Система экологического менеджмента управления качеством окружающей среды. Система экологического менеджмента предприятия

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – стандартизированная система управления охраной окружающей среды на предприятии, основывающаяся на положениях международных стандартов ИСО серии 14000 и обеспечивающая устойчивое развитие предприятия с учетом требований рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Экологический менеджмент является относительно новым направлением развития системы управления на предприятиях, которое возникло в середине 90-х годов .

2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия

Первостепенное значение для внедрения всех элементов сис­темы экологического менеджмента на предприятии имеет разработкаэкологичес­кой политики организации (рис.5).

Рис.5. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента нам предприятии

В соответствии с определением, уста­новленным стандартом ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» ,

экологическая политика - это за­явление организации о своих намерениях и принципах, связан­ных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плано­вых экологических показателей.

Необходимость разработки эко­логической политики закреплена в ГОСТ Р ИСО 14001-98 (п. 4.2).

Экологическая политика предприятия

    направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления охраной окружа­ющей среды с целью улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды;

    формирует базу, на основе которой организация опре­деляет свои цели и задачи в области охраны окружающей среды.

Эколо­гическая политика должна быть достаточно ясной для ее восприятия внутренними и внешними заинтересованными сторонами, область ее применения должна легко определяться. При этом должны быть пре­дусмотрены периодический анализ и пересмотр политики в целях от­ражения в ней изменившихся условий и новой информации.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14004-98) при разработке экологичес­кой политики организации следует начать с выделения тех аспектов в деятельности, которые принесут очевидную пользу , напри­мер, с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за эко­логические нарушения, или с более эффективного использования сырья и материалов. По мере того, как организация будет приобре­тать опыт, могут быть разработаны пути дальнейшего повышения экологической эффективности.

Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации уже на самой ранней стадии разработки системы управления охраной окружающей среды должно принять на себяобязательство по улуч­шению управления деятельностью организации с точки зрения воз­действия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение этих обязательств и ведущая роль высшего руководства при внедрении си­стем экологического менеджмента являются решающими факторами их успеха. Поэтому разработка и своевременный пересмотр экологи­ческой политики организации должны осуществляться на самом выс­шем уровне руководства, под которым подразумевается отдельное лицо или группа лиц, несущих ответственность за деятельность орга­низации.

Если организация является частью более крупного объеди­нения (например, корпорации), руководство высшего звена должно согласовывать, документально оформлять и проводить политику в области охраны окружающей среды в рамках политики корпорации в целом при соответствующей поддержке последней.

Поскольку каждая организация вправе самостоятельно опре­делять степень охвата своих подразделений системой экологичес­кого менеджмента, это должно быть отражено в ее экологической политике. Руководство может применять стандарт ИСО 14001 ко всей организации, к отдельным ее подразделениям или к опреде­ленным видам деятельности . В случаях, когда стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 распространяется на отдельное подразделение или конкретную сферу деятельности, политика и процедуры, установ­ленные в других подразделениях организации, могут быть согласо­ваны с его требованиями при условии, если это правомерно.

Уровень детализации и сложности системы управления охра­ной окружающей среды, объем документации и используемые ре­сурсы зависят от размера организации и характера ее деятельнос­ти, особенно это относится к малым и средним предприятиям. В связи с этим руководство высшего звена, определяя экологичес­кую политику организации, должно учитывать ряд требований, которые позволят обеспечить соответствие экологической политики масштабу деятельности организации , ха­рактеру ее продукции или услуг, уровню их воздействия на окру­жающую среду.

Требования, которые необходимо учесть при разработке экологиче6ской политики предприятия (организации) :

    отражение руководящих принципов организации и на­правленность на установление целевых и плановых экологических показателей;

    обязательность выполнения законодательных и норматив­ных актов в области охраны окружающей среды;

    учет ожиданий заинтересованных сторон;

    наличие обязательства в отношении постоянного улучше­ния экологической ситуации, связанной с деятельностью органи­зации, и предотвращения загрязнения окружающей среды;

    координация с другими аспектами политики организации (например, качество, гигиена труда и безопасность);

    создание специальной структуры для определения и пере­смотра целей и задач в области охраны окружающей среды;

    обязательное документирование экологической политики и поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечивающем доступность текста для персонала и в соответствующем виде - для общественнос­ти.

В рамках экологической политики должны учитываться следу­ющие факторы :

* региональные и местные условия деятельности;

* оценка и снижение любых отрицательных воздействий соот­ветствующей деятельности на различные аспекты окружающей среды (включая землю, воду, атмосферный воздух, флору и фауну и т.д.);

* управление энергией, ресурсосбережением и выбор энер­гоносителей;

* управление использованием сырья, оптимизация выбора его вида и условий транспортировки;

* управление использованием и охраной водных ресурсов;

* сокращение образования отходов, их вторичное использо­вание, транспортировка и утилизация отходов;

*оценка и снижение интенсивности вредных физических воздействий на территории предприятия и за его пределами;

* выбор новых производственных процессов и изменения в существующих производственных процессах;

* планирование продукции (проектирование, производ­ство, упаковка, транспортировка, использование и утилизация от­ходов) с позиций охраны окружающей среды;

* определение влияния практической деятельности подрядчи­ков, субподрядчиков и поставщиков на показатели ухудшения состоя­ния окружающей среды;

* предупреждение и ограничение нештатных ситуаций;

* экологическое обучение и подготовка кадров по пробле­мам охраны окружающей среды;

* внешняя информация по проблемам охраны окружающей среды.

Разработанная экологическая политика должна быть офи­циально утверждена высшим руководством организации и над­лежащим образом оформлена для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам (в виде листовок, буклетов и т.п.) и обеспечения постоянного доступа к ее тексту персонала организации (например, в виде настенных плакатов, стендов или памяток) (рис. 6-8).

Рис.6. Экологическая политика REPGroup

Рис.7. Экологическая политика ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ООО «Газпромбурение»

Рис.8. Экологическая политика ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТТИЗ»

Охрана окружающей среды должна быть для всего персонала неотъемлемой частью общей политики. Тем самым предоставляет­ся возможность соотносить свои действия с требованиями эколо­гической политики, чтобы их всегда можно было проконтролиро­вать и соответствующим образом оценить. С установления в экологической политике ценностей и приоритетов организации в области охраны окружающей среды, по существу, начинается раз­витие общей экологической культуры производства.

2.2. Планирование системы экологического менеджмента НА ПРЕДПРЯТИИ

Планирование системы экологического менеджмента являет­ся важнейшим условием ее успешного функционирования. В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние тради­ции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, несмот­ря на устранение системы директивного планирования, осуще­ствляет разработку экологических программ и планирует их по­этапную реализацию исходя из своих финансовых возможно­стей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.

В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов ее деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.

2.2.1. Определение экологических аспектов

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, на которые она предположительно может влиять и которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные со значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем управления окружающей средой к числу основных вопросов, подлежащих рассмотрению при идентификации экологических аспектов, относят определение значительности отрицательного воздействия деятельности, продукции или услуг организации на окружающую среду; выяснение наличия процедур оценки воздействия новых проектов на окружающую среду, установление необходимости особого экологического рассмотрения в связи с местонахождением организации в экологически ценном или особо уязвимом с экологической позиций районе, оценка значительности и серьезности потенциальных воздействий в случаях нарушения технологических процессов возможной частоты таких воздействий, а также определение выявленных воздействий (локальные, региональные, глобальные).

При этом, учитывая многообразие и неоднозначность методических подходов к идентификации экологических аспектов, принципиально важны проверка обоснованности критериев оценки степени воздействия деятельности организации на окружающую среду в зависимости от его масштаба, характера (серьезности) и продолжительности и расчет денежной оценки такого воздействия. Изучение и оценка воздействий на окружающую среду результатов деятельности предприятия и ведение реестра воздействий, ко­торые рассматриваются как значительные, включают рассмотрение контролируемых и неконтролируемых выбросов в атмосферу и сбро­сов сточных вод в водные объекты и коллекторы, размещения и утилизации твердых отходов, загрязнения недр и почвы, использо­вания природных ресурсов (минерального сырья, земли, воды, топлива, лесных и других ресурсов), расходов тепловой и электроэнергии; наличия шумов, различных специфических воздействий.

Процесс определения экологических аспектов деятельности организации, имеющих важные последствия для окружающей среды и считающихся в рамках системы управления окружающей средой первоочередными, должен учитывать стоимость и сроки выпол­нения анализа, обеспечивать наличие надежных данных. Возможно использование информации, применяемой для разработки норма­тивных требований или в других целях.

Круг вопросов, рассматриваемых при идентифи­кации экологических аспектов на предприятии, очень широкий. Например, наряду с выяв­лением различных аспектов ресурсопотребления и факторов хими­ческого загрязнения окружающей среды, необходимо установление источников вредного физического воздействия (шум, вибрации, ионизирующие и неионизирующие излучения), что особенно важ­но в связи с интенсивным развитием современных технических средств (контроля качества продукции - с использованием рентге­новских аппаратов, связи с использованием мощных источников электромагнитного излучения радиочастотного диапазона и т.п.). На предприятиях некоторых отраслей весьма актуально выявление ис­точников опасного биологического воздействия. При этом предпри­ятию на основании входных и выходных данных следует установить экологические аспекты, связанные не только с осуществляемой в настоящий момент, но и с осуществлявшейся ранее деятельностью.

Процесс определения экологических аспектов, имеющих важные последствия, должен охватывать различные условия их из­менения от нижнего до верхнего предела, включая обычные усло­вия производства, условия производства при осуществлении ре­монта, пуска или наладки, а также потенциальные условия нештатных ситуаций, происшествий и аварийных ситуаций.

Организации, не имеющие действующей системы управления охраной окружающей среды, в качестве первого шага должны оп­ределять путем анализа свою позицию в отношении окружающей среды. Такой анализ должен охватывать четыре ключевых аспекта:

* рассмотрение законодательных и нормативных требований,

* иден­тификацию экологических аспектов, имеющих важные последст­вия,

* изучение существующих процедур управления охраной окру­жающей среды,

* оценка данных «обратной связи» о ранее произошедших нештатных ситуациях.

Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и из­мерений, рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации.

Процесс идентификации экологических аспектов со значи­тельными последствиями воздействий на окружающую среду не требует детализированной оценки деятельности организации, ее продукции или услуг по всему жизненному циклу. Организации вправе не проводить оценку всей продукции, компонентов или сырья. Они могут выбирать виды деятельности, последствия, воз­действия которых рассматриваются как значительные.

Управление продукцией и ее воздействием на экологические аспекты может существенно изменяться в зависимости от положе­ния организации на рынке. У подрядчика или поставщика управле­ние может быть сравнительно слабым, в то время как организа­ция, ответственная за проектирование продукции, может значительно влиять на окружающую среду, например, изменив один из входящих в продукцию материалов. В большинстве случаев организации имеют ограниченные возможности контроля в сфере распределения и использования продукции, тем не менее, когда это практически возможно, следует применять соответствующие механизмы.

Инструментарий, применяемый на практике для определения экологических аспектов, обычновключает проведение внутренней и внешней проверки процесса производства , а также представление выводов об экологических последствиях производства описа­тельным методом или путем количественной экспертной оценки, когда данные проверки представляются в виде чисел, обозначаю­щих баллы загрязнения.

Проверки должны содержать следующие элементы:

Выполнение требований, вытекающих из законодатель­ства в области охраны окружающей среды;

Определение важных аспектов в политике охраны окружающей среды;

Контроль мероп­риятий, проводимых в данной сфере, и производственного про­цесса;

Оценку ранее имевших место аварийных ситуаций.

2.2.2. Установление соответствия деятельности организации требованиям нормативно-законодательных актов в области охраны окружающей среды

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в ра­бочем состоянии процедуры идентификации требований законо­дательных актов и других требований и получения доступа к тем требованиям, которые применимы к экологическим аспектам де­ятельности организации, выпуску продукции или оказанию услуг. Для этогонеобходимо ведение реестра законодательных и других требований , что предполагает наличие процедуры регистрации данных требований.

Основными специальными законодательными актами, отра­жающими важнейшие аспекты экологического права и обязатель­ными для выполнения при планировании и функционировании системы экологического менеджмента, в нашей стране в настоя­щее время являются федеральные законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природ­ных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О радиационной безопасности на­селения», «Об экологической экспертизе». К основным законода­тельным актам, регламентирующим использование природных ре­сурсов, относятся Закон РФ «О недрах», Земельный, Водный и Лесной кодексы.

Наряду с законодательными требованиями при планировании и функционировании системы экологического менеджмента необ­ходимо учитывать также обязательные для выполнения требования национальных стандартов (ГОСТов), санитарных правил и норм (СанПиН), строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных актов. При этом первостепенное значение имеет соблюдение законодательных и других требований в области экологического нормирования.

Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп.

Первая группа включает показатели, характери­зующие качество окружающей среды: нормы предельно допусти­мой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве.

Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допусти­мых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, ра­диационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захороне­ние твердых отходов и некоторые другие.

Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унифи­кации деятельности организационных, правовых и производствен­ных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарно-защитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природ­ную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.

Применительно к деятельности по определению, экологичес­ких аспектов в рамках планирования систем экологического ме­неджмента особое значение имеет учет требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ст. 32) в отношении оценки воздействия на окружающую среду .

В общем виде оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процедуру учета экологических тре­бований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии хозяйственных решений. ОВОС организуется и осуще­ствляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточ­ных мер по предупреждению возможных неприемлемых для обще­ства экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о до­пустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду . Проектные и иные решения, содержащиеся в обосно­вывающей документации, должны быть разработаны с учетом воз­можных последствий ее реализации. Информация о состоянии ок­ружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подго­тавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетво­ряющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. Ре­зультаты ОВОС представляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу в случаях ее проведения в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (глава 6) и Феде­ральным законом «Об экологической экспертизе».

ОВОС организуется и проводится при подготовке:

Программ и планов социально-экономического развития;

Схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

Документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

Предпроектных обоснований инвестиций в строительство;

Техни­ко-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения дей­ствующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

При подготовке хозяйственных решений, включающей разра­ботку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС про­водится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных негативных последствий в про­цессе ОВОС разработчиком обосновывающей документации дол­жны быть рассмотрены цели реализации замысла или предпола­гаемого проекта, разумные альтернативы намечаемой деятель­ности, характеристика проектных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной террито­рии с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономи­ческом развитии, возможные последствия реализации намечаемой деятельности и альтернатив, меры по предотвращению неприем­лемых для общества последствий осуществления принимаемых ре­шений, а также предложения по разработке программы монито­ринга реализации поддерживаемых решений и плана после проектного экологического анализа.

В соответствии с положениями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 предприятие может взять на себя, наряду с соблюдением обяза­тельных требований национальных нормативно-правовых актов, и выполнение других требований, например, кодексов сложившейся производственной практики, различных соглашений или руко­водств, не являющихся обязательными для применения.

Особо следует отметить требования законодательных актов, подлежащих обязательному выполнению, которые регламентиру­ют финансово-экономические отношения по поводу природо­пользования, и прежде всего взимание платежей за природные ре­сурсы и загрязнение окружающей природной среды.


Система экологического менеджмента (СЭМ) – является частью системы менеджмента организации. Ее задача – разработка, внедрение и реализация экологической политики. СЭМ представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления целей данной политики и их достижения; включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.

Система экологического менеджмента раздвигает границы управленческой деятельности, включая в нее окружающую среду. Экологический менеджмент является ключевой доминантой устойчивого развития и одновременно высшим приоритетом промышленной деятельности и современного предпринимательства. В 1993 году на уругвайском раунде переговоров, посвященных Всемирному торговому соглашению, было решено разработать международные стандарты по экологическому менеджменту. Международная организация по стандартизации (ISO) сформировала технический комитет 207 (TC 207), который приступил к написанию стандартов серии ISO 14000, определяющих принципы функционирования систем экологического менеджмента. В 1996 году был выпущен первый и основной стандарт ISO 14001 «Системы экологического менеджмента»

20 – 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио-2012» или «Рио+20». Решение о месте проведения конференции 2012 года было принято на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Конференция преследовала три основных цели:

поддержание приверженности устойчивому развитию на политическом уровне;

оценка успехов и исправление недочетов при выполнении взятых на себя обязательств;

рассмотрение возникающих новых и безотлагательных проблем.

На конференции были подняты две темы согласованные странами-участницами:

зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты;

институциональные рамки устойчивого развития.

Экономические предпосылки создания системы экологического менеджмента

снижение платежей и штрафов за превышение установленных нормативов природопользования;

повышение конкурентоспособности;

улучшения имиджа в глазах природоохранных органов, инвесторов, общественности, средств массовой информации и других заинтересованных сторон;

экономия средств за счет улучшения управления организацией;

увеличение оценочной стоимости (капитализация) основных фондов организации;

экономия энергии и ресурсов за счет более эффективного управления ими;

снижение страховых взносов;

экономия средств за счет сокращения объема отходов.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурны:

персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента;

контроль соблюдения нормативно-правовых требований;

процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;

установленные цели и задачи по охране окружающей среды;

сформированную экологическую программу;

документационное обеспечение системы экологического менеджмента;

управление операциями;

обучение персонала;

экологический мониторинг;

корректирующие и предупреждающие действия;

периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита;

анализ со стороны руководства.

Основными преимуществами в конкурентной борьбе, получаемыми предприятием при внедрении системы экологического менеджмента, являются следующие:

экономия материалов вследствие более полной обработки, замещения, повторного использования компонентов продукции;

увеличение выхода продукции;

уменьшение простоев вследствие более тщательного мониторинга и технического обслуживания;

переработка отходов в коммерчески значимую форму;

уменьшение энергопотребления;

уменьшение расходов, связанных с утилизацией отходов;

улучшение продукции в результате изменений в технологическом процессе;

более высокое качество продукции;

более низкая стоимость продукции (например, вследствие замещения материалов);

снижение стоимости упаковки.

Этапы создания системы управления окружающей средой включают два этапа: на первом этапе высшее руководство должно определить «экологическую политику организации». Экологическая политика должна соответствовать следующим основным требованиям:

соответствовать характеру, масштабу и воздействиям деятельности организации, ее продукции или услуг на окружающую среду;

включала бы обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

включала бы обязательство соответствовать действующему природоохранному законодательству, а также другим требованиям природоохранного характера;

должна предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

должна быть доступна для общественности.

На втором этапе «планирования» необходимо:

выбрать экологические аспекты, которые будут учитываться при работе системы экологического менеджмента. Необходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

выбросы в воздух;

сбросы в воду;

удаление и очистка сточных вод;

радиоактивное заражение местности;

использование сырья и природных ресурсов;

другие локальные экологические и общественные проблемы.

организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся требований законодательных актов;

в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели, которые должны учитывать требования действующих законодательных актов и должны быть согласованы с экологической политикой;

на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой, которая включает:

распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Успешное внедрение системы экологического менеджмента в большой степени зависит от позиции руководства предприятия, которое и инициирует процесс разработки такой системы. Мотивация руководителей первична, она определяет, будет ли вообще рассматриваться вопрос внедрения СЭМ. Как правило, руководители высшего звена к этому моменту проходят базовый курс обучения, который организует выбранная фирма-консультант. Процесс разработки системы начинается обычно с совещания, на котором обсуждаются основные вопросы, связанные с внедрением СЭМ. В совещании принимают участие руководство предприятия и консультанты. Если консультант не выбран, или принято решение о работе без консультантов, информацию могут представить собственные сотрудники, ранее прошедшие обучение. На совещании обсуждается поэтапный план работы, и формируется рабочая группа. Возглавляет группу представитель высшего руководства предприятия. Процесс разработки и внедрения системы экологического менеджмента включает восемь этапов.

Этап 1 Оценка исходной ситуации

На этом этапе дается описание предприятия, его местоположение, основные производственные процессы и оборудование, организационная схема и распределение обязанностей, основное используемое сырье и продукция, выбросы в атмосферу, в воду и образование отходов. Выявляются экологические аспекты деятельности предприятия, определяется степень их важности. Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду. А воздействие на окружающую среду считается любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности предприятия, его продукции или услуг. Порядок проведения оценки исходной ситуации (ОИС) не регламентируется стандартом ISO 14001, однако в приложении А, носящем информационный характер, рекомендуется ее осуществление и отмечено, что организации, у которой нет системы менеджмента окружающей среды, следует вначале установить свою исходную позицию по отношению к окружающей среде посредством анализа. Целью этого анализа является рассмотрение всех экологических аспектов организации как основы для создания СЭМ. Анализ должен охватывать четыре ключевые области:

идентификацию экологических аспектов деятельности, в режиме нормальной работы, а также работы в период пуска и останова оборудования, в чрезвычайных ситуациях и при авариях;

идентификацию соответствующих законодательных и нормативных требований;

изучение существующей практики и процедур экологического менеджмента;

оценивание предыдущих чрезвычайных ситуаций и аварий.

Оценка исходной ситуации позволяет не только определить степень соответствия существующей системы менеджмента требованиям стандарта, но и выявить ее сильные и слабые элементы. Фактически ОИС представляет собой один из видов экологического аудита, в ходе которого используются все соответствующие методики и подходы, а к проведению ОИС и аудиторам предъявляются стандартные требования. Результатом первого этапа является формирование четкого представления о необходимых изменениях в деятельности организации, последствиях этих изменений, существующих рисках и возможностях, что позволяет разработать стратегию деятельности и сформулировать экологическую политику.

Этап 2 Разработка и декларация экологической политики

В такой декларации руководитель в письменной форме выражает свой взгляд на то, как должно работать предприятие, и что должны делать все сотрудники для охраны окружающей среды.

Декларация преследует две цели:

внутренняя: объяснить ту важность, которую высшее руководство придает управлению окружающей средой;

внешняя: показать, какое большое значение уделяет предприятие экологическим вопросам, и определить ответственность предприятия.

Декларация публикуется для информирования органов государственной власти и общественности об экологической политике организации.

Этап 3 Составление плана действий в области экологического менеджмента

План действий должен предусматривать ряд основополагающих моментов, включая определение целей и задач, приоритетов деятельности, распределение полномочий и ответственности, сроки выполнения и основные результаты мероприятий, порядок информационного взаимодействия (внутреннего и внешнего), а также распределение ресурсов. Чем полнее в плане действий учитываются взгляды и интересы на всех уровнях предприятия, тем более реалистичным является план, тем больше понимания и поддержки он получит со стороны сотрудников, которые будут отвечать за его реализацию.

Этап 4 Разработка процедур СЭМ и ее интеграция в схему управления

Распределение обязанностей и рабочие процедуры в идеале должны устанавливаться людьми, которым поручено их выполнение, а затем утверждаться высшим руководством. Каждая процедура должна быть действенной и эффективной в максимально возможной степени. В плане действий должны быть также представлены программы обучения персонала и организация внутренних коммуникаций. СЭМ должна стать частью обычной практики управления производством. Для этого необходимо пересмотреть и, если нужно, изменить:

организационную структуру (задания, полномочия, ответственность);

интеграцию системы отчетности и принятия решений по экологическим вопросам в структуру внутреннего управления.

Этап 5 Создание системы измерений и мониторинга

Предприятие должно иметь возможность в любой момент оценить насколько эффективно работает система экологического менеджмента. Система мониторинга должна позволить оценить фактическую результативность природоохранной деятельности предприятия по отношению к установленной экологической политике, экологическим целям и задачам, плану действий.

Этап 6 Внедрение и функционирование СЭМ

Для успешного функционирования СЭМ необходимы постоянное непосредственное участие и поддержка со стороны представителей высшего руководства предприятия. На крупных предприятиях ответственность за весь круг вопросов экологического менеджмента возлагается на соответствующее природоохранное подразделение. Это подразделение должно подчиняться одному из руководителей высшего уровня, например президенту, вице-президенту компании или директору завода. Часто такое подразделение отвечает как за вопросы охраны окружающей среды, так и за вопросы охраны труда и техники безопасности, поскольку эти области тесно связаны между собой.

Этап 7 Проведение внутренних аудитов

Внутренние аудиты проводят работники самого предприятия, чтобы оценить, насколько хорошо работает система экологического менеджмента и выявить все имеющиеся несоответствия. Аудиторский отчет дает возможность руководству предприятия улучшить те элементы СЭМ, которые работают неудовлетворительно.

Этап 8 Совершенствование

Оценка работы системы экологического менеджмента, периодически проводимая высшим руководством, позволяет обеспечить адаптивность СЭМ к постоянно изменяющимся в условиям, таким как появление новых научных знаний о воздействии химических веществ на состояние окружающей среды, изменение национальных и международных рынков продуктов и услуг, курсов валют, норм государственного регулирования, требований потребителей или клиентов.

Система экологического менеджмента является инструментом для реализации положений экологической политики организации. В политике фиксируются основные принципы деятельности и приоритеты руководства в той или иной области. Она декларирует стратегию предприятия и обеспечивает принятие тактических решений руководством среднего и низшего звена, понимание и восприятие изменений персоналом. Следовательно, политика должна быть доступна всему персоналу и, по возможности, обсуждена до ее утверждения. Согласно требованиям стандарта, высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

соответствовала характеру и масштабам деятельности организации, а также ее воздействию на окружающую среду;

включала обязательства по постоянному улучшению СЭМ и предотвращению загрязнения окружающей среды;

отражала обязательство высшего руководства по соблюдению законодательных и нормативных требований;

создавала основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые экологические показатели;

была документально оформлена, периодически анализировалась и пересматривалась по мере необходимости;

была доведена до сведения всех лиц, работающих на организацию или от имени организации, включая персонал, подрядчиков, работающий в помещениях и на оборудовании организации;

была доступна общественности.

Доступность политики для общественности обеспечивается за счет ее предоставления по запросу заинтересованных сторон, а также публикации в средствах массовой информации. Поскольку положения политики отражают стратегические направления и приоритеты в деятельности организации, доступные ресурсы и ограничения, периодический пересмотр и изменение политики требуется при достижении или потере актуальности поставленных в ней целей, изменении возможностей организации, приобретении опыта.



Системы экологического менеджмента — Environmental Management Systems

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные, например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001). Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобального управления качеством» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной организации стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001 и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений»), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы . Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации , в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план — осуществление — проверка — пересмотр плана «.

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям?

Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны» о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки «зеленых» продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев — примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойная» сертификация для уменьшения общей стоимости. «Сертификация в рамках ISO 9000 — это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000», — утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг, зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

  • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
  • подготовка специалистов-аудиторов;
  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага — официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Проблемы ISO 14000

Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга, единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов и общественных организаций.

С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для «экспорта загрязнений» — переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупции.

Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость: организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о «постоянном улучшении» и «предотвращении загрязнений» является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения. Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна: предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену «командным» методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что «компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами». Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений «заинтересованных сторон». С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 («Руководство по оценке экологических аспектов деятельности»).

Баланс экологии и экономики – главная цель устойчивого развития, не разрушающего экологические системы и природные ресурсы, в которых нуждаются как настоящие, так будущие поколения. Достижение такого баланса определяется эффективно работающими системами экологического менеджмента – СЭМ (управления) на предприятиях и в организациях, в городах, регионах, странах.

Для интенсивно развивающейся Липецкой области эффективно работающие СЭМ - путь к восстановлению и стабилизации экологических параметров региона.

Сегодняшний статус производства и потребления весьма неустойчив. В то же время стало очевидным, что для сохранения своего положения в бизнесе предприятиям, предпринимателям следует учитывать экологические требования. Эта особенно важно для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкуренции с другими предприятиями, учитывающими экологические факторы, и удовлетворения растущих экологических ожиданий внешних заинтересованных сторон.

Большая роль в развитии методов экологического менеджмента и экологического аудита принадлежит органам государственного управления, которые должны всячески содействовать развитию данных инструментов управления окружающей средой, стимулировать их.

Зачем нужно внедрять системы экологического менеджмента?

Система экологического менеджмента – это часть общей системы управления предприятием, включающей: организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации экологической политики.

Принимая решение в пользу разработки и внедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков, связанных с неадекватным отношением к экологическим аспектам работы предприятия.

Экологический менеджмент – это системный подход к решению экологических проблем в повседневной деятельности предприятий и в стратегии их бизнеса.

С этой точки зрения можно выделить ряд важнейших для предприятия факторов, справляться с которыми позволяют системы экологического менеджмента:

1. Законодательство и контроль его соблюдения
Органы государственного управления всех уровней усиливают контроль промышленной и хозяйственной деятельности и увеличивают санкции за нарушение. Юридические нормы «позеленели».

За нарушение требований разрешений и нормативных актов, в первую очередь в тех случаях, когда эти требования касаются ситуаций, связанных с повышенным риском для здоровья людей или долговременным ущербом окружающей природной среде, вводятся новые, все более серьезные административные и уголовные наказания.

К предприятиям предъявляются требования ведения мониторинга, необходимого для подтверждения того, что они соблюдают условия выданных разрешений и требования соответствующих нормативных актов.

Власти могут усилить контроль, менее охотно идти на компромиссы с предприятиями, у которых есть проблемы с выполнением условий разрешений и соблюдением нормативных требований. В некоторых случаях предприятиям приходится переносить свои производственные объекты в другое место или идти на очень существенные капиталовложения в новое природоохранное оборудование.
В других случаях их вынуждают платить за реабилитацию загрязнения.

2. Внимание заинтересованных сторон, информированность, имидж, репутация:
От предприятий ожидается, что они будут вести себя как добропорядочные граждане, с растущим уровнем внимания к решению экологических проблем.

Сложилось мнение, что предприятие, не уделяющее должного внимания природоохранной деятельности, не в состоянии производить высококачественную продукцию. Финансовые институты и страховые компании, уделяют все большее внимание результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки.

Важным «клиентом» любого предприятия является население той местности, где оно расположено. Сегодня наиболее успешные промышленные компании придерживаются той точки зрения, что они «должны заработать» право вести свою деятельность в данном районе в глазах местного населения. Такие предприятия устанавливают высокую планку экологических стандартов для своих конкурентов.

Предприятия, которые игнорируют озабоченность местного населения проблемами загрязнения, иногда обнаруживают, что не только их заявки на получение разрешений, но и сами входы на их территорию оказываются заблокированными протестующей общественностью. Экстремальным примером такого рода является реальный случай, происшедший в Таиланде, когда толпа, возмущенная загрязнением источника питьевой воды, ворвалась на фабрику, виновную в этой аварии, и сожгла ее дотла. Однако обычно такое противостояние приводит к дорогостоящим задержкам в получении разрешений на освоение территории и строительство и к трудностям во взаимоотношениях с природоохранными органами.

Споры по поводу экологической ситуации вокруг предприятия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих обязанностей. Аналогичные ситуации возможны и в нашем регионе с высоким уровнем техногенной нагрузки.
В глазах общественного мнения «чистые» предприятия рассматриваются как добрые соседи, заслуживающие доверие властей и потребителей.

По мере повышения результативности природоохранной деятельности предприятие может рекламировать свои успехи, экологическую политику, что укрепляет его репутацию. Другие предприятия рекламируют вторичное использование материалов или применение экологически более чистых технологий, третьи производят продукцию, при производстве которой используются вторичные или биологически разрушающиеся материалы, или удовлетворяют пожелания потребителей относительно уменьшения объемов опасных отходов и рекламируют свои продукты как «зеленые».

3. Конкурентоспособность:
Не уделяя должного внимания экологическим проблемам, предприятие рискует потерять позиции в конкурентной борьбе на внутренних внешних рынках. Предприятие, не учитывающее экологические факторы, может выпускать низкокачественную продукцию, отвергаемую потребителями.
Предприятия с серьезным грузом экологических проблем попросту могут оказаться выброшенными из современного бизнеса.

Культура «зеленого потребления» является сегодня существенной рыночной силой.
Владелец или руководитель предприятия должны уделять самое серьезное внимание экологическому менеджменту хотя бы потому, что низкая результативность природоохранной деятельности существенно уменьшит ценность их работы и подорвет конкурентоспособность предприятия.
К настоящему времени сформировалась постоянно развивающаяся сеть национальных и международных стандартов и требований, соответствие которым должны обеспечивать предприятия. Вполне реально, что в самом ближайшем будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды. Во многих отраслях промышленности прилагаются существенные усилия по сокращению выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, например, постоянно расширяется список видов продукции и отходов, обращение с которыми регулируется специальным законодательством.

Принимается законодательство, стимулирующее проведение экологического аудита, совершенствование используемых технологий. ВТО уделяет растущее внимание экологическим аспектам в развитии международной торговли по мере того, как экологические стандарты и учет экологических аспектов начинают носить характер общепринятой практики деловых международных отношений.

Экологическое законодательство все в большей степени гармонизируется по всему миру. В самом ближайшем будущем деятельность предприятий по всему миру будет регулироваться рядом новых международных конвенций в области охраны окружающей среды.

Например:
- продавцы отходов обязаны обеспечивать выполнение положений Базельской конвенции;
- энергетические компании должны будут соблюдать лимиты выбросов серы, оксидов азота и летучих органических соединений, устанавливаемые Конвенцией Экономической комиссии ООН для Европы по трансграничному загрязнению атмосферы;
- предприятия, торгующие химическими веществами должны соблюдать нормы, установленные для импорта, упаковки и маркировки опасных химических веществ.

Продукция, которая в большей степени соответствует экологическим предпочтениям потребителей, может получить важное преимущество по сравнению с продукций конкурентов, не придающих должного значения этим соображениям, особенно при небольшой разнице цен.

4. Финансы:
Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения загрязнения (стремление к экотехнологиям) могут обеспечить существенную экономию финансовых затрат и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. Такое поведение предприятий часто поддерживается с помощью экономических стимулов, в частности налогами и платежами за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Что такое система экологического менеджмента?

Экологический риск может быть связан с уровнем загрязнения продукции, неприемлемым для потребителей, травматизмом или заболеваниями рабочих или местного населения.
Новые возможности, которые открывает перед предприятием СЭМ, могут заключаться в сокращении потребления энергии и, тем самым, производственных издержек, в снижении загрязнения или в переработке отходов, или же в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологическими требованиями. В качестве примера может служить компания «3М Корпорейшен». Объем экономии, получаемой в результате реализации программы «Предотвращение загрязнения – прибыльное дело», превышает 1 млн. долл. в год.

СЭМ - это ряд планируемых и скоординированных управленческих действий, процедур, документов и регистров информации в рамках специальной структуры со своими функциями, отчетностью и ресурсами, направленных на предупреждение отрицательного воздействия на состояние окружающей среды, а также на содействие проведению мероприятий по сохранению или повышению качества окружающей среды.

Система экологического менеджмента построена по хорошо известному из управления качеством принципу: «Планируй, делай, проверяй, улучшай» (так называемый «цикл Деминга»). Сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью:

Никаких действий. Эти предприятия не обращают внимания на экологические возможности и угрозы до тех пор, пока не становится слишком поздно.

Реактивный подход. Руководство ожидает, пока кто-то вне предприятия определит подходы и правила решения тех или иных вопросов, прежде чем предприятие предпримет реальные шаги по их решению на своем уровне. Такие предприятия могут получить какой-то выигрыш на непродолжительное время, но они никогда не смогут уверенно решать проблемы и оказываются слабо подготовленными.
Упреждающий подход. Предприятия постоянно отслеживают экологические вопросы и формулируют подходы к решению возникающих проблем до того, как они приобретут критический характер. Модель Деминга ориентирует именно на третий – упреждающий, превентивный подход: дешевле предупредить возникновение проблемы, чем бороться с ее отрицательными следствиями.

Цель СЭМ

Анализ результативности природоохранной деятельности и экологический аудит являются весьма ценными инструментами управления, но обладают, одним недостатком: они могут дать характеристику экологической ситуации лишь на момент проведения аудита. Нужна система управления, способная обеспечить эффективное достижение предприятием определенных им самим экологических целей и задач.

Для всех СЭМ характерен набор основных элементов: экологическая политика, программа действий по охране окружающей среды, организационная структура, интеграция вопросов экологического менеджмента во все аспекты повседневной деятельности предприятия, экологические процедуры.

Как разрабатывать СЭМ:

Модель Деминга для управления качеством, использованная в международной серии стандартов ISO 9000, является основой для подавляющего большинства систем экологического менеджмента:

Планируй: фаза планирования – определяются общие цели и задачи предприятия, а также разрабатываются методы их достижения.
Действуй: фаза действий – реализуется принятый план и согласованные меры по достижению целей предприятия.
Проверяй: фаза оценки – меры, предпринятые в соответствии с планом, проверяются с точки зрения их технической и экономической эффективности, полученные результаты сравниваются с запланированными.
Совершенствуй: фаза корректирующих действий – выявляются и устраняются любые возможные ошибки или недостатки, после чего план может быть пересмотрен и адаптирован к изменившимся условиям, а процедуры усилены или переработаны, если это необходимо.

С чего начать?

Для того чтобы уточнить представления о том, каким образом сформировать заинтересованность высших руководителей и других работников предприятия, что является первым шагом на пути внедрения СЭМ, важно иметь ответы на целый ряд вопросов:

– Кто имеет полномочия по формулированию политики предприятия?
– Кто несет ответственность за вопросы охраны окружающей среды на предприятии?
– Кто из руководителей непосредственно связан с вопросами охраны окружающей среды?
– Какие наиболее серьезные экологические проблемы на предприятии,как это может отразиться на его деловых операциях?
– Каковы слабые места предприятия с точки зрения необходимости решения этих проблем?
– Какие аргументы могут быть предложены руководству в пользу выгодности использования превентивной системы экологического менеджмента, и во что это обойдется, если предприятие по-прежнему будет работать без такой системы?
– Какие аргументы в пользу более совершенного управления охраной окружающей среды могут быть предложены работникам предприятия?
– Что необходимо сделать для повышения информированности руководства и работников предприятия в этих вопросах, прежде чем они смогут осознать необходимость внедрения СЭМ?
– Кого можно привлечь себе в помощь? Кто способен придать дополнительную убедительность используемым аргументам?
– Какая информация понадобится, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план,какие ресурсы потребуются, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план?
СЭМ должна быть интергирована с системами охраны труда, техники безопасности и управления качеством, другими производственно-хозяйственными параметрами предприятия.
Управлять системой охраны окружающей среды на предприятии нужно учиться и делать это профессионально.

Л.М. Моргунова – эколог-аудитор, член Национальной экологической аудиторской палаты РФ.

Производственное экологическое управление включает в себя деятельность предприятий, в первую очередь направленную на соблюдение обязательных государственных требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Экологический менеджмент можно определить как процесс и результат инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на достижение собственных экологических целей, реализацию собственной экологической политики .

Понятие системы экологического менеджмента (Environmental Management Systems или EMS) в организации (предприятии или компании) является ключевым понятием серии ISO 14000. Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» – предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001 и соответствие которым означает, что организация имеет систему управления охраной окружающей среды, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику – специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например отраслевые кодексы).


3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они основываются на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений») и определяются для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента , в которой определяются ответственные, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы выделяются достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого входит периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала , а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Устанавливаются процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности .

Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом принимаются во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществле-

ние – проверка – пересмотр плана». Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. документируются.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Рис. 3.3. Структура менеджмента

Экологический менеджмент представляет собой не столько выполнение определенных формальных требований, сколько разнообразную активную практическую деятельность, понятную и доступную для всех специалистов и персонала предприятия в целом (рис. 3.3).