Виды контроля по объекту контроля. Виды контроля

В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам , как правило, рассматривается функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет в управлении государством.

I. По организационным формам контроль подразделяется на:

1)Государственный контроль осуществляют органы государствен­ной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль делят на:

а)Общегосударственный контроль осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления.

б)Отраслевой контроль способствует эффективному развитию от­дельных отраслей экономики.

в)Специальный контроль возложен на специализированные ин­спекции, которые осуществляют проверку соблюдения установлен­ного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.

2)Аудит - независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторски­ми фирмами. Целью такого контроля является проверка достовер­ности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также за­конности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

3)Общественный контроль - осуществляется профсоюзными и мо­лодежными организациями. Цель - проверка решения социаль­ных вопросов в трудовых коллективах.

II. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на:

1)Вневедомственный – предполагает осуществление кон­трольных функций, независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

2)Ведомственный - осуществляется вышестоящим органом по принципу адми­нистративной подчиненности. (Министерства, ведомства). Для его осуществления в органах государственного управления создаются контрольно-ревизионные службы.

3)Внутрихозяйственный – контроль за деятельностью цехов, участков, бригад, отделов и др. ведется в организациях их руководителями, бухгалтерами, экономистами, технологами.

III. По времени осуществления контроль подразделяют на:

1. Предварительный – применяется до начала совершения хозяйственных опера­ций. Его целью является предупреждение нарушений законности, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Это наиболее эффек­тивный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер.Объектами являются: проектно-сметная документа­ция, документы, отражающие поступление и дви­жение товарно-материальных ценностей, денежных средств.


2.Текущий - осуществляется в ходе хозяйственных опера­ций. Его цель - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффек­тивности производства. Основными объектами являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

3. Последующий - осуществляется после совершения хо­зяйственных операций по истечении определенного отчетного пери­ода. Цель данного вида контроля - установить правильность, закон­ность и экономическую целесообразность произведенных хозяй­ственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Объектами являются первичные доку­менты, отражающие совершенные хозяйственные операции, регис­тры бухгалтерского учета и отчетности.

IV.По источникам проверки выделяют:

1) Документальный - заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регис­тров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления.

2) Фактический контроль - предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осущес­твляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвеши­вания.

Объектами фактического контроля являются: ТМЦ, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продук­ция, товары, незавершенное производство, выполненный объем ра­бот и т.д.

V. По методам осуществления контроль подразделяется на:

1)Ревизию - представляет собой всестороннюю и глубокую докумен­тальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определен­ный период.

Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйствен­ных и финансовых нарушений, бесхозяйственности, расточительс­тва; определение условий, способствующих установленным наруше­ниям; определение размера материального ущерба и принятие мер по его возмещению; профилактическая работа по недопущению нару­шений.

2)Аудит - это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов.

3)Тематическая проверка организуется по заранее раз­работанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируют­ся отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. Цель - получение исчерпывающих данных по изучаемой тематике и выявление не используемых на предприятии резервов.

4) Экономический анализ - позволяет выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансо­вой деятельности субъекта хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, аналитически­ми таблицами, текстовым описанием.

5) Обследование - ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д. При проведении обследования используются материалы перио­дической печати, письма, жалобы. Результаты обследований офор­мляются докладными записками, справками, заключениями, предло­жениями и т.д.

6) Расследование (следствие) представляет собой способ установле­ния виновности должностных лиц в совершении тех или иных нару­шений законности, связанных с присвоением собственности, должностными злоупотреблениями, и размера при­чиненного ими материального ущерба. Осуществляется только судебно-следственными органами.

7) Хозяйственный спор - это способ установления соблюдения за­конности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйствен­ных взаимоотношениях. Такие споры разрешаются в хозяйственных судах.

В развитии принципов контроля в РБ в настоящее время наблюдаются новые тенденции:

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций, меняется его содержание.

2. Происходит сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Этому способствует создание специальных контролирующих органов. Проводятся финансовые обследования еще на уровне инвестиционных проектов, что способствует предотвращению нарушений.

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

По формам проведения финансовый контроль делится на: *

предварительный; *

текущий; *

последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов.

Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты.

Текущий контроль проводится в процессе исправления финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов.

По методам проведения финансовый контроль делится на: проверки; обследования; анализ; ревизии.

Проверки проводятся по отдельным вопросам (например, выплаты премий).

Обследование охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Для обследования используются анкетирование, тесты, собеседования.

Анализ используется как метод финансового контроля и может быть представлен по отдельным факторам, направлениям, периодам времени.

Ревизии - обширные и комплексные проверки всей финансовой деятельности за год. Для проведения ревизий составляется программа, где существует цель, тематика, объекты и основные вопросы ревизионной проверки. После этого следует заключение, где отмечаются плюсы, минусы, накладываемые штрафы и т. д.

В качестве примера можно рассмотреть контрольную работу налоговой инспекции по городу Москве.

В 1994 году было доначислено налогов на 83 млрд. руб. (200 тыс. $). Более половины - налог на прибыль. Также обнаружено, что 814 предприятий имело от 2 до 12 расчетных счетов, из которых только один был известен налоговой полиции. С другой стороны, имеются данные о нечеткой работе самих налоговых служб, которые вносили сумятицу в расчеты по налогам, например, налог на прибыль:

1 квартал - ставка 35 %.

2 квартал - ставка 38 %.

3 квартал - ставка 35 %.

Еще по теме 3. Виды финансового контроля.:

  1. 6. Виды и система контролирующих органов финансового контроля
  2. ТЕМА 2 Виды контроля. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ОТЛИЧИЯ ВНЕШНЕГО, ВНУТРЕННЕГО, уПрАВЛЕНЧЕСКОГО контроля и РЕВИЗИИ. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ органы
Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
Рубрика (тематическая категория) Аудит

КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Контроль можно классифицировать по различным признакам.

1. По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы.

Аудит – независимый контроль за деятельностью организаций, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями.

2. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на ведомственный и вневедомственный контроль.

Ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчинœенности.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчинœенности проверяемых организаций.

3. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический контроль.

Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления и обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всœеми организациями и должностными лицами, его осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

Экономический контроль производится в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

4. По времени осуществления контрол ь подразделяют на предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений до начала совершения хозяйственных операций. Целью его является предупреждение нарушений законности, нецелœесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Его цель – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определœенного отчетного периода. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целœесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всœех контролирующих органов.

5. По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль.

Документальный контроль состоит в проверке первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целœесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета͵ взвешивания.

6. По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование (следствие) и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определœенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит - ϶ᴛᴏ независимая проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателœей финансовой отчетности организации.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике (проверка сохранности средств организации, обеспечение сохранности и использования оборудования и т.д.). Цель тематической проверки – получение данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых в организации резервов.

Данный способ контроля часто используется при наличии сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности организаций и отдельных должностных лиц либо при крайне важно сти специального изучения отдельных вопросов этой деятельности.

Экономический анализ - ϶ᴛᴏ способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, к примеру, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и определœения размера причинœенного ими материального ущерба.

Хозяйственный спор - ϶ᴛᴏ способ установления соблюдения законности и обеспечения, законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях. акие споры разрешаются в арбитражных судах.

По времени проведения контрольных мероприятий существуют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. С него начинается разделœение обязанностей (фундамент контроля).

Важнейшие контрольные моменты, используемые на стадии принятия управленческого решения, сводятся к предупреждению незаконных действий отдельных должностных лиц, к пресечению нецелœесообразных с экономической точки зрения операций по расходованию товарно-материальных ценностей или денежных средств. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предварительный контроль является профилактическим. Посредством его различные должностные лица проводят взаимную сверку целœесообразности предстоящих расходов и предотвращают возможности осуществления таких хозяйственных операций, которые потенциально способны нанести ущерб хозяйственной системе.

В случае если компания имеет сильную структуру внутрихозяйственного контроля, то диапазон объектов предварительного контроля должна быть достаточно широким (и наоборот).

Текущий контроль (по другому, оперативный) - ϶ᴛᴏ тот контроль, который осуществляется в ходе совершения различных хозяйственных операций. Те ошибки, просчеты и даже не выявленные предварительным контролем попытки злоупотребления, которые бывают обнаружены проверяющим лицом в ходе текущего контроля, должны быть немедленно исправлены или устранены. При сильной структуре хозяйственного контроля объектами текущего контроля бывают всœе хозяйственные операции.

Субъекты текущего контроля еще более разнообразны, чем предварительного. Каждый из вас, пересчитывает полученные деньги одновременно с проставлением своей подписи в расходном ордере или расчетно-платежной ведомости, тем самым, участвуя в осуществлении текущего контроля. Тем более эту функцию постоянно осуществляют и должны осуществлять всœе должностные лица из состава управляющей системы в рамках их полномочий и рядовые сотрудники, занятые в управляемой системы.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Любые должностные лица и сотрудники компании, участвуя в какой-либо хозяйственной операции и оформляя соответствующие документы, хорошо осознают, что эти оправдательные документы и после совершения хозяйственной операции будут неоднократно проверены другими лицами.

Разумеется, любая хозяйственная операция должна быть подвергнута тщательному последующему контролю лишь потенциально. Обычно количество контрольных моментов по всœей совокупности хозяйственных операций того или иного типа всœе-таки ограничено. Количество контрольных моментов, а также степень их тщательности каждый раз определяются экономической целœесообразностью исходя из соотношения затрат на осуществление таких контрольных моментов и потенциальных результатов проверки.

Среди субъектов последующего контроля различают финансовые и налоговые органы (включая налоговую полицию), органы валютного и таможенного контроля, банковско-кредитной системы и т.д. Но аудит (как внешний, так и внутренний) занимает особое место, поскольку, в отличие от выше перечисленных органов, аудиторы призваны контролировать не тот или иной особо обозначенный аспект деятельности организации, а результаты всœей финансово-хозяйственной деятельности в целом. Для этого они должны справиться с огромным количеством учетно-аналитической и юридической документации, осуществить большое число контрольных процедур и проверок хозяйственных операций по существу. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, современный аудит можно определить как особую организационную форму контроля.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ" 2017, 2018.

На практике существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

1. Предварительный контроль.

Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых правил, процедур и линий поведения.

Сложность выявления задач объясняется спецификой процесса предварительного контроля. Это проявляется в следующем:

1. контроль осуществляется не на стадии выполнения плановыхз

заданий или распоряжений руководства, а на стадии планирования, организации, разработки проектов и др.;

2. контроль выражается не в сопоставлении текущего состояния со

стандартами, а в соблюдении определенных правил, норм, ограничений, требований, процедур поведения. Их строгое соблюдение при разработке программ деятельности, оргструктур управления и др. - это способ контроля эффективного выполнения всей работы;

3. контроль осуществляет не специальный контролер или

вышестоящий руководитель, а непосредственно исполнитель проекта путем соблюдения правил.

В организациях предварительный контроль используется в трёх ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым.

Предварительный контроль в области материальных ресурсов осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Цель данного контроля - произвести высококачественную продукцию

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию управления. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он даёт уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у неё будут.

Предварительный контроль включает в себя в основном задачи общего характера, которые относятся к экспедиторскому, линейному и функциональному контролю.

2. Текущий контроль.

Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчинённые сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника.

Текущий контроль большей частью охватывает частные задачи и является прерогативой начальников, контролирующих работу своих подчиненных. Он используется в следующих областях управления:

· контроль исполнения решений;

· проведение пооперационного контроля в технологическом процессе производства продукции;

· обеспечение обратной связи в коммуникациях;

· определение изменений во внешней среде - конкуренции, законодательстве, культурной среде, экономике и др.;

· процесс адаптации организации к происходящим изменениям и усовершенствование деятельности.

Регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьёзные трудности для всей организации.

Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с переменными величинами. Внешние факторы - это всё то, что воздействует на организацию из окружающей её среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы культурных ценностей и многое другое.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Организационные системы контроля с обратной связью, используемые в управлении, во многом похожи на систему термостат-обогреватель (при понижении температуры в помещении от термостата к обогревателю поступает сигнал и обогреватель нагревается до тех пор, пока не поступит второй сигнал - о том, что достигнута нужная температура). Но есть одно очень важное отличие. Система термостат-обогреватель - это замкнутая система контроля, т.е. она работает непрерывно и автоматически без внешнего вмешательства. Большинство организационных систем контроля с обратной связью относятся к открытым, или незамкнутым системам. Внешний для таких систем элемент - руководитель-менеджер, регулярно воздействует на эту систему, внося изменения как в её цели, так и в функционирование. В управлении необходимы системы именно открытого типа, поскольку на организацию оказывают воздействия очень много переменных величин.

3. Заключительный контроль.

В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определённого заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менееон имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль даёт руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определённого уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.