, умными управлять сложнее; Сиротам нужен вожак и чувство причастности к какой-либо общности.

Воин → охрана границ и порядок внутри общества → желательно пехота, «пушечное мясо», как более управляемая масса.
Искатель-Землепроходец → увеличение границ ареала общества в самом широком смысле, от буквального расширения территории до интеллектуального превосходства и доминирования над «отсталыми» племенами дикарей.
Правитель → самоуправление общества → тот же принцип, что заложен в высказывании, приписываемом Суворову «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом»(1); образ мужчины-кормильца семьи и главы дома(2); спорное убеждение, что мужчины лучше справляются с организаторскими и управленческими функциями → не нужен массово, верховных Правителей не много, но важно сохранять стремление к этому архетипу во всех младших архетипах по отношению к нему.
Бунтарь → насильственный слом неработающего в системе в обществе → нужен эпизодически в переломные моменты, революции.
Творец → создание нового, материального и нематериального → не нужен массово, в большом количестве относительно основного состава общества.
Мудрец → создание нового, преимущественно нематериального, и анализ предшествующего → не нужен массово, в большом количестве относительно основного состава общества, востребован Правителями.

Любовник (роли Любовницы и Матери) → самовоспроизводство общества, обеспечение его новыми членами → образ «женщины - хранительницы домашнего очага»; больные точки феминизма «женщина = сексуальный объект» и все производное от этого постулата патриархального мира.
Любовник, включающий в себя гетер/куртизанок/блудниц/проституток → осуждается обществом, но используется, «знаем, но не видим».
Опекун (институт воспитания) → самовоспроизводство общества → воспитание детей, своих, чужих (детские сады, школы и прочие заведения института образования), обеспечение тыла «мужчины-кормильца».
Творец → самообеспечение ячейки общества - семьи, мужа и детей → придушенный Творец, на уровне домашней работы (вкусно готовить, шить, вышивать) и хобби, не отнимающего много времени от служения семье, детям и мужу. Очень сильно сейчас сотрясается незыблемость этого убеждения. Пункт смежен с запретом на самореализацию женщины, профессиональную деятельность (возможно, если не подразумевает ущемление запросов детей и мужа).

Не одобряемые обществом архетипы:
все: Шут, Мудрец, Маг, Изгой и Невинный
мужчины: Бунтарь-Изгой
женщины: Воин, Искатель, Правитель

Пояснения.
Шут, Мудрец, Маг → не нужны обществу по той самой причине, по которой ему нужны Славные Малые (Сироты) → «шибко вумные» старшие архетипы, которые сложны в управлении; некучкующиеся самодостаточные одиночки, «падазрительна».
Невинный → не приносят видимую пользу обществу, а ресурсов потребляют много; детей «терпят» как неизбежную возрастную форму существования взрослых людей (в России, но не повсеместно). Если вдруг случается, что взрослый человек не развивается хотя бы до Славного Малого, а остается в архетипе Невинного, то есть процедуры признания недееспособным с назначением Опекуна; шифруйтесь тщательнее.

Бунтарь-Изгой в ипостаси Бунтарь (чаще рассматривается с позиции принадлежности к мужскому гендеру) → вне моментов, когда революционные изменения общества неизбежны и неотвратимы, представители архетипа являются причиной сильных головных болей Правителей и объектами действий Воинов, рядовых-исполнителей; есть процедуры признания невменяемым и системы содержания в изоляции и физического уничтожения.
Бунтарь-Изгой в ипостаси Изгой → так или иначе обществу приходится реагировать на тех людей, которые стали внутри него Изгоями, которым не нашлось места, вне зависимости от социального положения конкретных персон. Вариации от Далай-ламы в изгнании до БОМЖей в теплотрассах и беженцев из сопредельных территорий.

Воин, Искатель, Правитель (относительно женского гендера) → все три архетипа смещают внимание женщины с семьи на другие виды деятельности, поэтому в патриархальном обществе не одобряются. Очень сильно сейчас сотрясается незыблемость этого убеждения, спасибо феминизму:)

Продолжение темы