Нюта Федермессер: "Нет ничего глупее, чем новое "дело врачей". А в чём была проблема? Обезболивающее экономили

На правах рукописи

КУЛАКОВ Владимир Васильевич

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР И

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

(на материалах Южного Федерального округа)

Специальность 09.00.13 – религиоведение,

философская антропология, философия культуры

на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва 2006

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель - кандидат исторических наук

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

кандидат философских наук

Ведущая организация – Пограничная Академия ФСБ России

Ученый секретарь

диссертационного совета

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования о бусловлена возникновением на рубеже XX-XXI веков качественно новых угроз национальной безопасности России, связанных с изменением роли и влияния религиозного фактора, как во внешней, так и во внутренней политике государства.

Усиление роли религиозного фактора в нашей стране в последние годы обусловлено всем комплексом произошедших социально-политических изменений. Распад СССР, экономическая нестабильность и расслоение общества, возникший идеологический вакуум , ценностная дезориентация широких слоев населения активизировали влияние религиозного фактора на население страны.

Либерализация государственно-конфессиональных отношений сопровождалось активным проникновением в Россию миссионеров различных религиозных движений. Это способствовало формированию особого типа угроз национальной безопасности. Концепция национальной безопасности России прямо говорит о том, что: «Угрозы национальной безопасности России в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию», и далее: «Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят.. в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий».

В Южном Федеральном округе особенно остро стоят проблемы, связанные с развитием экстремистской деятельности религиозных организаций двух наиболее активных направлений.

С юга и юго-востока началось распространение исламского радикального фундаментализма, претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны. Пропаганда и использование насилия для достижения своих политических целей облекается здесь в религиозную форму. Религиозно-политический экстремизм этих движений в последние годы стал одной из серьезнейших угроз национальной безопасности нашего государства.

С другой стороны, не меньшую угрозу национальной безопасности России представляет определенная часть так называемых «новых религиозных движений» (НРД) или синкретических религий «Нового века». Экспортируемые прежде всего из США и Западной Европы, они насаждают новую глобалистскую, антироссийскую и антигосударственную идеологию. Одновременно начали возникать и собственно российские аналоги такого рода движений.

Экстремистское крыло НРД представлено организациями, которые пропагандируют отказ от традиционной морали, общественно полезного труда и нередко приводят к разрушению семей, нанесению вреда физическому и психическому здоровью людей. Многие из таких религий имеют скрытую коммерческую направленность и действуют по принципу сетевого маркетинга.

Указанные изменения диктуют необходимость формирования адекватных подходов и действенных методов обеспечения национальной безопасности России.

В настоящее время исследование новых нетрадиционных угроз национальной безопасности только начинается. В каждом конкретном регионе России влияние религиозного фактора имеет свои особенности.

Религиозная ситуация в Южном Федеральном округе отличается особой сложностью и при этом является недостаточно изученной.

Актуальность диссертационного исследования обуславливается необходимостью исследования как теоретических, так и практических аспектов влияния религиозного фактора на национальную безопасность и разработки рекомендаций по преодолению возникающих угроз.

Степень исследованности проблемы. Специальные научные труды, посвященные рассмотрению новых угроз, связанных с религиозным фактором, и, прежде всего, с экспансией нетрадиционных для России религиозных форм, начали появляться на рубеже ХХ – ХХI вв. Это работы, Кривельской А. Г.,

Соотношение религиозного и политического факторов в общественной жизни, их взаимовлияние, было рассмотрено в трудах, , Все авторы указывают на взаимосвязь и определенную обусловленность политического, экономического, этнонационального компонента в системе общеполитических процессов и взаимосвязь с ними религиозного фактора.

Авторы названных трудов указывают на масштабные многоаспектные изменения, происходящие в современном мире, рассматривают содержание и направленность геополитических процессов. Особое внимание уделяется месту и положению России в меняющемся глобализирующемся мире.

Проблемы национальной безопасности России на современном этапе в связи с новыми геополитическими реалиями исследовались в трудах, Данные исследователи выделяют различные факторы, связанные с глобализацией и борьбой различных сил за переделы сфер влияния. Среди различных угроз национальной безопасности России на современном этапе почти все авторы указывают на появление информационных, идеологических и в том числе религиозных угроз.

Экстремизм, апеллирующий к религии, стал предметом научного рассмотрения таких авторов, как, , и других. Дискуссионными вопросами продолжают оставаться вопросы разработки и использования специального терминологического аппарата, критериев и признаков рассматриваемого феномена, его истоков и тенденций трансформации.

Особое звучание в последние годы приобрела проблема экстремизма, связанная с деятельностью радикальных исламских фундаменталистов. Анализ данного явления был проведен в исследованиях, Малашенко А. В, В названных трудах проводится разделение по ряду выявляемых признаков между исламом, как мировой религией, и радикальным исламским фундаментализмом, как экстремистским искажением основ традиционной исламской культуры.

Характеру и особенностям новых религиозных движений, имеющих, признаки экстремистской деятельности были посвящены исследования, Хвыли – , диакона А. Кураева.

В 90-е годы вышло несколько сборников материалов конференций , посвященных рассмотрению данной проблемы.

Отдельным вопросам религиозно-политического экстремизма и прежде всего радикального исламского фундаментализма в Южном Федеральном округе были посвящены работы, , Сусловой Е. С, Анализируя различные аспекты религиозной ситуации в Южном Федеральном округе и, прежде всего, на Северном Кавказе, названные авторы показывают пути экспансии радикального исламского фундаментализма, методы деятельности, особенности проявления и трансформации на современном этапе.

Таким образом, в названных трудах затрагиваются многие вопросы и аспекты проблем, связанных с данной темой. Однако все еще требует уточнения и обоснования категориальный аппарат, необходимый для четкого и ясного понимания существа исследуемых вопросов. Крайне слабо исследованы проблемы, связанные с угрозами религиозного экстремизма на юге России, и конкретно в Южном Федеральном округе. Отсутствует цельное видение проблемы, содержание и направленность необходимых мер противодействия со стороны государства и общества.

Объектом диссертационного исследования является влияние религиозного фактора на национальную безопасность.

Предмет исследования - формы и методы влияния религиозного фактора, порождающие угрозы национальной безопасности в виде экстремизма радикального исламского фундаментализма и экстремизма новых религиозных движений.

Целью диссертации является комплексное исследование форм и методов влияния религиозного фактора на возникновение угроз национальной безопасности в Южном Федеральном округе РФ.

Задачи исследования:

Рассмотреть и уточнить понятие «религиозный фактор»;

- исследовать место и роль религиозного фактора в контексте качественно новых угроз национальной безопасности России на современном этапе;

Выявить специфику проявлений религиозного экстремизма в Южном Федеральном округе РФ;

Проанализировать причины и особенности формирования экстремистских религиозных групп и движений;

Разработать и обосновать систему мер по преодолению угроз национальной безопасности России, обусловленных религиозных фактором.

МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы комплексности, всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблем, методы сравнительно-исторического и социологического анализа. Исследование опирается на работы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам, связанным с влиянием и особенностями религиозного фактора в контексте проблем обеспечения национальной безопасности.

Особое значение придается полноте, дифференцированности характеристик исследуемых объектов, с использованием эмпирической и аналитической базы исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем:

Настоящая диссертация является одной из первых попыток комплексного исследования многоаспектного влияния религиозного фактора на состояние национальной безопасности в России на примере Южного Федерального округа.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней:

Рассмотрено и уточнено понятие «религиозный фактор»;

- проанализированы роль и место религиозного фактора в современной России, в связи с возникновением новых угроз национальной безопасности;

Выявлены причины и особенности формирования экстремистских религиозных групп в ЮФО;

Исследован процесс распространения и формы проявления религиозно-политического экстремизма (на примере организаций радикального исламского фундаментализма и одного из незарегистрированных ньюэйджевских культов - движения «Анастасийцев» в ЮФО);

Разработана и обоснована система мер по преодолению угроз религиозно-политического экстремизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обосновании комплексных подходов к изучению угроз национальной безопасности, связанных с религиозным фактором. Материалы диссертации могут быть использованы для составления методических и учебных пособий , преподавания общих лекционных курсов по проблемам религиозно-политического экстремизма работникам силовых структур, специалистам органов власти и управления, социологам, политологам и религиоведам. Результаты исследования могут лечь в основу разработки системы методов противодействия религиозно-политическому экстремизму, как в исследованном регионе, так и за его пределами.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений.

Доклады и сообщения по теме исследования были озвучены автором на Всероссийской конференции «Ислам и христианство: на пути к диалогу», (Москва, 24 ноября 2005г.) и на международных конференциях «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество» (Нижний Новгород, 7-9 сентября 2006 г.), «Традиционные религии, суверенные демократии и Российская цивилизация», (Москва 22 ноября 2006г.).

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируется цель, задачи и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первый раздел - «Место и роль религиозного фактора в системе угроз национальной безопасности России» - посвящен анализу понятия «религиозный фактор», типам религиозных факторов, их роли и особенностям проявления в системе новых угроз национальной безопасности России.

«Религиозный фактор» (от лат. factor-делающий, производящий) - термин, определяющий влияние религии, как социального института на иные, нерелигиозные стороны общественной жизни. Религия, как социальный институт выполняет в обществе ряд функций. Важнейшими функциями религии являются, в том числе, мировоззренческая, регулирующая, интегрирующая и дезинтегрирующая . Религиозный фактор может играть различную роль, в зависимости от конкретной исторической и социально-политической ситуации в обществе. В периоды социальных кризисов религиозный фактор становится одной из наиболее влиятельных сил, используемых различными социальными и политическими группами в собственных интересах. В данной работе внимание исследователя сосредоточено на выявлении причин изменения роли религиозного фактора в современной России и его влиянии на ситуацию в южных российских регионах.

Принципиальное изменение места и роли религии в жизни народов нашей страны связано, по мнению исследователя, с рядом причин. Важнейшими среди них являются внутренние, политико-идеологические и внешние, геополитические. К первым необходимо отнести развал единой, мощной державы Советского Союза, ослабление властной вертикали на уровне государственного управления страной, ослабление социально-экономической политики на местах, возникновение националистического сепаратизма, утрата прежних мировоззренческих идеалов и ориентиров, возникновение идеологического вакуума, поиск новых национально – политических и мировоззренческих идентичностей. Вторая группа причин связана с возникшими на рубеже ХХ – ХХI веков новыми мировыми геополитическими реалиями, новым витком борьбы крупнейших держав за сферы влияния и контроля во всемирном масштабе. Подробно рассмотрев причины и следствия изменяющихся геополитических реалий, автор отмечает, что обстановка существенно осложняется вследствие возрастающего воздействия в последнее время радикального исламского фундаментализма и экстремизма новых религиозных движений.

Один из тезисов Концепции национальной безопасности состоит в том, что сегодня «..угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России, как одного из центров влияния в многополярном мире». Следовательно, важнейшим условием национальной безопасности является независимость ее внутренней и внешней политики от влияния и давления иных государств.

Концепция выделяет в качестве важнейшего условия безопасности: «…обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка», и далее: «Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны»

Иначе говоря, речь идет о сохранении и упрочении целостности государства в его территориальном, культурно-историческом и духовном пространстве.

Это предполагает свободу от угроз экстремизма, терроризма, любых форм насилия, межэтнической и межрелигиозной вражды. Между тем современная ситуация показывает, что использование религиозного фактора зарубежными государствами создало в современной России комплекс проблем, связанных с возникновением угроз национальной безопасности на всех названных уровнях. Активная деятельность арабских и турецких эмиссаров, представляющих конкретные организации и движения радикального исламского фундаментализма, разнообразные НРД зарубежного и отечественного происхождения используют религиозный фактор для достижения иных, нерелигиозных целей. Указанные цели являются, прежде всего, целями политическими, создающими угрозы сохранению целостности России, независимости ее внешней и внутренней политики, устойчивости и сбалансированности социальной жизни.

В современной геополитике вопросы контроля над территорией стали осознаваться, как контроль над пространством. Такая форма контроля понимается как подчинение и использование не только географических, природных, но и человеческих ресурсов. Следовательно, не менее действенным, чем завоевание территорий, является подчинение геополитических пространств за счет использования информационного, идеологического, религиозного факторов. Новыми инструментами завоевания сфер влияния становится установление геоидеологического и геомиссионерского контроля.

Особенностью современной международной ситуации является возрастающее противостояние светских идеологий и усиливающих свое влияние религиозно-политических идеологий. Прежде всего, это касается идеологий радикального исламского фундаментализма. С другой стороны, сюда можно отнести глобализационную идеологию Запада, выступающую в религиозной сфере в форме универсалистских коммерческих культов. Следовательно, в современном мире религиозный фактор выступает в качестве действенного оружия политического влияния.

В связи с этим, социальная безопасность должна включать в себя и понятие «духовной безопасности». Следует отметить, что само определение понятия «духовная безопасность» только начинает разрабатываться в гуманитарных науках , хотя вопрос о духовных угрозах в России сегодня стоит особенно остро.

Религиозный фактор оказывает не только опосредованное, но и непосредственное влияние на социальные установки. Таким образом, под воздействием этих установок формируются фундаментальные духовные основы общества, обеспечивающие национальную безопасность страны либо, наоборот, создающие наиболее действенные угрозы в контексте современной геополитики.

Во втором разделе - «Причины возникновения и формы проявления религиозно-политического экстремизма» - анализируются причины возникновения новых угроз безопасности России, связанные с религиозным фактором, с точки зрения внешних, геополитических и внутренних, социально-политических предпосылок. В данном разделе приводится развернутый анализ религиозной ситуации в ЮФО, выделяются и показываются методы и формы деятельности экстремистских объединений двух типов: радикального исламского фундаментализма и экстремистского крыла новых религиозных движений, на примере одного из них.

Практическое влияние религиозного фактора зависит, прежде всего, от его политической направленности. С этой точки зрения, ислам, как и любая религия, не преследует исключительно политические цели. Являясь одной из древнейших мировых религий, современный традиционный ислам сам становится объектом агрессии со стороны радикальных объединений исламских фундаменталистов. Группы и движения, прикрывающиеся исламскими лозунгами, на деле преследуют не религиозные, а политические цели, угрожая стабильности, в том числе традиционных исламских территорий и народов.

Современная геополитическая ситуация обусловлена идеологической экспансией радикального исламского фундаментализма из двух главных центров: Саудовской Аравии и Ирана. Диссертант подробно анализирует наиболее типичные способы проникновения и внедрения экстремистских организаций на неподконтрольные им ранее территории.

Южный Федеральный округ РФ является одной из наиболее показательных территорий в связи с проблемой возникновения и эскалации религиозно-политического экстремизма в форме радикального исламского фундаментализма.

1. Исповедание принципа «такфира», то есть обвинение в неверии всех, кто не входит в данное направление. «Кяфирами», «гяурами», «джахиллей», то есть безбожниками и язычниками считаются даже верующие мусульмане, если они не разделяют взглядов и позиций данной экстремисткой группы.

2.Проповедь необходимости, правомерности и религиозной обязанности использовать любые формы насилия по отношению к «неверным» вплоть до их полного уничтожения. Экстремисты проповедуют жестокость и агрессию, как основные добродетели борца за чистоту веры.

3.Полное отрицание всего современного, агрессивное неприятие идей прав и свобод граждан, как оно понимается в идеологии современного западного либерализма и демократии.

4.Активная пропаганда полного подчинения «истинных мусульман» правилам и порядкам, проповедуемым и насаждаемым радикальными фундаменталистами.

Анализируя конкретную ситуацию в одном из крупнейших регионов России, диссертант представляет развернутую картину религиозной ситуации существующей в настоящее время в ЮФО с учетом и официально зарегистрированных, и ряда незарегистрированных религиозных объединений , часть из которых может характеризоваться в качестве экстремистских.

Автором исследуется ситуация на тех территориях ЮФО, в которых деятельность радикальных исламских фундаменталистов получила наибольшее распространение в последние годы. В работе приводится подробный обзор ситуации по территориям, с выявлением особенностей экстремистской деятельности рассматриваемого типа и мерах, предпринимаемых для ее преодоления.

Однако не только радикальный исламский фундаментализм представляет в современной России угрозы религиозно-политического экстремизма. Не меньшую опасность, по мнению диссертанта, представляет и экстремистское крыло новых религиозных движений.

Обе тенденции, связанные с активным использованием религиозного фактора, по-разному, но в одинаковой степени несут угрозы национальной безопасности России на современном этапе.

В работе рассматривается феномен новых религиозных движений в современной России, как один из религиозных факторов, создающих новые внешние и внутренние угрозы национальной безопасности страны.

Под «новыми религиозными движениями» в данном случае понимаются так называемые «религии нового века» или ньюэйджевские движения, отражающие идеологию глобализирующегося Запада. К числу порождаемых ими угроз национальной безопасности можно отнести: усиление влияния Запада, размывание традиционных исторических духовных основ российского общества, замену исторически сложившейся модели национальной и культурной самоидентификации пестрым спектром разнообразных псевдовосточных, неоязыческих, универсалистских и других мировоззренческих моделей. Негативным следствием появления и распространения в постперестроечной России разнообразных НРД, по мнению автора, стало усиление дизинтеграционных процессов в обществе.

Воспитание толерантности через систему образования и просвещения.

Диссертант указывает, что борьба с экстремизмом во всех формах, уровнях его проявления всеми возможными способами должна сопровождаться широкой пропагандой традиционного духовного наследия народов России. Одним из действенных методов обеспечения национальной безопасности России может стать формирование общественного мнения в отношении религиозно-политического экстремизма, его сущности и угроз.

В заключении подведены основные итоги исследования, сформулированы о выводы и практические предложения, исходящие из его содержания.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Кулаков экстремизм: к вопросу о допустимости и научной корректности термина // Государственная служба: Научно-политический журнал, 2006. №.6(44). 0,4 п. л.

2. Кулаков и религия // Объединенный научный журнал. 2006. № 15(29). 0,6 п. л.

3. Кулаков роли религиозного фактора и геополитические аспекты национальной безопасности России // Объединенный научный журнал. 2006. №25 (185). 0,5 п. л.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ №24 от 01.01.01 года..В редакции от 5 октября 1999года. Раздел 1.

См.: Колосов геополитика: традиционные концепции и современные вызовы// Общественные науки и современность. 1996. №1; Кривельская экспансия против России. М., 1998; и др. Религиозный фактор в социально–политической жизни России// Обновление России: трудный поиск решений. Вып.2. М., 1994; Никитина религии // Вопросы философии. 1994. №3; Трофимчук и проблемы национальной безопасности России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Инф.-аналит. бюлл № 1.М: РАГС, 2002; , Свищев. Челябинск, 2004.

См.: Государство, политика и религия: эволюционный процесс. М., 1999; его же. Армия и религия. М., 1999; его же. Религиозный фактор и геополитические аспекты безопасности. М., 1999; О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Безопасность. Информационный сборник. 2001. № 7-12; Кудрина терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия. Дисс. … канд. полит. наук. СПб., 2000; Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. 1993. №5; Наумец религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000; , Саидбаев и религия // Социально-политические науки. 1991. № 9; , Фурман и политика в массовом сознании // Социологические исследования. 1992. №7; Шведов В. Религия и политика // Международная жизнь. 1992. №5.

См.: Возжеников безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения. М., 2002; , Золотарев концептуальные положения национальной безопасности России в ХХI веке. М., 2000. Золотарев парадигмы национальной безопасности России. М., 1999; Майоров Л. Приоритеты концепции национальной безопасности России // Международная жизнь. 1997. №10; Манилов национальной безопасности // Военная мысль. 1996. №1; Панарин –психологическое обеспечение национальной безопасности России. М., 1998.; Пирумов проблемы обеспечения национальной безопасности России. М., 1996.; Прохожев безопасность: проблема теории. М., 1997.; Шуберт безопасность России: конституционно – правовые аспекты (сравнительно – правовое исследование). М., 2001.

См.: Баширов -политический экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России// Мир и согласие. М. 2005. № 1(22); Бурковская с экстремизмом и проблемы защиты прав человека// Права человека в России и правозащитная деятельность государства. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003; Власов: сущность, виды, профилактика. М.: РАГС, 2002.; Журавский экстремизм: реальность или фикция? // http: /www. /article2080.htm; его же Религиозный экстремизм и фундаментализм: проблемы дефиниций // http /www. /article2269.htm; его же Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций // Информационно – аналитический центр «Сова» 29.10.2003; Залужный проблемы противодействия экстремистской деятельности в сфере государственно–конфессиональных и межконфессиональных отношений//Правовые проблемы государственно - конфессиональных отношений в современной России. М., 2004; Кудрявцев правового противодействия экстремистским проявлениям в деятельности религиозных объединений // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: материалы конференции М., 2005; Курбанов и политика террора // Махачкала: народы Дагестана . Махачкала, 2002; Лопаткин религиозный // Политическая энциклопедия. Т.2. М.: Мысль, 2001; Никулина религиозный и политический: социально-психологический аспект//http:/www. /rus/f14/k2/students/hopes/13.htm; Нуруллаев –политический экстремизм: понятие, сущность, пути преодоления // Десять лет на пути к свободе совести. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных объединений. М.: Институт религии и права. 2002; Паин природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. №4; Понкин И. В Возбуждение религиозной вражды: правовой анализ. Дисс. канд., полит. наук. М., 2002; Телякавов как объект политологического исследования. М., Пограничная академия ФСБ РФ, 2003: Экстремизм в религиозной сфере. М.: Пограничная академия ФСБ РФ, 2003; Ярлыкапов религиозно мотивированного экстремизма //http ///page/stream-exchange/index-5960.html.

См.: Политическая борьба в странах СНГ. М.: Панорама, 1992; Абдулатипов ислама в России. М.: Мысль, 2002; Арухов в современном исламе. Махачкала, 1999; Баширов:теория и практика // Мир и согласие. 2005. №4(25); Герейханов ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Автореф. дис… . канд. филос. наук. М.: АФПС, 1999.; Добаев и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2001; Кудрявцев религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №3(9); Малашенко превращают в орудие этнополиических конфликтов // Россия и мусульманский мир. 1995. №6; его же. Политический тупик или альтернатив развития // Азия и Африка сегодня. 1994. №1; Саидбаев и религия. Социально-политические науки. 1999. № 9.

См.: Балагушкин современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М., 1983; Пророки «Новой истины». М., 1986; Сатана там правит бал. Киев, 1990; Гараджа и религия // Наука и религия. 1991. №3, 5; Григорьева «Нового века» и современное государство. Красноярск, 2000; Григорьева религиозные движения и государство в современной России // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия: Материалы семинаров. М.: Институт религии и права, 2001; Гуревич религии в странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1985; Хвыля–Олинтер преступность и деструктивные религиозные секты // Известия методического центра профессионального образования о координации научных исследований. 1997. №1; Бажан религиозность. Красноярск, 2000; Дворкин. Нижний Новгород, 2002; (И. Куликов). Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Белгород, 1999; Кураев А. Уроки сектоведения. М., 2003.

См.: Арухов конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада // Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей, Ростов-на-Дону, 2001; Иванов социальных угроз и нестабильности // Социальная безопасность государства, общества, личности: состояние, проблемы, перспективы. М., 1996.; Крицкий фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе /Религия и политика в современной России. М., 1997.; Кисриев Э. Ислам в общественно-политической жизни Дагестана //Мусульмане изменяющейся России. М.: РОССПЭН, 2002; Кублицкая фактор в этнополитической ситуации на северном Кавказе// Религия и политика в современной России. М., 1997.; Левшуков экстремизм в Карачаево-Черкесской республике // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2001.; Малышева фактор в вооружённых конфликтах современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80 годы. М., Наука, 1991; Мацнев: генезис, сущность, эволюция. М., 1995; Национальное согласие и национальный экстремизм в современной России: исторические корни, реалии, перспективы. Материалы «круглого стола ». Саратов, 2000; «Анклавизация» территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования//Насилие в современной России: Тезисы докладов научной конференции Ростов-на–Дону, 1999; Суслова и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе. Дисс. канд. филос н. М.: РАГС, 2004; Ханбабаев в Дагестане //Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей, Ростов–на–Дону, 2001г.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Раздел 1.

Там же, раздел 2.

Свищев. Челябинск, 2004.

"Для тех людей в России, для которых нет ничего в жизни важнее, чем Дело, которым они горят, электоральный цикл – это, как ни крути, окно возможностей: можно действовать быстро и продвигать свои идеи, потому что протащить все в предвыборной повестке проще. Политики более сговорчивы и массу важных, идущих на пользу Делу вещей можно согласовать, во многом убедить", - пишет на своей странице в Facebook Руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения Москвы.

"Да и вообще я ненавижу ханжество и считаю, что если уж дает Бог возможности, их надо использовать, а не упираться, чтобы локти себе потом не кусать. Но есть у нас и другая модель поведения: сидеть тихо, как бы чего не вышло, глаз от сукна не отрывать, выжидать, решений не принимать - потому что если ошибешься, то жопа. Большинство чиновников выбирают второй путь. Не знаю, почему, они вроде и так в жопе. Чего бояться-то?

Но вот интересно, какой тактики придерживалась судья, которая вынесла приговор невиновному врачу. Тактики отрицания и разрушения? А она смелая или дура? Или подневольная несчастная баба, Бастрыкин приказал - и она под козырек? Ну ведь нет ничего глупее, чем новое "дело врачей".

Я могу злобно пошутить, что эта история мне вполне на руку, потому что подобное решение неизбежно приведет к развитию и росту потребности в паллиативной помощи. По сути, никакой другой медицины и не останется вовсе - только паллиативная. Правда, в нашу сферу врачи идти не хотят, особенно после дела Хориняк , - у нас наркотики, за них тоже сажают.

Даже не знаю, что и думать. Ведь нет большей глупости, чем рубить сук, на котором сидишь! Врачи ведь тоже голосуют, а с врачами и за врачей голосуют и пациенты, то есть вот прямо все 146 миллионов. Нет, пожалуй, она смелая... Или все-таки дура...

В свое время "дело трансплантологов" отбросило российскую трансплантологию на 20 лет назад. Дело Хориняк, хоть и выигранное, длилось больше трех лет, и я не знаю ни одного медика, который хотел бы повторить этот победоносный путь. И до сих пор вся эта история аукается, отпугивает медиков от паллиативной помощи, где работа с наркотиками неизбежна, а значит - лишает нас рук, умов, сердец хороших специалистов.

Дело Мисюриной грозит обездвижить и парализовать всех без исключения врачей на годы вперед. Вспоминается профессор Преображенский: "Ключи могу передать Швондеру. Пусть он оперирует".

Все же судья не смелая, она - дура. Ну или раздобыла где-то пилюлю бессмертия. Но я, честно говоря, больше думаю не про нее, а про десятки тысяч врачей по всей стране. Я знаю, что каждый дельный врач сегодня, вот именно сейчас, перекатывает в голове своей эту историю. Передумывает, зависает над решением и последствиями. Для себя и для всей системы. Представляет себя на месте Елены Мисюриной: вышел утром из дома, пришел по работе в суд. Ну что, бывает, такая работа. А из суда не вышел! В назидание другим сел на два года. Но вот мне совершенно неясно, а что назидается?! А назидается вот тот самый трусливый выжидательный второй путь. Когда ты не принимаешь решение, никакое, чтобы место не потерять. А то, что жизнь человеческая на кону, ну что ж... судьба.

Я привыкла, особенно в последние два года, частенько слышать в свой адрес снисходительное "ну, вы же не врач". Я, к сожалению, много вижу врачей, которые, надев униформу - белый халат и фонендоскоп, - автоматически надевают высокомерие, и их главным профессиональным качеством становится чувство собственной исключительности.

Но начиная с ареста Елены Мисюриной я захотела стать частью этого сообщества. И не потому, что я всегда стремлюсь быть на стороне слабого - как и в спорте, я болею всегда за тех, кто проигрывает, - а потому, что я впервые почувствовала во врачебной среде невероятное единение. Во всех учреждениях на утренних конференциях обсуждали произошедшее. Цитата Преображенского про Швондера звучала и в мэрии, и в ординаторских. На еженедельном пятничном собрании главных врачей глава Депздрава Алексей Хрипун сказал, что будет бороться и защищать врача в рамках судебного разбирательства. А вице-мэр Леонид Печатников был не в состоянии обсуждать паллиативную помощь, так как голова была занята "делом Мисюриной".

Я надеюсь, что все в стране - от санитарки до президента - понимают, что судья и не дура даже, а опасная диверсантка. И еще надеюсь, что очень скоро Елена Мисюрина поедет отдыхать к морю, чтобы забыть ад, из которого мы все должны помочь ей выбраться".

Полтора года назад учредитель благотворительного фонда «Вера» Нюта Федермессер возглавила Центр паллиативной помощи в Москве. В её ведении оказалось девять московских хосписов и выездная служба помощи неизлечимо больным пациентам.

Федермессер - дочь Веры Миллионщиковой, врача и одного из основателей направления паллиативной помощи в России. Она с 17 лет работала волонтёром в Первом московском хосписе, который теперь носит имя Миллионщиковой. Этот хоспис всегда отличался от других подобных учреждений, и, когда Федермессер возглавила всё направление государственной паллиативной помощи в Москве, она решила переделать систему и сделать её такой, как в Первом хосписе.

«Секрет» поговорил с Федермессер о том, как сделать бюджетную медицину более человечной, как фонду «Вера» удаётся собирать около 500 млн рублей в год и помогать хосписам и нуждающимся пациентам по всей стране, и о том, как в России меняется отношение к смерти и паллиативной медицине.

Я собиралась начать с игривого вопроса, мол, год назад вы писали в фейсбуке пост, как много у вас работы, и как мало времени остаётся на семью, а недавно расшарили его с подписью: «Многое изменилось». Так вот, я думала, речь о том, что удалось наладить work-life balance, это же самый животрепещущий вопрос для деловых людей. Но послушала, как вы провели вчерашний вечер и ночь (в офисе «Фонда»), и какое у вас расписание на ближайшие дни, и вопрос отпал…

У меня нету work-life balance, work is life, но я перестала от этого страдать. Не так давно, может быть полгода назад. Я вдруг подумала, что может быть у меня впереди не очень много времени, и я всё равно не умею быть примерной женой и матерью. Я помню, когда у меня дети были маленькие, а работы было меньше, чем сейчас, но она всё равно была, самой большой пыткой было пойти с ребёнком на прогулку в песочницу. Я не понимала, зачем сидеть и смотреть, как он лепит куличики. Когда я поехала в Кембридж учиться, предпочитала в качестве подработки стирать, гладить, мыть, делать какую угодно Housework, только не с детьми сидеть.

Мне кажется нужно как-то перестать изводить себя чувством вины и честно признаться самой себе, что ты эффективнее там, где тебе хорошо, где ты ловишь кайф, и тогда становится спокойно всем, включая семью. Мне кажется, что и семье стало комфортно с тех пор, как я перестала есть себя поедом за то, что меня в семье мало. Раньше я пыталась в короткое время, что была дома, впихнуть всё на свете. Я была уставшая, а надо было и приготовить, и на родительское собрание сходить, и в театр, и улыбнуться, а сил не было на эту игру. Ну и я плюнула, теперь прихожу, ложусь, они ложатся рядом или скачут по мне, и всем хорошо. Но, конечно, в любой форс-мажорной ситуации семья будет на первом плане, и работа неизбежно отодвинется.

Полтора года назад вы стали госслужащим, и поставили перед собой сложную задачу сделать госучреждение более милосердным. Какие управленческие вызовы перед вами встали?

Вы знаете, «управленческие вызовы» и «милосердие» - это разные штуки. Сделать более милосердными, мне кажется, вообще не сложно. Это не лежит в плоскости управленческих решений, это в плоскости стратегических решений. Каким ты видишь результат? Какой ты хочешь, чтобы была компания или фонд, или паллиативный центр. Есть очень крутые человекоориентированные компании. Я хорошо помню, как несколько лет назад пришла в офис корпорации «Открытие», и меня поразило, какой там буфет для персонала, и какие туалеты. Это ведь не управленческое решение менеджера, это стратегическое: сотрудники работают лучше, если для них созданы человеческие условия.

В этом смысле мне всё было понятно, у меня была ясная картина, что и как нужно делать. Мне не сложно было доносить до людей, зачем я прошу их работать иначе, но им было сложно перестраиваться. Они не привыкли жить в ситуации открытых 24/7 дверей, они не привыкли, что в их работе постоянно принимают участие другие люди, не медики, а координаторы, волонтёры, аниматоры, ивент-менеджеры - все те, кто занимается оказанием немедицинской помощи паллиативным пациентам, те, кто создает ощущение жизни.

Помню была такая ситуация: мы повесили объявление при входе: «Уважаемые родственники и близкие наших пациентов, у нас посещение разрешено круглосуточно, вы можете приходить с детьми любого возраста, у нас нет платных услуг, наши сотрудники получают достойные зарплаты, и мы просим вас не обижать их финансовой благодарностью». Первое время эти объявления каждый день срывали. Я вешаю - их срывают, опять вешаю - опять срывают. Я на утренней конференции с сотрудниками говорю: «Ребята, бумаги много. Честное слово, я вас переупрямлю». На каком-то этапе «у нас достойные зарплаты» было зачёркнуто, и сверху написано: «Брехня». Тогда я впервые как следует погрузилась в финансовую часть и поняла, что действительно не у всех зарплаты достойные. Сейчас уже очень изменилась ситуация.

Однажды я приехала часов в 11 вечера в центр на ул. Двинцев, смотрю - входная дверь перекрыта неотёсанной деревяшкой грязной. Я к охраннику: «Вы знаете, что у нас посещения круглосуточные?» «Конечно!» «А чего дверь перекрыли?» «А у нас чёрный ход открыт, где трупы вывозят». Я даже не предполагала, что так хорошо могу швырять доски на далёкие расстояния.

Сложные изменения на уровне менталитета, получения новых знаний. Нам нужно было менять систему с обезболиванием, а это не решается забиванием сейфов морфином. И это не решается разговором с врачом: «У вас тут всем больно, а завтра надо, чтобы всем было не больно». Они должны научиться выявлять боль, измерять боль, знать, кому какой препарат подходит. Работа над этим шла год. У нас был главврач Олег Викторович Жилин, у него была его ключевая задача на год - научить персонал правильно обезболивать пациентов, не бояться, и он с ней справился месяцев за шесть. Примерно в 100 раз выросло употребление морфина в нашей сети. Люди перестали страдать. Представляете, как было до этого.

- А в чём была проблема? Обезболивающее экономили?

Просто не хотели морочиться. Проще было давать горы простых обезболивающих, чем один раз морфин назначить. Были катастрофические вещи, о которых даже не хочется говорить. Кто-то привязан, не мыт, плохо пахнет, это не нужно озвучивать даже, потому что это не имеет права на существование.

- Вы многих уволили?

Очень много людей было уволено и, к сожалению, увольнения ещё будут. Это неизбежно. Но нельзя сразу уволить всех, кто не справляется, даже если хочется. Управленческое звено, конечно, почти целиком ушло сразу. Скандала не было, просто они полагали, что я приду со своей командой. А моя проблема была в том, что команду я не привела, - я не могла ослабить фонд «Вера», хотя до сих пор хочется человек 10-15 оттуда выдернуть.

- Он автономно от вас работает?

Я учредитель и член правления, но он работает абсолютно автономно. Если говорить про какие-то заслуги и успехи - вот это заслуга: ты что-то сделал, ушёл, а оно само работает. Это кайф.

- Не бывает желания всё переделать, когда приходите туда?

Нет. Меня постоянно обвиняют в том, что я занимаюсь микроменеджментом и во всё лезу, но фонд «Вера» как раз доказывает, что это не так. Есть принципиальные вещи, которые мы с директором Юлией Матвеевой обговорили, и всё. Конечно, мне приятно, когда со мной советуются (а со мной советуются всё меньше), но команда там очень подходит мне по духу, мы одинаково мыслим, у нас голова и сердце общие, и они прекрасно справляются без меня.

Вообще правильно подобранная команда - это самое важное, и это отчасти компенсирует отсутствие менеджерского опыта и образования. Я всему училась на своих ошибках, потому что я - очень упрямая, и только сейчас я начинаю делать то, что мне советовали умные люди три года назад, пять лет назад, десять лет назад.

- Это какие, например?

Несколько лет назад мне советовал Дима Ямпольский, председатель правления фонда «Вера», написать стратегический план на год, пять, десять лет вперёд. Я думала: боже мой, что за человек? У меня тут памперсов не хватает, какой план? Тем не менее, я написала и забыла про это. А когда уходила из фонда, мы нашли эти бумажки, читали и хохотали: абсолютно всё сбылось. Теперь я вообще не могу без плана на год, три, пять и десять работать. Ни по одному направлению.

Ещё мне говорили: вам нужен помощник, вам нужно, чтобы совещания проходили вот так, вам нужно, чтобы день ваш строился вот так, иначе вы сорвётесь. И все эти советы были абсолютно правильные, потому что люди с менеджерским опытом видели динамику, которую я, находясь внутри, не могла оценить.

Фото: © Анатолий Жданов / Коммерсантъ

- Так всё-таки, что со сложными управленческими решениями?

Сложное управленческое решение для меня - лишить человека премии. Мне кажется, что люди делают потрясающую работу, кто-то лучше, кто-то - хуже, но в любом случае она стоит дороже, чем люди зарабатывают и в фонде, и в хосписах, и в центре паллиативной помощи. И вычесть у врача 10 000 или у сестры 5 000 - сложно. Потому что 60 000 зарплата медсестры минус 5 000 - это значимо. И 100 000 зарплата врача минус 10 000 - это много. Я могу только говорить им на утренних конференциях или на обходах, какие были ошибки, и стараюсь говорить всем, не выделяя конкретного человека.

При этом уволить человека мне уже не сложно. Я понимаю: есть задача, есть функции, которые сотрудник должен выполнять. Не выполняешь - извини. Увольнение это не про людей, а про то, что дело страдает. Когда фонд «Вера» был маленький, уход каждого человека я воспринимала как трагедию, мне казалось, что всё рушится. Сейчас - нет. Все, кто на своем месте – останутся.

Когда я пришла в Центр паллиативной помощи, я очень быстро узнала много разной информации, в том числе неофициальный прейскурант: кто за что и сколько брал. Мне писали в фейсбук: мы лежали в таком-то отделении, было то-то и то-то. Конечно, это помогает расставаться с людьми. Паллиативная помощь, помощь умирающим и их семьям в госучреждении не может быть платной.

Меня, конечно, оторопь берёт от понимания того, как устроено сознание человека, годы проработавшего в госструктуре. Это очень наплевательское отношение к делу. Я не понимаю, как с зарплатой больше 80 000 рублей можно систематически уходить в 5 часов вечера, оставляя не сделанной свою работу. Я не говорю про врачей, у них есть понимание, что в первую очередь дело должно быть сделано, и они постоянно работают сверхурочно, и им очень приятно за это говорить «спасибо» и выписывать премии.

Но когда я вижу в 5 часов вечера струйку людей, которая, как с завода, течёт к метро, и понимаю количество недоделанной работы, мне просто хочется запереть ворота. Но уволить всех разом я не могу - хороших людей на ключевые направления быстро не подобрать.

- Ключевые это кто, кроме главврача?

Все заместители, материально и финансово ответственные должности: пищеблок, прачечная, завхозы, бухгалтеры и так далее. Это должны быть люди, которые понимают и разделяют твои ценности, которым не нужно объяснять, почему мы будем у пациентов брать и стирать их одежду и не отправлять её домой родственникам. Родственники и так вымотаны, и им приятно будет увидеть, когда они снова придут, что у мамы стопочкой лежат её спортивный костюм, её ночнушка. А моя задача в том числе - сделать родственникам приятно.

Мне нужно, чтобы на пищеблоке стоял человек, который будет с пониманием относиться к тому, что Марья Петровна вдруг захотела селёдки, которой нет в меню медицинского учреждения. Диетсестра и диетврач должны составить такое меню, а заведующий пищеблоком так наладить закупки и приготовление пищи, чтобы кухня могла сделать кому-то сырник, кому-то оладушек, кому-то такую кашу, кому-то сякую. Это не просто.

Когда в структуре 11 зданий по всей Москве, из которых минимум 4 нуждаются в капитальном ремонте, а остальные - в косметическом, и всё это деньги, торги и прочий ад, задача - на любое направление найти человека, который будет в разы умнее и компетентнее тебя. Это вообще главное - не бояться нанимать тех, кто умнее.

- К вопросу о том, что милосердию легко научить, вы рассказывали , как персонал не хотел мыть ушедшую бабушку, и вы тогда сами её вымыли, причесали, переодели, и почувствовали, как люди оттаяли. А что с ними было, почему их вообще пришлось этому учить?

Это не совсем так, научить милосердию не легко, просто милосердие и эмпатия до определённой степени - профессиональные навыки.

- То есть, нужен стайлгайд о том, как быть отзывчивым медицинским работником?

Помните, как в Россию пришёл «Макдоналдс» с лозунгом «Улыбка бесплатно»? Для российской действительности человек за прилавком, улыбающийся и говорящий «Спасибо», - это было дико и странно. Но было такое внутреннее распоряжение в компании, и все улыбались. И за этим последовала масса изменений в магазинах, в ресторанах, в сфере обслуживания, и наконец волна докатилась до ЖЭКов. Я сейчас прихожу в МФЦ, мне предлагают там кофе - так я до сих пор жду подвоха.

- Я тоже.

Но нет, это такое требования работодателя. В паллиативной медицине есть стандарты, есть навыки: вот здесь надо молчать, здесь надо с улыбкой помочь, здесь надо не спешить и так далее. Это правила, которые можно прописать. Конечно, невозможно заставить человека всем сердцем сочувствовать, но люди, которые этого не умеют, сами уйдут. Люди, которые не чувствуют, что это их призвание, просто не станут работать с плохо пахнущим памперсом, с плачущим родственником, с рвотными массами, со смертью. Они ужаснутся и сбегут через несколько дней.

У нас есть девочка в этом хосписе, она из подмосковной деревеньки. Молчунья, а когда открывала рот - говорила грубовато, и я сомневалась, нужна ли она здесь, хотя работала она прекрасно. Прошло время, сейчас она - одна из лучших наших сотрудниц, потому что человека делает среда. Её просто никто никогда не учил быть приветливой и отзывчивой, и мы не имели права сразу требовать этого от неё. А сердце у неё очень большое, и интуитивно она прекрасно чувствует, когда с пациентом пошутить, когда просто посидеть молча, а когда передать пациента другой медсестре.

Нет в паллиативе ничего нового, это просто человеческое отношение, это культура отношения к старости, к слабости, к смерти, к зависимости одного человека от другого, в соответствии с христианской моралью. 80 лет советской власти, которая от этой морали отреклась, не вытравили её бесследно. Иногда приходишь в семью и поражаешься, как всё органично и правильно. В таких семьях не возникает вопроса: а хорошо ли, что человек уходит дома? А нужно ли обезболивание, может быть лучше потерпеть? Конечно, хорошо, конечно, близкий человек не должен терпеть боль.

Я вспоминаю один звонок: у женщины уходил муж в больнице, и она хотела забрать его домой, но все знакомые отговаривали: «Ты сама не справишься, детям ни к чему это видеть». Она плакала, спрашивала, как быть, я сказала: «Конечно справитесь, мы поможем». Муж прожил у неё дома всего четыре дня, все эти дни мы были на связи, она звонила и спрашивала: «У него вот так изменился характер дыхания, мне уже пора звать детей из школы?». «Да, зовите». Ей просто нужна была приходящая медсестра и человек, который подсказал бы ей, что она всё делает правильно. А её окружали совершенно нормальные, но пропитанные страхом смерти люди с разными стереотипами.

Смерть - естественная штука, она не так страшна, когда приходит естественным путём. А когда её скрываешь, стараешься не замечать и никому не показывать - вот тогда она становится страшной, как и всё, к чему мы не успели подготовиться.

- Меняется отношение к смерти в обществе?

Пока недостаточно, но оно неизбежно изменится. Демогафическая ситуация такова, что пожилых и длительно болеющих людей будет становиться всё больше и больше, и мы будем неизбежно работать на пожилых людей. Кто-то скажет: к сожалению, а я думаю - к счастью. Нет ничего более естественного и приятного, чем возвращать родителям долги. Это прекрасный замкнутый круг. Родители с нами до 16-17 лет возятся, а потом до бесконечности за нас переживают. А нам выпадает повозиться с ними несколько дней, кому-то - несколько месяцев или несколько лет, но всё равно меньше, чем они возились с нами.

Плохо, когда паллиативную помощь начинают мерять койками и открытыми хосписами. На растущее стареющее население мы можем всю страну застроить хосписами, но потребность не удовлетворим. Её можно удовлетворить только когда человек будет дома, и когда семья примет, что тут у неё растёт малыш, а тут - умирает старик. В мусульманских странах и на Кавказе не нужны такие большие вливания в стационарные хосписы, потому что там именно такой порядок. Это отношение к старости и переходу в другую жизнь быстро не вернуть. Но нужно не бояться начинать работать над этим, пусть и годами, с помощью СМИ, кино, книг.

Если не обрабатывать общество, любое, даже самое богатое государство, просто разорится на помощи старикам. Потихонечку надо к этому приходить. Для начала - открывать двери в больницы, пускать туда детей любого возраста и в любое время. Дети должны видеть бабушку беспомощной, должны видеть, как мама за ней ухаживает. Они должны знать, что больная бабушка любит их не меньше, чем когда была здоровая. А они её, больную, даже больше радуют.

К нам в Центр паллиативной помощи недавно пришёл мальчик с баяном, чтобы показать своей бабушке, как он научился играть. Это потрясающе было. И он это запомнит на всю жизнь и своим детям потом расскажет, и она до конца жизни с гордостью будет этот час вспоминать, и будет у них семейная легенда.

А какая останется легенда, если ребенку не дают даже возможности проявить любовь и заботу? Бабушка заболела, уехала в больницу, и кирдык.

- У государства тоже меняется отношение к вам, как вам удалось этого добиться?

Давайте смотреть правде в глаза: любой чиновник, если он не последняя мразь, а таких всё-таки крайне мало, хочет быть эффективным. Он хочет делать хорошее…

- Как правило, он не хочет ничего при этом решать

Отлично, мы сами всё решим. Паллиативная помощь, с учётом всех суеверий и страхов, - отличное поле, чтобы почистить карму. Вы только дайте ему эту возможность: покажите, что закон не запрещает посещение реанимации родственниками, объясните, что качественное обезболивание - дешевле и эффективнее многократных вызовов скорой, а если пускать в отделение здоровую флору вместе со здоровыми родственниками, то это будет содействовать уничтожению внутрибольничной инфекции. А если пускать волонтёров, чтобы они переворачивали больных чаще, то не будет так остро ощущаться нехватка кадров, и пролежней будет меньше. Просто и с чиновниками нужно уметь правильно общаться и правильно им объяснять, в чём выгода и плюсы.

Просвещение - основа прогресса, чтобы отношение менялось, надо постоянно говорить, обсуждать, создавать у потребителя спрос на качественную помощь в конце жизни. Для большинства людей, которые уходят в нашей стране, последние недели и дни перед смертью - это ад. Хотя картинка «правильного» умирания у нас есть. Если вы спросите человека, как бы он хотел уйти из жизни, только молодой человек без обязательств скажет: скоропостижно, машина сбила - и всё.

Нет, у большинства из нас есть семьи, незавершённые дела, важные разговоры, всем нужно у кого-то попросить прощения. Скорее всего люди скажут: «Дома в своей постели, чтобы рядом были близкие, чтобы было не больно». Мы помним из фильмов, из литературы, примеры достойного ухода. В фильме «Джейн Эйр» Джейн приезжает к умирающей тётке, которая была жуткая мразь, но эта тётка лежит в чистой постели, все дети вокруг неё, она в чепце, и она просит у Джейн прощения. В реальной жизни сегодня, увы, такие примеры - редкость. Сегодня несоответствия ожиданий и того, как происходит умирание на самом деле, вызывает ужас.

- Ну да, но чиновники обычно хотят сразу показать результат и не любят вкладывать в перспективу

Паллиативная медицина в этом смысле как раз благодарная сфера, какие-то результаты, по крайней мере геометрический рост количества благодарных граждан, ощутимы сразу. Развитие паллиативной помощи это и экономия средств, и популярное предвыборное решение с учетом демографической ситуации, и развитие благотворительности, потому что определённая часть гражданского общества начинает брать на себя социальную ответственность.

Фонд «Вера» до сих пор помогает даже московским хосписам, сколько денег фонда вы вкладываете в них и как считаете, справедливо ли это?

Смотрите. В бюджете в Москве есть деньги. В паллиативной помощи в Москве денег больше, чем достаточно, чтобы обеспечить всех, кому это необходимо.

- Всех в хосписах или в городе?

Я считаю, что в городе. Для того, чтобы медикам платить достойную зарплату, денег тоже достаточно. Достойная, как мне кажется, - это когда медсестра получает около 70 000, старшая сестра - 90 000, врач - 100 000 с лишним, завотделением - 120 000-130 000. И я думаю, что мы скоро выйдем на эти цифры. А вот с приобретением товаров и услуг дела обстоят хуже. Система закупок по ФЗ №44 - убийственная, она превращает всё в волокиту и приводит к закупке некачественного продукта. И это неизбежность.

Для меня, как человека пришедшего из некоммерческой организации (а с точки зрения управления финансами нет разницы, коммерческая организация или НКО), это пытка - видеть, что деньги есть, но ты никак не можешь получить результат, который тебя устроит. К сожалению, даже в Москве деньги благотворительного фонда нужны в малом объёме, чтобы, например, закупать какие-то расходники более высокого качества, чем то, что мы можем купить через аукцион. В фонде мы привыкли экономить каждую копейку, изворачиваться, искать, где подешевле и без потери качества купить памперсы, пелёнки и так далее. В бюджете такой возможности нет, выигрывает тот, кто даёт меньшую цену. В связи с этим я горячо поддерживаю всё, что связано с выделением государственных субсидий СОНКО.

Очень важно не бояться вносить в бюджетную сферу коммерческие элементы. В Москве в социальной сфере очень эффективно выведен на аутсорсинг большой объём работы. Младший медперсонал выведен на аутсорсинг - это твои же люди, но ты платишь компании, и можешь за счёт этого уменьшить объём работы старшей сестры по ведению табеля, чтобы она работала с пациентами, сократить людей в кадрах и бухгалтерии. В общем, много бонусов. И в медицине надо учиться. У меня гора идей. Были бы руки и время на реализацию…

Бюджетная махина в Москве паллиативного пациента обеспечивает как нигде в стране. Но федеральная программа госгарантий предполагает стоимость койки в 1800 рублей в день, и эта койка финансируется из бюджета субъекта. Большая часть субъектов - дефицитная. Это значит, что там в принципе нет денег, и у любого губернатора список из сотен задач, в котором первые строки занимают люди, которые вкладываются в ВВП - взрослые и дети, а паллиативная медицина финансируется по остаточному принципу. В Москве стоимость койко-дня более 5000, при этом городской бюджет выделяет столько денег, чтобы всех нуждающихся обеспечить помощью, а получает помощь, наверное, только треть, так как недостаточно пока развита инфраструктура. Поэтому увеличиваются расходы на каждого пациента, и это здорово.

- А ничего, что вы это говорите? Вам не срежут финансирование?

Нет, я и в департаменте об этом очень открыто говорю. И департамент сам заинтересован в качественных расчётах. Не все получают эту помощь не потому, что нет денег, а потому, что нет врачей. Все заинтересованы в том, чтобы люди оставались дома, если есть приличные условия содержания и семья. Пусть к пациенту ходит медсестра каждый день и помогает. Это и пациенту улучшает качество жизни, и для семьи стратегически правильнее, и бюджету дешевле. Главное - убрать неприятные симптомы, обеспечить уход и всегда быть на связи.

- На сколько дешевле?

Это зависит. Например, если человек на аппарате ИВЛ, то его пребывание дома с регулярными визитами медработников обходится в 7 раз дешевле, чем пребывание в стационаре. По нашим данным, в России 1 300 000 человек нуждаются в паллиативной помощи, а получают около 180 000 в год.

Можно сравнивать человека, который получает паллиативную помощь в конце жизни и человека, который её не получает, но при этом пользуется услугами медучреждений, а именно: вызывает скорую помощь, его госпитализируют, последние 2-3 дня жизни он проводит в реанимации. Первый человек бюджету обойдётся дешевле. В масштабах страны, если все, кто нуждается в паллиативной помощи, будут получать её, это будет экономия для бюджета в размере в 76 млрд рублей в год.

Но чтобы это случилось, систему надо выстроить, привести врачей. И спроса пока не достаточно, потому что у нас в стране принято пострадать. Ждать принято до последнего. Не готовиться к худшему - накликаешь же. И ещё потому, что люди в силу незнания или предрассудков всё равно позвонят в «Скорую».

- А «Скорая» не должна им сказать, что пора в хоспис?

Не должна. У каждого свои обязательства. Вы вызываете «Скорую» не чтобы умереть, а чтобы не умереть.

- Так когда человек должен узнавать про хоспис?

От лечащего врача, когда прекращается лечение. Или когда он ещё здоров. В какой момент вы понимаете, что высшее образование нужно получать? Классе в восьмом. Когда вы понимаете, что изменять супругу не очень хорошо? Задолго до того, как выходите замуж. Информацию о том, как устроена жизнь (и смерть) должна поступать задолго до того, как человек выходит в эту жизнь самостоятельной единицей. Быстро это не делается.

Вообще, одна из вещей, к которым мне сложно привыкнуть - то, как всё медленно в бюджете. Ты хочешь, чтобы система заработала как можно скорее, но количество изменений, которые можно внедрить в момент времени, очень маленькое. Полтора года назад, когда я только пришла, я очень торопилась, но сейчас я поняла, что темпы другие. На 2018 год у меня всего 3 задачи: внедрить единую для всех филиалов форму истории болезни, навести порядок в финансовой службе, начать капремонт в Центре паллиативной помощи. Всё.

- Так всё-таки, мы не закончили с вопросом про деньги фонда «Вера». На что они идут?

Есть вещи, на которые государство не должно тратить деньги. Например: мы говорим, что качество помощи возрастает в момент при открытых дверях и с появлением волонтёров. Волонтёры не берутся из ниоткуда. Их надо найти, привлечь, обучить, поддержать, удержать и приумножить. Это тяжелейшая работа, рекрутинг очень особенных кадров. Одного из двадцати человек мы в итоге в эти стены пустим, при этом 19 должны остаться нашими. Они должны узнать про паллиативную помощь, про благотворительность.

Нам нужны дополнительные руки, сиделки. Я хочу, чтобы сиделки оплачивались фондом, у нас в каждом отделении есть замечательные женщины, которые делают вещи, на которые у медработников времени просто нет. Я хочу, чтобы каждая женщина в хосписе могла рассчитывать на то, что у неё будут аккуратно вымыты и подстрижены волосы, ухожены ногти, чтобы она была одета так, как ей приятно, потому что к ней муж вообще-то придёт. Она хочет для него женщиной оставаться, а не беспомощным телом. А если пациент молодой, ему нужно, чтобы была возможность в компьютерные игры играть, сериалы смотреть, как-то иначе проводить досуг, как он привык. Вот это все без денег фонда не обеспечить.

Понимаете, матричная медицина, в которой пациент - винтик, хороша, когда мы выходим из строя на время. Мы попали в больницу, нас там по регламенту прокрутили, починили, и мы пошли дальше, вернулись к обычной жизни. А паллиативная помощь - это про последние дни, после этого не будет никакого «дальше». Поэтому слова «Жизнь на всю оставшуюся жизнь» - так важны. Мы должны обеспечить человеку достойную жизнь. Мне нужны для этого сиделки, волонтёры, салон красоты, собаки-терапевты, а чтобы привлечь их, мне нужен фонд.

Что ещё обеспечивает фонд? Фонд издаёт книги, учебники, мы устраиваем конференции и привозим лекторов со всего мира, и слушателей со всей страны. И я хочу, чтобы медики, которые приезжают в Москву учиться, жили в комфортной гостинице, чтобы они могли сходить на концерт, чтобы для них был организован фуршет, чтобы они отдохнули, а не только поработали. Они заслужили. На это очень трудно собирать деньги, но Фонд «Вера» неплохо справляется.

Фонд работает почти на все субъекты страны, и у нас масса хосписов, которым мы помогаем. Ещё большая часть работы фонда - адресная помощь детям. Посылки с трахеостомическими трубками, повязками, памперсами, влажными салфетками, питанием для этих детей, лекарствами, инвалидными креслами. Стыдно, что это есть и стыдно, что это нужно. Ребёнок на ИВЛ - это 100 000 рублей в месяц на расходники. Иногда чтобы семья могла оставить больного ребенка дома зимой, в эту семью нужно купить дрова.

Было бы хорошо, если бы в каждом субъекте появлялись свои фонды. Мы сейчас работаем над национальным приоритетным проектом по доступности паллиативной помощи, пишем паспорт проекта и надеемся, что он будет утверждён правительством, и там один из показателей эффективности - появление в каждом субъекте СОНКО, работающих в сфере оказания паллиативной помощи и получающих государственные субсидии. Если паспорт одобрят, это простимулирует появление таких фондов.

- Расскажите про программу «Жизнь на всю оставшуюся жизнь», к которой вы хотите привлечь бизнес.

Мы устаканили в каждой голове за 10 лет формулу «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь». Её придумала когда-то Оля Агеева. Я очень хорошо помню, как несколько лет назад меня срубал вопрос «Зачем помогать умирающим?». Сейчас такого вопроса нет, а если он есть, то его стыдно задавать. Почти то же самое уже произошло с вопросом про боль - уже многие понимают, что боль нельзя терпеть и нужно лечить. И вот очередной этап - нужно сделать так, чтобы люди знали, чего требовать от хосписа. Хоспис - это про жизнь до конца.

Нельзя радоваться толпам благодарных родственников, которые счастливы, что их родителю постель перестелили, обед принесли и после недели мучений вкололи морфин. Это неправильно, эти родственники должны быть в ярости. А благодарны они должны быть за совсем другой объём и качество помощи.

Сейчас перед нами новый горизонт - надо объяснить людям, чего хотеть. Мы долго искали правильные слова для этого. Наконец, нашли Александра Сёмина, автора ролика фонда «Линия жизни», лучшего, на мой взгляд, ролика про благотворительность. Это тот же Сёмин, у которого родился сын Семён Сёмин с Эвелиной Блёданс, и благодаря которому совершенно изменилось отношение к детям с синдромом дауна. Он рассказывал, что на 20 с чем-то процентов упало количество отказов от таких детей после их с Эвелиной активной работы.

Из интервью журнралу Forbes

Отрасль: благотворительность
Структура: фонд помощи хосписам «Вера»
Руководитель: Нюта Федермессер
Годовой бюджет: 20 млн рублей

«Благотворительность сегодня похожа на дорогу с одной колеей. Все ломятся по ней как буйволы с криком «заболел ребенок, помогите». Одни на просьбу отвечают: «А мы уже детскому дому помогаем». А у нас — старик, который умирает», — сетует на конкуренцию Нюта Федермессер . В 2006 году она на базе Первого московского хосписа создала фонд помощи этим учреждениям. Главным врачом в хосписе работает мать Нюты Вера Миллионщикова . Сама Нюта практически выросла там, работала в хосписе санитаркой и медсестрой.

Где фонду взять денег? Поначалу Нюта надеялась на многочисленные мамины контакты, но это не сработало. Вместе с попечительским советом фонда — это полтора десятка артистов, писателей и музыкантов — она решила деньги не просить, а зарабатывать. Тогда Федермессер впервые услышала об эндаументе — капитале, от которого благотворительная организация может получать инвестиционный доход. Фонд первым в России зарегистрировал свой целевой капитал, первый взнос поступил от частных лиц. В 2009 году доход от него составил 4 млн рублей, четверть бюджета фонда.

Нюта решила заниматься только идеями, не требующими денежных трат. Самым успешным проектом фонда стало издание «Книги, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». «Мы должны просить не деньги, а то, что человек с удовольствием даст. Писатель напишет, художник нарисует, ресторатор накормит, корректор исправит», — объясняет Нюта. Фонд дает возможность издательству заработать на продаже книги и берет фиксированную сумму до продажи тиража. Сборник прозы, изданный в «Эксмо», принес фонду 5 млн рублей, поэтический («Рипол классик») — 1 млн рублей.

Еще один источник дохода фонда — аукционы. Самый доходный был проведен аукционным домом «Совком» и принес фонду €150 000. Главный принцип — 100%-ная легальность. Чтобы избежать уплаты подоходного налога, «Совком» перечислил доход от мероприятия как пожертвование. Чтобы соблюсти закон, с каждым художником-участником фонд подписал больше десятка документов. Многих смущал договор с коммерческой организацией, но всех удалось переубедить. «Нужно уметь говорить, не стесняться потратить их время на то, чтобы тебе поверили», — уверяет Нюта.

Организовал фонд и серию детских праздников «Сладкий день для тех, кому несладко». По одному билету стоимостью 5000 рублей мог пройти один взрослый и любое количество детей. Каждое из двух мероприятий принесло фонду по 1 млн рублей. Свои помещения бесплатно предоставили Гостиный двор и литературный музей Пушкина. У 40 ресторанов удалось получить по сотне десертов. Развлекали детей ведущие творческих мастерских «Винзавода».

Сейчас годовой бюджет фонда составляет 20 млн рублей. Из них 4 млн — доход от эндаумента, 3,5 млн — частные пожертвования и взносы постоянных спонсоров. Остальное — доход от больших проектов (книги) и мероприятий.

В штате фонда трудятся четыре человека. Юридические и маркетинговые услуги оказывают добровольцы. Федермессер мечтает расширить штат: «Хочунаучиться делегировать полномочия». А еще ей нужен партнер. «Он не должен быть в прошлом управляющим лакокрасочного завода. Он должен осознанно прийти сюда, в благотворительность», — подчеркивает Нюта Федермессер.