Системный подход в административном менеджменте. Каналы коммуникации

Приватизация стала ещё одним инструментом в руках мошенников. Нередки случаи, когда граждане оставались «за бортом» и оказывались лишёнными права стать одним из владельцев квартиры.

Оказывается, весь процесс можно оспорить. Главное вовремя обратиться в суд и суметь отстоять свои интересы. В каких случаях оспаривается или признаётся незаконной приватизация, мы и расскажем вам сегодня.

Можно ли аннулировать приватизацию?

Скажем сразу, что признать приватизацию квартиры недействительной можно, главное – иметь для этого веские основания, подтверждённые документально.

Оспаривание приватизации квартиры возможно в при определённых обстоятельствах. Перечислим их.

  1. Один из проживающих в квартире граждан не фигурировал в приватизационном договоре и ранее не выступал участником приватизации;
  2. Один из проживающих в жилом помещении совершеннолетних лиц повторно воспользовался правом на приватизацию;
  3. В договор приватизации не внесли несовершеннолетнего , прописанного в данной квартире. является обязательным;
  4. Договор приватизации был подписан лицом , не имеющим на это полномочий;
  5. Незаконность процедуры приватизации . мы уже писали.;
  6. Оформление приватизации по поддельным документам ;
  7. Признание одного из участников приватизации недееспособным;
  8. Введение в заблуждение одного или нескольких участников приватизации;
  9. Совершение сделки под давлением.

Подать иск в суд с целью оспаривания приватизации может любой гражданин, считающий свои права нарушенными. Но прежде чем начинать заявлять о своих правах нужно эти самые права знать. имеют следующие категории граждан:

  • все совершеннолетние граждане РФ , которые проживают в данном помещении на условиях социального найма;
  • несовершеннолетние лица , постоянно проживающие в квартире.

Для проведения процедуры приватизации нужно получить согласие на заключение сделки у всех совершеннолетних лиц, а также граждан от 14 до 18 лет. Вы можете узнать как выглядит в нашей предыдущей статье. В случае, когда среди проживающих в квартире лиц есть несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет, приватизация дополнительно одобряется органами опеки и попечительства. Отсутствие указанного выше согласия – основная причина, по которой приватизация оспаривается на практике.

Как отменить приватизацию квартиры? Признание приватизации квартиры незаконной возможно исключительно через суд. При признании сделки недействительной она отменяется. То есть квартира будет возвращена в собственность государства или муниципалитета.

Важно учитывать, что после аннулирования приватизации все участники процедуры утрачивают право на повторное проведение аналогичной сделки.

Но и к этому правилу есть исключение. Например, при проведении сделки не был включён в приватизационный договор гражданин, обладающий таким правом. В данном случае, при наличии соответствующих требований в исковом заявлении, суд вправе вынести вердикт о включении данного лица в число участников приватизации. Тогда квартира останется в собственности граждан, но доли будут распределены в соответствии с новым числом участников.

Срок давности для признания приватизации квартиры незаконной составляет три года. Если этот срок истёк, вам придётся сначала восстанавливать срок исковой давности и только потом начинать процедуру оспаривания. Что это означает? Вы имеете право оспаривать сделку в течение трёх лет после того, как узнали о нарушении своих прав.

В судебной практике есть случаи, когда оспаривание приватизации проводилось через 14 лет после осуществления сделки. Здесь главное – суметь предъявить суду неоспоримые доказательства.

После принятия закона о приватизации возникло немало мошеннических схем по оформлению этой самой приватизации с нарушением норм законодательства. Случаи встречались разные – это подделка документов, обман участника приватизации, различные угрозы, запугивания и многое другое.

В такой ситуации не все оказались способными отстаивать свои права. Кто-то просто наивно посчитал, что ничего сделать нельзя и опустил руки, другие же сомневались в положительном исходе дела. Однако признать приватизацию незаконной можно, если начать действовать.

Срок давности для признания приватизации квартиры незаконной составляет три года.

Как оспорить приватизацию в суде

Можно ли расторгнуть приватизацию через суд, и как это сделать? Оказывается всё не так сложно, как кажется. Вам нужно предъявить исковые требования о признании приватизации незаконной. В заявлении нужно обязательно указать, на основании каких фактов вы считаете сделку вышедшей за рамки закона, и приложить подтверждающие документы. Важно соблюсти срок давности подачи заявления, который также составляет три года.

Для уверенности в положительном решении суда можно воспользоваться помощью юриста. Он сможет грамотно отстаивать ваши интересы, опираясь на те нормы законодательства, о которых вы можете просто не знать.

При удовлетворении судом ваших требований запись регистрирующих органов о праве собственности на жильё погашается. Одновременно на квартиру накладывается арест, чтобы у мошенников не было возможности её продать. Через какое время можно продать квартиру после приватизации .

Весь процесс займёт не более полугода.

Случаи признания приватизации незаконной

Среди самых распространённых вариантов противозаконных действий в процессе приватизации можно выделить следующие:

  1. отсутствие отказа от участия в процессе приватизации граждан старше 14 лет. Информация о том, где посмотреть образец отказа от участия в приватизации квартиры ;
  2. повторное участие в приватизации одного или нескольких лиц;
  3. противозаконное лишение права стать участником приватизации.

По поводу первых двух пунктов всё достаточно ясно – это прямые нарушения действующего законодательства.

Несовершеннолетние старше 14 лет участвуют в приватизации самостоятельно.
Поэтому для оформления квартиры в собственность нужен либо их отказ, либо согласие. В противном случае процесс приватизации признаётся незаконным.

Так же обстоят дела и с повторным участием. Граждане имеют право выступать участниками приватизации всего один раз. Исключение составляют несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет, для них такое повторное право закреплено в Законе.

Что же подразумевается под незаконным лишением права на приватизацию? Здесь возможны мошеннические действия при условии временного снятия гражданина с регистрационного учёта. В основном такое снятие производится в отношении лиц, призванных для прохождения воинской службы или осуждённых лишением свободы. В то время, пока гражданин проходит службу по призыву или отбывает наказание, недобросовестные родственники могут воспользоваться ситуацией и оформить сделку без выделения доли в квартире отсутствующему лицу.

Но и другие граждане рискуют оказаться лишенными прав на приватизацию на незаконных основаниях. Например, один из зарегистрированных в квартире граждан, фактически проживает на другой жилплощади (жена у мужа или наоборот). В этом случае аннулировать регистрацию гражданина можно и без его участия, достаточно заручиться показаниями соседей, что человек не проживает в данной квартире. Чтобы узнать как выписать человека из муниципальной квартиры без его согласия .

В любом случае обратившись в суд, вы можете восстановить свою запись о регистрационном учёте и претендовать на признание приватизационной сделки незаконной.

Возможно ли приостановление приватизации?

Приостановить процесс приватизации можно на любом этапе до момента государственной регистрации права собственности.

Приостановление данного процесса возможно при возникновении определённых условий, препятствующих оформлению сделки на законных основаниях. Сюда можно отнести регистрацию брака или рождение ребёнка и, как следствие, появление нового гражданина, имеющего право стать участником приватизации. Информация о порядке прописки новорождённого в муниципальную квартиру . В данной ситуации вам нужно будет переделывать всю приватизационную документацию с учётом нового количества участников. Здесь приватизация приостанавливается на основании волеизъявления её участников.

Возникали также случаи, когда жильё каким-то непонятным образом оказывалось не зарегистрированным в реестре муниципальной собственности. Здесь регистрация приостанавливается по независящим от вас причинам.

Процесс оформления регистрации права собственности может быть приостановлен и по решению государственного регистратора. Самые распространённые случаи:

  • возникновение у регистратора сомнений по поводу законности сделки;
  • сомнения в подлинности предоставленных документов;
  • неполный пакет документов.

Срок такого приостановления – три месяца. По его истечении оформляется официальный отказ в регистрации сделки.

Признание приватизации незаконной возможно исключительно через суд.

Процесс регистрации может быть приостановлен и по решению суда. Например, если до процедуры государственной регистрации сделки по приватизации жилья, кем-то был подан иск о признании этой приватизации недействительной или незаконной. В этом случае срок приостановления законодательством не определён и зависит от длительности судебного процесса.

Можно ли переделать приватизацию?

В последнее время в сети появляются заметки, что приватизацию можно переделать. На самом деле это не так. Приватизация представляет собой процесс передачи жилья, занимаемого на условиях социального найма и принадлежащего муниципалитету, в собственность граждан. Поэтому переделать ничего нельзя, можно лишь оспорить и аннулировать.

Если вы захотели изменить количество собственников приватизированной квартиры, оформите куплю-продажу или дарение долей.

Подводя итоги, хочется призвать граждан уметь отстаивать свои законные интересы. Если каким-то неведомым образом приватизация обошла вас стороной, смело обращайтесь в суд. Внесение вас в число участников возможно даже после государственной регистрации сделки по приватизации жилья. Неуверенность в своих силах – повод не опускать руки, а обратиться к квалифицированному юристу.


Система – это совокупность взаимодействующих элементов, объединяющих потоки информации прямыми и непрямыми связями и составляющими единое организационное целое. При этом элемент - это обособленная самостоятельная часть системы, которая должна выполнять соответствующую функцию относительно достижения общих целей всей системы .

По определению профессора Р. А. Фатхутдинова в книге «Система менеджмента», система менеджмента - это система взаимосвязанных науч­ных подходов к менеджменту и методов управления, целевой, функциональ­ной и обеспечивающей подсистем, способствующих принятию и реализации конкурентоспособных управленческих решений, направленных на удовлетворение заданной потребности.

Система управления - это некоторая целосностъ, состоящая из отдельных элементов, которые находятся между собой во взаи­мосвязи и взаимозависимости.

С точки зрения менеджмента система состоит из двух частей:

Управляемой системы;

Управляющей системы.

Таким образом, любая организация – это единство двух систем: управляемой и управляющей.

Предприятие может рассматриваться как закрытая и открытая система (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 - Предприятие как открытая и закрытая системы

Примером закрытой системы может быть приведена организация деятельности оборонного завода. В отличие от закрытой системы, системы открытого типа имеют входные и выходные каналы, позволяющие ей взаимодействовать с внешней средой (табл. 1.2).

Таблица 1.2 – Характеристика открытой системы

Для любой системы характерны следующие свойства:

1) Целостность . Позволяет рассматривать одновременно систему как единое целое и в тоже время как подсистему для вышестоящих уровней.

2) Множественность . Это свойство позволяет использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

3) Динамичность , т.е. постоянное изменение структуры системы.

4) Абстрактный характер описания системы.

5) Иерархичность строения , т.е. наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня.

6) Взаимозависимость . Элементы системы нельзя рассматривать отдельно, поскольку существует влияние одного из них на другие.

7) Структурность . Позволяет анализировать элементы системы и их взаимосвязь в рамках конкретной структуры.

Элементы системы управления являются подсистемами, то есть каждая из них может рассматриваться как самостоятельная система, в свою очередь, состоящая из элементов, находящихся во взаимосвязи и взаи­мозависимости. Например, институт - система, факультет - подсистема, министерство - надсистема.

В системе управления на уровне основного звена, то есть пред­приятия можно выделить следующие подсистемы:

1) технологическая;

2) техническая;

3) организационная;

4) научно-техническая;

5) экономическая;

6) информационная;

7) социальная.

Технологическая подсистема - совокупность всех основных и вспомога­тельных технологических процессов предприятия, последовательное и каче­ственное выполнение которых обеспечит нормальный процесс производства и реализации продукции. Технологическая подсистема включает совокуп­ность соответствующих правил и норм выполнения каждой операции.

Техническая подсистема - обусловлена структурой и содержанием техно­логической подсистемы, включая все элементы материально-технической базы (МТБ).

Организационная подсистема - процессы организации дея­тельности предприятия и организации управления предприятием.

Научно-техническая подсистема - охватывает научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские работы на предприятии, которые яв­ляются основой инновационного процесса.

Экономическая подсистема - отражает движение всех видов ресурсов на предприятии, отражает экономические результаты хозяйственной деятельности пред­приятия.

Информационная подсистема - охватывает процессы коммуникаций и информационное обеспечение всех остальных подсистем.

Социальная подсистема - охватывает процессы разработки и реализации кадровой политики на предприятии.

Представители школы социальных систем основными системными элементами управления предприятиями считали цели, структуру, задания, технологию и кадры (рис. 1.4).

Рисунок 1.4 - Взаимосвязь системных элементов управления предприятием

Первым элементом системы, представленной приверженцами социальной школы являются цели – это конкретное конечное состояние или желаемый результат. Этот элемент детально будет рассмотрен в теме № 2 «Планирование в организации».

Следующий элемент – структура. Структура - это логическое взаимоотношение уров­ней управления и функциональных областей, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели организа­ции.

Структура включает в себя:

Специализированное разделение труда - закрепление работы за специалистами, которые способны её выполнить лучше всех (по горизонтали);

Сферы контроля - число лиц, подчинённых одному руководителю (по вертикали).

Если одному руководителю подчиняется большое коли­чество людей, то это широкая сфера контроля (плоская структура управления).

Если сфера контроля узкая (руководителю подчиняется мало людей), то это многоуровневая структура.

Третий элемент системы – это задачи , т.е. предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Задачи организации делятся на три категории:

1) работа с людьми;

2) предметами труда;

3) работа с информацией.

Следующим элементом является технология. Технология - это средство преобразования сырья (люди, информация, материалы) в искомые продукты и услуги.

Технология - это сочетание квалификационных навы­ков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Заключительным элементом системы ученые считали кадры . Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся:

а) способности;

б) предрасположенность, одарённость;

в) потребности;

г) ожидания;

д) восприятие;

е) взгляды;

ж) ценности.

Достоинством данного подхода является то, что в центре системы управления стоят цели, как исходный момент процесса управления, опреде­ляющий все остальные элементы. Вместе с тем, недостатком данного подхо­да к структуре системы управления является отсутствие выделения субъекта и объекта управления, а также их связи с внешней средой предприятия, что не отражает особенностей системы управления предприятием как открытой системы.

Одной из наиболее популярных концепций системного подхода является теория «7–S» , разработанная исследовате­лями, работавшими с консультационной фирмой «Мак-Кинзи».

Авторы теории считают, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «с», эта концепция получила название «7-S».

В соответствии с этой концепцией ключевыми составляющими явля­ется:

1. Стратегия (strategy) - планы и направления действия, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей.

2. Структура (structure) - внутренняя композиция организации, отражающая деление организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.

3. Системы технологии (systems) - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации.

4. Штат (staff) - важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.

5. Стиль (style) - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура.

6. Квалификация (skills) - отличительные возможности ключевых людей в органи­зации.

7. Разделенные ценности (shared values) - смысл и содержание основных направлений дея­тельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонент.

Как считает профессор Р. А. Фатхутдинов, структура системы менеджмента должна максимально отвечать требованиям научных подходов и принципов менеджмента. Он предложил структуру системы менеджмента, представленную на рисунке 1.5.

Р. А. Фатхутдинов считал, что системы состоит из семи элементов: научное обоснование системы менеджмента (современные научные подходы к менеджменту, принципы менеджмента, общие методы менеджмента); экономики системы менеджмента (основные законы рыночных отношений, экономическое обоснование мероприятий по повышению эф­фективности менеджмента, основные показатели финансового плана); целевой подсистемы (повышение качества товаров и услуг, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товаров, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды); функциональной подсистемы (планирование (анализ, прогнозирование, моделирование, оцен­ка, разработка планов и программ), организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование); обеспечивающей подсистемы (методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, информационное обеспечение, правовое обеспечение, организационно-техническое обеспечение системы менеджмен­та); управляющей подсистемы; внешней среды системы менеджмента (управление персоналом, социология и психология менеджмента, процесс оптимизации, принятия и реализации решений, анализ в принятии решений, прогнозирование в принятии решений).

Рисунок 1.5 - Структура системы менеджмента

Примечание:

1.1. современные научные подходы к менеджменту;

1.2. принципы менеджмента;

1.3. общие методы менеджмента;

2.1. основные законы рыночных отношений;

2.2. экономическое обоснование мероприятий по повышению эф­фективности менеджмента;

2.3. основные показатели финансового плана;

3.1. повышение качества товаров и услуг;

3.2. ресурсосбережение;

3.3. расширение рынка сбыта товаров;

3.4. организационно-техническое развитие производства;

3.5. социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

4.1. планирование (анализ, прогнозирование, моделирование, оцен­ка, разработка планов и программ);

4.2. организация процессов;

4.3. учет и контроль;

4.4. мотивация;

4.5. регулирование;

5.1 методическое обеспечение;

5.2 ресурсное обеспечение;

5.3 информационное обеспечение;

5.4 правовое обеспечение;

5.5 организационно-техническое обеспечение системы менеджмен­та;

6.1 макросреда фирмы;

6.2 инфраструктура рынка;

6.3 микросреда рынка;

7.1 управление персоналом;

7.2 социология и психология менеджмента;

7.3 процесс оптимизации, принятия и реализации решений;

7.4 анализ в принятии решений;

7.5 прогнозирование в принятии решений.

В менеджменте представляет собой способ мышления по отношению к управлению и организации. Его нельзя путать с набором различных принципов действия для управленческого аппарата. Впервые применение этого инструмента управления отмечено в конце 50-х годов, и послужило огромным вкладом в

Система представляет собой некоторую целостность, состоящую из частей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом у каждой части есть свое предназначение и свой вклад в общие характеристики системы. Любую организацию можно представить в виде системы. Это может быть как открытая, взаимодействующая с внешней средой, так и закрытая система, имеющая фиксированные жесткие ограничения и не зависящая от окружающей среды.

Исходя из наличия в этих структурах подсистем, с научной точки зрения, существуют различные школы управления. Так, поведенческая школа занимается социальной подсистемой, техническая школа - управлением с использованием научного подхода.

Системный подход в менеджменте очень важен в случае, когда модель организации соответствует типу открытой системы. Другими словами, организация может получать из внешней среды капитал, информацию, материалы и Все эти компоненты носят название «входы». Во время осуществления своей деятельности организация должна обрабатывать эти входы, преобразовывая их в услуги или готовую продукцию, которые и будут являться ее выходами.

При эффективной системе управления во время преобразования будет получена добавочная стоимость входов, а также прибыль, рост объема продаж и расширится сфера деятельности организации.

К менеджменту оказал огромное влияние на посредством использования научных подходов к определенным условиям и обстановке. В основе данного подхода лежит непосредственно сама ситуация, представленная конкретным набором обстоятельств, которые могут оказывать влияние на деятельность организации в определенное время.

С использованием данного подхода руководители могут эффективней определить, какие именно приемы использовать для достижения поставленной цели организации в каждом конкретном случае. Как и системный подход в менеджменте, ситуационный не может являться просто набором предписаний руководящего состава. Это способ мышления для принятия организационных решений.

Любая система требует определенной координации аспектов осуществления хозяйственной деятельности. Системный подход к менеджменту позволяет увязывать между собой задачи, которые возникают при достижении организации поставленных стратегических целей.

Другими словами, данный подход занимается:

Разработкой доведения их до сведения сотрудников и получения обратной связи;

Стратегическим планированием;

Построением культуры организации;

Анализом рынка сбыта;

Бизнес-планированием.

Для большего понимания понятия «системный подход в менеджменте» необходимо разобраться и с термином «организация». Среди различных определений целесообразнее выбрать именно то, которое обозначает добровольное объединение граждан для выполнения конкретного вида деятельности.

Центральной фигурой в любой организации является ее владелец или лидер. Другими словами, это человек, увидевший новое, необычное и оригинальное решение удовлетворения человеческих потребностей. Для этого он активно начинает действовать для реализации идеи, расходуя свое личное время, силы и средства. Именно с этого момента и начинается процесс создания определенной системы под названием «организация» с ее подсистемами и другими составными частями.

Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной блок-схемы. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые помогают увидеть сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации. Но, если бы это было возможно, более точно отобразить структуру помог бы нам «мобайл», - подвижное изображение, а не блок-схема. Как вы, наверное, знаете из опыта, когда касались какого-то участка подвижной структуры, конструкции «мобайл», все другие его части также приходят в движение или изменяют свое положение в большей или меньшей степени, в зависимости от того, какой части вы касаетесь и с какой силой вы воздействуете на нее. Более того, положение других частей меняется не сразу, - необходимо какое-то время на реакцию. И это время опять-таки зависит от того, в каком месте и насколько сильно вы касаетесь «мобайла». Точно также, когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом.

Такие эффекты возникают при изменениях физического характера, вроде необходимости нанимать новых людей или менять технологию при покупке новых машин и оборудования, а также при изменениях одной из управленческих функций. Например, если высшее руководство решает предоставить одному из подчиненных руководителей большую свободу действий, это повлияет на мотивацию данного руководителя, на то, как он будет вести себя со своими подчиненными, и на то, как подчиненные будут взаимодействовать с новым руководителем. Кроме того, может снизиться мотивация к работе других руководителей, которые находятся на той же ступени иерархической лестницы, но не получили никаких дополнительных прав. Они могут почувствовать себя ущемленными по многим организационным аспектам, влияющим на их работу. Все эти изменения будут происходить в разное время. Следовательно, в будущем организация станет некоей иной целостностью, находящейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.

Чтобы наглядно представить себе эти взаимодействия и многочисленные последствия, руководители, в особенности на высшем уровне, должны увидеть перспектив для организации в целом и для связей организации с окружающей средой. Руководители не просто должны знать свою собственную работу, но и то, как их собственная работа и обязанности, а также работа других членов организации влияет на цели, которых организация стремится достичь. Руководители должны осознавать непосредственное воздействие решений, принимаемых в организации, и их опосредованное воздействие на различные аспекты организационной деятельности. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и влияние организации на окружающую среду. В сегодняшнем сложном мире организации чрезвычайно трудно увидеть «лес», поскольку тут растет так много «деревьев», которые либо отвлекают внимание, либо загораживают перспективу и не дают возможности воспринять картину в целом. Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системные концепции

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система.

СИСТЕМА - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Машины, компьютеры, телевизоры - все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Даже для монастыря - чтобы действовать в течение длительного времени - необходимо, чтобы приходили люди и поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

ПОДСИСТЕМЫ. Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, вследствие чего не может работать вся машина. Точно также работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

Переменные и системный подход

Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Неопределяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.